Файл: Блейхер В.М., Крук И.В. - Клиническая патопсихология.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.10.2020
Просмотров: 7418
Скачиваний: 69
9.
У
меня
не
меньше
дру
-
зей
,
чем
у
других
012
10.
Иногда
я
прогуливаю
уроки
210
11.
Я
понимаю
новый
мате
-
риал
медленнее
,
чем
другие
ученики
210
12.
Я
считаю
себя
способ
-
ным
человеком
012
13.
Бывало
,
я
не
мог
заста
-
вить
себя
идти
в
школу
210
14.
Среди
учителей
есть
хорошие
,
понимающие
люди
012
15.
Есть
учителя
,
которые
меня
не
выносят
210
16.
Я
очень
отличаюсь
от
других
учеников
210
17.
Некоторые
люди
в
моем
классе
были
в
меня
влюблены
(
или
влюблены
сейчас
)
012
18.
Я
никогда
не
влюблялся
в
одноклассницу
210
19.
Надо
мной
смеются
чаще
,
чем
над
другими
в
школе
210
20.
Уже
в
понедельник
я
мечтаю
,
чтобы
скорее
пришло
воскресенье
210
21.
Иногда
я
не
могу
уснуть
из
-
за
того
,
что
случилось
в
школе
210
22.
Я
советуюсь
с
родителя
-
ми
,
если
в
школе
что
-
нибудь
не
так
012
Диапазон
оценок
,
получаемых
при
помощи
анкеты
, —
от
0
до
44.
В
тех
случаях
,
когда
на
все
утверждения
выбирается
ответ
«
Пожалуй
,
верно
»,
результаты
недостоверны
из
-
за
насто
-
роженного
или
скептического
отношения
к
процедуре
иссле
-
дования
.
При
явной
дезадаптации
опенка
превышает
30
баллов
,
при
латентной
составляет
20—30
баллов
.
При
хорошей
адаптации
оценка
,
как
правило
,
не
превышает
20
баллов
.
Для
выявления
психогенно
-
травмирующих
обстоятельств
у
школьников
была
разработана
модифицированная
методика
не
-
оконченных
предложений
(
И
.
В
.
Крук
, 1992).
Предлагается
за
-
вершить
10
фраз
: «
Если
бы
я
был
учителем
...», «
Когда
я
слышу
слово
«
школа
»...», «
Ученики
,
с
которыми
я
учусь
...», «
В
школе
мне
больше
всего
нравится
...», «
Когда
меня
нет
,
мои
учителя
...»,
«
Моя
школа
...», «
Считаю
,
что
большинство
учеников
...».
Проблема
ранней
диагностики
школьной
дезадаптации
в
на
-
стоящее
время
является
крайне
актуальной
в
детской
и
подрост
-
ковой
психиатрии
и
педиатрии
.
Под
термином
«
школьная
деза
-
даптация
»
понимается
(
Н
.
Г
.
Лусканова
,
И
.
А
.
Коробейников
,
1993)
несоответствие
социопсихологического
и
психофизиологи
-
ческого
статуса
ребенка
требованиям
ситуации
школьного
обуче
-
ния
,
овладение
которой
по
ряду
причин
становится
затруднитель
-
ным
или
,
в
крайних
случаях
,
невозможным
.
В
выявлении
школь
-
ной
дезадаптации
большое
место
принадлежит
проведению
дина
-
мических
патопсихологических
исследований
(
особенности
ин
-
теллектуального
развития
,
развития
познавательных
процессов
и
эмоциональной
сферы
).
Диагностика
школьной
дезадаптации
(
как
и
любая
па
-
топсихологическая
диагностика
вообще
)
требует
постоянной
ап
-
пеляции
к
нормативным
данным
,
причем
установленным
с
учетом
социокультурных
особенностей
конкретной
территории
(
региона
,
области
,
города
).
Работа
по
созданию
таких
нормативов
выступа
-
ет
в
настоящее
время
в
качестве
одной
из
главных
задач
психоди
-
агностики
и
патопсихологии
,
однако
,
насколько
нам
известно
,
в
Российской
Федерации
в
широких
масштабах
не
проводится
,
что
фактически
делает
невозможным
оценку
многих
получаемых
тес
-
товых
показателей
в
аспекте
«
норма
—
патология
».
Использование
для
этих
целей
зарубежных
нормативов
и
(
или
)
нормативов
,
по
-
лученных
в
нашей
стране
достаточно
давно
и
лишь
на
отдельных
территориях
(
Москва
,
Санкт
-
Петербург
и
т
.
д
.),
методологически
неприемлемо
.
В
1999
году
инструктивным
письмом
№
3
от
1
марта
Мини
-
стерства
образования
Российской
Федерации
впервые
была
вве
-
дена
обязательная
стандартная
форма
заключения
по
результатам
проведенного
психодиагностического
исследования
,
которую
должны
заполнять
все
психологи
системы
образования
на
каждо
-
го
обследованного
ими
ребенка
(
подростка
)
при
каждом
обследо
-
вании
.
427
Заключение
по
результатам
проведенного
психодиагностического
исследования
(
структура
и
основы
содержания
)
1.
Причина
исследования
(
в
изложении
обратившегося
).
2.
Разработка
плана
исследования
,
построение
гипотезы
,
обосно
-
вание
выбора
методик
психодиагностического
исследования
(
разработчик
:
Ф
.
И
.
О
.,
должность
,
место
работы
,
рабочий
те
-
лефон
).
3.
Диагносты
(
Ф
.
И
.
О
.,
должность
по
месту
работы
).
4.
Сроки
проведения
исследования
.
5.
Применение
методики
описать
по
следующей
схеме
:
6.
Название
оценочных
шкал
,
принятых
как
значимые
в
данном
исследовании
(
например
:
вербальный
интеллект
,
осведомлен
-
ность
,
понятливость
,
речевое
развитие
,
общая
оценка
).
7.
Результаты
исследования
:
а
)
количественные
данные
представлены
в
таблицах
на
каждый
класс
(
группу
) (
см
.
схему
учета
результатов
тестирования
);
б
)
обобщенная
интерпретация
данных
:
аналитическое
опи
-
сание
полученных
результатов
и
выводы
по
результатам
;
в
)
рекомендации
по
результатам
исследования
.
Схема
учета
результатов
тестирования
Дата
____________________
№
Название
шкалы
Автор
теста
,
название
теста
Исследуемая
функция
Фактор
,
влияющий
на
результат
1
2
3
4
5
№
Ф
.
И
.
О
.
тестируемого
Результаты
выполнения
диагностического
задания
Заключение
1
2
***
N
_______________________________________________________
_____________________________________________________________
Ф
.
И
.
О
.,
должность
составителя
заключения
,
подпись
Несомненно
,
что
введение
такой
обязательной
формы
учета
результатов
каждого
психодиагностического
исследования
с
точ
-
ки
зрения
стандартизации
процедуры
исследования
и
повышения
надежности
его
результатов
следует
оценить
положительно
.
В
МКБ
-10
психическим
и
поведенческим
расстройствам
дет
-
ского
возраста
посвящены
рубрики
F8 — «
Нарушения
психологи
-
ческого
развития
»
и
F9 —«
Поведенческие
и
эмоциональные
рас
-
стройства
,
начинающиеся
обычно
в
детском
и
подростковом
воз
-
расте
»,
хотя
описания
иных
расстройств
включаются
и
в
другие
рубрики
.
Использование
патопсихологического
исследования
в
детской
психоневрологической
клинике
способствует
получению
объек
-
тивной
информации
о
состоянии
психики
ребенка
,
облегчает
по
-
нимание
развития
у
него
болезненного
состояния
,
помогает
врачу
найти
пути
для
преодоления
имеющихся
у
ребенка
болезненных
нарушений
.
Библиография
Айвазян
Т
.
А
.
Сравнительные
данные
психолого
-
диагностического
обследо
-
вания
больных
гипертонической
болезнью
с
помощью
цветового
теста
/
Т
.
А
.
Ай
-
вазян
,
И
.
А
.
Таравкова
//
Психологическая
диагностика
отношения
к
болезни
при
нервно
-
психической
и
соматической
патологии
:
Сб
.
науч
.
трудов
:
ЛНИПНИ
им
.
В
.
М
.
Бехтерева
.—
Л
., 1990.-
Т
. 27.—
С
. 113-115.
Александровский
Ю
.
А
.
Пограничные
психические
расстройства
. —
М
.:
Ме
-
дицина
, 1993. — 400
с
.
Алейникова
С
.
М
.
Сравнительное
исследование
формирования
мышления
у
детей
,
больных
шизофренией
,
с
разными
типами
дизонтогенеза
//
Эксперименталь
-
но
-
психологические
исследования
патологии
психической
деятельности
при
ши
-
зофрении
. —
М
., 1982. —
С
. 106—122.
Алекситимия
и
методы
ее
определения
при
пограничных
психосоматических
расстройствах
:
Метод
,
пособие
. —
СПб
.:
Психоневрологический
институт
им
.
В
.
М
.
Бехтерева
. 1994. —18
с
.
Анастази
А
.,
Психологическое
тестирование
/
А
.
Анастази
,
С
.
Урби
-
на
. -
СПб
.:
Питер
, 2001. - 688
с
.
Андрущенко
Т
.
Ю
.
Графические
приемы
фиксации
субъективных
трудностей
общения
в
предподростковом
возрасте
//
Вестник
Московского
университета
. —
Серия
14.
Психология
. — 1991. —
№
1. —
С
. 42—48.
Анастази
А
.
Психологическое
тестирование
:
В
2
кн
. —
М
.:
Педагогика
, 1982. -
Кн
. 1 - 316
с
;
Кн
. 2 - 293
с
.
Бажин
Е
.
Ф
.,
Опросник
уровня
субъективного
контроля
(
УСК
)/
Е
.
Ф
.
Бажин
,
Е
.
АТольшкина
,
А
.
М
.
Эткинд
. —
М
.: «
СМЫСЛ
», 1993. —16
с
.
Балицкий
К
.
77.,
Стресс
и
метастазирование
злокачественных
опухолей
/
К
.
П
.
Ба
-
лицкий
,
Ю
.
П
.
Шмалько
. —
Киев
:
Наукова
думка
, 1987. — 248
с
.
Бежанишивили
Б
.
И
.
Исследование
эмоционально
-
волевой
сферы
психиче
-
ски
больных
методом
«
уровня
притязаний
»//
Психологические
методы
исследо
-
вания
в
клинике
. —
Л
., 1967. —
С
. 214—218.
Белая
И
.
И
.
Методика
Роршаха
и
ее
применение
при
исследовании
больных
эпилепсией
:
Метод
,
рекомендации
. —
М
., 1978. — 75
с
.
Березин
Ф
.
Б
.
Методика
многостороннего
исследования
личности
/
Ф
.
Б
.
Березин
,
М
.
П
.
Мирошников
,
Р
.
В
.
Рожанец
. —
М
.:
Медицина
, 1976. — 186
с
.
Беспалько
И
.
Г
.
Статистические
и
клинико
-
диагностические
аспекты
катего
-
рии
локализации
в
методе
Роршаха
//
Психологические
методы
исследования
лич
-
ности
в
клинике
. —
Л
., 1978. —
С
. 104—113.
Биренбаум
Г
.
В
.
К
вопросу
об
образовании
переносных
и
условных
значений
слова
при
патологических
изменениях
мышления
//
Новое
в
учении
об
апраксии
,
агнозии
и
афазии
. —
М
.;
Л
.:
Госмедиздат
, 1934. —
С
. 147-164.
Блейхер
В
.
М
.
Клиника
приобретенного
слабоумия
. —
Киев
:
Здоров
'
я
, 1976.-
151
с
.
Блейхер
В
.
М
.
Клиническая
патопсихология
. —
Ташкент
:
Медицина
, 1976. -
325
с
.
Блейхер
В
.
М
.
Расстройства
мышления
. —
Киев
:
Здоров
'
я
, 1983. —192
с
.
Блейхер
В
.
М
.
О
новой
вербальной
проективной
методике
исследования
лич
-
ности
/
В
.
М
.
Блейхер
,
С
.
Н
.
Боков
//
Журн
.
невропатол
.
и
психиатр
,
им
.
С
.
С
.
Корсакова
. - 1992. -
№
5-12. -
С
. 90-93.
Блейхер
В
.
М
.
Предпочтение
цвета
в
тесте
Люшера
и
функциональное
состоя
-
ние
вегетативной
нервной
системы
/
В
.
М
.
Блейхер
,
С
.
Н
.
Боков
//
Обозрение
психиатрии
и
медицинской
психологии
им
.
В
.
М
.
Бехтерева
. - 1994. -
№
2. -
С
.