Файл: Блейхер В.М., Крук И.В. - Клиническая патопсихология.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.10.2020
Просмотров: 7399
Скачиваний: 69
Комментарий
.
Это
требование
обусловлено
следующей
тенден
-
цией
.
Возрастающая
сложность
психологии
неизбежно
приводит
к
усилению
специализации
психологов
.
В
этом
процессе
специа
-
листы
по
психометрии
все
больше
и
больше
сосредоточивают
свое
внимание
на
техническом
совершенствовании
тестов
и
неза
-
метно
теряют
представление
о
том
,
что
происходит
в
смежных
об
-
ластях
,
таких
как
педагогика
,
детская
психология
,
психология
ин
-
дивидуальных
различий
и
генетическая
психология
.
Так
,
техниче
-
ские
аспекты
построения
теста
исподволь
сужают
психо
-
логический
кругозор
тестолога
,
хотя
тестовые
показатели
могут
быть
правильно
поняты
только
в
свете
соответствующих
знаний
относительно
поведения
,
которое
тест
предназначен
измерять
.
2.3.
Разработчик
подготавливает
руководство
по
применению
методики
в
полном
соответствии
с
официально
принятыми
«
Стандартными
требованиями
к
психологическим
тестам
».
При
этом
руководство
должно
давать
фактическое
представление
о
том
,
что
известно
о
тесте
,
а
не
быть
средством
его
рекламы
,
пред
-
ставляющим
тест
в
выгодном
свете
.
Кроме
данных
,
позволяющих
оценить
тест
сам
по
себе
,
и
информации
о
проведении
,
способах
вычисления
показателей
и
нормах
теста
разработчик
должен
включить
специальные
рубрики
,
обеспечивающие
корректное
ис
-
пользование
теста
с
процедурной
и
этической
точек
зрения
.
2.4.
Обязанностью
автора
тестов
является
перепроверка
тестов
и
их
норм
с
тем
,
чтобы
предупредить
их
старение
.
2.5.
Разработчик
отвечает
за
правильное
определение
круга
специалистов
,
которому
могут
быть
предоставлены
материалы
по
использованию
методики
.
Доступ
к
психологическим
методикам
должен
ограничиваться
людьми
,
чьи
профессиональные
интересы
гарантируют
правильное
использование
методики
и
чья
квалифи
-
кация
позволяет
интерпретировать
результаты
надлежащим
обра
-
зом
.
Комментарий
.
В
каталогах
тестов
приводятся
те
требования
,
которым
должны
удовлетворять
их
пользователи
.
2.6.
Не
следует
выпускать
для
широкого
применения
неподготовленные
тесты
(
не
соответствующие
стандарту
).
Когда
тест
распространяется
только
с
исследовательскими
целями
,
это
условие
должно
быть
оговорено
,
а
распространение
теста
соответ
-
ственно
ограничено
.
Комментарий
.
При
проведении
тестирования
с
иссле
-
довательскими
целями
в
ходе
его
разработки
необходимо
466
придерживаться
всех
требований
к
процедурам
применения
теста
и
сохранения
тайны
.
2.7.
Научно
-
обоснованные
психологические
тесты
нельзя
пе
-
чатать
в
газетах
,
популярных
журналах
или
брошюрах
ни
в
целях
описания
,
ни
для
использования
их
при
самооценке
.
Комментарий
.
В
этих
условиях
самостоятельное
оценивание
может
не
только
привести
к
признанию
бесполезности
теста
,
но
и
оказаться
для
индивида
психологически
вредным
.
Более
того
,
лю
-
бое
разглашение
тестовых
заданий
и
ключей
может
сделать
нева
-
лидным
последующее
применение
теста
другими
людьми
.
Пре
-
доставление
тестовых
материалов
таким
способом
является
одной
из
причин
искажения
картины
психологического
тестирования
.
2.8.
В
своей
работе
психолог
-
психометрист
и
издатель
при
-
держиваются
всех
требований
по
охране
авторских
прав
.
3.
Требования
к
психологу
-
пользователю
3.1.
Психологом
-
пользователем
является
лицо
,
имеющее
пси
-
хологическое
образование
,
работающее
по
этой
специальности
в
исследовательских
и
практических
учреждениях
и
использующее
в
своей
работе
психодиагностические
методики
.
3.1.1.
Квалификация
пользователя
должна
быть
не
ниже
той
,
которая
указана
в
руководстве
к
тесту
Комментарий
.
Требование
,
чтобы
тесты
использовались
толь
-
ко
квалифицированными
экспериментаторами
,
призвано
защи
-
тить
индивида
от
неправильного
использования
теста
.
Квалифи
-
кация
пользователя
должна
соответствовать
типу
теста
.
Так
,
на
-
пример
,
для
правильного
применения
индивидуальных
тестов
ин
-
теллекта
и
большинства
личностных
тестов
требуется
относи
-
тельно
длительный
период
интенсивного
обучения
и
наблюдения
за
процессом
тестирования
учебных
достижений
,
нужна
мини
-
мальная
психологическая
подготовка
.
Следует
также
заметить
,
что
студенты
,
участвовавшие
в
учебном
тестировании
,
обычно
бывают
не
готовы
к
самостоятельному
проведению
тестов
или
к
правильной
интерпретации
тестовых
показателей
.
3.2.
Психолог
осознает
границы
своей
компетентности
и
ограниченность
своих
средств
и
не
предлагает
своих
услуг
,
а
также
не
использует
методов
,
которые
не
удовлетворяют
467
профессиональным
стандартам
,
установленным
в
конкретных
об
-
ластях
исследования
.
3.3.
Психолог
-
пользователь
должен
быть
способен
правильно
выбрать
тест
,
исходя
из
стоящей
перед
ним
задачи
и
особенностей
обследуемого
человека
или
выборки
.
Он
несет
всю
ответствен
-
ность
за
правильное
применение
теста
и
интерпретацию
его
ре
-
зультатов
,
а
также
за
соблюдение
этических
норм
по
отношению
к
обследуемому
.
3.4.
В
своей
деятельности
психолог
должен
всегда
соблюдать
принцип
«
Не
навреди
».
Это
относится
главным
образом
к
сооб
-
щениям
,
как
обращенным
к
испытуемому
,
так
и
о
нем
.
Психолог
должен
выражать
свое
мнение
,
устное
или
письменное
,
с
осто
-
рожностью
.
Комментарий
.
Пользователь
должен
избегать
субъективизма
,
препятствующего
правильному
суждению
в
отношении
испытуе
-
мых
,
а
также
исключать
любое
возможное
отрицательное
воздей
-
ствие
на
них
,
проистекающее
из
его
поведения
.
При
интерпрета
-
ции
данных
обязательно
следует
рассматривать
наряду
с
наиболее
вероятной
и
альтернативную
диагностическую
гипотезу
3.5.
Психолог
-
пользователь
обеспечивает
тщательное
соблю
-
дение
всех
стандартных
требований
при
использовании
методики
.
Он
не
имеет
права
отклоняться
от
стандарта
,
вносить
модифика
-
ции
в
уже
изданную
методику
и
распространять
скорректирован
-
ные
инструктивные
материалы
.
Работа
по
модификации
и
адапта
-
ции
методики
проводится
лишь
с
согласия
автора
теста
или
орга
-
низации
,
обладающей
правом
на
данную
методику
3.6.
Недопустимо
тестирование
по
почте
.
Комментарий
.
Выполнение
индивидом
каких
-
либо
тестов
не
может
быть
правильно
оценено
с
помощью
бланков
,
высылаемых
и
возвращаемых
по
почте
.
Такой
способ
не
только
не
обеспечивает
контроль
за
соблюдением
условий
тестирования
,
но
также
пред
-
полагает
интерпретацию
тестовых
показателей
без
привлечения
необходимой
для
этого
информации
об
индивиде
.
В
этих
обстоя
-
тельствах
результаты
теста
могут
оказаться
бесполезными
и
даже
вредными
.
3.7.
В
своей
профессиональной
деятельности
психолог
-
пользователь
руководствуется
своими
знаниями
и
опытом
,
на
ос
-
нове
которых
он
самостоятельно
принимает
решение
и
лично
не
-
сет
за
него
ответственность
.
В
сомни
тельных
и
спорных
случаях
психолог
обязан
проконсультироваться
с
экспертом
в
468
соответствующей
области
и
объективно
рассмотреть
полученные
рекомендации
.
Комментарий
.
В
случае
,
если
обследуемый
находится
на
ле
-
чении
,
результаты
которого
могут
измениться
вследствие
вмеша
-
тельства
психолога
,
последний
может
действовать
только
с
согла
-
сия
лечащего
врача
.
3.8.
Пользователь
имеет
право
собирать
статистический
мате
-
риал
по
изданным
методикам
с
целью
публикации
научных
статей
и
передачи
этих
материалов
разработчикам
методик
.
4.
Требования
к
специалистам
-
непсихологам
4.1.
В
качестве
пользователей
психодиагностических
методик
могут
выступать
специалисты
в
смежных
с
психологией
областях
:
учителя
,
врачи
,
социологи
,
экономисты
и
пр
.
4.2.
Специалисты
-
непсихологи
имеют
право
использовать
только
некоторые
,
хорошо
теоретически
и
психометрически
обоснованные
методики
,
не
требующие
специальных
знаний
при
интерпретации
результатов
(
например
,
тесты
учебных
достижений
или
профессиональной
умелости
).
Методики
,
не
обеспеченные
однозначной
стандартной
инструкцией
,
необходимыми
показате
-
лями
надежности
и
валидности
,
требующие
параллельного
ис
-
пользования
высокопрофессиональных
экспертных
методов
,
не
могут
использоваться
специалистами
-
непсихологами
.
4.3.
Пользователь
-
непсихолог
должен
предварительно
прокон
-
сультироваться
с
психологами
,
работающими
в
данной
практиче
-
ской
отрасли
,
о
том
,
какие
именно
методики
могут
быть
примене
-
ны
для
решения
поставленных
задач
.
Комментарий
.
Если
психологи
предупреждают
пользователя
о
том
,
что
правильное
использование
методики
требует
общих
зна
-
ний
по
психодиагностике
или
специальной
подготовки
по
овладе
-
нию
методикой
,
то
пользователь
обязан
либо
выбрать
другую
ме
-
тодику
,
либо
пройти
соответствующую
подготовку
,
либо
привлечь
к
проведению
психодиагностики
психолога
,
либо
отказаться
от
проведения
психодиагностики
.
4.4.
Пользователь
,
получающий
доступ
к
психодиаг
-
ностическим
методикам
,
автоматически
берет
на
себя
обязательство
по
соблюдению
всех
требований
профес
-
сиональной
тайны
,
следует
всем
этическим
нормам
в
проведении
обследования
по
отношению
к
испытуемому
и
третьим
лицам
.
469
Приложение
4
МИНИСТЕРСТВО
ОБРАЗОВАНИЯ
РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ
УТВЕРЖДАЮ
:
Заместитель
министра
образования
Российской
Федерации
___________
В
.
Д
.
Шадриков
«17» 03 2000
г
.
Номер
государственной
регистрации
__ 236
гум
/
сп
______
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ
СТАНДАРТ
высшего
профессионального
образования
Специальность
022700
«
КЛИНИЧЕСКАЯ
ПСИХОЛОГИЯ
»
КВАЛИФИКАЦИЯ
-
ПСИХОЛОГ
.
КЛИНИЧЕСКИЙ
ПСИХОЛОГ
.
ПРЕПОДАВАТЕЛЬ
ПСИХОЛОГИИ
.
вводится
с
момента
утверждения
Москва
, 2000
470