Файл: Блейхер В.М., Крук И.В. - Клиническая патопсихология.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.10.2020
Просмотров: 7404
Скачиваний: 69
разнонаправленные
противодействующие
силы
.
Конфликт
яв
-
ляется
внешним
,
когда
одна
из
противодействующих
сил
идет
извне
,
а
другая
кроется
внутри
личности
.
Конфликт
является
внутренним
,
когда
сама
личность
служит
источником
обеих
противодействующих
сил
.
Может
встретиться
,
наконец
,
и
так
называемый
конфликт
общего
(
экзистенциального
)
типа
.
Он
проявляется
во
включении
в
сюжет
мировоззренческих
про
-
блем
:
о
смысле
жизни
,
о
судьбе
,
роке
,
справедливости
и
т
.
п
.
Конфликт
этот
всегда
внутренний
и
вневременной
;
10)
«
система
ценностей
»
—
отражает
то
,
что
наиболее
значимо
для
героя
рассказа
.
Могут
быть
следующие
системы
ценностей
:
а
)
уверенность
в
себе
,
б
)
смелость
,
дерзания
,
в
)
успехи
по
службе
,
г
)
спокойствие
,
д
)
мужество
,
самолюбие
,
е
)
правильное
воспитание
детей
,
ж
)
радость
материнства
,
з
)
готовность
к
помощи
,
и
)
доброта
,
к
)
человеческое
участие
,
л
)
собственная
значимость
,
одаренность
,
м
)
рациональность
,
н
)
общественный
престиж
,
о
)
тактичность
,
тонкость
,
п
)
порядочность
,
р
)
духовная
близость
в
браке
,
с
)
любовь
,
т
)
альтруизм
,
чуткость
,
внимание
к
людям
и
т
.
д
.
В
некоторых
рассказах
система
ценностей
может
и
отсутство
-
вать
;
11)
«
общий
фон
настроения
»
—
должен
обязательно
определяться
на
момент
проведения
исследования
;
12)
«
комментарии
»
—
подразделяются
на
оценочные
,
справочные
и
мемориальные
.
К
оценочным
комментариям
относятся
замечания
ис
-
пытуемого
в
виде
:
а
)
развернутых
суждений
: «
Я
считаю
,
что
он
плохо
(
хорошо
,
правильно
и
т
.
п
.)
сделал
...»;
б
)
кратких
характеристик
: «
правильно
», «
хорошо
», «
плохо
»
и
т
.
п
.;
в
)
специального
подбора
лексики
рассказа
: «
этот
человек
»,
«
этот
тип
»
и
т
.
п
.
Справочный
комментарий
—
это
пояснение
,
справка
,
которые
дает
испытуемый
: «
А
родители
запрещали
видеться
с
ним
,
так
как
он
был
много
старше
и
,
к
тому
же
,
разведенный
».
Мемориальный
комментарий
является
развернутым
эпизодом
из
жизни
испытуемого
или
просто
его
упоминанием
о
своих
впе
-
чатлениях
;
13)
«
пубертатные
темы
»
—
значимы
в
том
случае
,
когда
встречаются
в
рассказах
взрослых
испытуемых
.
Они
характе
-
ризуются
упоминанием
о
дальних
путешествиях
,
описанием
или
упоминанием
об
экзотических
местах
,
экзотических
про
-
фессиях
,
именах
и
т
.
п
.
Сюда
же
относятся
и
отрицательные
характеристики
старших
—
по
возрасту
и
положению
(«
злой
», «
косный
»,
не
в
состоянии
понять
веяния
нового
вре
-
мени
и
т
.
п
.).
Наличие
в
рассказах
взрослых
испытуемых
пу
-
бертатных
тем
свидетельствует
об
эмоциональной
незрелости
личности
,
ее
инфантильности
,
истероидности
;
14)
«
особые
темы
»
—
проявление
глубоких
личностных
дис
-
гармоний
.
Они
никогда
не
встречаются
у
здоровой
,
целостной
личности
.
К
разряду
особых
относятся
только
следующие
те
-
мы
:
а
)
смерть
,
б
)
суицид
,
в
)
симптоматика
соматических
хронических
,
неизлечимых
заболеваний
,
г
)
симптоматика
психических
расстройств
.
Сюда
же
следу
-
ет
относить
и
алкоголизм
как
болезнь
,
но
не
простое
зло
-
употребление
алкоголем
.
Такое
разграничение
проводит
-
ся
по
содержанию
конкретного
рассказа
и
имеющимся
сведениям
об
испытуемом
.
Не
все
«
особые
темы
»
равноценны
по
своей
диагностической
значимости
.
Наиболее
несвойственна
здоровым
испытуемым
тема
суицида
,
поэтому
даже
однократное
появление
ее
в
рассказах
на
-
до
оценивать
как
личностное
неблагополучие
.
Так
же
информа
-
тивна
даже
при
однократной
встречаемости
тема
симптоматики
психических
расстройств
.
В
отношении
остальных
двух
разно
-
видностей
«
особых
тем
»
можно
с
известной
долей
условности
452
придерживаться
такого
правила
:
тема
считается
серьезным
при
-
знаком
личностной
патологии
,
если
она
встречается
в
рассказах
шесть
и
более
раз
;
при
встречаемости
ее
от
четырех
до
пяти
раз
—
проявление
признаков
астенизации
испытуемого
;
до
трех
раз
включительно
данные
темы
могут
быть
обусловлены
культураль
-
ными
факторами
;
15)
«
перенос
в
условность
»
—
имеет
место
в
тех
случаях
,
когда
все
предложение
не
воспринимается
испытуемым
как
реаль
-
ность
.
О
наличии
этого
феномена
судят
по
специальной
лекси
-
ке
в
самом
начале
рассказа
,
например
: «
по
-
видимому
», «
пред
-
положим
», «
может
быть
»
и
т
.
п
.
Если
же
наличие
такого
рода
лексики
сочетается
с
ведением
рассказа
от
первого
лица
,
то
нельзя
говорить
о
наличии
феномена
«
переноса
в
условность
».
По
нашим
наблюдениям
,
этот
феномен
есть
нозологически
не
-
специфическое
патопсихологическое
выражение
иррацио
-
нальности
в
мышлении
и
встречается
в
рамках
различных
но
-
зологических
форм
,
например
при
истерических
состояниях
,
шизофрении
;
16)
«
переуточнения
»
—
все
имена
собственные
,
дни
недели
,
циф
-
ры
,
национальность
.
Наличие
переуточнений
дает
основания
судить
о
некоторой
конкретности
мышления
,
затруднениях
в
оперировании
сложными
обобщениями
.
Переуточнения
,
пред
-
ставляющие
собой
несвойственные
данным
культурным
тра
-
дициям
названия
мест
,
имена
и
т
.
п
.
оцениваются
как
проявле
-
ние
демонстративности
,
истероидности
(
Луиза
,
Боб
,
Мак
,
Рио
-
де
-
Жанейро
и
т
.
д
.);
17)
«
символизация
»
—
бывает
личностной
(
непатологической
)
и
патологической
.
Личностная
символизация
всегда
поддержи
-
вается
тем
,
чего
нет
в
предложении
(
цветом
,
звуком
,
темпе
-
ратурными
ощущениями
и
т
.
п
.).
В
рассказе
личностная
сим
-
волизация
представляет
собой
художественный
прием
,
сви
-
детельствующий
о
творческой
одаренности
испытуемого
,
его
утонченном
восприятии
.
Кроме
того
,
это
свидетельство
сни
-
жения
порога
восприятия
раздражителей
.
Патологическая
символизация
не
поддерживается
элементами
творчества
и
является
указанием
на
наличие
психопатологических
рас
-
стройств
;
18)
«
нарушения
логики
»
—
представляют
собой
сборную
группу
различных
родственных
феноменов
.
Явное
нарушение
453
логики
—
начало
рассказа
и
его
конец
противоречивы
.
Скрытое
нарушение
логики
—
нарушения
внутренней
взаимо
-
связи
элементов
рассказа
,
их
инверсия
,
когда
меняются
ролями
герои
,
нарушается
последовательность
событий
и
т
.
п
.
Нарушение
логики
,
нуждающееся
в
проверке
—
при
этом
фе
-
номене
конец
рассказа
не
вяжется
со
всем
его
предшествующим
содержанием
.
В
данном
случае
требуется
по
окончании
рассказа
уточнить
у
испытуемого
весь
ход
его
рассуждений
.
И
если
он
бу
-
дет
четко
восстановлен
,
то
нарушения
логики
нет
;
если
же
испы
-
туемый
будет
подгонять
конец
рассказа
под
предшествующее
со
-
держание
—
нарушение
налицо
.
Уход
от
сюжета
—
испытуемый
составляет
рассказ
не
на
тему
,
заданную
предложением
.
Близким
предыдущему
феномену
является
феномен
невоспри
-
ятия
эмоционального
подтекста
предложения
,
когда
полностью
не
воспринимается
эмоциональная
составляющая
слов
стимульного
предложения
и
ориентация
при
составлении
рассказа
идет
лишь
на
чисто
формальные
их
характеристики
;
19)
«
патология
речи
»
—
включает
в
себя
:
а
)
разностильность
речи
:
в
рассказ
,
составленный
в
какой
-
либо
одной
стилистической
форме
,
делаются
вставки
другой
,
например
,
в
литературную
форму
включаются
жаргонизмы
и
т
.
п
.;
б
)
синтаксические
несоответствия
,
синтаксические
ошибки
;
в
)
грамматические
ошибки
;
г
)
неоконченные
,
брошенные
предложения
;
д
)
смысловые
смещения
:
не
совсем
точное
,
не
со
всем
пра
-
вильное
употребление
слов
,
смысловое
«
чуть
-
чуть
не
то
»;
е
)
неологизмы
,
придуманные
только
испытуемым
;
ж
)
стереотипии
—
повторение
в
рассказах
испытуемого
од
-
них
и
тех
же
(
или
почти
одних
и
тех
же
)
слов
,
фраз
,
предложений
,
ситуаций
.
Иногда
практически
без
измене
-
ний
повторяются
целые
рассказы
;
з
)
персеверации
—
включение
в
последующие
рассказы
элементов
предшествующих
.
Сюда
же
относятся
и
слу
-
чаи
,
когда
испытуемый
составляет
454
так
называемые
«
продолжающиеся
»
рассказы
:
на
после
-
дующие
,
не
связанные
друг
с
другом
в
смысловом
отно
-
шении
и
необязательно
рядом
расположенные
стимуль
-
ные
предложения
составляется
единый
рассказ
,
с
единым
развитием
сюжета
;
20)
«
реминесценции
»
—
включение
в
рассказ
фрагментов
из
лите
-
ратурных
произведений
,
ссылки
на
них
,
другие
произведения
искусства
.
Свидетельствуют
об
ослаблении
контактов
испы
-
туемого
с
экспериментатором
,
вообще
о
затруднении
в
контак
-
тах
.
Иногда
это
может
быть
привычкой
,
обусловленной
воспи
-
танием
,
но
все
равно
,
если
здесь
не
профессиональный
навык
,
то
тенденция
одна
;
21)
«
штампы
»
—
делятся
на
литературные
,
канцелярские
и
газет
-
ные
.
Литературные
штампы
более
всего
говорят
о
конформности
испытуемого
,
часто
свидетельствуют
о
его
демонстративности
с
целью
приукрасить
речь
.
Канцелярские
штампы
показывают
в
наибольшей
степени
,
нежели
их
другие
разновидности
,
формальность
общения
и
кон
-
такта
.
Газетные
штампы
имеют
двоякое
значение
.
Если
они
упот
-
ребляются
серьезно
и
контекстуально
уместно
,
то
свидетельству
-
ют
о
глубокой
социальной
конформности
.
Если
же
употребляются
они
не
к
месту
,
неуместно
(
что
бывает
чаще
),
то
они
служат
при
-
знаком
той
или
иной
степени
серьезности
социального
нонкон
-
формизма
.
В
целом
же
появление
в
рассказах
испытуемых
штампов
явля
-
ется
указанием
либо
на
ослабление
энергии
мышления
(
послови
-
цы
,
поговорки
,
большая
часть
канцеляризмов
) ,
либо
на
конформ
-
ность
испытуемого
,
когда
ему
больше
всего
подходят
для
исполь
-
зования
повседневно
употребляемые
выражения
.
В
случаях
наличия
психопатологических
расстройств
штампы
встречаются
очень
часто
;
22)
«
оценки
представителям
полов
»
—
учитывается
оценка
испы
-
туемым
персонажей
рассказов
как
своего
,
так
и
противопо
-
ложного
пола
.
Эта
оценка
в
обязательном
порядке
сопоставля
-
ется
с
общим
содержанием
всех
рассказов
,
а
также
с
имеющи
-
мися
сведениями
об
испытуемом
;
23)
«
антисоциальные
проявления
в
рассказах
»
—
в
большей
сте
-
пени
свидетельствуют
о
боязни
их
,
отрицательном
к
ним
455