Файл: НК_2_гл21_комм_Лермонтов_2011.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 16.10.2020

Просмотров: 2091

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Споры с налоговыми органами возникают также по вопросу правомерности применения положений подпункта 20 пункта 2 статьи 149 НК РФ при отсутствии у налогоплательщика учета бланков билетов на посещение театрально-зрелищных, культурно-просветительных и зрелищно-развлекательных мероприятий.

В соответствии с пунктом 2 статьи 2 Федерального закона от 22.05.2003 N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт" организации и индивидуальные предприниматели в соответствии с порядком, определяемым Правительством РФ, могут осуществлять наличные денежные расчеты и (или) расчеты с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники в случае оказания услуг населению при условии выдачи ими соответствующих бланков строгой отчетности.

В соответствии с пунктом 2 Постановления Правительства РФ от 31.03.2005 N 171 "Об утверждении Положения об осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники" (в редакции Постановления Правительства РФ от 05.12.2006 N 743) установлено, что формы бланков строгой отчетности, утвержденные в соответствии с ранее установленными требованиями, могут применяться до утверждения форм бланков строгой отчетности в соответствии с Положением, предусмотренным данным Постановлением, но не позднее 01.09.2007.

Требования по оформлению документов строгой отчетности предусмотрены Положением о документах и документообороте в бухгалтерском учете, утвержденным Министерством финансов СССР 29.07.1983 N 105 (далее - Положение). В соответствии с пунктом 2.15 Положения порядок использования и учета бланков форм первичных документов строгой отчетности, а также круг предприятий, учреждений, на которых должны использоваться такие бланки, устанавливается министерствами и ведомствами в соответствии с указаниями ЦСУ СССР, Министерства финансов СССР и Госснаба СССР по вопросу об унификации форм первичных документов и об отнесении их в необходимых случаях к документам строгой отчетности. Пунктом 2.16 Положения предусмотрено, что бланки форм первичных документов, отнесенные к бланкам строгой отчетности, должны быть пронумерованы в порядке, установленном министерствами и ведомствами (нумератором, типографским способом). Согласно пункту 6.2 Положения бланки строгой отчетности должны храниться в сейфах, металлических шкафах или специальных помещениях, позволяющих обеспечить их сохранность.

Порядок оформления приема, хранения, выдачи, использования, учета, списания и уничтожения бланков строгой отчетности, в том числе входных билетов, установлен Методическими указаниями о порядке учета, хранения и уничтожения бланков строгой отчетности организациями и учреждениями системы Министерства культуры РФ, утвержденными письмом Министерства культуры РФ от 13.04.2000 N 01-67/16-21 по согласованию с Минфином России.


Формы бланков "Билет" и "Абонемент" утверждены Приказом Минфина России от 25.02.2000 N 20н "Об утверждении бланков строгой отчетности" как документы строгой отчетности.

Официальная позиция.

Как следует из письма Минфина России от 31.03.2005 N 03-04-11/70, льгота, установленная подпунктом 20 пункта 2 статьи 149 НК РФ, применяется при условии обеспечения учета входных билетов на посещение театрально-зрелищных, культурно-просветительных и зрелищно-развлекательных мероприятий как бланков строгой отчетности.

Судебная практика.

Вместе с тем в Постановлении ФАС Северо-Западного округа от 18.01.2007 N А56-9427/2005 арбитражный суд сделал вывод о том, что отсутствие у налогоплательщика учета бланков билетов на посещение театрально-зрелищных, культурно-просветительных и зрелищно-развлекательных мероприятий не может служить основанием для отказа в применении указанной льготы, поскольку налоговое законодательство не ставит ее применение в зависимость от этих обстоятельств.

Внимание!

Подпункт 20 пункта 2 статьи 149 НК РФ устанавливает исчерпывающий перечень данных услуг. В соответствии с абзацами 2 и 3 данного подпункта к данным услугам относят, в частности, услуги по предоставлению напрокат аудио-, видеоносителей из фондов указанных учреждений, реализацию входных билетов и абонементов на посещение.

Исходя из изложенного реализация музеем видеопродукции из своих фондов облагается НДС.

Вместе с тем научно-познавательная литература не может быть отнесена к каталогам, так как те носят главным образом справочный характер.

Также она не может быть отнесена к буклетам, поскольку, как следует из пункта 125 Правил продажи отдельных видов товаров и Перечня непродовольственных товаров надлежащего качества, не подлежащих возврату или обмену на аналогичный товар других размера, формы, габарита, фасона, расцветки или комплектации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 19.01.1998 N 55, книги и буклеты относятся к разным видам непериодических печатных изданий.

Реализация научно-познавательных книг (например, по астрономии) не относится к перечню, предусмотренному подпунктом 20 пункта 2 статьи 149 НК РФ, и ее освобождение от обложения НДС в соответствии с подпунктом 20 пункта 2 статьи 149 НК РФ является неправомерным.

Приказ Минкультуры России от 17.12.2008 N 257 утверждает форму "Билет" в качестве одной из форм бланков строгой отчетности при оказании услуг учреждениями культуры (театрально-зрелищными предприятиями, концертными организациями, коллективами филармоний, цирковыми предприятиями, зоопарками, музеями, парками (садами) культуры и отдыха и т.д.).

Законодательство РФ не содержит определения ни культурно-просветительского, ни зрелищно-развлекательного мероприятия.

По нашему мнению, исходя из смысла культурно-просветительских мероприятий можно сделать вывод, что книжные ярмарки относятся к данным мероприятиям. Следовательно, реализация указанных услуг может быть освобождена от обложения НДС в соответствии с абзацем 3 подпункта 20 пункта 2 статьи 149 НК РФ.


Вместе с тем необходимо также иметь в виду, что законодательство РФ прямо не относит указанные ярмарки ни к зрелищно-развлекательным, ни к культурно-просветительским мероприятиям. Поэтому при возникновении претензий налоговых органов свою позицию об освобождении от обложения НДС реализации входных билетов, возможно, придется отстаивать в судебном порядке.

Внимание!

Подпункт 20 пункта 2 статьи 149 НК РФ, в целях главы 21 НК РФ, регулирующей обложение НДС, относит библиотеки к учреждениям культуры и искусства.

Как указывает пункт 2 статьи 1275 ГК РФ, под репродуцированием (репрографическим воспроизведением) понимается факсимильное воспроизведение произведения с помощью любых технических средств, осуществляемое не в целях издания. Репродуцирование не включает воспроизведение произведения или хранение его копий в электронной (в том числе в цифровой), оптической или иной машиночитаемой форме, кроме случаев создания с помощью технических средств временных копий, предназначенных для осуществления репродуцирования.

Таким образом, услуги по воспроизведению печатной продукции (литературных произведений) в электронно-цифровой форме для нужд читателей не являются услугами по репродуцированию. Точно так же данные услуги не относятся к услугам по фотокопированию, ксерокопированию, микрокопированию печатной продукции.

Отсюда следует вывод, что освобождение услуг по воспроизведению печатной продукции (литературных произведений) в электронно-цифровой форме для нужд читателей от обложения НДС, в соответствии с подпунктом 20 пункта 2 статьи 149 НК РФ, является неправомерным.

Внимание!

При применении подпункта 22 пункта 2 статьи 149 НК РФ следует учитывать положения Приказа Минтранса России от 02.10.2000 N 110 "Об аэронавигационных и аэропортовых сборах, тарифах за обслуживание воздушных судов в аэропортах и воздушном пространстве Российской Федерации".

Пример.

Как следует из подпункта 4.2.1 приложения 1 к Приказу N 110 (далее - приложение 1), к указанному обслуживанию относятся, в частности, взвешивание и маркировка прибывающих и убывающих грузов и почты.

Данный подпункт относится к разд. IV "Тарифы за наземное обслуживание" приложения 1.

Как указывает письмо Минтранса России от 09.10.2007 N 01-01-02/2675 (направлено письмом ФНС России 02.11.2007 N ШТ-6-03/861@ "О направлении письма Минтранса России от 09.10.2007 N 01-01-02/2675") (далее - письмо N 01-01-02/2675), услугами по обслуживанию воздушных судов являются услуги, входящие в стоимостную основу тарифов, приведенных в главах "Тарифы за обслуживание воздушного судна" (пункты 4.11 - 4.13) и "Тарифы за техническое обслуживание воздушного судна" (пункты 4.14 - 4.17) разд. IV приложения 1.

Про иные услуги из указанного раздела IV в данном письме ничего не сказано.

Вместе с тем по смыслу подпункта 4.2.1 приложения 1 взвешивание и маркировка относятся к услугам по обслуживанию воздушных судов.


Подпункт 22 пункта 2 статьи 149 НК РФ не дает точного перечня услуг по обслуживанию воздушных судов, подлежащих освобождению от обложения НДС.

При этом письмо N 01-01-02/2675 не содержит прямого запрета на отнесение услуг по взвешиванию и маркировке прибывающих и убывающих грузов и почты к услугам по обслуживанию воздушных судов, подлежащих освобождению от обложения НДС в соответствии с указанным ранее подпунктом.

Внимание!

В НК РФ нет разъяснения, какие именно работы и услуги подпадают под понятие "обслуживание судов", указанное в подпункте 23 пункта 2 статьи 149 НК РФ.

МНС России в пункте 2 своего письма от 22.05.2001 N ВГ-6-03/411@ разъяснило: при применении подпункта 23 пункта 2 ст. 149 НК РФ следует иметь в виду, что налогом на добавленную стоимость не облагаются платежи, а также сборы за работы (услуги) по обслуживанию российских и иностранных морских судов, а также российских судов внутреннего плавания (лоцманская проводка, все виды портовых сборов, услуги судов портового флота, ремонтные и другие работы (услуги)), а именно:

- портовые сборы в морских портах (корабельный, маячный, канальный, причальный, якорный, экологический, лоцманский, навигационный, ледовый);

- платежи за услуги на внутренних водных путях (навигационное обслуживание, корабельная плата, стоянка судов на якоре, на палах причальных стенок, маячная плата, плата за прохождение каналов, ледокольное обеспечение, лоцманская проводка);

- платежи за услуги портового флота (работы и услуги портового служебно-вспомогательного флота, услуги портовых ледоколов, услуги рейдово-маневрового флота);

- платежи за ремонт морских судов и судов внутреннего плавания;

- сборы за таможенное оформление;

- сбор судовых льяльных вод и нефтепродуктов.

К другим работам (услугам), непосредственно связанным с обслуживанием морских судов и судов внутреннего плавания, относятся:

- снабжение судов топливом и водой;

- агентское, сюрвейерское, шипчандлерское обслуживание;

- водолазные работы по обслуживанию судов в портах;

- швартовые операции;

- санитарная обработка судов;

- услуги по регистрации судов;

- оформление судовых документов.

Согласно пункту 3.2 Методических рекомендаций по разработке инструкций по делопроизводству в федеральных органах исполнительной власти, утвержденных Приказом Росархива от 23.12.2009 N 76, оформление документа - это проставление необходимых реквизитов, установленных правилами документирования.

Шипчандлерское обслуживание в данном письме отнесено к другим работам (услугам), непосредственно связанным с обслуживанием морских судов и судов внутреннего плавания, однако из смысла данного письма не ясно, облагается ли НДС оказание шипчандлерских услуг.

Согласно Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности ОК 029-2001, утвержденному Постановлением Госстандарта России от 06.11.2001 N 454-ст (код 63.22), к услугам по обслуживанию судов в период стоянки в портах отнесены агентское, снабженческое (шипчандлерское) и обследовательское (сюрвейерское) обслуживание.


Ссылаясь на данный документ, Минфин России указал, что услуги по сюрвейерскому обслуживанию судов, оказываемые в период стоянки морских судов в портах, освобождаются от налогообложения НДС (письмо Минфина России от 18.02.2009 N 03-07-07/09).

Из этого может следовать вывод, что шипчандлерские услуги также освобождаются от налогообложения НДС, поскольку они наряду с сюрвейерским обслуживанием относятся к услугам по обслуживанию судов.

По мнению арбитражных судов, перечень услуг по обслуживанию морских судов и судов внутреннего плавания, не подлежащих налогообложению, законодателем не ограничен. При применении названной нормы следует исходить из содержания спорной услуги и непосредственного ее отношения к обслуживанию судов согласно техническим и иным требованиям, предъявляемым к безопасному мореплаванию морских судов (Постановления ФАС Северо-Западного округа от 18.06.2007 N А42-3695/2006, от 01.03.2006 N А05-9095/2005-11, ФАС Московского округа от 26.02.2007, 01.03.2007 N КА-А40/863-07, ФАС Дальневосточного округа от 17.11.2004 N Ф03-А51/04-2/2993).

Так, суд признал правомерным отнесение шипчандлерских услуг (доставку дистиллированной воды, продуктов питания, услуги моечной машины), оказанных судам в период стоянки их в порту к деятельности по обслуживанию морских судов и судов внутреннего плавания, поскольку данные услуги непосредственно связаны с обслуживанием судов (Постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 13.08.2008 N Ф08-4705/2008).

Учитывая изложенное, освобождение от налогообложения НДС шипчандлерских услуг, оказанных судам в период их стоянки в порту, является правомерным.

Внимание!

При применении подпункта 3 пункта 3 статьи 149 НК РФ следует учитывать следующее.

На основании ст. 5 Федерального закона от 02.12.1990 N 395-1 "О банках и банковской деятельности" (далее - Закон N 395-1) к банковским операциям относятся:

1) привлечение денежных средств физических и юридических лиц во вклады (до востребования и на определенный срок);

2) размещение указанных выше привлеченных средств от своего имени и за свой счет;

3) открытие и ведение банковских счетов физических и юридических лиц;

4) осуществление расчетов по поручению физических и юридических лиц, в том числе банков-корреспондентов, по их банковским счетам;

5) инкассация денежных средств, векселей, платежных и расчетных документов и кассовое обслуживание физических и юридических лиц;

6) купля-продажа иностранной валюты в наличной и безналичной формах;

7) привлечение во вклады и размещение драгоценных металлов;

8) выдача банковских гарантий;

9) осуществление переводов денежных средств по поручению физических лиц без открытия банковских счетов (за исключением почтовых переводов).

В силу пункта 1 статьи 824 ГК РФ по договору финансирования под уступку денежного требования одна сторона (финансовый агент) передает или обязуется передать другой стороне (клиенту) денежные средства в счет денежного требования клиента (кредитора) к третьему лицу (должнику), вытекающего из предоставления клиентом товаров, выполнения им работ или оказания услуг третьему лицу, а клиент уступает или обязуется уступить финансовому агенту это денежное требование.