Файл: Блейхер В.М., Крук И.В. - Клиническая патопсихология.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.10.2020

Просмотров: 7130

Скачиваний: 68

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

1.

 

Отсутствие

 

однотипности

 

рассказов

 

вследствие

 

недостаточно

 

прочного

 

усвоения

 

инструкции

2.

 

Значительные

 

различия

 

в

 

объеме

продолжительности

 

и

 

скоро

-

сти

 

рассказывания

сокращение

 

рассказов

 

в

 

результате

 

насту

-

пающего

 

пресыщения

 

деятельностью

3.

 

Обилие

 

повторений

 

одних

 

и

 

тех

 

же

 

слов

 

и

 

речевых

 

оборотов

свидетельствующее

 

об

 

инертности

персеверативности

 

мыш

-

ления

4.

 

Наличие

 

ошибок

 

в

 

узнавании

 

животных

изображенных

 

на

 

ри

-

сунках

двойственное

 

отношение

 

к

 

персонажам

  (

как

 

к

 

реаль

-

ным

 

животным

 

и

 

как

 

к

 

персонажам

 

сказок

действующим

 

в

 

со

-

ответствии

 

с

 

нормами

 

человеческого

 

поведения

), 

свидетельст

-

вующие

 

о

 

недостаточности

 

внимания

 

и

 

логической

 

структуры

5.

 

Наличие

 

аграмматизмов

замена

 

слов

 

созвучными

 

им

изредка

 

— 

элементы

 

стертой

 

амнестической

 

афазии

 

в

 

виде

 

преходяще

-

го

 

забывания

 

отдельных

 

слов

6.

 

Неполное

 

следование

 

инструкции

часто

 

встречающиеся

 

«

предметный

» 

и

 «

ситуационный

» 

типы

 

рассказа

 

при

 

достаточ

-

но

 

полном

 

восприятии

 

структуры

Детям

 

с

 

двигательной

 

расторможенностью

 

более

 

свойственны

 

сжатость

, «

телеграфность

» 

рассказов

Дети

проявляющие

 

агрес

-

сию

 

по

 

отношению

 

к

 

сверстникам

часто

 

не

 

обнаруживают

 

стрем

-

ления

 

к

 

благополучному

 

разрешению

 

конфликтов

 

в

 

изображен

-

ных

 

ситуациях

детям

 

с

 

астеногиподинамическими

 

вариантами

 

церебрастенических

 

состояний

 

свойственна

 

многословность

 

в

 

рассказах

Тяготясь

 

изображенной

 

на

 

рисунке

 

конфликтной

 

си

-

туацией

они

 

не

 

пытаются

 

разрешить

 

ее

реже

 

завершают

 

рассказ

 

оптимистической

 

концовкой

В

 

ряде

 

рассказов

 

наблюдается

 

цик

-

лическое

 

построение

 

сюжета

в

 

котором

 

многократно

 

повторяют

-

ся

 

устрашающие

 

события

Не

 

доведенные

 

до

 

развязки

 

рассказы

как

 

правило

прерываются

 

восклицанием

 «

И

 

все

!». 

Эти

 

особенно

-

сти

 

рассказов

 

отражают

 

свойственные

 

детям

страдающим

 

невро

-

зоподобными

 

состояниями

легкость

 

возникновения

 

отрицатель

-

ных

 

эмоций

их

 

склонность

 

к

 

длительному

 

существованию

.

 

Рассказы

 

детей

страдающих

 

неврозами

отличаются

 

эмоцио

-

нальностью

в

 

ряде

 

случаев

 

они

 

отражают

 

имеющуюся

 

психоген

-

но

-

травмирующую

 

ситуацию

Полученные

 

нами

  (

И

В

Крук

1985) 

данные

 

свидетельствуют

 

о

 

большой

 

частоте

 

у

 

детей

 

реак

-

ций

 

импунитивного

 

типа

 

на

 

фрустрирующий

 

фактор

Дети

 

421

 


background image

заболевание

 

которых

 

часто

 

связано

 

с

 

семейным

 

неблагополучием

при

 

составлении

 

рассказов

 

по

 

методике

 CAT 

пытаются

 

нивелиро

-

вать

 

значение

 

этих

 

моментов

отрицают

 

их

иногда

 

демонстриру

-

ют

 

парадоксальную

 

гиперкомпенсацию

сочиняя

 

явно

 

проти

-

воречащие

 

действительности

 

истории

 

о

 

мнимой

 

гармонии

 

в

 

се

-

мье

Такого

 

рода

 

импунитивные

 

реакции

 

могут

 

рассматриваться

 

как

 

проявление

 

механизма

 

психологической

 

защиты

.

 

Для

 

исследования

 

эмоционально

-

волевой

 

сферы

 

подростков

 

в

 

раде

 

случаев

 

применяются

 

диагностические

 

личностные

 

опросни

-

ки

Адаптированный

 

для

 

исследования

 

детей

 

вариант

 

опросника

 

Айзенка

 

позволяет

 

судить

 

о

 

степени

 

интро

или

 

экстравертиро

-

ванности

 

подростка

уровне

 

нейротизма

 

у

 

него

.

 

Широко

 

применяется

 

для

 

обследования

 

подростков

 

Патоха

-

рактерологический

 

диагностический

 

опросник

 (

ПДО

А

Е

Личко

 

и

 

Н

Я

Иванова

Использование

 

его

 

оказывается

 

полезным

 

для

 

диагностики

 

формы

 

акцентуации

 

характера

 

или

 

психопатии

сте

-

пени

 

их

 

выраженности

склонности

 

подростков

 

к

 

делинквентному

 

поведению

  (

А

А

Вдовиченко

, 1976; 

А

А

Вдовиченко

Н

Я

Иванов

С

Д

Озерецковский

Э

Г

Эйдемиллер

, 1981; 

В

В

Его

-

ров

, 1981). 

Разрабатываются

 

возможности

 

выявления

 

с

 

помощью

 

ПДО

 

динамики

 

акцентуаций

 

характера

  (

А

Е

Личко

, 1981), 

при

-

менения

 

его

 

для

 

дифференцирования

 

психопатий

 

и

 

акцентуаций

 

характера

 

одного

 

и

 

того

 

же

 

типа

 (

А

Е

Личко

Н

Я

Иванов

С

Д

Озерецковский

, 1981). 

ПДО

 

используется

 

и

 

для

 

выявления

 

психо

-

логической

 

склонности

 

к

 

злоупотреблению

 

алкогольными

 

напит

-

ками

 (

А

Е

Личко

А

А

Александров

А

А

Вдовиченко

 

и

 

соавт

., 

1977; 

И

Ф

Сбросов

В

Д

Свистунов

, 1980). 

С

 

помощью

 

специ

-

ально

 

разработанных

 

дополнительных

 

шкал

 

опросник

 

позволяет

 

определить

 

наличие

 

тенденции

 

к

 

диссимуляции

характер

 

отно

-

шения

 

обследуемого

 

к

 

ситуации

 

исследования

степень

 

его

 

откро

-

венности

конформности

наличие

 

у

 

него

 

реакции

 

эмансипации

возможность

 

характерологических

 

изменений

 

резидуально

-

органического

 

генеза

.

 

Для

 

обследования

 

детей

 10—14 

лет

 

нами

  (

И

В

Крук

, 1975) 

адаптирован

 

опросник

 

Шмишека

служащий

 

для

 

определения

 

ха

-

рактера

 

акцентуации

 

личности

с

 

учетом

 

круга

 

интересов

 

и

 

при

-

сущей

 

этому

 

возрасту

 

аффективной

 

значимости

 

понятий

 

 

422

 


background image

заменены

 

те

 

вопросы

которые

 

не

 

могут

 

выявить

 

особенности

 

лич

-

ности

 

ребенка

Мы

 

применяли

 

опросник

 

для

 

обследования

 

детей

страдающих

 

логоневро

-

зом

 

заикания

у

 

которых

 

выявлялась

 

ак

-

центуация

 

таких

 

черт

 

личности

какгипертимность

тревожность

дистимич

-

ность

Полученные

 

данные

 

способствовали

 

рациональ

-

ному

 

построению

 

психотерапевтического

 

процесса

.

 

Обследование

 

детей

 

дошкольного

 

и

 

младшего

 

школьного

 

воз

-

раста

 

при

 

помощи

 

опросников

 

нецелесообразно

так

 

как

 

эти

 

дети

 

не

 

обладают

 

достаточно

 

развитой

 

способностью

 

к

 

самонаблюде

-

нию

 

и

 

самоанализу

Для

 

получения

 

представления

 

об

 

акцентуации

 

их

 

личности

 

опросник

 

Шмишека

 

мы

 

модифицировали

 

таким

 

об

-

разом

что

 

на

 

его

 

вопросы

 

отвечают

 

родители

 

ребенка

.

 

Патопсихологическое

 

обследование

 

детей

 

с

 

неврозами

невро

-

зоподобными

 

состояниями

патологическими

 

формированиями

 

личности

 

во

 

многих

 

случаях

 

целесообразно

 

дополнять

 

патопсихо

-

логическим

 

исследованием

 

родителей

так

 

как

 

личностные

 

осо

-

бенности

 

родителей

 

часто

 

играют

 

определенную

 

роль

 

в

 

развитии

 

заболевания

 

у

 

ребенка

А

И

Захаров

 (1982), 

проводивший

 

иссле

-

дование

 

личности

 

родителей

 

детей

страдающих

 

неврозами

в

 

большинстве

 

случаев

 

констатировал

 

наличие

 

так

 

называемого

 

невроза

 

семьи

подразумевая

 

под

 

этим

 

невротическое

 

заболевание

 

по

 

крайней

 

мере

 

у

 2 

членов

 

семьи

 — 

ребенка

 

и

 

одного

 

из

 

родите

-

лей

.

 

Патопсихологическое

 

исследование

 

детей

 

и

 

подростков

 

позво

-

ляет

 

выявить

 

у

 

них

 

состояния

 

учебной

 (

школьной

дезадаптации

Учебная

 

дезадаптация

 

представляет

 

собой

 

состояние

при

 

котором

 

изменяется

 

объективный

 

и

 

субъективный

 

статус

 

индивида

 

в

 

учеб

-

ном

 

коллективе

затрудняется

 

учебный

 

процесс

Учебная

 

дезадап

-

тация

 

может

 

возникать

 

и

 

у

 

психически

 

здоровых

и

 

у

 

психически

 

больных

 

лиц

это

 

сложное

 

явление

в

 

каждом

 

случае

 

обу

-

словленное

 

несколькими

 

взаимосвязанными

 

факторами

Могут

 

быть

 

выделены

 

состояния

 

явной

 

и

 

латентной

 

учебной

 

дезадапта

-

ции

  (

И

В

Крук

, 1992). 

Состояния

 

явной

 

учебной

 

дезадаптации

 

характеризуются

 

преобладанием

 

неудовлетворительных

 

оценок

конфликтными

 

взаимоотношениями

 

с

 

педагогами

 

и

 

другими

 

уче

-

никами

систематическими

 

отказами

 

от

 

посещения

 

школы

кото

-

рые

 

в

 

большинстве

 

случаев

 

не

 

преодолеваются

 

усилиями

при

-

лагаемыми

 

родителями

Для

 

того

 

чтобы

 

случай

 

рассматривался

 

423

 


background image

как

 

явный

достаточно

 

наличия

 

по

 

крайней

 

мере

 

двух

 

из

 

перечис

-

ленных

 

условий

При

 

латентной

 

учебной

 

дезадаптации

 

нет

 

стой

-

кого

 

отказа

 

посещать

 

школу

грубых

 

нарушений

 

дисциплины

значительного

 

снижения

 

школьных

 

оценок

Это

 

состояние

 

харак

-

теризуется

 

скрытым

 

от

 

окружающих

 

неблагополучием

 

во

 

всех

 

сферах

 

деятельности

связанных

 

со

 

школой

Учебный

 

материал

 

усваивается

 

недостаточно

 

полно

Характерно

 

снижение

 

положи

-

тельных

 

эмоций

связанных

 

с

 

общением

 

с

 

ровесниками

.

 

Для

 

выявления

 

психогенно

-

травмирующих

 

факторов

воздей

-

ствующих

 

на

 

детей

 

и

 

подростков

была

 

разработана

 

методика

 

графической

 

регистрации

 

субъективных

 

трудностей

 

в

 

общении

 

(

Т

Ю

Андрущенко

, 1991). 

Целесообразность

 

использования

 

по

-

добных

 

приемов

 

обусловлена

 

необходимостью

 

преодолевать

 

ре

-

акции

 

защитного

 

характера

возникающие

 

у

 

ребенка

 

при

 

обсуж

-

дении

 

значимых

 

для

 

него

 

вопросов

связанных

 

с

 

общением

Уп

-

рощенный

 

вариант

 

этой

 

методики

 

применялся

 

для

 

исследования

 

детей

 

в

 

возрасте

 7—11 

лет

 

с

 

пограничными

 

психическими

 

рас

-

стройствами

Психолог

 

говорит

 

испытуемому

: «

Сейчас

 

мы

 

нари

-

суем

 

всех

кого

 

ты

 

знаешь

Они

 

все

 

будут

 

на

 

этом

 

листе

Здесь

по

-

середине

 — 

ты

 (

быстро

 

рисуется

 

условная

 

фигурка

 

мальчика

 

или

 

девочки

). 

Здесь

справа

будут

 

все

 

взрослые

 — 

вверху

 — 

те

кто

 

у

 

тебя

 

дома

внизу

 — 

те

кто

 

в

 

школе

Здесь

слева

 — 

все

 

дети

Вверху

 

— 

те

которые

 

дома

во

 

дворе

твои

 

родственники

Внизу

 — 

те

кто

 

в

 

школе

Ты

 

будешь

 

их

 

называть

а

 

я

 

записывать

 

и

 

рисовать

». 

По

-

сле

 

того

 

как

 

ребенок

 

заканчивает

 

называть

 

людей

с

 

которыми

 

общается

исследователь

 

предлагает

 

закрасить

 

условные

 

фигурки

красным

 

карандашом

 — 

тех

с

 

кем

 

приятно

 

общаться

синим

 — 

тех

общение

 

с

 

кем

 

вызывает

 

неприятные

 

чувства

.

 

Описанный

 

прием

 

применялся

 

для

 

исследования

 

перво

-

классников

у

 

которых

 

были

 

диагностированы

 

состояния

 

явной

 

и

 

латентной

 

учебной

 

дезадаптации

а

 

также

 

для

 

исследования

 

хорошо

 

приспособившихся

 

к

 

школьному

 

обучению

 

детей

Оказалось

что

 

при

 

явной

 

дезадаптации

 

значительно

 

сужается

 

круг

 

общения

 

как

 

дома

так

 

и

 

в

 

школе

Значительно

 

увеличена

 

доля

 

лиц

общение

 

с

 

которыми

 

вызывает

 

негативные

 

эмоции

Дети

 

с

 

латентной

 

дезадап

-

тацией

 

мало

 

отличаются

 

от

 

хорошо

 

адаптированных

 

по

 

оценкам

 

внешкольного

 

общения

а

 

по

 

показателям

характеризующим

 

об

-

щение

 

в

 

школе

приближаются

 

к

 

детям

 

с

 

явной

 

дезадаптацией

Это

 

явление

видимо

обусловлено

 

двумя

 

обстоятельствами

С

 

одной

 

424

 


background image

стороны

благополучие

 

в

 

сфере

 

внешкольного

 

общения

 

является

 

фактором

препятствующим

 

переходу

 

латентной

 

дезадаптации

 

в

 

явную

С

 

другой

 

стороны

возникновение

 

явной

 

учебной

 

дезадапта

-

ции

 

сопровождается

 

отрицательными

 

эмоциями

 

такой

 

интенсивно

-

сти

которые

 

искажают

 

восприятие

 

общения

 

не

 

только

 

в

 

школе

но

 

и

 

вне

 

ее

.

 

Для

 

изучения

 

отношения

 

к

 

пребыванию

 

в

 

школе

 

детей

 

и

 

подро

-

стков

 

в

 

возрасте

 10 

лет

 

была

 

разработана

 

анкета

  «

Школа

» (

И

В

Крук

, 1992). 

Утверждения

составившие

 

анкету

были

 

взяты

 

из

 

рас

-

сказов

 

детей

 

и

 

подростков

у

 

которых

 

наблюдалось

 

отрицательное

 

отношение

 

к

 

посещению

 

школы

Как

 

правило

эти

 

высказывания

 

относились

 

к

 

тому

 

периоду

когда

 

между

 

ребенком

 

и

 

врачом

 

уста

-

навливались

 

после

 

длительной

 

психотерапевтической

 

работы

 

дове

-

рительные

 

отношения

В

 

анкету

 

были

 

введены

 

также

 

утверждения

касающиеся

 

настроения

сна

аппетита

На

 

каждое

 

утверждение

 

может

 

быть

 

дан

 

ответ

: «

Верно

», «

Пожалуй

верно

», «

Неверно

». 

Для

 

того

 

чтобы

 

направленность

 

исследования

 

была

 

менее

 

явной

 

для

 

испытуемого

некоторым

 

утверждениям

 

был

 

придан

 

противо

-

положный

 

характер

.

 

Приводим

 

текст

 

анкеты

 

и

 

ключ

 

к

 

ней

.

 

 

Верно

Пожалуй

верно

 

Неверно

Ключ

1.

У

   

меня

   

чаще

   

бывает

 

хорошее

 

настроение

 

 

 

 

012

 

2. 

Мне

    

трудно

   

есть

   

по

 

утрам

 

 

 

 

210

 

З

.

Я

 

иду

 

в

 

школу

 

с

 

удоволь

-

ствием

 

 

 

 

012

 

4. 

Есть

  

учителя

,   

которых

 

я

 

по

-

настоящему

 

боюсь

 

 

 

 

210

 

5. 

Если

 

бы

 

можно

я

 

не

 

ходил

 

бы

 

в

 

школу

 

 

 

 

210

 

6. 

На

 

каникулах

 

я

 

становлюсь

 

совсем

 

другим

 

человеком

 

 

 

 

210

 

7.

Я

 

хотел

 

бы

чтобы

 

моя

 

семья

 

переехала

 

в

 

такое

 

место

где

   

меня

 

никто

 

не

 

знает

 

 

 

210

 

8.

Большинство

 

моих

 

дру

-

зей

 — 

мои

 

одноклассники

 

 

 

 

012