Файл: Блейхер В.М., Крук И.В. - Клиническая патопсихология.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.10.2020

Просмотров: 7121

Скачиваний: 68

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

16.

 

Свойственна

 

ли

 

вашему

 

ребенку

 

беспричинная

 

тревога

17.

 

Бывает

 

ли

что

 

ваш

 

ребенок

 

плачет

 

очень

 

долго

стремясь

 

при

-

влечь

 

внимание

 

взрослых

18.

 

Трудно

 

ли

 

вашему

 

ребенку

 

длительное

 

время

 

находиться

 

на

 

одном

 

месте

19.

 

Свойственна

 

ли

 

вашему

 

ребенку

 

жестокость

20.

 

Раздражает

 

ли

 

вашего

 

ребенка

 

беспорядок

 

в

 

его

 

игрушках

Стремится

 

ли

 

он

 

к

 

особому

 

порядку

 

в

 

игрушках

21.

 

Боится

 

ли

 

ваш

 

ребенок

 

оставаться

 

один

 

дома

22.

 

Бывают

 

ли

 

у

 

вашего

 

ребенка

 

беспричинные

 

колебания

 

на

-

строения

23.

 

Считает

 

ли

 

ваш

 

ребенок

 

себя

 

одним

 

из

 

лучших

 

в

 

группе

24.

 

Легко

 

ли

 

ваш

 

ребенок

 

сердится

кричит

 

на

 

окружающих

25.

 

Чувствует

 

ли

 

себя

 

ваш

 

ребенок

 

иногда

 

очень

 

счастливым

26.

 

Стремится

 

ли

 

ребенок

 

привлечь

 

к

 

себе

 

внимание

 

взрослых

 

гос

-

тей

27.

 

Боится

 

ли

 

ваш

 

ребенок

 

вида

 

крови

28.

 

Часто

 

ли

 

бывает

что

 

ребенок

 

не

 

выполняет

 

поручения

 

взрос

-

лых

29.

 

Боится

 

ли

 

ваш

 

ребенок

 

войти

 

в

 

темную

 

комнату

30.

 

Предпочитает

 

ли

 

ваш

 

ребенок

 

настольные

 

игры

 

подвижным

31.

 

Легко

 

ли

 

ваш

 

ребенок

 

знакомится

 

с

 

новыми

 

для

 

него

 

детьми

32.

 

Охотно

 

ли

 

ваш

 

ребенок

 

выступает

 

на

 

утренниках

33.

 

Пытался

 

ли

 

когда

-

нибудь

 

ваш

 

ребенок

 

убежать

 

из

 

детского

 

сада

34.

 

Бывало

 

ли

что

 

ребенок

 

после

 

незначительного

 

конфликта

 

с

 

воспитательницей

 

или

 

детьми

 

отказывался

 

идти

 

в

 

детский

 

сад

35. 

Удается

 

ли

 

вам

 

отвлечь

 

огорченного

 

ребенка

 

шуткой

?

 

36.

 

Ласков

 

ли

 

ваш

 

ребенок

 

с

 

животными

37.

 

Бывало

 

ли

что

 

ваш

 

ребенок

 

в

 

тревоге

 

возвращался

 

домой

 

с

 

прогулки

 

проверить

не

 

случилось

 

ли

 

чего

-

нибудь

38.

 

Спрашивает

 

ли

 

ребенок

не

 

случится

 

ли

 

с

 

его

 

родителями

 

ка

-

кая

-

нибудь

 

беда

39.

 

Бывает

 

ли

что

 

настроение

 

вашего

 

ребенка

 

зависит

 

от

 

погоды

40.

 

Трудно

 

ли

 

вашему

 

ребенку

 

отвечать

 

на

 

занятиях

 

в

 

детском

 

са

-

ду

41.

 

Легко

 

ли

 

ваш

 

ребенок

 

затевает

 

драку

42.

 

Если

 

ребенку

 

что

-

либо

 

не

 

удается

впадает

 

ли

 

он

 

в

 

отчаянье

441

 


background image

43.

 

Любит

 

ли

 

ваш

 

ребенок

 

дежурить

 

в

 

группе

командовать

 

други

-

ми

 

детьми

44.

 

Может

 

ли

 

ваш

 

ребенок

 

заплакать

слушая

 

грустную

 

сказку

смотря

 

страшный

 

фильм

45.

 

Бывает

 

ли

что

 

ребенку

 

трудно

 

уснуть

 

после

 

каких

-

либо

 

огорче

-

ний

46.

 

Боится

 

ли

 

ваш

 

ребенок

 

гулять

 

без

 

взрослых

когда

 

стемнеет

47.

 

Следит

 

ли

 

ваш

 

ребенок

 

за

 

тем

чтобы

 

каждая

 

вещь

 

в

 

доме

 

ле

-

жала

 

на

 

своем

 

месте

48.

 

Бывает

 

ли

что

 

ваш

 

ребенок

 

лег

 

спать

 

веселым

а

 

проснулся

 

в

 

плохом

 

настроении

длящемся

 

несколько

 

часов

49.

 

Легко

 

ли

 

ваш

 

ребенок

 

осваивается

 

в

 

незнакомом

 

месте

50.

 

Жалуется

 

ли

 

ваш

 

ребенок

 

на

 

головную

 

боль

51.

 

Стремится

 

ли

 

ваш

 

ребенок

 

понравиться

 

незнакомым

 

людям

52.

 

Активно

 

ли

 

стремится

 

ваш

 

ребенок

 

к

 

играм

развлечениям

53.

 

Радуется

 

ли

 

ваш

 

ребенок

 

красоте

 

леса

луга

реки

54.

 

Спрашивает

 

ли

 

ребенок

заперта

 

ли

 

дверь

 

на

 

ночь

55.

 

Боязлив

 

ли

 

ваш

 

ребенок

56.

 

Меняется

 

ли

 

настроение

 

вашего

 

ребенка

 

за

 

праздничным

 

сто

-

лом

57.

 

Стремится

 

ли

 

ваш

 

ребенок

 

к

 

главным

 

ролям

 

в

 

ролевых

 

играх

 

в

 

больницу

», «

в

 

магазин

»)? 

58.

 

Свойственно

 

ли

 

вашему

 

ребенку

 

фантазировать

 

подолгу

59.

 

Бывают

 

ли

 

у

 

вашего

 

ребенка

 

внезапные

 

переходы

 

от

 

шумного

 

веселья

 

к

 

плачу

60.

 

Умеет

 

ли

 

ваш

 

ребенок

 

развеселить

 

ровесников

61.

 

Огорчается

 

ли

 

ребенок

если

 

родители

 

огорчены

62.

 

Стремится

 

ли

 

ребенок

 

перерисовать

 

наново

 

рисунок

если

 

он

 

вышел

по

 

его

 

мнению

неудачно

63.

 

Бывает

 

ли

что

 

ребенку

 

снятся

 

страшные

 

сны

64.

 

Часто

 

ли

 

спрашивает

 

ребенок

 

о

 

возможности

 

ограбления

 

квар

-

тиры

65.

 

Становится

 

ли

 

ваш

 

ребенок

 

веселее

 

в

 

обществе

 

других

 

детей

66.

 

Легко

 

ли

 

ваш

 

ребенок

 

забывает

 

свои

 

огорчения

67.

 

Совершает

 

ли

 

ваш

 

ребенок

 

неожиданные

 

для

 

вас

 

поступки

68.

 

Сильно

 

ли

 

ваш

 

ребенок

 

увлекается

 

игрой

442

 


background image

 

 

Приложение

 2  

Методические

 

рекомендации

 

по

 

использованию

 

методики

 «

вербальный

 

проективный

 

тест

» 

в

  

диагностике

 

психических

 

расстройств

 

Введение

 

Развитие

 

психиатрии

 

и

 

медицинской

 

психологии

 

в

 

по

-

следние

 

десятилетия

 

ставит

 

в

 

качестве

 

одной

 

из

 

наиболее

 

акту

-

альных

 

задач

 

создание

 

новых

более

 

совершенных

 

психодиаг

-

ностических

 

техник

В

 

их

 

число

как

 

весьма

 

перспективные

входят

 

проективные

 

методы

 

исследования

 

личности

в

 

частно

-

сти

 

методики

 

ряда

 

ТАТ

Однако

 

в

 

последние

 

десятилетия

 

при

-

менение

 

ТАТ

 

все

 

более

 

и

 

более

 

ограничивается

 

явлениями

ко

-

торые

 

можно

 

назвать

 

явлениями

  «

постарения

» 

методики

Суть

 

их

 

заключается

 

в

 

том

что

 

на

 

стимульных

 

таблицах

 

ТАТ

 

одежда

  

443

 


background image

персонажей

их

 

прически

прочие

 

атрибуты

 

внешнего

 

вида

ин

-

терьеры

 

помещений

предметы

 

быта

 

и

 

производственной

 

деятель

-

ности

 

людей

 

соответствуют

 — 

и

 

отчетливо

 

соотносятся

 

испы

-

туемыми

 — 20-

м

 — 30-

м

 

годам

 

двадцатого

 

столетия

В

 

силу

 

этого

 

снижается

 

качество

 

проекции

так

 

как

 

она

 

в

 

значительной

 

степени

 

«

корригируется

» 

испытуемыми

 

в

 

соответствии

 

с

 

их

 

познаниями

 

о

 

жизни

 

в

 

этот

 

исторический

 

период

Отсюда

 

следует

 

предполо

-

жить

что

 

и

 

в

 

дальнейшем

 

процесс

  «

постарения

» 

будет

 

продол

-

жаться

 

и

 

в

 

еще

 

большей

 

степени

 

снижать

 

качество

 

проекции

Другим

 

отрицательным

 

фактором

затрудняющим

 

применение

 

ТАТ

 

в

 

нашей

 

стране

есть

 

отсутствие

 

отечественных

 

социально

-

культуральных

 

норм

.

 

Все

 

изложенное

 

и

 

послужило

 

основой

 

для

 

создания

 

новой

ге

-

нетически

 

родственной

 

ТАТ

проективной

 

методики

 — 

Вербаль

-

ного

 

проективного

 

теста

 (

ВПТ

).

 

Методика

 

оригинальная

 

и

 

в

 

литературе

 

не

 

описывалась

.

 

Теоретические

 

предпосылки

 

создания

 

вербального

 

проективного

 

теста

 

В

 

основе

 

ВПТ

 

лежит

 

гипотеза

 

проекции

На

 

достижение

 

этих

 

целей

 

направлены

 

и

 

особенности

 

построения

 

стимульного

 

мате

-

риала

  (

его

 

неструктурированность

неопределенность

 

в

 

смысло

-

вом

 

отношении

эмоциональная

 

насыщенность

), 

характер

 

давае

-

мой

 

инструкции

 (

краткость

отсутствие

 

конкретизации

).

 

Ведущее

 

место

 

в

 

концепции

 

ВПТ

 

занимает

 

апперцепция

то

 

есть

 

процесс

посредством

 

которого

 

новый

 

опыт

 

ассимилируется

 

и

 

трансформируется

 

под

 

воздействием

 

следов

 

прошлого

 

опыта

.

 

Некоторые

 

особенности

 

построения

 

ВПТ

 

существенно

 

отли

-

чают

 

его

 

ото

 

всех

 

ныне

 

существующих

 

проективных

 

методик

 

этой

 

группы

.

 

Эти

 

особенности

 

обусловлены

 

самим

 

характером

 

стимульного

 

материала

 — 

его

 

вербальностью

Практически

 

общепринятым

 

является

 

допущение

что

 

чем

 

менее

 

структурирован

 

стимул

тем

 

больше

 

вероятность

 

того

что

 

он

 

даст

 

проекцию

 

более

  «

глубин

-

ных

» 

слоев

 

личности

Исходя

 

из

 

этого

 

допущения

следовало

 

бы

 

предположить

что

 

качество

 

проекции

 

в

 

ВПТ

 

несколько

 

хуже

чем

 

в

 

ТАТ

так

 

как

 

вербальный

 

характер

 

стимульного

 

материала

 

более

 

структурирован

 

и

 

определён

чем

 

стимульный

 

материал

 

в

 

виде

 

444

 


background image

сюжетных

 

картин

Здесь

однако

следует

 

учитывать

 

и

 

то

 

обстоя

-

тельство

что

 

именно

 

благодаря

 

вербальности

 

стимульного

 

мате

-

риала

 

в

 

ВПТ

 

отсутствует

 

один

 

из

 

этапов

 

апперцепции

 

стимула

 — 

этап

 

интериоризации

 

стимульного

 

материала

 

во

 

внутреннюю

 

речь

чем

 

значительно

 

укорачивается

 

и

 

облегчается

 

процесс

 

вос

-

приятия

 

стимула

.

 

Другой

 

особенностью

 

ВПТ

 

является

 

его

 

большая

 

предугото

-

ванность

 

для

 

работы

 

с

 

группами

 

испытуемых

 

с

 

теми

 

или

 

иными

 

расстройствами

 

мышления

 

и

 

эмоций

Связано

 

это

 

с

 

тем

что

 

вос

-

приятие

 

смыслового

 

и

 

эмоционального

 

значения

 

слов

 

при

 

многих

 

психотических

 

состояниях

 

существенно

 

нарушается

В

 

наиболь

-

шей

 

степени

 

касается

 

это

 

шизофрении

Таким

 

образом

ВПТ

 

пре

-

доставляет

 

клиницисту

 

и

 

большие

 

возможности

 

для

 

ранней

 

диаг

-

ностики

 

расстройств

 

мышления

 

и

 

эмоциональности

что

 

в

 

свою

 

очередь

 

влечет

 

за

 

собой

 

и

 

более

 

ранние

 

мероприятия

 

по

 

лечению

 

и

 

реабилитации

.

 

Наконец

еще

 

одной

 

особенностью

 

и

 

важным

 

преимуществом

 

ВПТ

 

служит

 

его

 

практически

 

вневременной

 

характер

ибо

 

процесс

 

постарения

 

языка

 

происходит

 

куда

 

более

 

медленно

чем

 

измене

-

ние

 

атрибутов

 

материальной

 

жизни

 

людей

К

 

тому

 

же

 

и

 

в

 

случае

 

устаревания

 

некоторых

 

лексических

 

единиц

 

стимульного

 

материа

-

ла

 

теста

 

их

 

замена

 

не

 

будет

 

сопряжена

 

с

 

такими

 

серьезнейшими

 

трудностями

с

 

какими

вероятнее

 

всего

может

 

быть

 

сопряжена

 

замена

 

стимульных

 

таблиц

 

ТАТ

 

Правда

следует

 

сразу

 

ого

-

вориться

что

 

именно

 

такая

 

особенность

 

ВПТ

 

делает

 

его

 

пригод

-

ным

 

лишь

 

для

 

носителей

 

того

 

языка

на

 

котором

 

составлены

 

сти

-

мульные

 

карточки

Однако

 

перевод

 

его

 

на

 

другие

 

языки

 

несложен

 

и

 

даст

 

подобные

 

же

 

результаты

. (

Фактор

 «

интернационализации

» 

проявился

в

 

частности

и

 

в

 

том

что

 

при

 

составлении

 

стимульных

 

предложений

 

ВПТ

 

некоторые

 

из

 

них

 

были

 

созданы

 

на

 

основе

 

рус

-

ских

 

переводов

 

произведений

 

немецкоязычной

 

классической

 

ли

-

тературы

).

 

Описание

 

стимульного

 

материала

 

Стимульный

 

материал

 

ВПТ

 

состоит

 

из

 

двух

 

серий

 

карточек

 — 

основной

 

и

 

для

 

параллельного

 

тестирования

.

 

Каждая

 

серия

 

содержит

 

по

 19 

предложений

 

и

 1 

белую

 

карточ

-

ку

Кроме

 

того

в

 

каждой

 

серии

 

содержатся

 

мужской

 

и

 

женский

 

 

445