Файл: Блейхер В.М., Крук И.В. - Клиническая патопсихология.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.10.2020

Просмотров: 7120

Скачиваний: 68

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

варианты

отличающиеся

 

друг

 

от

 

друга

 

по

 

личным

 

местоимения

 

и

 

личным

 

глагольным

 

окончаниям

.

 

Основными

 

требованиями

 

при

 

составлении

 

предложений

 

ВПТ

 

были

: 1) 

неструктурированность

неопределенность

 

их

 

в

 

сюжет

-

ном

 

отношении

; 2) 

ярко

 

выраженная

 

эмоциональная

 

насыщен

-

ность

; 3) 

краткость

.

 

Стимульные

 

предложения

 

напечатаны

 

по

 

одному

 

на

 

картон

-

ных

 

карточках

 

прямоугольной

 

формы

 

размером

 18 

х

 3 

см

На

 

обо

-

ротной

 

стороне

 

каждой

 

карточки

 

находится

 

ее

 

порядковый

 

номер

 

в

 

наборе

Каждому

 

номеру

 

карточки

независимо

 

от

 

ее

 

вариантной

 

и

 

серийной

 

принадлежности

соответствует

 

определенная

теоре

-

тически

 

обоснованная

 

тема

отражающая

 

ту

 

или

 

иную

 

сторону

 

функционирования

 

личности

.

 

Темы

 

эти

 

следующие

:

 

1)

 

отношение

 

к

 

долгу

2)

 

депрессивные

суицидальные

 

тенденции

3)

 

семейные

 

взаимоотношения

4)

 

отношение

 

к

 

успеху

удаче

5)

 

отношение

 

к

 

матери

6)

 

отношение

 

к

 

потере

 

объекта

 

любви

7)

 

агрессивные

 

тенденции

8)

 

отношение

 

к

 

авторитетам

вышестоящим

 

лицам

9)

 

переживание

 

радости

удовольствия

 

10)

 

отношение

 

к

 

будущему

11)

 

взаимоотношения

 

между

 

мужчинами

 (

женщинами

), 

12)

взаимоотношения

 

между

 

матерью

 

и

 

сыном

 (

дочерью

), 

 

13)

 

страхи

тревожность

14)

 

сексуальные

 

установки

конфликты

15)

 

отношение

 

к

 

смерти

16)

 

взаимоотношения

 

между

 

отцом

 

и

 

сыном

 (

дочерью

), 

17)

 

ожидания

 

в

 

отношении

 

какой

-

то

 

сложной

 

ситуации

,  

18)

страхи

 

и

 

опасения

 (

к

 

опасности

 

извне

), 

 

19)

 

белая

 

карточка

 — 

актуальные

 

переживания

 

и

 

проблемы

20)

 

чувство

 

одиночества

страхи

При

 

разработке

 

этих

 

тем

 

за

 

основу

 

были

 

взяты

 

темы

 

ТАТ

 

и

 

методики

 

незаконченных

 

предложений

.

 

Стимульные

 

предложения

 

либо

 

специально

 

конструи

-

ровались

либо

 

явились

 

модификацией

 

предложений

 

из

 

произве

-

дений

 

П

Романова

 

и

 

Э

М

Ремарка

.

 


background image

Полный

 

перечень

 

предложений

 

всех

 

вариантов

 

и

 

серий

 

ВПТ

 

приведен

 

в

 

приложениях

 

 1—4.

 

Техника

 

проведения

 

исследования

 

В

 

начале

 

исследования

 

испытуемым

 

дается

 

инструкция

: «

Сей

-

час

 

вам

 

будут

 

даны

 

карточки

 

с

 

напечатанными

 

на

 

них

 

разными

 

предложениями

Вы

 

должны

 

внимательно

 

посмотреть

 

на

 

предло

-

жение

 

каждой

 

карточки

 

и

 

составить

 

по

 

нему

 

небольшой

 (

в

 

преде

-

лах

 

пяти

 

минут

связный

 

рассказ

так

чтобы

 

в

 

нем

 

была

 

отражена

 

ситуация

 

самого

 

предложения

 («

настоящее

»), 

ее

 

истоки

 — 

то

что

по

 

вашему

 

мнению

привело

 

к

 

ней

 («

прошлое

»), 

и

 

ее

 

исход

 — 

то

чем

 

она

по

 

вашему

 

мнению

закончится

 («

будущее

»). 

Дайте

 

пол

-

ную

 

свободу

 

фантазии

Говорите

 

о

 

чем

 

хотите

о

 

чем

 

угодно

Же

-

лательно

чтобы

 

предъявленное

 

вам

 

предложение

 

вписалось

 

в

 

рассказ

».

 

Уточняется

нет

 

ли

 

у

 

испытуемых

 

каких

-

либо

 

вопросов

поняли

 

ли

 

они

что

 

им

 

предлагается

 

сделать

В

 

случаях

 

наличия

 

вопросов

 

дается

 

развернутое

 

пояснение

Затем

 

предлагается

 

начать

 

выпол

-

нение

 

задания

.

 

Как

 

правило

повторения

 

инструкции

 

не

 

требуется

В

 

редких

 

случаях

 

мы

 

повторяли

 

ее

 

и

 

перед

 

вторым

 

предложением

 

набора

но

 

это

 

повторение

 

носило

 

обычно

 

цель

 

дополнительной

 

стимуля

-

ции

 

испытуемого

 

при

 

недостаточно

 

активном

 

выполнении

 

зада

-

ния

Обязательными

 

условиями

 

проведения

 

исследования

 

являет

-

ся

 

наличие

 

оптимального

 

контакта

 

экспериментатора

 

с

 

испытуе

-

мым

 

и

 

не

 

препятствующее

 

исследованию

 

клиническое

 

состояние

 

самого

 

испытуемого

В

 

случаях

 

выраженной

 

тревоги

возбужде

-

ния

депрессии

 

в

 

рассказах

 

будет

 

отражаться

 

не

 

столько

 

присущая

 

испытуемому

 

личностная

 

структура

сколько

 

особенности

 

его

 

ак

-

туального

 

психического

 

состояния

Информация

полученная

 

в

 

таких

 

случаях

будет

 

в

 

основном

 

характеризовать

 

эмоциональное

 

состояние

 

испытуемого

 

во

 

время

 

исследования

а

 

не

 

вскрывать

 

его

 

личностные

 

особенности

.

 

Все

 

высказывания

 

испытуемых

особенности

 

их

 

поведения

 

во

 

время

 

исследования

 

тщательно

 

записываются

Регистрируется

 

общее

 

затраченное

 

на

 

рассказ

 

время

 

и

 

так

 

называемое

 

латентное

 

время

то

 

есть

 

время

прошедшее

 

с

 

момента

 

предъявления

 

сти

-

мульного

 

предложения

 

и

 

до

 

начала

 

высказываний

 

испытуемого

.

 

447

 


background image

Если

 

испытуемый

 

затрачивает

 

на

 

рассказ

 

более

 5 

минут

то

 

его

 

не

 

прерывают

а

 

продолжают

 

все

 

записывать

 

до

 

прекращения

 

им

 

рассказа

Тест

 

проводится

 

индивидуально

 

с

 

каждым

 

испытуемым

Как

 

правило

целесообразно

 

проведение

 

исследования

 

в

 

течение

 

двух

 

дней

 — 

по

 10 

предложений

 

ежедневно

Это

 

не

 

является

 

обя

-

зательным

 

условием

 

и

 

в

 

зависимости

 

от

 

конкретной

 

ситуации

 

возможно

 

проведение

 

исследования

 

в

 

течение

 

одного

 

дня

 

с

 

пере

-

рывом

 

после

 10-

го

 

предложения

 

в

 

течение

 15—30 

минут

Часто

 

сами

 

испытуемые

 

говорят

 

о

 

том

что

 

они

 

не

 

устали

 

и

 

просят

 

про

-

должить

 

исследование

или

 

наоборот

.

 

Все

 

высказывания

 

испытуемого

 

тщательно

 

записываются

 

ис

-

следующим

Тем

 

не

 

менее

 

возможно

 

разрешить

 

и

 

самому

 

испы

-

туемому

 

записывать

 

свой

 

рассказ

особенно

 

если

 

он

 

об

 

этом

 

про

-

сит

Мотивировки

 

таких

 

просьб

 

почти

 

всегда

 

сводятся

 

к

 

тому

что

 

собственноручная

 

запись

 

рассказов

 

является

 

более

 

свободной

: «

Я

 

могу

 

записать

 

то

что

 

не

 

хочу

 

говорить

 

вслух

». 

В

 

отношении

 

бе

-

лой

 

карточки

 

дается

 

следующая

 

инструкция

: «

Посмотрите

 

на

 

эту

 

пустую

 

карточку

 

и

 

представьте

 

себе

 

на

 

ней

 

какое

 

угодно

 

предложе

-

ние

Запишите

 

его

подчеркните

а

 

потом

 

составьте

 

по

 

нему

 

рас

-

сказ

 

точно

 

так

 

же

как

 

вы

 

уже

 

составляли

 

раньше

Помните

что

 

вы

 

должны

 

дать

 

полную

 

свободу

 

своей

 

фантазии

!». 

Если

 

испы

-

туемый

 

говорит

 

слишком

 

быстро

так

что

 

за

 

ним

 

очень

 

трудно

 

записывать

то

 

следует

 (

ни

 

в

 

коем

 

случае

 

не

 

прерывая

 

его

начать

 

повторять

 

вслух

 

то

что

 

он

 

произносит

Как

 

правило

в

 

подобных

 

случаях

 

темп

 

речи

 

испытуемых

 

замедляется

.

 

Когда

 

испытуемый

 

по

 

одному

 

предложению

 

составляет

 

не

-

сколько

 

рассказов

то

 

все

 

они

 

записываются

Затем

 

просят

 

вы

-

брать

 

тот

 

из

 

них

который

 

он

 

считает

 

самым

 

значительным

.

 

Опрос

 

испытуемого

 

в

 

связи

 

с

 

проведением

 

ВПТ

 

осуще

-

ствляется

 

двукратно

Во

-

первых

перед

 

началом

 

проведения

 

теста

 

собирают

 

об

 

испытуемом

 

подробные

 

сведения

Затем

уже

 

имея

 

их

проводят

 

ВПТ

После

 

проведения

 

теста

 

уточняются

 

некоторые

 

обнаруживающиеся

 

в

 

ходе

 

его

 

проведения

 

интересующие

 

иссле

-

дующего

 

моменты

Такой

 

порядок

 

дает

 

возможность

 

оптимально

 

подойти

 

к

 

оценке

 

личностных

 

особенностей

 

испытуемого

 

и

как

 

правило

очень

 

положительно

 

воспринимается

 

им

так

 

как

 

показы

-

вает

по

 

его

 

мнению

более

 

полное

 

соучастие

 

врача

 

или

 

психолога

 

в

 

решении

 

проблем

 

пациента

.

 

448

 


background image

При

 

отказе

 

испытуемого

 

от

 

проведения

 

исследования

 

тем

 

не

 

менее

 

все

 

же

 

делаются

 «

мягкие

» 

попытки

 

его

 

стимуляции

однако

 

делается

 

это

 

очень

 

осторожно

Если

 

испытуемый

 

и

 

далее

 

не

 

со

-

глашается

 

на

 

проведение

 

исследования

то

 

оно

 

прекращается

.

 

Крайне

 

редко

но

 

можно

 

давать

 

предложения

 

испытуемым

 

на

 

дом

 

для

 

составления

 

рассказов

И

 

в

 

этом

 

случае

 

надо

 

стремиться

 

к

 

фиксированию

 

затрачиваемого

 

на

 

составление

 

рассказов

 

времени

об

 

этом

 

просят

 

испытуемых

Случаи

когда

 

рассказы

 

можно

 

дать

 

испытуемым

 

домой

всегда

 

должны

 

быть

 

обусловлены

 

их

 

личной

 

просьбой

их

 

заинтересованностью

 

в

 

проведении

 

данного

 

вида

 

психологического

 

исследования

.

 

Основные

 

параметры

 

интерпретации

  

получаемых

 

результатов

 

Интерпретация

 

результатов

 

исследования

 

проводится

 

в

 

разре

-

зе

 

двух

 

основных

 

аспектов

традиционного

 

для

 

методик

 

ряда

 

ТАТ

 

личностно

-

патопсихологического

 

изучения

 

испытуемых

 

и

 

в

 

ас

-

пекте

 

лексико

-

грамматического

 

анализа

 

рассказов

 

испытуемых

.

 

В

 

рамках

 

первого

 

из

 

них

 

выделяются

 

следующие

 

опорные

 

пункты

 

для

 

интерпретации

:

 

1) 

«

момент

»

 («

настоящее

») — 

о

 

его

 

наличии

 

говорят

 

в

 

том

 

случае

когда

 

в

 

сюжете

 

рассказа

 

отражена

 

сама

 

ситуация

 

пред

-

ложения

;

 

2) 

«

прошлое

»

 — 

исток

 

ситуации

отображенной

 

в

 

сюжете

 

рассказа

 

в

 

его

 

связи

 

с

 

настоящим

;

 

3)

 

«

будущее

»

 — 

исход

 

ситуации

отображенной

 

в

 

сюжете

 

расска

-

за

 

в

 

его

 

связи

 

с

 

настоящим

4)

 

«

мысли

»

 — 

отражают

 

размышления

планы

 

героя

 

рассказа

5)

 

«

чувства

»

 — 

отражают

 

переживания

эмоции

 

героя

 

рассказа

6)

 

«

идентификация

»

 

и

 

«

солидаризация

»

 — 

две

 

очень

 

тесно

 

взаи

-

модействующих

 

и

 

взаимосвязанных

 

друг

 

с

 

другом

 

категории

Все

 

же

 

понятие

 «

солидаризации

» 

несколько

 

шире

 

и

 

позволяет

 

судить

 

о

 

том

кто

 

из

 

героев

 

рассказа

 

ближе

 

всего

 

испытуемо

-

му

кому

 

он

 

отдает

 

предпочтение

на

 

кого

 

он

 

хотел

 

бы

 

быть

 

похожим

Об

 

идентификации

 

говорят

 

тогда

когда

во

-

первых

это

 

подтверждает

 

сам

 

испытуемый

 

в

 

ходе

 

дальнейшей

 

беседы

 

и

во

-

вторых

тогда

когда

 

об

 

этом

 

можно

 

с

 

уверенностью

 

 

 

449

 


background image

судить

 

на

 

основании

 

твердого

 

знания

 

ситуации

 

жизни

 

испы

-

туемого

;

 

7) 

«

сферы

»

 — 

их

 

выделяют

 

восемь

интимную

сексуальную

се

-

мейную

профессиональную

морально

-

этическую

обществен

-

но

-

политическую

личную

религиозно

-

мистическую

Послед

-

нюю

 

часто

 

целесообразно

 

разделить

 

на

 

мистическую

 

и

 

религи

-

озную

.  

Важным

 

показателем

 

может

 

быть

 

расхождение

 

интимной

 

и

 

сексуальной

 

сфер

В

 

этих

 

случаях

 

можно

 

увидеть

какая

 

из

 

них

 

бо

-

лее

 

значима

 

для

 

испытуемых

.

 

Наиболее

 

часто

 

в

 

рассказах

 

здоровых

 

испытуемых

 

встречают

-

ся

 

личная

профессиональная

семейная

интимная

сексуальная

 

сферы

.

 

В

 

рассказе

 

в

 

абсолютном

 

большинстве

 

случаев

 

одновременно

 

встречаются

 

несколько

 

сфер

Все

 

они

 

выделяются

 

и

 

записываются

при

 

этом

 

располагаются

 

в

 

порядке

 

их

 

значимости

 

для

 

испытуемо

-

го

;

 

8) 

«

позиция

»

 — 

может

 

быть

 

активной

  (

ее

 

крайнее

 

выражение

 — 

агрессивная

и

 

пассивной

  (

ее

 

крайнее

 

выражение

 — 

страда

-

тельная

). 

Позиция

 

также

 

может

 

быть

 

неопределенной

 

и

 

амби

-

валентной

 — 

активно

-

пассивной

 

и

 

пассивно

-

активной

По

-

следние

 

разновидности

 

категории

  «

позиция

» 

выделяются

 

по

 

несоответствиям

 

в

 

разных

 

частях

 

рассказа

.

 

Об

 

активной

 

позиции

 

говорят

 

тогда

когда

 

человек

 

чувствует

 

себя

 

хозяином

 

жизни

подчиняет

 

ее

 

себе

переделывает

 

согласно

 

своим

 

желаниям

потребностям

установкам

.

 

Агрессивная

 

позиция

 — 

крайняя

 

разновидность

 

активной

Она

 

проявляется

 

в

 

соответствующих

 

установках

 

персонажей

 

рассказа

 

или

 

в

 

соответствующих

 

оценках

: «

все

 

злобные

», «

завистливые

», 

«

глупые

» 

и

 

т

п

.

 

Пассивная

 

позиция

 

отражает

 

подчинение

 

человека

 

течению

 

жизни

отсутствие

 

борьбы

 

за

 

свои

 

цели

выполнение

 

всего

 

того

что

 

диктует

 

ход

 

событий

даже

 

если

 

это

 

и

 

противоречит

 

установ

-

кам

 

личности

.

 

Страдательная

 

позиция

 — 

крайняя

 

разновидность

 

пассивной

Люди

 

с

 

этой

 

позицией

 

всегда

 

ожидают

 

недобрых

 

исходов

 

и

 

уве

-

рены

что

 

весь

 

окружающий

 

мир

 

плохо

 

к

 

ним

 

относится

Суть

 

страдательной

 

позиции

 

должна

 

быть

 

раскрыта

 

в

 

сюжете

 

и

 

выра

-

жена

 

в

 

его

 

исходе

;

 

9) 

«

конфликт

»

 — 

может

 

быть

но

 

может

 

и

 

отсутствовать

Сюжет

 

считается

 

конфликтным

если

 

в

 

нем

 

встречаются

 

две

 

450