ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 16.10.2020
Просмотров: 2092
Скачиваний: 1
Денежное требование к должнику может быть уступлено клиентом финансовому агенту также в целях обеспечения исполнения обязательства клиента перед финансовым агентом.
В соответствии со ст. 825 ГК РФ (в редакции, действовавшей до вступления в силу Федерального закона от 09.04.2009 N 56-ФЗ, далее - Закон N 56-ФЗ) в качестве финансового агента договоры финансирования под уступку денежного требования могут заключать банки и иные кредитные организации, а также другие коммерческие организации, имеющие разрешение (лицензию) на осуществление деятельности такого вида.
Исходя из изложенного операции финансирования под уступку денежного требования в качестве банковских операций в Законе N 395-1 не упомянуты. Кроме того, в подпункте 3 пункта 3 статьи 149 НК РФ такие операции не указаны.
Можно сделать вывод, что операции, осуществляемые банком в качестве финансового агента по договору факторинга, не относятся к банковским ни по смыслу ст. 5 Закона N 395-1, ни по смыслу подпункта 3 пункта 3 статьи 149 НК РФ.
Официальная позиция.
МНС России в письме от 15.06.2004 N 03-2-06/1/1371/22 разъяснило, что подпунктом 3 пункта 3 статьи 149 НК РФ предусмотрен перечень банковских операций, освобождаемых от налога на добавленную стоимость, операции финансирования под уступку денежного требования, осуществляемые банками в рамках лицензии на осуществление банковской деятельности, указанным перечнем не предусмотрены.
В связи с изложенным операции банков, осуществляемые по договору финансирования под уступку денежного требования вне зависимости от условий договора финансирования, подлежат обложению налогом на добавленную стоимость по налоговой ставке 18 процентов.
На данную позицию обратило внимание и УМНС России по г. Москве в письме от 27.08.2004 N 24-14/55637 "Обзор применения законодательства по налогу на добавленную стоимость за первое полугодие 2004 года".
Судебная практика.
Следует отметить, что судебная практика также придерживается подхода, согласно которому операции банков, осуществляемые по договору финансирования под уступку денежного требования, не освобождаются от обложения налогом на добавленную стоимость.
ФАС Московского округа в Постановлении от 11.05.2004 N КА-А40/3109-04 пришел к выводу, что действия банка в рамках выполнения договора финансирования под уступку денежного требования не относятся к числу банковских операций, которые в силу подпункта 3 пункта 3 статьи 149 НК РФ не подлежат налогообложению по НДС.
ФАС Центрального округа в Постановлении от 13.12.2007 N А09-1310/07-24-29 указал, что на факторинговые операции не распространяется освобождение от обложения НДС, предусмотренное подпунктом 3 пункта 3 статьи 149 НК РФ, поскольку они хотя и совершаются кредитными организациями, не относятся к числу банковских операций.
ФАС Северо-Западного округа в Постановлении от 26.10.2005 N А56-45999/04 пришел к выводу, что факторинговые операции не отнесены к числу банковских операций, которые в соответствии с подпунктом 3 пункта 3 статьи 149 НК РФ освобождаются от налогообложения.
Законом N 56-ФЗ, вступившим в силу 26.04.2009, положения статьи 825 ГК РФ изложены в новой редакции.
Согласно новой редакции ГК РФ в качестве финансового агента договоры финансирования под уступку денежного требования могут заключать коммерческие организации.
Применительно к рассматриваемой проблеме следует отметить, что вступление в силу Закона N 56-ФЗ окончательно устанавливает, что факторинговые операции не относятся к банковским, так как с 26.04.2009 предоставлено право осуществлять факторинговую деятельность любым коммерческим организациям без получения специального разрешения. А операция, которую вправе осуществлять любые коммерческие организации, по смыслу Закона N 395-1 не может признаваться банковской операцией.
Таким образом, операции банка, осуществляемые в качестве финансового агента по договору факторинга, не освобождаются от налогообложения НДС на основании подпункта 3 пункта 3 статьи 149 НК РФ.
Актуальная проблема.
Встречаются также споры по вопросу о том, облагается ли НДС оформление банковских карточек с образцами подписей и оттиска печати.
Карточка с образцами подписей и оттиска печати является одним из основных документов, представляемых организацией для открытия банковского счета. Порядок ее оформления установлен Инструкцией Банка России от 14.09.2006 N 28-И "Об открытии и закрытии банковских счетов, счетов по вкладам (депозитам)", а также указанием Банка России от 21.06.2003 N 1297-У "О порядке оформления карточки с образцами подписей и оттиска печати".
Официальная позиция.
По мнению налоговых органов, вознаграждение, взимаемое банком за оформление карточки с образцами подписей и оттиска печати, подлежит обложению налогом на добавленную стоимость в общеустановленном порядке, поскольку указанная услуга банков не является специфической банковской операцией по открытию и ведению банковских счетов клиентов. Данная точка зрения содержится в письмах ФНС России от 23.03.2005 N 03-1-03/417/7, от 17.05.2005 N ММ-6-03/404@, в письмах МНС России от 01.12.2003 N 03-2-06/1/3459/22-АТ492, от 13.05.2004 N 03-1-08/1191/15@, а также письме Управления МНС России по г. Москве от 27.08.2004 N 24-14/55637.
Судебная практика.
Вместе с тем в Постановлении ФАС Уральского округа от 09.10.2006 N Ф09-8945/06-С2 арбитражный суд пришел к выводу, что у налогового органа отсутствовали правовые основания для доначисления НДС, пеней и штрафа, так как оформление карточки с образцами подписей было произведено кредитной организацией с целью проведения операций по открытию счета и, следовательно, она правомерно, на основании пункта 3 статьи 149 НК РФ, не относила денежные средства, взимаемые в качестве комиссии за оформление карточек с образцами подписей, в облагаемую базу по НДС. Данный вывод, как считают судьи, соответствует содержанию и смыслу налоговой льготы, предусмотренной пунктом 3 статьи 149 НК РФ, и не противоречит указаниям Банка России и статье 11 НК РФ.
В Постановлении ФАС Поволжского округа от 22.06.2006 N А65-23366/05-СА1-7 арбитражный суд также отклонил доводы налогового органа о том, что услуга по оформлению карточки с образцами подписей и оттиска печати не является специфической банковской операцией по открытию и ведению банковских счетов, в связи с чем вознаграждение, взимаемое банком за оформление карточки, подлежит обложению НДС в общеустановленном порядке. Суд указал, что доходы, полученные банком от оформления документов, связанных с открытием и ведением банковских счетов, относятся к банковским услугам. Учитывая, что оплата за указанные действия вытекает из банковских операций и во исполнение банком своих обязательств перед клиентом согласно договору банковского счета, эти работы, по мнению судей, не подпадают под действия статей 38, 146 НК РФ, так как реализация работ (услуг) связана с банковской деятельностью налогоплательщика.
Актуальная проблема.
Также встречаются споры по вопросу применения льготы, предусмотренной подпунктом 3 пункта 3 статьи 149 НК РФ в отношении операций по реализации дорожных чеков.
Судебная практика.
В Постановлении ФАС Северо-Западного округа от 30.10.2006 N А56-32809/2005 арбитражный суд отклонил доводы налогового органа о том, что реализация дорожных чеков не относится к банковским операциям, приведенным в подпункте 3 пункта 3 статьи 149 НК РФ, а следовательно, комиссионное вознаграждение, полученное от этих операций, подлежит обложению НДС в общеустановленном порядке. Как указал суд, дорожный чек представляет собой денежное обязательство выплатить указанную в чеке сумму тому владельцу, образец подписи которого проставляется на дорожном чеке в момент его продажи. Чек является ценной бумагой в соответствии со статьей 877 ГК РФ. Операции с дорожными чеками относятся к банковским операциям, поскольку в соответствии со статьей 6 Закона о банках и банковской деятельности осуществляются банком на основании лицензии Банка России на осуществление банковских операций. Таким образом, банком правомерно применена льгота по НДС в соответствии с подпунктом 3 пункта 3 статьи 149 НК РФ.
Актуальная проблема.
В правоприменительной практике встречаются споры по вопросу о том, подлежат ли обложению НДС осуществляемые банком операции по переводам денежных средств по поручению физических лиц без открытия банковских счетов в рамках международных платежных систем "Вестерн Юнион" и "Anelik".
Положением Банка России от 01.04.2003 N 222-П "О порядке осуществления безналичных расчетов физическими лицами в Российской Федерации" предусмотрено, что через кредитные организации (их филиалы), имеющие лицензию Банка России, предусматривающую открытие и ведение банковских счетов физических лиц и (или) осуществление переводов денежных средств по поручению физических лиц без открытия банковских счетов (за исключением почтовых переводов), производятся безналичные расчеты физических лиц, не связанные с осуществлением ими предпринимательской деятельности.
Официальная позиция.
Согласно официальной позиции Минфина России и налоговых органов, банк при осуществлении операций по выплатам и отправлениям денежных переводов по международной системе "Вестерн Юнион" выступает в качестве агента этой системы. В этой связи агентское вознаграждение, получаемое банком при осуществлении операций по выплатам и отправлениям денежных переводов по международной системе "Вестерн Юнион", подлежит обложению НДС на основании пункта 7 статьи 149 НК РФ.
Минфин России в письме от 31.10.2006 N 03-04-03/28 отметил, что осуществляемые участниками расчетов операции по переводам денежных средств по поручению физических лиц без открытия банковских счетов в рамках системы денежных переводов и платежей относятся к банковским операциям и, соответственно, освобождаются от налогообложения налогом на добавленную стоимость.
При этом финансовое ведомство обратило внимание, что договора, заключаемые кредитными организациями с целью использования платежных систем при осуществлении расчетов, могут иметь признаки различных договоров, в том числе агентского договора. В связи с этим, если заключенный договор содержит признаки, соответствующие договорам поручения, комиссии или агентского договора, то вознаграждение, получаемое кредитной организацией за осуществление банковской операции по переводу денежных средств физических лиц, не подлежащей налогообложению налогом на добавленную стоимость, по мнению Минфина России, следует облагать этим налогом в общеустановленном порядке.
Данный подход находит отражение и в позиции налоговых органов. Так, ФНС России в письме от 06.06.2005 N 03-1-03/947/7 рассмотрела ситуацию, когда для осуществления операций по переводу денежных средств физических лиц по международной системе денежных переводов "Вестерн Юнион" в банке организуются пункты обслуживания клиентов этой системы.
Кроме того, операции банка по выплатам и отправлениям денежных переводов производятся банком в строгом соответствии с правилами работы в системе "Вестерн Юнион", содержащимися в предоставляемом банку Руководстве оператора по работе в системе денежных переводов "Вестерн Юнион".
Таким образом, банк при осуществлении операций по выплатам и отправлениям денежных переводов по международной системе "Вестерн Юнион" выступает в качестве агента этой системы.
В этой связи агентское вознаграждение, получаемое банком при осуществлении операций по выплатам и отправлениям денежных переводов по международной системе "Вестерн Юнион", по мнению ФНС России, подлежит обложению налогом на добавленную стоимость на основании пункта 7 статьи 149 НК РФ.
Следует отметить, что согласно пункту 7 статьи 149 НК РФ освобождение от налогообложения в соответствии с положениями настоящей статьи не применяется при осуществлении предпринимательской деятельности в интересах другого лица на основе договоров поручения, договоров комиссии либо агентских договоров, если иное не предусмотрено НК РФ.
В соответствии с пунктом 1 статьи 1005 ГК РФ по агентскому договору одна сторона (агент) обязуется за вознаграждение совершать по поручению другой стороны (принципала) юридические и иные действия от своего имени, но за счет принципала либо от имени и за счет принципала. Статьей 1006 ГК РФ установлено, что принципал обязан уплатить агенту вознаграждение в размере и в порядке, установленных в агентском договоре. Согласно пункту 1 статьи 1008 ГК РФ в ходе исполнения агентского договора агент обязан представлять принципалу отчеты.
Судебная практика.
Вместе с тем арбитражные суды считают, что осуществляемые участниками расчетов операции по переводам денежных средств по поручению физических лиц без открытия банковских счетов в рамках международных систем "Вестерн Юнион" и "Anelik" не подлежат обложению НДС, поскольку договоры, заключенные банком с целью использования платежных систем при осуществлении расчетов, не являются агентскими и к ним не подлежат применению положения пункта 7 статьи 149 НК РФ.
Судьи при этом ссылаются на то, что, согласно условиям названных договоров, налогоплательщик получает вознаграждение от клиентов - физических лиц, а не от организаций, с которыми заключены указанные договоры. В связи с этим исходя из положений статьи 1005 ГК РФ судьи отклоняют доводы налоговых органов о квалификации указанных договоров как агентских и о нарушении налогоплательщиком требований пункта 7 статьи 149 НК РФ. Осуществляемые банком операции по переводам денежных средств по поручению физических лиц без открытия банковских счетов в рамках этих систем являются банковскими операциями и не подлежат обложению НДС.
Данные выводы содержатся, например, в Постановлениях ФАС Западно-Сибирского округа от 11.04.2007 N Ф04-2070/2007(33279-А45-14), от 02.04.2007 N Ф04-1931/2007(32953-А45-14), от 12.03.2007 N Ф04-1128/2007(32139-А45-14), от 05.02.2007 N Ф04-9578/2006(30837-А45-14), от 18.01.2006 N Ф04-9741/2005(18862-А75-6), Постановлении ФАС Поволжского округа от 22.11.2006 N А12-5950/06-С33, Постановлении ФАС Восточно-Сибирского округа от 05.12.2006 N А10-3206/06-22-Ф02-6468/06-С1.
Внимание!
При применении подпункта 7 пункта 3 статьи 149 НК РФ следует учитывать, что льгота по НДС распространяется только на страховые организации и негосударственные пенсионные фонды.
При этом Закон РФ от 27.11.1992 N 4015-1 "Об организации страхового дела в Российской Федерации" (далее - Закон РФ N 4015-1) разделяет понятия "страховая организация" и "общество взаимного страхования". Так, пункт 2 статьи 4.1 Закона РФ N 4015-1 указывает, что страховые организации, общества взаимного страхования, страховые брокеры и страховые актуарии являются субъектами страхового дела.
Таким образом, льгота по НДС, предусмотренная подпунктом 7 пункта 3 статьи 149 НК РФ, не распространяется на оказание услуг по страхованию обществом взаимного страхования.
Вместе с тем согласно пункту 2 статьи 968 ГК РФ общества взаимного страхования осуществляют страхование имущества и иных имущественных интересов своих членов и являются некоммерческими организациями. Аналогичное определение содержится в пункте 1 статьи 5 Федерального закона от 29.11.2007 N 286-ФЗ "О взаимном страховании".