Файл: Блейхер В.М., Крук И.В. - Клиническая патопсихология.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.10.2020
Просмотров: 7503
Скачиваний: 69
Ю
.
Ф
.
Поляковым
как
результат
нарушений
актуализации
про
-
шлого
опыта
.
Представляет
интерес
сравнение
данных
,
получаемых
при
ис
-
следовании
больных
шизофренией
с
помощью
методик
классифи
-
кации
и
исключения
.
Обе
эти
методики
в
серии
опытов
,
проводи
-
мых
Ю
.
Ф
.
Поляковым
и
соавторами
,
были
отнесены
к
методи
-
кам
,
в
которых
максимально
используется
прошлый
опыт
.
Как
нам
представляется
,
нет
экспериментально
-
психологических
ме
-
тодик
,
которые
не
опирались
бы
на
прошлый
жизненный
опыт
,
различаются
же
они
главным
образом
степенью
вербализации
,
аб
-
страктности
,
большей
или
меньшей
предопределенностью
модуса
деятельности
обследуемого
инструкцией
экспериментатора
,
дли
-
тельностью
деятельности
в
условиях
проблемной
ситуации
—
яв
-
ляется
ли
она
принятием
разового
суждения
или
носит
характер
последовательных
,
взаимосвязанных
суждений
,
вытекающих
одно
из
другого
.
Методики
исключения
и
классификации
при
обследовании
больных
начальной
шизофренией
дают
различные
результаты
,
причем
разница
эта
явно
зависит
от
различия
в
степени
детерми
-
нированности
решения
задания
его
условием
,
большей
или
мень
-
шей
определенности
инструкции
,
объема
и
длительности
мысли
-
тельной
деятельности
.
Предметный
вариант
методики
классифи
-
кации
допускает
значительно
большее
количество
возможных
решений
,
процесс
выдвигания
тех
или
иных
решений
и
их
коррек
-
ции
более
длителен
,
инструкция
к
ней
отличается
меньшей
опре
-
деленностью
,
чем
в
предметном
варианте
методики
исключения
.
Результаты
патопсихологического
исследования
мы
(
В
.
М
.
Блейхер
, 1976)
сопоставляли
с
клинической
квалификацией
об
-
следованных
больных
шизофренией
.
Наибольшее
количество
ошибочных
решений
заданий
по
шизофреническому
типу
(
иска
-
жение
обобщения
,
соскальзывания
,
разноплановость
,
одновре
-
менное
сосуществование
различных
уровней
обобщения
и
ис
-
пользование
различных
параметров
критериев
,
согласно
которым
строятся
суждения
),
в
начальной
стадии
заболевания
отмечалось
при
исследовании
по
методике
классификации
,
тогда
как
задания
на
исключение
эти
больные
выполняли
большей
частью
правиль
-
но
.
При
выраженном
шизофреническом
дефекте
результативность
использования
обеих
методик
для
обнаружения
шизофрениче
-
ских
расстройств
мышления
как
бы
уравнивалась
.
Это
позволяет
говорить
о
различной
валидности
указанных
методик
в
начальной
стадии
шизофрении
.
Таким
образом
,
валидность
той
или
иной
методики
для
опре
-
деленного
психического
заболевания
,
ее
диагностическая
значи
-
мость
не
могут
характеризоваться
без
учета
стадии
его
течения
.
Уравнивание
валидности
обеих
методик
при
наличии
существен
-
ного
эмоционально
-
волевого
дефекта
дает
основания
для
трактов
-
ки
наблюдавшихся
нами
явлений
как
результата
изменений
в
эмоционально
-
волевой
сфере
больных
шизофренией
,
в
первую
очередь
в
связи
с
нарушениями
мотивации
.
Роль
мотивации
в
осуществлении
мыслительной
деятельности
общеизвестна
.
Л
.
С
.
Выготский
(1934)
писал
о
том
,
что
за
мыслью
стоит
аффективная
и
волевая
тенденция
.
Он
говорил
о
мотиваци
-
онной
сфере
нашего
сознания
,
которая
охватывает
влечения
,
ин
-
тересы
,
побуждения
,
аффекты
и
эмоции
.
В
выполнении
экспериментально
-
психологического
задания
в
известной
мере
условно
можно
видеть
проявления
внешней
и
внутренней
мотивации
.
Внешняя
мотивация
,
влияющая
на
дея
-
тельность
обследуемого
,
в
значительной
мере
связана
с
характе
-
ром
поставленной
перед
ним
задачи
и
четкостью
инструкции
,
ко
-
торые
существенно
предопределяют
результаты
выполнения
за
-
дания
.
Внутренняя
мотивация
больше
отражает
аффективно
-
личностные
свойства
обследуемого
и
может
рассматриваться
как
результат
опосредования
ряда
внешних
условий
,
мотивов
в
онто
-
и
филогенезе
.
Применяя
концепцию
детерминизма
к
анализу
психических
явлений
,
С
.
Л
.
Рубинштейн
(1957)
указывал
,
что
внешние
причи
-
ны
действуют
через
внутренние
условия
,
которые
сами
форми
-
руются
в
результате
внешних
воздействий
.
Внутренняя
мотива
-
ция
в
норме
и
патологии
характеризуется
неразрывным
единст
-
вом
побудительной
и
смыслообразующих
функций
в
психической
деятельности
человека
,
служит
их
отражением
.
Сравнение
результатов
,
полученных
с
помощью
методик
классификации
и
исключения
у
больных
с
разной
степенью
вы
-
раженности
психического
дефекта
,
то
есть
различающихся
по
степени
углубления
редукции
энергетического
потенциала
,
пока
-
зывает
,
что
в
условиях
выполнения
задания
по
методике
класси
-
фикации
понятий
роль
внешней
мотивации
значительно
меньше
,
272
чем
внутренней
.
Деятельность
больного
меньше
детерминируется
инструкцией
исследующего
,
чем
при
исследовании
методикой
исключения
.
Кроме
того
,
при
классификации
он
встречается
со
значительно
большим
,
чем
при
исключении
,
объемом
информа
-
ции
.
При
четкой
предопределенности
условиями
эксперимента
деятельности
больного
исследующий
в
какой
-
то
мере
компенси
-
рует
недостаточность
внутренней
мотивации
.
Этим
и
объясняется
относительно
лучший
результат
при
исследовании
методикой
ис
-
ключения
больных
с
нерезко
выраженным
личностным
дефектом
и
значительно
более
легкое
выявление
у
них
расстройств
мыш
-
ления
с
помощью
методики
классификации
.
С
прогрессированием
амотивационных
изменений
инструкция
исследующего
уже
не
может
выполнять
прежнюю
роль
корректо
-
ра
мыслительной
деятельности
больного
,
что
и
находит
свое
от
-
ражение
в
уравнивании
диагностической
значимости
обеих
мето
-
дик
.
В
известной
мере
это
обстоятельство
сближает
описываемую
особенность
диагностической
валидности
методик
классифика
-
ции
и
исключения
с
принципом
проективного
подхода
к
иссле
-
дованию
личностных
свойств
,
так
как
речь
здесь
идет
об
исполь
-
зовании
неоднозначной
мотивации
при
отсутствии
строго
извне
определенной
детерминированности
деятельности
.
Проектив
-
ность
психологического
метода
исследования
понимается
как
ре
-
зультат
опосредования
через
внутренние
условия
и
включения
в
образ
внешнего
мира
установок
,
тенденций
личности
и
мотива
-
ций
,
входящих
в
число
«
внутренних
условий
» (
В
.
М
.
Блейхер
,
Л
.
Ф
.
Бурлачук
, 1978).
О
правомерности
такого
понимания
фактора
проективности
и
его
роли
в
степени
валидности
некоторых
патоп
-
сихологических
методик
при
шизофрении
свидетельствует
и
то
,
что
личностно
-
аффективные
особенности
больных
шизофренией
значительно
легче
обнаруживаются
с
помощью
проективных
по
своему
характеру
рисунков
типа
ТАТ
,
чем
при
предъявлении
больному
достаточно
завершенных
сюжетно
и
однозначно
пони
-
маемых
рисунков
.
Сказанное
выше
дает
основания
для
определения
расстройств
мышления
при
шизофрении
в
общем
клинико
-
психологическом
аспекте
как
синдрома
амотивационного
мышления
.
О
. Mailer
(1978)
в
клинике
шизофрении
выделяет
амотивационный
син
-
дром
,
которому
отводит
центральное
место
в
развитии
273
патологического
процесса
,
подчеркивая
его
генетическую
обу
-
словленность
и
зависимость
от
функционирования
ретикулярной
формации
и
гипоталамуса
.
Амотивационный
синдром
,
по
О
.
Mailer,
включает
нарушения
побуждений
,
мотивации
.
Амотива
-
ционное
мышление
—
проявление
в
мыслительной
деятельности
больных
шизофренией
более
общих
патогенетических
механиз
-
мов
(
редукция
энергетического
потенциала
,
амотивационный
синдром
).
Отражая
сущность
шизофрении
как
процессуального
заболе
-
вания
,
амотивационное
мышление
также
характеризуется
процес
-
суальной
прогредиентностью
,
приводящей
в
конце
концов
к
глу
-
бокому
исходному
состоянию
,
распаду
мышления
.
В
чистом
виде
амотивационное
мышление
наиболее
четко
представлено
при
простой
форме
шизофрении
и
является
негативным
,
непродук
-
тивным
психическим
расстройством
,
однако
снижение
уровня
мо
-
тивации
никогда
не
идет
только
путем
количественного
убывания
функции
.
При
этом
наблюдаются
дисгармонии
личности
,
которые
и
обусловливают
наличие
таких
выделенных
клиницистами
вари
-
антов
мышления
,
как
аутистическое
,
резонерское
,
символическое
,
паралогическое
.
Определение
шизофренического
мышления
как
амотивацион
-
ного
вовсе
не
умаляет
роли
нарушений
селективности
информа
-
ции
в
механизмах
его
протекания
.
Частным
вариантом
такой
ин
-
формации
является
и
измененная
актуализация
прошлого
опыта
.
Можно
думать
,
что
механизмы
амотивации
и
нарушения
селек
-
тивности
информации
тесно
взаимосвязаны
.
Первичную
роль
здесь
играет
механизм
снижения
уровня
мотивации
,
нарушение
избирательности
информации
является
его
производным
.
О
.
К
.
Тихомиров
(1969)
прослеживает
этот
процесс
,
который
может
быть
представлен
тремя
звеньями
.
Первое
звено
—
нару
-
шения
мотивационной
сферы
.
Они
неизбежно
приводят
к
нару
-
шениям
личностного
смысла
.
Личностный
смысл
—
это
то
,
что
создает
в
норме
пристрастность
человеческого
сознания
и
прида
-
ет
определенную
значимость
явлениям
,
изменяет
в
восприятии
человека
сущность
,
значение
этих
явлений
, (
А
.
Н
.
Леонтьев
,
1975).
Выбор
значимых
для
человека
признаков
,
предметов
и
яв
-
лений
,
то
есть
селективность
информации
,
определяется
личност
-
ным
смыслом
,
который
эти
предметы
или
явления
приобретают
274
для
того
или
иного
индивидуума
.
У
больных
шизофренией
лично
-
стный
смысл
предмета
и
явлений
часто
не
совпадает
с
общепри
-
нятыми
и
обусловленными
реальной
ситуацией
знаниями
человека
о
них
.
Таким
образом
,
нарушения
личностного
смысла
при
ши
-
зофрении
,
при
которых
уравниваются
стандартные
и
нестандарт
-
ные
информативные
признаки
или
даже
последним
отдается
предпочтение
,
являются
вторым
звеном
психологического
меха
-
низма
расстройств
мышления
.
Они
неизбежно
ведут
к
возникно
-
вению
третьего
звена
—
собственно
нарушений
селективности
информации
.
Можно
думать
,
что
такое
трехзвеньевое
,
или
трех
-
факторное
,
представление
о
структуре
шизофренического
мыш
-
ления
является
наиболее
полным
и
соответствует
клинико
-
психологическим
наблюдениям
.
Нарушения
мотивации
,
личностного
смысла
и
селективности
информации
лежат
в
основе
определенных
клинических
проявле
-
ний
.
С
этим
механизмом
,
по
крайней
мере
с
двумя
первыми
его
звеньями
,
связаны
нарастающее
эмоциональное
снижение
и
изме
-
нения
мышления
диссоциативного
типа
.
Можно
предполагать
,
что
в
зависимости
от
того
,
какое
звено
больше
пострадало
,
в
кли
-
нической
картине
шизофрении
наблюдается
большая
выражен
-
ность
того
или
иного
типа
расстройства
мышления
.
Например
,
с
изменениями
мотивации
преимущественно
связана
апатическая
редукция
мышления
.
Преобладающая
выраженность
нарушений
личностного
смысла
связана
с
расстройствами
мышления
,
в
осно
-
ве
которых
лежит
изменение
личностной
позиции
больного
(
аути
-
стическое
и
резонерское
мышление
).
В
связи
с
нарушениями
се
-
лективности
информации
отмечается
паралогическое
и
символи
-
ческое
мышление
,
а
в
тех
случаях
,
когда
можно
думать
о
дополни
-
тельном
участии
фактора
кататонически
измененной
пси
-
хомоторики
,
мы
наблюдаем
разорванность
мышления
и
шизофа
-
зию
.
Такое
разделение
в
известной
мере
условно
,
схематично
,
но
точно
так
же
нередко
в
клинической
практике
психиатры
испыты
-
вают
затруднения
в
однозначном
определении
синдрома
рас
-
стройств
мышления
и
пользуются
такими
определениями
,
как
па
-
ралогически
-
символическое
,
аутистически
-
резонерское
мышле
-
ние
и
т
.
п
.
275