Файл: НК_2_гл21_комм_Лермонтов_2011.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 16.10.2020

Просмотров: 2094

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Согласно статье 2 Закона N 128-ФЗ лицензией признается специальное разрешение на осуществление конкретного вида деятельности при обязательном соблюдении лицензионных требований и условий, выданное лицензирующим органом юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю.

Перечень видов деятельности, подлежащих лицензированию, определен статьей 17 Закона от 08.08.2001 N 128-ФЗ.

Пунктом 2 статьи 1 Закона N 128-ФЗ предусмотрены виды деятельности, на которые не распространяются его положения: деятельность кредитных организаций; образовательная деятельность и т.д. Порядок лицензирования указанных видов деятельности регулируется иными нормативными актами: Законом N 395-1, Законом РФ от 10.07.92 N 3266-1 "Об образовании" и т.д.

Официальная позиция.

По мнению Минфина России и налоговых органов, при отсутствии соответствующей лицензии налогоплательщики не вправе воспользоваться льготой, предусмотренной статьей 149 НК РФ.

Данная точка зрения изложена, например, в письмах Минфина России от 15.03.2006 N 03-04-05/04, от 18.10.2004 N 03-04-11/169, письмах Управления ФНС России по г. Москве от 21.02.2007 N 19-11/16478, от 06.02.2007 N 19-11/10261, от 24.01.2007 N 19-11/00557, от 22.03.2006 N 19-11/22544, от 06.05.2005 N 19-11/32602).

Судебная практика.

Как правило, арбитражные суды поддерживают позицию налоговых органов и считают неправомерным применение льгот, предусмотренных статьей 149 НК РФ, если у налогоплательщика нет соответствующей лицензии. См., например, Постановления ФАС Волго-Вятского округа от 13.03.2006 N А29-4527/2005а, от 26.02.2006 N А29-5878/2005а, от 20.02.2006 N А29-5879/2005а, Постановление ФАС Северо-Западного округа от 09.11.2006 по делу N А42-1796/04-15, Постановление ФАС Уральского округа от 01.02.2007 N Ф09-192/07-С2.

Вместе с тем использование налогоплательщиком льгот, предусмотренных статьей 149 НК РФ, при отсутствии у него соответствующей лицензии может быть признано правомерным, если арбитражный суд приходит к выводу, что у налогоплательщика отсутствовала реальная возможность для получения лицензии по независящим от него причинам.

Например, в Постановлении ФАС Северо-Западного округа от 27.02.2007 N А05-10051/2006-19 суд отклонил довод налогового органа о неправомерном применении учреждением здравоохранения льготы по НДС, предусмотренной подпунктом 2 пункта 2 статьи 149 НК РФ, при оказании медицинских услуг, обоснованный отсутствием в проверяемый период лицензии, поскольку учреждение для переоформления лицензии заблаговременно представило в уполномоченный орган заявление и необходимые документы, однако не имело возможности получить лицензию по независящим от него причинам, равно как и приостановить оказание медицинских услуг населению.

В Постановлении ФАС Западно-Сибирского округа от 06.02.2007 N Ф04-37/2007(30927-А27-42) арбитражный суд пришел к выводу, что налогоплательщик, осуществляющий услуги по перевозке пассажиров автотранспортом, обоснованно воспользовался льготой по НДС, предусмотренной подпунктом 7 пункта 2 статьи 149 НК РФ, при отсутствии у него надлежащим образом оформленной лицензии, указав в том числе, что у налогоплательщика до оформления документов о передаче в его оперативное управление учредителем автотранспортных средств отсутствовала какая-либо реальная возможность получения лицензии, несвоевременное получение лицензии было связано с действиями (бездействием) иных органов.


В Постановлении ФАС Северо-Западного округа от 11.10.2006 N А42-646/04-23 суд счел, что отсутствие лицензии на ремонт систем вооружения, средств управления войсками, кораблей и судов и их составных частей и оборудования не является основанием для отказа в применении льготы, предусмотренной подпунктом 23 пункта 2 статьи 149 НК РФ, поскольку в данном случае налогоплательщик предпринял заблаговременно и с достаточной степенью осмотрительности необходимые действия по получению лицензии в соответствии с действующим законодательством, имел аттестат соответствия помещения по требованиям безопасности информации, заключение экспертизы по защите информации, но лицензия не была получена своевременно по независящим от налогоплательщика причинам. Длительная процедура выдачи лицензии связана с изменением лицензирующего органа и переоформлением документов после издания Постановления Правительства РФ от 21.06.2002 N 456 "О лицензировании деятельности в области вооружения и военной техники", которое отменило ранее действовавшее Постановление Правительства РФ от 19.03.2001 N 207 "Об утверждении Положения о лицензировании деятельности в области вооружения и военной техники".

В Постановлении ФАС Волго-Вятского округа от 22.03.2007 N А39-3943/2006 арбитражный суд пришел к аналогичному выводу о том, что отсутствие лицензии на осуществление образовательной деятельности не может служить основанием для отказа в применении льготы, предусмотренной подпунктом 14 пункта 2 статьи 149 НК РФ, если образовательное учреждение не имело реальной возможности получить лицензию по независящим от него причинам.

Актуальная проблема.

Одной из актуальных проблем, связанных с применением статьи 149 НК РФ, является вопрос о правомерности необложения НДС операций при отсутствии раздельного учета операций, подлежащих налогообложению и не подлежащих налогообложению.

Законодательство РФ не дает точного определения раздельному учету.

Данная позиция подтверждается решением Арбитражного суда г. Москвы от 25.08.2008 N А40-53517/07-114-304.

Кроме того, согласно данному решению, поскольку НК РФ не содержит понятия раздельного учета, налогоплательщик должен сам разработать порядок ведения такого раздельного учета и утвердить соответствующим приказом (распоряжением) руководителя организации.

Как следует из Постановления ФАС Уральского округа от 12.07.2004 N Ф09-2683/04-АК, при отсутствии на предприятии раздельного учета операций, подлежащих налогообложению, и операций, не подлежащих налогообложению (освобождаемых от налогообложения), основания для применения подпункта 5 пункта 2 статьи 149 НК РФ отсутствуют.

Вместе с тем согласно другой позиции, представленной в Постановлениях ФАС Западно-Сибирского округа от 31.01.2005 N Ф04-18/2005(8026-А45-31) и от 30.08.2004 N Ф04-6025/2004(А45-4028-23), раздельный учет операций, подлежащих налогообложению и освобождаемых от налогообложения, не влияет на право учебного заведения на налоговую льготу, предусмотренную подпунктом 5 пункта 2 статьи 149 НК РФ.



Статья 150. Ввоз товаров на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, не подлежащий налогообложению (освобождаемый от налогообложения)


Комментарий к статье 150


Одной категорией налогоплательщиков налога на добавленную стоимость в силу статьи 143 НК РФ являются лица, которые перемещают товар (ввозят его) через границу Российской Федерации. Данные лица платят налог на добавленную стоимость только тогда, когда такая обязанность установлена для них ТК ТС, следовательно, указанные лица исчисляют и уплачивают налог на добавленную стоимость в порядке, который предусмотрен не только налоговым, но и таможенным законодательством.

Объектом налогообложения налогом на добавленную стоимость в силу подпункта 4 пункта 1 статьи 146 НК РФ является ввоз товаров на таможенную территорию Российской Федерации.

Следует отметить, что отличие этого объекта налогообложения заключается в том, что налог на добавленную стоимость, который взимается при ввозе, является не только налоговым, но и таможенным платежом. Следовательно, при определении объекта налогообложения при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации необходимо учитывать соответствующие положения ТК ТС.

Освобождение по пункту 1 статьи 150 НК РФ предоставляется при наличии подтверждающего удостоверения. Форма и порядок выдачи этого удостоверения определяются Правительством Российской Федерации. В частности, таковым признается удостоверение Комиссии по вопросам международной гуманитарной помощи при Правительстве Российской Федерации.

Согласно статье 1 Федерального закона от 04.05.1999 N 95-ФЗ "О безвозмездной помощи (содействии) Российской Федерации и внесении изменений и дополнений в отдельные законодательные акты Российской Федерации о налогах и об установлении льгот по платежам в государственные внебюджетные фонды в связи с осуществлением безвозмездной помощи (содействия) Российской Федерации" основанием для применения льготы является отнесение средств, товаров, предоставляемых юридическим лицам, а также выполняемых для них работ и оказываемых им услуг в качестве гуманитарной или технической помощи (содействия) на безвозмездной основе международными и иностранными учреждениями или некоммерческими организациями к безвозмездной помощи (содействию) на основании удостоверений (документов), подтверждающих принадлежность указанных средств, товаров, работ и услуг к гуманитарной или технической помощи (содействию).

В Постановлении ФАС Московского округа от 31.01.2005 N КА-А40/13235-04 суд признал, что основанием для предоставления освобождения по пункту 1 статьи 150 НК РФ является удостоверение Комиссии по вопросам международной гуманитарной помощи при Правительстве Российской Федерации.

Внимание!


В подпункте 1 пункта 2 статьи 149 НК РФ перечислен ряд медицинских товаров отечественного и зарубежного производства согласно перечню, утверждаемому Правительством Российской Федерации, в том числе важнейшая и жизненно необходимая медицинская техника.

Правительство Российской Федерации Постановлением от 17.01.2002 N 19 утвердило Перечень важнейшей и жизненно необходимой медицинской техники (далее - Перечень).

Из содержания Перечня следует, что принадлежность медицинской техники к Перечню определяется кодом Общероссийского классификатора продукции ОК 005-93.

Исходя из Постановления ФАС Волго-Вятского округа от 02.10.2008 N А43-638/2008-42-37 перечень товаров, утвержденный для целей статьи 149 НК РФ, применяется и при ввозе товаров в РФ.

Внимание!

При применении статьи 150 НК РФ следует учитывать Перечень технологического оборудования (в том числе комплектующих и запасных частей к нему), аналоги которого не производятся в Российской Федерации, ввоз которого на территорию Российской Федерации не подлежит обложению налогом на добавленную стоимость, утвержденный Постановлением Правительства РФ от 30.04.2009 N 372.

При этом на практике возникает вопрос, какими документами подтверждается факт отнесения оборудования к технологическому.

Приказом ГТК России от 07.02.2001 N 131 "Об утверждении Инструкции о порядке применения таможенными органами Российской Федерации налога на добавленную стоимость в отношении товаров, ввозимых на территорию Российской Федерации" установлено, что технологическим является оборудование, в отношении которого таможенные органы выдали соответствующее подтверждение.

Однако в судебной практике существует и другой подход.

ФАС Восточно-Сибирского округа в Постановлении от 09.09.2004 N А33-3653/04-С6-Ф02-3637/04-С1 указал, что требование налогового органа о получении разрешения ГТК России является установлением дополнительного условия для применения льготы, что противоречит НК РФ. Поэтому указанная Инструкция не подлежит применению.

В Постановлении ФАС Московского округа от 19.01.2006 N КА-А40/13022-05 указано, что в качестве документа, подтверждающего, что оборудование является технологическим, суд привел заключение Госстандарта России.

ФАС Уральского округа в Постановлении от 14.12.2004 N Ф09-5283/04-АК в качестве документов, подтверждающих, что оборудование является технологическим, принял техническую документацию на оборудование, письмо производителя оборудования, справку специалистов, подтверждающую факт сборки оборудования как единого целого.


Статья 151. Особенности налогообложения при ввозе товаров на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, и вывозе товаров с территории Российской Федерации


Комментарий к статье 151


В связи со вступлением в силу Федерального закона от 27.11.2010 N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации" (далее - Закон N 311-ФЗ) ТК РФ утратил силу, за исключением пункта 1 статьи 357.10 ТК РФ. Закон N 311-ФЗ был опубликован 29 ноября 2010 г. в "Российской газете" и вступил в силу по истечении одного месяца со дня опубликования.


До вступления в силу Закона "О таможенном регулировании в Российской Федерации" ТК РФ действовал в части, не противоречащей ТК ТС, вступившему в силу с 1 июля 2010 г. (часть 2 статьи 1 ТК ТС, часть 2 статьи 8 ТК РФ).

Помимо этого, с 01.01.2011 применяются новая форма таможенной декларации и Инструкция по ее заполнению, утвержденные решением Комиссии Таможенного союза от 20.05.2010 N 257.

Также с 01.01.2011 вступили в силу Федеральный закон от 27.11.2010 N 306-ФЗ и Федеральный закон от 27.11.2010 N 309-ФЗ. Они вносят в НК РФ изменения, приводящие текст Кодекса в соответствие с ТК ТС. Например, вместо понятия "таможенный режим" введено понятие "таможенная процедура".

Как следует из статьи 151 НК РФ, особенности налогообложения при ввозе и вывозе товаров зависят от конкретного вида таможенной процедуры, под которую помещены товары.

На основании статьи 209 ТК ТС выпуск для внутреннего потребления - таможенная процедура, при помещении под которую иностранные товары находятся и используются на таможенной территории Таможенного союза без ограничений по их пользованию и распоряжению, если иное не установлено настоящим Кодексом.

В силу пункта 1 статьи 212 ТК ТС экспорт - таможенная процедура, при которой товары таможенного союза вывозятся за пределы таможенной территории Таможенного союза и предназначаются для постоянного нахождения за ее пределами.

Как указано в пункте 1 статьи 215 ТК ТС, таможенный транзит - таможенная процедура, в соответствии с которой товары перевозятся под таможенным контролем по таможенной территории Таможенного союза, в том числе через территорию государства, не являющегося членом Таможенного союза, от таможенного органа отправления до таможенного органа назначения без уплаты таможенных пошлин, налогов с применением запретов и ограничений, за исключением мер нетарифного и технического регулирования.

В соответствии со статьей 229 ТК ТС таможенный склад - таможенная процедура, при которой иностранные товары хранятся под таможенным контролем на таможенном складе в течение установленного срока без уплаты таможенных пошлин, налогов и без применения мер нетарифного регулирования.

Переработка на таможенной территории - таможенная процедура, при которой иностранные товары используются для совершения операций по переработке на таможенной территории таможенного союза в установленные сроки с полным условным освобождением от уплаты ввозных таможенных пошлин, налогов и без применения мер нетарифного регулирования с последующим вывозом продуктов переработки за пределы таможенной территории таможенного союза (пункт 1 статьи 239 ТК ТС).

Исходя из пункта 1 статьи 252 ТК ТС переработка вне таможенной территории - таможенная процедура, при которой товары таможенного союза вывозятся с таможенной территории Таможенного союза с целью совершения операций по переработке вне таможенной территории Таможенного союза в установленные сроки с полным условным освобождением от уплаты вывозных таможенных пошлин и без применения мер нетарифного регулирования с последующим ввозом продуктов переработки на таможенную территорию Таможенного союза.