ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 16.10.2020
Просмотров: 2098
Скачиваний: 1
При заполнении декларации на титульном и других листах налоговой декларации указываются реквизиты реорганизованной организации-правопреемника.
Поскольку к правопреемнику переходят все права и обязанности, в том числе налоговые, то он вправе уточнять представленные ранее предшественником налоговые декларации. Более того, правопреемник обязан уточнить свои налоговые обязательства путем подачи уточненной декларации, если неотражение сведений приводит к занижению исчисленного налога. Аналогичные выводы следуют из писем Минфина России от 05.02.2008 N 03-02-07/1-46 и УФНС России по г. Москве от 17.11.2009 N 16-15/120357.
Согласно Постановлению ФАС Дальневосточного округа от 01.08.2007 N Ф03-А24/07-2/2622, отказывая инспекции в удовлетворении ее требований, судом отмечено, что организация-правопреемник, обнаружившая ошибку в ранее поданной декларации, вправе внести соответствующие изменения по правилам ст. 81 НК РФ, а инспекция обязана проверить представленную декларацию и принять решение о возмещении путем зачета или возврата соответствующих сумм либо об отказе (полностью или частично) в их возмещении. Исключение предусмотрено только для случаев, когда налоговая декларация подана налогоплательщиком по истечении трех лет после окончания соответствующего налогового периода (п. 2 ст. 173 НК РФ).
Статья 163. Налоговый период
Комментарий к статье 163
Согласно позиции Минфина России, изложенной в письме от 25.06.2008 N 07-05-06/142, налоговым периодом для налогоплательщиков налога на добавленную стоимость является квартал (ст. 163 НК РФ). Согласно п. 3 ст. 168 НК РФ при реализации товаров (работ, услуг, передаче имущественных прав) соответствующие счета-фактуры выставляются не позднее пяти дней, считая со дня отгрузки товара (выполнения работ, оказания услуг). В связи с этим, по мнению Минфина России, при оказании услуг в течение длительного срока выставление счетов-фактур не позднее пяти дней, считая со дня окончания квартала, не противоречит вышеуказанным нормам НК РФ.
Статья 164. Налоговые ставки
Комментарий к статье 164
Внимание!
Статья 164 НК РФ предусматривает 4 вида налоговых ставок: 0 процентов, 10 процентов, 18 процентов и расчетная налоговая ставка (10/110 и 18/118). Применение конкретной налоговой ставки по каждой осуществляемой налогоплательщиком операции должно быть обосновано.
В 2010 году установлены новые правила применения нулевой ставки НДС по работам и услугам, непосредственно связанным с экспортом и импортом товаров.
Согласно подпункту 1 статьи 164 НК РФ, в редакции, действующей до вступления в силу Закона N 309-ФЗ, налогообложение по налоговой ставке 0 процентов производится при реализации товаров, вывезенных в таможенном режиме экспорта, а также работ (услуг), непосредственно связанных с производством и реализацией товаров при условии представления в налоговые органы документов, предусмотренных статьей 165 НК РФ.
Положение настоящего подпункта распространяется на работы (услуги) по организации и сопровождению перевозок, перевозке или транспортировке, организации, сопровождению, погрузке и перегрузке вывозимых за пределы территории Российской Федерации или ввозимых на территорию Российской Федерации товаров, выполняемые (оказываемые) российскими организациями или индивидуальными предпринимателями (за исключением российских перевозчиков на железнодорожном транспорте), и иные подобные работы (услуги), а также на работы (услуги) по переработке товаров, помещенных под таможенный режим переработки на таможенной территории.
Однако применение данной нормы на практике порождает многочисленные споры, поскольку она содержит открытый перечень таких услуг и работ.
Для решения этой проблемы принят Закон N 309-ФЗ, устанавливающий закрытый перечень услуг и работ, которые облагаются по нулевой ставке НДС.
К таким работам и услугам относятся:
1) услуги по международной перевозке товаров, в том числе:
- услуги по предоставлению принадлежащего на праве собственности или на праве аренды (в том числе финансовой аренды (лизинга)) железнодорожного подвижного состава и (или) контейнеров для осуществления международных перевозок;
- транспортно-экспедиционные услуги, оказываемые на основании договора транспортной экспедиции при организации международной перевозки;
2) работы (услуги), выполняемые (оказываемые) организациями трубопроводного транспорта нефти и нефтепродуктов, по:
- транспортировке нефти, нефтепродуктов вне зависимости от даты их помещения под соответствующую таможенную процедуру из пункта отправления, расположенного на территории Российской Федерации, до границы Российской Федерации для последующего вывоза трубопроводным транспортом за пределы территории Российской Федерации, либо до морских портов Российской Федерации для последующего вывоза за пределы территории Российской Федерации морским транспортом, либо до пункта перевалки (перегрузки, слива, налива) на иные виды транспорта, в том числе на трубопроводный, расположенный на территории Российской Федерации, для последующего вывоза за пределы территории Российской Федерации иными видами транспорта, в том числе трубопроводным;
- перевалке и (или) перегрузке нефти и нефтепродуктов, вывозимых за пределы территории Российской Федерации, в том числе в морских, речных портах, вне зависимости от даты их помещения под соответствующую таможенную процедуру;
3) услуги по организации транспортировки трубопроводным транспортом природного газа, вывозимого за пределы территории Российской Федерации (ввозимого на территорию Российской Федерации), а также услуг по транспортировке (организации транспортировки) трубопроводным транспортом природного газа, ввозимого на территорию Российской Федерации для переработки на территории Российской Федерации;
4) услуги, оказываемые организацией по управлению единой национальной (общероссийской) электрической сетью по передаче по единой национальной (общероссийской) электрической сети электрической энергии, поставка которой осуществляется из электроэнергетической системы Российской Федерации в электроэнергетические системы иностранных государств;
5) работы (услуги), выполняемые (оказываемые) российскими организациями (за исключением организаций трубопроводного транспорта) в морских, речных портах по перевалке и хранению товаров, перемещаемых через границу Российской Федерации, в товаросопроводительных документах которых указан пункт отправления и (или) пункт назначения, находящийся за пределами территории Российской Федерации;
6) работы (услуги) по переработке товаров, помещенных под таможенную процедуру переработки на таможенной территории;
7) услуги по предоставлению железнодорожного подвижного состава и (или) контейнеров, оказываемые российскими организациями или индивидуальными предпринимателями, владеющими железнодорожным подвижным составом и (или) контейнерами на праве собственности или на праве аренды (в том числе финансовой аренды (лизинга)), для осуществления перевозки или транспортировки железнодорожным транспортом экспортируемых товаров или продуктов переработки при условии, что пункт отправления и пункт назначения находятся на территории Российской Федерации;
8) работы (услуги), выполняемые (оказываемые) организациями внутреннего водного транспорта, в отношении товаров, вывозимых в таможенной процедуре экспорта при перевозке (транспортировке) товаров в пределах территории Российской Федерации из пункта отправления до пункта выгрузки или перегрузки (перевалки) на морские суда, суда смешанного (река - море) плавания или иные виды транспорта.
Для каждого из перечисленных видов работ и услуг Законом N 309-ФЗ установлен подробный перечень документов, представляемых в налоговые органы для подтверждения обоснованности применения налоговой ставки 0 процентов, с учетом особенностей каждого конкретного вида работ и услуг. При этом в комплекте документов всегда присутствует контракт и выписка банка.
Актуальная проблема.
В правоприменительной практике встречаются споры по вопросу о правомерности применения ставки 0 процентов по налогу на добавленную стоимость в случае, если по условиям экспортного контракта право собственности на товары переходит к иностранному покупателю до перемещения товаров через таможенную границу территории Российской Федерации.
Понятия экспорта в НК РФ не содержится. Поэтому в силу статьи 11 НК РФ это понятие должно применяться в том значении, в каком оно используется в гражданском, семейном и других отраслях законодательства.
Согласно определению понятия "экспорт", данному в Таможенном кодексе РФ от 28.05.2003 N 61-ФЗ и Федеральном законе от 08.12.2003 N 164-ФЗ "Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности", экспорт - это таможенный режим, при котором товары, находящиеся в свободном обращении на таможенной территории Российской Федерации, вывозятся с этой территории без обязательства об обратном ввозе. Факт экспорта фиксируется в момент пересечения товаром таможенной границы Российской Федерации, предоставления услуг и прав на результаты интеллектуальной деятельности.
Пунктом 1 статьи 223 ГК РФ установлено, что право собственности у приобретателя вещи по договору возникает с момента ее передачи, если иное не предусмотрено законом или договором. Согласно пункту 1 статьи 224 ГК РФ передачей признается вручение вещи приобретателю, а равно сдача перевозчику для отправки приобретателю или сдача в организацию связи для пересылки приобретателю вещей, отчужденных без обязательства доставки. Вещь считается врученной приобретателю с момента ее фактического поступления во владение приобретателя или указанного им лица.
В соответствии с пунктом 3 статьи 2 ГК РФ к имущественным отношениям, основанным на административном или ином властном подчинении одной стороны другой, в том числе к налоговым и другим финансовым и административным отношениям, гражданское законодательство не применяется, если иное не предусмотрено законодательством.
Официальная позиция.
Согласно официальным разъяснениям, изложенным в письме ФНС России от 19.10.2005 N ММ-6-03/886@, а также в письме Управления МНС России по г. Москве от 16.06.2004 N 11-10/40146, вне зависимости от условий поставки товара за пределы территории РФ, предусмотренных в контракте, заключенном между российским предприятием и иностранным покупателем, и времени перехода права собственности на поставляемый товар он признается экспортируемым, если факт его экспорта подтвержден в установленном порядке.
Судебная практика.
По мнению арбитражных судов, условиями внешнеторгового контракта определяется момент исполнения обязательства по контракту, что относится к гражданско-правовым отношениям сторон. Налоговым законодательством право налогоплательщика на применение налоговой ставки 0 процентов при экспорте товаров не ставится в зависимость от выбранных сторонами конкретных условий поставки применительно к Инкотермс-2000. Предусмотренные внешнеторговым контрактом условия поставки не меняют экспортного характера сделки и не имеют правового значения для целей обложения налогом на добавленную стоимость, если налогоплательщик подтвердил реальный экспорт товаров документами, предусмотренными статьей 165 НК РФ. Взаимоотношения продавца и покупателя находятся в сфере гражданско-правовых, а не налоговых правоотношений.
Например, в Постановлении ФАС Северо-Западного округа от 22.01.2007 N А56-49739/2005 суд отклонил, как несостоятельный, довод налогового органа о том, что условиями экспортного контракта (FCA) не предусматривается поставка товара за пределы таможенной территории Российской Федерации.
Поставка товара на условиях FCA ("Free Carrier"/"Франко перевозчик") по международным правилам толкования торговых терминов "Инкотермс-2000" означает, что продавец осуществляет передачу товаров, прошедших таможенную очистку для вывоза, указанному покупателем перевозчику в обусловленном месте. Поставка считается выполненной: если определенный пункт находится в помещениях продавца, когда товары загружены в транспортное средство перевозчика, указанного покупателем или другим лицом, действующим от его имени; если определенный пункт находится в ином, нежели указано в пункте "а" месте, когда не отгруженные с транспортного средства продавца товары предоставлены в распоряжение перевозчика или другого лица, указанного покупателем или избранного продавцом. При отсутствии соглашения сторон о конкретном пункте и при наличии ряда подходящих пунктов продавец вправе избрать тот пункт, который наилучшим образом отвечает его цели.
Суд указал, что условиями контракта определяется момент исполнения обязательства по контракту, что относится к гражданско-правовым отношениям сторон. Налоговым законодательством право налогоплательщика на применение налоговой ставки 0 процентов при экспорте товаров не ставится в зависимость от выбранных сторонами конкретных условий поставки применительно к "Инкотермс-2000". Вывоз товаров за пределы таможенной территории Российской Федерации налоговым органом не оспаривается.
Аналогичные выводы содержатся также в Постановлении ФАС Западно-Сибирского округа от 15.05.2006 N Ф04-2061/2005(22271-А03-34), Постановлениях ФАС Московского округа от 06.06.2006 N КА-А40/4980-06, от 06.04.2006 N КА-А40/2684-06, от 16.12.2005, 14.12.2005 N КА-А40/12464-05, Постановлениях ФАС Поволжского округа от 30.03.2007 N А65-17489/2006, от 01.12.2006 N А12-9075/06-С61, от 31.08.2006 N А55-34598/05-3, Постановлениях ФАС Северо-Западного округа от 23.01.2007 N А56-6789/2006, от 19.01.2007 N А56-49827/2005, от 28.08.2006 N А56-27367/2005, от 19.07.2006 N А56-36442/2005, от 17.07.2006 N А56-43515/2005, от 26.06.2006 N А56-23842/2005, от 19.06.2006 N А56-33682/2005, от 17.04.2006 N А56-10703/2005, от 01.03.2006 N А13-5001/2005-05, от 31.01.2006 N А56-28952/04.
Актуальная проблема.
В правоприменительной практике также возникают споры по вопросу о правомерности применения налоговой ставки 0 процентов по налогу на добавленную стоимость к экспорту программ для ЭВМ.
Пункты 2 и 3 статьи 38 НК РФ исключают имущественные права из состава имущества и товаров в целях налогообложения.
В то же время подпунктом 4 пункта 1 статьи 148 НК РФ деятельность по передаче, предоставлению патентов, лицензий, торговых марок, авторских прав и иных аналогичных прав отнесена к деятельности по оказанию услуг.
Для признания операций реализации услуг в качестве объекта обложения по налогу на добавленную стоимость необходимо установить, что местом их осуществления является территория Российской Федерации. Подпункт 4 пункта 1 статьи 148 НК РФ позволяет сделать вывод, что в случае, если получатель прав на объекты интеллектуальной собственности - иностранная организация, то у российской организации по данной операции объекта налогообложения не возникает.
Судебная практика.
В Постановлении Президиума ВАС РФ от 02.08.2005 N 2617/05 содержится вывод о том, что реализация экземпляров программ на магнитных носителях иностранному покупателю по внешнеэкономическим договорам не образует объекта обложения и правила о возмещении этого налога к ним не применяются. При этом ВАС РФ исходил из того, что в силу части 1 статьи 14 Закона N 3523-1 третьи лица (пользователи) вправе использовать программы для ЭВМ на основании договора с правообладателем. По условиям экспортных контрактов иностранный покупатель приобрел программы для использования в хозяйственной деятельности, то есть к нему перешло право на использование программ. Поэтому нельзя согласиться с выводом о том, что товаром, вывезенным в таможенном режиме экспорта, в данном случае являлись компакт-диски.