Файл: Блейхер В.М., Крук И.В. - Клиническая патопсихология.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.10.2020
Просмотров: 7390
Скачиваний: 69
методы
психогенетики
и
их
разрешающая
способность
;
результа
-
ты
исследований
наследственных
передовых
детерминант
в
из
-
менчивости
психологических
и
психофизиологических
признаков
в
индивидуальном
развитии
и
некоторых
формах
дизонтогенеза
;
место
психогенетики
в
системе
психологических
знаний
.
ОПД
.
Ф
.08
ПСИХОЛОГИЯ
ЛИЧНОСТИ
:
60
Человек
в
зеркале
природы
,
истории
и
индивидуальной
жиз
-
ни
;
движущие
силы
и
условия
развития
личности
;
периодизация
развития
индивида
,
личности
и
индивидуальности
;
индивидуаль
-
ные
свойства
человека
и
их
роль
в
развитии
личности
;
личность
в
социогенезе
;
социально
-
исторический
образ
жизни
—
источник
развития
личности
;
персоногенез
личности
:
индивидуальность
личности
и
ее
жизненный
путь
;
структура
личности
и
различные
методические
подходы
к
ее
изучению
в
психологии
;
проблема
во
-
ли
;
волевая
регуляция
деятельности
и
ее
смысловая
природа
;
пси
-
хологическая
защита
и
совладание
—
механизмы
овладения
пове
-
дением
;
личностный
выбор
;
свобода
и
ответственность
;
теории
личности
ОПД
.
Ф
.09
ПСИХОДИАГНОСТИКА
:
180
Психодиагностика
:
принципы
,
сфера
применения
,
класси
-
фикация
методик
,
дифференциальная
психометрика
,
валидность
,
надежность
,
репрезентативность
,
достоверность
,
тестовые
нор
-
мы
,
методы
диагностики
интеллекта
,
личности
,
психических
функций
и
психических
состояний
;
стандартизованные
и
нестан
-
дартизованные
личностные
методики
;
проективные
,
рисуночные
методики
;
психосемантические
методы
;
проведение
и
интерпре
-
тация
8—10
универсальных
методик
исследования
личности
и
интеллекта
:
например
,
Миннесотский
опросник
(MMPI);
опрос
-
ник
Кеттела
(16 PF),
Методика
исследования
самоотношения
(
МИС
),
уровень
субъективного
контроля
(
УСК
),
рисуночные
ме
-
тодики
(
РНЖ
,
рисунок
человека
),
проективные
методики
(
ТАТ
,
тест
Роршаха
),
тесты
интеллекта
(
тест
Векслера
);
принципы
по
-
строения
комплексного
психологического
портрета
личности
;
психодиагностические
задачи
и
комплектование
психодиагно
-
стических
батарей
.
Этика
,
деонтология
и
правовые
основы
пси
-
ходиагностики
;
методы
постановки
психологического
диагноза
.
ОПД
.
Ф
.
Ю
МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ
ОСНОВЫ
ПСИХОЛОГИИ
: 60
Общее
пред
-
ставление
о
методологии
науки
;
методология
психологии
,
теория
,
ме
-
тод
и
методика
;
парадигма
;
классическая
и
постклассическая
пара
-
дигма
науки
;
специфика
психологического
знания
;
научное
и
ненауч
-
ное
психологическое
знание
;
проблема
объективности
;
категории
пси
-
хологии
:
деятельность
,
отражение
,
личность
;
сознание
и
общение
;
ос
-
новные
принципы
психологии
:
активность
,
развитие
,
детерминизм
,
системность
;
структура
психологических
учений
;
психофизическая
и
психофизиологическая
проблемы
.
486
ОПД
.
Ф
. 11
МАТЕМАТИЧЕСКИЕ
МЕТОДЫ
В
ПСИХОЛОГИИ
: 120
Измерение
в
психологии
;
типы
шкал
;
представление
данных
;
описатель
-
ная
статистика
;
меры
связи
;
метрика
;
методы
одномерной
и
многомерной
прикладной
статистики
;
многомерное
шкалирование
;
многомерный
ана
-
лиз
данных
(
факторный
,
кластерный
);
дисперсионный
анализ
;
анализ
данных
на
компьютере
,
статистические
пакеты
;
приближенные
вычисле
-
ния
;
возможности
и
ограничения
конкретных
компьютерных
методов
об
-
работки
данных
;
стандарты
обработки
данных
;
нормативы
представления
результатов
анализа
данных
в
научной
психологии
;
методы
математиче
-
ского
моделирования
;
модели
индивидуального
и
группового
поведения
,
моделирование
когнитивных
процессов
и
структур
,
проблема
искусст
-
венного
интеллекта
.
ОПД
.
Ф
. 12
ПСИХОЛОГИЯ
РАЗВИТИЯ
И
ВОЗРАСТНАЯ
180
ПСИХОЛОГИЯ
:
Предмет
,
задачи
и
методы
возрастной
психологии
;
проблема
детерминант
психического
развития
ребенка
;
проблема
соотно
-
шения
обучения
и
развития
;
проблема
возраста
и
возрастной
пе
-
риодизации
психического
развития
;
кризисы
в
развитии
;
младен
-
ческий
возраст
,
ранний
возраст
,
дошкольный
возраст
,
младший
школьный
возраст
;
психологические
особенности
подросткового
и
юношеского
возраста
;
психология
зрелых
возрастов
;
старение
и
старость
;
развитие
личности
в
условиях
депривации
и
особых
ус
-
ловиях
.
ОПД
.
Ф
. 13
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ
ПСИХОЛОГИЯ
:
120
Основные
принципы
и
закономерности
взаимосвязи
процес
-
сов
обучения
и
развития
психики
человека
;
теории
учения
и
их
сравнительная
роль
в
организации
современного
образования
;
структура
,
функционирование
и
условия
развития
деятельности
уче
-
ния
и
взаимодействий
между
участниками
образовательного
процес
-
са
на
разных
этапах
онтогенеза
;
характеристика
и
сравнительные
особенности
развития
познавательных
процессов
и
процесса
разви
-
тия
личности
в
ситуациях
обучения
и
воспитания
;
психологический
анализ
развивающих
функций
традиционной
и
инновационной
стратегий
организации
образования
;
проектировочно
-
конструктивная
деятельность
преподавателя
при
организации
учебно
-
воспитательных
ситуаций
.
ОПД
.
Ф
. 14
СОЦИАЛЬНАЯ
ПСИХОЛОГИЯ
:
120
История
формирования
социально
-
психологических
идей
:
со
-
циально
-
психологические
идеи
в
рамках
философских
и
социологи
-
ческих
учений
,
социальные
и
теоретические
предпосылки
выделе
-
ния
социальной
психологии
в
самостоятельную
дисциплину
.
Пер
-
вые
социально
-
психологические
теории
;
закономерности
общения
и
взаимодействия
людей
:
соотношение
категорий
общение
и
дея
-
тельность
;
общение
как
коммуникация
,
общение
как
интеракция
и
общение
как
социальная
перцепция
;
психология
группы
;
психоло
-
гические
особенности
больших
социальных
общностей
;
структур
-
ные
и
динамические
характери
-
487
стики
малой
группы
;
проблемы
личности
в
социальной
психоло
-
гии
:
социализация
,
социальная
установка
,
проблемы
личности
и
группы
;
практические
приложения
социальной
психологии
.
ОПД
.
Ф
. 15
ПСИХОЛОГИЯ
ТРУДА
:
120
Психология
труда
как
область
знания
,
отрасль
науки
,
учебная
дисциплина
и
профессия
;
эргатическая
система
,
эргатические
функции
,
трудовой
пост
в
организации
и
его
компоненты
;
субъект
труда
и
его
структура
;
методы
психологии
труда
;
психологическое
профессиоведение
;
трудовая
мотивация
и
удовлетворенность
трудом
;
развитие
человека
как
субъекта
труда
;
индивидуальный
стиль
трудо
-
вой
деятельности
;
психология
профессионального
самоопределе
-
ния
;
профессионально
-
важные
качества
личности
,
общие
и
специ
-
альные
способности
;
психологические
основы
профотбора
,
расста
-
новки
и
аттестации
кадров
;
психология
профессиональной
работо
-
способности
;
психологические
аспекты
социально
-
трудовой
реаби
-
литации
больных
и
инвалидов
;
профессиональные
конфликты
;
пси
-
хология
безопасности
в
труде
;
история
и
тенденция
развития
при
-
кладной
психологии
в
сфере
профессионального
труда
.
ОПД
.
Ф
. 16
СПЕЦИАЛЬНАЯ
ПСИХОЛОГИЯ
:
60
Понятие
психического
дизонтогенеза
;
параметры
дизонтоге
-
неза
;
виды
нарушений
психического
развития
:
недоразвитие
,
за
-
держки
развития
,
поврежденное
развитие
,
искаженное
развитие
;
развитие
в
условиях
сложных
недостатков
в
развитии
;
понятие
первичного
и
вторичного
дефектов
развития
,
по
Л
.
С
.
Выготско
-
му
;
методологический
,
теоретический
и
прикладной
аспекты
профилактики
и
коррекции
отклонений
от
нормы
психического
развития
у
детей
с
врожденными
или
приобретенными
дефектами
сенсорной
,
интеллектуальной
,
эмоциональной
сфер
;
общепсихо
-
логические
,
психофизиологические
,
клинико
-
психологические
принципы
возрастной
динамики
развития
детей
с
отклонениями
в
психике
и
поведении
;
теоретический
анализ
направлений
и
ме
-
тодов
корректирующего
и
восстановительного
обучения
;
при
-
кладные
аспекты
стимуляции
компенсаторных
механизмов
пове
-
дения
,
психолого
-
педагогические
принципы
проектирования
и
организации
ситуаций
совместной
деятельности
в
системе
воспи
-
татель
—
ребенок
—
родители
;
методы
организации
системы
ком
-
плексных
психолого
-
педагогических
служб
;
психологическое
обеспечение
эффективной
интеграции
лиц
с
отклонениями
в
раз
-
витии
в
общекультурное
и
образовательное
пространство
.
ОПД
.
Ф
. 17
ПСИХОФИЗИОЛОГИЯ
:
60
Принципы
переработки
информации
в
центральной
нервной
системе
;
психофизиология
сенсорных
процессов
,
движений
,
памяти
,
обучения
,
функциональных
состояний
;
психофизиология
ориенти
-
ровочно
-
исследовательской
деятельности
и
принятия
решений
;
психофизиология
высших
психических
функций
;
когнитивная
пси
-
хофизио
-
488
логия
;
прикладная
психофизиология
;
методы
психофизио
-
логического
исследования
;
системная
психофизиология
,
психофи
-
зиология
индивидуальных
различий
(
дифференциальная
психофи
-
зиология
).
ОПД
.
Ф
. 18
МЕТОДИКА
ПРЕПОДАВАНИЯ
ПСИХОЛОГИИ
:
120
Специфика
содержания
,
целей
и
методов
обучения
психоло
-
гии
как
гуманитарной
дисциплины
,
роль
и
место
психологии
как
учебного
предмета
в
обучении
и
воспитании
школьников
,
студен
-
тов
,
педагогов
;
таксономия
учебных
задач
по
психологии
как
средство
формирования
разнообразных
форм
познавательной
деятельности
и
сознания
;
способы
и
формы
организации
продук
-
тивных
взаимодействий
и
целостных
учебно
-
воспитательных
си
-
туаций
в
средней
и
высшей
школе
;
культура
самоорганизации
дея
-
тельности
преподавателя
психологии
.
ОПД
.
Р
.00
Национально
-
региональный
(
вузовский
)
компонент
150
ОПД
.
В
.00
Дисциплины
и
курсы
по
выбору
студента
,
150
устанавливаемые
вузом
(
факультетом
)
ДС
.00
СПЕЦИАЛЬНОСТЬ
«
КЛИНИЧЕСКАЯ
ПСИХОЛОГИЯ
»:
ОСНОВНЫЕ
ДИСЦИПЛИНЫ
;
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ
ПРАКТИКУМЫ
ПО
СПЕЦИАЛЬНОСТИ
;
РЕНИНГИ
И
СУПЕРВИЗИЯ
;
РЕКОМЕНДУЕМЫЕ
ДИСЦИПЛИНЫ
СПЕЦИАЛИЗАЦИИ
,
УСТАНАВЛИВАЕМЫЕ
ВУЗОМ
(
ФАКУЛЬТЕТОМ
),
ВКЛЮЧАЯ
ДИСЦИПЛИНЫ
ПО
ВЫБОРУ
СТУДЕНТОВ
3170
ОД
.00
ОСНОВНЫЕ
ДИСЦИПЛИНЫ
СПЕЦИАЛЬНОСТИ
1630
ОД
.01
КЛИНИЧЕСКАЯ
ПСИХОЛОГИЯ
:
Предмет
и
структура
клинической
психологии
;
история
клини
-
ческой
психологии
;
клиническая
психология
как
область
профес
-
сиональной
деятельности
,
направленной
на
повышение
психиче
-
ских
ресурсов
человека
и
его
адаптационных
возможностей
,
гар
-
монизацию
психического
развития
,
охрану
здоровья
,
преодоле
-
ние
недугов
и
психологическую
реабилитацию
;
теоретические
ос
-
новы
клинической
психологии
;
характеристика
основных
разделов
клинической
психологии
;
типология
изменений
(
нарушений
)
пси
-
хических
процессов
,
свойств
и
состояний
при
разных
видах
анома
-
лий
и
нарушений
,
практические
задачи
и
функции
:
диагностика
,
воздействие
,
профилактика
,
реабилитация
,
экспертиза
,
восстанов
-
ление
нарушенных
ВПФ
;
сферы
приложения
деятельности
клини
-
ческих
психологов
(
здравоохранение
,
народное
образование
,
соци
-
альная
помощь
населению
и
др
.).
ОД
.02
НЕЙРОПСИХОЛОГИЯ
:
90
Нейропсихологические
симптомы
;
нейропсихологические
синдромы
;
нейропсихологические
факторы
;
клиническая
нейроп
-
сихологическая
диагностика
состояний
высших
психических
функций
;
компьютерные
методы
нейропсихологической
диагно
-
стики
;
корковые
нейропси
-
489
хологические
синдромы
,
связанные
с
локальными
поражениями
ко
-
ры
головного
мозга
;
подкорковые
нейропсихологические
синдромы
,
возникающие
при
поражении
глубинных
структур
мозга
;
особенно
-
сти
нейропсихологических
синдромов
,
связанных
с
поражением
общемозговых
факторов
,
обеспечивающих
работу
мозга
как
целого
;
перспективы
развития
нейропсихологии
.
ОД
.
ОЗ
ПАТОПСИХОЛОГИЯ
:
90
Предмет
патопсихологии
;
практические
задачи
и
актуальные
проблемы
патопсихологии
;
приемы
патопсихологической
диаг
-
ностики
;
нарушение
сознания
:
патология
восприятия
;
нарушения
памяти
;
мышления
;
речи
,
умственной
работоспособности
;
ано
-
малии
эмоционально
-
личностной
сферы
;
значение
и
перспекти
-
вы
развития
патопсихологии
.
ОД
.04
ОСНОВЫ
ПСИХОСОМАТИКИ
:
90
Психосоматика
как
область
междисциплинарных
исследова
-
ний
психосоматической
проблемы
.
История
психосоматики
:
философские
и
медицинские
пред
-
посылки
развития
психосоматики
.
Специфический
и
неспецифиче
-
ский
подходы
к
пониманию
природы
психосоматических
рас
-
стройств
.
Современные
представления
о
предмете
психологическо
-
го
изучения
в
психосоматике
.
Проблема
метода
исследования
.
Ос
-
новные
проблемы
психологии
в
психосоматике
:
роль
раннего
он
-
тогенеза
в
возникновении
психосоматических
расстройств
;
нозог
-
нозия
и
психосоматические
расстройства
;
проблема
внутренней
кар
-
тины
болезни
;
психосоматические
расстройства
в
личностном
кон
-
тексте
;
проблема
психосоматической
саморегуляции
.
Значение
психосоматики
для
общей
и
клинической
психологии
.
ОД
.05
ПСИХОЛОГИЯ
АНОМАЛЬНОГО
РАЗВИТИЯ
:
90
Практическое
значение
проблемы
;
закономерности
психиче
-
ских
заболеваний
у
детей
;
закономерности
нарушения
психиче
-
ского
развития
;
психологическое
исследование
аномального
ре
-
бенка
;
коррекционно
-
педагогическая
работа
с
аномальными
детьми
;
психологическая
характеристика
отдельных
форм
пси
-
хических
расстройств
в
детском
возрасте
;
области
применения
диагностики
аномалий
психического
развития
у
детей
.
ОД
.06
ОСНОВЫ
ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО
90
КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ
,
ПСИХОКОРРЕКЦИИ
И
ПСИХОТЕРАПИИ
:
Проблемы
психотерапии
и
консультирования
в
применении
к
клинической
психологии
;
психотерапия
с
позиций
культурно
-
исторической
концепции
Л
.
С
.
Выготского
;
психологическая
ха
-
рактеристика
участников
консультирования
и
психотерапии
;
се
-
мья
как
пациент
;
гуманистическая
концепция
бытия
как
ценно
-
стное
мировоззренческое
и
психотехническое
средство
;
базисные
психотехнические
действия
;
специальные
психотехни
-
490