Файл: Развитие выносливости у школьников 10-11 лет, занимающихся в спортивной секции карате.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.07.2023

Просмотров: 249

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Применение в процессе тренировочных занятий физических упражнений, направленных на развитие аэробных возможностей, оказывает положительный эффект на кардиореспираторную систему и способствует повышению аэробной производительности. Занятия по экспериментальной методике индивидуализации развития выносливости оказали более выраженное положительное влияние на физическую подготовленность юных каратистов. Проанализировав показатели подготовленности в группах, следует отметить, что повышенные физические нагрузки не оказали отрицательного воздействия на организм испытуемых, а применяемые в процессе экспериментальных занятий средства и методы были адекватны возможностям организма школьников 11-12 лет, занимающихся в спортивной секции карате. Это подтверждается также результатами педагогических наблюдений функционального состояния.

Подводя итог анализа достоверности различий изучаемых показателей в ходе эксперимента между группами, можно констатировать следующее: в основе высокого уровня функционального состояния экспериментальной группы по отношению к контрольной лежат разные подходы к его достижению. Вместе с тем, предпочтение необходимо отдавать тем средствам и методам учебно-тренировочного процесса школьников 11-12 лет, занимающихся в спортивной секции карате, которые несут в себе функцию целенаправленной базовой подготовки для эффективного роста индивидуальных результатов в дальнейшем, которые составляют основу методики индивидуализации развития выносливости. Подобная тенденция проявляется в ходе эксперимента в высокой степени у юных единоборцев экспериментальной группы. Физиологические и педагогические предпосылки индивидуализации тренировочных и соревновательных нагрузок в подготовке юных каратистов необходимо применять и при составлении индивидуальных тренировочных программ в дальнейшей их подготовке.

В начале проведения педагогического эксперимента общефизическая подготовленность юных каратистов оценивалась на основе предложенной В.И. Харитоновым системы контроля - КОНТРЕКС, техническая подготовленность осуществлялось на основе экспертной оценки. Результат тестирования физической подготовленности (табл. 5) показал, что статистически значимых различий между группами по исследуемым показателям в начале эксперимента не наблюдалось (р>0,05).

Таблица 5

Результаты тестирования физической подготовленности школьников 11-12 лет до эксперимента

Показатели

(усл. ед.)

Контрольная группа

Экспериментальная группа

Прыжок в длину с места (м)

1,37 ± 0,15

1,38 ± 0,2

Бег 3x10 м (с)

8,7 ± 1,2

8,5 ± 1,3

Наклон вперед (см)

4,37 ± 0,27

4,25 ± 0,25

Подъем прямых ног под 90°

(количество раз)

10,28 ± 0,19

10,40 ± 0,23

Сгибание рук в упоре

(количество раз)

16,94 ± 0,25

17,0 ± 0,25

Бег 1000 м (мин)

5,12 ± 0,5

5,2 ± 0,9


Результаты экспертной оценки технической подготовленности участников педагогического эксперимента показали (табл. 6), что статистически значимых различий между группами по исследуемым показателям не выявлено.

Таблица 6

Результаты технической подготовленности школьников 11-12 лет до эксперимента

Разделы

Контрольная группа

Экспериментальная группа

Блоки

3,15 ± 0,18

3,21 ± 0,31

Удары руками

3,21 ± 0,17

3,26 ± 0,27

Удары ногами

3,09 ± 0,12

3,06 ± 0,25

В рассматриваемых группах отмечается улучшение показателей физической подготовленности. Каратисты из экспериментальной группы тренировались по разработанной методике индивидуализации развития выносливости.

Сравнительный анализ показателей физической подготовленности каратистов контрольной и экспериментальной групп после проведения педагогического эксперимента выявил достоверные межгрупповые различия в результатах всех показателей тестов. При этом по результатам тестовых упражнений юные каратисты экспериментальной группы превзошли контрольную группу. Можно заключить, что достоверное улучшение показателей функционального состояния и физической подготовленности обеспечило укрепление здоровья юных спортсменов. В контрольной группе произошли положительные изменения по меньшему количеству показателей.

Результаты тестирования физической подготовленности школьников 11-12 лет исследуемых групп после эксперимента отражены в таблице 7.

У мальчиков из экспериментальной группы результаты были лучше по сравнению со сверстниками из контрольной группы по четырем показателям. Результат прыжка в длину с места составил 1,42 ± 0,5 см в контрольной и 1,88 ± 0,45 см в экспериментальной группе (р<0,01).

Таблица 7

Результаты тестирования физической подготовленности школьников

11-12 лет после эксперимента

Показатели

(усл. ед.)

Контрольная группа

Экспериментальная группа

Прыжок в длину с места (м)

1,42 ± 0,5**

1,88 ± 0,45**

Бег 3x10 м (с)

8,0 ± 0,3

7,90 ± 0,36

Наклон вперед (см)

5,78 ± 1,4

6,8 ± 1,7

Подъем прямых ног под 90°

(количество раз)

12,0 ± 2,9**

15,0 ± 3,3**

Сгибание рук в упоре

(количество раз)

19,8 ± 4,8**

24,2 ± 4,25**

Бег 1000 м (мин)

4,9 ± 1,12**

3,75 ± 1,27**


Примечание: достоверность различий между контрольной и экспериментальной группами: ** р<0,01

Среднее значение показателя теста «Подъем прямых ног под углом 90°» 12,0 ± 2,9 в контрольной и 15,0 ± 3,3 в экспериментальной группе (р<0,01), Количество сгибаний рук в упоре у мальчиков контрольной группы равно 19,8 ± 4,8, экспериментальной - и 24,2 ± 4,25 (р<0,01), Различия в беге на 1000 м также статистически достоверны:4,9 ± 1,12 (контрольная группа) и 3,75±1,27 (экспериментальная группа) (р<0,01).

Статистически значимых различий между группами по показателям бег 3x10 м, наклон вперед не выявлено (р>0,05). При этом важно учесть тот факт, что «гибкость в отличие от других физических качеств начинает регрессировать в силу возрастных факторов уже в первые годы жизни». При этом использование в тренировках упражнений на гибкость направлено не на развитие этого качества, а на сохранение достигнутых показателей на оптимальном уровне. Результаты оценки технической подготовленности показали, что у мальчиков из экспериментальной группы произошли статистически значимые изменения по трем показателям (табл. 8).

По разделам техники выполнения блоков руками до эксперимента было 3,21 ± 0,3, после эксперимента - 4,58 ± 1,2 балла (р<0,01), ударов руками до эксперимента - 3,26 ± 0,27, после - 4,61 ± 0,91 балла (р<0,01), ударов ногами до эксперимента - 3,06 ± 0,25, после - 4,45 ± 0,9 балла (р<0,01). Следовательно, мальчики из экспериментальной группы стали лучше выполнять технические действия.

Таблица 8 Результаты экспертной оценки технической подготовленности

школьников 11-12 лет после эксперимента

Разделы

Контрольная

группа

Экспериментальная

группа

Блоки

,

3

72

±

0,95**

,

58

4

±

1,2**

Удары руками

3

83

,

±

0,8**

61

,

4

±

0,91**

Удары ногами

62

,

3

±

0,83**

4

,

45

±

0,9**

Примечание:

дос

товерность

различий

между

контрольной

и

экспериментальной группами: ** р<0,01

Полученные результаты позволяют говорить об эффективности реализации модели развития выносливости юных каратистов на основе индивидуализации учебно-тренировочного процесса. По окончании педагогического эксперимента между опытными группами были проведены соревнования по упрощенным правилам.

Всего проведено в контрольной и экспериментальной группах одинаковое количество боев по 18 поединков.


Юные каратисты контрольной группы выполнили 35 технических действий и набрали 17,5 ± 6,5 баллов, а спортсмены из экспериментальной группы - 49 технических действий и, соответственно, 24,5 ± 8,1 балла; р<0,01. В среднем каждое техническое действие было оценено в 0,5 балла.

Кроме того, нами прослеживалась динамика роста показателей физической подготовленности.

Проведенный педагогический эксперимент свидетельствует о положительном воздействии предложенной методики индивидуализации развития выносливости. Полученные результаты позволяют говорить об эффективности разработанной методики, направленной на развитие выносливости детей, в частности, спортсменов-каратистов через индивидуализацию занятий.

Таким образом, проведение данной методики помогло повысить эффективность педагогического процесса, что подтверждается статистические значимыми результатами математической статистики. По результатам проведенного педагогического эксперимента большинство критериев, которые развиваются у детей в процессе проведения занятий физической культурой, показали улучшение при использовании разработанной методики, в том числе, значительные улучшения были отмечены по параметрам и компонентам выносливости у детей, а также подготовленности детей к соревнованиям.

Выводы по третьей главе

В данной главе была предложена методика развития выносливости у юных школьников, занимающихся в спортивной секции карате, а так же рассмотрены итоги проведенного педагогического эксперимента, позволившие сделать вывод об эффективности данной методики.

Заключение

В планировании физических нагрузок следует исходить из индивидуальных норм, обеспечивающих разностороннее, гармоничное развитие мальчиков, занимающихся каратэ.

Необходимо отметить, что на этапе, который является начальным в процессе подготовки юных каратистов, серьезными аспектами, на которые можно опираться, разрабатывая критерии индивидуального восприятия данного вида спорта, можно считать различные показатели диагностики разных сторон готовности спортсменов-каратистов к данному виду спорта, в частности к каратэ. Диагностические критерии могут быть получены при помощи специализированных тестов.

Чаще всего в рамках учебно-тренировочной работы в общеобразовательных учреждениях, либо при групповых формах работы, учителям и тренерам по физической культуре удобней использовать метод так называемой «групповой индивидуализации».


Учителя физической культуры во время занятий должны осуществлять дозировку упражнений в зависимости от принципа доступности упражнения для каждого конкретного ребенка. Принцип доступности в процессе проведения занятий по физической культуре необходимо использовать в соответствии с направленностью занятия.

В результате проведенного исследования, была разработана методика индивидуализации занятий по развитию выносливости. Разработанная методика состоит из периодов, так называемых, этапов, подготовки ребѐнка к определенному уровню выносливости. На каждом этапе методики выделяется целевая направленность и дается четкое указание по содержанию и периодам разделов подготовки ребѐнка к упражнениям, направленным на развитие выносливости. Также на каждом этапе четко прописаны основные средства и методы развития выносливости у детей, объем и сложность нагрузок, которые предстоит преодолеть ребенку во время тренировок. Определены конкретные сроки контрольных проверок по результатам проведения упражнений по развитию выносливости, а также определены сроки соревнований и зачетов, направленных на выявление результата, полученного в процессе использования названой методики.

Сравнительный анализ показателей физической подготовленности школьников, занимающихся каратэ из контрольной и экспериментальной групп после проведения педагогического эксперимента позволил установить достоверные межгрупповые различия в результатах всех показателей тестов. При этом по результатам тестовых упражнений юные каратисты из экспериментальной группы превзошли своих сверстников из контрольной группы. Можно заключить, что достоверное улучшение показателей функционального состояния и физической подготовленности обеспечило укрепление здоровья юных спортсменов. В контрольной группе произошли положительные изменения по меньшему количеству показателей.

Об эффективности предложенной методики позволяет говорить результат математической статистики, который позволил рассчитать показатели эффективности методики по развитию выносливости у детей. По результатам, полученным в ходе проведения проверок, зачетов и соревнований среди спортсменов-каратистов, можно судить о том, что разработанная методика является достаточно эффективным методом развития выносливости у детей, в частности, развития выносливости у юных спортсменов-каратистов.

Так, проведѐнные проверки в сравнении экспериментальной группы и контрольной группы показали статистически значимый высокий уровень по четырем показателям из шести представленных, что позволяет говорить нам о достоверно высоком уровне эффективности разработанной методики. Речь в данном случае идет о развитии компонентов общей выносливости, скоростно-силовой выносливости и скоростной выносливости у юных каратистов.