Файл: Бодалев А.А. - Общая психодиагностика.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.10.2020

Просмотров: 8402

Скачиваний: 53

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

396

изнутри, глазами  самого  персонажа, часто  использует  прямую  речь,

приводит  примеры, конкретные  события  из  жизни  персонажа, иллю-

стрирующие то или иное его качество, оправдывает персонаж так, как
может  оправдываться  человек, рассказывая  о  себе; текст  характе-

ризуется  повышенной  экспрессией, нестереотипизированностью (не-
формальностью).

Растождествленная близость характеризуется наличием опреде-

ленной  дистанции  между  испытуемым  и  персонажем, свидетельствует

о  способности  испытуемого  трезво  и  непредвзято  оценить  персонаж,
опираясь при этом на глубокое знание и понимание его скрытых моти-

вов, противоречий, внутренних  конфликтов, защитных  механизмов.

Испытуемый, выступая  в  качестве  тонкого  и  проницательного  психо-
лога, ставит диагноз, интерпретирует, осмысляет.

Эти два вида близости не противоречат друг другу и могут про-

являться совместно в оценочном тексте у одного испытуемого.

Отдаленность - непонимание другого человека и отсутствие ин-

тереса  к  нему. (Диагностируется  только  при  отсутствии  обоих  видов

близости в анализируемом отрывке.)

Отдаленность  по  отношению  к  персонажу  проявляется  в  тек-

стах: испытуемых  в  формальных, неразвернутых, безличных  ответах
на  вопрос, в  использовании  при  описании  персонажа  стереотипных

выражений, ярлыков, в строгом следовании вопросу, в однозначности,

недиалектичности, завершенности  характеристик, даваемых  персона-
жу, в фиксации лишь внешних проявлений, конечных результатов и т.

д.

В зависимости от конкретных целей исследования могут исполь-

зоваться  различные  способы  подсчета  категорий. Возможны  следую-
щие  варианты. Если  исследователя  интересуют  содержательные  ас-

пекты  самоотношения, его  связь  с  различными  сферами  жизнедея-
тельности субъекта (профессиональной деятельностью, общением, се-

мейной сферой и т. д.), то отношение к персонажу, выраженное в рам-

ках  разных сфер  деятельности, будет  фиксироваться  с  помощью  раз-
ных категорий (например, уважение к персонажу в профессиональной

деятельности  и  уважение  к  персонажу  в  общении  будут  двумя  само-
стоятельными категориями). В случае если нет необходимости диффе-

ренцировать отношение по сферам жизнедеятельности, подсчитывает-


background image

397

ся общее количество появлений данной категории отношения в тексте.

Упрощенная  процедура  анализа предполагает разделение  оценочного

текста  на  отрывки  (которые  являются ответами  на  группу  близких  по
смыслу вопросов, касающихся определенной сферы отношений персо-

нажа), каждый  из  которых  является  единицей  анализа. Тогда  данная
категория  фиксируется  при  ее  первом  появлении  в  отрывке, и  при

вторичном появлении в этом же отрывке она более не засчитывается.
Число отрывков задается числом групп вопросов, соответственно чис-

ло появлений данной категории в тексте может варьировать от нуля до
числа  отрывков, в  которых  возможно  появление  категории. Более

сложная  процедура  подсчета  предполагает  оценку  каждого  эмоцио-

нально-насыщенного  высказывания  с  точки  зрения  выраженности  в
нем  того  или  иного  аспекта  отношения  к  персонажу,  в  этом  случае

подсчитывается отношение объема появлений данной категории в тек-
сте оценки данного персонажа к общему объему текста, выраженного

в количестве печатных знаков (или строк) в тексте. Полярные катего-
рии (симпатия-антипатия, уважение-неуважение) подсчитываются  в

данном отрывке независимо друг от друга. Это означает, что в данном
отрывке может быть выражена, например, одновременно и симпатия, и

антипатия к персонажу, а также, что отсутствие одного из полюсов ка-
тегории еще не говорит о выраженности противоположного полюса.

Иначе подсчитывается появление категорий близости. Единицей

счета в этом случае является весь текст в целом. Категории близости
фиксируются  при  появлении  соответствующих  индикаторов  хотя  бы  в

одном  из  отрывков. При  этом  категория  отдаленности  не  подсчиты-
вается  независимо  от  категорий  близости: отсутствие  категорий  бли-

зости в тексте и будет означать отдаленность. Это связано с самим оп-
ределением  категории  отдаленности, которая  задается  только  через

негативные  характеристики. Количество  появлений  категорий  бли-
зости  в  отрывках  не  подсчитывается; фиксируется  наличие  близости

или ее отсутствие.

Для анализа отношения, выраженного в ответ на инструкцию (2

задание), используется уже описанная система категорий, но в менее

дифференцированном варианте без разделения категорий на подкате-
гории, поскольку  краткость  высказываний  препятствует  их  более  де-

тальному анализу.


background image

398

Отнесение  высказываний  к  одной  из  шести  приведенных  выше

основных категорий анализа производится на основе их очевидной се-

мантической  близости. Например, высказываниями, синонимичными
утверждению о симпатии, можно считать те, в которых констатируется

стремление к дружеским отношениям, желание общаться, приятие, ин-
терес, доверие и т. д. О близости свидетельствуют высказывания, кон-

статирующие  понимание, взаимопонимание, откровенность, похо-
жесть, наличие общих точек соприкосновения и т. д. Аналогичным об-

разом  можно  установить  соответствие  между  высказываниями  испы-
туемых  и  остальными  категориями. Единицей  счета  является  текст, в

котором  испытуемый  непосредственно  выражает, оценивает  свои

взаимоотношения  с  персонажами  и  отношения  последних  между  со-
бой.

Приведем  теперь  пример  контент-анализа  разобранного  выше

протокола. Оценочные тексты каждого персонажа разбиты на пять от-

рывков на основе пяти групп вопросов. Правило подсчета категории -
до ее первого появления в отрывке.

Анализ текста оценки персонажа А.
В  первом  отрывке, посвященном, профессиональной  сфере, ис-

пытуемый выражает к персонажу неуважение (внешняя мотивация при
поступлении  в  вуз, констатация  заниженной  самооценки, отсутствие

качеств, необходимых для достижения успеха, негативный прогноз) и

растождественную близость (интерпретации, диагнозы, анализ защит-
ных механизмов).

Во  втором  отрывке  выражены: неуважение (констатация  невы-

соких  способностей, фрустрация  близкого  общения  с  противополож-

ным  полом, констатация  стремления  получать  сочувствие, помощь,
поддержку  со  стороны  окружающих), симпатия (хочет  быть  умным,

любимым; любит  заниматься  приятными вещами: читать, слушать  му-
зыку, искусство), растождествяенная  близость (диагнозы, интер-

претации), слитная  близость («хочет», «любит», «боится» - ценност-

но-интенционные  характеристики, развернутость  ответов), антипатия
(неприязнь со стороны окружающих).

В  третьем  отрывке  испытуемый  демонстрирует  неуважение

(фрустрация общения с противоположным полом, стремление избегать

трудности, доминантность  будущей  жены) и  симпатию (стремление  к


background image

399

безопасности, комфорту, желание  иметь  много  детей, духовное  един-

ство с будущей женой).

В  четвертом  отрывке  фиксируются  категории  неуважения (при-

писывание  низкого  уровня  самоотношения, констатация  неудовлет-

воренности всех сфер: мотивации общения, самоутверждения, интим-
ного общения; стремление к полному самоизменению) и растождеств-

ленной близости (интерпретации, диагнозы).

В пятом отрывке выражается неуважение к персонажу (негатив-

ный прогноз, констатация дезадаптированности). Итак, в тексте оцен-
ки  сходного  персонажа  неуважение  встретилось  во  всех  пяти  отрыв-

ках, растождествленная  близость - три раза, слитная  близость - один

раз, симпатия - два раза, антипатия - один раз.

Анализ текста оценки персонажа В.

В первом отрывке испытуемый проявляет к персонажу внешнее

уважение  при  внутреннем  неуважении (приписывание  уверенности  в

успехе, позитивный прогноз будущей успешности, но констатация не-
которой  нерефлексивности: «Не  склонен  задумываться»), а  также

симпатию (стремление к общению, к информации, полнота жизни).

Во  втором  отрывке  выражены: уважение (достижения  в  сфере

общения; активность, энергичность - качества, способствующие  дос-
тижению; качества  лидера) и  симпатия («Для друга  приятен, не  оби-

жает, его рвут на части, с ним интересно»).

В третьем отрывке к персонажу выражается уважение (достиже-

ния в семейной сфере).

В  четвертом  отрывке  демонстрируется  внешнее  уважение  внут-

реннее  неуважение (констатация  полной  удовлетворенности  собой

персонажа, отсутствие проблем или легкая их разрешимость, при этом
некоторая поверхностность, нерефлексивность, неорганизованность).

В  пятом  отрывке  к  персонажу  выражается  уважение (позитив-

ный прогноз будущего успеха; основная ценность персонажа - актив-

ная деятельность).

Итак, в  тексте  оценки  противоположного  персонажа  категория

уважения  встретилась  три  раза, внешнего  уважения  при  внутреннем

неуважении - два  раза, симпатии - два  раза, антипатии — один  раз.
Категорий  близости  (обоих  видов)  не  было  ни  в  одном  отрывке,  что

позволяет зафиксировать появление категории отдаленности.


background image

400

Надежность  и  валидность  методики. Ретестовая  надежность  и

надежность  как  корреляция  ответов  по «половинам» теста  не  уста-

навливались. Проводилась ранговая корреляция результатов контент-
аналитической  кодировки  по  шкалам «симпатия», «антипатия», «ува-

жение», «неуважение» (в  версии, отраженной  в  публикации: Столин
В. В., 1981) с прямыми экспертными оценками этих параметров.

Получены  корреляции  от 0,40 до 0,60. Корреляция  результатов

экспертных  оценок  этих  параметров  двумя  группами  экспертов (муж-

чин и женщин) соответствовала 0,86.

В соответствии с теоретическими представлениями шкала само-

уважения  должна была  бы  коррелировать с  внутренним локусом  кон-

троля, в то время как для аутосимпатии (симпатии к А) такой связи не
должно  быть. Такие  результаты  и  были  получены. Приписываемый

персонажам  внутренний  локус (измеренный  с  помощью  модифици-
рованного  опросника, описанного  в  разделе 9.5) коррелировал  с  са-

моуважением (уважением  к  А) плюс 0,74 и  не  коррелировал  с  ауто-
симпатией (симпатией к А) - минус 0,09. Анализ конструктной валид-

ности на основе сравнения близости ответов на опросник локуса кон-
троля «за  себя» и  за  обоих  персонажей  с  контент-аналитической

оценкой  отношения  к  ним  свидетельствует  в  пользу  конструктной  ва-
лидности, т. е. в пользу утверждения, что отношение к сходному пер-

сонажу  является  проекцией  отношения  к  себе (Столин  В. В., 1981).

Опыт  использования  методики  в  условиях  психологической  консуль-
тации  также  свидетельствует  о  том, что  испытуемые, описывая  пер-

сонаж А, фактически описывают себя и проецируют свое отношение к
себе, а  описывая  персонаж  В, проецируют  отношение  к  отсутству-

ющим, но  значимым  для  них  чертам, однако  строгих  количественных
исследований, посвященных этому вопросу, не проводилось.

9.5. МЕТОДЫ ИЗМЕРЕНИЯ ЛОКУСА КОНТРОЛЯ

Одной  из  важных  интегральных  характеристик  самосознания,

связывающих чувство ответственности, готовность к активности и пе-
реживание «Я», является  качество  личности, получившее  название

локуса контроля.