ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 16.10.2020
Просмотров: 2097
Скачиваний: 1
При этом право на налоговый вычет не может быть поставлено в зависимость от иных обстоятельств, не установленных гл. 21 НК РФ. Заявляя о кабальности заключенного сторонами договора, налоговый орган в рамках положений ст. 40 НК РФ не привел доводов относительно цены сделки, в том числе о ее завышении, и не указал, в чем конкретно состоит неосновательно полученная обществом налоговая выгода.
В Постановлении от 21.12.2009 по делу N А32-21695/2008-46/378-2009-34/283 ФАС Северо-Кавказского округа отметил, что КС РФ в Определении от 02.10.2003 N 384-О разъяснил, что в силу п. 3 ст. 171 НК РФ в тех случаях, когда покупатель является налоговым агентом продавца услуги и сам исчисляет, удерживает и уплачивает НДС, он, соответственно, имеет право на вычет уплаченных сумм. Документом, служащим основанием для принятия предъявленных сумм налога к вычету или возмещению в порядке, предусмотренном НК РФ, является счет-фактура.
Следовательно, российская организация, уплатившая в бюджет в качестве налогового агента суммы НДС при приобретении услуг у иностранного юридического лица, не состоящего на налоговом учете в налоговом органе, местом реализации которых признается территория РФ, имеет право на вычет данной суммы налога в том налоговом периоде, в котором было произведено фактическое перечисление этой суммы в бюджет. Таким образом, вывод суда о том, что НДС, уплаченный покупателем - налоговым агентом, может быть включен в налоговые вычеты в период, следующий за периодом, в котором НДС исчислен в налоговой декларации, не соответствует законодательству.
ФАС Московского округа в Постановлении от 30.11.2009 N КА-А41/12049-09 отклонил довод налогового органа о том, что на основании п. 3 ст. 171 НК РФ налоговые агенты имеют право принять к вычету НДС, исчисленный и уплаченный в бюджет, лишь в периоде, следующем за тем, в котором налог был уплачен и отражен в налоговой декларации.
В соответствии с п. 3 ст. 171, п. 4 ст. 174 НК РФ вычетам подлежат суммы НДС, уплаченные покупателями - налоговыми агентами при приобретении товаров (работ, услуг) у иностранных лиц, не состоящих на учете в налоговых органах на территории РФ.
Суд исходил из того, что данная норма применяется при условии, что товары (работы, услуги) были приобретены налогоплательщиком, являющимся налоговым агентом, для осуществления операций, облагаемых НДС, и при их приобретении у налогоплательщика - иностранного лица, не состоящего на учете в налоговом органе, налоговый агент удержал и уплатил налог из доходов налогоплательщика, то есть иностранного лица. Таким образом, организация, уплатившая в бюджет в качестве налогового агента суммы НДС при приобретении у иностранного лица, не состоящего на налоговом учете в налоговом органе, товаров (работ, услуг), местом реализации которых признается территория РФ, имеет право на вычет данной суммы налога.
Внимание!
Отметим, что п. 5 ст. 169 НК РФ установлен перечень обязательных для счета-фактуры реквизитов, а в п. 6 дается пояснение относительно лиц, которые должны подписать счет-фактуру.
В то же время п. 7 ст. 169 НК РФ устанавливается, что в случае, если по условиям сделки обязательство выражено в иностранной валюте, то суммы, указываемые в счете-фактуре, могут быть выражены в иностранной валюте.
Прямого указания на то, что данное положение применяется и налоговыми агентами, положения гл. 21 НК РФ, в том числе п. 3 ст. 168 НК РФ, не содержат.
При этом следует учесть, что п. 5 ст. 169 НК РФ, а также Правила ведения журналов учета полученных и выставленных счетов-фактур, книг покупок и книг продаж при расчетах по налогу на добавленную стоимость, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 02.12.2000 N 914, не устанавливают обязанности указывать суммы в счете-фактуре в рублях.
Таким образом, организация вправе оформить счет-фактуру в иностранной валюте при исполнении обязанности налогового агента при приобретении консультационных услуг у иностранного продавца (резидента Великобритании), не зарегистрированного на территории Российской Федерации.
Внимание!
Пункт 3 статьи 161 НК РФ не содержит каких-либо исключений для бюджетных организаций. Следовательно, на бюджетную организацию в данном случае распространяются обязанности налогового агента по НДС с арендной платы за арендуемые ей помещения. Она должна исчислять и уплачивать с этих сумм НДС, но при этом следует помнить, что НДС в этой ситуации уплачивается в бюджет не за счет собственных средств организации-арендатора, а удерживается из средств, подлежащих перечислению арендодателю.
Внимание!
С 01.01.2011 арендатор признается налоговым агентом по НДС, если арендодателем является казенное учреждение. В этом случае при перечислении арендной платы арендатор должен удержать и уплатить в бюджет соответствующую сумму налога, которую впоследствии может принять к вычету.
Статья 162. Особенности определения налоговой базы с учетом сумм, связанных с расчетами по оплате товаров (работ, услуг)
Комментарий к статье 162
В соответствии с пунктом 1 статьи 153 НК РФ налоговая база при реализации товаров (работ, услуг) определяется налогоплательщиком в соответствии с главой 21 НК РФ в зависимости от особенностей реализации произведенных им или приобретенных на стороне товаров (работ, услуг).
При передаче товаров (выполнении работ, оказании услуг) для собственных нужд, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 146 НК РФ, налоговая база определяется налогоплательщиком в соответствии с главой 21 НК РФ.
Порядок определения налоговой базы при реализации товаров (работ, услуг) установлен статьей 154 НК РФ. При этом НК РФ, в частности, предусматривает особенности определения налоговой базы с учетом сумм, связанных с расчетами по оплате товаров (работ, услуг) (статья 162 НК РФ).
Перечень операций, не подлежащих налогообложению (освобождаемых от налогообложения), установлен в статье 149 НК РФ.
Правила, в соответствии с которыми местом реализации в целях главы 21 НК РФ признается территория Российской Федерации, установлены: в отношении товаров - статьей 147 НК РФ, в отношении работ (услуг) - статьей 148 НК РФ.
Внимание!
По мнению финансового ведомства (см. письма Минфина России от 26.03.2007 N 03-07-11/74 и от 19.12.2005 N 03-04-15/116), в случае если ранней из дат является день оказания услуг, пересчет иностранной валюты в рубли в целях определения налоговой базы и предъявления налога покупателю следует производить на дату оказания услуг. При получении продавцом оплаты в сумме меньшей по сравнению с суммой, определенной на день оказания услуг, уменьшение суммы налога, исчисленной на день оказания услуг, не производится. В случае если оплата услуг получена продавцом после их оказания в сумме большей по сравнению с суммой, определенной на день оказания услуг, положительная разница, возникающая на дату получения полной оплаты, подлежит включению в налоговую базу на основании пп. 2 п. 1 ст. 162 НК РФ.
Аналогичная позиция высказывается в письмах УФНС России по Московской области от 29.09.2006 N 21-22-И/1172, ФНС России от 25.01.2006 N ММ-6-03/62@, УФНС России по г. Москве от 31.10.2006 N 21-11/95156@ и от 12.05.2006 N 19-11/39204 и Постановлениях ФАС Московского округа от 16.01.2009 N КА-А41/12582-08, ФАС Уральского округа от 05.10.2006 N Ф09-8899/06-С2 по делу N А07-5842/06, от 27.07.2006 N Ф09-6541/06-С2.
ФАС Волго-Вятского округа (Постановление от 21.12.2007 N А43-6328/2007-34-140) пришел к выводу, что, если в счете-фактуре цена товара и НДС указаны в иностранной валюте, налогоплательщик-продавец не вправе изменять (увеличивать либо уменьшать) налоговую базу по НДС, которая исчислена по курсу рубля к этой валюте на момент отгрузки товара (работ, услуг), по причине изменения валютного курса на день оплаты этого товара.
Однако по данному вопросу существует и противоположное мнение.
Так, в письме УМНС России по г. Москве от 06.09.2004 N 24-11/57576 указывается, что ранее начисленные суммы НДС корректируются продавцом на основании фактически полученной выручки от реализации товаров (работ, услуг), т.е. с учетом суммовых разниц.
О том, что при определении налоговой базы по НДС учитываются любые изменения, как положительные, так и отрицательные разницы, говорится в недавнем письме ФНС России от 24.08.2009 N 3-1-07/674 "О применении НДС по договорам об оплате в условных единицах". При этом делается ссылка на положения п. 1 ст. 154 НК РФ, согласно которому налоговая база по НДС должна определяться с учетом всей полученной оплаты. Налоговая база, определенная на дату отгрузки товаров при использовании в расчетах условных единиц, носит условный характер и не может учитываться по сумме, определенной ранее того налогового периода, в котором произведена оплата. Таким образом, на момент оплаты в ранее выставленный счет-фактуру необходимо внести исправления, указав стоимостные показатели в рублях по курсу на день оплаты. Исправленный счет-фактура в книге продаж за период отгрузки не аннулируется, а в период оплаты вновь регистрируется в книге продаж, но только на сумму образовавшейся положительной или отрицательной разницы.
Однако следует учитывать, что в Постановлении Правительства РФ от 02.12.2000 N 914 предусмотрены исправления в счете-фактуре только с аннулированием записи в книге продаж за первоначальный период и регистрация исправленного счета-фактуры на полную сумму.
Президиум ВАС РФ (Постановление от 17.02.2009 N 9181/08) пришел к выводу, что налоговая база должна корректироваться на сумму отрицательных суммовых разниц.
Данное мнение ВАС РФ поддерживается нижестоящими арбитражными судами (см. Постановления ФАС Московского округа от 05.12.2008 N КА-А40/10789-08, от 26.03.2008 N КА-А40/14002-07, от 26.03.2008 N КА-А40/13934-07, от 17.01.2008 N КА-А40/13979-07-П, от 27.09.2007, 03.10.2007 N КА-А40/9926-07, от 27.06.2007, 02.07.2007 N КА-А40/5927-07-2, от 24.05.2007, 28.05.2007 N КА-А40/4537-07, ФАС Северо-Западного округа от 07.10.2005 N А56-6029/2005).
Таким образом, корректировать в сторону уменьшения налоговую базу по НДС, сформированную на дату отгрузки, на суммы отрицательных суммовых (курсовых) разниц правомерно.
Внимание!
НК РФ не содержит понятия резерва на проведение текущего и капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме.
Понятие резерва на проведение текущего и капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме на законодательном уровне не закреплено. При практическом применении п. 3 ст. 162 НК РФ следует учитывать положение п. 7 ст. 3 НК РФ, согласно которому все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика (плательщика сборов). Поэтому налогоплательщику достаточно обеспечить формальное соответствие назначения внесенных в счет будущего ремонта сумм цели, указанной в НК РФ. Например, управляющая организация вправе включить в договор управления (или предложить прописать в протоколе общего собрания собственников помещений) условие о том, что плата за капитальный ремонт, вносимая собственниками помещений, направляется на формирование резерва на проведение текущего или капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме. Соответствующую формулировку нужно включить и в протокол общего собрания членов ТСЖ, на котором принято решение о создании резервного фонда.
Освобождение от обложения налогом на добавленную стоимость ремонтных работ, оплачиваемых за счет средств рассматриваемого резерва, НК РФ не предусмотрено. На это обратил внимание Минфин России в письме от 23.12.2009 N 03-07-15/169. Данное обстоятельство, а также тот факт, что рассматриваемая норма включена в ст. 162 НК РФ, которая называется "Особенности определения налоговой базы с учетом сумм, связанных с расчетами по оплате товаров (работ, услуг)", указывают на то, что поступления на формирование резерва по своей сущности являются предварительной оплатой ремонтных работ. Поэтому нет оснований применять ст. 324 НК РФ, устанавливающую порядок формирования резерва предстоящих расходов на ремонт основных средств.
Статья 162.1. Особенности налогообложения при реорганизации организаций
Комментарий к статье 162.1
Внимание!
Законодательно не установлен срок, в течение которого налогоплательщик-правопреемник должен увеличить налоговую базу по НДС. В связи с чем налоговые органы требуют включения НДС с авансовых платежей в отчетность за первый для организации-правопреемника налоговый период. Это приводит к спору с налоговыми органами. Заметим, что судьи поддерживают позицию налогоплательщиков, указывая, что срок для декларирования и уплаты НДС с авансов в данном случае не установлен. Такие выводы были сделаны в Постановлении ФАС Северо-Западного округа от 15.09.2006 N А05-3814/2006-29. Аналогичная позиция выражена в Постановлении ФАС Уральского округа от 10.04.2008 N А76-4118/07 (Определением ВАС РФ от 01.08.2008 N 9583/08 отказано в передаче данного дела в Президиум ВАС РФ).
Суммы налога, предъявленные реорганизованной организации и (или) уплаченные этой организацией при приобретении (ввозе) товаров (работ, услуг), но не предъявленные ею к вычету, подлежат вычету ее правопреемником (п. 5 ст. 162.1 НК РФ). При применении данного положения следует учесть, что условия, предусмотренные пп. 2 и 3 п. 5 ст. 169 НК РФ для принятия сумм налога к вычету или возмещению правопреемником реорганизованной организации, считаются выполненными при наличии в счете-фактуре реквизитов реорганизованной организации (п. 7 ст. 162.1 НК РФ).
Даты в счетах-фактурах, выставленных поставщиками реорганизованной организации, не могут быть более поздними, чем дата реорганизации (Постановления ФАС Центрального округа от 26.12.2007 N А14-3606-2007/133/25 и ФАС Восточно-Сибирского округа от 20.06.2007 N А19-1385/07-30-Ф02-3537/07).
Иногда в результате реорганизации продавец товаров (работ, услуг) становится правопреемником своего покупателя. НК РФ прямо не регулирует такую ситуацию.
В этом случае НДС, уплаченный продавцом в бюджет с полученных от покупателя авансов, может быть принят к вычету в период реорганизации. Подтверждение данной позиции можно найти в письме Минфина России от 25.09.2009 N 03-07-11/242. В письме указано, что, если НДС ранее принят к вычету организацией, реорганизованной путем присоединения к организации-продавцу, эти суммы подлежат восстановлению. В противном случае произойдет удвоение вычетов.
Внимание!
Согласно гл. 21 НК РФ налогоплательщики обязаны представить в налоговые органы по месту своего учета декларацию по НДС в срок не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом (п. 5 ст. 174 НК РФ). Налоговым периодом по НДС является квартал. При этом п. 4 ст. 55 НК РФ установлено, что при реорганизации налоговый период не изменяется, а следовательно, не предусмотрены особенности подачи декларации. Соответственно, после реорганизации обязанность по представлению в налоговый орган декларации исполняет правопреемник в общем порядке. То есть правопреемник представляет декларацию в налоговый орган не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом, если только данная декларация не была представлена правопредшественником в налоговый орган до снятия его с учета в установленном порядке.