Файл: Блейхер В.М., Крук И.В. - Клиническая патопсихология.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.10.2020
Просмотров: 7409
Скачиваний: 69
16.
Свойственна
ли
вашему
ребенку
беспричинная
тревога
?
17.
Бывает
ли
,
что
ваш
ребенок
плачет
очень
долго
,
стремясь
при
-
влечь
внимание
взрослых
?
18.
Трудно
ли
вашему
ребенку
длительное
время
находиться
на
одном
месте
?
19.
Свойственна
ли
вашему
ребенку
жестокость
?
20.
Раздражает
ли
вашего
ребенка
беспорядок
в
его
игрушках
?
Стремится
ли
он
к
особому
порядку
в
игрушках
?
21.
Боится
ли
ваш
ребенок
оставаться
один
дома
?
22.
Бывают
ли
у
вашего
ребенка
беспричинные
колебания
на
-
строения
?
23.
Считает
ли
ваш
ребенок
себя
одним
из
лучших
в
группе
?
24.
Легко
ли
ваш
ребенок
сердится
,
кричит
на
окружающих
?
25.
Чувствует
ли
себя
ваш
ребенок
иногда
очень
счастливым
?
26.
Стремится
ли
ребенок
привлечь
к
себе
внимание
взрослых
гос
-
тей
?
27.
Боится
ли
ваш
ребенок
вида
крови
?
28.
Часто
ли
бывает
,
что
ребенок
не
выполняет
поручения
взрос
-
лых
?
29.
Боится
ли
ваш
ребенок
войти
в
темную
комнату
?
30.
Предпочитает
ли
ваш
ребенок
настольные
игры
подвижным
?
31.
Легко
ли
ваш
ребенок
знакомится
с
новыми
для
него
детьми
?
32.
Охотно
ли
ваш
ребенок
выступает
на
утренниках
?
33.
Пытался
ли
когда
-
нибудь
ваш
ребенок
убежать
из
детского
сада
?
34.
Бывало
ли
,
что
ребенок
после
незначительного
конфликта
с
воспитательницей
или
детьми
отказывался
идти
в
детский
сад
?
35.
Удается
ли
вам
отвлечь
огорченного
ребенка
шуткой
?
36.
Ласков
ли
ваш
ребенок
с
животными
?
37.
Бывало
ли
,
что
ваш
ребенок
в
тревоге
возвращался
домой
с
прогулки
проверить
,
не
случилось
ли
чего
-
нибудь
?
38.
Спрашивает
ли
ребенок
,
не
случится
ли
с
его
родителями
ка
-
кая
-
нибудь
беда
?
39.
Бывает
ли
,
что
настроение
вашего
ребенка
зависит
от
погоды
?
40.
Трудно
ли
вашему
ребенку
отвечать
на
занятиях
в
детском
са
-
ду
?
41.
Легко
ли
ваш
ребенок
затевает
драку
?
42.
Если
ребенку
что
-
либо
не
удается
,
впадает
ли
он
в
отчаянье
?
441
43.
Любит
ли
ваш
ребенок
дежурить
в
группе
,
командовать
други
-
ми
детьми
?
44.
Может
ли
ваш
ребенок
заплакать
,
слушая
грустную
сказку
,
смотря
страшный
фильм
?
45.
Бывает
ли
,
что
ребенку
трудно
уснуть
после
каких
-
либо
огорче
-
ний
?
46.
Боится
ли
ваш
ребенок
гулять
без
взрослых
,
когда
стемнеет
?
47.
Следит
ли
ваш
ребенок
за
тем
,
чтобы
каждая
вещь
в
доме
ле
-
жала
на
своем
месте
?
48.
Бывает
ли
,
что
ваш
ребенок
лег
спать
веселым
,
а
проснулся
в
плохом
настроении
,
длящемся
несколько
часов
?
49.
Легко
ли
ваш
ребенок
осваивается
в
незнакомом
месте
?
50.
Жалуется
ли
ваш
ребенок
на
головную
боль
?
51.
Стремится
ли
ваш
ребенок
понравиться
незнакомым
людям
?
52.
Активно
ли
стремится
ваш
ребенок
к
играм
,
развлечениям
?
53.
Радуется
ли
ваш
ребенок
красоте
леса
,
луга
,
реки
?
54.
Спрашивает
ли
ребенок
,
заперта
ли
дверь
на
ночь
?
55.
Боязлив
ли
ваш
ребенок
?
56.
Меняется
ли
настроение
вашего
ребенка
за
праздничным
сто
-
лом
?
57.
Стремится
ли
ваш
ребенок
к
главным
ролям
в
ролевых
играх
(«
в
больницу
», «
в
магазин
»)?
58.
Свойственно
ли
вашему
ребенку
фантазировать
подолгу
?
59.
Бывают
ли
у
вашего
ребенка
внезапные
переходы
от
шумного
веселья
к
плачу
?
60.
Умеет
ли
ваш
ребенок
развеселить
ровесников
?
61.
Огорчается
ли
ребенок
,
если
родители
огорчены
?
62.
Стремится
ли
ребенок
перерисовать
наново
рисунок
,
если
он
вышел
,
по
его
мнению
,
неудачно
?
63.
Бывает
ли
,
что
ребенку
снятся
страшные
сны
?
64.
Часто
ли
спрашивает
ребенок
о
возможности
ограбления
квар
-
тиры
?
65.
Становится
ли
ваш
ребенок
веселее
в
обществе
других
детей
?
66.
Легко
ли
ваш
ребенок
забывает
свои
огорчения
?
67.
Совершает
ли
ваш
ребенок
неожиданные
для
вас
поступки
?
68.
Сильно
ли
ваш
ребенок
увлекается
игрой
?
442
Приложение
2
Методические
рекомендации
по
использованию
методики
«
вербальный
проективный
тест
»
в
диагностике
психических
расстройств
Введение
Развитие
психиатрии
и
медицинской
психологии
в
по
-
следние
десятилетия
ставит
в
качестве
одной
из
наиболее
акту
-
альных
задач
создание
новых
,
более
совершенных
психодиаг
-
ностических
техник
.
В
их
число
,
как
весьма
перспективные
,
входят
проективные
методы
исследования
личности
,
в
частно
-
сти
методики
ряда
ТАТ
.
Однако
в
последние
десятилетия
при
-
менение
ТАТ
все
более
и
более
ограничивается
явлениями
,
ко
-
торые
можно
назвать
явлениями
«
постарения
»
методики
.
Суть
их
заключается
в
том
,
что
на
стимульных
таблицах
ТАТ
одежда
443
персонажей
,
их
прически
,
прочие
атрибуты
внешнего
вида
,
ин
-
терьеры
помещений
,
предметы
быта
и
производственной
деятель
-
ности
людей
соответствуют
—
и
отчетливо
соотносятся
испы
-
туемыми
— 20-
м
— 30-
м
годам
двадцатого
столетия
.
В
силу
этого
снижается
качество
проекции
,
так
как
она
в
значительной
степени
«
корригируется
»
испытуемыми
в
соответствии
с
их
познаниями
о
жизни
в
этот
исторический
период
.
Отсюда
следует
предполо
-
жить
,
что
и
в
дальнейшем
процесс
«
постарения
»
будет
продол
-
жаться
и
в
еще
большей
степени
снижать
качество
проекции
.
Другим
отрицательным
фактором
,
затрудняющим
применение
ТАТ
в
нашей
стране
,
есть
отсутствие
отечественных
социально
-
культуральных
норм
.
Все
изложенное
и
послужило
основой
для
создания
новой
,
ге
-
нетически
родственной
ТАТ
,
проективной
методики
—
Вербаль
-
ного
проективного
теста
(
ВПТ
).
Методика
оригинальная
и
в
литературе
не
описывалась
.
Теоретические
предпосылки
создания
вербального
проективного
теста
В
основе
ВПТ
лежит
гипотеза
проекции
.
На
достижение
этих
целей
направлены
и
особенности
построения
стимульного
мате
-
риала
(
его
неструктурированность
,
неопределенность
в
смысло
-
вом
отношении
,
эмоциональная
насыщенность
),
характер
давае
-
мой
инструкции
(
краткость
,
отсутствие
конкретизации
).
Ведущее
место
в
концепции
ВПТ
занимает
апперцепция
,
то
есть
процесс
,
посредством
которого
новый
опыт
ассимилируется
и
трансформируется
под
воздействием
следов
прошлого
опыта
.
Некоторые
особенности
построения
ВПТ
существенно
отли
-
чают
его
ото
всех
ныне
существующих
проективных
методик
этой
группы
.
Эти
особенности
обусловлены
самим
характером
стимульного
материала
—
его
вербальностью
.
Практически
общепринятым
является
допущение
,
что
чем
менее
структурирован
стимул
,
тем
больше
вероятность
того
,
что
он
даст
проекцию
более
«
глубин
-
ных
»
слоев
личности
.
Исходя
из
этого
допущения
,
следовало
бы
предположить
,
что
качество
проекции
в
ВПТ
несколько
хуже
,
чем
в
ТАТ
,
так
как
вербальный
характер
стимульного
материала
более
структурирован
и
определён
,
чем
стимульный
материал
в
виде
444
сюжетных
картин
.
Здесь
,
однако
,
следует
учитывать
и
то
обстоя
-
тельство
,
что
именно
благодаря
вербальности
стимульного
мате
-
риала
в
ВПТ
отсутствует
один
из
этапов
апперцепции
стимула
—
этап
интериоризации
стимульного
материала
во
внутреннюю
речь
,
чем
значительно
укорачивается
и
облегчается
процесс
вос
-
приятия
стимула
.
Другой
особенностью
ВПТ
является
его
большая
предугото
-
ванность
для
работы
с
группами
испытуемых
с
теми
или
иными
расстройствами
мышления
и
эмоций
.
Связано
это
с
тем
,
что
вос
-
приятие
смыслового
и
эмоционального
значения
слов
при
многих
психотических
состояниях
существенно
нарушается
.
В
наиболь
-
шей
степени
касается
это
шизофрении
.
Таким
образом
,
ВПТ
пре
-
доставляет
клиницисту
и
большие
возможности
для
ранней
диаг
-
ностики
расстройств
мышления
и
эмоциональности
,
что
в
свою
очередь
влечет
за
собой
и
более
ранние
мероприятия
по
лечению
и
реабилитации
.
Наконец
,
еще
одной
особенностью
и
важным
преимуществом
ВПТ
служит
его
практически
вневременной
характер
,
ибо
процесс
постарения
языка
происходит
куда
более
медленно
,
чем
измене
-
ние
атрибутов
материальной
жизни
людей
.
К
тому
же
и
в
случае
устаревания
некоторых
лексических
единиц
стимульного
материа
-
ла
теста
их
замена
не
будет
сопряжена
с
такими
серьезнейшими
трудностями
,
с
какими
,
вероятнее
всего
,
может
быть
сопряжена
замена
стимульных
таблиц
ТАТ
Правда
,
следует
сразу
ого
-
вориться
,
что
именно
такая
особенность
ВПТ
делает
его
пригод
-
ным
лишь
для
носителей
того
языка
,
на
котором
составлены
сти
-
мульные
карточки
.
Однако
перевод
его
на
другие
языки
несложен
и
даст
подобные
же
результаты
. (
Фактор
«
интернационализации
»
проявился
,
в
частности
,
и
в
том
,
что
при
составлении
стимульных
предложений
ВПТ
некоторые
из
них
были
созданы
на
основе
рус
-
ских
переводов
произведений
немецкоязычной
классической
ли
-
тературы
).
Описание
стимульного
материала
Стимульный
материал
ВПТ
состоит
из
двух
серий
карточек
—
основной
и
для
параллельного
тестирования
.
Каждая
серия
содержит
по
19
предложений
и
1
белую
карточ
-
ку
.
Кроме
того
,
в
каждой
серии
содержатся
мужской
и
женский
445