ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.10.2020
Просмотров: 8402
Скачиваний: 53
396
изнутри, глазами самого персонажа, часто использует прямую речь,
приводит примеры, конкретные события из жизни персонажа, иллю-
стрирующие то или иное его качество, оправдывает персонаж так, как
может оправдываться человек, рассказывая о себе; текст характе-
ризуется повышенной экспрессией, нестереотипизированностью (не-
формальностью).
Растождествленная близость характеризуется наличием опреде-
ленной дистанции между испытуемым и персонажем, свидетельствует
о способности испытуемого трезво и непредвзято оценить персонаж,
опираясь при этом на глубокое знание и понимание его скрытых моти-
вов, противоречий, внутренних конфликтов, защитных механизмов.
Испытуемый, выступая в качестве тонкого и проницательного психо-
лога, ставит диагноз, интерпретирует, осмысляет.
Эти два вида близости не противоречат друг другу и могут про-
являться совместно в оценочном тексте у одного испытуемого.
Отдаленность - непонимание другого человека и отсутствие ин-
тереса к нему. (Диагностируется только при отсутствии обоих видов
близости в анализируемом отрывке.)
Отдаленность по отношению к персонажу проявляется в тек-
стах: испытуемых в формальных, неразвернутых, безличных ответах
на вопрос, в использовании при описании персонажа стереотипных
выражений, ярлыков, в строгом следовании вопросу, в однозначности,
недиалектичности, завершенности характеристик, даваемых персона-
жу, в фиксации лишь внешних проявлений, конечных результатов и т.
д.
В зависимости от конкретных целей исследования могут исполь-
зоваться различные способы подсчета категорий. Возможны следую-
щие варианты. Если исследователя интересуют содержательные ас-
пекты самоотношения, его связь с различными сферами жизнедея-
тельности субъекта (профессиональной деятельностью, общением, се-
мейной сферой и т. д.), то отношение к персонажу, выраженное в рам-
ках разных сфер деятельности, будет фиксироваться с помощью раз-
ных категорий (например, уважение к персонажу в профессиональной
деятельности и уважение к персонажу в общении будут двумя само-
стоятельными категориями). В случае если нет необходимости диффе-
ренцировать отношение по сферам жизнедеятельности, подсчитывает-
397
ся общее количество появлений данной категории отношения в тексте.
Упрощенная процедура анализа предполагает разделение оценочного
текста на отрывки (которые являются ответами на группу близких по
смыслу вопросов, касающихся определенной сферы отношений персо-
нажа), каждый из которых является единицей анализа. Тогда данная
категория фиксируется при ее первом появлении в отрывке, и при
вторичном появлении в этом же отрывке она более не засчитывается.
Число отрывков задается числом групп вопросов, соответственно чис-
ло появлений данной категории в тексте может варьировать от нуля до
числа отрывков, в которых возможно появление категории. Более
сложная процедура подсчета предполагает оценку каждого эмоцио-
нально-насыщенного высказывания с точки зрения выраженности в
нем того или иного аспекта отношения к персонажу, в этом случае
подсчитывается отношение объема появлений данной категории в тек-
сте оценки данного персонажа к общему объему текста, выраженного
в количестве печатных знаков (или строк) в тексте. Полярные катего-
рии (симпатия-антипатия, уважение-неуважение) подсчитываются в
данном отрывке независимо друг от друга. Это означает, что в данном
отрывке может быть выражена, например, одновременно и симпатия, и
антипатия к персонажу, а также, что отсутствие одного из полюсов ка-
тегории еще не говорит о выраженности противоположного полюса.
Иначе подсчитывается появление категорий близости. Единицей
счета в этом случае является весь текст в целом. Категории близости
фиксируются при появлении соответствующих индикаторов хотя бы в
одном из отрывков. При этом категория отдаленности не подсчиты-
вается независимо от категорий близости: отсутствие категорий бли-
зости в тексте и будет означать отдаленность. Это связано с самим оп-
ределением категории отдаленности, которая задается только через
негативные характеристики. Количество появлений категорий бли-
зости в отрывках не подсчитывается; фиксируется наличие близости
или ее отсутствие.
Для анализа отношения, выраженного в ответ на инструкцию (2
задание), используется уже описанная система категорий, но в менее
дифференцированном варианте без разделения категорий на подкате-
гории, поскольку краткость высказываний препятствует их более де-
тальному анализу.
398
Отнесение высказываний к одной из шести приведенных выше
основных категорий анализа производится на основе их очевидной се-
мантической близости. Например, высказываниями, синонимичными
утверждению о симпатии, можно считать те, в которых констатируется
стремление к дружеским отношениям, желание общаться, приятие, ин-
терес, доверие и т. д. О близости свидетельствуют высказывания, кон-
статирующие понимание, взаимопонимание, откровенность, похо-
жесть, наличие общих точек соприкосновения и т. д. Аналогичным об-
разом можно установить соответствие между высказываниями испы-
туемых и остальными категориями. Единицей счета является текст, в
котором испытуемый непосредственно выражает, оценивает свои
взаимоотношения с персонажами и отношения последних между со-
бой.
Приведем теперь пример контент-анализа разобранного выше
протокола. Оценочные тексты каждого персонажа разбиты на пять от-
рывков на основе пяти групп вопросов. Правило подсчета категории -
до ее первого появления в отрывке.
Анализ текста оценки персонажа А.
В первом отрывке, посвященном, профессиональной сфере, ис-
пытуемый выражает к персонажу неуважение (внешняя мотивация при
поступлении в вуз, констатация заниженной самооценки, отсутствие
качеств, необходимых для достижения успеха, негативный прогноз) и
растождественную близость (интерпретации, диагнозы, анализ защит-
ных механизмов).
Во втором отрывке выражены: неуважение (констатация невы-
соких способностей, фрустрация близкого общения с противополож-
ным полом, констатация стремления получать сочувствие, помощь,
поддержку со стороны окружающих), симпатия (хочет быть умным,
любимым; любит заниматься приятными вещами: читать, слушать му-
зыку, искусство), растождествяенная близость (диагнозы, интер-
претации), слитная близость («хочет», «любит», «боится» - ценност-
но-интенционные характеристики, развернутость ответов), антипатия
(неприязнь со стороны окружающих).
В третьем отрывке испытуемый демонстрирует неуважение
(фрустрация общения с противоположным полом, стремление избегать
трудности, доминантность будущей жены) и симпатию (стремление к
399
безопасности, комфорту, желание иметь много детей, духовное един-
ство с будущей женой).
В четвертом отрывке фиксируются категории неуважения (при-
писывание низкого уровня самоотношения, констатация неудовлет-
воренности всех сфер: мотивации общения, самоутверждения, интим-
ного общения; стремление к полному самоизменению) и растождеств-
ленной близости (интерпретации, диагнозы).
В пятом отрывке выражается неуважение к персонажу (негатив-
ный прогноз, констатация дезадаптированности). Итак, в тексте оцен-
ки сходного персонажа неуважение встретилось во всех пяти отрыв-
ках, растождествленная близость - три раза, слитная близость - один
раз, симпатия - два раза, антипатия - один раз.
Анализ текста оценки персонажа В.
В первом отрывке испытуемый проявляет к персонажу внешнее
уважение при внутреннем неуважении (приписывание уверенности в
успехе, позитивный прогноз будущей успешности, но констатация не-
которой нерефлексивности: «Не склонен задумываться»), а также
симпатию (стремление к общению, к информации, полнота жизни).
Во втором отрывке выражены: уважение (достижения в сфере
общения; активность, энергичность - качества, способствующие дос-
тижению; качества лидера) и симпатия («Для друга приятен, не оби-
жает, его рвут на части, с ним интересно»).
В третьем отрывке к персонажу выражается уважение (достиже-
ния в семейной сфере).
В четвертом отрывке демонстрируется внешнее уважение внут-
реннее неуважение (констатация полной удовлетворенности собой
персонажа, отсутствие проблем или легкая их разрешимость, при этом
некоторая поверхностность, нерефлексивность, неорганизованность).
В пятом отрывке к персонажу выражается уважение (позитив-
ный прогноз будущего успеха; основная ценность персонажа - актив-
ная деятельность).
Итак, в тексте оценки противоположного персонажа категория
уважения встретилась три раза, внешнего уважения при внутреннем
неуважении - два раза, симпатии - два раза, антипатии — один раз.
Категорий близости (обоих видов) не было ни в одном отрывке, что
позволяет зафиксировать появление категории отдаленности.
400
Надежность и валидность методики. Ретестовая надежность и
надежность как корреляция ответов по «половинам» теста не уста-
навливались. Проводилась ранговая корреляция результатов контент-
аналитической кодировки по шкалам «симпатия», «антипатия», «ува-
жение», «неуважение» (в версии, отраженной в публикации: Столин
В. В., 1981) с прямыми экспертными оценками этих параметров.
Получены корреляции от 0,40 до 0,60. Корреляция результатов
экспертных оценок этих параметров двумя группами экспертов (муж-
чин и женщин) соответствовала 0,86.
В соответствии с теоретическими представлениями шкала само-
уважения должна была бы коррелировать с внутренним локусом кон-
троля, в то время как для аутосимпатии (симпатии к А) такой связи не
должно быть. Такие результаты и были получены. Приписываемый
персонажам внутренний локус (измеренный с помощью модифици-
рованного опросника, описанного в разделе 9.5) коррелировал с са-
моуважением (уважением к А) плюс 0,74 и не коррелировал с ауто-
симпатией (симпатией к А) - минус 0,09. Анализ конструктной валид-
ности на основе сравнения близости ответов на опросник локуса кон-
троля «за себя» и за обоих персонажей с контент-аналитической
оценкой отношения к ним свидетельствует в пользу конструктной ва-
лидности, т. е. в пользу утверждения, что отношение к сходному пер-
сонажу является проекцией отношения к себе (Столин В. В., 1981).
Опыт использования методики в условиях психологической консуль-
тации также свидетельствует о том, что испытуемые, описывая пер-
сонаж А, фактически описывают себя и проецируют свое отношение к
себе, а описывая персонаж В, проецируют отношение к отсутству-
ющим, но значимым для них чертам, однако строгих количественных
исследований, посвященных этому вопросу, не проводилось.
9.5. МЕТОДЫ ИЗМЕРЕНИЯ ЛОКУСА КОНТРОЛЯ
Одной из важных интегральных характеристик самосознания,
связывающих чувство ответственности, готовность к активности и пе-
реживание «Я», является качество личности, получившее название
локуса контроля.