Файл: Блейхер В.М., Крук И.В. - Клиническая патопсихология.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.10.2020
Просмотров: 7389
Скачиваний: 69
внушаемость
(
при
этом
следует
различать
собственно
внушае
-
мость
и
прочность
ретенции
внушения
).
Внушаемость
не
является
признаком
,
константным
для
данной
личности
.
Она
меняется
в
различные
периоды
у
одного
и
того
же
человека
и
зависит
от
его
возраста
,
особенностей
жизненной
ситуации
,
оказывается
неоди
-
наковой
в
общении
с
разными
людьми
,
то
есть
зависит
от
кон
-
формности
по
отношению
к
определенным
людям
или
категории
людей
.
Внушаемость
(
что
особенно
важно
)
оказывается
различ
-
ной
на
разных
этапах
течения
болезни
—
в
ряде
случаев
она
уменьшается
при
хроническом
течении
неврозов
и
аффективно
-
личностных
реакций
на
соматическую
болезнь
в
связи
с
безус
-
пешным
прежде
лечением
.
Это
обстоятельство
подчеркивает
значение
ранних
сроков
проведения
психотерапии
,
что
послужило
основанием
выдвиже
-
ния
принципа
«
неотложной
психотерапии
» (
Л
.
И
.
Завилянская
,
1966)
или
«
скорой
психотерапевтической
помощи
» (
М
.
С
.
Лебе
-
динский
, 1971).
В
ряде
случаев
патопсихологический
эксперимент
вводится
в
структуру
психотерапевтического
процесса
и
используется
для
объ
-
ективного
подтверждения
выдвигаемых
психотерапевтом
положе
-
ний
.
В
этих
случаях
можно
говорить
о
специальной
методике
пси
-
хотерапевтически
направленного
психологического
эксперимента
(
В
.
М
.
Блейхер
,
Л
.
И
.
Завилянская
, 1966, 1970).
Задача
психолога
заключается
в
том
,
чтобы
показать
больному
известную
сохранность
у
него
психических
функций
,
которые
пациент
считает
грубо
нарушенными
,
подчеркнуть
наличие
ре
-
сурсов
для
противостояния
болезни
и
инвалидизации
.
Психологи
-
ческое
исследование
может
быть
при
этом
использовано
для
из
-
менения
самооценки
состояния
больного
и
его
субъективного
прогноза
.
Обнаруживаемое
в
эксперименте
улучшение
показателей
пси
-
хотерапевт
также
использует
для
выработки
у
больного
оптими
-
стической
позиции
.
Методики
экспериментальной
патопсихологии
На
вооружении
патопсихологов
находится
множество
экспе
-
риментальных
методик
,
с
помощью
которых
исследуются
осо
-
бенности
психических
процессов
и
состояний
.
21
Используемые
в
патопсихологических
исследованиях
методи
-
ки
характеризуются
направленностью
на
звенья
психических
про
-
цессов
.
В
патопсихологических
методиках
воссоздаются
конкрет
-
ные
ситуации
.
Разрешение
их
требует
от
обследуемого
определен
-
ного
вида
деятельности
,
изучение
которого
и
является
целью
про
-
водимого
исследования
.
В
психологическом
эксперименте
моде
-
лируется
некая
проблемная
ситуация
,
требующая
раскрытия
,
так
как
отдельные
,
входящие
в
эту
ситуацию
элементы
находятся
в
неадекватных
соотношениях
(
С
.
Л
.
Рубинштейн
, 1958).
Решение
экспериментального
задания
сводится
к
раскрытию
взаимоотно
-
шений
между
элементами
проблемной
ситуации
в
результате
ее
анализа
и
к
поискам
адекватного
способа
приведения
составных
частей
ситуации
в
соответствие
.
Разделение
патопсихологических
методик
на
качественные
и
психометрические
,
то
есть
служащие
для
измерения
тех
или
иных
психических
функций
,
необоснованно
.
Дело
в
том
,
что
методики
,
направленные
на
выявление
качественных
закономерностей
пси
-
хической
деятельности
больных
,
доступны
в
большинстве
случаев
статистической
обработке
.
Использование
же
психометрических
тестов
без
качественного
анализа
получаемого
с
их
помощью
ма
-
териала
неправомерно
и
приводит
к
ошибочным
выводам
(
см
.
раздел
«
Психометрические
методы
исследования
интеллекта
»).
Весьма
условно
и
деление
экспериментально
-
психологических
методик
на
словесные
(
вербальные
)
и
предметные
(
невербаль
-
ные
).
Даже
пользуясь
невербальной
методикой
,
исследующий
,
как
правило
,
не
ограничивается
регистрацией
полученных
резуль
-
татов
,
но
путем
расспроса
старается
выяснить
у
больного
мотивы
,
которыми
он
руководствовался
,
выполняя
задание
,
интересуется
рассуждениями
больного
по
поводу
проделываемой
им
в
процес
-
се
обследования
работы
.
Кроме
того
,
следует
учитывать
,
что
в
вы
-
полнении
заданий
по
невербальным
методикам
неизменно
участ
-
вует
система
процессов
внутренней
речи
обследуемого
.
Разделение
методик
в
соответствии
с
их
направленностью
на
исследование
той
или
иной
психической
функции
также
является
условным
.
Как
правило
,
большинство
методик
свидетельствуют
своими
результатами
о
состоянии
нескольких
функций
.
Большин
-
ство
патопсихологических
22
методик
обладают
широким
диапазоном
.
Нельзя
ограниченно
ис
-
следовать
только
память
,
только
внимание
,
только
мышление
.
В
связи
с
этим
мы
должны
оговориться
,
что
произведенная
нами
в
этой
книге
группировка
методик
также
условна
и
ее
использова
-
ние
продиктовано
удобством
изложения
.
С
другой
стороны
,
существуют
группы
патопсихологических
методик
,
имеющих
общую
направленность
.
Так
,
особенности
те
-
чения
ассоциаций
обнаруживаются
при
исследовании
методиками
классификации
,
исключения
,
в
ассоциативном
эксперименте
,
пиктограммах
.
Один
и
тот
же
психический
дефект
обнаруживается
при
ис
-
следовании
различных
проявлений
психической
деятельности
об
-
следуемого
—
так
,
эмоциональное
уплощение
может
выступить
при
исследовании
столь
различными
методиками
,
как
проба
на
запоминание
,
пиктограммы
,
с
помощью
картинок
с
эмоциональ
-
ным
подтекстом
,
при
определении
уровня
притязаний
.
Повышен
-
ная
истощаемость
определяется
при
исследовании
таблицами
Шульте
,
Крепелина
,
в
корректурной
пробе
,
при
образовании
ана
-
логий
и
т
.
д
.
Из
сказанного
вытекают
два
принципа
подбора
экспери
-
ментально
-
психологических
методик
.
Это
,
во
-
первых
,
сочетание
методик
,
позволяющих
более
полно
и
всесторонне
исследовать
ка
-
кие
-
либо
проявления
психической
деятельности
.
Например
,
при
исследовании
памяти
употребляются
пробы
на
заучивание
искус
-
ственных
звукосочетаний
,
слов
и
ассоциативных
пар
слов
,
приме
-
няются
методики
,
позволяющие
судить
о
кратковременной
и
дол
-
говременной
памяти
,
о
непосредственном
и
опосредованном
запо
-
минании
и
т
.
д
.
Во
-
вторых
,
сочетание
близких
по
направленности
методик
позволяет
судить
о
достоверности
и
надежности
получен
-
ных
результатов
.
Данные
,
получаемые
в
клинико
-
психологическом
эксперименте
с
помощью
одной
методики
,
всегда
желательно
под
-
твердить
результатами
,
полученными
с
помощью
других
методик
.
При
выборе
для
исследования
той
или
иной
методики
следует
помнить
,
что
направленность
ее
может
измениться
даже
при
незна
-
чительном
на
первый
взгляд
видоизменении
инструкции
.
Так
,
Т
.
И
.
Тепеницына
(1967),
изучая
психологическую
структуру
резонерства
,
установила
,
что
количество
резонерских
суждений
,
выявляемых
в
эксперименте
,
увеличивается
при
изменении
направленности
ин
-
струкции
,
при
23
которой
актуализируется
,
усиливается
личностно
-
оценочная
пози
-
ция
больного
.
При
выяснении
понимания
смысла
пословиц
и
по
-
говорок
наряду
с
обычной
инструкцией
(«
Как
вы
понимаете
смысл
пословицы
?»)
автор
задавала
вопрос
и
в
несколько
иной
форме
(«
Как
вы
относитесь
к
пословице
?»).
Часто
одного
этого
изменения
инструкции
было
достаточно
,
чтобы
спровоцировать
резонерство
.
Из
значительного
количества
патопсихологических
эк
-
спериментальных
методик
в
каждом
случае
исследующий
пользу
-
ется
ограниченным
их
числом
.
Обычно
для
обследования
одного
больного
достаточно
8—9
методик
,
выбираемых
в
соответствии
с
задачами
исследования
.
Качество
патопсихологического
исследо
-
вания
в
значительной
мере
зависит
от
того
,
какое
количество
ме
-
тодик
имеется
в
арсенале
исследующего
.
Владение
возможно
большим
числом
приемов
экспериментального
исследования
по
-
зволяет
точнее
направить
опыт
,
подобрать
наиболее
адекватные
методики
,
а
также
получить
при
исследовании
более
достоверные
результаты
,
так
как
данные
,
получаемые
различными
методиками
,
будут
всесторонне
характеризовать
особенности
психической
деятельности
обследуемого
и
в
ряде
случаев
подтверждают
друг
друга
.
В
выборе
методик
патопсихологического
исследования
могут
играть
существенную
роль
следующие
обстоятельства
.
1.
Цель
исследования
—
дифференциальная
диагностика
(
в
за
-
висимости
от
предполагаемых
заболеваний
),
определение
глуби
-
ны
психического
дефекта
,
изучение
эффективности
терапии
.
Там
,
где
предполагается
шизофренический
процесс
,
применяются
одни
методики
исследования
,
при
обследовании
больного
эпилепсией
с
целью
установления
выраженности
интеллектуально
-
мнестических
расстройств
—
другие
.
Для
многократных
исследо
-
ваний
в
ходе
лечения
избираются
методики
,
располагающие
зна
-
чительным
количеством
равных
по
трудности
вариантов
заданий
.
2.
Образование
больного
и
его
жизненный
опыт
,
например
,
не
-
достаточно
грамотному
испытуемому
не
следует
давать
задания
по
методике
образования
сложных
аналогий
.
3.
Иногда
существенную
роль
играют
особенности
контакта
с
больным
.
Так
,
нередко
приходится
обследовать
больного
с
нару
-
шением
деятельности
слухового
или
зрительного
анализатора
.
При
глухоте
максимально
используются
24
задания
,
рассчитанные
на
зрительное
восприятие
.
Даже
в
пробе
на
запоминание
слова
испытуемому
не
зачитываются
,
а
предъявля
-
ются
в
письменном
виде
.
При
плохом
зрении
,
наоборот
,
все
мето
-
дики
варьируются
для
слухового
восприятия
.
В
процессе
исследования
методики
обычно
применяют
по
воз
-
растающей
сложности
—
от
более
простых
к
сложным
.
Исключе
-
ние
составляет
обследование
испытуемых
,
от
которых
ожидают
аггравации
или
симуляции
.
В
этих
случаях
иногда
более
трудные
задания
выполняются
нарочито
неверно
.
Эта
же
особенность
ха
-
рактерна
и
для
состояний
псевдодеменции
,
когда
успешно
выпол
-
няются
более
сложные
задания
и
нелепо
—
элементарно
-
простые
(
А
.
М
.
Шуберт
, 1957).
Большинство
патопсихологических
методик
отличается
про
-
стотой
,
для
проведения
исследования
с
их
помощью
необходимо
лишь
заготовить
таблицы
,
рисунки
.
Работу
патопсихолога
облег
-
чает
наличие
в
лаборатории
отпечатанных
типографским
спосо
-
бом
таблиц
,
бланков
.
Патопсихолог
должен
располагать
извест
-
ным
«
ассортиментом
»
методик
,
подбор
которых
следует
тща
-
тельно
продумывать
.
Например
,
нельзя
ограничиться
таблицами
лишь
для
словесного
или
только
предметного
варианта
методики
исключения
,
каждый
из
этих
вариантов
имеет
свои
преимущества
при
определенной
постановке
опыта
,
а
иногда
желательно
ис
-
пользование
обоих
.
Для
обследования
больного
нельзя
применять
методику
,
приемами
проведения
которой
исследующий
не
овла
-
дел
в
достаточной
мере
.
Изготовление
некоторых
таблиц
для
ис
-
следования
требует
«
отработки
нормы
»
по
ним
.
Так
,
нельзя
ис
-
пользовать
приготовленные
в
своей
лаборатории
таблицы
Шуль
-
те
,
руководствуясь
показателями
нормы
,
почерпнутыми
из
иссле
-
дований
,
проводившихся
в
других
лабораториях
,
и
с
помощью
таблиц
,
возможно
,
отличающихся
размером
и
яркостью
цифр
,
их
освещенностью
.
Особого
внимания
требует
введение
в
работу
лабораторий
ори
-
гинальных
методик
или
модификаций
уже
известных
.
В
этих
слу
-
чаях
должна
быть
уточнена
не
только
теоретическая
возможность
применения
данной
методики
,
но
и
необходимость
ее
апробации
на
статистически
достоверной
группе
обследуемых
для
подтвер
-
ждения
правильности
предположения
о
направленности
этой
ме
-
тодики
на
изучение
25