Файл: Блейхер В.М., Крук И.В. - Клиническая патопсихология.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.10.2020
Просмотров: 7467
Скачиваний: 69
слабоумием
и
постоянной
олигофазией
.
Существуют
и
косвенные
признаки
связи
между
нарушениями
номинативной
функции
речи
у
больных
эпилепсией
и
недостаточностью
классификации
,
обоб
-
щения
.
Так
,
обрисовка
свойств
предмета
,
назвать
который
боль
-
ной
затрудняется
,
является
в
определенной
степени
компенсатор
-
ным
механизмом
,
активирующим
резервные
возможности
процес
-
сов
обобщения
и
отвлечения
.
В
построении
перифразы
,
описы
-
вающей
особенности
предмета
,
привлекаются
родовые
представ
-
ления
,
связанные
с
пониманием
назначения
группы
предметов
,
которая
включает
и
показываемый
больному
предмет
.
Как
правило
,
чем
больше
выражено
слабоумие
,
тем
реже
в
ре
-
чи
больных
встречаются
такие
перифразы
,
тем
меньше
компенси
-
руется
дефект
функции
называния
.
Таким
образом
,
из
сказанного
видно
,
что
общая
про
-
грессирующая
олигофазия
является
более
сложным
,
по
сравне
-
нию
с
послеприпадочной
олигофазией
,
симптомокомплексом
.
В
происхождении
общей
прогрессирующей
олигофазии
играет
роль
сочетание
двух
факторов
—
амнестически
-
афатических
про
-
явлений
и
эпилептического
слабоумия
.
Проведенные
нами
исследования
речи
больных
эпилепсией
показали
,
что
определенную
роль
в
выявлении
олигофазии
играет
степень
конкретности
раздражителей
речевого
анализатора
,
на
-
правленность
речевых
реакций
.
В
связи
с
этим
использовалась
серия
методик
,
отличающихся
различной
выраженностью
этих
свойств
(
называние
изображенных
на
рисунке
предметов
,
подбор
слов
противоположного
значения
,
попеременное
называние
пар
одушевленных
и
неодушевленных
предметов
,
произвольное
назы
-
вание
50
слов
).
Было
установлено
,
что
общая
прогрессирующая
олигофазия
больше
выражена
при
неконкретных
,
менее
направ
-
ленных
раздражителях
речевой
области
.
В
ряде
случаев
,
где
внешне
олигофазию
было
трудно
уловить
,
так
как
предметы
и
их
изображения
на
рисунке
назывались
боль
-
ными
удовлетворительно
,
она
четко
выявлялась
при
подборе
слов
противоположного
значения
,
в
пробе
на
чередование
и
т
.
д
.
По
-
этому
для
установления
наличия
или
отсутствия
общей
прогрес
-
сирующей
олигофазии
недостаточно
ограничиться
показом
296
больному
предметов
и
просьбой
назвать
их
.
С
этой
целью
необ
-
ходимо
произвести
специальное
патопсихологическое
исследова
-
ние
с
помощью
упомянутой
серии
методик
.
Течение
эпилепсии
сопровождается
неуклонным
ослаблением
памяти
.
Вначале
обнаруживается
нарушение
произвольной
ре
-
продукции
—
концентрация
внимания
на
воспроизведении
в
па
-
мяти
какого
-
либо
слова
приводит
к
ухудшению
способности
ре
-
продукции
.
На
последующих
этапах
обнаруживаются
расстрой
-
ства
удержания
и
запоминания
.
Такая
динамика
расстройства
па
-
мяти
при
эпилепсии
отмечалась
О
.
Витке
(1939),
И
.
Шипковен
-
ским
(1956).
Аналогичная
последовательность
нарушений
памяти
харак
-
терна
и
для
церебрального
атеросклероза
без
грубо
-
очаговой
па
-
тологии
.
Это
дает
основание
полагать
,
что
ослабление
произволь
-
ной
репродукции
с
последующим
ухудшением
удержания
и
запо
-
минания
не
является
особенностью
одного
какого
-
либо
опреде
-
ленного
заболевания
,
а
присуще
болезням
с
медленно
прогресси
-
рующими
мнестическими
расстройствами
.
Кривая
запоминания
у
больных
эпилепсией
носит
своеобраз
-
ный
характер
.
Количество
воспроизводимых
слов
с
каждым
по
-
следующим
повторением
либо
незначительно
увеличивается
,
либо
остается
прежним
.
Не
встречается
,
как
при
церебральном
атеро
-
склерозе
,
уменьшение
количества
слов
,
воспроизводимых
при
по
-
следующих
повторениях
.
При
более
глубоких
нарушениях
памяти
у
больных
эпилепсией
кривая
запоминания
носит
более
пологий
характер
.
Представляет
интерес
определенное
соответствие
между
вы
-
раженностью
общей
прогрессирующей
олигофазии
и
глубиной
расстройств
памяти
,
их
параллелизм
.
Чем
меньше
выражены
у
больных
эпилепсией
расстройства
памяти
,
тем
менее
выражена
и
общая
прогрессирующая
олигофазия
,
и
,
наоборот
,
более
глубоким
расстройствам
памяти
соответствуют
более
выраженные
олигофа
-
зические
проявления
.
Такой
же
параллелизм
установлен
нами
совместно
с
Г
.
Л
.
Во
-
ронковым
(1978)
при
сопоставлении
у
больных
эпилепсией
сни
-
жения
памяти
и
уровня
обобщения
.
Исследование
памяти
позво
-
ляет
,
таким
образом
,
объективно
судить
о
глубине
психического
дефекта
.
В
связи
с
этим
особенно
показательно
исследование
297
памяти
у
больных
эпилепсией
психометрическими
методами
,
для
чего
была
использована
шкала
памяти
Векслера
.
Больных
эпи
-
лепсией
в
соответствии
с
клиническими
критериями
и
данными
экспериментального
определения
уровня
обобщения
и
отвлечения
распределили
на
3
группы
.
В
1-
й
группе
были
больные
с
легкой
степенью
психического
дефекта
,
во
2-
й
—
с
умеренно
выражен
-
ным
психическим
дефектом
,
а
в
3-
й
—
с
глубокими
интеллекту
-
альными
изменениями
.
Для
сравнения
,
хотя
стандартизация
суб
-
тестов
шкалы
памяти
делает
это
необязательным
,
была
обследо
-
вана
контрольная
группа
здоровых
лиц
,
не
отмечающих
ослабле
-
ния
памяти
.
Полученные
данные
убедительно
свидетельствуют
о
соответ
-
ствии
ослабления
памяти
выраженности
снижения
уровня
обоб
-
щения
и
отвлечения
у
больных
эпилепсией
.
При
наличии
легкого
психического
дефекта
ослабление
памя
-
ти
незначительно
и
по
суммарным
показателям
не
выходит
за
пределы
нормы
,
однако
следует
учесть
,
что
остается
неизвестным
преморбидный
уровень
мнестических
процессов
.
У
этих
больных
ослабление
памяти
значительно
легче
улавливается
при
качест
-
венном
анализе
результатов
выполнения
заданий
по
отдельным
субтестам
.
Первый
субтест
больные
1-
й
и
2-
й
групп
выполняли
с
хоро
-
шими
показателями
,
и
лишь
при
наличии
глубокого
слабоумия
результаты
по
нему
значительно
снижались
.
То
же
самое
относит
-
ся
ко
второму
субтесту
Очень
показательными
были
данные
по
третьему
субтесту
.
Уже
при
легком
интеллектуально
-
мнестическом
снижении
ре
-
зультаты
здесь
составляли
в
пересчете
по
мнемограмме
2—6
бал
-
лов
(
при
возможном
максимуме
в
9
баллов
).
У
больных
2-
й
и
3-
й
групп
отмечались
особенно
плохие
результаты
.
В
четвертом
субтесте
обследуемые
1-
й
группы
воспроизводили
10—17
смысловых
единиц
из
28
возможных
, 2-
й
— 5—13
смысло
-
вых
единиц
и
3-
й
— 0—6,5
смысловых
единиц
.
При
этом
харак
-
терно
застревание
на
отдельных
деталях
рассказа
,
без
возможно
-
сти
уловить
сюжет
его
в
целом
.
В
пятом
субтесте
также
отмечалось
значительное
снижение
результатов
по
сравнению
с
обследуемыми
контрольной
группы
.
298
Шестой
субтест
также
обнаруживал
ухудшение
харак
-
теризующих
визуальную
репродукцию
показателей
у
больных
всех
групп
соответственно
степени
выраженности
психического
дефекта
.
Представляют
интерес
данные
по
седьмому
субтесту
,
свиде
-
тельствующие
о
длительной
сохранности
ассоциативной
памяти
при
эпилепсии
.
Можно
выделить
отдельные
субтесты
шкалы
памяти
,
резуль
-
таты
выполнения
которых
позволяют
судить
о
снижении
памяти
у
больных
эпилепсией
уже
на
ранних
этапах
болезни
.
Раннее
прояв
-
ление
недостаточности
в
этих
субтестах
обусловлено
необходи
-
мостью
деавтоматизации
в
ходе
выполнения
задания
.
В
то
же
время
обнаружение
заметного
нарушения
в
ассоциативном
суб
-
тесте
,
особенно
при
воспроизведении
«
легких
»
ассоциаций
,
сви
-
детельствует
о
глубоком
слабоумии
.
Выше
сообщалось
о
том
,
что
при
исследовании
у
больных
эпи
-
лепсией
особенностей
протекания
процессов
мышления
мы
отме
-
тили
роль
в
них
ряда
присущих
этому
заболеванию
личностных
особенностей
.
Личностно
-
аффективные
особенности
больных
эпилепсией
исследуются
и
с
помощью
специальных
методик
.
У
больных
эпилепсией
была
обнаружена
инертность
уровня
притязания
(
Б
.
И
.
Бежанишвили
, 1967;
Н
.
К
.
Калита
, 1971;
И
.
В
.
Борисов
, 1971).
Мы
исследовали
уровень
притязаний
у
больных
эпилепсией
с
помощью
описанного
выше
варианта
методики
,
по
-
зволяющего
дать
количественную
оценку
некоторых
показателей
.
В
соответствии
с
данными
клинического
наблюдения
и
обычного
экспериментально
-
психологического
исследования
эти
больные
были
распределены
на
2
группы
.
Для
больных
1-
й
группы
харак
-
терны
умеренные
признаки
эпилептического
дефекта
,
у
больных
2-
й
группы
определялось
выраженное
интеллектуально
-
мнестическое
снижение
и
соответственно
грубые
характерологи
-
ческие
изменения
.
У
обследуемых
обеих
групп
отмечался
как
относительно
вы
-
сокий
,
так
и
сравнительно
низкий
уровень
притязаний
—
и
ис
-
ходный
,
и
по
суммарному
показателю
.
Более
существенно
определение
разницы
между
уровнем
при
-
тязаний
обследуемого
и
его
уровнем
достижения
(
величина
целе
-
вого
расхождения
,
по
В
.
К
.
Гербачевскому
).
Величина
целевого
расхождения
у
обследуемых
1-
й
группы
с
умеренно
выраженны
-
ми
клиническими
чертами
эпилептического
дефекта
составляла
7
баллов
,
тогда
как
у
обследуемых
2-
й
группы
при
наличии
выра
-
женного
эпилептического
слабоумия
этот
показатель
составлял
38—65
баллов
.
Эти
данные
позволяют
судить
об
углубляющихся
с
течением
эпилептического
процесса
нарушениях
самооценки
больных
,
про
-
являющихся
в
нарастании
неадекватности
уровня
притязаний
уровню
реальных
возможностей
.
Характеризуя
динамику
выработки
уровня
притязаний
у
боль
-
ных
эпилепсией
,
также
можно
отметить
существенную
разницу
результатов
у
больных
,
относящихся
к
этим
2
группам
.
Обсле
-
дуемые
1-
й
группы
обычно
в
своей
деятельности
руководствуют
-
ся
успехом
или
неудачей
при
выполнении
предыдущего
задания
,
учитывают
«
эффект
переноса
»,
который
В
.
К
.
Гербачевский
(1969)
рассматривает
как
проявление
склонности
обследуемого
отвечать
на
всю
ситуацию
в
целом
больше
,
чем
на
отдельные
за
-
дания
.
Такая
деятельность
обследуемого
в
ситуации
эксперимента
также
свидетельствует
об
отсутствии
заметных
нарушений
са
-
мооценки
.
Отмеченное
положение
убедительно
иллюстрируется
показа
-
телями
,
определяющими
тенденцию
деятельности
у
больных
1-
й
группы
.
Так
,
средний
показатель
тенденции
деятельности
после
успешного
ответа
в
этой
группе
составляет
от
+0,89
до
+5,90
бал
-
ла
,
а
после
неудачного
ответа
—
от
-2,5
до
-4,5
балла
.
Таким
обра
-
зом
,
наблюдалось
после
каждого
успешного
ответа
небольшое
повышение
уровня
притязания
,
а
после
каждой
неудачи
—
замет
-
ное
его
снижение
.
Совершенно
иными
оказались
показатели
тенденции
деятель
-
ности
у
больных
второй
группы
:
у
большинства
из
них
после
ус
-
пешного
хода
показатель
тенденции
деятельности
составлял
от
+1
до
+4,3
балла
,
тогда
как
после
неудачи
он
также
оставался
поло
-
жительным
(+0,55... +1
балл
).
Это
свидетельство
того
,
что
боль
-
шинство
обследуемых
2-
й
группы
после
неудачи
продолжали
вы
-
бирать
карточки
возрастающей
трудности
.
Такой
типологический
вариант
уровня
притязания
может
быть
охарактеризован
как
ри
-
гидный
и
соответствует
общим
чертам
психической
деятельности
больных
эпилепсией
.
У
2
больных
этой
группы
средний
показа
-
тель
тенденции
деятельности
после
неуспешного
хода
все
же
шел
с
отрицательным
знаком
,
хотя
снижение
уровня
притязаний
300