Файл: Блейхер В.М., Крук И.В. - Клиническая патопсихология.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.10.2020

Просмотров: 7106

Скачиваний: 68

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

методы

 

психогенетики

 

и

 

их

 

разрешающая

 

способность

результа

-

ты

 

исследований

 

наследственных

 

передовых

 

детерминант

 

в

 

из

-

менчивости

 

психологических

 

и

 

психофизиологических

 

признаков

 

в

 

индивидуальном

 

развитии

 

и

 

некоторых

 

формах

 

дизонтогенеза

место

 

психогенетики

 

в

 

системе

 

психологических

 

знаний

.

 

ОПД

.

Ф

.08 

ПСИХОЛОГИЯ

 

ЛИЧНОСТИ

:

 

60

 

Человек

 

в

 

зеркале

 

природы

истории

 

и

 

индивидуальной

 

жиз

-

ни

движущие

 

силы

 

и

 

условия

 

развития

 

личности

периодизация

 

развития

 

индивида

личности

 

и

 

индивидуальности

индивидуаль

-

ные

 

свойства

 

человека

 

и

 

их

 

роль

 

в

 

развитии

 

личности

личность

 

в

 

социогенезе

социально

-

исторический

 

образ

 

жизни

 — 

источник

 

развития

 

личности

персоногенез

 

личности

индивидуальность

 

личности

 

и

 

ее

 

жизненный

 

путь

структура

 

личности

 

и

 

различные

 

методические

 

подходы

 

к

 

ее

 

изучению

 

в

 

психологии

проблема

 

во

-

ли

волевая

 

регуляция

 

деятельности

 

и

 

ее

 

смысловая

 

природа

пси

-

хологическая

 

защита

 

и

 

совладание

 — 

механизмы

 

овладения

 

пове

-

дением

личностный

 

выбор

свобода

 

и

 

ответственность

теории

 

личности

 

ОПД

.

Ф

.09 

ПСИХОДИАГНОСТИКА

:

 

180

 

Психодиагностика

принципы

сфера

 

применения

класси

-

фикация

 

методик

дифференциальная

 

психометрика

валидность

надежность

репрезентативность

достоверность

тестовые

 

нор

-

мы

методы

 

диагностики

 

интеллекта

личности

психических

 

функций

 

и

 

психических

 

состояний

стандартизованные

 

и

 

нестан

-

дартизованные

 

личностные

 

методики

проективные

рисуночные

 

методики

психосемантические

 

методы

проведение

 

и

 

интерпре

-

тация

 8—10 

универсальных

 

методик

 

исследования

 

личности

 

и

 

интеллекта

например

Миннесотский

 

опросник

 (MMPI); 

опрос

-

ник

 

Кеттела

 (16 PF), 

Методика

 

исследования

 

самоотношения

 

(

МИС

), 

уровень

 

субъективного

 

контроля

 (

УСК

), 

рисуночные

 

ме

-

тодики

  (

РНЖ

рисунок

 

человека

), 

проективные

 

методики

  (

ТАТ

тест

 

Роршаха

), 

тесты

 

интеллекта

  (

тест

 

Векслера

); 

принципы

 

по

-

строения

 

комплексного

 

психологического

 

портрета

 

личности

психодиагностические

 

задачи

 

и

 

комплектование

 

психодиагно

-

стических

 

батарей

Этика

деонтология

 

и

 

правовые

 

основы

 

пси

-

ходиагностики

методы

 

постановки

 

психологического

 

диагноза

.

 

ОПД

.

Ф

.

Ю

 

МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ

 

ОСНОВЫ

 

ПСИХОЛОГИИ

: 60 

Общее

 

пред

-

ставление

 

о

 

методологии

 

науки

методология

 

психологии

теория

ме

-

тод

 

и

 

методика

парадигма

классическая

 

и

 

постклассическая

 

пара

-

дигма

 

науки

специфика

 

психологического

 

знания

научное

 

и

 

ненауч

-

ное

 

психологическое

 

знание

проблема

 

объективности

категории

 

пси

-

хологии

деятельность

отражение

личность

сознание

 

и

 

общение

ос

-

новные

 

принципы

 

психологии

активность

развитие

детерминизм

системность

структура

 

психологических

 

учений

психофизическая

 

и

 

психофизиологическая

 

проблемы

.

 

486

 


background image

ОПД

.

Ф

. 11 

МАТЕМАТИЧЕСКИЕ

 

МЕТОДЫ

 

В

 

ПСИХОЛОГИИ

:                      120  

Измерение

 

в

 

психологии

типы

 

шкал

представление

 

данных

описатель

-

ная

 

статистика

меры

 

связи

метрика

методы

 

одномерной

 

и

 

многомерной

 

прикладной

 

статистики

многомерное

 

шкалирование

многомерный

 

ана

-

лиз

 

данных

  (

факторный

кластерный

); 

дисперсионный

 

анализ

анализ

 

данных

 

на

 

компьютере

статистические

 

пакеты

приближенные

 

вычисле

-

ния

возможности

 

и

 

ограничения

 

конкретных

 

компьютерных

 

методов

 

об

-

работки

 

данных

стандарты

 

обработки

 

данных

нормативы

 

представления

 

результатов

 

анализа

 

данных

 

в

 

научной

 

психологии

методы

 

математиче

-

ского

 

моделирования

модели

 

индивидуального

 

и

 

группового

 

поведения

моделирование

 

когнитивных

 

процессов

 

и

 

структур

проблема

 

искусст

-

венного

 

интеллекта

.

 

ОПД

.

Ф

. 12 

ПСИХОЛОГИЯ

 

РАЗВИТИЯ

 

И

 

ВОЗРАСТНАЯ

 

              

180

 

ПСИХОЛОГИЯ

:

 

Предмет

задачи

 

и

 

методы

 

возрастной

 

психологии

проблема

 

детерминант

 

психического

 

развития

 

ребенка

проблема

 

соотно

-

шения

 

обучения

 

и

 

развития

проблема

 

возраста

 

и

 

возрастной

 

пе

-

риодизации

 

психического

 

развития

кризисы

 

в

 

развитии

младен

-

ческий

 

возраст

ранний

 

возраст

дошкольный

 

возраст

младший

 

школьный

 

возраст

психологические

 

особенности

 

подросткового

 

и

 

юношеского

 

возраста

психология

 

зрелых

 

возрастов

старение

 

и

 

старость

развитие

 

личности

 

в

 

условиях

 

депривации

 

и

 

особых

 

ус

-

ловиях

.

 

ОПД

.

Ф

. 13 

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ

 

ПСИХОЛОГИЯ

:

 

120

 

Основные

 

принципы

 

и

 

закономерности

 

взаимосвязи

 

процес

-

сов

 

обучения

 

и

 

развития

 

психики

 

человека

теории

 

учения

 

и

 

их

 

сравнительная

 

роль

 

в

 

организации

 

современного

 

образования

структура

функционирование

 

и

 

условия

 

развития

 

деятельности

 

уче

-

ния

 

и

 

взаимодействий

 

между

 

участниками

 

образовательного

 

процес

-

са

 

на

 

разных

 

этапах

 

онтогенеза

характеристика

 

и

 

сравнительные

 

особенности

 

развития

 

познавательных

 

процессов

 

и

 

процесса

 

разви

-

тия

 

личности

 

в

 

ситуациях

 

обучения

 

и

 

воспитания

психологический

 

анализ

 

развивающих

 

функций

 

традиционной

 

и

 

инновационной

 

стратегий

 

организации

 

образования

проектировочно

-

конструктивная

 

деятельность

 

преподавателя

 

при

 

организации

 

учебно

-

воспитательных

 

ситуаций

.

 

ОПД

.

Ф

. 14 

СОЦИАЛЬНАЯ

 

ПСИХОЛОГИЯ

:

 

120

 

История

 

формирования

 

социально

-

психологических

 

идей

со

-

циально

-

психологические

 

идеи

 

в

 

рамках

 

философских

 

и

 

социологи

-

ческих

 

учений

социальные

 

и

 

теоретические

 

предпосылки

 

выделе

-

ния

 

социальной

 

психологии

 

в

 

самостоятельную

 

дисциплину

Пер

-

вые

 

социально

-

психологические

 

теории

закономерности

 

общения

 

и

 

взаимодействия

 

людей

соотношение

 

категорий

 

общение

 

и

 

дея

-

тельность

общение

 

как

 

коммуникация

общение

 

как

 

интеракция

 

и

 

общение

 

как

 

социальная

 

перцепция

психология

 

группы

психоло

-

гические

 

особенности

 

больших

 

социальных

 

общностей

структур

-

ные

 

и

 

динамические

 

характери

-

 

487

 


background image

стики

 

малой

 

группы

проблемы

 

личности

 

в

 

социальной

 

психоло

-

гии

социализация

социальная

 

установка

проблемы

 

личности

 

и

 

группы

практические

 

приложения

 

социальной

 

психологии

.

 

ОПД

.

Ф

. 15 

ПСИХОЛОГИЯ

 

ТРУДА

:

 

120

 

Психология

 

труда

 

как

 

область

 

знания

отрасль

 

науки

учебная

 

дисциплина

 

и

 

профессия

эргатическая

 

система

эргатические

 

функции

трудовой

 

пост

 

в

 

организации

 

и

 

его

 

компоненты

субъект

 

труда

 

и

 

его

 

структура

методы

 

психологии

 

труда

психологическое

 

профессиоведение

трудовая

 

мотивация

 

и

 

удовлетворенность

 

трудом

развитие

 

человека

 

как

 

субъекта

 

труда

индивидуальный

 

стиль

 

трудо

-

вой

 

деятельности

психология

 

профессионального

 

самоопределе

-

ния

профессионально

-

важные

 

качества

 

личности

общие

 

и

 

специ

-

альные

 

способности

психологические

 

основы

 

профотбора

расста

-

новки

 

и

 

аттестации

 

кадров

психология

 

профессиональной

 

работо

-

способности

психологические

 

аспекты

 

социально

-

трудовой

 

реаби

-

литации

 

больных

 

и

 

инвалидов

профессиональные

 

конфликты

пси

-

хология

 

безопасности

 

в

 

труде

история

 

и

 

тенденция

 

развития

 

при

-

кладной

 

психологии

 

в

 

сфере

 

профессионального

 

труда

.

 

ОПД

.

Ф

. 16 

СПЕЦИАЛЬНАЯ

 

ПСИХОЛОГИЯ

:

 

60

 

Понятие

 

психического

 

дизонтогенеза

параметры

 

дизонтоге

-

неза

виды

 

нарушений

 

психического

 

развития

недоразвитие

за

-

держки

 

развития

поврежденное

 

развитие

искаженное

 

развитие

развитие

 

в

 

условиях

 

сложных

 

недостатков

 

в

 

развитии

понятие

 

первичного

 

и

 

вторичного

 

дефектов

 

развития

по

 

Л

С

Выготско

-

му

методологический

теоретический

 

и

 

прикладной

 

аспекты

 

профилактики

 

и

 

коррекции

 

отклонений

 

от

 

нормы

 

психического

 

развития

 

у

 

детей

 

с

 

врожденными

 

или

 

приобретенными

 

дефектами

 

сенсорной

интеллектуальной

эмоциональной

 

сфер

общепсихо

-

логические

психофизиологические

клинико

-

психологические

 

принципы

 

возрастной

 

динамики

 

развития

 

детей

 

с

 

отклонениями

 

в

 

психике

 

и

 

поведении

теоретический

 

анализ

 

направлений

 

и

 

ме

-

тодов

 

корректирующего

 

и

 

восстановительного

 

обучения

при

-

кладные

 

аспекты

 

стимуляции

 

компенсаторных

 

механизмов

 

пове

-

дения

психолого

-

педагогические

 

принципы

 

проектирования

 

и

 

организации

 

ситуаций

 

совместной

 

деятельности

 

в

 

системе

 

воспи

-

татель

ребенок

родители

методы

 

организации

 

системы

 

ком

-

плексных

 

психолого

-

педагогических

 

служб

психологическое

 

обеспечение

 

эффективной

 

интеграции

 

лиц

 

с

 

отклонениями

 

в

 

раз

-

витии

 

в

 

общекультурное

 

и

 

образовательное

 

пространство

.

 

ОПД

.

Ф

. 17 

ПСИХОФИЗИОЛОГИЯ

:

 

60

 

Принципы

 

переработки

 

информации

 

в

 

центральной

 

нервной

 

системе

психофизиология

 

сенсорных

 

процессов

движений

памяти

обучения

функциональных

 

состояний

психофизиология

 

ориенти

-

ровочно

-

исследовательской

 

деятельности

 

и

 

принятия

 

решений

психофизиология

 

высших

 

психических

 

функций

когнитивная

 

пси

-

хофизио

-

 

488

 


background image

логия

прикладная

 

психофизиология

методы

 

психофизио

-

логического

 

исследования

системная

 

психофизиология

психофи

-

зиология

 

индивидуальных

 

различий

 (

дифференциальная

 

психофи

-

зиология

).

 

ОПД

.

Ф

. 18 

МЕТОДИКА

 

ПРЕПОДАВАНИЯ

 

ПСИХОЛОГИИ

:

 

120

 

Специфика

 

содержания

целей

 

и

 

методов

 

обучения

 

психоло

-

гии

 

как

 

гуманитарной

 

дисциплины

роль

 

и

 

место

 

психологии

 

как

 

учебного

 

предмета

 

в

 

обучении

 

и

 

воспитании

 

школьников

студен

-

тов

педагогов

таксономия

 

учебных

 

задач

 

по

 

психологии

 

как

 

средство

 

формирования

 

разнообразных

 

форм

 

познавательной

 

деятельности

 

и

 

сознания

способы

 

и

 

формы

 

организации

 

продук

-

тивных

 

взаимодействий

 

и

 

целостных

 

учебно

-

воспитательных

 

си

-

туаций

 

в

 

средней

 

и

 

высшей

 

школе

культура

 

самоорганизации

 

дея

-

тельности

 

преподавателя

 

психологии

.

 

ОПД

.

Р

.00 

Национально

-

региональный

 (

вузовский

компонент

 

150

 

ОПД

.

В

.00 

Дисциплины

 

и

 

курсы

 

по

 

выбору

 

студента

,

 

150

 

устанавливаемые

 

вузом

 (

факультетом

)

 

ДС

.00        

СПЕЦИАЛЬНОСТЬ

 «

КЛИНИЧЕСКАЯ

 

ПСИХОЛОГИЯ

»: 

ОСНОВНЫЕ

 

ДИСЦИПЛИНЫ

ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ

 

ПРАКТИКУМЫ

 

ПО

 

СПЕЦИАЛЬНОСТИ

РЕНИНГИ

 

И

 

СУПЕРВИЗИЯ

РЕКОМЕНДУЕМЫЕ

 

ДИСЦИПЛИНЫ

 

СПЕЦИАЛИЗАЦИИ

УСТАНАВЛИВАЕМЫЕ

 

ВУЗОМ

 (

ФАКУЛЬТЕТОМ

), 

ВКЛЮЧАЯ

 

ДИСЦИПЛИНЫ

 

ПО

 

ВЫБОРУ

 

СТУДЕНТОВ

 

3170

 

ОД

.00        

ОСНОВНЫЕ

 

ДИСЦИПЛИНЫ

 

СПЕЦИАЛЬНОСТИ

      1630

 

ОД

.01        

КЛИНИЧЕСКАЯ

 

ПСИХОЛОГИЯ

:

 

Предмет

 

и

 

структура

 

клинической

 

психологии

история

 

клини

-

ческой

 

психологии

клиническая

 

психология

 

как

 

область

 

профес

-

сиональной

 

деятельности

направленной

 

на

 

повышение

 

психиче

-

ских

 

ресурсов

 

человека

 

и

 

его

 

адаптационных

 

возможностей

гар

-

монизацию

 

психического

 

развития

охрану

 

здоровья

преодоле

-

ние

 

недугов

 

и

 

психологическую

 

реабилитацию

теоретические

 

ос

-

новы

 

клинической

 

психологии

характеристика

 

основных

 

разделов

 

клинической

 

психологии

типология

 

изменений

  (

нарушений

пси

-

хических

 

процессов

свойств

 

и

 

состояний

 

при

 

разных

 

видах

 

анома

-

лий

 

и

 

нарушений

практические

 

задачи

 

и

 

функции

диагностика

воздействие

профилактика

реабилитация

экспертиза

восстанов

-

ление

 

нарушенных

 

ВПФ

сферы

 

приложения

 

деятельности

 

клини

-

ческих

 

психологов

 (

здравоохранение

народное

 

образование

соци

-

альная

 

помощь

 

населению

 

и

 

др

.).

 

ОД

.02        

НЕЙРОПСИХОЛОГИЯ

:

 

90

 

Нейропсихологические

 

симптомы

нейропсихологические

 

синдромы

нейропсихологические

 

факторы

клиническая

 

нейроп

-

сихологическая

 

диагностика

 

состояний

 

высших

 

психических

 

функций

компьютерные

 

методы

 

нейропсихологической

 

диагно

-

стики

корковые

 

нейропси

-

 

489

 


background image

хологические

 

синдромы

связанные

 

с

 

локальными

 

поражениями

 

ко

-

ры

 

головного

 

мозга

подкорковые

 

нейропсихологические

 

синдромы

возникающие

 

при

 

поражении

 

глубинных

 

структур

 

мозга

особенно

-

сти

 

нейропсихологических

 

синдромов

связанных

 

с

 

поражением

 

общемозговых

 

факторов

обеспечивающих

 

работу

 

мозга

 

как

 

целого

перспективы

 

развития

 

нейропсихологии

.

 

ОД

.

ОЗ

        

ПАТОПСИХОЛОГИЯ

:

 

90

 

Предмет

 

патопсихологии

практические

 

задачи

 

и

 

актуальные

 

проблемы

 

патопсихологии

приемы

 

патопсихологической

 

диаг

-

ностики

нарушение

 

сознания

патология

 

восприятия

нарушения

 

памяти

мышления

речи

умственной

 

работоспособности

ано

-

малии

 

эмоционально

-

личностной

 

сферы

значение

 

и

 

перспекти

-

вы

 

развития

 

патопсихологии

.

 

ОД

.04        

ОСНОВЫ

 

ПСИХОСОМАТИКИ

:

 

90

 

Психосоматика

 

как

 

область

 

междисциплинарных

 

исследова

-

ний

 

психосоматической

 

проблемы

.

 

История

 

психосоматики

философские

 

и

 

медицинские

 

пред

-

посылки

 

развития

 

психосоматики

Специфический

 

и

 

неспецифиче

-

ский

 

подходы

 

к

 

пониманию

 

природы

 

психосоматических

 

рас

-

стройств

Современные

 

представления

 

о

 

предмете

 

психологическо

-

го

 

изучения

 

в

 

психосоматике

Проблема

 

метода

 

исследования

Ос

-

новные

 

проблемы

 

психологии

 

в

 

психосоматике

роль

 

раннего

 

он

-

тогенеза

 

в

 

возникновении

 

психосоматических

 

расстройств

нозог

-

нозия

 

и

 

психосоматические

 

расстройства

проблема

 

внутренней

 

кар

-

тины

 

болезни

психосоматические

 

расстройства

 

в

 

личностном

 

кон

-

тексте

проблема

 

психосоматической

 

саморегуляции

Значение

 

психосоматики

 

для

 

общей

 

и

 

клинической

 

психологии

.

 

ОД

.05        

ПСИХОЛОГИЯ

 

АНОМАЛЬНОГО

 

РАЗВИТИЯ

:

 

90

 

Практическое

 

значение

 

проблемы

закономерности

 

психиче

-

ских

 

заболеваний

 

у

 

детей

закономерности

 

нарушения

 

психиче

-

ского

 

развития

психологическое

 

исследование

 

аномального

 

ре

-

бенка

коррекционно

-

педагогическая

 

работа

 

с

 

аномальными

 

детьми

психологическая

 

характеристика

 

отдельных

 

форм

 

пси

-

хических

 

расстройств

 

в

 

детском

 

возрасте

области

 

применения

 

диагностики

 

аномалий

 

психического

 

развития

 

у

 

детей

.

 

ОД

.06        

ОСНОВЫ

 

ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО

 

90

 

КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ

ПСИХОКОРРЕКЦИИ

 

И

 

ПСИХОТЕРАПИИ

:

 

Проблемы

 

психотерапии

 

и

 

консультирования

 

в

 

применении

 

к

 

клинической

 

психологии

психотерапия

 

с

 

позиций

 

культурно

-

исторической

 

концепции

 

Л

С

Выготского

психологическая

 

ха

-

рактеристика

 

участников

 

консультирования

 

и

 

психотерапии

се

-

мья

 

как

 

пациент

гуманистическая

 

концепция

 

бытия

 

как

 

ценно

-

стное

 

мировоззренческое

 

и

 

психотехническое

 

средство

базисные

 

психотехнические

 

действия

специальные

 

психотехни

-

 

490