Файл: Блейхер В.М., Крук И.В. - Клиническая патопсихология.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.10.2020
Просмотров: 7410
Скачиваний: 69
варианты
,
отличающиеся
друг
от
друга
по
личным
местоимения
и
личным
глагольным
окончаниям
.
Основными
требованиями
при
составлении
предложений
ВПТ
были
: 1)
неструктурированность
,
неопределенность
их
в
сюжет
-
ном
отношении
; 2)
ярко
выраженная
эмоциональная
насыщен
-
ность
; 3)
краткость
.
Стимульные
предложения
напечатаны
по
одному
на
картон
-
ных
карточках
прямоугольной
формы
размером
18
х
3
см
.
На
обо
-
ротной
стороне
каждой
карточки
находится
ее
порядковый
номер
в
наборе
.
Каждому
номеру
карточки
,
независимо
от
ее
вариантной
и
серийной
принадлежности
,
соответствует
определенная
,
теоре
-
тически
обоснованная
тема
,
отражающая
ту
или
иную
сторону
функционирования
личности
.
Темы
эти
следующие
:
1)
отношение
к
долгу
,
2)
депрессивные
,
суицидальные
тенденции
,
3)
семейные
взаимоотношения
,
4)
отношение
к
успеху
,
удаче
,
5)
отношение
к
матери
,
6)
отношение
к
потере
объекта
любви
,
7)
агрессивные
тенденции
,
8)
отношение
к
авторитетам
,
вышестоящим
лицам
,
9)
переживание
радости
,
удовольствия
,
10)
отношение
к
будущему
,
11)
взаимоотношения
между
мужчинами
(
женщинами
),
12)
взаимоотношения
между
матерью
и
сыном
(
дочерью
),
13)
страхи
,
тревожность
,
14)
сексуальные
установки
,
конфликты
,
15)
отношение
к
смерти
,
16)
взаимоотношения
между
отцом
и
сыном
(
дочерью
),
17)
ожидания
в
отношении
какой
-
то
сложной
ситуации
,
18)
страхи
и
опасения
(
к
опасности
извне
),
19)
белая
карточка
—
актуальные
переживания
и
проблемы
,
20)
чувство
одиночества
,
страхи
.
При
разработке
этих
тем
за
основу
были
взяты
темы
ТАТ
и
методики
незаконченных
предложений
.
Стимульные
предложения
либо
специально
конструи
-
ровались
,
либо
явились
модификацией
предложений
из
произве
-
дений
П
.
Романова
и
Э
.
М
.
Ремарка
.
Полный
перечень
предложений
всех
вариантов
и
серий
ВПТ
приведен
в
приложениях
№
1—4.
Техника
проведения
исследования
В
начале
исследования
испытуемым
дается
инструкция
: «
Сей
-
час
вам
будут
даны
карточки
с
напечатанными
на
них
разными
предложениями
.
Вы
должны
внимательно
посмотреть
на
предло
-
жение
каждой
карточки
и
составить
по
нему
небольшой
(
в
преде
-
лах
пяти
минут
)
связный
рассказ
,
так
,
чтобы
в
нем
была
отражена
ситуация
самого
предложения
(«
настоящее
»),
ее
истоки
—
то
,
что
,
по
вашему
мнению
,
привело
к
ней
(«
прошлое
»),
и
ее
исход
—
то
,
чем
она
,
по
вашему
мнению
,
закончится
(«
будущее
»).
Дайте
пол
-
ную
свободу
фантазии
!
Говорите
о
чем
хотите
,
о
чем
угодно
!
Же
-
лательно
,
чтобы
предъявленное
вам
предложение
вписалось
в
рассказ
».
Уточняется
,
нет
ли
у
испытуемых
каких
-
либо
вопросов
,
поняли
ли
они
,
что
им
предлагается
сделать
.
В
случаях
наличия
вопросов
дается
развернутое
пояснение
.
Затем
предлагается
начать
выпол
-
нение
задания
.
Как
правило
,
повторения
инструкции
не
требуется
.
В
редких
случаях
мы
повторяли
ее
и
перед
вторым
предложением
набора
,
но
это
повторение
носило
обычно
цель
дополнительной
стимуля
-
ции
испытуемого
при
недостаточно
активном
выполнении
зада
-
ния
.
Обязательными
условиями
проведения
исследования
являет
-
ся
наличие
оптимального
контакта
экспериментатора
с
испытуе
-
мым
и
не
препятствующее
исследованию
клиническое
состояние
самого
испытуемого
.
В
случаях
выраженной
тревоги
,
возбужде
-
ния
,
депрессии
в
рассказах
будет
отражаться
не
столько
присущая
испытуемому
личностная
структура
,
сколько
особенности
его
ак
-
туального
психического
состояния
.
Информация
,
полученная
в
таких
случаях
,
будет
в
основном
характеризовать
эмоциональное
состояние
испытуемого
во
время
исследования
,
а
не
вскрывать
его
личностные
особенности
.
Все
высказывания
испытуемых
,
особенности
их
поведения
во
время
исследования
тщательно
записываются
.
Регистрируется
общее
затраченное
на
рассказ
время
и
так
называемое
латентное
время
,
то
есть
время
,
прошедшее
с
момента
предъявления
сти
-
мульного
предложения
и
до
начала
высказываний
испытуемого
.
447
Если
испытуемый
затрачивает
на
рассказ
более
5
минут
,
то
его
не
прерывают
,
а
продолжают
все
записывать
до
прекращения
им
рассказа
.
Тест
проводится
индивидуально
с
каждым
испытуемым
.
Как
правило
,
целесообразно
проведение
исследования
в
течение
двух
дней
—
по
10
предложений
ежедневно
.
Это
не
является
обя
-
зательным
условием
и
в
зависимости
от
конкретной
ситуации
возможно
проведение
исследования
в
течение
одного
дня
с
пере
-
рывом
после
10-
го
предложения
в
течение
15—30
минут
.
Часто
сами
испытуемые
говорят
о
том
,
что
они
не
устали
и
просят
про
-
должить
исследование
,
или
наоборот
.
Все
высказывания
испытуемого
тщательно
записываются
ис
-
следующим
.
Тем
не
менее
возможно
разрешить
и
самому
испы
-
туемому
записывать
свой
рассказ
,
особенно
если
он
об
этом
про
-
сит
.
Мотивировки
таких
просьб
почти
всегда
сводятся
к
тому
,
что
собственноручная
запись
рассказов
является
более
свободной
: «
Я
могу
записать
то
,
что
не
хочу
говорить
вслух
».
В
отношении
бе
-
лой
карточки
дается
следующая
инструкция
: «
Посмотрите
на
эту
пустую
карточку
и
представьте
себе
на
ней
какое
угодно
предложе
-
ние
.
Запишите
его
,
подчеркните
,
а
потом
составьте
по
нему
рас
-
сказ
точно
так
же
,
как
вы
уже
составляли
раньше
.
Помните
,
что
вы
должны
дать
полную
свободу
своей
фантазии
!».
Если
испы
-
туемый
говорит
слишком
быстро
,
так
,
что
за
ним
очень
трудно
записывать
,
то
следует
(
ни
в
коем
случае
не
прерывая
его
)
начать
повторять
вслух
то
,
что
он
произносит
.
Как
правило
,
в
подобных
случаях
темп
речи
испытуемых
замедляется
.
Когда
испытуемый
по
одному
предложению
составляет
не
-
сколько
рассказов
,
то
все
они
записываются
.
Затем
просят
вы
-
брать
тот
из
них
,
который
он
считает
самым
значительным
.
Опрос
испытуемого
в
связи
с
проведением
ВПТ
осуще
-
ствляется
двукратно
.
Во
-
первых
,
перед
началом
проведения
теста
собирают
об
испытуемом
подробные
сведения
.
Затем
,
уже
имея
их
,
проводят
ВПТ
.
После
проведения
теста
уточняются
некоторые
обнаруживающиеся
в
ходе
его
проведения
интересующие
иссле
-
дующего
моменты
.
Такой
порядок
дает
возможность
оптимально
подойти
к
оценке
личностных
особенностей
испытуемого
и
,
как
правило
,
очень
положительно
воспринимается
им
,
так
как
показы
-
вает
,
по
его
мнению
,
более
полное
соучастие
врача
или
психолога
в
решении
проблем
пациента
.
448
При
отказе
испытуемого
от
проведения
исследования
тем
не
менее
все
же
делаются
«
мягкие
»
попытки
его
стимуляции
,
однако
делается
это
очень
осторожно
.
Если
испытуемый
и
далее
не
со
-
глашается
на
проведение
исследования
,
то
оно
прекращается
.
Крайне
редко
,
но
можно
давать
предложения
испытуемым
на
дом
для
составления
рассказов
.
И
в
этом
случае
надо
стремиться
к
фиксированию
затрачиваемого
на
составление
рассказов
времени
,
об
этом
просят
испытуемых
.
Случаи
,
когда
рассказы
можно
дать
испытуемым
домой
,
всегда
должны
быть
обусловлены
их
личной
просьбой
,
их
заинтересованностью
в
проведении
данного
вида
психологического
исследования
.
Основные
параметры
интерпретации
получаемых
результатов
Интерпретация
результатов
исследования
проводится
в
разре
-
зе
двух
основных
аспектов
:
традиционного
для
методик
ряда
ТАТ
личностно
-
патопсихологического
изучения
испытуемых
и
в
ас
-
пекте
лексико
-
грамматического
анализа
рассказов
испытуемых
.
В
рамках
первого
из
них
выделяются
следующие
опорные
пункты
для
интерпретации
:
1)
«
момент
»
(«
настоящее
») —
о
его
наличии
говорят
в
том
случае
,
когда
в
сюжете
рассказа
отражена
сама
ситуация
пред
-
ложения
;
2)
«
прошлое
»
—
исток
ситуации
,
отображенной
в
сюжете
рассказа
в
его
связи
с
настоящим
;
3)
«
будущее
»
—
исход
ситуации
,
отображенной
в
сюжете
расска
-
за
в
его
связи
с
настоящим
;
4)
«
мысли
»
—
отражают
размышления
,
планы
героя
рассказа
;
5)
«
чувства
»
—
отражают
переживания
,
эмоции
героя
рассказа
;
6)
«
идентификация
»
и
«
солидаризация
»
—
две
очень
тесно
взаи
-
модействующих
и
взаимосвязанных
друг
с
другом
категории
.
Все
же
понятие
«
солидаризации
»
несколько
шире
и
позволяет
судить
о
том
,
кто
из
героев
рассказа
ближе
всего
испытуемо
-
му
,
кому
он
отдает
предпочтение
,
на
кого
он
хотел
бы
быть
похожим
.
Об
идентификации
говорят
тогда
,
когда
,
во
-
первых
,
это
подтверждает
сам
испытуемый
в
ходе
дальнейшей
беседы
и
,
во
-
вторых
,
тогда
,
когда
об
этом
можно
с
уверенностью
449
судить
на
основании
твердого
знания
ситуации
жизни
испы
-
туемого
;
7)
«
сферы
»
—
их
выделяют
восемь
:
интимную
,
сексуальную
,
се
-
мейную
,
профессиональную
,
морально
-
этическую
,
обществен
-
но
-
политическую
,
личную
,
религиозно
-
мистическую
.
Послед
-
нюю
часто
целесообразно
разделить
на
мистическую
и
религи
-
озную
.
Важным
показателем
может
быть
расхождение
интимной
и
сексуальной
сфер
.
В
этих
случаях
можно
увидеть
,
какая
из
них
бо
-
лее
значима
для
испытуемых
.
Наиболее
часто
в
рассказах
здоровых
испытуемых
встречают
-
ся
личная
,
профессиональная
,
семейная
,
интимная
,
сексуальная
сферы
.
В
рассказе
в
абсолютном
большинстве
случаев
одновременно
встречаются
несколько
сфер
.
Все
они
выделяются
и
записываются
,
при
этом
располагаются
в
порядке
их
значимости
для
испытуемо
-
го
;
8)
«
позиция
»
—
может
быть
активной
(
ее
крайнее
выражение
—
агрессивная
)
и
пассивной
(
ее
крайнее
выражение
—
страда
-
тельная
).
Позиция
также
может
быть
неопределенной
и
амби
-
валентной
—
активно
-
пассивной
и
пассивно
-
активной
.
По
-
следние
разновидности
категории
«
позиция
»
выделяются
по
несоответствиям
в
разных
частях
рассказа
.
Об
активной
позиции
говорят
тогда
,
когда
человек
чувствует
себя
хозяином
жизни
,
подчиняет
ее
себе
,
переделывает
согласно
своим
желаниям
,
потребностям
,
установкам
.
Агрессивная
позиция
—
крайняя
разновидность
активной
.
Она
проявляется
в
соответствующих
установках
персонажей
рассказа
или
в
соответствующих
оценках
: «
все
злобные
», «
завистливые
»,
«
глупые
»
и
т
.
п
.
Пассивная
позиция
отражает
подчинение
человека
течению
жизни
,
отсутствие
борьбы
за
свои
цели
,
выполнение
всего
того
,
что
диктует
ход
событий
,
даже
если
это
и
противоречит
установ
-
кам
личности
.
Страдательная
позиция
—
крайняя
разновидность
пассивной
.
Люди
с
этой
позицией
всегда
ожидают
недобрых
исходов
и
уве
-
рены
,
что
весь
окружающий
мир
плохо
к
ним
относится
.
Суть
страдательной
позиции
должна
быть
раскрыта
в
сюжете
и
выра
-
жена
в
его
исходе
;
9)
«
конфликт
»
—
может
быть
,
но
может
и
отсутствовать
.
Сюжет
считается
конфликтным
,
если
в
нем
встречаются
две
450