Файл: Блейхер В.М., Крук И.В. - Клиническая патопсихология.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.10.2020
Просмотров: 7417
Скачиваний: 69
1.
Отсутствие
однотипности
рассказов
вследствие
недостаточно
прочного
усвоения
инструкции
.
2.
Значительные
различия
в
объеме
,
продолжительности
и
скоро
-
сти
рассказывания
,
сокращение
рассказов
в
результате
насту
-
пающего
пресыщения
деятельностью
.
3.
Обилие
повторений
одних
и
тех
же
слов
и
речевых
оборотов
,
свидетельствующее
об
инертности
,
персеверативности
мыш
-
ления
.
4.
Наличие
ошибок
в
узнавании
животных
,
изображенных
на
ри
-
сунках
;
двойственное
отношение
к
персонажам
(
как
к
реаль
-
ным
животным
и
как
к
персонажам
сказок
,
действующим
в
со
-
ответствии
с
нормами
человеческого
поведения
),
свидетельст
-
вующие
о
недостаточности
внимания
и
логической
структуры
.
5.
Наличие
аграмматизмов
,
замена
слов
созвучными
им
,
изредка
—
элементы
стертой
амнестической
афазии
в
виде
преходяще
-
го
забывания
отдельных
слов
.
6.
Неполное
следование
инструкции
,
часто
встречающиеся
«
предметный
»
и
«
ситуационный
»
типы
рассказа
при
достаточ
-
но
полном
восприятии
структуры
.
Детям
с
двигательной
расторможенностью
более
свойственны
сжатость
, «
телеграфность
»
рассказов
.
Дети
,
проявляющие
агрес
-
сию
по
отношению
к
сверстникам
,
часто
не
обнаруживают
стрем
-
ления
к
благополучному
разрешению
конфликтов
в
изображен
-
ных
ситуациях
,
детям
с
астеногиподинамическими
вариантами
церебрастенических
состояний
свойственна
многословность
в
рассказах
.
Тяготясь
изображенной
на
рисунке
конфликтной
си
-
туацией
,
они
не
пытаются
разрешить
ее
,
реже
завершают
рассказ
оптимистической
концовкой
.
В
ряде
рассказов
наблюдается
цик
-
лическое
построение
сюжета
,
в
котором
многократно
повторяют
-
ся
устрашающие
события
.
Не
доведенные
до
развязки
рассказы
,
как
правило
,
прерываются
восклицанием
«
И
все
!».
Эти
особенно
-
сти
рассказов
отражают
свойственные
детям
,
страдающим
невро
-
зоподобными
состояниями
,
легкость
возникновения
отрицатель
-
ных
эмоций
,
их
склонность
к
длительному
существованию
.
Рассказы
детей
,
страдающих
неврозами
,
отличаются
эмоцио
-
нальностью
,
в
ряде
случаев
они
отражают
имеющуюся
психоген
-
но
-
травмирующую
ситуацию
.
Полученные
нами
(
И
.
В
.
Крук
,
1985)
данные
свидетельствуют
о
большой
частоте
у
детей
реак
-
ций
импунитивного
типа
на
фрустрирующий
фактор
.
Дети
,
421
заболевание
которых
часто
связано
с
семейным
неблагополучием
,
при
составлении
рассказов
по
методике
CAT
пытаются
нивелиро
-
вать
значение
этих
моментов
,
отрицают
их
,
иногда
демонстриру
-
ют
парадоксальную
гиперкомпенсацию
,
сочиняя
явно
проти
-
воречащие
действительности
истории
о
мнимой
гармонии
в
се
-
мье
.
Такого
рода
импунитивные
реакции
могут
рассматриваться
как
проявление
механизма
психологической
защиты
.
Для
исследования
эмоционально
-
волевой
сферы
подростков
в
раде
случаев
применяются
диагностические
личностные
опросни
-
ки
.
Адаптированный
для
исследования
детей
вариант
опросника
Айзенка
позволяет
судить
о
степени
интро
-
или
экстравертиро
-
ванности
подростка
,
уровне
нейротизма
у
него
.
Широко
применяется
для
обследования
подростков
Патоха
-
рактерологический
диагностический
опросник
(
ПДО
)
А
.
Е
.
Личко
и
Н
.
Я
.
Иванова
.
Использование
его
оказывается
полезным
для
диагностики
формы
акцентуации
характера
или
психопатии
,
сте
-
пени
их
выраженности
,
склонности
подростков
к
делинквентному
поведению
(
А
.
А
.
Вдовиченко
, 1976;
А
.
А
.
Вдовиченко
,
Н
.
Я
.
Иванов
,
С
.
Д
.
Озерецковский
,
Э
.
Г
.
Эйдемиллер
, 1981;
В
.
В
.
Его
-
ров
, 1981).
Разрабатываются
возможности
выявления
с
помощью
ПДО
динамики
акцентуаций
характера
(
А
.
Е
.
Личко
, 1981),
при
-
менения
его
для
дифференцирования
психопатий
и
акцентуаций
характера
одного
и
того
же
типа
(
А
.
Е
.
Личко
,
Н
.
Я
.
Иванов
,
С
.
Д
.
Озерецковский
, 1981).
ПДО
используется
и
для
выявления
психо
-
логической
склонности
к
злоупотреблению
алкогольными
напит
-
ками
(
А
.
Е
.
Личко
,
А
.
А
.
Александров
,
А
.
А
.
Вдовиченко
и
соавт
.,
1977;
И
.
Ф
.
Сбросов
,
В
.
Д
.
Свистунов
, 1980).
С
помощью
специ
-
ально
разработанных
дополнительных
шкал
опросник
позволяет
определить
наличие
тенденции
к
диссимуляции
,
характер
отно
-
шения
обследуемого
к
ситуации
исследования
,
степень
его
откро
-
венности
,
конформности
,
наличие
у
него
реакции
эмансипации
,
возможность
характерологических
изменений
резидуально
-
органического
генеза
.
Для
обследования
детей
10—14
лет
нами
(
И
.
В
.
Крук
, 1975)
адаптирован
опросник
Шмишека
,
служащий
для
определения
ха
-
рактера
акцентуации
личности
:
с
учетом
круга
интересов
и
при
-
сущей
этому
возрасту
аффективной
значимости
понятий
422
заменены
те
вопросы
,
которые
не
могут
выявить
особенности
лич
-
ности
ребенка
.
Мы
применяли
опросник
для
обследования
детей
,
страдающих
логоневро
-
зом
заикания
,
у
которых
выявлялась
ак
-
центуация
таких
черт
личности
,
какгипертимность
,
тревожность
,
дистимич
-
ность
.
Полученные
данные
способствовали
рациональ
-
ному
построению
психотерапевтического
процесса
.
Обследование
детей
дошкольного
и
младшего
школьного
воз
-
раста
при
помощи
опросников
нецелесообразно
,
так
как
эти
дети
не
обладают
достаточно
развитой
способностью
к
самонаблюде
-
нию
и
самоанализу
.
Для
получения
представления
об
акцентуации
их
личности
опросник
Шмишека
мы
модифицировали
таким
об
-
разом
,
что
на
его
вопросы
отвечают
родители
ребенка
.
Патопсихологическое
обследование
детей
с
неврозами
,
невро
-
зоподобными
состояниями
,
патологическими
формированиями
личности
во
многих
случаях
целесообразно
дополнять
патопсихо
-
логическим
исследованием
родителей
,
так
как
личностные
осо
-
бенности
родителей
часто
играют
определенную
роль
в
развитии
заболевания
у
ребенка
.
А
.
И
.
Захаров
(1982),
проводивший
иссле
-
дование
личности
родителей
детей
,
страдающих
неврозами
,
в
большинстве
случаев
констатировал
наличие
так
называемого
невроза
семьи
,
подразумевая
под
этим
невротическое
заболевание
по
крайней
мере
у
2
членов
семьи
—
ребенка
и
одного
из
родите
-
лей
.
Патопсихологическое
исследование
детей
и
подростков
позво
-
ляет
выявить
у
них
состояния
учебной
(
школьной
)
дезадаптации
.
Учебная
дезадаптация
представляет
собой
состояние
,
при
котором
изменяется
объективный
и
субъективный
статус
индивида
в
учеб
-
ном
коллективе
,
затрудняется
учебный
процесс
.
Учебная
дезадап
-
тация
может
возникать
и
у
психически
здоровых
,
и
у
психически
больных
лиц
,
это
сложное
явление
,
в
каждом
случае
обу
-
словленное
несколькими
взаимосвязанными
факторами
.
Могут
быть
выделены
состояния
явной
и
латентной
учебной
дезадапта
-
ции
(
И
.
В
.
Крук
, 1992).
Состояния
явной
учебной
дезадаптации
характеризуются
преобладанием
неудовлетворительных
оценок
,
конфликтными
взаимоотношениями
с
педагогами
и
другими
уче
-
никами
,
систематическими
отказами
от
посещения
школы
,
кото
-
рые
в
большинстве
случаев
не
преодолеваются
усилиями
,
при
-
лагаемыми
родителями
.
Для
того
чтобы
случай
рассматривался
423
как
явный
,
достаточно
наличия
по
крайней
мере
двух
из
перечис
-
ленных
условий
.
При
латентной
учебной
дезадаптации
нет
стой
-
кого
отказа
посещать
школу
,
грубых
нарушений
дисциплины
,
значительного
снижения
школьных
оценок
.
Это
состояние
харак
-
теризуется
скрытым
от
окружающих
неблагополучием
во
всех
сферах
деятельности
,
связанных
со
школой
.
Учебный
материал
усваивается
недостаточно
полно
.
Характерно
снижение
положи
-
тельных
эмоций
,
связанных
с
общением
с
ровесниками
.
Для
выявления
психогенно
-
травмирующих
факторов
,
воздей
-
ствующих
на
детей
и
подростков
,
была
разработана
методика
графической
регистрации
субъективных
трудностей
в
общении
(
Т
.
Ю
.
Андрущенко
, 1991).
Целесообразность
использования
по
-
добных
приемов
обусловлена
необходимостью
преодолевать
ре
-
акции
защитного
характера
,
возникающие
у
ребенка
при
обсуж
-
дении
значимых
для
него
вопросов
,
связанных
с
общением
.
Уп
-
рощенный
вариант
этой
методики
применялся
для
исследования
детей
в
возрасте
7—11
лет
с
пограничными
психическими
рас
-
стройствами
.
Психолог
говорит
испытуемому
: «
Сейчас
мы
нари
-
суем
всех
,
кого
ты
знаешь
.
Они
все
будут
на
этом
листе
.
Здесь
,
по
-
середине
—
ты
(
быстро
рисуется
условная
фигурка
мальчика
или
девочки
).
Здесь
,
справа
,
будут
все
взрослые
—
вверху
—
те
,
кто
у
тебя
дома
,
внизу
—
те
,
кто
в
школе
.
Здесь
,
слева
—
все
дети
.
Вверху
—
те
,
которые
дома
,
во
дворе
,
твои
родственники
.
Внизу
—
те
,
кто
в
школе
.
Ты
будешь
их
называть
,
а
я
записывать
и
рисовать
».
По
-
сле
того
как
ребенок
заканчивает
называть
людей
,
с
которыми
общается
,
исследователь
предлагает
закрасить
условные
фигурки
,
красным
карандашом
—
тех
,
с
кем
приятно
общаться
,
синим
—
тех
,
общение
с
кем
вызывает
неприятные
чувства
.
Описанный
прием
применялся
для
исследования
перво
-
классников
,
у
которых
были
диагностированы
состояния
явной
и
латентной
учебной
дезадаптации
,
а
также
для
исследования
хорошо
приспособившихся
к
школьному
обучению
детей
.
Оказалось
,
что
при
явной
дезадаптации
значительно
сужается
круг
общения
как
дома
,
так
и
в
школе
.
Значительно
увеличена
доля
лиц
,
общение
с
которыми
вызывает
негативные
эмоции
.
Дети
с
латентной
дезадап
-
тацией
мало
отличаются
от
хорошо
адаптированных
по
оценкам
внешкольного
общения
,
а
по
показателям
,
характеризующим
об
-
щение
в
школе
,
приближаются
к
детям
с
явной
дезадаптацией
.
Это
явление
,
видимо
,
обусловлено
двумя
обстоятельствами
.
С
одной
424
стороны
,
благополучие
в
сфере
внешкольного
общения
является
фактором
,
препятствующим
переходу
латентной
дезадаптации
в
явную
.
С
другой
стороны
,
возникновение
явной
учебной
дезадапта
-
ции
сопровождается
отрицательными
эмоциями
такой
интенсивно
-
сти
,
которые
искажают
восприятие
общения
не
только
в
школе
,
но
и
вне
ее
.
Для
изучения
отношения
к
пребыванию
в
школе
детей
и
подро
-
стков
в
возрасте
10
лет
была
разработана
анкета
«
Школа
» (
И
.
В
.
Крук
, 1992).
Утверждения
,
составившие
анкету
,
были
взяты
из
рас
-
сказов
детей
и
подростков
,
у
которых
наблюдалось
отрицательное
отношение
к
посещению
школы
.
Как
правило
,
эти
высказывания
относились
к
тому
периоду
,
когда
между
ребенком
и
врачом
уста
-
навливались
после
длительной
психотерапевтической
работы
дове
-
рительные
отношения
.
В
анкету
были
введены
также
утверждения
,
касающиеся
настроения
,
сна
,
аппетита
.
На
каждое
утверждение
может
быть
дан
ответ
: «
Верно
», «
Пожалуй
,
верно
», «
Неверно
».
Для
того
чтобы
направленность
исследования
была
менее
явной
для
испытуемого
,
некоторым
утверждениям
был
придан
противо
-
положный
характер
.
Приводим
текст
анкеты
и
ключ
к
ней
.
Верно
Пожалуй
,
верно
Неверно
Ключ
1.
У
меня
чаще
бывает
хорошее
настроение
012
2.
Мне
трудно
есть
по
утрам
210
З
.
Я
иду
в
школу
с
удоволь
-
ствием
012
4.
Есть
учителя
,
которых
я
по
-
настоящему
боюсь
210
5.
Если
бы
можно
,
я
не
ходил
бы
в
школу
210
6.
На
каникулах
я
становлюсь
совсем
другим
человеком
210
7.
Я
хотел
бы
,
чтобы
моя
семья
переехала
в
такое
место
,
где
меня
никто
не
знает
210
8.
Большинство
моих
дру
-
зей
—
мои
одноклассники
012