Файл: Блейхер В.М., Крук И.В. - Клиническая патопсихология.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.10.2020

Просмотров: 7421

Скачиваний: 69

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

При

 

парциальном

 

моторном

 

инфантилизме

 

ребенок

 

может

 

медленно

 

овладевать

 

школьными

 

навыками

 

из

-

за

 

расторможенно

-

сти

неусидчивости

суетливости

 

или

 

медлительности

Патопси

-

хологическое

 

исследование

 

у

 

таких

 

детей

 

выявляет

 

сохранные

 

или

 

умеренно

 

нарушенные

 

предпосылки

 

интеллекта

достаточный

 

уровень

 

обобщений

с

 

одной

 

стороны

и

 

плохую

 

координирован

-

ность

 

движений

неспособность

 

к

 

тонким

изолированным

 

двига

-

тельным

 

актам

затруднения

 

в

 

выполнении

 

комбинированных

 

движении

ослабленную

 

способность

 

воспринимать

 

и

 

вос

-

производить

 

ритмы

 — 

с

 

другой

.

 

Интеллектуальная

 

недостаточность

 

при

 

церебрастенических

 

со

-

стояниях

 

характеризуется

 

неравномерной

 

работоспособностью

ис

-

тощаемостью

 

внимания

нерезко

 

выраженной

 

инертностью

 

психи

-

ческих

 

процессов

С

С

Мнухин

 (1968) 

выделил

 

вариант

 

церебра

-

стении

 

с

 

нарушением

 

развития

 

школьных

 

навыков

при

 

котором

 

обнаруживаются

 

нарушения

 

анализа

 

и

 

синтеза

 

пространственных

 

отношений

тонкой

 

моторики

Патопсихологическое

 

исследование

 

выявляет

 

у

 

таких

 

детей

 

достаточную

 

способность

 

к

 

обобщению

.

 

При

 

психоорганических

 

синдромах

 

в

 

картине

 

интел

-

лектуальной

 

недостаточности

 

преобладают

 

нарушения

 

памяти

снижение

 

темпа

 

психических

 

процессов

более

 

грубо

 

выраженная

 

инертность

 

психических

 

процессов

И

 

в

 

этом

 

случае

 

отмечается

 

несоответствие

 

между

 

ярко

 

выраженными

 

нарушениями

 

предпо

-

сылок

 

интеллекта

 

и

 

относительной

 

сохранностью

 

способности

 

к

 

абстрагированию

использованию

 

помощи

 

и

 

переносу

 

приобре

-

тенного

 

опыта

 

на

 

выполнение

 

аналогичных

 

заданий

.

 

Интеллектуальная

 

недостаточность

 

при

 

общем

 

недоразвитии

 

речи

 

отличается

 

неравномерностью

Патопсихологическое

 

иссле

-

дование

 

обнаруживает

 

нарушения

 

темпа

переключаемости

 

пси

-

хических

 

процессов

расстройства

 

активного

 

внимания

 

и

 

памяти

 

— 

так

 

называемые

 

общеорганические

 

психопатологические

 

про

-

явления

Абстрактно

-

логический

 

уровень

 

мышления

связанный

 

с

 

внутренней

 

речью

оказывается

 

недостаточным

Задания

 

по

 

кон

-

структивной

 

деятельности

рисованию

 

выполняются

 

удовлетво

-

рительно

.

 

Данные

 

патопсихологического

 

исследования

 

помогают

 

диф

-

ференцировать

 

вторичную

 

интеллектуальную

 

недостаточность

 

при

 

раннем

 

аутизме

 

от

 

истинной

 

умственной

 

отсталости

При

-

чинами

 

интеллектуальной

 

недостаточности

 

при

 

аутизме

 

являются

 

416

 


background image

недостаточная

 

потребность

 

в

 

контакте

 

с

 

окружающими

слабость

 

побуждений

низкая

 

речевая

 

активность

незрелость

 

общей

 

и

 

тон

-

кой

 

моторики

недостаточность

 

активного

 

внимания

а

 

также

 

не

-

достаточная

 

сформированность

 

корковых

 

функций

.

 

По

 

данным

 

В

Е

Кагана

 (1978), 

особенно

 

трудными

 

для

 

детей

 

с

 

аутизмом

 

являются

 

задания

 

на

 

умение

 

выделять

 

по

-

следовательность

 

событий

вычленять

 

пространственные

 

отноше

-

ния

 

и

 

воспроизводить

 

их

  (

на

 

кубиках

 

Кооса

). 

Специфичной

 

для

 

детского

 

аутизма

 

является

 

выраженная

 

диссоциация

 

между

 

низ

-

ким

 

уровнем

 

выполнения

 

невербальных

 

проб

 

и

 

высоким

 

уровнем

 

выполнения

 

вербальных

 

проб

При

 

исследовании

 

по

 

методике

 

ABM — WISC 

средний

 

уровень

 

выполнения

 

вербальных

 

проб

 

по

 

показателям

 

субтестов

  «

общая

 

эрудиция

», «

понимание

 

общест

-

венных

 

норм

 

жизни

» 

и

 «

способность

 

оперировать

 

числами

» 

у

 

де

-

тей

 

с

 

аутизмом

 

ниже

а

 

по

  «

способности

 

к

 

обобщению

», «

актив

-

ному

 

запасу

 

слов

», «

оперативной

 

памяти

» — 

выше

чем

 

у

 

здоро

-

вых

 

детей

 (

В

Е

Каган

, 1978). 

В

В

Ковалев

 (1979) 

считает

 

харак

-

терной

 

для

 

детского

 

аутизма

 

диссоциацию

 

между

 

способностью

 

к

 

обобщению

 

и

 

продуктивностью

 

деятельности

между

 

имеющими

-

ся

 

речевыми

 

возможностями

 

и

 

сниженной

 

потребностью

 

в

 

рече

-

вом

 

контакте

.

 

Патопсихологическое

 

исследование

 

необходимо

 

для

 

обосно

-

ванной

 

диагностики

 

шизофрении

 

у

 

детей

 

и

 

подростков

Шизофре

-

ния

 

детского

 

возраста

 

по

 

клинической

 

картине

 

нередко

 

сходна

 

с

 

олигофренией

детским

 

аутизмом

неврозами

резидуально

-

органическими

 

неврозоподобными

 

и

 

психопатоподобными

 

нару

-

шениями

Решающим

 

для

 

диагностики

 

является

 

характер

 

нарас

-

тающих

 

негативных

 

психопатологических

 

явлений

 — 

замкнутости

отрыва

 

от

 

реальности

потери

 

привязанности

 

к

 

родным

Патогно

-

моничными

 

для

 

шизофрении

 

являются

 

особенности

 

мышления

выявляемые

 

при

 

исследовании

У

 

детей

больных

 

шизофренией

во

 

время

 

обследования

 

правильные

 

и

 

более

 

углубленные

 

ответы

 

че

-

редуются

 

с

 

поверхностными

 

и

 

неточными

Слабость

 

процессов

 

обобщения

 

выражается

 

в

 

невозможности

 

охватить

 

целое

выделить

 

главное

 (

при

 

рассказе

 

по

 

картинкам

). 

При

 

шизофрении

 

нарушение

 

способности

 

к

 

обобщению

 

не

 

является

 

первичным

как

 

при

 

оли

-

гофрении

Низкий

 

уровень

 

выполнения

 

заданий

выявляющих

 

способности

 

к

 

абстрагированию

часто

 

объясняется

 

снижением

 

 


background image

целенаправленности

 

деятельности

.

 

Выполняя

 

задание

ребенок

 

не

 

стремится

 

следовать

 

ин

-

струкции

подменяет

 

продуктивную

 

деятельность

 

бесплодными

 

разговорами

задаванием

 

бесконечных

 

вопросов

резонерством

 

(

М

П

Кононова

, 1963). 

У

 

некоторых

 

детей

 

отмечается

 

несоответ

-

ствие

 

между

 

богатыми

 

лексическими

 

возможностями

 

и

 

затрудне

-

ниями

 

конкретно

-

наглядного

 

мышления

Ребенку

больному

 

ши

-

зофренией

доступны

 

обобщения

но

 

в

 

силу

 

нарушения

 

целена

-

правленности

 

мышления

 

обобщения

 

не

 

привлекаются

 

для

 

вы

-

полнения

 

заданий

Например

выполняя

 

задания

 

на

 

исключение

 

предмета

 

из

 

группы

 

однородных

ребенок

 

может

 

опираться

 

на

 

так

 

называемый

 

слабый

 

признак

 (

формы

цвета

материала

), 

хотя

 

до

-

полнительными

 

вопросами

 

можно

 

установить

что

 

в

 

его

 

словаре

 

имеются

 

соответствующие

 

обобщающие

 

понятия

 («

посуда

», «

го

-

ловной

 

убор

»). 

М

П

Кононова

 

описывает

 

амбивалентность

 

у

 

де

-

тей

больных

 

шизофренией

при

 

объяснении

 

отвлеченных

 

поня

-

тий

проведении

 

предметной

 

классификации

Наряду

 

с

 

правиль

-

ными

 

ответами

 

встречаются

 

неправильные

основанные

 

на

 

слу

-

чайных

неадекватных

 

ассоциациях

.

 

С

М

Алейникова

 (1982) 

при

 

патопсихологическом

 

ис

-

следовании

 

расстройств

 

мышления

 

у

 

детей

больных

 

ши

-

зофренией

обнаружила

 

два

 

типа

 

дизонтогенеза

 — 

искаженный

 

тип

 

развития

  (

преобладают

 

черты

 

дисгармонии

диссоциация

 

психической

 

деятельности

и

 

задержанный

  (

превалирование

 

де

-

фицита

 

психической

 

активности

). 

При

 

использовании

 

ряда

 

патоп

-

сихологических

 

методик

  (

сравнение

 

понятий

предметная

 

клас

-

сификация

конструирование

 

объекта

для

 

больных

 

обеих

 

групп

 

общим

 

является

 

снижение

 

избирательности

 

признаков

 

предметов

 

и

 

явлений

более

 

низкий

 

по

 

сравнению

 

со

 

здоровыми

 

детьми

 

ко

-

эффициент

 

стандартности

 

признаков

Таким

 

образом

при

 

шизоф

-

рении

 

у

 

детей

 

так

 

же

как

 

и

 

у

 

взрослых

отмечается

 

расширение

 

круга

 

признаков

на

 

основе

 

которых

 

формируется

 

суждение

при

-

влечение

 

признаков

 

необычных

нестандартных

 

для

 

решения

 

за

-

даний

 

такого

 

рода

.

 

При

 

возникновении

 

шизофренического

 

процесса

 

в

 

раннем

 

возрасте

 

у

 

детей

 

наблюдаются

 

признаки

 

интеллектуальной

 

недос

-

таточности

 («

олигофренический

 

плюс

»). 

Г

Е

Сухарева

 (1974) 

объясняет

 

это

 

недостаточностью

 

приспособительных

 

механизмов

 

в

 

раннем

 

детстве

повреждением

 

молодых

 

в

 

онтогенетическом

 

418

 


background image

отношении

 

анатомо

-

физиологических

 

систем

 

головного

 

мозга

обеспечивающих

 

развитие

 

мыслительной

 

деятельности

 

и

 

конт

-

ролирующих

 

направленность

 

поведенческих

 

реакций

В

В

Кова

-

лев

 (1979) 

отмечает

что

 

при

 

рано

 

начавшейся

 

шизофрении

 

у

 

де

-

тей

 

снижение

 

умственной

 

работоспособности

 

и

 

продуктивности

 

не

 

соответствует

 

степени

 

снижения

 

интеллекта

.

 

При

 

патопсихологическом

 

исследовании

 

у

 

детей

больных

 

ши

-

зофренией

выявляются

 

некоторые

 

особенности

 

речи

вычурность

 

формулировок

в

 

ряде

 

случаев

 — 

штампы

эхолалия

персевера

-

ции

перенесение

 

слышимого

 

на

 

себя

неологизмы

Л

А

Булахова

 

и

 

Н

М

Уманская

 (1983) 

указывают

 

на

 

отличия

 

этих

 

нарушений

 

у

 

детей

больных

 

шизофренией

от

 

эхолалий

неологизмов

персеве

-

раций

 

при

 

атипичных

 

формах

 

олигофрении

Так

, «

штампован

-

ные

» 

высказывания

 

у

 

детей

больных

 

шизофренией

не

 

со

-

провождаются

 

воспроизведением

 

мимики

 

и

 

интонаций

 

тех

от

 

ко

-

го

 

эти

 

высказывания

 

услышаны

Неологизмы

 

представляют

 

собой

 

вымышленные

 

слова

не

 

имеющие

 

реального

 

значения

 (

в

 

отличие

 

от

 

неологизмов

возникших

 

в

 

результате

 

снижения

 

аналитико

-

синтетической

 

деятельности

 

у

 

детей

-

олигофренов

). 

Персевера

-

тивные

 

реакции

 

детей

больных

 

шизофренией

чаще

 

не

 

имеют

 

от

-

ношения

 

к

 

теме

 

разговора

окружающей

 

обстановке

.

 

Одна

 

из

 

задач

 

патопсихологического

 

обследования

 

ребенка

у

 

которого

 

предполагается

 

наличие

 

шизофрении

, — 

выявление

 

на

-

рушений

 

эмоционально

-

волевой

 

сферы

отсутствия

 

эмоциональ

-

ного

 

контакта

потери

 

чувства

 

симпатии

Для

 

исследования

 

эмо

-

ционально

-

волевой

 

сферы

 

детей

 

и

 

подростков

 

применяются

 

мето

-

дики

 

ТАТ

 

и

 CAT (

вариант

 

детского

 

апперцепционного

 

теста

). 

По

 

данным

 

Н

К

Киященко

 (1965), 

у

 

больных

 

шизофренией

 

отсутст

-

вует

 

направленность

 

на

 

содержание

 

картины

 

ТАТ

они

 

ограничи

-

ваются

 

формальной

 

интерпретацией

 

отдельных

 

элементов

 

карти

-

ны

.

 

В

Е

Каган

 (1968), 

применяя

 

ТАТ

 

для

 

обследования

 

детей

пришел

 

к

 

выводу

 

о

 

том

что

 

тест

 

имеет

 

достаточно

 

широкие

 

воз

-

можности

 

для

 

составления

 

индивидуально

личностной

 

характе

-

ристики

 

испытуемого

дает

 

представления

 

о

 

значимости

 

отдель

-

ных

 

социальных

социально

-

бытовых

 

и

 

эмоциональных

 

моментов

 

для

 

развития

 

заболевания

,

 

при

 

помощи

 

теста

 

может

 

быть

 

выявлен

 


background image

ряд

 

симптомов

слабо

 

выраженных

 

клинически

.

 

Мы

 

применяли

 

методику

 CAT

 

для

 

обследования

 

детей

 

до

-

школьного

 

возраста

страдающих

 

неврозами

 

и

 

неврозоподобными

 

состояниями

. CAT 

состоит

 

из

 10 

рисунков

 

неопределенного

 

со

-

держания

в

 

которых

 

участвуют

 

животные

Ребенку

 

дается

 

сле

-

дующая

 

инструкция

: «

Я

 

покажу

 

тебе

 

картинки

по

 

каждой

 

из

 

них

 

надо

 

придумать

 

рассказ

Расскажи

что

 

нарисовано

 

на

 

картинке

что

 

было

 

с

 

животными

которые

 

здесь

 

нарисованы

раньше

что

 

будет

 

с

 

ними

 

потом

Скажи

о

 

чем

 

думают

 

животные

весело

 

им

 

или

 

грустно

». 

Рассказы

 

по

 

картинкам

 

записываются

 

дословно

фиксируется

 

латентное

 

время

 

и

 

время

затраченное

 

на

 

составле

-

ние

 

рассказа

Тип

 

пересказа

 

оценивается

 

в

 

зависимости

 

от

 

того

насколько

 

ребенок

 

следует

 

инструкции

Мы

  (

И

В

Крук

, 1985) 

различаем

 «

предметный

» 

рассказ

содержащий

 

перечисление

 

пер

-

сонажей

 

и

 

предметов

изображенных

 

на

 

рисунке

; «

ситуационный

» 

рассказ

 

с

 

указанием

 

на

 

действия

совершаемые

 

персонажами

«

сюжетный

» 

рассказ

построенный

 

в

 

соответствии

 

с

 

инструкцией

 

и

 

содержащий

 

упоминание

 

о

 

мыслях

 

и

 

чувствах

 

персонажей

Сле

-

дование

 

инструкции

 

у

 

части

 

детей

 

является

 

формальным

сюжет

 

отсутствует

 

при

 

соблюдении

 

всех

 

пунктов

 

инструкции

у

 

части

 

детей

 

в

 

рассказе

 

отсутствует

 «

прошлое

», «

будущее

», «

мысли

 

пер

-

сонажа

»; 

некоторым

 

детям

 

свойственно

 

стремление

 

к

 

излишней

 

детализации

.

 

Для

 

здоровых

 

детей

 

предшкольного

 

возраста

 

характерен

 «

сю

-

жетный

» 

тип

 

рассказов

составляемых

 

по

 

рисункам

 CAT. 

Объем

 

рассказов

время

затрачиваемое

 

на

 

их

 

составление

на

 

протяже

-

нии

 

всего

 

исследования

 

остаются

 

относительно

 

постоянными

Настроение

 

персонажей

 

оценивается

 

как

 

положительное

 

в

 

тех

 

случаях

когда

 

на

 

рисунке

 

изображена

 

относительно

 

бескон

-

фликтная

 

ситуация

Если

 

изображенная

 

ситуация

 

явно

 

фрустра

-

ционна

дети

 

оценивают

 

настроение

 

персонажа

 

адекватно

чаще

 

описывают

 

благополучное

 

разрешение

 

конфликта

  (

импунитив

-

ный

 

тип

 

реакции

).

 

Рассказы

составляемые

 

по

 

рисункам

 CAT, 

детьми

страдаю

-

щими

 

неврозоподобными

 

состояниями

 

резидуально

-

органического

 

происхождения

отличаются

 

некоторыми

 

харак

-

терными

 

особенностями

.

 

420