Файл: Блейхер В.М., Крук И.В. - Клиническая патопсихология.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.10.2020

Просмотров: 7401

Скачиваний: 69

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

14.

 

Она

 

стояла

 

перед

 

ним

и

 

слышалось

 

ее

 

взволнованное

 

дыхание

15.

 

Повсюду

 

торчали

 

бледные

 

могильные

 

кресты

16.

 

Отец

 

решительно

 

взглянул

 

на

 

сына

17.

 

Ожидание

 

было

 

теперь

 

для

 

него

 

невыносимо

18.

 

Взглянув

он

 

отшатнулся

 

и

 

бросился

 

бежать

19.

 

Белая

 

карточка

20.

 

Все

 

вокруг

 

пронизано

 

холодом

 

и

 

одиночеством

Женский

 

вариант

 

1.

 

Ее

 

будоражило

 

данное

 

ею

 

обещание

2.

 

Идти

 

было

 

некуда

весь

 

мир

 

был

 

ненавистен

3.

 

Домашний

 

разговор

 

не

 

давал

 

ей

 

покоя

4.

 

Неожиданный

 

поворот

 

событий

 

привел

 

ее

 

в

 

восторг

 

5.

 

Непонятное

 

чувство

 

заговорило

 

в

 

душе

 

матери

6.

 

Взяв

 

его

 

за

 

руку

она

 

глядела

 

на

 

него

 

в

 

тоске

7.

 

Не

 

думая

она

 

подняла

 

камень

 

и

 

швырнула

 

вслед

8.

 

Отношения

 

ее

 

с

 

подчиненными

 

были

 

непростыми

9.

 

Глаза

 

ее

 

сияли

 

10.

 

Ожидание

 

перемен

 

очень

 

волновало

 

ее

11.

 

С

 

замиранием

 

сердца

 

она

 

шагнула

 

к

 

ней

12.

 

С

 

твердостью

 

мать

 

подошла

 

к

 

дочери

13.

 

Лицо

 

ее

 

было

 

растерянное

 

и

 

испуганное

14.

 

Он

 

стоял

 

перед

 

ней

и

 

слышалось

 

его

 

взволнованное

 

дыхание

15.

 

Повсюду

 

торчали

 

бледные

 

могильные

 

кресты

16.

 

Отец

 

решительно

 

взглянул

 

на

 

дочь

17.

 

Ожидание

 

было

 

теперь

 

для

 

нее

 

невыносимо

18.

 

Взглянув

она

 

отшатнулась

 

и

 

бросилась

 

бежать

19.

 

Белая

 

карточка

20.

 

Все

 

вокруг

 

пронизано

 

холодом

 

и

 

одиночеством

Приложение

 3  

Нормы

 

профессиональной

 

этики

 

для

 

разработчиков

 

и

 

пользователей

 

психодиагностических

 

методик

 

(

Приводится

 

по

Нормы

 

профессиональной

 

этики

 

для

 

разработчиков

 

и

 

пользователей

 

психодиагностических

 

методик

Стандартные

 

тре

-

бования

 

к

 

психологическим

 

тестам

. — 2-

е

 

изд

. — 

Ярославль

НПЦ

 

«

Психодиагностика

», 1998. — 39 

с

.)

 

461

 


background image

При

 

разработке

 

данных

  «

Норм

...» 

были

 

использованы

 

сле

-

дующие

 

источники

А

Анастази

Психологическое

 

тес

-

тирование

В

 2-

х

 

кн

. — 

М

., 

Педагогика

, 1982. — 

Кн

.1: 

Проект

 

кодекса

 

этиче

-

ских

 

принципов

 

психолога

 // 

Психологический

 

журнал

. — 1987. 

— 

 5; 

Профессиональный

 

кодекс

 

этики

 

для

 

психологов

 // 

Во

-

просы

 

психологии

. — 1990. — 

 6; 

Этические

 

принципы

 

и

 

пра

-

вила

 

работы

 

психолога

 // 

Практикум

 

по

 

экспериментальной

 

и

 

при

-

кладной

 

психологии

. - 

Л

., 1990). 

От

 

составителей

 

Предлагаемые

  «

Нормы

...» 

разработаны

 

в

 

соответствии

 

с

 

ос

-

новными

 

требованиями

 

психологической

 

профессиональной

 

эти

-

ки

принятыми

 

за

 

рубежом

в

 

странах

 

с

 

широкой

 

и

 

хорошо

 

орга

-

низованной

 

сетью

 

психологических

 

служб

Поскольку

 

в

 

нашей

 

стране

 

практическая

 

психология

 

является

 

относительно

 

молодой

 

и

 

пока

 

недостаточно

 

структурированной

 

отраслью

она

 

не

 

имеет

 

действующих

 

органов

 

и

 

способов

 

контроля

 

за

 

практикой

 

отдель

-

ных

 

психологов

Поэтому

 

предлагаемые

  «

Нормы

...» 

не

 

носят

 

ха

-

рактера

 

закона

обязательного

 

для

 

исполнения

их

 

нарушение

 

не

 

может

 

повлечь

 

за

 

собой

 

каких

-

либо

 

официальных

 

санкций

Цель

 

«

Норм

....» 

— 

дать

 

практикующим

 

в

 

России

 

психологам

 

четкие

 

ориентиры

 

в

 

том

что

 

касается

 

этики

 

проведения

 

психодиагности

-

ческих

 

обследований

В

 

основе

 «

Норм

....» 

лежат

 

общепризнанные

 

права

 

человека

и

 

основным

 

критерием

 

и

 

контролером

 

их

 

выпол

-

нения

 

должна

 

являться

 

профессиональная

 

честность

 

и

 

гуманность

 

самих

 

психологов

Составители

 

выражают

 

надежду

что

 

по

 

мере

 

продвижения

 

нашего

 

государства

 

к

 

правовому

 

будут

 

приняты

 

законодательные

 

и

 

нормативные

 

акты

охраняющие

 

права

 

человека

 

при

 

психологи

-

ческих

 

обследованиях

 

и

 

регламентирующие

 

работу

 

прикладных

 

психологов

и

 

настоящие

 «

Нормы

...» 

рассматриваются

 

как

 

первый

 

шаг

 

в

 

продвижении

 

к

 

этой

 

цели

Введение

 

Целью

 

данных

  «

Норм

...» 

является

 

изложение

 

профес

-

сиональных

 

и

 

этических

 

требований

 

к

 

лицам

по

 

роду

 

своей

 

дея

-

тельности

 

связанным

 

с

 

разработкой

 

и

 

применением

 

психодиагно

-

стических

 

методик

Как

 

любой

 

научный

 

инструмент

психодиагностические

 

тес

-

ты

чтобы

 

быть

 

эффективными

должны

 

правильно

 

использовать

-

ся

462

 


background image

Неверным

 

представлением

 

о

 

природе

 

и

цели

 

тестов

а

 

также

 

не

-

правильной

 

интерпретацией

 

результатов

 

теста

 

объясняются

 

мно

-

гие

 

из

 

распространенных

 

критических

 

замечаний

 

в

 

адрес

 

психо

-

логических

 

тестов

В

 

руках

 

недобросовестного

 

или

 

неквалифици

-

рованного

 

пользователя

 

тесты

 

могут

 

принести

 

серьезный

 

вред

Поэтому

 

две

 

основные

 

причины

 

необходимости

 

контроля

 

за

 

ис

-

пользованием

 

психодиагностических

 

тестов

 

таковы

:

 

а

предотвратить

 

всеобщую

 

доступность

 

содержания

 

тес

-

та

), 

которая

 

делает

 

его

 

невалидным

;

 

б

гарантировать

 

использование

 

тестов

 

только

 

ква

-

лифицированными

 

специалистами

Для

 

того

 

чтобы

 

пре

-

дотвратить

 

неправильное

 

употребление

 

психологиче

-

ских

 

тестов

возникает

 

необходимость

 

к

 

соблюдению

 

ря

-

да

 

требований

 

как

 

к

 

разработке

 

и

 

проведению

 

самих

 

тес

-

тов

так

 

и

 

к

 

использованию

 

их

 

результатов

.

 

1. 

Общие

 

этические

 

принципы

 

психодиагностического

 

обследования

 

1.1. 

Психолог

запрашивающий

 

у

 

человека

 

в

 

ходе

 

обследования

 

сведения

 

о

 

его

 

личности

 

или

 

допускающий

чтобы

 

ему

 

доверили

 

эту

 

информацию

делает

 

это

 

только

 

после

 

того

как

 

обследуемый

 

полностью

 

осознал

 

цели

 

обследования

а

 

также

 

цели

 

и

 

способы

 

использования

 

этой

 

информации

.

 

Комментарий

Для

 

эффективности

 

обследования

 

может

 

быть

 

необходимо

 

скрывать

 

от

 

испытуемого

 

истинную

 

цель

 

тестирова

-

ния

 

и

 

специфику

 

интерпретации

 

его

 

ответов

тем

 

не

 

менее

 

лич

-

ность

 

не

 

должна

 

подвергаться

 

какому

-

то

 

бы

 

ни

 

было

 

тестирова

-

нию

 

обманным

 

путем

.

 

1.2. 

Любой

 

человек

 

имеет

 

право

 

отказаться

 

от

 

участия

 

в

 

пси

-

хологическом

 

обследовании

 

или

 

в

 

эксперименте

 

и

 

тем

 

самым

 

ог

-

радить

 

себя

 

от

 

нежелательного

 

вмешательства

 

в

 

свой

 

внутренний

 

мир

.

 

1.3. 

Когда

 

обследование

 

проводится

 

в

 

интересах

 

какого

-

либо

 

учреждения

обследуемый

 

должен

 

быть

 

полностью

 

информиро

-

ван

 

относительно

 

использования

 

получаемых

 

результатов

Жела

-

тельно

 

также

 

объяснить

что

 

адекватная

 

оценка

 

его

 

личности

 

бу

-

дет

 

выгодна

 

самому

 

испытуемому

.

 

1.3.1. 

Результаты

 

обследования

проведенного

 

по

 

личной

 

просьбе

 

и

 

в

 

интересах

 

обследуемого

не

 

могут

 

быть

 

463

 


background image

предоставлены

 

какому

-

либо

 

учреждению

если

 

испытуемый

 

не

 

дает

 

на

 

это

 

согласия

.

 

1.3.2.

 

Если

 

обследование

 

проводится

 

в

 

интересах

 

личности

 

и

 

по

 

инициативе

 

организации

 (

школы

предприятия

вуза

суда

 

и

 

т

п

.), 

то

 

для

 

использования

 

полученных

 

результатов

 

в

 

рамках

 

орга

-

низации

 

дополнительного

 

согласия

 

не

 

требуется

Для

 

передачи

 

дополнительной

 

информации

 

за

 

пределы

 

организации

 

необходи

-

мо

 

согласие

 

обследуемого

.

 

1.3.3.

 

Если

 

в

 

силу

 

необходимости

 

защиты

 

интересов

 

общества

 

или

 

прав

 

граждан

 

результаты

 

психодиагностического

 

обследова

-

ния

 

должны

 

быть

 

сообщены

 

другому

 

лицу

 

или

 

в

 

официальный

 

орган

обследуемый

 

должен

 

быть

 

поставлен

 

об

 

этом

 

в

 

извест

-

ность

.

 

1.3.4.

 

Обязательство

 

хранить

 

профессиональную

 

тайну

 

теряет

 

силу

если

 

положение

 

закона

 

обязывает

 

психолога

 

сообщить

 

о

 

полученной

 

информации

.

 

 

1.4.

 

При

 

тестировании

 

детей

 

до

 16 

лет

 

в

 

области

 

учебных

 

дос

-

тижений

навыков

 

и

 

умений

 

достаточным

 

является

 

согласие

 

школьного

 

или

 

педагогического

 

совета

в

 

случае

 

же

 

оценки

 

лич

-

ности

 

необходимо

 

индивидуальное

 

согласие

 

ребенка

 

и

 

его

 

родите

-

лей

По

 

просьбе

 

родителей

 

им

 

должны

 

быть

 

сообщены

 

результаты

 

тестирования

 

ребенка

 

с

 

соблюдением

 

правил

указанных

 

в

 

пунктах

 

1.6 

и

 1.7. 

Относительно

 

передачи

 

сведений

 

другим

 

людям

 

соблю

-

даются

 

требования

 

пункта

 1.3 (

всех

 

его

 

подпунктов

). 

Представи

-

телями

 

ребенка

 

в

 

данном

 

случае

 

являются

 

его

 

родители

При

 

пси

-

ходиагностическом

 

обследовании

 

подростка

 16 

лет

 

и

 

старше

 

тре

-

буется

 

только

 

его

 

согласие

.

 

7.4.

 

Во

 

избежание

 

неправильного

 

обращения

 

с

 

тестовыми

 

дан

-

ными

 

необходимо

чтобы

 

доступ

 

к

 

ним

 

подлежал

 

строгому

 

кон

-

тролю

Комментарий

Целесообразно

 

выработать

 

точные

 

критерии

 

для

 

сохранения

уничтожения

 

и

 

доступности

 

сведений

 

об

 

инди

-

виде

.

 

1.6. 

При

 

сообщении

 

результатов

 

тестирования

 

необходимо

 

учитывать

 

особенности

 

того

 

человека

которому

 

они

 

предназначаются

.

 

Комментарий

Например

при

 

сообщении

 

тестовых

 

ре

-

зультатов

 

школьнику

 

следует

 

помнить

что

 

эмоциональная

 

прича

-

стность

 

родителей

 

или

 

учителей

 

к

 

жизни

 

ребенка

 

может

 

препят

-

ствовать

 

разумному

 

пониманию

 

фактической

 

информации

.

 

464

 


background image

/. 7. 

Индивиду

 

не

 

должны

 

сообщаться

 

результаты

 

его

 

обследо

-

вания

 

без

 

их

 

интерпретации

 

специалистом

Иногда

 

необходим

 

также

 

соответствующий

 

комментарий

 

специалиста

.

 

Комментарий

Даже

 

если

 

тест

 

тщательно

 

проведен

 

и

 

верно

 

интерпретирован

сообщение

 

тестовых

 

результатов

 

индивиду

 

без

 

возможности

 

обсудить

 

их

 

более

 

подробно

 

может

 

ему

 

повредить

Например

школьник

 

может

 

быть

 

очень

 

озадачен

узнав

что

 

он

 

плохо

 

выполнил

 

тест

 

способности

 

к

 

обучению

серьезные

 

нару

-

шения

 

в

 

развитии

 

личности

 

могут

 

быть

 

усугублены

если

 

больному

 

сообщить

 

результаты

 

его

 

тестирования

.

 

Помимо

 

общих

 

принципов

используемых

 

в

 

работе

 

с

 

психоди

-

агностическими

 

тестами

имеется

 

ряд

 

требований

 

к

 

лицам

свя

-

занным

 

в

 

своей

 

профессиональной

 

деятельности

 

с

 

разработкой

 

и

 

применением

 

тестов

Это

 

могут

 

быть

 

лица

 

трех

 

категорий

:

 

а

психолог

-

психометрист

занимающийся

 

разработкой

 

и

 

адаптацией

 

психодиагностических

 

методик

;

 

б

психолог

-

пользователь

использующий

 

в

 

своей

 

работе

 

психодиагностические

 

методики

;

 

в

специалист

-

непсихолог

работающий

 

в

 

смежных

 

с

 

психо

-

логией

 

областях

  (

учитель

врач

социолог

экономист

 

и

 

др

.) 

и

 

применяющий

 

в

 

своей

 

работе

 

отдельные

 

психоди

-

агностические

 

методики

.

 

2. 

Требования

 

к

 

разработчикам

 

тестов

 

2.1.

 

Психологом

-

психометристом

 

(

разработчиком

 

пси

-

хологических

 

методик

может

 

являться

 

специалист

 

в

 

области

 

диф

-

ференциальной

 

психометрии

имеющий

 

психологическое

 

образо

-

вание

Он

 

должен

 

знать

 

и

 

применять

 

на

 

практике

 

методы

 

матема

-

тической

 

статистики

обеспечивать

 

вновь

 

созданной

  (

адаптиро

-

ванной

методике

 

необходимые

 

психометрические

 

характеристи

-

ки

 

репрезентативности

надежности

валидности

установленные

 

в

 

специальных

 

психометрических

 

экспериментах

.

 

2.2.

 

С

 

целью

 

оптимального

 

использования

 

достижений

 

науки

 

психолог

-

психометрист

 

должен

 

быть

 

в

 

курсе

 

достижений

 

психо

-

логии

 

в

 

целом

 

и

 

своей

 

узкой

 

специальности

 

в

 

частности

приме

-

нять

 

самые

 

современные

 

научные

 

методы

 

и

 

способствовать

 

при

-

менению

 

их

 

другими

.

 

465