ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.10.2020
Просмотров: 8406
Скачиваний: 53
391
ком незначительна, чтобы позволить испытуемому отказаться от сво-
его желания быть на него похожим. В качестве своеобразной защиты
выступает иной механизм: внутренняя раздвоенность испытуемого,
отделение от себя своей «худшей», больной половины, самоотчужде-
ние и частичная идентификация с противоположным персонажем спо-
собствуют некоторому самоусилению, хотя возможно, что эта защитная
тактика неэффективна в реальной жизни.
Клинический анализ материала может быть вполне пригоден для
практических целей, особенно если об испытуемом есть информация
из других источников: наблюдения, беседы и т. д. Для исследователь-
ских целей необходимы более строгие методы обработки.
Именно поэтому была разработана специальная контент-анали-
тическая процедура на основе выделения смысловых единиц: катего-
рий контент-анализа и их эмпирических индикаторов, присутствующих
в текстах испытуемых. Назначение методики - исследование эмо-
ционально-ценностного отношения к себе - диктует и выбор исходной
схемы анализа: трехмерная система координат с осями симпатия-
антипатия, уважение-неуважение, близость-отдаленность
1
. Основными
категориями анализа являются категории симпатии, уважения, близо-
сти, антипатии, неуважения, отдаленности. Апробация методики, вы-
полненная преимущественно на студентах гуманитарных вузов, позво-
лила выделить следующие подкатегории: для категории уважения -
подкатегории внешнего и внутреннего уважения, для категории не-
уважения - подкатегории внешнего и внутреннего неуважения (для
облегчения анализа в качестве категорий можно использовать сочета-
ния внешнего и внутреннего аспектов уважения-неуважения), для ка-
тегории близости - подкатегории слитной, безоценочной близости и
близости рефлексивной, или разтождествленной. Соответственно име-
ются девять категорий анализа отношения, выраженного к персонажу:
симпатия, антипатия, уважение, неуважение, внешнее неуважение
при внутреннем уважении, внешнее уважение при внутреннем неува-
жении, слитная близость, разтождествленная близость, отдаленность
(при отсутствии обоих видов близости).
1
Данная методика может быть использована и для исследования внутренней диалогичности, а
также мотивов и потребностей личности. Соответственно иной будет и система категорий ана-
лиза.
392
Симпатия - это позитивная эмоциональная оценка личностных
качеств, привлекательности себя или другого человека. Выражая сим-
патию к персонажу, субъект вольно или невольно приглашает читате-
ля разделить с ним убеждение: «Вот какой милый и приятный чело-
век».
Стремясь вызвать симпатию к персонажу, испытуемый припи-
сывает ему симпатичные, с его точки зрения, качества, стремления,
интересы, ценности, мысли и чувства, а также прямо выражает бла-
гожелательность и позитивное эмоциональное отношение с помощью
чисто оценочных характеристик. «Симпатичный персонаж» стремится
к хорошему, хочет, чтобы другим было хорошо, к нему хорошо (тепло,
с любовью, сочувствием) относятся другие, ему нравятся хорошие лю-
ди и он нравится хорошим людям. Испытуемый выражает ему сочувст-
вие, жалеет его (если он неуспешен), оправдывает его, желает ему
счастья в будущем. Что касается конкретных эмпирических индикато-
ров, то они могут существенно или несущественно различаться в зави-
симости оттого, к какой социальной, профессиональной или возрас-
тной группе относится испытуемый. На основе апробации методики на
студентах гуманитарных вузов был выделен ряд эмпирических показа-
телей симпатии, характеризующих именно эту субкультуру. К ним от-
носятся: констатация наличия у персонажа высоких нравственных
идеалов и черт (порядочность, честность, трудолюбие, альтруистиче-
ская мотивация, чувство долга); наделение персонажа богатым внут-
ренним миром, воображением, стремлением к познанию, любовью к
искусству, способностью испытывать глубокие и сильные эмоции;
приписывание ему потребности в любви, понимании со стороны других
людей; симпатия (любовь, помощь, сочувствие, понимание) окружаю-
щих к персонажу; приписывание персонажу принятия себя, стремле-
ния сохранить ядро своей личности и т. д.
Антипатия - негативная оценка личности персонажа в целом.
Испытуемый отмечает непривлекательность, неприятность персонажа,
явно выражая свое неприятие через чисто оценочные характеристики
(отвратителен, никчемен, неприятен) или косвенно - домысливая ка-
чества, стремления, помыслы, поступки, негативно характеризующие
персонаж.
«Антипатичный персонаж» непорядочен, плохо относится к лю-
393
дям -люди ему платят тем же. Описывая персонаж, испытуемый осуж-
дает его, обвиняет или даже негодует, иронизирует над ним и пароди-
рует его, преувеличивая и даже доводя до абсурда его недостатки,
мстит ему, пророчит будущие падения и крахи.
В группе студентов эти общие показатели антипатии наполняют-
ся следующим эмпирическим содержанием: приписывание персонажу
безнравственной мотивации (карьеризм, стремление к материальным
благам, к высокому посту любыми средствами, эгоизм, лживость); от-
каз персонажу в духовности, в богатстве внутреннего мира, в обла-
дании высшими эмоциями, наделение его низменными интересами;
приписывание ему неспособности к глубокому эмоциональному кон-
такту с другим человеком и нежелания этого контакта; антипатия (не-
любовь, раздражение, равнодушие) к нему со стороны окружающих;
самодовольство, неосознание своих недостатков и т. д.
Уважение - способность осуществить, реализовать себя, быть
адекватным инструментом собственной мотивации, соответствовать
своим внутренним ценностям и быть социально адаптированным.
Уважаемый персонаж наделяется сильным стремлением к дости-
жению целей: внутренних, личностных (стремление к самосовершен-
ствованию, к духовному росту) и внешних (профессиональный успех),
способностью отдавать себе ясный отчет в своих намерениях и путях
их достижения; высоким, но адекватным уровнем притязаний, осно-
ванным на трезвой оценке своих способностей; высокими ин-
теллектуальными способностями, а также деловыми качествами, спо-
собствующими реальному достижению мотивации (активностью, энер-
гичностью, организованностью, силой воли).
Испытуемый приписывает персонажу достижения в различных
сферах и предсказывает ему будущие достижения. Уважаемый персо-
наж доминирует в межличностных отношениях, способен и стремится
оказать поддержку, вселить уверенность в другого. Окружающие ис-
пытывают к нему уважение (восхищение, зависть).
В зависимости от контингента испытуемых будет меняться сфера
значимой мотивации (ведущей может быть и профессиональная дея-
тельность, и учебная, и деятельность в семейно-бытовой сфере, в сфе-
ре воспитания детей или межличностного общения), а следовательно,
и содержательное наполнение эмпирических индикаторов уважения.
394
Неуважение - негативная оценка себя или другого человека с
точки зрения способности к достижению своих мотивов, соответствия
внутренним ценностям, самореализации во всех отношениях и соци-
альной адаптации.
Неуважаемый персонаж характеризуется нецелеустремленно-
стью, отсутствием выраженного стремления к достижению (внешне-
деятель-ностному и внутреннему, личностному стремлению к самореа-
лизации), отсутствием осознания своих целевых программ и способов
достижения желаемого; внешним локусом контроля, неспособностью к
самостоятельному решению проблем; низким уровнем самоотношения,
полным отсутствием удовлетворенности собой (или неадекватным са-
моотношением, вытекающим из нерефлексивности); он не обладает
необходимыми для достижения своей мотивации качествами (пасси-
вен, несамостоятелен, неорганизован, слабоволен), которые ведут к
фрустрации значимой мотивации в настоящем и будущем. В межлич-
ностных отношениях неуважаемый персонаж занимает подчиненную
позицию, ждет поддержки и помощи со стороны окружающих, ищет
себе более сильного друга; окружающие к нему относятся свысока (со
снисхождением, с жалостью, с презрением) или вообще не замечают.
Внешнее уважение при внутреннем неуважении
1
-сочетание
уважения к достижениям, успешности и неуважения к личности.
Внешнеуважаемый (но внутренне неуважаемый) персонаж имеет
выгодное, привлекательное положение (высокий социальный статус;
материальная обеспеченность, престижная, интересная профессия),
он достигает успехов (в профессиональной деятельности, в общении,
в любви), он удовлетворен своим положением и не испытывает труд-
ностей, к нему относятся с уважением (завидуют, боятся), он может
обладать необходимыми деловыми качествами (энергичностью, актив-
ностью). Однако это - ограниченный, неталантливый, нетворческий
человек (если и обладающий способностями, то исключительно в уз-
кой сфере профессии), поверхностный, не способный адекватно оце-
нить ни себя, ни своих перспектив, питающий иллюзии и не способный
1
Если две предыдущие категории являются, по-видимому, более универсальными, встречаю-
щимися в разных группах испытуемых, то данная и последующая категории были выделены на
специфической студенческой выборке, что не позволяет без дополнительной проверки распро-
странять их на другие группы.
395
выделить главного в жизни, ничем (кроме работы или стремления к
материальному успеху) не интересующийся, несамостоятельный, не
обладающий устойчивыми убеждениями, внутренними ценностями.
Внутреннее уважение при внешнем неуважении — сочетание
уважения к внутренним «достижениям» и неуважения к внешним атри-
бутам успеха.
Такому персонажу приписываются высокие интеллектуальные
способности, талантливость, стремление к творчеству, к личностной
самореализации, твердые, определенные и самостоятельные взгляды
на жизнь, рефлексивность. Однако он не достигает успеха и не ожи-
дает его в будущем. При этом часть испытуемых отрицает значимость
для персонажа внешних достижений и неуспех объясняет отсутствием
стремления к нему, другая же часть приписывает персонажу высокий
уровень притязаний, стремление к достижению, объясняя неуспех от-
сутствием бойцовских качеств).
Категории внешнего и внутреннего уважения (неуважения)
дифференцируют важный момент в самосознании - тот факт, что ува-
жение за явные общепризнанные достижения может сопровождаться
неуважением внутренних стремлений, мотивов, стоящей за этими дос-
тижениями личности (и наоборот, неуважение за отсутствие общезна-
чимых социальных достижений может сопровождаться уважением к
личности персонажа). Феномен этот, по-видимому, является выраже-
нием защитной тактики, с помощью которой снижается негативный
смысл констатации собственного социального неуспеха. С точки зре-
ния эмоционального содержания, этот феномен можно интерпретиро-
вать и в терминах уважения (внутреннего), и в терминах антипатии
(рационализированной). Предлагаемая здесь терминология хороша
тем, что позволяет отличить прямое эмоциональное ниспровержение
персонажа (антипатия) от отношения, обоснованного с помощью неко-
торых специфических идеалов личности (внутреннее уважение и не-
уважение).
Слитная близость - выражение своего понимания другого чело-
века, знания его внутреннего мира, интерес к нему.
Испытуемый, переживающий слитную близость к персонажу, де-
тально и развернуто описывает его ценностно-интенционные харак-
теристики (мысли, чувства, стремления), глядя на персонаж как бы