Файл: Бодалев А.А. - Общая психодиагностика.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.10.2020

Просмотров: 8046

Скачиваний: 53

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

391

ком  незначительна, чтобы  позволить  испытуемому  отказаться  от  сво-

его  желания  быть  на  него похожим. В  качестве  своеобразной  защиты

выступает  иной  механизм: внутренняя  раздвоенность  испытуемого,
отделение  от  себя  своей «худшей», больной  половины, самоотчужде-

ние и частичная идентификация с противоположным персонажем спо-
собствуют некоторому самоусилению, хотя возможно, что эта защитная

тактика неэффективна в реальной жизни.

Клинический анализ материала может быть вполне пригоден для

практических  целей, особенно  если  об  испытуемом  есть  информация
из других источников: наблюдения, беседы и т. д. Для исследователь-

ских целей необходимы более строгие методы обработки.

Именно  поэтому  была  разработана  специальная  контент-анали-

тическая процедура на основе выделения смысловых единиц: катего-

рий контент-анализа и их эмпирических индикаторов, присутствующих
в  текстах  испытуемых. Назначение  методики - исследование  эмо-

ционально-ценностного отношения к себе - диктует и выбор исходной
схемы  анализа: трехмерная  система  координат  с  осями  симпатия-

антипатия, уважение-неуважение, близость-отдаленность

1

. Основными

категориями анализа являются категории симпатии, уважения, близо-

сти, антипатии, неуважения, отдаленности. Апробация  методики, вы-
полненная преимущественно на студентах гуманитарных вузов, позво-

лила  выделить  следующие  подкатегории: для  категории  уважения -

подкатегории  внешнего  и  внутреннего  уважения, для  категории  не-
уважения - подкатегории  внешнего  и  внутреннего  неуважения (для

облегчения анализа в качестве категорий можно использовать сочета-
ния внешнего и внутреннего аспектов уважения-неуважения), для ка-

тегории  близости - подкатегории  слитной, безоценочной  близости  и
близости рефлексивной, или разтождествленной. Соответственно име-

ются девять категорий анализа отношения, выраженного к персонажу:
симпатия, антипатия, уважение, неуважение, внешнее  неуважение

при внутреннем уважении, внешнее уважение при внутреннем неува-

жении, слитная  близость, разтождествленная  близость, отдаленность
(при отсутствии обоих видов близости).

1

 Данная методика может быть использована и для исследования внутренней диалогичности, а

также мотивов и потребностей личности. Соответственно иной будет и система категорий ана-
лиза.


background image

392

Симпатия - это  позитивная  эмоциональная  оценка  личностных

качеств, привлекательности себя или другого человека. Выражая сим-

патию к персонажу, субъект вольно или невольно приглашает читате-
ля  разделить  с  ним  убеждение: «Вот  какой  милый  и  приятный  чело-

век».

Стремясь  вызвать  симпатию  к  персонажу, испытуемый  припи-

сывает  ему  симпатичные, с  его  точки  зрения, качества, стремления,
интересы,  ценности,  мысли  и  чувства,  а  также  прямо  выражает  бла-

гожелательность  и  позитивное  эмоциональное  отношение  с  помощью
чисто  оценочных  характеристик. «Симпатичный  персонаж» стремится

к хорошему, хочет, чтобы другим было хорошо, к нему хорошо (тепло,

с любовью, сочувствием) относятся другие, ему нравятся хорошие лю-
ди и он нравится хорошим людям. Испытуемый выражает ему сочувст-

вие, жалеет  его (если  он  неуспешен), оправдывает  его, желает  ему
счастья в будущем. Что касается конкретных эмпирических индикато-

ров, то они могут существенно или несущественно различаться в зави-
симости  оттого, к  какой  социальной, профессиональной  или  возрас-

тной группе относится испытуемый. На основе апробации методики на
студентах гуманитарных вузов был выделен ряд эмпирических показа-

телей симпатии, характеризующих именно эту субкультуру. К ним от-
носятся: констатация  наличия  у  персонажа  высоких  нравственных

идеалов  и  черт (порядочность, честность, трудолюбие, альтруистиче-

ская мотивация, чувство  долга); наделение  персонажа  богатым  внут-
ренним  миром, воображением, стремлением  к  познанию, любовью  к

искусству, способностью  испытывать  глубокие  и  сильные  эмоции;
приписывание ему потребности в любви, понимании со стороны других

людей; симпатия (любовь, помощь, сочувствие, понимание) окружаю-
щих  к  персонажу; приписывание  персонажу  принятия  себя, стремле-

ния сохранить ядро своей личности и т. д.

Антипатия - негативная  оценка  личности  персонажа  в  целом.

Испытуемый отмечает непривлекательность, неприятность персонажа,

явно выражая свое неприятие через чисто оценочные характеристики
(отвратителен, никчемен, неприятен) или  косвенно - домысливая  ка-

чества, стремления, помыслы, поступки, негативно  характеризующие
персонаж.

«Антипатичный  персонаж» непорядочен, плохо  относится  к  лю-


background image

393

дям -люди ему платят тем же. Описывая персонаж, испытуемый осуж-

дает его, обвиняет или даже негодует, иронизирует над ним и пароди-

рует  его, преувеличивая  и  даже  доводя  до  абсурда  его  недостатки,
мстит ему, пророчит будущие падения и крахи.

В группе студентов эти общие показатели антипатии наполняют-

ся  следующим  эмпирическим  содержанием: приписывание  персонажу

безнравственной  мотивации (карьеризм, стремление  к  материальным
благам, к высокому посту любыми средствами, эгоизм, лживость); от-

каз  персонажу  в  духовности,  в  богатстве  внутреннего  мира,  в  обла-
дании  высшими  эмоциями, наделение  его  низменными  интересами;

приписывание  ему  неспособности  к  глубокому  эмоциональному  кон-

такту с другим человеком и нежелания этого контакта; антипатия (не-
любовь, раздражение, равнодушие) к  нему  со  стороны  окружающих;

самодовольство, неосознание своих недостатков и т. д.

Уважение - способность  осуществить, реализовать  себя, быть

адекватным  инструментом  собственной  мотивации, соответствовать
своим внутренним ценностям и быть социально адаптированным.

Уважаемый персонаж наделяется сильным стремлением к дости-

жению  целей: внутренних, личностных (стремление  к  самосовершен-

ствованию, к духовному росту) и внешних (профессиональный успех),
способностью  отдавать себе  ясный  отчет в  своих  намерениях  и  путях

их  достижения; высоким, но  адекватным  уровнем  притязаний, осно-

ванным  на  трезвой  оценке  своих  способностей; высокими  ин-
теллектуальными  способностями, а  также  деловыми  качествами, спо-

собствующими реальному достижению мотивации (активностью, энер-
гичностью, организованностью, силой воли).

Испытуемый  приписывает  персонажу  достижения  в  различных

сферах и предсказывает ему будущие достижения. Уважаемый персо-

наж  доминирует  в  межличностных  отношениях, способен  и  стремится
оказать  поддержку, вселить  уверенность  в  другого. Окружающие  ис-

пытывают к нему уважение (восхищение, зависть).

В зависимости от контингента испытуемых будет меняться сфера

значимой  мотивации (ведущей  может  быть  и  профессиональная  дея-

тельность, и учебная, и деятельность в семейно-бытовой сфере, в сфе-
ре воспитания детей или межличностного общения), а следовательно,

и содержательное наполнение эмпирических индикаторов уважения.


background image

394

Неуважение - негативная  оценка  себя  или  другого  человека  с

точки зрения  способности  к  достижению  своих  мотивов, соответствия

внутренним  ценностям, самореализации  во  всех  отношениях  и  соци-
альной адаптации.

Неуважаемый  персонаж  характеризуется  нецелеустремленно-

стью, отсутствием  выраженного  стремления  к  достижению (внешне-

деятель-ностному и внутреннему, личностному стремлению к самореа-
лизации), отсутствием осознания своих целевых программ и способов

достижения желаемого; внешним локусом контроля, неспособностью к
самостоятельному решению проблем; низким уровнем самоотношения,

полным  отсутствием  удовлетворенности  собой (или  неадекватным  са-

моотношением, вытекающим  из  нерефлексивности); он  не  обладает
необходимыми  для  достижения  своей  мотивации  качествами (пасси-

вен, несамостоятелен, неорганизован, слабоволен), которые  ведут  к
фрустрации  значимой  мотивации  в  настоящем  и  будущем. В  межлич-

ностных  отношениях  неуважаемый  персонаж  занимает  подчиненную
позицию, ждет  поддержки  и  помощи  со  стороны  окружающих, ищет

себе более сильного друга; окружающие к нему относятся свысока (со
снисхождением, с жалостью, с презрением) или вообще не замечают.

Внешнее  уважение  при  внутреннем  неуважении

1

 -сочетание

уважения к достижениям, успешности и неуважения к личности.

Внешнеуважаемый (но внутренне неуважаемый) персонаж имеет

выгодное, привлекательное  положение (высокий  социальный  статус;
материальная  обеспеченность, престижная, интересная  профессия),

он  достигает  успехов (в  профессиональной  деятельности, в  общении,
в  любви), он  удовлетворен  своим  положением  и  не  испытывает труд-

ностей,  к  нему  относятся  с  уважением  (завидуют,  боятся),  он  может
обладать необходимыми деловыми качествами (энергичностью, актив-

ностью). Однако  это - ограниченный, неталантливый, нетворческий
человек (если  и  обладающий  способностями, то  исключительно  в  уз-

кой  сфере  профессии), поверхностный, не  способный  адекватно  оце-

нить ни себя, ни своих перспектив, питающий иллюзии и не способный

1

 Если две предыдущие категории являются, по-видимому, более универсальными, встречаю-

щимися в разных группах испытуемых, то данная и последующая категории были выделены на
специфической студенческой выборке, что не позволяет без дополнительной проверки распро-
странять их на другие группы.


background image

395

выделить  главного  в  жизни, ничем (кроме  работы  или  стремления  к

материальному  успеху) не  интересующийся, несамостоятельный, не

обладающий устойчивыми убеждениями, внутренними ценностями.

Внутреннее  уважение  при  внешнем  неуважении — сочетание

уважения к внутренним «достижениям» и неуважения к внешним атри-
бутам успеха.

Такому  персонажу  приписываются  высокие  интеллектуальные

способности, талантливость, стремление  к  творчеству, к  личностной

самореализации, твердые, определенные  и  самостоятельные  взгляды
на  жизнь, рефлексивность. Однако  он  не  достигает  успеха  и  не  ожи-

дает его в будущем. При этом часть испытуемых отрицает значимость

для персонажа внешних достижений и неуспех объясняет отсутствием
стремления к нему, другая же часть приписывает персонажу высокий

уровень притязаний, стремление к достижению, объясняя неуспех от-
сутствием бойцовских качеств).

Категории  внешнего  и  внутреннего  уважения (неуважения)

дифференцируют важный момент в самосознании - тот факт, что ува-

жение  за  явные  общепризнанные  достижения  может  сопровождаться
неуважением внутренних стремлений, мотивов, стоящей за этими дос-

тижениями личности (и наоборот, неуважение за отсутствие общезна-
чимых  социальных  достижений  может  сопровождаться  уважением  к

личности  персонажа). Феномен  этот, по-видимому, является  выраже-

нием  защитной  тактики, с  помощью  которой  снижается  негативный
смысл  констатации  собственного  социального  неуспеха. С  точки  зре-

ния  эмоционального  содержания, этот  феномен  можно  интерпретиро-
вать  и  в  терминах  уважения (внутреннего), и  в  терминах  антипатии

(рационализированной). Предлагаемая  здесь  терминология  хороша
тем, что  позволяет  отличить  прямое  эмоциональное  ниспровержение

персонажа (антипатия) от отношения, обоснованного с помощью неко-
торых  специфических  идеалов  личности (внутреннее  уважение  и  не-

уважение).

Слитная  близость - выражение  своего  понимания  другого чело-

века, знания его внутреннего мира, интерес к нему.

Испытуемый, переживающий слитную близость к персонажу, де-

тально  и  развернуто  описывает  его  ценностно-интенционные  харак-

теристики (мысли, чувства, стремления), глядя  на  персонаж  как  бы