Файл: Блейхер В.М., Крук И.В. - Клиническая патопсихология.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.10.2020

Просмотров: 7470

Скачиваний: 69

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

Особенно

 

выражена

 

склонность

 

к

 

детализации

 

при

 

ис

-

следовании

 

методикой

 

установления

 

последовательности

 

событий

 

по

 

серии

 

рисунков

В

 

этих

 

случаях

 

больные

 (

речь

 

идет

 

о

 

больных

 

с

 

выраженным

 

эпилептическим

 

слабоумием

весьма

 

детально

со

 

множеством

 

несущественных

 

подробностей

описывают

 

каждый

 

рисунок

но

 

сопоставить

 

их

 

не

 

могут

так

 

как

 

затрудняются

 

в

 

дифференцировке

 

существенных

 

и

 

второстепенных

 

признаков

Так

больной

 

П

при

 

исследовании

 

этой

 

методикой

 

описывает

 

каж

-

дую

 

картинку

 

в

 

том

 

порядке

как

 

она

 

лежала

Это

 

мальчик

 

на

 

дереве

А

 

поддеревом

 

собаки

 

или

 

волки

Сколько

 

их

Один

два

три

... 

Он

 

испугал

-

ся

видно

так

 

как

 

не

 

может

 

сойти

 

с

 

дерева

хотя

 

поддеревом

 

лежит

 

его

 

сумка

Она

 

раскрылась

и

 

из

 

нее

 

высыпались

 

книги

 

и

 

тетрадки

Этот

 

мальчик

 

школьного

 

возраста

А

 

шарфику

 

него

 

свисает

 

почти

 

до

 

самой

 

земли

вернее

снега

Это

 

зима

 — 

снег

 

всюду

беленький

Волки

 

могут

 

стащить

 

его

 

за

 

шарфик

А

 

на

 

этой

 

картинке

 

тоже

 

какой

-

то

 

мальчик

 

идет

 

через

 

лес

Тут

 

тоже

 

зима

Видите

 — 

снежок

 

беленький

Он

 

даже

 

не

 

в

 

лесу

а

 

на

 

опушке

И

 

сумку

 

несет

Он

 

тоже

 

школьного

 

воз

-

раста

Вот

 

только

 

трудно

 

сказать

 

— 

утро

 

или

 

вечер

Скорее

 

всего

утро

так

 

как

 

школьники

 

обычно

 

утром

 

идут

 

в

 

школу

вечером

 

дома

 

готовят

 

уроки

А

 

на

 

этой

 

картинке

 

двое

 

взрослых

 

и

 

ребенок

Один

 

взрослый

 

держит

 

ребенка

 

на

 

руках

подсаживает

 

его

 

на

 

дерево

а

 

дру

-

гой

 — 

держит

 

ружье

как

 

будто

 

целится

» 

и

 

т

д

.

 

Затруднения

 

в

 

выделении

 

существенных

 

признаков

 

предметов

 

и

 

явлений

 

характеризуют

 

наблюдающееся

 

при

 

эпилепсии

 

сниже

-

ние

 

уровня

 

процессов

 

обобщения

 

и

 

отвлечения

При

 

исследова

-

нии

 

методикой

 

исключения

 

больные

 

крайне

 

обстоятельно

 

харак

-

теризуют

 

каждый

 

из

 

четырех

 

изображенных

 

на

 

рисунке

 

предме

-

тов

 

и

 

либо

 

не

 

находят

 

между

 

ними

 

отличия

либо

 

заявляют

что

 

все

 

эти

 

предметы

 

ничего

 

общего

 

между

 

собой

 

не

 

имеют

Так

больные

 

приходят

 

к

 

выводу

что

 

шкаф

кровать

этажерка

 

и

 

комод

 

являются

 

мебелью

и

 

не

 

могут

 

найти

 

отличительного

 

признака

позволяющего

 

объединить

 

виды

 

мебели

служащие

 

для

 

хранения

 

каких

-

либо

 

предметов

Разглядывая

 

картинку

 

с

 

изображением

 

оч

-

ков

часов

весов

 

и

 

термометра

больной

 

дает

 

им

 

крайне

 

деталь

-

ную

 

характеристику

 

и

 

утверждает

что

 

не

 

видит

 

между

 

ними

 

ни

-

чего

 

общего

Больные

 

эпилепсией

 

производят

 

классификацию

 

по

 

конкрет

-

но

-

ситуационному

 

признаку

При

 

этом

 

можно

 

услышать

 

такие

 

рассуждения

: «

морковь

лук

помидор

 — 

это

 

я

 

всегда

 

в

 

борщ

 

кла

-

ду

»; «

врач

ребенок

термометр

 — 

все

 

это

 

в

 

больнице

и

 

уборщица

 

в

 

больнице

 

нужна

» 

и

 

т

п

Характерно

 

образование

 

в

 

процессе

 

классификации

 

нескольких

 

мелких

близких

 

по

 

содержанию

 

групп

напри

 

мер

выделяется

 

посуда

 

металлическая

 

и

 

стеклянная

,


background image

обувь

 

и

 

головные

 

уборы

 

образуют

 

отдельные

 

группы

 

и

 

не

 

объе

-

диняются

 

с

 

одеждой

.

 

При

 

исследовании

 

по

 

методике

 

складывания

 

картинок

 

из

 

от

-

резков

 

деятельность

 

больных

 

определяется

по

 

выражению

 

А

Н

Бернштейна

 (1920), 

непланомерным

 

синтезом

Больные

 

выполня

-

ют

 

задание

 

методом

 

проб

 

и

 

ошибок

Выбирается

 

обычно

 

более

 

крупный

 

отрезок

и

 

к

 

нему

 

поочередно

 

прикладываются

 

все

 

дру

-

гие

Причем

 

больные

 

чаще

 

руководствуются

 

не

 

представлением

 

о

 

целостном

 

рисунке

а

 

краями

формой

 

и

 

цветом

 

отдельных

 

отрез

-

ков

Вся

 

эта

 

работа

 

выполняется

 

с

 

присущей

 

больным

 

эпилепсией

 

педантичностью

тщательно

скрупулезно

Убедившись

 

в

 

непра

-

вильности

 

соединения

 

двух

 

отрезков

больной

 

откладывает

 

один

 

из

 

них

 

и

 

примеряет

 

следующий

.

 

Часто

 

наблюдающиеся

 

у

 

больных

 

эпилепсией

 

пустые

 

рассуж

-

дения

 

создают

 

картину

 

своеобразного

 

резонерства

отличающего

-

ся

 

от

 

резонерства

 

при

 

других

 

заболеваниях

в

 

первую

 

очередь

 

от

 

шизофренического

Резонерство

 

больных

 

эпилепсией

 

носит

 

ха

-

рактер

 

компенсаторных

 

рассуждений

Его

 

особенности

 

проявля

-

ются

 

в

 

поучительном

типа

 

сентенций

тоне

 

высказываний

отра

-

жающих

 

некоторую

 

патетичность

 

и

 

переоценку

 

собственного

 

жизненного

 

опыта

в

 

то

 

время

 

как

 

эти

 

высказывания

 

носят

 

харак

-

тер

 

неглубоких

поверхностных

бедных

 

по

 

содержанию

 

сужде

-

ний

содержат

 

шаблонные

банальные

 

ассоциации

Их

 

ре

-

зонерские

 

рассуждения

 

всегда

 

приурочены

 

к

 

конкретной

 

ситуа

-

ции

от

 

которой

 

больному

 

трудно

 

отвлечься

.

 

Существенный

 

отпечаток

 

на

 

резонерство

 

при

 

шизофрении

 

и

 

эпилепсии

 

накладывается

 

характерными

 

для

 

этих

 

заболеваний

 

особенностями

 

эмоционально

-

личностных

 

компонентов

 

мышле

-

ния

У

 

резонерствующих

 

больных

 

эпилепсией

 

в

 

эксперименте

 

от

-

мечаются

 

снижение

 

уровня

 

обобщения

 

и

 

отвлечения

узость

 

диа

-

пазона

 

мышления

эгоцентрические

 

тенденции

 

при

 

бедности

 

сло

-

варного

 

запаса

Последнее

 

обстоятельство

 

также

 

придает

 

своеоб

-

разный

 

колорит

 

эпилептическому

 

резонерству

в

 

котором

 

сочетают

-

ся

 

поучительность

 

суждений

 

с

 

олигофазией

.

 

Если

 

при

 

шизофрении

 

в

 

резонерстве

 

выявляется

 

актуализация

 

слабых

 

признаков

своеобразное

 

нарушение

 

ассоциативных

 

про

-

цессов

разрушение

 

формирующихся

 

в

 

процессе

 

жизни

 

психиче

-

ских

 

стереотипов

то

 

при

 

эпилепсии

 

речь

 

идет

 

об

 

инертности

 

мышления

актуализации

 

малосущественных

 

признаков

о

 

292

 


background image

выявлении

 

непреодолимых

 

шаблонов

 

в

 

мышлении

.

 

Поводом

 

для

 

выявления

 

эпилептического

 

резонерства

 

могут

 

явиться

 

самые

 

разнообразные

 

ситуации

создаваемые

 

в

 

ходе

 

экс

-

перимента

Нередко

 

мы

 

наблюдали

 

тенденции

 

к

 

резонерству

 

при

 

предъявлении

 

больным

 

эпилепсией

 

юмористических

 

рисунков

При

 

этом

 

выявлялось

 

не

 

только

 

характерное

 

для

 

эпилептического

 

слабоумия

 

непонимание

 

юмора

но

 

и

 

интерпретация

 

сюжета

 

ри

-

сунка

 

с

 

привлечением

 

собственного

 

жизненного

 

опыта

 

и

 

своих

 

сложившихся

 

непреодолимо

-

инертных

 

представлений

 

в

 

плане

 

обсуждаемых

 

вопросов

Следует

 

указать

что

 

непонимание

 

юмора

 

больными

 

эпилепсией

 

в

 

психологическом

 

эксперименте

 

было

 

ус

-

тановлено

 R. Ganter (1909), 

использовавшим

 

для

 

этого

 

разрабо

-

танный

 

им

 

метод

 

каламбуров

Он

 

нашел

что

 

чувство

 

юмора

 

у

 

больных

 

эпилепсией

 

тем

 

больше

 

страдает

чем

 

раньше

 

началось

 

заболевание

 

и

 

чем

 

хуже

 

была

 

успеваемость

 

больного

 

в

 

школе

Ис

-

следование

 

чувства

 

юмора

 

у

 

этих

 

больных

 

предпринималось

 R. 

Ganter 

в

 

целях

 

определения

 

интеллектуального

 

уровня

Точка

 

зре

-

ния

 

автора

 

относительно

 

того

что

 

причиной

 

непонимания

 

юмора

 

больными

 

эпилепсией

 

является

 

прогрессирующее

 

слабоумие

под

-

тверждается

 

А

С

Познанским

 

и

 

В

В

Дезорцевым

 (1970), 

устано

-

вившими

что

 

при

 

эпилепсии

 

затухание

 

эмоционального

 

компо

-

нента

 

юмора

 

не

 

играет

 

существенной

 

роли

Непонимание

 

юмора

 

больными

 

эпилепсией

 

авторы

 

связывают

 

с

 

тугодумием

склонно

-

стью

 

к

 

резонерству

затруднениями

 

в

 

выделении

 

существенного

 

и

 

тенденцией

 

к

 

детализации

.

 

У

 

больных

 

эпилепсией

 

и

 

перцептивная

 

деятельность

 

в

 

извест

-

ной

 

мере

 

связана

 

с

 

особенностями

 

течения

 

мыслительных

 

процес

-

сов

Об

 

этом

 

свидетельствуют

 

результаты

полученные

 

нами

 

при

 

обследовании

 

больных

 

эпилепсией

 

методикой

 

логического

 

реше

-

ния

 

задачи

 

опознания

 

цифр

Отмечен

 

явный

 

параллелизм

 

между

 

результатами

 

выполнения

 

больными

 

эпилепсией

 

задачи

 

опозна

-

ния

 

зрительного

 

образа

 

и

 

степенью

 

интеллектуального

 

дефекта

.

 

Характерны

 

наблюдающиеся

 

у

 

больных

 

эпилепсией

 

расстрой

-

ства

 

речи

 — 

замедление

 

ее

 

темпа

употребление

 

уменьшительных

 

слов

 

и

 

речевых

 

штампов

олигофазии

Олигофазия

как

 

писал

 

А

Н

Бернштейн

 (1912), — 

основное

 

и

 

наиболее

 

характерное

 

рече

-

вое

 

расстройство

 

у

 

больных

 

эпилепсией

.

 

293

 


background image

Различают

 

острую

 

послеприпадочную

 

и

 

постоянную

  (

общую

 

прогрессирующую

по

 

Я

П

Фрумкину

 1939) 

олигофазию

Непо

-

средственно

 

после

 

припадка

 

при

 

наличии

 

расстроенного

 

сознания

 

у

 

больных

 

обнаруживается

 

асимболия

 — 

нарушена

 

способность

 

узнавать

 

предмет

 

и

 

его

 

назначение

По

 

мере

 

восстановления

 

соз

-

нания

 

асимболия

 

исчезает

указывал

 

А

Н

Бернштейн

и

 

проявля

-

ется

 

амнестико

-

афатический

 

комплекс

  (

острая

 

послеприпадочная

 

олигофазия

).

 

Олигофазия

 

проявляется

 

в

 

том

что

 

больные

 

узнают

 

по

-

казываемый

 

им

 

предмет

 

и

 

обнаруживают

 

знание

 

его

 

свойств

 

и

 

назначения

но

 

назвать

 

предмет

 

не

 

могут

Патофизиологически

 

острая

 

послеприпадочная

 

олигофазия

 

изучена

 

М

И

Серединой

 

(1952), 

установившей

 

своеобразную

 

постепенность

 

восстановления

 

корковых

 

связей

 

между

 

сигнальными

 

системами

 

после

 

судорож

-

ного

 

припадка

Вначале

 

высвобождаются

 

из

-

под

 

торможения

 

связи

 

между

 

речевоспринимающей

 

областью

 

и

 

двигательным

  (

кинесте

-

тическим

анализатором

В

 

связи

 

с

 

этим

 

больной

 

может

 

правиль

-

но

 

выполнять

 

двигательные

 

задания

Затем

 

восстанавливаются

 

связи

 

между

 

зрительным

 

и

 

речедвигательным

 

анализаторами

 — 

больной

 

может

 

правильно

 

называть

 

предметы

В

 

последнюю

 

оче

-

редь

 

восстанавливаются

 

связи

 

между

 

слухоречевым

 

и

 

речедвига

-

тельным

 

анализаторами

лишь

 

тогда

 

больные

 

уже

 

могут

 

правиль

-

но

 

отвечать

 

на

 

вопросы

.

 

Затруднения

 

называния

 

предметов

 

в

 

послеприпадочный

 

пери

-

од

 

неоднородны

 — 

более

 

знакомые

обыденные

 

предметы

 

боль

-

ные

 

называют

 

раньше

чем

 

менее

 

знакомые

 

по

 

прежнему

 

жизнен

-

ному

 

опыту

.

 

Олигофазия

 

встречается

 

не

 

только

 

непосредственно

 

после

 

припадка

при

 

длительном

 

течении

 

заболевания

 

она

 

обнаружива

-

ется

 

и

 

в

 

межприпадочные

 

периоды

В

 

этих

 

случаях

 

говорят

 

о

 

по

-

стоянной

или

 

общей

прогрессирующей

 

олигофазии

являющейся

 

отражением

 

эпилептического

 

слабоумия

.

 

Указанные

 

два

 

вида

 

олигофазии

 

тесно

 

связаны

 

между

 

собой

 

— 

постоянная

 

олигофазия

 

клинически

 

сходна

 

с

 

послеприпадоч

-

ной

В

 

обоих

 

случаях

 

отмечаются

 

затруднение

 

называния

 

показы

-

ваемых

 

предметов

 

или

 

их

 

изображений

явления

 

амнестической

 

афазии

Больные

испытывающие

 

трудности

 

при

 

подыскании

 

нужного

 

слова

легче

 

находят

 

его

если

 

им

 

предъявляется

 

фраза

,

 

294

 


background image

в

 

которой

 

это

 

слово

 

исследующим

 

специально

 

пропускается

.

 

Так

больной

 

при

 

показе

 

авторучки

 

говорит

«

Это

... 

это

... 

для

 

того

чтобы

 

писать

». 

Услышав

 

же

 

фразу

: «

Ученик

 

набрал

 

чернила

 

в

... 

и

 

на

-

чал

 

писать

 

диктант

», 

больной

 

легче

 

вспоминает

 

необходимое

 

слово

.

 

В

 

то

 

же

 

время

 

при

 

общей

 

прогрессирующей

 

олигофазии

 

обна

-

руживаются

 

признаки

отличающие

 

ее

 

от

 

эпизодической

 

олигофа

-

зии

Если

 

в

 

послеприпадочном

 

состоянии

 

при

 

начальных

 

прояв

-

лениях

 

заболевания

 

подсказка

 

первых

 

звуков

 

или

 

слогов

 

значи

-

тельно

 

облегчает

 

задачу

 

больного

то

 

по

 

мере

 

углубления

 

эпилеп

-

тического

 

слабоумия

 

отмечается

 

прогрессирование

 

испытывае

-

мых

 

больным

 

затруднений

 

при

 

назывании

 

слов

 

и

 

уменьшение

 

эф

-

фективности

 

подсказки

Длительно

 

болеющим

 

часто

 

не

 

помогает

 

подсказывание

 

почти

 

всех

кроме

 

последнего

слогов

 

слова

По

 

мере

 

течения

 

болезни

 

уменьшается

 

и

 

активность

 

поисков

 

боль

-

ными

 

нужного

 

слова

 

и

возможно

в

 

связи

 

с

 

этим

 

отмечается

 

отно

-

сительная

 

редкость

 

вербальных

 

парафазии

Это

 

также

 

отличает

 

общую

 

прогрессирующую

 

олигофазию

 

от

 

истинной

 

амнестиче

-

ской

 

афазии

для

 

которой

 

характерны

 

вербальные

 

парафазии

.

 

При

 

назывании

 

устанавливается

 

определенная

 

роль

 

знакомства

 

больного

 

с

 

теми

 

или

 

иными

 

предметами

энграммирование

 

их

 

в

 

жизненном

 

опыте

 

больного

Как

 

правило

затруднения

 

больных

 

относятся

 

к

 

называнию

 

предметов

с

 

которыми

 

им

 

реже

 

приходи

-

лось

 

встречаться

Значительно

 

легче

 

называются

 

часто

 

употреб

-

ляемые

 

больными

 

в

 

прошлом

 

предметы

.

 

Исследование

 

методикой

 

называния

 

предметов

 

или

 

их

 

изо

-

бражений

 

направлено

как

 

известно

на

 

изучение

 

номинативной

 

функции

 

речи

 

и

 

показывает

что

 

называние

  (

А

Р

Лурия

, 1962) 

всегда

 

является

 

функцией

 

классификации

 — 

обобщения

Вначале

на

 

первом

 

этапе

эта

 

функция

 

осуществляется

 

в

 

общей

 

смысловой

 

сфере

обобщающей

 

сумму

 

названий

 

и

 

свойств

Впоследствии

 

из

 

этого

 

комплекса

 

выделяется

 

соответствующее

 

название

 

предмета

Показателем

 

служит

 

определенный

 

параллелизм

 

между

 

качеством

 

называния

 

предмета

 

и

 

сохранностью

 

уровня

 

процессов

 

обобще

-

ния

 

и

 

отвлечения

 

у

 

больных

 

эпилепсией

Чем

 

ниже

 

уровень

 

про

-

цессов

 

обобщения

 

и

 

отвлечения

тем

 

больше

 

затруднений

 

испы

-

тывают

 

больные

 

при

 

назывании

 

предметов

Это

 

также

 

соответст

-

вует

 

клиническим

 

представлениям

 

о

 

связи

 

между

 

эпилептическим

 

295