Файл: Блейхер В.М., Крук И.В. - Клиническая патопсихология.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.10.2020

Просмотров: 7503

Скачиваний: 69

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

Ю

Ф

Поляковым

 

как

 

результат

 

нарушений

 

актуализации

 

про

-

шлого

 

опыта

Представляет

 

интерес

 

сравнение

 

данных

получаемых

 

при

 

ис

-

следовании

 

больных

 

шизофренией

 

с

 

помощью

 

методик

 

классифи

-

кации

 

и

 

исключения

Обе

 

эти

 

методики

 

в

 

серии

 

опытов

проводи

-

мых

 

Ю

Ф

Поляковым

 

и

 

соавторами

были

 

отнесены

 

к

 

методи

-

кам

в

 

которых

 

максимально

 

используется

 

прошлый

 

опыт

Как

 

нам

 

представляется

нет

 

экспериментально

-

психологических

 

ме

-

тодик

которые

 

не

 

опирались

 

бы

 

на

 

прошлый

 

жизненный

 

опыт

различаются

 

же

 

они

 

главным

 

образом

 

степенью

 

вербализации

аб

-

страктности

большей

 

или

 

меньшей

 

предопределенностью

 

модуса

 

деятельности

 

обследуемого

 

инструкцией

 

экспериментатора

дли

-

тельностью

 

деятельности

 

в

 

условиях

 

проблемной

 

ситуации

 — 

яв

-

ляется

 

ли

 

она

 

принятием

 

разового

 

суждения

 

или

 

носит

 

характер

 

последовательных

взаимосвязанных

 

суждений

вытекающих

 

одно

 

из

 

другого

Методики

 

исключения

 

и

 

классификации

 

при

 

обследовании

 

больных

 

начальной

 

шизофренией

 

дают

 

различные

 

результаты

причем

 

разница

 

эта

 

явно

 

зависит

 

от

 

различия

 

в

 

степени

 

детерми

-

нированности

 

решения

 

задания

 

его

 

условием

большей

 

или

 

мень

-

шей

 

определенности

 

инструкции

объема

 

и

 

длительности

 

мысли

-

тельной

 

деятельности

Предметный

 

вариант

 

методики

 

классифи

-

кации

 

допускает

 

значительно

 

большее

 

количество

 

возможных

 

решений

процесс

 

выдвигания

 

тех

 

или

 

иных

 

решений

 

и

 

их

 

коррек

-

ции

 

более

 

длителен

инструкция

 

к

 

ней

 

отличается

 

меньшей

 

опре

-

деленностью

чем

 

в

 

предметном

 

варианте

 

методики

 

исключения

Результаты

 

патопсихологического

 

исследования

 

мы

  (

В

М

Блейхер

, 1976) 

сопоставляли

 

с

 

клинической

 

квалификацией

 

об

-

следованных

 

больных

 

шизофренией

Наибольшее

 

количество

 

ошибочных

 

решений

 

заданий

 

по

 

шизофреническому

 

типу

  (

иска

-

жение

 

обобщения

соскальзывания

разноплановость

одновре

-

менное

 

сосуществование

 

различных

 

уровней

 

обобщения

 

и

 

ис

-

пользование

 

различных

 

параметров

 

критериев

согласно

 

которым

 

строятся

 

суждения

), 

в

 

начальной

 

стадии

 

заболевания

 

отмечалось

 

при

 

исследовании

 

по

 

методике

 

классификации

тогда

 

как

 

задания

 

на

 

исключение

 

эти

 

больные

 

выполняли

 

большей

 

частью

 

правиль

-

но

При

 

выраженном

 

шизофреническом

 

дефекте

 

результативность

 

использования

 

обеих

 

методик

 

для

 

обнаружения

 

шизофрениче

-

ских

 

расстройств

 

мышления

 

как

 

бы

 

уравнивалась

Это

 

позволяет

 


background image

говорить

 

о

 

различной

 

валидности

 

указанных

 

методик

 

в

 

начальной

 

стадии

 

шизофрении

Таким

 

образом

валидность

 

той

 

или

 

иной

 

методики

 

для

 

опре

-

деленного

 

психического

 

заболевания

ее

 

диагностическая

 

значи

-

мость

 

не

 

могут

 

характеризоваться

 

без

 

учета

 

стадии

 

его

 

течения

Уравнивание

 

валидности

 

обеих

 

методик

 

при

 

наличии

 

существен

-

ного

 

эмоционально

-

волевого

 

дефекта

 

дает

 

основания

 

для

 

трактов

-

ки

 

наблюдавшихся

 

нами

 

явлений

 

как

 

результата

 

изменений

 

в

 

эмоционально

-

волевой

 

сфере

 

больных

 

шизофренией

в

 

первую

 

очередь

 

в

 

связи

 

с

 

нарушениями

 

мотивации

Роль

 

мотивации

 

в

 

осуществлении

 

мыслительной

 

деятельности

 

общеизвестна

Л

С

Выготский

 (1934) 

писал

 

о

 

том

что

 

за

 

мыслью

 

стоит

 

аффективная

 

и

 

волевая

 

тенденция

Он

 

говорил

 

о

 

мотиваци

-

онной

 

сфере

 

нашего

 

сознания

которая

 

охватывает

 

влечения

ин

-

тересы

побуждения

аффекты

 

и

 

эмоции

В

 

выполнении

 

экспериментально

-

психологического

 

задания

 

в

 

известной

 

мере

 

условно

 

можно

 

видеть

 

проявления

 

внешней

 

и

 

внутренней

 

мотивации

Внешняя

 

мотивация

влияющая

 

на

 

дея

-

тельность

 

обследуемого

в

 

значительной

 

мере

 

связана

 

с

 

характе

-

ром

 

поставленной

 

перед

 

ним

 

задачи

 

и

 

четкостью

 

инструкции

ко

-

торые

 

существенно

 

предопределяют

 

результаты

 

выполнения

 

за

-

дания

Внутренняя

 

мотивация

 

больше

 

отражает

 

аффективно

-

личностные

 

свойства

 

обследуемого

 

и

 

может

 

рассматриваться

 

как

 

результат

 

опосредования

 

ряда

 

внешних

 

условий

мотивов

 

в

 

онто

и

 

филогенезе

Применяя

 

концепцию

 

детерминизма

 

к

 

анализу

 

психических

 

явлений

С

Л

Рубинштейн

 (1957) 

указывал

что

 

внешние

 

причи

-

ны

 

действуют

 

через

 

внутренние

 

условия

которые

 

сами

 

форми

-

руются

 

в

 

результате

 

внешних

 

воздействий

Внутренняя

 

мотива

-

ция

 

в

 

норме

 

и

 

патологии

 

характеризуется

 

неразрывным

 

единст

-

вом

 

побудительной

 

и

 

смыслообразующих

 

функций

 

в

 

психической

 

деятельности

 

человека

служит

 

их

 

отражением

Сравнение

 

результатов

полученных

 

с

 

помощью

 

методик

 

классификации

 

и

 

исключения

 

у

 

больных

 

с

 

разной

 

степенью

 

вы

-

раженности

 

психического

 

дефекта

то

 

есть

 

различающихся

 

по

 

степени

 

углубления

 

редукции

 

энергетического

 

потенциала

пока

-

зывает

что

 

в

 

условиях

 

выполнения

 

задания

 

по

 

методике

 

класси

-

фикации

 

понятий

 

роль

 

внешней

 

мотивации

 

значительно

 

меньше

272

 


background image

чем

 

внутренней

Деятельность

 

больного

 

меньше

 

детерминируется

 

инструкцией

 

исследующего

чем

 

при

 

исследовании

 

методикой

 

исключения

Кроме

 

того

при

 

классификации

 

он

 

встречается

 

со

 

значительно

 

большим

чем

 

при

 

исключении

объемом

 

информа

-

ции

При

 

четкой

 

предопределенности

 

условиями

 

эксперимента

 

деятельности

 

больного

 

исследующий

 

в

 

какой

-

то

 

мере

 

компенси

-

рует

 

недостаточность

 

внутренней

 

мотивации

Этим

 

и

 

объясняется

 

относительно

 

лучший

 

результат

 

при

 

исследовании

 

методикой

 

ис

-

ключения

 

больных

 

с

 

нерезко

 

выраженным

 

личностным

 

дефектом

 

и

 

значительно

 

более

 

легкое

 

выявление

 

у

 

них

 

расстройств

 

мыш

-

ления

 

с

 

помощью

 

методики

 

классификации

.

 

С

 

прогрессированием

 

амотивационных

 

изменений

 

инструкция

 

исследующего

 

уже

 

не

 

может

 

выполнять

 

прежнюю

 

роль

 

корректо

-

ра

 

мыслительной

 

деятельности

 

больного

что

 

и

 

находит

 

свое

 

от

-

ражение

 

в

 

уравнивании

 

диагностической

 

значимости

 

обеих

 

мето

-

дик

В

 

известной

 

мере

 

это

 

обстоятельство

 

сближает

 

описываемую

 

особенность

 

диагностической

 

валидности

 

методик

 

классифика

-

ции

 

и

 

исключения

 

с

 

принципом

 

проективного

 

подхода

 

к

 

иссле

-

дованию

 

личностных

 

свойств

так

 

как

 

речь

 

здесь

 

идет

 

об

 

исполь

-

зовании

 

неоднозначной

 

мотивации

 

при

 

отсутствии

 

строго

 

извне

 

определенной

 

детерминированности

 

деятельности

Проектив

-

ность

 

психологического

 

метода

 

исследования

 

понимается

 

как

 

ре

-

зультат

 

опосредования

 

через

 

внутренние

 

условия

 

и

 

включения

 

в

 

образ

 

внешнего

 

мира

 

установок

тенденций

 

личности

 

и

 

мотива

-

ций

входящих

 

в

 

число

 «

внутренних

 

условий

» (

В

М

Блейхер

Л

Ф

Бурлачук

, 1978). 

О

 

правомерности

 

такого

 

понимания

 

фактора

 

проективности

 

и

 

его

 

роли

 

в

 

степени

 

валидности

 

некоторых

 

патоп

-

сихологических

 

методик

 

при

 

шизофрении

 

свидетельствует

 

и

 

то

что

 

личностно

-

аффективные

 

особенности

 

больных

 

шизофренией

 

значительно

 

легче

 

обнаруживаются

 

с

 

помощью

 

проективных

 

по

 

своему

 

характеру

 

рисунков

 

типа

 

ТАТ

чем

 

при

 

предъявлении

 

больному

 

достаточно

 

завершенных

 

сюжетно

 

и

 

однозначно

 

пони

-

маемых

 

рисунков

.

 

Сказанное

 

выше

 

дает

 

основания

 

для

 

определения

 

расстройств

 

мышления

 

при

 

шизофрении

 

в

 

общем

 

клинико

-

психологическом

 

аспекте

 

как

 

синдрома

 

амотивационного

 

мышления

О

. Mailer 

(1978) 

в

 

клинике

 

шизофрении

 

выделяет

 

амотивационный

 

син

-

дром

которому

 

отводит

 

центральное

 

место

 

в

 

развитии

 

273

 


background image

патологического

 

процесса

подчеркивая

 

его

 

генетическую

 

обу

-

словленность

 

и

 

зависимость

 

от

 

функционирования

 

ретикулярной

 

формации

 

и

 

гипоталамуса

Амотивационный

 

синдром

по

 

О

Mailer, 

включает

 

нарушения

 

побуждений

мотивации

Амотива

-

ционное

 

мышление

 — 

проявление

 

в

 

мыслительной

 

деятельности

 

больных

 

шизофренией

 

более

 

общих

 

патогенетических

 

механиз

-

мов

  (

редукция

 

энергетического

 

потенциала

амотивационный

 

синдром

).

 

Отражая

 

сущность

 

шизофрении

 

как

 

процессуального

 

заболе

-

вания

амотивационное

 

мышление

 

также

 

характеризуется

 

процес

-

суальной

 

прогредиентностью

приводящей

 

в

 

конце

 

концов

 

к

 

глу

-

бокому

 

исходному

 

состоянию

распаду

 

мышления

В

 

чистом

 

виде

 

амотивационное

 

мышление

 

наиболее

 

четко

 

представлено

 

при

 

простой

 

форме

 

шизофрении

 

и

 

является

 

негативным

непродук

-

тивным

 

психическим

 

расстройством

однако

 

снижение

 

уровня

 

мо

-

тивации

 

никогда

 

не

 

идет

 

только

 

путем

 

количественного

 

убывания

 

функции

При

 

этом

 

наблюдаются

 

дисгармонии

 

личности

которые

 

и

 

обусловливают

 

наличие

 

таких

 

выделенных

 

клиницистами

 

вари

-

антов

 

мышления

как

 

аутистическое

резонерское

символическое

паралогическое

.

 

Определение

 

шизофренического

 

мышления

 

как

 

амотивацион

-

ного

 

вовсе

 

не

 

умаляет

 

роли

 

нарушений

 

селективности

 

информа

-

ции

 

в

 

механизмах

 

его

 

протекания

Частным

 

вариантом

 

такой

 

ин

-

формации

 

является

 

и

 

измененная

 

актуализация

 

прошлого

 

опыта

Можно

 

думать

что

 

механизмы

 

амотивации

 

и

 

нарушения

 

селек

-

тивности

 

информации

 

тесно

 

взаимосвязаны

Первичную

 

роль

 

здесь

 

играет

 

механизм

 

снижения

 

уровня

 

мотивации

нарушение

 

избирательности

 

информации

 

является

 

его

 

производным

.

 

О

К

Тихомиров

 (1969) 

прослеживает

 

этот

 

процесс

который

 

может

 

быть

 

представлен

 

тремя

 

звеньями

Первое

 

звено

 — 

нару

-

шения

 

мотивационной

 

сферы

Они

 

неизбежно

 

приводят

 

к

 

нару

-

шениям

 

личностного

 

смысла

Личностный

 

смысл

 — 

это

 

то

что

 

создает

 

в

 

норме

 

пристрастность

 

человеческого

 

сознания

 

и

 

прида

-

ет

 

определенную

 

значимость

 

явлениям

изменяет

 

в

 

восприятии

 

человека

 

сущность

значение

 

этих

 

явлений

, (

А

Н

Леонтьев

1975). 

Выбор

 

значимых

 

для

 

человека

 

признаков

предметов

 

и

 

яв

-

лений

то

 

есть

 

селективность

 

информации

определяется

 

личност

-

ным

 

смыслом

который

 

эти

 

предметы

 

или

 

явления

 

приобретают

 

 

274

 


background image

для

 

того

 

или

 

иного

 

индивидуума

У

 

больных

 

шизофренией

 

лично

-

стный

 

смысл

 

предмета

 

и

 

явлений

 

часто

 

не

 

совпадает

 

с

 

общепри

-

нятыми

 

и

 

обусловленными

 

реальной

 

ситуацией

 

знаниями

 

человека

 

о

 

них

Таким

 

образом

нарушения

 

личностного

 

смысла

 

при

 

ши

-

зофрении

при

 

которых

 

уравниваются

 

стандартные

 

и

 

нестандарт

-

ные

 

информативные

 

признаки

 

или

 

даже

 

последним

 

отдается

 

предпочтение

являются

 

вторым

 

звеном

 

психологического

 

меха

-

низма

 

расстройств

 

мышления

Они

 

неизбежно

 

ведут

 

к

 

возникно

-

вению

 

третьего

 

звена

 — 

собственно

 

нарушений

 

селективности

 

информации

Можно

 

думать

что

 

такое

 

трехзвеньевое

или

 

трех

-

факторное

представление

 

о

 

структуре

 

шизофренического

 

мыш

-

ления

 

является

 

наиболее

 

полным

 

и

 

соответствует

 

клинико

-

психологическим

 

наблюдениям

.

 

Нарушения

 

мотивации

личностного

 

смысла

 

и

 

селективности

 

информации

 

лежат

 

в

 

основе

 

определенных

 

клинических

 

проявле

-

ний

С

 

этим

 

механизмом

по

 

крайней

 

мере

 

с

 

двумя

 

первыми

 

его

 

звеньями

связаны

 

нарастающее

 

эмоциональное

 

снижение

 

и

 

изме

-

нения

 

мышления

 

диссоциативного

 

типа

Можно

 

предполагать

что

 

в

 

зависимости

 

от

 

того

какое

 

звено

 

больше

 

пострадало

в

 

кли

-

нической

 

картине

 

шизофрении

 

наблюдается

 

большая

 

выражен

-

ность

 

того

 

или

 

иного

 

типа

 

расстройства

 

мышления

Например

с

 

изменениями

 

мотивации

 

преимущественно

 

связана

 

апатическая

 

редукция

 

мышления

Преобладающая

 

выраженность

 

нарушений

 

личностного

 

смысла

 

связана

 

с

 

расстройствами

 

мышления

в

 

осно

-

ве

 

которых

 

лежит

 

изменение

 

личностной

 

позиции

 

больного

 (

аути

-

стическое

 

и

 

резонерское

 

мышление

). 

В

 

связи

 

с

 

нарушениями

 

се

-

лективности

 

информации

 

отмечается

 

паралогическое

 

и

 

символи

-

ческое

 

мышление

а

 

в

 

тех

 

случаях

когда

 

можно

 

думать

 

о

 

дополни

-

тельном

 

участии

 

фактора

 

кататонически

 

измененной

 

пси

-

хомоторики

мы

 

наблюдаем

 

разорванность

 

мышления

 

и

 

шизофа

-

зию

Такое

 

разделение

 

в

 

известной

 

мере

 

условно

схематично

но

 

точно

 

так

 

же

 

нередко

 

в

 

клинической

 

практике

 

психиатры

 

испыты

-

вают

 

затруднения

 

в

 

однозначном

 

определении

 

синдрома

 

рас

-

стройств

 

мышления

 

и

 

пользуются

 

такими

 

определениями

как

 

па

-

ралогически

-

символическое

аутистически

-

резонерское

 

мышле

-

ние

 

и

 

т

п

.

 

275