Файл: Блейхер В.М., Крук И.В. - Клиническая патопсихология.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.10.2020
Просмотров: 7470
Скачиваний: 69
Особенно
выражена
склонность
к
детализации
при
ис
-
следовании
методикой
установления
последовательности
событий
по
серии
рисунков
.
В
этих
случаях
больные
(
речь
идет
о
больных
с
выраженным
эпилептическим
слабоумием
)
весьма
детально
,
со
множеством
несущественных
подробностей
,
описывают
каждый
рисунок
,
но
сопоставить
их
не
могут
,
так
как
затрудняются
в
дифференцировке
существенных
и
второстепенных
признаков
.
Так
,
больной
П
.
при
исследовании
этой
методикой
описывает
каж
-
дую
картинку
в
том
порядке
,
как
она
лежала
:
Это
мальчик
на
дереве
.
А
поддеревом
собаки
или
волки
.
Сколько
их
?
Один
,
два
,
три
...
Он
испугал
-
ся
,
видно
,
так
как
не
может
сойти
с
дерева
,
хотя
поддеревом
лежит
его
сумка
.
Она
раскрылась
,
и
из
нее
высыпались
книги
и
тетрадки
.
Этот
мальчик
школьного
возраста
.
А
шарфику
него
свисает
почти
до
самой
земли
,
вернее
,
снега
.
Это
зима
—
снег
всюду
,
беленький
.
Волки
могут
стащить
его
за
шарфик
.
А
на
этой
картинке
тоже
какой
-
то
мальчик
идет
через
лес
.
Тут
тоже
зима
.
Видите
—
снежок
беленький
.
Он
даже
не
в
лесу
,
а
на
опушке
.
И
сумку
несет
.
Он
тоже
школьного
воз
-
раста
.
Вот
только
трудно
сказать
—
утро
или
вечер
.
Скорее
всего
,
утро
,
так
как
школьники
обычно
утром
идут
в
школу
,
вечером
дома
готовят
уроки
.
А
на
этой
картинке
двое
взрослых
и
ребенок
.
Один
взрослый
держит
ребенка
на
руках
,
подсаживает
его
на
дерево
,
а
дру
-
гой
—
держит
ружье
,
как
будто
целится
»
и
т
.
д
.
Затруднения
в
выделении
существенных
признаков
предметов
и
явлений
характеризуют
наблюдающееся
при
эпилепсии
сниже
-
ние
уровня
процессов
обобщения
и
отвлечения
.
При
исследова
-
нии
методикой
исключения
больные
крайне
обстоятельно
харак
-
теризуют
каждый
из
четырех
изображенных
на
рисунке
предме
-
тов
и
либо
не
находят
между
ними
отличия
,
либо
заявляют
,
что
все
эти
предметы
ничего
общего
между
собой
не
имеют
.
Так
,
больные
приходят
к
выводу
,
что
шкаф
,
кровать
,
этажерка
и
комод
являются
мебелью
,
и
не
могут
найти
отличительного
признака
,
позволяющего
объединить
виды
мебели
,
служащие
для
хранения
каких
-
либо
предметов
.
Разглядывая
картинку
с
изображением
оч
-
ков
,
часов
,
весов
и
термометра
,
больной
дает
им
крайне
деталь
-
ную
характеристику
и
утверждает
,
что
не
видит
между
ними
ни
-
чего
общего
.
Больные
эпилепсией
производят
классификацию
по
конкрет
-
но
-
ситуационному
признаку
.
При
этом
можно
услышать
такие
рассуждения
: «
морковь
,
лук
,
помидор
—
это
я
всегда
в
борщ
кла
-
ду
»; «
врач
,
ребенок
,
термометр
—
все
это
в
больнице
,
и
уборщица
в
больнице
нужна
»
и
т
.
п
.
Характерно
образование
в
процессе
классификации
нескольких
мелких
,
близких
по
содержанию
групп
,
напри
мер
,
выделяется
посуда
металлическая
и
стеклянная
,
обувь
и
головные
уборы
образуют
отдельные
группы
и
не
объе
-
диняются
с
одеждой
.
При
исследовании
по
методике
складывания
картинок
из
от
-
резков
деятельность
больных
определяется
,
по
выражению
А
.
Н
.
Бернштейна
(1920),
непланомерным
синтезом
.
Больные
выполня
-
ют
задание
методом
проб
и
ошибок
.
Выбирается
обычно
более
крупный
отрезок
,
и
к
нему
поочередно
прикладываются
все
дру
-
гие
.
Причем
больные
чаще
руководствуются
не
представлением
о
целостном
рисунке
,
а
краями
,
формой
и
цветом
отдельных
отрез
-
ков
.
Вся
эта
работа
выполняется
с
присущей
больным
эпилепсией
педантичностью
,
тщательно
,
скрупулезно
.
Убедившись
в
непра
-
вильности
соединения
двух
отрезков
,
больной
откладывает
один
из
них
и
примеряет
следующий
.
Часто
наблюдающиеся
у
больных
эпилепсией
пустые
рассуж
-
дения
создают
картину
своеобразного
резонерства
,
отличающего
-
ся
от
резонерства
при
других
заболеваниях
,
в
первую
очередь
от
шизофренического
.
Резонерство
больных
эпилепсией
носит
ха
-
рактер
компенсаторных
рассуждений
.
Его
особенности
проявля
-
ются
в
поучительном
,
типа
сентенций
,
тоне
высказываний
,
отра
-
жающих
некоторую
патетичность
и
переоценку
собственного
жизненного
опыта
,
в
то
время
как
эти
высказывания
носят
харак
-
тер
неглубоких
,
поверхностных
,
бедных
по
содержанию
сужде
-
ний
,
содержат
шаблонные
,
банальные
ассоциации
.
Их
ре
-
зонерские
рассуждения
всегда
приурочены
к
конкретной
ситуа
-
ции
,
от
которой
больному
трудно
отвлечься
.
Существенный
отпечаток
на
резонерство
при
шизофрении
и
эпилепсии
накладывается
характерными
для
этих
заболеваний
особенностями
эмоционально
-
личностных
компонентов
мышле
-
ния
.
У
резонерствующих
больных
эпилепсией
в
эксперименте
от
-
мечаются
снижение
уровня
обобщения
и
отвлечения
,
узость
диа
-
пазона
мышления
,
эгоцентрические
тенденции
при
бедности
сло
-
варного
запаса
.
Последнее
обстоятельство
также
придает
своеоб
-
разный
колорит
эпилептическому
резонерству
,
в
котором
сочетают
-
ся
поучительность
суждений
с
олигофазией
.
Если
при
шизофрении
в
резонерстве
выявляется
актуализация
слабых
признаков
,
своеобразное
нарушение
ассоциативных
про
-
цессов
,
разрушение
формирующихся
в
процессе
жизни
психиче
-
ских
стереотипов
,
то
при
эпилепсии
речь
идет
об
инертности
мышления
,
актуализации
малосущественных
признаков
,
о
292
выявлении
непреодолимых
шаблонов
в
мышлении
.
Поводом
для
выявления
эпилептического
резонерства
могут
явиться
самые
разнообразные
ситуации
,
создаваемые
в
ходе
экс
-
перимента
.
Нередко
мы
наблюдали
тенденции
к
резонерству
при
предъявлении
больным
эпилепсией
юмористических
рисунков
.
При
этом
выявлялось
не
только
характерное
для
эпилептического
слабоумия
непонимание
юмора
,
но
и
интерпретация
сюжета
ри
-
сунка
с
привлечением
собственного
жизненного
опыта
и
своих
сложившихся
непреодолимо
-
инертных
представлений
в
плане
обсуждаемых
вопросов
.
Следует
указать
,
что
непонимание
юмора
больными
эпилепсией
в
психологическом
эксперименте
было
ус
-
тановлено
R. Ganter (1909),
использовавшим
для
этого
разрабо
-
танный
им
метод
каламбуров
.
Он
нашел
,
что
чувство
юмора
у
больных
эпилепсией
тем
больше
страдает
,
чем
раньше
началось
заболевание
и
чем
хуже
была
успеваемость
больного
в
школе
.
Ис
-
следование
чувства
юмора
у
этих
больных
предпринималось
R.
Ganter
в
целях
определения
интеллектуального
уровня
.
Точка
зре
-
ния
автора
относительно
того
,
что
причиной
непонимания
юмора
больными
эпилепсией
является
прогрессирующее
слабоумие
,
под
-
тверждается
А
.
С
.
Познанским
и
В
.
В
.
Дезорцевым
(1970),
устано
-
вившими
,
что
при
эпилепсии
затухание
эмоционального
компо
-
нента
юмора
не
играет
существенной
роли
.
Непонимание
юмора
больными
эпилепсией
авторы
связывают
с
тугодумием
,
склонно
-
стью
к
резонерству
,
затруднениями
в
выделении
существенного
и
тенденцией
к
детализации
.
У
больных
эпилепсией
и
перцептивная
деятельность
в
извест
-
ной
мере
связана
с
особенностями
течения
мыслительных
процес
-
сов
.
Об
этом
свидетельствуют
результаты
,
полученные
нами
при
обследовании
больных
эпилепсией
методикой
логического
реше
-
ния
задачи
опознания
цифр
.
Отмечен
явный
параллелизм
между
результатами
выполнения
больными
эпилепсией
задачи
опозна
-
ния
зрительного
образа
и
степенью
интеллектуального
дефекта
.
Характерны
наблюдающиеся
у
больных
эпилепсией
расстрой
-
ства
речи
—
замедление
ее
темпа
,
употребление
уменьшительных
слов
и
речевых
штампов
,
олигофазии
.
Олигофазия
,
как
писал
А
.
Н
.
Бернштейн
(1912), —
основное
и
наиболее
характерное
рече
-
вое
расстройство
у
больных
эпилепсией
.
293
Различают
острую
послеприпадочную
и
постоянную
(
общую
прогрессирующую
,
по
Я
.
П
.
Фрумкину
1939)
олигофазию
.
Непо
-
средственно
после
припадка
при
наличии
расстроенного
сознания
у
больных
обнаруживается
асимболия
—
нарушена
способность
узнавать
предмет
и
его
назначение
.
По
мере
восстановления
соз
-
нания
асимболия
исчезает
,
указывал
А
.
Н
.
Бернштейн
,
и
проявля
-
ется
амнестико
-
афатический
комплекс
(
острая
послеприпадочная
олигофазия
).
Олигофазия
проявляется
в
том
,
что
больные
узнают
по
-
казываемый
им
предмет
и
обнаруживают
знание
его
свойств
и
назначения
,
но
назвать
предмет
не
могут
.
Патофизиологически
острая
послеприпадочная
олигофазия
изучена
М
.
И
.
Серединой
(1952),
установившей
своеобразную
постепенность
восстановления
корковых
связей
между
сигнальными
системами
после
судорож
-
ного
припадка
.
Вначале
высвобождаются
из
-
под
торможения
связи
между
речевоспринимающей
областью
и
двигательным
(
кинесте
-
тическим
)
анализатором
.
В
связи
с
этим
больной
может
правиль
-
но
выполнять
двигательные
задания
.
Затем
восстанавливаются
связи
между
зрительным
и
речедвигательным
анализаторами
—
больной
может
правильно
называть
предметы
.
В
последнюю
оче
-
редь
восстанавливаются
связи
между
слухоречевым
и
речедвига
-
тельным
анализаторами
,
лишь
тогда
больные
уже
могут
правиль
-
но
отвечать
на
вопросы
.
Затруднения
называния
предметов
в
послеприпадочный
пери
-
од
неоднородны
—
более
знакомые
,
обыденные
предметы
боль
-
ные
называют
раньше
,
чем
менее
знакомые
по
прежнему
жизнен
-
ному
опыту
.
Олигофазия
встречается
не
только
непосредственно
после
припадка
,
при
длительном
течении
заболевания
она
обнаружива
-
ется
и
в
межприпадочные
периоды
.
В
этих
случаях
говорят
о
по
-
стоянной
,
или
общей
,
прогрессирующей
олигофазии
,
являющейся
отражением
эпилептического
слабоумия
.
Указанные
два
вида
олигофазии
тесно
связаны
между
собой
—
постоянная
олигофазия
клинически
сходна
с
послеприпадоч
-
ной
.
В
обоих
случаях
отмечаются
затруднение
называния
показы
-
ваемых
предметов
или
их
изображений
,
явления
амнестической
афазии
.
Больные
,
испытывающие
трудности
при
подыскании
нужного
слова
,
легче
находят
его
,
если
им
предъявляется
фраза
,
294
в
которой
это
слово
исследующим
специально
пропускается
.
Так
,
больной
при
показе
авторучки
говорит
.
«
Это
...
это
...
для
того
,
чтобы
писать
».
Услышав
же
фразу
: «
Ученик
набрал
чернила
в
...
и
на
-
чал
писать
диктант
»,
больной
легче
вспоминает
необходимое
слово
.
В
то
же
время
при
общей
прогрессирующей
олигофазии
обна
-
руживаются
признаки
,
отличающие
ее
от
эпизодической
олигофа
-
зии
.
Если
в
послеприпадочном
состоянии
при
начальных
прояв
-
лениях
заболевания
подсказка
первых
звуков
или
слогов
значи
-
тельно
облегчает
задачу
больного
,
то
по
мере
углубления
эпилеп
-
тического
слабоумия
отмечается
прогрессирование
испытывае
-
мых
больным
затруднений
при
назывании
слов
и
уменьшение
эф
-
фективности
подсказки
.
Длительно
болеющим
часто
не
помогает
подсказывание
почти
всех
,
кроме
последнего
,
слогов
слова
.
По
мере
течения
болезни
уменьшается
и
активность
поисков
боль
-
ными
нужного
слова
и
,
возможно
,
в
связи
с
этим
отмечается
отно
-
сительная
редкость
вербальных
парафазии
.
Это
также
отличает
общую
прогрессирующую
олигофазию
от
истинной
амнестиче
-
ской
афазии
,
для
которой
характерны
вербальные
парафазии
.
При
назывании
устанавливается
определенная
роль
знакомства
больного
с
теми
или
иными
предметами
,
энграммирование
их
в
жизненном
опыте
больного
.
Как
правило
,
затруднения
больных
относятся
к
называнию
предметов
,
с
которыми
им
реже
приходи
-
лось
встречаться
.
Значительно
легче
называются
часто
употреб
-
ляемые
больными
в
прошлом
предметы
.
Исследование
методикой
называния
предметов
или
их
изо
-
бражений
направлено
,
как
известно
,
на
изучение
номинативной
функции
речи
и
показывает
,
что
называние
(
А
.
Р
.
Лурия
, 1962)
всегда
является
функцией
классификации
—
обобщения
.
Вначале
,
на
первом
этапе
,
эта
функция
осуществляется
в
общей
смысловой
сфере
,
обобщающей
сумму
названий
и
свойств
.
Впоследствии
из
этого
комплекса
выделяется
соответствующее
название
предмета
.
Показателем
служит
определенный
параллелизм
между
качеством
называния
предмета
и
сохранностью
уровня
процессов
обобще
-
ния
и
отвлечения
у
больных
эпилепсией
.
Чем
ниже
уровень
про
-
цессов
обобщения
и
отвлечения
,
тем
больше
затруднений
испы
-
тывают
больные
при
назывании
предметов
.
Это
также
соответст
-
вует
клиническим
представлениям
о
связи
между
эпилептическим
295