Файл: Блейхер В.М., Крук И.В. - Клиническая патопсихология.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.10.2020

Просмотров: 7418

Скачиваний: 69

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

9.

У

 

меня

 

не

 

меньше

 

дру

-

зей

чем

 

у

 

других

 

 

 

 

012

 

10. 

Иногда

   

я

   

прогуливаю

 

уроки

 

 

 

 

210

 

11.

Я

 

понимаю

 

новый

 

мате

-

риал

 

медленнее

чем

 

другие

 

ученики

 

 

 

 

210

 

12.

Я

 

считаю

 

себя

 

способ

-

ным

 

человеком

 

 

 

 

012

 

13.

Бывало

я

 

не

 

мог

 

заста

-

вить

 

себя

 

идти

 

в

 

школу

 

 

 

 

210

 

14. 

Среди

    

учителей

    

есть

 

хорошие

,   

понимающие

 

люди

 

 

 

 

012

 

15.

Есть

  

учителя

,   

которые

 

меня

 

не

 

выносят

 

 

 

 

210

 

16.

Я

  

очень

 

отличаюсь

  

от

 

других

 

учеников

 

 

 

 

210

 

17.

Некоторые

 

люди

 

в

 

моем

 

классе

    

были

    

в

    

меня

 

влюблены

 (

или

 

влюблены

 

сейчас

)

 

 

 

012

 

18.

Я

 

никогда

 

не

 

влюблялся

 

в

 

одноклассницу

 

 

 

 

210

 

19. 

Надо

     

мной

     

смеются

 

чаще

чем

 

над

 

другими

 

в

 

школе

 

 

 

 

210

 

20.

Уже

   

в

   

понедельник

  

я

 

мечтаю

,   

чтобы

   

скорее

 

пришло

 

воскресенье

 

 

 

210

 

21. 

Иногда

 

я

 

не

 

могу

 

уснуть

 

из

-

за

 

того

что

 

случилось

 

в

 

школе

 

 

 

 

210

 

22.

Я

 

советуюсь

 

с

 

родителя

-

ми

если

 

в

 

школе

 

что

-

нибудь

 

не

 

так

 

 

 

 

012

 

Диапазон

 

оценок

получаемых

 

при

 

помощи

 

анкеты

, — 

от

 0 

до

 

44. 

В

 

тех

 

случаях

когда

 

на

 

все

 

утверждения

 

выбирается

 

ответ

 

«

Пожалуй

верно

», 

результаты

 

недостоверны

 

из

-

за

 

насто

-

роженного

 

или

 

скептического

 

отношения

 

к

 

процедуре

 

иссле

-

дования

При

 

явной

 

дезадаптации

 

опенка

 

превышает

 30 

баллов

при

 

латентной

 

составляет

 20—30 

баллов

При

 

хорошей

 

адаптации

 

оценка

как

 

правило

не

 

превышает

 20 

баллов

.

 


background image

Для

 

выявления

 

психогенно

-

травмирующих

 

обстоятельств

 

у

 

школьников

 

была

 

разработана

 

модифицированная

 

методика

 

не

-

оконченных

 

предложений

  (

И

В

Крук

, 1992). 

Предлагается

 

за

-

вершить

 10 

фраз

: «

Если

 

бы

 

я

 

был

 

учителем

...», «

Когда

 

я

 

слышу

 

слово

  «

школа

»...», «

Ученики

с

 

которыми

 

я

 

учусь

...», «

В

 

школе

 

мне

 

больше

 

всего

 

нравится

...», «

Когда

 

меня

 

нет

мои

 

учителя

...», 

«

Моя

 

школа

...», «

Считаю

что

 

большинство

 

учеников

...».

 

Проблема

 

ранней

 

диагностики

 

школьной

 

дезадаптации

 

в

 

на

-

стоящее

 

время

 

является

 

крайне

 

актуальной

 

в

 

детской

 

и

 

подрост

-

ковой

 

психиатрии

 

и

 

педиатрии

Под

 

термином

  «

школьная

 

деза

-

даптация

» 

понимается

  (

Н

Г

Лусканова

И

А

Коробейников

1993) 

несоответствие

 

социопсихологического

 

и

 

психофизиологи

-

ческого

 

статуса

 

ребенка

 

требованиям

 

ситуации

 

школьного

 

обуче

-

ния

овладение

 

которой

 

по

 

ряду

 

причин

 

становится

 

затруднитель

-

ным

 

или

в

 

крайних

 

случаях

невозможным

В

 

выявлении

 

школь

-

ной

 

дезадаптации

 

большое

 

место

 

принадлежит

 

проведению

 

дина

-

мических

 

патопсихологических

 

исследований

  (

особенности

 

ин

-

теллектуального

 

развития

развития

 

познавательных

 

процессов

 

и

 

эмоциональной

 

сферы

).

 

Диагностика

 

школьной

 

дезадаптации

  (

как

 

и

 

любая

 

па

-

топсихологическая

 

диагностика

 

вообще

требует

 

постоянной

 

ап

-

пеляции

 

к

 

нормативным

 

данным

причем

 

установленным

 

с

 

учетом

 

социокультурных

 

особенностей

 

конкретной

 

территории

 (

региона

области

города

). 

Работа

 

по

 

созданию

 

таких

 

нормативов

 

выступа

-

ет

 

в

 

настоящее

 

время

 

в

 

качестве

 

одной

 

из

 

главных

 

задач

 

психоди

-

агностики

 

и

 

патопсихологии

однако

насколько

 

нам

 

известно

в

 

Российской

 

Федерации

 

в

 

широких

 

масштабах

 

не

 

проводится

что

 

фактически

 

делает

 

невозможным

 

оценку

 

многих

 

получаемых

 

тес

-

товых

 

показателей

 

в

 

аспекте

 «

норма

 — 

патология

». 

Использование

 

для

 

этих

 

целей

 

зарубежных

 

нормативов

 

и

  (

или

нормативов

по

-

лученных

 

в

 

нашей

 

стране

 

достаточно

 

давно

 

и

 

лишь

 

на

 

отдельных

 

территориях

 (

Москва

Санкт

-

Петербург

 

и

 

т

д

.), 

методологически

 

неприемлемо

.

 

В

 1999 

году

 

инструктивным

 

письмом

 

 3 

от

 1 

марта

 

Мини

-

стерства

 

образования

 

Российской

 

Федерации

 

впервые

 

была

 

вве

-

дена

 

обязательная

 

стандартная

 

форма

 

заключения

 

по

 

результатам

 

проведенного

 

психодиагностического

 

исследования

которую

 

должны

 

заполнять

 

все

 

психологи

 

системы

 

образования

 

на

 

каждо

-

го

 

обследованного

 

ими

 

ребенка

 (

подростка

при

 

каждом

 

обследо

-

вании

.

 

427

 


background image

Заключение

 

по

 

результатам

 

проведенного

 

психодиагностического

 

исследования

 

(

структура

 

и

 

основы

 

содержания

)

 

1.

 

Причина

 

исследования

 (

в

 

изложении

 

обратившегося

). 

2.

 

Разработка

 

плана

 

исследования

построение

 

гипотезы

обосно

-

вание

 

выбора

 

методик

 

психодиагностического

 

исследования

 

(

разработчик

Ф

И

О

., 

должность

место

 

работы

рабочий

 

те

-

лефон

). 

3.

 

Диагносты

 (

Ф

И

О

., 

должность

 

по

 

месту

 

работы

). 

4.

 

Сроки

 

проведения

 

исследования

5.

 

Применение

 

методики

 

описать

 

по

 

следующей

 

схеме

6.

 

Название

 

оценочных

 

шкал

принятых

 

как

 

значимые

 

в

 

данном

 

исследовании

  (

например

вербальный

 

интеллект

осведомлен

-

ность

понятливость

речевое

 

развитие

общая

 

оценка

). 

7.

 

Результаты

 

исследования

а

количественные

 

данные

 

представлены

 

в

 

таблицах

 

на

 

каждый

 

класс

  (

группу

) (

см

схему

 

учета

 

результатов

 

тестирования

);

 

б

обобщенная

 

интерпретация

 

данных

аналитическое

 

опи

-

сание

 

полученных

 

результатов

 

и

 

выводы

 

по

 

результатам

;

 

в

рекомендации

 

по

 

результатам

 

исследования

.

 

Схема

 

учета

 

результатов

 

тестирования

 

Дата

____________________  

 

Название

 

шкалы

 

Автор

 

теста

название

 

теста

Исследуемая

 

функция

 

Фактор

влияющий

 

на

 

результат

 

1

 

2

 

3

 

4

 

5

 

 

 

 

 

 

 

Ф

.

И

.

О

.

 

тестируемого

 

Результаты

 

выполнения

 

диагностического

 

задания

 

Заключение

 

 

1

 

2

 

***

 

N

 

 

 

 

 

 

 

 

 

_______________________________________________________ 

_____________________________________________________________ 

Ф

И

О

., 

должность

 

составителя

 

заключения

подпись


background image

Несомненно

что

 

введение

 

такой

 

обязательной

 

формы

 

учета

 

результатов

 

каждого

 

психодиагностического

 

исследования

 

с

 

точ

-

ки

 

зрения

 

стандартизации

 

процедуры

 

исследования

 

и

 

повышения

 

надежности

 

его

 

результатов

 

следует

 

оценить

 

положительно

.

 

В

 

МКБ

-10 

психическим

 

и

 

поведенческим

 

расстройствам

 

дет

-

ского

 

возраста

 

посвящены

 

рубрики

 F8 — «

Нарушения

 

психологи

-

ческого

 

развития

» 

и

 F9 —«

Поведенческие

 

и

 

эмоциональные

 

рас

-

стройства

начинающиеся

 

обычно

 

в

 

детском

 

и

 

подростковом

 

воз

-

расте

», 

хотя

 

описания

 

иных

 

расстройств

 

включаются

 

и

 

в

 

другие

 

рубрики

.

 

Использование

 

патопсихологического

 

исследования

 

в

 

детской

 

психоневрологической

 

клинике

 

способствует

 

получению

 

объек

-

тивной

 

информации

 

о

 

состоянии

 

психики

 

ребенка

облегчает

 

по

-

нимание

 

развития

 

у

 

него

 

болезненного

 

состояния

помогает

 

врачу

 

найти

 

пути

 

для

 

преодоления

 

имеющихся

 

у

 

ребенка

 

болезненных

 

нарушений

.

 


background image

Библиография

 

Айвазян

 

Т

А

Сравнительные

 

данные

 

психолого

-

диагностического

 

обследо

-

вания

 

больных

 

гипертонической

 

болезнью

 

с

 

помощью

 

цветового

 

теста

 / 

Т

А

Ай

-

вазян

И

А

Таравкова

 // 

Психологическая

 

диагностика

 

отношения

 

к

 

болезни

 

при

 

нервно

-

психической

 

и

 

соматической

 

патологии

Сб

науч

трудов

ЛНИПНИ

 

им

В

М

Бехтерева

.— 

Л

., 1990.- 

Т

. 27.— 

С

. 113-115.

 

Александровский

 

Ю

А

Пограничные

 

психические

 

расстройства

. — 

М

.: 

Ме

-

дицина

, 1993. — 400 

с

.

 

Алейникова

 

С

М

Сравнительное

 

исследование

 

формирования

 

мышления

 

у

 

детей

больных

 

шизофренией

с

 

разными

 

типами

 

дизонтогенеза

// 

Эксперименталь

-

но

-

психологические

 

исследования

 

патологии

 

психической

 

деятельности

 

при

 

ши

-

зофрении

. — 

М

., 1982. — 

С

. 106—122.

 

Алекситимия

 

и

 

методы

 

ее

 

определения

 

при

 

пограничных

 

психосоматических

 

расстройствах

Метод

пособие

. — 

СПб

.: 

Психоневрологический

 

институт

 

им

В

М

Бехтерева

. 1994. —18 

с

.

 

Анастази

 

А

., 

Психологическое

 

тестирование

 / 

А

Анастази

С

Урби

-

на

. - 

СПб

.: 

Питер

, 2001. - 688 

с

.

 

Андрущенко

 

Т

Ю

Графические

 

приемы

 

фиксации

 

субъективных

 

трудностей

 

общения

 

в

 

предподростковом

 

возрасте

 // 

Вестник

 

Московского

 

университета

. — 

Серия

 14. 

Психология

. — 1991. — 

 1. — 

С

. 42—48.

 

Анастази

 

А

Психологическое

 

тестирование

В

 2 

кн

. — 

М

.: 

Педагогика

, 1982. - 

Кн

. 1 - 316 

с

Кн

. 2 - 293 

с

.

 

Бажин

 

Е

Ф

., 

Опросник

 

уровня

 

субъективного

 

контроля

 (

УСК

)/ 

Е

Ф

Бажин

Е

АТольшкина

А

М

Эткинд

. — 

М

.: «

СМЫСЛ

», 1993. —16 

с

.

 

Балицкий

 

К

77., 

Стресс

 

и

 

метастазирование

 

злокачественных

 

опухолей

 / 

К

П

Ба

-

лицкий

Ю

П

Шмалько

. — 

Киев

Наукова

 

думка

, 1987. — 248 

с

.

 

Бежанишивили

 

Б

И

Исследование

 

эмоционально

-

волевой

 

сферы

 

психиче

-

ски

 

больных

 

методом

 «

уровня

 

притязаний

»// 

Психологические

 

методы

 

исследо

-

вания

 

в

 

клинике

. — 

Л

., 1967. — 

С

. 214—218.

 

Белая

 

И

И

Методика

 

Роршаха

 

и

 

ее

 

применение

 

при

 

исследовании

 

больных

 

эпилепсией

Метод

рекомендации

. — 

М

., 1978. — 75 

с

.

 

Березин

 

Ф

Б

Методика

 

многостороннего

 

исследования

 

личности

 / 

Ф

Б

Березин

М

П

Мирошников

Р

В

Рожанец

. — 

М

.: 

Медицина

, 1976. — 186 

с

.

 

Беспалько

 

И

Г

Статистические

 

и

 

клинико

-

диагностические

 

аспекты

 

катего

-

рии

 

локализации

 

в

 

методе

 

Роршаха

 // 

Психологические

 

методы

 

исследования

 

лич

-

ности

 

в

 

клинике

. — 

Л

., 1978. — 

С

. 104—113.

 

Биренбаум

 

Г

В

К

 

вопросу

 

об

 

образовании

 

переносных

 

и

 

условных

 

значений

 

слова

 

при

 

патологических

 

изменениях

 

мышления

 // 

Новое

 

в

 

учении

 

об

 

апраксии

агнозии

 

и

 

афазии

. — 

М

.; 

Л

.: 

Госмедиздат

, 1934. — 

С

. 147-164.

 

Блейхер

 

В

М

Клиника

 

приобретенного

 

слабоумия

. — 

Киев

Здоров

'

я

, 1976.-

151

с

.

 

Блейхер

 

В

М

Клиническая

 

патопсихология

. — 

Ташкент

Медицина

, 1976. - 

325 

с

.

 

Блейхер

 

В

М

Расстройства

 

мышления

. — 

Киев

Здоров

'

я

, 1983. —192 

с

.

 

Блейхер

 

В

М

О

 

новой

 

вербальной

 

проективной

 

методике

 

исследования

 

лич

-

ности

 / 

В

М

Блейхер

С

Н

Боков

 //

Журн

невропатол

и

 

психиатр

им

С

С

Корсакова

. - 1992. - 

 5-12. - 

С

. 90-93.

 

Блейхер

 

В

М

Предпочтение

 

цвета

 

в

 

тесте

 

Люшера

 

и

 

функциональное

 

состоя

-

ние

 

вегетативной

 

нервной

 

системы

 / 

В

М

Блейхер

С

Н

Боков

 //

 

Обозрение

 

психиатрии

 

и

 

медицинской

 

психологии

 

им

В

М

Бехтерева

. - 1994. - 

 2. - 

С