Файл: Блейхер В.М., Крук И.В. - Клиническая патопсихология.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.10.2020
Просмотров: 7421
Скачиваний: 69
При
парциальном
моторном
инфантилизме
ребенок
может
медленно
овладевать
школьными
навыками
из
-
за
расторможенно
-
сти
,
неусидчивости
,
суетливости
или
медлительности
.
Патопси
-
хологическое
исследование
у
таких
детей
выявляет
сохранные
или
умеренно
нарушенные
предпосылки
интеллекта
,
достаточный
уровень
обобщений
,
с
одной
стороны
,
и
плохую
координирован
-
ность
движений
,
неспособность
к
тонким
,
изолированным
двига
-
тельным
актам
,
затруднения
в
выполнении
комбинированных
движении
,
ослабленную
способность
воспринимать
и
вос
-
производить
ритмы
—
с
другой
.
Интеллектуальная
недостаточность
при
церебрастенических
со
-
стояниях
характеризуется
неравномерной
работоспособностью
,
ис
-
тощаемостью
внимания
,
нерезко
выраженной
инертностью
психи
-
ческих
процессов
.
С
.
С
.
Мнухин
(1968)
выделил
вариант
церебра
-
стении
с
нарушением
развития
школьных
навыков
,
при
котором
обнаруживаются
нарушения
анализа
и
синтеза
пространственных
отношений
,
тонкой
моторики
.
Патопсихологическое
исследование
выявляет
у
таких
детей
достаточную
способность
к
обобщению
.
При
психоорганических
синдромах
в
картине
интел
-
лектуальной
недостаточности
преобладают
нарушения
памяти
,
снижение
темпа
психических
процессов
,
более
грубо
выраженная
инертность
психических
процессов
.
И
в
этом
случае
отмечается
несоответствие
между
ярко
выраженными
нарушениями
предпо
-
сылок
интеллекта
и
относительной
сохранностью
способности
к
абстрагированию
,
использованию
помощи
и
переносу
приобре
-
тенного
опыта
на
выполнение
аналогичных
заданий
.
Интеллектуальная
недостаточность
при
общем
недоразвитии
речи
отличается
неравномерностью
.
Патопсихологическое
иссле
-
дование
обнаруживает
нарушения
темпа
,
переключаемости
пси
-
хических
процессов
,
расстройства
активного
внимания
и
памяти
—
так
называемые
общеорганические
психопатологические
про
-
явления
.
Абстрактно
-
логический
уровень
мышления
,
связанный
с
внутренней
речью
,
оказывается
недостаточным
.
Задания
по
кон
-
структивной
деятельности
,
рисованию
выполняются
удовлетво
-
рительно
.
Данные
патопсихологического
исследования
помогают
диф
-
ференцировать
вторичную
интеллектуальную
недостаточность
при
раннем
аутизме
от
истинной
умственной
отсталости
.
При
-
чинами
интеллектуальной
недостаточности
при
аутизме
являются
416
недостаточная
потребность
в
контакте
с
окружающими
,
слабость
побуждений
,
низкая
речевая
активность
,
незрелость
общей
и
тон
-
кой
моторики
,
недостаточность
активного
внимания
,
а
также
не
-
достаточная
сформированность
корковых
функций
.
По
данным
В
.
Е
.
Кагана
(1978),
особенно
трудными
для
детей
с
аутизмом
являются
задания
на
умение
выделять
по
-
следовательность
событий
,
вычленять
пространственные
отноше
-
ния
и
воспроизводить
их
(
на
кубиках
Кооса
).
Специфичной
для
детского
аутизма
является
выраженная
диссоциация
между
низ
-
ким
уровнем
выполнения
невербальных
проб
и
высоким
уровнем
выполнения
вербальных
проб
.
При
исследовании
по
методике
ABM — WISC
средний
уровень
выполнения
вербальных
проб
по
показателям
субтестов
«
общая
эрудиция
», «
понимание
общест
-
венных
норм
жизни
»
и
«
способность
оперировать
числами
»
у
де
-
тей
с
аутизмом
ниже
,
а
по
«
способности
к
обобщению
», «
актив
-
ному
запасу
слов
», «
оперативной
памяти
» —
выше
,
чем
у
здоро
-
вых
детей
(
В
.
Е
.
Каган
, 1978).
В
.
В
.
Ковалев
(1979)
считает
харак
-
терной
для
детского
аутизма
диссоциацию
между
способностью
к
обобщению
и
продуктивностью
деятельности
,
между
имеющими
-
ся
речевыми
возможностями
и
сниженной
потребностью
в
рече
-
вом
контакте
.
Патопсихологическое
исследование
необходимо
для
обосно
-
ванной
диагностики
шизофрении
у
детей
и
подростков
.
Шизофре
-
ния
детского
возраста
по
клинической
картине
нередко
сходна
с
олигофренией
,
детским
аутизмом
,
неврозами
,
резидуально
-
органическими
неврозоподобными
и
психопатоподобными
нару
-
шениями
.
Решающим
для
диагностики
является
характер
нарас
-
тающих
негативных
психопатологических
явлений
—
замкнутости
,
отрыва
от
реальности
,
потери
привязанности
к
родным
.
Патогно
-
моничными
для
шизофрении
являются
особенности
мышления
,
выявляемые
при
исследовании
.
У
детей
,
больных
шизофренией
,
во
время
обследования
правильные
и
более
углубленные
ответы
че
-
редуются
с
поверхностными
и
неточными
.
Слабость
процессов
обобщения
выражается
в
невозможности
охватить
целое
,
выделить
главное
(
при
рассказе
по
картинкам
).
При
шизофрении
нарушение
способности
к
обобщению
не
является
первичным
,
как
при
оли
-
гофрении
.
Низкий
уровень
выполнения
заданий
,
выявляющих
способности
к
абстрагированию
,
часто
объясняется
снижением
целенаправленности
деятельности
.
Выполняя
задание
,
ребенок
не
стремится
следовать
ин
-
струкции
,
подменяет
продуктивную
деятельность
бесплодными
разговорами
,
задаванием
бесконечных
вопросов
,
резонерством
(
М
.
П
.
Кононова
, 1963).
У
некоторых
детей
отмечается
несоответ
-
ствие
между
богатыми
лексическими
возможностями
и
затрудне
-
ниями
конкретно
-
наглядного
мышления
.
Ребенку
,
больному
ши
-
зофренией
,
доступны
обобщения
,
но
в
силу
нарушения
целена
-
правленности
мышления
обобщения
не
привлекаются
для
вы
-
полнения
заданий
.
Например
,
выполняя
задания
на
исключение
предмета
из
группы
однородных
,
ребенок
может
опираться
на
так
называемый
слабый
признак
(
формы
,
цвета
,
материала
),
хотя
до
-
полнительными
вопросами
можно
установить
,
что
в
его
словаре
имеются
соответствующие
обобщающие
понятия
(«
посуда
», «
го
-
ловной
убор
»).
М
.
П
.
Кононова
описывает
амбивалентность
у
де
-
тей
,
больных
шизофренией
,
при
объяснении
отвлеченных
поня
-
тий
,
проведении
предметной
классификации
.
Наряду
с
правиль
-
ными
ответами
встречаются
неправильные
,
основанные
на
слу
-
чайных
,
неадекватных
ассоциациях
.
С
.
М
.
Алейникова
(1982)
при
патопсихологическом
ис
-
следовании
расстройств
мышления
у
детей
,
больных
ши
-
зофренией
,
обнаружила
два
типа
дизонтогенеза
—
искаженный
тип
развития
(
преобладают
черты
дисгармонии
,
диссоциация
психической
деятельности
)
и
задержанный
(
превалирование
де
-
фицита
психической
активности
).
При
использовании
ряда
патоп
-
сихологических
методик
(
сравнение
понятий
,
предметная
клас
-
сификация
,
конструирование
объекта
)
для
больных
обеих
групп
общим
является
снижение
избирательности
признаков
предметов
и
явлений
,
более
низкий
по
сравнению
со
здоровыми
детьми
ко
-
эффициент
стандартности
признаков
.
Таким
образом
,
при
шизоф
-
рении
у
детей
так
же
,
как
и
у
взрослых
,
отмечается
расширение
круга
признаков
,
на
основе
которых
формируется
суждение
,
при
-
влечение
признаков
необычных
,
нестандартных
для
решения
за
-
даний
такого
рода
.
При
возникновении
шизофренического
процесса
в
раннем
возрасте
у
детей
наблюдаются
признаки
интеллектуальной
недос
-
таточности
(«
олигофренический
плюс
»).
Г
.
Е
.
Сухарева
(1974)
объясняет
это
недостаточностью
приспособительных
механизмов
в
раннем
детстве
,
повреждением
молодых
в
онтогенетическом
418
отношении
анатомо
-
физиологических
систем
головного
мозга
,
обеспечивающих
развитие
мыслительной
деятельности
и
конт
-
ролирующих
направленность
поведенческих
реакций
.
В
.
В
.
Кова
-
лев
(1979)
отмечает
,
что
при
рано
начавшейся
шизофрении
у
де
-
тей
снижение
умственной
работоспособности
и
продуктивности
не
соответствует
степени
снижения
интеллекта
.
При
патопсихологическом
исследовании
у
детей
,
больных
ши
-
зофренией
,
выявляются
некоторые
особенности
речи
:
вычурность
формулировок
,
в
ряде
случаев
—
штампы
,
эхолалия
,
персевера
-
ции
,
перенесение
слышимого
на
себя
,
неологизмы
.
Л
.
А
.
Булахова
и
Н
.
М
.
Уманская
(1983)
указывают
на
отличия
этих
нарушений
у
детей
,
больных
шизофренией
,
от
эхолалий
,
неологизмов
,
персеве
-
раций
при
атипичных
формах
олигофрении
.
Так
, «
штампован
-
ные
»
высказывания
у
детей
,
больных
шизофренией
,
не
со
-
провождаются
воспроизведением
мимики
и
интонаций
тех
,
от
ко
-
го
эти
высказывания
услышаны
.
Неологизмы
представляют
собой
вымышленные
слова
,
не
имеющие
реального
значения
(
в
отличие
от
неологизмов
,
возникших
в
результате
снижения
аналитико
-
синтетической
деятельности
у
детей
-
олигофренов
).
Персевера
-
тивные
реакции
детей
,
больных
шизофренией
,
чаще
не
имеют
от
-
ношения
к
теме
разговора
,
окружающей
обстановке
.
Одна
из
задач
патопсихологического
обследования
ребенка
,
у
которого
предполагается
наличие
шизофрении
, —
выявление
на
-
рушений
эмоционально
-
волевой
сферы
,
отсутствия
эмоциональ
-
ного
контакта
,
потери
чувства
симпатии
.
Для
исследования
эмо
-
ционально
-
волевой
сферы
детей
и
подростков
применяются
мето
-
дики
ТАТ
и
CAT (
вариант
детского
апперцепционного
теста
).
По
данным
Н
.
К
.
Киященко
(1965),
у
больных
шизофренией
отсутст
-
вует
направленность
на
содержание
картины
ТАТ
,
они
ограничи
-
ваются
формальной
интерпретацией
отдельных
элементов
карти
-
ны
.
В
.
Е
.
Каган
(1968),
применяя
ТАТ
для
обследования
детей
,
пришел
к
выводу
о
том
,
что
тест
имеет
достаточно
широкие
воз
-
можности
для
составления
индивидуально
-
личностной
характе
-
ристики
испытуемого
,
дает
представления
о
значимости
отдель
-
ных
социальных
,
социально
-
бытовых
и
эмоциональных
моментов
для
развития
заболевания
,
при
помощи
теста
может
быть
выявлен
ряд
симптомов
,
слабо
выраженных
клинически
.
Мы
применяли
методику
CAT
для
обследования
детей
до
-
школьного
возраста
,
страдающих
неврозами
и
неврозоподобными
состояниями
. CAT
состоит
из
10
рисунков
неопределенного
со
-
держания
,
в
которых
участвуют
животные
.
Ребенку
дается
сле
-
дующая
инструкция
: «
Я
покажу
тебе
картинки
,
по
каждой
из
них
надо
придумать
рассказ
.
Расскажи
,
что
нарисовано
на
картинке
,
что
было
с
животными
,
которые
здесь
нарисованы
,
раньше
,
что
будет
с
ними
потом
.
Скажи
,
о
чем
думают
животные
,
весело
им
или
грустно
».
Рассказы
по
картинкам
записываются
дословно
,
фиксируется
латентное
время
и
время
,
затраченное
на
составле
-
ние
рассказа
.
Тип
пересказа
оценивается
в
зависимости
от
того
,
насколько
ребенок
следует
инструкции
.
Мы
(
И
.
В
.
Крук
, 1985)
различаем
«
предметный
»
рассказ
,
содержащий
перечисление
пер
-
сонажей
и
предметов
,
изображенных
на
рисунке
; «
ситуационный
»
рассказ
с
указанием
на
действия
,
совершаемые
персонажами
;
«
сюжетный
»
рассказ
,
построенный
в
соответствии
с
инструкцией
и
содержащий
упоминание
о
мыслях
и
чувствах
персонажей
.
Сле
-
дование
инструкции
у
части
детей
является
формальным
,
сюжет
отсутствует
при
соблюдении
всех
пунктов
инструкции
;
у
части
детей
в
рассказе
отсутствует
«
прошлое
», «
будущее
», «
мысли
пер
-
сонажа
»;
некоторым
детям
свойственно
стремление
к
излишней
детализации
.
Для
здоровых
детей
предшкольного
возраста
характерен
«
сю
-
жетный
»
тип
рассказов
,
составляемых
по
рисункам
CAT.
Объем
рассказов
,
время
,
затрачиваемое
на
их
составление
,
на
протяже
-
нии
всего
исследования
остаются
относительно
постоянными
.
Настроение
персонажей
оценивается
как
положительное
в
тех
случаях
,
когда
на
рисунке
изображена
относительно
бескон
-
фликтная
ситуация
.
Если
изображенная
ситуация
явно
фрустра
-
ционна
,
дети
оценивают
настроение
персонажа
адекватно
,
чаще
описывают
благополучное
разрешение
конфликта
(
импунитив
-
ный
тип
реакции
).
Рассказы
,
составляемые
по
рисункам
CAT,
детьми
,
страдаю
-
щими
неврозоподобными
состояниями
резидуально
-
органического
происхождения
,
отличаются
некоторыми
харак
-
терными
особенностями
.
420