Файл: Блейхер В.М., Крук И.В. - Клиническая патопсихология.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.10.2020
Просмотров: 7401
Скачиваний: 69
14.
Она
стояла
перед
ним
,
и
слышалось
ее
взволнованное
дыхание
.
15.
Повсюду
торчали
бледные
могильные
кресты
.
16.
Отец
решительно
взглянул
на
сына
.
17.
Ожидание
было
теперь
для
него
невыносимо
.
18.
Взглянув
,
он
отшатнулся
и
бросился
бежать
.
19.
Белая
карточка
.
20.
Все
вокруг
пронизано
холодом
и
одиночеством
.
Женский
вариант
1.
Ее
будоражило
данное
ею
обещание
.
2.
Идти
было
некуда
,
весь
мир
был
ненавистен
.
3.
Домашний
разговор
не
давал
ей
покоя
.
4.
Неожиданный
поворот
событий
привел
ее
в
восторг
5.
Непонятное
чувство
заговорило
в
душе
матери
.
6.
Взяв
его
за
руку
,
она
глядела
на
него
в
тоске
.
7.
Не
думая
,
она
подняла
камень
и
швырнула
вслед
.
8.
Отношения
ее
с
подчиненными
были
непростыми
.
9.
Глаза
ее
сияли
.
10.
Ожидание
перемен
очень
волновало
ее
.
11.
С
замиранием
сердца
она
шагнула
к
ней
.
12.
С
твердостью
мать
подошла
к
дочери
.
13.
Лицо
ее
было
растерянное
и
испуганное
.
14.
Он
стоял
перед
ней
,
и
слышалось
его
взволнованное
дыхание
.
15.
Повсюду
торчали
бледные
могильные
кресты
.
16.
Отец
решительно
взглянул
на
дочь
.
17.
Ожидание
было
теперь
для
нее
невыносимо
.
18.
Взглянув
,
она
отшатнулась
и
бросилась
бежать
.
19.
Белая
карточка
.
20.
Все
вокруг
пронизано
холодом
и
одиночеством
.
Приложение
3
Нормы
профессиональной
этики
для
разработчиков
и
пользователей
психодиагностических
методик
(
Приводится
по
:
Нормы
профессиональной
этики
для
разработчиков
и
пользователей
психодиагностических
методик
.
Стандартные
тре
-
бования
к
психологическим
тестам
. — 2-
е
изд
. —
Ярославль
:
НПЦ
«
Психодиагностика
», 1998. — 39
с
.)
461
При
разработке
данных
«
Норм
...»
были
использованы
сле
-
дующие
источники
:
А
.
Анастази
.
Психологическое
тес
-
тирование
.
В
2-
х
кн
. —
М
.,
Педагогика
, 1982. —
Кн
.1:
Проект
кодекса
этиче
-
ских
принципов
психолога
//
Психологический
журнал
. — 1987.
—
№
5;
Профессиональный
кодекс
этики
для
психологов
//
Во
-
просы
психологии
. — 1990. —
№
6;
Этические
принципы
и
пра
-
вила
работы
психолога
//
Практикум
по
экспериментальной
и
при
-
кладной
психологии
. -
Л
., 1990).
От
составителей
Предлагаемые
«
Нормы
...»
разработаны
в
соответствии
с
ос
-
новными
требованиями
психологической
профессиональной
эти
-
ки
,
принятыми
за
рубежом
,
в
странах
с
широкой
и
хорошо
орга
-
низованной
сетью
психологических
служб
.
Поскольку
в
нашей
стране
практическая
психология
является
относительно
молодой
и
пока
недостаточно
структурированной
отраслью
,
она
не
имеет
действующих
органов
и
способов
контроля
за
практикой
отдель
-
ных
психологов
.
Поэтому
предлагаемые
«
Нормы
...»
не
носят
ха
-
рактера
закона
,
обязательного
для
исполнения
,
их
нарушение
не
может
повлечь
за
собой
каких
-
либо
официальных
санкций
.
Цель
«
Норм
....»
—
дать
практикующим
в
России
психологам
четкие
ориентиры
в
том
,
что
касается
этики
проведения
психодиагности
-
ческих
обследований
.
В
основе
«
Норм
....»
лежат
общепризнанные
права
человека
,
и
основным
критерием
и
контролером
их
выпол
-
нения
должна
являться
профессиональная
честность
и
гуманность
самих
психологов
.
Составители
выражают
надежду
,
что
по
мере
продвижения
нашего
государства
к
правовому
будут
приняты
законодательные
и
нормативные
акты
,
охраняющие
права
человека
при
психологи
-
ческих
обследованиях
и
регламентирующие
работу
прикладных
психологов
,
и
настоящие
«
Нормы
...»
рассматриваются
как
первый
шаг
в
продвижении
к
этой
цели
.
Введение
Целью
данных
«
Норм
...»
является
изложение
профес
-
сиональных
и
этических
требований
к
лицам
,
по
роду
своей
дея
-
тельности
связанным
с
разработкой
и
применением
психодиагно
-
стических
методик
.
Как
любой
научный
инструмент
,
психодиагностические
тес
-
ты
,
чтобы
быть
эффективными
,
должны
правильно
использовать
-
ся
.
462
Неверным
представлением
о
природе
и
.
цели
тестов
,
а
также
не
-
правильной
интерпретацией
результатов
теста
объясняются
мно
-
гие
из
распространенных
критических
замечаний
в
адрес
психо
-
логических
тестов
.
В
руках
недобросовестного
или
неквалифици
-
рованного
пользователя
тесты
могут
принести
серьезный
вред
.
Поэтому
две
основные
причины
необходимости
контроля
за
ис
-
пользованием
психодиагностических
тестов
таковы
:
а
)
предотвратить
всеобщую
доступность
содержания
тес
-
та
),
которая
делает
его
невалидным
;
б
)
гарантировать
использование
тестов
только
ква
-
лифицированными
специалистами
.
Для
того
чтобы
пре
-
дотвратить
неправильное
употребление
психологиче
-
ских
тестов
,
возникает
необходимость
к
соблюдению
ря
-
да
требований
как
к
разработке
и
проведению
самих
тес
-
тов
,
так
и
к
использованию
их
результатов
.
1.
Общие
этические
принципы
психодиагностического
обследования
1.1.
Психолог
,
запрашивающий
у
человека
в
ходе
обследования
сведения
о
его
личности
или
допускающий
,
чтобы
ему
доверили
эту
информацию
,
делает
это
только
после
того
,
как
обследуемый
полностью
осознал
цели
обследования
,
а
также
цели
и
способы
использования
этой
информации
.
Комментарий
.
Для
эффективности
обследования
может
быть
необходимо
скрывать
от
испытуемого
истинную
цель
тестирова
-
ния
и
специфику
интерпретации
его
ответов
,
тем
не
менее
лич
-
ность
не
должна
подвергаться
какому
-
то
бы
ни
было
тестирова
-
нию
обманным
путем
.
1.2.
Любой
человек
имеет
право
отказаться
от
участия
в
пси
-
хологическом
обследовании
или
в
эксперименте
и
тем
самым
ог
-
радить
себя
от
нежелательного
вмешательства
в
свой
внутренний
мир
.
1.3.
Когда
обследование
проводится
в
интересах
какого
-
либо
учреждения
,
обследуемый
должен
быть
полностью
информиро
-
ван
относительно
использования
получаемых
результатов
.
Жела
-
тельно
также
объяснить
,
что
адекватная
оценка
его
личности
бу
-
дет
выгодна
самому
испытуемому
.
1.3.1.
Результаты
обследования
,
проведенного
по
личной
просьбе
и
в
интересах
обследуемого
,
не
могут
быть
463
предоставлены
какому
-
либо
учреждению
,
если
испытуемый
не
дает
на
это
согласия
.
1.3.2.
Если
обследование
проводится
в
интересах
личности
и
по
инициативе
организации
(
школы
,
предприятия
,
вуза
,
суда
и
т
.
п
.),
то
для
использования
полученных
результатов
в
рамках
орга
-
низации
дополнительного
согласия
не
требуется
.
Для
передачи
дополнительной
информации
за
пределы
организации
необходи
-
мо
согласие
обследуемого
.
1.3.3.
Если
в
силу
необходимости
защиты
интересов
общества
или
прав
граждан
результаты
психодиагностического
обследова
-
ния
должны
быть
сообщены
другому
лицу
или
в
официальный
орган
,
обследуемый
должен
быть
поставлен
об
этом
в
извест
-
ность
.
1.3.4.
Обязательство
хранить
профессиональную
тайну
теряет
силу
,
если
положение
закона
обязывает
психолога
сообщить
о
полученной
информации
.
1.4.
При
тестировании
детей
до
16
лет
в
области
учебных
дос
-
тижений
,
навыков
и
умений
достаточным
является
согласие
школьного
или
педагогического
совета
;
в
случае
же
оценки
лич
-
ности
необходимо
индивидуальное
согласие
ребенка
и
его
родите
-
лей
.
По
просьбе
родителей
им
должны
быть
сообщены
результаты
тестирования
ребенка
с
соблюдением
правил
,
указанных
в
пунктах
1.6
и
1.7.
Относительно
передачи
сведений
другим
людям
соблю
-
даются
требования
пункта
1.3 (
всех
его
подпунктов
).
Представи
-
телями
ребенка
в
данном
случае
являются
его
родители
.
При
пси
-
ходиагностическом
обследовании
подростка
16
лет
и
старше
тре
-
буется
только
его
согласие
.
7.4.
Во
избежание
неправильного
обращения
с
тестовыми
дан
-
ными
необходимо
,
чтобы
доступ
к
ним
подлежал
строгому
кон
-
тролю
.
Комментарий
.
Целесообразно
выработать
точные
критерии
для
сохранения
,
уничтожения
и
доступности
сведений
об
инди
-
виде
.
1.6.
При
сообщении
результатов
тестирования
необходимо
учитывать
особенности
того
человека
,
которому
они
предназначаются
.
Комментарий
.
Например
,
при
сообщении
тестовых
ре
-
зультатов
школьнику
следует
помнить
,
что
эмоциональная
прича
-
стность
родителей
или
учителей
к
жизни
ребенка
может
препят
-
ствовать
разумному
пониманию
фактической
информации
.
464
/. 7.
Индивиду
не
должны
сообщаться
результаты
его
обследо
-
вания
без
их
интерпретации
специалистом
.
Иногда
необходим
также
соответствующий
комментарий
специалиста
.
Комментарий
.
Даже
если
тест
тщательно
проведен
и
верно
интерпретирован
,
сообщение
тестовых
результатов
индивиду
без
возможности
обсудить
их
более
подробно
может
ему
повредить
.
Например
,
школьник
может
быть
очень
озадачен
,
узнав
,
что
он
плохо
выполнил
тест
способности
к
обучению
;
серьезные
нару
-
шения
в
развитии
личности
могут
быть
усугублены
,
если
больному
сообщить
результаты
его
тестирования
.
Помимо
общих
принципов
,
используемых
в
работе
с
психоди
-
агностическими
тестами
,
имеется
ряд
требований
к
лицам
,
свя
-
занным
в
своей
профессиональной
деятельности
с
разработкой
и
применением
тестов
.
Это
могут
быть
лица
трех
категорий
:
а
)
психолог
-
психометрист
,
занимающийся
разработкой
и
адаптацией
психодиагностических
методик
;
б
)
психолог
-
пользователь
,
использующий
в
своей
работе
психодиагностические
методики
;
в
)
специалист
-
непсихолог
,
работающий
в
смежных
с
психо
-
логией
областях
(
учитель
,
врач
,
социолог
,
экономист
и
др
.)
и
применяющий
в
своей
работе
отдельные
психоди
-
агностические
методики
.
2.
Требования
к
разработчикам
тестов
2.1.
Психологом
-
психометристом
(
разработчиком
пси
-
хологических
методик
)
может
являться
специалист
в
области
диф
-
ференциальной
психометрии
,
имеющий
психологическое
образо
-
вание
.
Он
должен
знать
и
применять
на
практике
методы
матема
-
тической
статистики
,
обеспечивать
вновь
созданной
(
адаптиро
-
ванной
)
методике
необходимые
психометрические
характеристи
-
ки
репрезентативности
,
надежности
,
валидности
,
установленные
в
специальных
психометрических
экспериментах
.
2.2.
С
целью
оптимального
использования
достижений
науки
психолог
-
психометрист
должен
быть
в
курсе
достижений
психо
-
логии
в
целом
и
своей
узкой
специальности
в
частности
,
приме
-
нять
самые
современные
научные
методы
и
способствовать
при
-
менению
их
другими
.
465