Файл: Блейхер В.М., Крук И.В. - Клиническая патопсихология.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.10.2020

Просмотров: 7389

Скачиваний: 69

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

внушаемость

  (

при

 

этом

 

следует

 

различать

 

собственно

 

внушае

-

мость

 

и

 

прочность

 

ретенции

 

внушения

). 

Внушаемость

 

не

 

является

 

признаком

константным

 

для

 

данной

 

личности

Она

 

меняется

 

в

 

различные

 

периоды

 

у

 

одного

 

и

 

того

 

же

 

человека

 

и

 

зависит

 

от

 

его

 

возраста

особенностей

 

жизненной

 

ситуации

оказывается

 

неоди

-

наковой

 

в

 

общении

 

с

 

разными

 

людьми

то

 

есть

 

зависит

 

от

 

кон

-

формности

 

по

 

отношению

 

к

 

определенным

 

людям

 

или

 

категории

 

людей

Внушаемость

  (

что

 

особенно

 

важно

оказывается

 

различ

-

ной

 

на

 

разных

 

этапах

 

течения

 

болезни

 — 

в

 

ряде

 

случаев

 

она

 

уменьшается

 

при

 

хроническом

 

течении

 

неврозов

 

и

 

аффективно

-

личностных

 

реакций

 

на

 

соматическую

 

болезнь

 

в

 

связи

 

с

 

безус

-

пешным

 

прежде

 

лечением

.

 

Это

 

обстоятельство

 

подчеркивает

 

значение

 

ранних

 

сроков

 

проведения

 

психотерапии

что

 

послужило

 

основанием

 

выдвиже

-

ния

 

принципа

  «

неотложной

 

психотерапии

» (

Л

И

Завилянская

1966) 

или

  «

скорой

 

психотерапевтической

 

помощи

» (

М

С

Лебе

-

динский

, 1971).

 

В

 

ряде

 

случаев

 

патопсихологический

 

эксперимент

 

вводится

 

в

 

структуру

 

психотерапевтического

 

процесса

 

и

 

используется

 

для

 

объ

-

ективного

 

подтверждения

 

выдвигаемых

 

психотерапевтом

 

положе

-

ний

В

 

этих

 

случаях

 

можно

 

говорить

 

о

 

специальной

 

методике

 

пси

-

хотерапевтически

 

направленного

 

психологического

 

эксперимента

 

(

В

М

Блейхер

Л

И

Завилянская

, 1966, 1970).

 

Задача

 

психолога

 

заключается

 

в

 

том

чтобы

 

показать

 

больному

 

известную

 

сохранность

 

у

 

него

 

психических

 

функций

которые

 

пациент

 

считает

 

грубо

 

нарушенными

подчеркнуть

 

наличие

 

ре

-

сурсов

 

для

 

противостояния

 

болезни

 

и

 

инвалидизации

Психологи

-

ческое

 

исследование

 

может

 

быть

 

при

 

этом

 

использовано

 

для

 

из

-

менения

 

самооценки

 

состояния

 

больного

 

и

 

его

 

субъективного

 

прогноза

.

 

Обнаруживаемое

 

в

 

эксперименте

 

улучшение

 

показателей

 

пси

-

хотерапевт

 

также

 

использует

 

для

 

выработки

 

у

 

больного

 

оптими

-

стической

 

позиции

.

 

Методики

 

экспериментальной

 

патопсихологии

 

На

 

вооружении

 

патопсихологов

 

находится

 

множество

 

экспе

-

риментальных

 

методик

с

 

помощью

 

которых

 

исследуются

 

осо

-

бенности

 

психических

 

процессов

 

и

 

состояний

.

 

21

 


background image

Используемые

 

в

 

патопсихологических

 

исследованиях

 

методи

-

ки

 

характеризуются

 

направленностью

 

на

 

звенья

 

психических

 

про

-

цессов

В

 

патопсихологических

 

методиках

 

воссоздаются

 

конкрет

-

ные

 

ситуации

Разрешение

 

их

 

требует

 

от

 

обследуемого

 

определен

-

ного

 

вида

 

деятельности

изучение

 

которого

 

и

 

является

 

целью

 

про

-

водимого

 

исследования

В

 

психологическом

 

эксперименте

 

моде

-

лируется

 

некая

 

проблемная

 

ситуация

требующая

 

раскрытия

так

 

как

 

отдельные

входящие

 

в

 

эту

 

ситуацию

 

элементы

 

находятся

 

в

 

неадекватных

 

соотношениях

  (

С

Л

Рубинштейн

, 1958). 

Решение

 

экспериментального

 

задания

 

сводится

 

к

 

раскрытию

 

взаимоотно

-

шений

 

между

 

элементами

 

проблемной

 

ситуации

 

в

 

результате

 

ее

 

анализа

 

и

 

к

 

поискам

 

адекватного

 

способа

 

приведения

 

составных

 

частей

 

ситуации

 

в

 

соответствие

.

 

Разделение

 

патопсихологических

 

методик

 

на

 

качественные

 

и

 

психометрические

то

 

есть

 

служащие

 

для

 

измерения

 

тех

 

или

 

иных

 

психических

 

функций

необоснованно

Дело

 

в

 

том

что

 

методики

направленные

 

на

 

выявление

 

качественных

 

закономерностей

 

пси

-

хической

 

деятельности

 

больных

доступны

 

в

 

большинстве

 

случаев

 

статистической

 

обработке

Использование

 

же

 

психометрических

 

тестов

 

без

 

качественного

 

анализа

 

получаемого

 

с

 

их

 

помощью

 

ма

-

териала

 

неправомерно

 

и

 

приводит

 

к

 

ошибочным

 

выводам

  (

см

раздел

 «

Психометрические

 

методы

 

исследования

 

интеллекта

»).

 

Весьма

 

условно

 

и

 

деление

 

экспериментально

-

психологических

 

методик

 

на

 

словесные

  (

вербальные

и

 

предметные

  (

невербаль

-

ные

). 

Даже

 

пользуясь

 

невербальной

 

методикой

исследующий

как

 

правило

не

 

ограничивается

 

регистрацией

 

полученных

 

резуль

-

татов

но

 

путем

 

расспроса

 

старается

 

выяснить

 

у

 

больного

 

мотивы

которыми

 

он

 

руководствовался

выполняя

 

задание

интересуется

 

рассуждениями

 

больного

 

по

 

поводу

 

проделываемой

 

им

 

в

 

процес

-

се

 

обследования

 

работы

Кроме

 

того

следует

 

учитывать

что

 

в

 

вы

-

полнении

 

заданий

 

по

 

невербальным

 

методикам

 

неизменно

 

участ

-

вует

 

система

 

процессов

 

внутренней

 

речи

 

обследуемого

.

 

Разделение

 

методик

 

в

 

соответствии

 

с

 

их

 

направленностью

 

на

 

исследование

 

той

 

или

 

иной

 

психической

 

функции

 

также

 

является

 

условным

Как

 

правило

большинство

 

методик

 

свидетельствуют

 

своими

 

результатами

 

о

 

состоянии

 

нескольких

 

функций

Большин

-

ство

 

патопсихологических

 

22

 


background image

методик

 

обладают

 

широким

 

диапазоном

Нельзя

 

ограниченно

 

ис

-

следовать

 

только

 

память

только

 

внимание

только

 

мышление

В

 

связи

 

с

 

этим

 

мы

 

должны

 

оговориться

что

 

произведенная

 

нами

 

в

 

этой

 

книге

 

группировка

 

методик

 

также

 

условна

 

и

 

ее

 

использова

-

ние

 

продиктовано

 

удобством

 

изложения

.

 

С

 

другой

 

стороны

существуют

 

группы

 

патопсихологических

 

методик

имеющих

 

общую

 

направленность

Так

особенности

 

те

-

чения

 

ассоциаций

 

обнаруживаются

 

при

 

исследовании

 

методиками

 

классификации

исключения

в

 

ассоциативном

 

эксперименте

пиктограммах

.

 

Один

 

и

 

тот

 

же

 

психический

 

дефект

 

обнаруживается

 

при

 

ис

-

следовании

 

различных

 

проявлений

 

психической

 

деятельности

 

об

-

следуемого

 — 

так

эмоциональное

 

уплощение

 

может

 

выступить

 

при

 

исследовании

 

столь

 

различными

 

методиками

как

 

проба

 

на

 

запоминание

пиктограммы

с

 

помощью

 

картинок

 

с

 

эмоциональ

-

ным

 

подтекстом

при

 

определении

 

уровня

 

притязаний

Повышен

-

ная

 

истощаемость

 

определяется

 

при

 

исследовании

 

таблицами

 

Шульте

Крепелина

в

 

корректурной

 

пробе

при

 

образовании

 

ана

-

логий

 

и

 

т

д

.

 

Из

 

сказанного

 

вытекают

 

два

 

принципа

 

подбора

 

экспери

-

ментально

-

психологических

 

методик

Это

во

-

первых

сочетание

 

методик

позволяющих

 

более

 

полно

 

и

 

всесторонне

 

исследовать

 

ка

-

кие

-

либо

 

проявления

 

психической

 

деятельности

Например

при

 

исследовании

 

памяти

 

употребляются

 

пробы

 

на

 

заучивание

 

искус

-

ственных

 

звукосочетаний

слов

 

и

 

ассоциативных

 

пар

 

слов

приме

-

няются

 

методики

позволяющие

 

судить

 

о

 

кратковременной

 

и

 

дол

-

говременной

 

памяти

о

 

непосредственном

 

и

 

опосредованном

 

запо

-

минании

 

и

 

т

д

Во

-

вторых

сочетание

 

близких

 

по

 

направленности

 

методик

 

позволяет

 

судить

 

о

 

достоверности

 

и

 

надежности

 

получен

-

ных

 

результатов

Данные

получаемые

 

в

 

клинико

-

психологическом

 

эксперименте

 

с

 

помощью

 

одной

 

методики

всегда

 

желательно

 

под

-

твердить

 

результатами

полученными

 

с

 

помощью

 

других

 

методик

.

 

При

 

выборе

 

для

 

исследования

 

той

 

или

 

иной

 

методики

 

следует

 

помнить

что

 

направленность

 

ее

 

может

 

измениться

 

даже

 

при

 

незна

-

чительном

 

на

 

первый

 

взгляд

 

видоизменении

 

инструкции

Так

Т

И

Тепеницына

 (1967), 

изучая

 

психологическую

 

структуру

 

резонерства

установила

что

 

количество

 

резонерских

 

суждений

выявляемых

 

в

 

эксперименте

увеличивается

 

при

 

изменении

 

направленности

 

ин

-

струкции

при

 

23

 


background image

которой

 

актуализируется

усиливается

 

личностно

-

оценочная

 

пози

-

ция

 

больного

При

 

выяснении

 

понимания

 

смысла

 

пословиц

 

и

 

по

-

говорок

 

наряду

 

с

 

обычной

 

инструкцией

 («

Как

 

вы

 

понимаете

 

смысл

 

пословицы

?») 

автор

 

задавала

 

вопрос

 

и

 

в

 

несколько

 

иной

 

форме

 

Как

 

вы

 

относитесь

 

к

 

пословице

?»). 

Часто

 

одного

 

этого

 

изменения

 

инструкции

 

было

 

достаточно

чтобы

 

спровоцировать

 

резонерство

.

 

Из

 

значительного

 

количества

 

патопсихологических

 

эк

-

спериментальных

 

методик

 

в

 

каждом

 

случае

 

исследующий

 

пользу

-

ется

 

ограниченным

 

их

 

числом

Обычно

 

для

 

обследования

 

одного

 

больного

 

достаточно

 8—9 

методик

выбираемых

 

в

 

соответствии

 

с

 

задачами

 

исследования

Качество

 

патопсихологического

 

исследо

-

вания

 

в

 

значительной

 

мере

 

зависит

 

от

 

того

какое

 

количество

 

ме

-

тодик

 

имеется

 

в

 

арсенале

 

исследующего

Владение

 

возможно

 

большим

 

числом

 

приемов

 

экспериментального

 

исследования

 

по

-

зволяет

 

точнее

 

направить

 

опыт

подобрать

 

наиболее

 

адекватные

 

методики

а

 

также

 

получить

 

при

 

исследовании

 

более

 

достоверные

 

результаты

так

 

как

 

данные

получаемые

 

различными

 

методиками

будут

 

всесторонне

 

характеризовать

 

особенности

 

психической

 

деятельности

 

обследуемого

 

и

 

в

 

ряде

 

случаев

 

подтверждают

 

друг

 

друга

.

 

В

 

выборе

 

методик

 

патопсихологического

 

исследования

 

могут

 

играть

 

существенную

 

роль

 

следующие

 

обстоятельства

.

 

1.

 

Цель

 

исследования

 — 

дифференциальная

 

диагностика

 (

в

 

за

-

висимости

 

от

 

предполагаемых

 

заболеваний

), 

определение

 

глуби

-

ны

 

психического

 

дефекта

изучение

 

эффективности

 

терапии

Там

где

 

предполагается

 

шизофренический

 

процесс

применяются

 

одни

 

методики

 

исследования

при

 

обследовании

 

больного

 

эпилепсией

 

с

 

целью

 

установления

 

выраженности

 

интеллектуально

-

мнестических

 

расстройств

 — 

другие

Для

 

многократных

 

исследо

-

ваний

 

в

 

ходе

 

лечения

 

избираются

 

методики

располагающие

 

зна

-

чительным

 

количеством

 

равных

 

по

 

трудности

 

вариантов

 

заданий

2.

 

Образование

 

больного

 

и

 

его

 

жизненный

 

опыт

например

не

-

достаточно

 

грамотному

 

испытуемому

 

не

 

следует

 

давать

 

задания

 

по

 

методике

 

образования

 

сложных

 

аналогий

3.

 

Иногда

 

существенную

 

роль

 

играют

 

особенности

 

контакта

 

с

 

больным

Так

нередко

 

приходится

 

обследовать

 

больного

 

с

 

нару

-

шением

 

деятельности

 

слухового

 

или

 

зрительного

 

анализатора

При

 

глухоте

 

максимально

 

используются

 

24

 


background image

задания

рассчитанные

 

на

 

зрительное

 

восприятие

Даже

 

в

 

пробе

 

на

 

запоминание

 

слова

 

испытуемому

 

не

 

зачитываются

а

 

предъявля

-

ются

 

в

 

письменном

 

виде

При

 

плохом

 

зрении

наоборот

все

 

мето

-

дики

 

варьируются

 

для

 

слухового

 

восприятия

.

 

В

 

процессе

 

исследования

 

методики

 

обычно

 

применяют

 

по

 

воз

-

растающей

 

сложности

 — 

от

 

более

 

простых

 

к

 

сложным

Исключе

-

ние

 

составляет

 

обследование

 

испытуемых

от

 

которых

 

ожидают

 

аггравации

 

или

 

симуляции

В

 

этих

 

случаях

 

иногда

 

более

 

трудные

 

задания

 

выполняются

 

нарочито

 

неверно

Эта

 

же

 

особенность

 

ха

-

рактерна

 

и

 

для

 

состояний

 

псевдодеменции

когда

 

успешно

 

выпол

-

няются

 

более

 

сложные

 

задания

 

и

 

нелепо

 — 

элементарно

-

простые

 

(

А

М

Шуберт

, 1957).

 

Большинство

 

патопсихологических

 

методик

 

отличается

 

про

-

стотой

для

 

проведения

 

исследования

 

с

 

их

 

помощью

 

необходимо

 

лишь

 

заготовить

 

таблицы

рисунки

Работу

 

патопсихолога

 

облег

-

чает

 

наличие

 

в

 

лаборатории

 

отпечатанных

 

типографским

 

спосо

-

бом

 

таблиц

бланков

Патопсихолог

 

должен

 

располагать

 

извест

-

ным

  «

ассортиментом

» 

методик

подбор

 

которых

 

следует

 

тща

-

тельно

 

продумывать

Например

нельзя

 

ограничиться

 

таблицами

 

лишь

 

для

 

словесного

 

или

 

только

 

предметного

 

варианта

 

методики

 

исключения

каждый

 

из

 

этих

 

вариантов

 

имеет

 

свои

 

преимущества

 

при

 

определенной

 

постановке

 

опыта

а

 

иногда

 

желательно

 

ис

-

пользование

 

обоих

Для

 

обследования

 

больного

 

нельзя

 

применять

 

методику

приемами

 

проведения

 

которой

 

исследующий

 

не

 

овла

-

дел

 

в

 

достаточной

 

мере

Изготовление

 

некоторых

 

таблиц

 

для

 

ис

-

следования

 

требует

  «

отработки

 

нормы

» 

по

 

ним

Так

нельзя

 

ис

-

пользовать

 

приготовленные

 

в

 

своей

 

лаборатории

 

таблицы

 

Шуль

-

те

руководствуясь

 

показателями

 

нормы

почерпнутыми

 

из

 

иссле

-

дований

проводившихся

 

в

 

других

 

лабораториях

и

 

с

 

помощью

 

таблиц

возможно

отличающихся

 

размером

 

и

 

яркостью

 

цифр

их

 

освещенностью

.

 

Особого

 

внимания

 

требует

 

введение

 

в

 

работу

 

лабораторий

 

ори

-

гинальных

 

методик

 

или

 

модификаций

 

уже

 

известных

В

 

этих

 

слу

-

чаях

 

должна

 

быть

 

уточнена

 

не

 

только

 

теоретическая

 

возможность

 

применения

 

данной

 

методики

но

 

и

 

необходимость

 

ее

 

апробации

 

на

 

статистически

 

достоверной

 

группе

 

обследуемых

 

для

 

подтвер

-

ждения

 

правильности

 

предположения

 

о

 

направленности

 

этой

 

ме

-

тодики

 

на

 

изучение

 

25