Файл: Бодалев А.А. - Общая психодиагностика.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.10.2020

Просмотров: 8405

Скачиваний: 53

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

386

Характеристика  самоотношения, выявленная  методикой  управ-

ляемой  проекции, имеет  диалогический  характер, т. е. включает  от-

ношение  и  к «Я», и  к «не-Я» субъекта. Так, например, обследуемый
может выражать симпатию и уважение к «Я», но при этом либо 1) не

уважать «не-Я» и испытывать к нему антипатию, 2) уважать и испыты-
вать симпатию к «не-Я», 3) видеть свое «Я» в противоположных чер-

тах (портрете В) и выражать к нему симпатию и уважение, а к портре-
ту А (реально к своим чертам) - антипатию и неуважение (скрытое са-

моотвержение). Возможны и иные варианты самоотношения.

Методика пригодна для использования в условиях психологичес-

кого консультирования и может давать важную информацию о форме и

характере самоотношения.

Приведем пример клинического анализа протокола одного из ис-

пытуемых. Двадцатичетырехлетнему  студенту  гуманитарного  ВУЗа
Павлу Ш. были предъявлены два портрета:

1) Александр Т., 25 лет, студент ИСАА (персонаж А). Несколько

тревожный, склонен  к  самоупрекам. Застенчив, нерешителен, озабо-

чен, осторожен. Мягок, уступчив, редко настаивает  на своем. Его мо-
жет  раздражать  превосходство  других  людей, фиксируется  на  не-

удачах;

2) Борис Р., 24 года, студент МВТУ им. Н. Э. Баумана (персонаж

Б).

Спокойный, уверенный в себе, оптимистичный, довольный жиз-

нью человек. Общительный, активный, энергичный, любит рисковать,

авантюристичен. Самостоятелен, обычно  отстаивает  свою  точку  зре-
ния. При этом не подозрителен, редко вступает в конфликты.

Павлу  Ш. были  предложены  вопросы, охватывающих  основные

сферы  жизнедеятельности  студента, на  которые  он  отвечал  сначала

применительно  к  схожему  персонажу (А), а  затем  применительно  к
противоположному персонажу (В):

Персонаж А:

1. Почему он поступил в этот вуз? Что его привлекает в будущей

профессии? Каковы его профессиональные перспективы? Будет ли он

стремиться к успеху? Достигнет ли он его?

«Чтобы  не  быть  на  производстве, среди  грубых  людей. Чтобы

иметь спокойную умственную профессию, быть вне коммуникаций, ко-


background image

387

торые  раздражают. Чтобы  компенсировать  пониженную  самооценку

знаниями. Подальше  от  физического  труда, так  как  астеник, женст-

венный. Есть  истероидность (раздражает  превосходство других) - за-
хочет  успеха, но  сил  может  не  хватить - невроз: стрессы, фрустра-

ции».

2. Как он проводит свое свободное время? С кем и по какому по-

воду общается? Что может дать близкому другу в общении? Как к нему
относятся окружающие?

«Свободного  времени мало, так  как  хочет  стать умным, хорошо

учиться. Могут быть искусство, музыка, но не спорт. Хочет общаться с

женщинами, но  не  получается. Хочет  иметь  у  них  успех, быть  легко-

мысленным, активным  и  т. д. Любит  читать  книги. Лучше  общается  с
сангвиниками, гипертимными флегматиками, а  не с  холериками... Хо-

чет от друга чуткости, жалости к себе, чтобы управлял, помогал. Дру-
зей мало. Незнакомых, полузнакомых не любит, боится толпы... Окру-

жающие его недолюбливают, так как считают скрытным, себе на уме,
несинтонным, терпят, но не стремятся к нему».

3. Женат ли он? Если да, то доволен ли он своими взаимоотно-

шениями с женой, есть ли у них проблемы? Если нет, то какой он ви-

дит свою будущую жену, свою совместную жизнь с ней?

«Навряд  ли. Не  может  найти. Да, будет  доволен. Отношения

дружбы, сочувствия. Будет стремиться из вуза быстрей домой, так как

там  безопасность, комфорт. Нет! Проблем  не  будет. Жена  будет  сан-
гвиником, т. е. полной противоположностью, но духовно, по интересам

одинаковой. Будет много детей».

4.  Как он в целом оценивает себя? В чем его основные пробле-

мы? Удается  ли  ему  справиться  с  ними, если  да, то  как, если  нет, то
почему? Хочет ли он изменить что-нибудь в себе?

«Пониженная самооценка, неуверенность в себе. Основная про-

блема - коммуникация, самоутверждение, женщины. Справиться  не

удается (к тому же постоянно неудовлетворен), но стремится. Не уда-

ется, так как физических и психических сил мало, ипохондрик и пес-
симист. Хочет изменить темперамент, стать экстравертом, иметь силы,

быть менее чувствительным, быть синтонным, коммуникативным».

5. Что для него самое главное в жизни? Каково его будущее?

«Главное  для  него - проблема адаптации. Будущее - ничего не


background image

388

добьется».

Персонаж Б

1

:

1.    «Так  как  жаждет  общения,  информации,  от  полноты  жизни.

Хочет  быть  хорошим  специалистом, приносить  обществу  пользу, но

обычно не склонен задумываться. К успеху равнодушен, уверен в том,
что успех сам придет».

2.  «Бегает  по  друзьям,  общается.  Занимается  тысячью  дел.  Ор-

ганизует праздники, встречи. Для друга приятен, так как берет на се-

бя  инициативу, не  обижает, синтонный. Его  любят, рвут  на  части. С
ним интересно».

3. «Женат, но развелся и вновь хочет жениться. Жена его люби-

ла, но ему надоела, он не может сидеть дома».

4. «О себе часто не думает. Доволен собой. Проблем мало, а ес-

ли есть — легко преодолеваемые. Недисциплинирован, без плана, по-
верхность мышления. Изменил бы не в себе, а в окружающем, так как

экстраверт».

5. «Главное - активная деятельность. В будущем добьется успе-

ха».

При  анализе  текста  применительно  к  схожему  персонажу (А)

бросается  в  глаза  полная  личностная  нереализованность  персонажа.
Испытуемый развернуто, не пытаясь это затушевать, повествует о бло-

кированности (фруетрированности) у этого персонажа  всех  значимых

сфер  мотивации (профессиональной, сферы  общения, сферы  интим-
ных отношений и самореализации в целом). Конфликтность персонажа

подчеркивается еще и постоянным напоминанием о стремлении персо-
нажа быть другим и добиться того, чего у него нет: «Захочет успеха,

но сил может не хватить», «Хочет общаться с женщинами, но не полу-
чается», «Хочет иметь у них успех, быть легкомысленным, активным»,

«Хочет  изменить  темперамент, стать  экстравертом, иметь  силы, быть
менее  чувствительным, синтонным, коммуникативным». Таким  обра-

зом, испытуемый оценивает личность персонажа как крайне неэффек-

тивное средство достижения значимых для него самого мотивов (что и
является проявлением неуважения к персонажу во всех сферах).

К  персонажу  А. явно  выражается  определенная  степень  симпа-

1

 Вопросы те же, что и для персонажа А.


background image

389

тии: описываются  его  пристрастия, устремления, что  он  любит, с  ка-

кими людьми любит общаться, указывается, что он стремится получать

помощь, сочувствие, поддержку со стороны  друга, в  интонациях слы-
шится  сопереживание  персонажу (вместе  с  самим  персонажем  он  хо-

чет,  чтобы  ему  было  хорошо,  страдает  вместе  с  ним,  понимая  труд-
ность достижения этого).

Испытуемый хорошо знает и понимает этот персонаж. Он анали-

зирует его личность, интерпретирует, ставит диагнозы, вскрывает мо-

тивы, в которых сам персонаж мог и не признаться себе. Испытуемый
многократно пользуется научной терминологией, создавая определен-

ную дистанцию между собой и персонажем, ставя себя в позицию ис-

следователя, помогая  себе  быть  более  беспристрастным  и  честным  в
его  описании, что было  бы  невозможно при  большей  близости  к  пер-

сонажу. В  самоотчете  после  эксперимента  Павел  Ш. написал: «Алек-
сандр  -  это  моя  плохая  половина,  помимо  хорошей».  В  этой  фразе

проявляется тот же стиль общения с самим собой: способность к реф-
лексии, к  адекватному  самовосприятию  достигается  путем саморазто-

ждествления, отделения себя от самого себя.

В  противоположном  персонаже  (Б)  мы  узнаем  «желаемое  Я»

персонажа А, полностью реализующего себя во всех тех сферах, в ко-
торых  тот  не  может  реализовать  себя. Это - активный, энергичный,

самовыражающийся, общительный, легко преодолевающий трудности,

достигающий  успеха  в  профессиональной  деятельности  человек. В
этом  проявляется  уважение  к  персонажу. Некоторая  доля  симпатии

также  имеет  место: «он  приятен  для  друга», «не  обижает», «его  лю-
бят», «с ним интересно». Однако при этом испытуемый несколько дис-

кредитирует персонаж Б, приписывая ему поверхностность, нерефлек-
сивность, легкомыслие. Близость  к  персонажу  не  проявилась: харак-

теристики достаточно внешние, ответы на вопросы неразвернутые, нет
вхождения во внутренний мир персонажа.

Итак, персонажи имеют общие стремления, ценности, но их дос-

тижимость, внутренние  условия самореализации  не  совпадают. Таким
образом, можно  предположить, что  во  внутреннем  диалоге  сталкива-

ются  два  «Я»  испытуемого:  «наличное  Я»,  маломощное  и  уязвимое  и
«желаемое Я», сильное, потентное. Напряженность между партнерами

по  диалогу  задает  осознание  полной  невозможности  быть  таким,  как


background image

390

персонаж А, и в то же время неспособность стать другим, изменить се-

бя. По-видимому, внутренний  диалог  испытуемого  можно  представить

в  виде  следующей  модели: «Посмотри, как  мне  хорошо, я  все  могу.
Будь, как я». - «Да, я тебе завидую, но я не могу быть, как ты». — «Ну

почему же, это так просто». - «Да, но зато ты не слишком интеллекту-
ален, а я глубок и рефлексивен». - «Это все чепуха. Просто мне хоро-

шо, а тебе плохо». - «Да, ты прав. Но что же мне делать?»

Что  касается  эмоционально-ценностного  отношения  к  персона-

жам, то к сходному персонажу (А) испытуемый выражает неуважение,
близость, некоторую  симпатию  и  частично  антипатию («Окружающие

недолюбливают, так как считают скрытным, терпят, но не стремятся к

нему»). К  противоположному  персонажу (Б) выражаются  уважение,
симпатия, отдаленность и частично неуважение (дискредитация).

После ответа на вопросы за оба персонажа испытуемый должен

указать, какие взаимоотношения сложились бы у него с ними и у них

между собой и какие чувства испытывали бы все трое друг к другу.

Прямая оценка отношений не противоречит спонтанно выражен-

ным  ранее  отношениям. Отношения  между  А  и  Б: «А  тянется, ищет
поддержки у Б» (уважение, симпатия), «Б находил бы удовольствие в

поддержке  А» (симпатия, неуважение). Отношения  между  собой  и  А:
«Я бы помогал, сочувствовал А, он слабей меня, но мне было бы с ним

трудно  и  неприятно» (неуважение, симпатия, близость, антипатия),

«Он бы ко мне тянулся» (симпатия). Отношения между собой и Б: «Я
бы  тянулся  и  получал  бы  удовольствие  от  общения  с  Б»  (симпатия).

Как видно из высказываний испытуемого, при прямой оценке отноше-
ний он как бы консолидируется с Б в своих отношениях с  А, свои же

отношения с Б он оценивает скорее как равные, подчеркивая тем са-
мым свою неслитность с А и приближенность к Б.

В  заключение  можно  отметить, что  испытуемый  глубоко  конф-

ликтен  и  не  удовлетворен  собой: у  него  низкий  уровень  глобального

самоотношения, он не испытывает уважения к себе ни в одной из зна-

чимых  областей, не  уважает себя  за  неспособность достичь желаемо-
го, его самоотношению присуща некоторая амбивалентность: он одно-

временно  и  симпатизирует  себе, и  испытывает  антипатию. Не  прини-
мая себя в целом, испытуемый хочет быть похожим на противополож-

ного  персонажа. Дискредитация  противоположного  персонажа  слиш-