Файл: Блейхер В.М., Крук И.В. - Клиническая патопсихология.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.10.2020
Просмотров: 7397
Скачиваний: 69
1.
Общая
характеристика
специальности
022700
«
Клиническая
психология
»
1.1.
Специальность
утверждена
приказом
Министерства
обра
-
зования
Российской
Федерации
от
02.03.2000
г
.
№
686
1.2.
Квалификация
выпускника
— «
Психолог
.
Клинический
психолог
.
Преподаватель
психологии
».
Нормативный
срок
освое
-
ния
основной
образовательной
программы
подготовки
психолога
по
специальности
022700 «
Клиническая
психология
»
при
очной
форме
обучения
5
лет
1.3.
Характеристика
сферы
и
объектов
профессиональной
дея
-
тельности
специалиста
,
квалификационная
характеристика
выпу
-
скника
.
По
профессиональной
ориентации
,
системе
подготовки
кадров
и
фундаментальным
основам
образования
клиническая
психология
—
психологическая
специальность
широкого
профиля
,
имеющая
межотраслевой
характер
и
участвующая
в
решении
комплекса
за
-
дач
в
системе
здравоохранения
,
народного
образования
и
социаль
-
ной
помощи
населению
.
Практическая
и
научно
-
исследовательская
деятельность
спе
-
циалиста
направлена
на
повышение
психических
ресурсов
и
адап
-
тационных
возможностей
человека
,
на
гармонизацию
психическо
-
го
развития
,
охрану
здоровья
,
профилактику
и
преодоление
неду
-
гов
,
психологическую
реабилитацию
.
Объект
клинической
психологии
—
человек
с
трудностями
адаптации
и
самореализации
,
связанными
с
его
физическим
,
со
-
циальным
и
духовным
состоянием
.
Предметом
профессиональной
деятельности
специалиста
яв
-
ляются
психические
процессы
и
состояния
,
индивидуальные
и
межличностные
особенности
,
социально
-
психологические
фено
-
мены
,
проявляющиеся
в
различных
областях
человеческой
дея
-
тельности
.
В
соответствии
со
своей
фундаментальной
и
специальной
под
-
готовкой
специалист
может
выполнять
следующие
виды
профес
-
сиональной
деятельности
в
учреждениях
здравоохранения
,
обра
-
зования
,
социальной
помощи
населению
,
в
сфере
управления
,
производства
и
бизнеса
:
•
диагностическую
;
•
экспертную
;
•
коррекционную
;
471
•
профилактическую
,
•
реабилитационную
,
•
консультативную
,
•
научно
-
исследовательскую
;
•
культурно
-
просветительную
;
•
учебно
-
воспитательную
.
Конкретное
содержание
профессиональной
подготовки
спе
-
циалиста
определяется
образовательной
программой
высшего
учебного
заведения
и
должно
включать
теоретическую
подготов
-
ку
,
лабораторные
и
клинические
практикумы
,
тренинги
,
суперви
-
зии
и
практики
.
1.4.
Возможности
продолжения
образования
.
Психолог
(
специалист
),
освоивший
основную
образо
-
вательную
программу
высшего
профессионального
образования
по
специальности
022700 «
Клиническая
психология
»,
подготов
-
лен
для
продолжения
образования
в
аспирантуре
.
2.
Требования
к
уровню
подготовки
абитуриента
2.1.
Предшествующий
уровень
образования
абитуриента
—
среднее
(
полное
)
общее
образование
.
2.2.
Абитуриент
должен
иметь
документ
государственного
об
-
разца
о
среднем
(
полном
)
общем
образовании
,
или
среднем
про
-
фессиональном
образовании
,
или
начальном
профессиональном
образовании
,
если
в
нем
есть
запись
о
получении
предъявителем
среднего
(
полного
)
общего
образования
или
высшего
профессио
-
нального
образования
.
3.
Общие
требования
к
основной
образовательной
программе
подготовки
выпускника
по
специальности
022700 «
Клиническая
психология
»
Задача
основной
образовательной
программы
подготовки
спе
-
циалиста
—
сопряжение
профессионального
образования
с
разви
-
тием
гуманитарной
культуры
,
формированием
духовно
богатой
,
интеллектуально
оснащенной
,
социально
ответственной
лично
-
сти
.
3.1.
Основная
образовательная
программа
подготовки
специа
-
листа
разрабатывается
на
основании
настоящего
государственно
-
го
образовательного
стандарта
и
включает
в
себя
учебный
план
,
программы
учебных
дисциплин
,
программы
учебных
и
производ
-
ственных
практик
.
472
3.2.
Требования
к
обязательному
минимуму
содержания
ос
-
новной
образовательной
программы
подготовки
специалиста
,
к
условиям
ее
реализации
и
срокам
ее
освоения
определяются
на
-
стоящим
государственным
образовательным
стандартом
.
3.3.
Основная
образовательная
программа
подготовки
специа
-
листа
состоит
из
дисциплин
федерального
компонента
,
дисцип
-
лин
национально
-
регионального
(
вузовского
)
компонента
,
дисци
-
плин
по
выбору
студента
,
а
также
факультативных
дисциплин
.
Дисциплины
и
курсы
по
выбору
студента
в
каждом
цикле
должны
содержательно
дополнять
дисциплины
,
указанные
в
федеральном
компоненте
цикла
.
3.4.
Основная
образовательная
программа
подготовки
специа
-
листа
должна
предусматривать
изучение
студентом
следующих
циклов
дисциплин
и
итоговую
государственную
аттестацию
:
•
цикл
ГСЭ
—
общие
гуманитарные
и
социально
-
экономические
дисциплины
;
•
цикл
ЕН
—
общие
математические
и
естественнонаучные
дисциплины
;
•
цикл
ОПД
—
общепрофессиональные
дисциплины
;
•
цикл
ДС
—
специальные
дисциплины
и
дисциплины
специа
-
лизации
;
•
ФТД
—
факультативы
.
3.5.
Содержание
национально
-
регионального
компонента
ос
-
новной
образовательной
программы
подготовки
специалиста
должно
обеспечивать
подготовку
выпускника
в
соответствии
с
квалификационной
характеристикой
,
установленной
настоящим
государственным
образовательным
стандартом
.
4.
Требования
к
обязательному
минимуму
содержания
основной
образовательной
программы
подготовки
специалиста
по
специальности
022700 «
Клиническая
психология
»
Индекс
Наименование
дисциплин
и
их
основные
разделы
Всего
часов
ГСЭ
ОБЩИЕ
ГУМАНИТАРНЫЕ
И
СОЦИАЛЬНО
-
1800
ЭКОНОМИЧЕСКИЕ
ДИСЦИПЛИНЫ
ГСЭ
.
Ф
.00
Федеральный
компонент
1260
ГСЭ
.
Ф
.01
ИНОСТРАННЫЙ
ЯЗЫК
:
340
473
Специфика
артикуляции
звуков
,
интонации
,
акцентуации
и
ритма
нейтральной
речи
в
изучаемом
языке
;
основные
особенно
-
сти
полного
стиля
произношения
,
характерные
для
сферы
про
-
фессиональной
коммуникации
;
чтение
транскрипции
.
Лексический
минимум
в
объеме
4000
учебных
лексических
единиц
общего
и
терминологического
характера
.
Понятие
дифференциации
лексики
по
сферам
применения
(
бытовая
,
терминологическая
,
общенаучная
,
официальная
и
др
.).
Понятие
о
свободных
и
устойчивых
словосочетаниях
,
фразео
-
логических
единицах
.
Понятие
об
основных
способах
словообразования
.
Грамматические
навыки
,
обеспечивающие
коммуникацию
без
искажения
смысла
при
письменном
и
устном
общении
общего
ха
-
рактера
;
основные
грамматические
явления
,
характерные
для
про
-
фессиональной
речи
.
Понятие
об
обиходно
-
литературном
,
официально
-
деловом
,
научном
стилях
,
стиле
художественной
литературы
.
Основные
особенности
научного
стиля
.
Культура
и
традиции
стран
изучаемого
языка
,
правила
речевого
этикета
.
Говорение
.
Диалогическая
и
монологическая
речь
с
ис
-
пользованием
наиболее
употребительных
и
относительно
простых
лексико
-
грамматических
средств
в
основных
коммуникативных
си
-
туациях
неофициального
и
официального
общения
.
Основы
пуб
-
личной
речи
(
устное
сообщение
,
доклад
).
Аудирование
.
Понимание
диалогической
и
монологической
речи
в
сфере
бытовой
и
профессиональной
коммуникации
.
Чтение
.
Виды
текстов
:
несложные
прагматические
тексты
и
тексты
по
широкому
и
узкому
профилю
специальности
.
Письмо
.
Виды
речевых
произведений
:
аннотация
,
реферат
,
тезисы
,
сообщения
,
частное
письмо
,
деловое
письмо
,
биография
.
ГСЭ
.
Ф
.02
ФИЗИЧЕСКАЯ
КУЛЬТУРА
:
408
Физическая
культура
в
общекультурной
и
профессиональной
подготовке
студентов
.
Ее
социально
-
биологические
основы
.
Фи
-
зическая
культура
и
спорт
как
социальные
феномены
общества
.
Законодательство
Российской
Федерации
о
физической
культуре
и
спорте
.
Физическая
культура
личности
.
Основы
здорового
образа
жизни
студента
.
Особенности
ис
-
пользования
средств
физической
культуры
для
оптимизации
ра
-
ботоспособности
.
Общая
физическая
и
специальная
подготовка
в
системе
фи
-
зического
воспитания
.
Спорт
.
Индивидуальный
выбор
видов
спорта
или
систем
фи
-
зических
упражнений
.
Профессионально
-
прикладная
физическая
подготовка
сту
-
дентов
.
474
Основы
методики
самостоятельных
занятий
и
самоконтроль
за
состоянием
своего
организма
.
ГСЭ
.
Ф
.
ОЗ
.
ОТЕЧЕСТВЕННАЯ
ИСТОРИЯ
:
Сущность
,
формы
,
функции
исторического
знания
.
Методы
и
источники
изучения
истории
.
Понятие
и
классификация
историче
-
ского
источника
.
Отечественная
историография
в
прошлом
и
на
-
стоящем
:
общее
и
особенное
.
Методология
и
теория
исторической
науки
.
История
России
—
неотъемлемая
часть
всемирной
истории
.
Античное
наследие
в
эпоху
Великого
переселения
народов
.
Проблема
этногенеза
восточных
славян
.
Основные
этапы
становле
-
ния
государственности
.
Древняя
Русь
и
кочевники
.
Византийско
-
древнерусские
связи
.
Особенности
социального
строя
Древней
Руси
.
Этнокультурные
и
социально
-
политические
процессы
становления
русской
государственности
.
Принятие
христианства
.
Распростране
-
ние
ислама
.
Эволюция
восточнославянской
государственности
в
XI—XII
вв
.
Социально
-
политические
изменения
в
русских
землях
в
XIII—XV
вв
.
Русь
и
Орда
:
проблемы
взаимовлияния
.
Россия
и
средневековые
государства
Европы
и
Азии
.
Специ
-
фика
формирования
единого
российского
государства
.
Возвыше
-
ние
Москвы
.
Формирование
сословной
системы
организации
общества
.
Реформы
Петра
I,
Век
Екатерины
.
Предпосылки
и
осо
-
бенности
складывания
российского
абсолютизма
.
Дискуссии
о
генезисе
самодержавия
.
Особенности
и
основные
этапы
экономического
развития
России
.
Эволюция
форм
собственности
на
землю
.
Структура
фео
-
дального
землевладения
.
Крепостное
право
в
России
.
Мануфак
-
турно
-
промышленное
производство
.
Становление
индустриаль
-
ного
общества
в
России
:
общее
и
особенное
.
Общественная
мысль
и
особенности
общественного
движения
России
XIX
в
.
Реформы
и
реформаторы
в
России
.
Русская
культура
XIX
века
и
ее
вклад
в
мировую
культуру
.
Роль
XX
столетия
в
мировой
истории
.
Глобализация
общест
-
венных
процессов
.
Проблема
экономического
роста
и
модерниза
-
ции
.
Революция
и
реформы
.
Социальная
трансформация
общест
-
ва
.
Столкновение
тенденций
интернационализма
и
национализ
-
ма
,
интеграции
и
сепаратизма
,
демократии
и
авторитаризма
.
Россия
в
начале
XX
в
.
Объективная
потребность
ин
-
дустриальной
модернизации
России
.
Российские
реформы
в
кон
-
тексте
общемирового
развития
в
начале
века
.
Политические
пар
-
тии
России
:
генезис
,
классификация
,
программы
,
тактика
.
Россия
в
условиях
мировой
войны
и
общенационального
кризиса
.
Революция
1917
г
.
Гражданская
война
и
интервенция
,
их
результаты
и
последствия
.
Российская
эмиграция
.
Социально
-
экономическое
развитие
страны
в
20-
е
гг
.
НЭП
.
Формирование
однопартийного
полити
-
475