Файл: Блейхер В.М., Крук И.В. - Клиническая патопсихология.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.10.2020

Просмотров: 7113

Скачиваний: 68

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

Комментарий

Это

 

требование

 

обусловлено

 

следующей

 

тенден

-

цией

Возрастающая

 

сложность

 

психологии

 

неизбежно

 

приводит

 

к

 

усилению

 

специализации

 

психологов

В

 

этом

 

процессе

 

специа

-

листы

 

по

 

психометрии

 

все

 

больше

 

и

 

больше

 

сосредоточивают

 

свое

 

внимание

 

на

 

техническом

 

совершенствовании

 

тестов

 

и

 

неза

-

метно

 

теряют

 

представление

 

о

 

том

что

 

происходит

 

в

 

смежных

 

об

-

ластях

таких

 

как

 

педагогика

детская

 

психология

психология

 

ин

-

дивидуальных

 

различий

 

и

 

генетическая

 

психология

Так

техниче

-

ские

 

аспекты

 

построения

 

теста

 

исподволь

 

сужают

 

психо

-

логический

 

кругозор

 

тестолога

хотя

 

тестовые

 

показатели

 

могут

 

быть

 

правильно

 

поняты

 

только

 

в

 

свете

 

соответствующих

 

знаний

 

относительно

 

поведения

которое

 

тест

 

предназначен

 

измерять

.

 

2.3.

 

Разработчик

 

подготавливает

 

руководство

 

по

 

применению

 

методики

 

в

 

полном

 

соответствии

 

с

 

официально

 

принятыми

 

«

Стандартными

 

требованиями

 

к

 

психологическим

 

тестам

». 

При

 

этом

 

руководство

 

должно

 

давать

 

фактическое

 

представление

 

о

 

том

что

 

известно

 

о

 

тесте

а

 

не

 

быть

 

средством

 

его

 

рекламы

пред

-

ставляющим

 

тест

 

в

 

выгодном

 

свете

Кроме

 

данных

позволяющих

 

оценить

 

тест

 

сам

 

по

 

себе

и

 

информации

 

о

 

проведении

способах

 

вычисления

 

показателей

 

и

 

нормах

 

теста

 

разработчик

 

должен

 

включить

 

специальные

 

рубрики

обеспечивающие

 

корректное

 

ис

-

пользование

 

теста

 

с

 

процедурной

 

и

 

этической

 

точек

 

зрения

.

 

2.4.

 

Обязанностью

 

автора

 

тестов

 

является

 

перепроверка

 

тестов

 

и

 

их

 

норм

 

с

 

тем

чтобы

 

предупредить

 

их

 

старение

.

 

2.5.

 

Разработчик

 

отвечает

 

за

 

правильное

 

определение

 

круга

 

специалистов

которому

 

могут

 

быть

 

предоставлены

 

материалы

 

по

 

использованию

 

методики

Доступ

 

к

 

психологическим

 

методикам

 

должен

 

ограничиваться

 

людьми

чьи

 

профессиональные

 

интересы

 

гарантируют

 

правильное

 

использование

 

методики

 

и

 

чья

 

квалифи

-

кация

 

позволяет

 

интерпретировать

 

результаты

 

надлежащим

 

обра

-

зом

.

 

Комментарий

В

 

каталогах

 

тестов

 

приводятся

 

те

 

требования

которым

 

должны

 

удовлетворять

 

их

 

пользователи

.

 

2.6. 

Не

 

следует

 

выпускать

 

для

 

широкого

 

применения

 

неподготовленные

 

тесты

  (

не

 

соответствующие

 

стандарту

). 

Когда

 

тест

 

распространяется

 

только

 

с

 

исследовательскими

 

целями

это

 

условие

 

должно

 

быть

 

оговорено

а

 

распространение

 

теста

 

соответ

-

ственно

 

ограничено

.

 

Комментарий

При

 

проведении

 

тестирования

 

с

 

иссле

-

довательскими

 

целями

 

в

 

ходе

 

его

 

разработки

 

необходимо

 

466

 


background image

придерживаться

 

всех

 

требований

 

к

 

процедурам

 

применения

 

теста

 

и

 

сохранения

 

тайны

.

 

2.7. 

Научно

-

обоснованные

 

психологические

 

тесты

 

нельзя

 

пе

-

чатать

 

в

 

газетах

популярных

 

журналах

 

или

 

брошюрах

 

ни

 

в

 

целях

 

описания

ни

 

для

 

использования

 

их

 

при

 

самооценке

.

 

Комментарий

В

 

этих

 

условиях

 

самостоятельное

 

оценивание

 

может

 

не

 

только

 

привести

 

к

 

признанию

 

бесполезности

 

теста

но

 

и

 

оказаться

 

для

 

индивида

 

психологически

 

вредным

Более

 

того

лю

-

бое

 

разглашение

 

тестовых

 

заданий

 

и

 

ключей

 

может

 

сделать

 

нева

-

лидным

 

последующее

 

применение

 

теста

 

другими

 

людьми

Пре

-

доставление

 

тестовых

 

материалов

 

таким

 

способом

 

является

 

одной

 

из

 

причин

 

искажения

 

картины

 

психологического

 

тестирования

.

 

2.8. 

В

 

своей

 

работе

 

психолог

-

психометрист

 

и

 

издатель

 

при

-

держиваются

 

всех

 

требований

 

по

 

охране

 

авторских

 

прав

.

 

3. 

Требования

 

к

 

психологу

-

пользователю

 

3.1. 

Психологом

-

пользователем

 

является

 

лицо

имеющее

 

пси

-

хологическое

 

образование

работающее

 

по

 

этой

 

специальности

 

в

 

исследовательских

 

и

 

практических

 

учреждениях

 

и

 

использующее

 

в

 

своей

 

работе

 

психодиагностические

 

методики

.

 

3.1.1. 

Квалификация

 

пользователя

 

должна

 

быть

 

не

 

ниже

 

той

которая

 

указана

 

в

 

руководстве

 

к

 

тесту

 

Комментарий

Требование

чтобы

 

тесты

 

использовались

 

толь

-

ко

 

квалифицированными

 

экспериментаторами

призвано

 

защи

-

тить

 

индивида

 

от

 

неправильного

 

использования

 

теста

Квалифи

-

кация

 

пользователя

 

должна

 

соответствовать

 

типу

 

теста

Так

на

-

пример

для

 

правильного

 

применения

 

индивидуальных

 

тестов

 

ин

-

теллекта

 

и

 

большинства

 

личностных

 

тестов

 

требуется

 

относи

-

тельно

 

длительный

 

период

 

интенсивного

 

обучения

 

и

 

наблюдения

 

за

 

процессом

 

тестирования

 

учебных

 

достижений

нужна

 

мини

-

мальная

 

психологическая

 

подготовка

Следует

 

также

 

заметить

что

 

студенты

участвовавшие

 

в

 

учебном

 

тестировании

обычно

 

бывают

 

не

 

готовы

 

к

 

самостоятельному

 

проведению

 

тестов

 

или

 

к

 

правильной

 

интерпретации

 

тестовых

 

показателей

.

 

3.2. 

Психолог

 

осознает

 

границы

 

своей

 

компетентности

 

и

 

ограниченность

 

своих

 

средств

 

и

 

не

 

предлагает

 

своих

 

услуг

а

 

также

 

не

 

использует

 

методов

которые

 

не

 

удовлетворяют

 

467

 


background image

профессиональным

 

стандартам

установленным

 

в

 

конкретных

 

об

-

ластях

 

исследования

.

 

3.3.

 

Психолог

-

пользователь

 

должен

 

быть

 

способен

 

правильно

 

выбрать

 

тест

исходя

 

из

 

стоящей

 

перед

 

ним

 

задачи

 

и

 

особенностей

 

обследуемого

 

человека

 

или

 

выборки

Он

 

несет

 

всю

 

ответствен

-

ность

 

за

 

правильное

 

применение

 

теста

 

и

 

интерпретацию

 

его

 

ре

-

зультатов

а

 

также

 

за

 

соблюдение

 

этических

 

норм

 

по

 

отношению

 

к

 

обследуемому

.

 

3.4.

 

В

 

своей

 

деятельности

 

психолог

 

должен

 

всегда

 

соблюдать

 

принцип

  «

Не

 

навреди

». 

Это

 

относится

 

главным

 

образом

 

к

 

сооб

-

щениям

как

 

обращенным

 

к

 

испытуемому

так

 

и

 

о

 

нем

Психолог

 

должен

 

выражать

 

свое

 

мнение

устное

 

или

 

письменное

с

 

осто

-

рожностью

.

 

Комментарий

Пользователь

 

должен

 

избегать

 

субъективизма

препятствующего

 

правильному

 

суждению

 

в

 

отношении

 

испытуе

-

мых

а

 

также

 

исключать

 

любое

 

возможное

 

отрицательное

 

воздей

-

ствие

 

на

 

них

проистекающее

 

из

 

его

 

поведения

При

 

интерпрета

-

ции

 

данных

 

обязательно

 

следует

 

рассматривать

 

наряду

 

с

 

наиболее

 

вероятной

 

и

 

альтернативную

 

диагностическую

 

гипотезу

 

3.5.

 

Психолог

-

пользователь

 

обеспечивает

 

тщательное

 

соблю

-

дение

 

всех

 

стандартных

 

требований

 

при

 

использовании

 

методики

Он

 

не

 

имеет

 

права

 

отклоняться

 

от

 

стандарта

вносить

 

модифика

-

ции

 

в

 

уже

 

изданную

 

методику

 

и

 

распространять

 

скорректирован

-

ные

 

инструктивные

 

материалы

Работа

 

по

 

модификации

 

и

 

адапта

-

ции

 

методики

 

проводится

 

лишь

 

с

 

согласия

 

автора

 

теста

 

или

 

орга

-

низации

обладающей

 

правом

 

на

 

данную

 

методику

 

3.6.

 

Недопустимо

 

тестирование

 

по

 

почте

.

 

Комментарий

Выполнение

 

индивидом

 

каких

-

либо

 

тестов

 

не

 

может

 

быть

 

правильно

 

оценено

 

с

 

помощью

 

бланков

высылаемых

 

и

 

возвращаемых

 

по

 

почте

Такой

 

способ

 

не

 

только

 

не

 

обеспечивает

 

контроль

 

за

 

соблюдением

 

условий

 

тестирования

но

 

также

 

пред

-

полагает

 

интерпретацию

 

тестовых

 

показателей

 

без

 

привлечения

 

необходимой

 

для

 

этого

 

информации

 

об

 

индивиде

В

 

этих

 

обстоя

-

тельствах

 

результаты

 

теста

 

могут

 

оказаться

 

бесполезными

 

и

 

даже

 

вредными

.

 

3.7. 

В

 

своей

 

профессиональной

 

деятельности

 

психолог

-

пользователь

 

руководствуется

 

своими

 

знаниями

 

и

 

опытом

на

 

ос

-

нове

 

которых

 

он

 

самостоятельно

 

принимает

 

решение

 

и

 

лично

 

не

-

сет

 

за

 

него

 

ответственность

В

 

сомни

 

тельных

 

и

 

спорных

 

случаях

 

психолог

 

обязан

 

проконсультироваться

 

с

 

экспертом

 

в

 

 

468

 


background image

соответствующей

 

области

 

и

 

объективно

 

рассмотреть

 

полученные

 

рекомендации

.

 

Комментарий

В

 

случае

если

 

обследуемый

 

находится

 

на

 

ле

-

чении

результаты

 

которого

 

могут

 

измениться

 

вследствие

 

вмеша

-

тельства

 

психолога

последний

 

может

 

действовать

 

только

 

с

 

согла

-

сия

 

лечащего

 

врача

.

 

3.8. 

Пользователь

 

имеет

 

право

 

собирать

 

статистический

 

мате

-

риал

 

по

 

изданным

 

методикам

 

с

 

целью

 

публикации

 

научных

 

статей

 

и

 

передачи

 

этих

 

материалов

 

разработчикам

 

методик

.

 

4. 

Требования

 

к

 

специалистам

-

непсихологам

 

4.1.

 

В

 

качестве

 

пользователей

 

психодиагностических

 

методик

 

могут

 

выступать

 

специалисты

 

в

 

смежных

 

с

 

психологией

 

областях

учителя

врачи

социологи

экономисты

 

и

 

пр

.

 

4.2.

 

Специалисты

-

непсихологи

 

имеют

 

право

 

использовать

 

только

 

некоторые

хорошо

 

теоретически

 

и

 

психометрически

 

обоснованные

 

методики

не

 

требующие

 

специальных

 

знаний

 

при

 

интерпретации

 

результатов

 (

например

тесты

 

учебных

 

достижений

 

или

 

профессиональной

 

умелости

). 

Методики

не

 

обеспеченные

 

однозначной

 

стандартной

 

инструкцией

необходимыми

 

показате

-

лями

 

надежности

 

и

 

валидности

требующие

 

параллельного

 

ис

-

пользования

 

высокопрофессиональных

 

экспертных

 

методов

не

 

могут

 

использоваться

 

специалистами

-

непсихологами

.

 

4.3. 

Пользователь

-

непсихолог

 

должен

 

предварительно

 

прокон

-

сультироваться

 

с

 

психологами

работающими

 

в

 

данной

 

практиче

-

ской

 

отрасли

о

 

том

какие

 

именно

 

методики

 

могут

 

быть

 

примене

-

ны

 

для

 

решения

 

поставленных

 

задач

.

 

Комментарий

Если

 

психологи

 

предупреждают

 

пользователя

 

о

 

том

что

 

правильное

 

использование

 

методики

 

требует

 

общих

 

зна

-

ний

 

по

 

психодиагностике

 

или

 

специальной

 

подготовки

 

по

 

овладе

-

нию

 

методикой

то

 

пользователь

 

обязан

 

либо

 

выбрать

 

другую

 

ме

-

тодику

либо

 

пройти

 

соответствующую

 

подготовку

либо

 

привлечь

 

к

 

проведению

 

психодиагностики

 

психолога

либо

 

отказаться

 

от

 

проведения

 

психодиагностики

.

 

4.4. 

Пользователь

получающий

 

доступ

 

к

 

психодиаг

-

ностическим

 

методикам

автоматически

 

берет

 

на

 

себя

 

обязательство

 

по

 

соблюдению

 

всех

 

требований

 

профес

-

сиональной

 

тайны

следует

 

всем

 

этическим

 

нормам

 

в

 

проведении

 

обследования

 

по

 

отношению

 

к

 

испытуемому

 

и

 

третьим

 

лицам

.

 

469

 


background image

Приложение

 4  

МИНИСТЕРСТВО

 

ОБРАЗОВАНИЯ

 

РОССИЙСКОЙ

 

ФЕДЕРАЦИИ

 

УТВЕРЖДАЮ

:

 

Заместитель

 

министра

 

образования

 

Российской

 

Федерации

 

___________

В

.

Д

.  

Шадриков

 

«17»    03              2000 

г

.

 

Номер

 

государственной

 

регистрации

 

__ 236 

гум

/

сп

______

 

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ

 

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ

 

СТАНДАРТ

 

высшего

 

профессионального

 

образования

 

Специальность

 022700 

«

КЛИНИЧЕСКАЯ

 

ПСИХОЛОГИЯ

» 

КВАЛИФИКАЦИЯ

 - 

ПСИХОЛОГ

.

 

КЛИНИЧЕСКИЙ

 

ПСИХОЛОГ

ПРЕПОДАВАТЕЛЬ

 

ПСИХОЛОГИИ

.

 

вводится

 

с

 

момента

 

утверждения

 

Москва

, 2000

 

470