ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 16.10.2020
Просмотров: 2100
Скачиваний: 1
Далее в силу ОК 005-93 детские коляски (код 96 9241) относятся к подгруппе "Коляски детские, комплектующие узлы и детали к ним" (код 96 9240).
Как видно из анализа данной подгруппы, комплектующие узлы и детали к детским коляскам (коды 96 9242 - 96 9249) не являются непосредственно детскими колясками, хотя и относятся к той же самой подгруппе.
Соответственно, применение положений абз. 7 пп. 2 п. 2 ст. 164 НК РФ в данном случае неправомерно.
Рассматривая иные положения п. 2, а также п. п. 1 и 4 указанной статьи, следует сделать вывод, что ставка НДС 10 процентов не предусмотрена для обложения реализации комплектующих узлов и деталей к детским коляскам.
Внимание!
Официальные органы делают вывод, что реализация пиццы должна облагаться НДС в размере 18 процентов (см., например, письмо УФНС России по г. Москве от 16.03.2005 N 19-11/16469).
Однако суды по данному вопросу придерживаются противоположной позиции. Так, суды указывают, что в соответствии с ОК 005-93 продукция сахарной и хлебопекарной промышленности (код 911000) включает в себя несколько отдельных видов продукции, в том числе изделия: булочные (код 911500), сдобные хлебобулочные (код 911600), бараночные (код 911700), сухарные (сухари, гренки, хрустящие хлебцы) (код 911800), а также пироги, пирожки и пончики (код 911900).
Согласно Перечню по налоговой ставке 10 процентов облагается реализация в том числе изделий сдобных хлебобулочных изделий (коды по ОК 005-93 - 911600 (91 1650 - 91 1683), пирогов, пирожков и пончиков (коды по ОК 005-93 - 911900 (91 1960 - 91 1985)).
В соответствии с п. 1 разд. 2 Государственного стандарта РФ "Изделия хлебобулочные. Термины и определения. ГОСТ Р 51785-2001", утвержденного Постановлением Госстандарта России от 27.07.2001 N 298-ст, хлебобулочное изделие - изделие, вырабатываемое из основного сырья для хлебобулочного изделия или из основного сырья для хлебобулочного изделия и дополнительного сырья для хлебобулочного изделия. Хлеб, булочное изделие, мелкоштучное булочное изделие, изделие пониженной влажности, пирог, пирожок и пончик относятся к хлебобулочным изделиям.
Согласно п. 8 данного раздела национальное хлебобулочное изделие - хлебобулочное изделие, отличающееся использованием в рецептуре видов сырья, характерных для отдельных национальностей, и/или характерной формой и/или способом выпечки.
На основании приведенной классификации суды относят пиццу к хлебобулочным изделиям и делают вывод о правомерности применения ставки НДС в размере 10 процентов при реализации пиццы (см., например, Постановления ФАС Северо-Западного округа от 01.09.2008 N А05-12939/2007, от 31.05.2005 N А56-28046/04, Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 27.02.2008 N 09АП-399/2008-АК (Постановлением ФАС Московского округа от 11.08.2008 N КА-А40/4972-08 данное Постановление оставлено без изменения)).
Учитывая изложенное, при реализации пиццы следует применять ставку НДС 18 процентов. Противоположную позицию налогоплательщику, очевидно, придется доказывать в суде.
Внимание!
Реализация мясных бульонных кубиков должна облагаться по ставке НДС 10%. Еще до вступления в силу Постановления N 908 суды приходили к аналогичному выводу, указывая, что мясопродуктами (рыбопродуктами) являются продукты, содержащие мясо (рыбу), изготовленные с использованием мяса (рыбы), независимо от процентного содержания мяса (рыбы) (см., например, Определение ВАС РФ от 16.11.2007 N 10529/07, Постановление ФАС Московского округа от 02.02.2006, 30.01.2006 N КА-А40/14211-05).
Что касается овощных и грибных бульонных кубиков, то, по мнению Минфина России, их реализация должна облагаться по ставке 18 процентов, поскольку данная продукция не поименована в Постановлении N 908 (письмо Минфина России от 03.10.2008 N 03-07-07/99).
Учитывая изложенное, при реализации мясных бульонных кубиков следует применять НДС в размере 10 процентов, овощных и грибных - 18 процентов.
Внимание!
Официальные органы делают вывод, что реализация блинчиков должна облагаться НДС в размере 18 процентов (см., например, письмо УФНС России по г. Москве от 16.03.2005 N 19-11/16469).
Однако суды по данному вопросу придерживаются противоположной позиции.
Так, суды указывают, что в соответствии с ОК 005-93 продукция сахарной и хлебопекарной промышленности (код 911000) включает в себя несколько отдельных видов продукции. В том числе изделия: булочные (код 911500), сдобные хлебобулочные (код 911600), бараночные (код 911700), сухарные (сухари, гренки, хрустящие хлебцы) (код 911800), а также пироги, пирожки и пончики (код 911900).
Согласно Перечню кодов видов продовольственных товаров в соответствии с Общероссийским классификатором продукции, облагаемых налогом на добавленную стоимость по налоговой ставке 10 процентов при реализации, утвержденному Постановлением N 908, по налоговой ставке 10 процентов облагается реализация в том числе изделий сдобных хлебобулочных (коды по ОК 005-93 - 911600 (91 1650 - 91 1683)), пирогов, пирожков и пончиков (коды по ОК 005-93 - 911900 (91 1960 - 91 1985)).
В соответствии с п. 1 разд. 2 Государственного стандарта "Изделия хлебобулочные. Термины и определения", утвержденного Постановлением Госстандарта России от 27.07.2001 N 298-ст, хлебобулочное изделие - изделие, вырабатываемое из основного сырья для хлебобулочного изделия или из основного сырья для хлебобулочного изделия и дополнительного сырья для хлебобулочного изделия.
На основании приведенной классификации суды относят блины (блинчики) к хлебобулочным изделиям и делают вывод о правомерности применения ставки НДС в размере 10 процентов при их реализации (см., например, Постановления ФАС Северо-Западного округа от 06.11.2007 N А44-8/2007, от 01.09.2008 N А05-12939/2007, ФАС Уральского округа от 20.04.2004 N Ф09-1510/04-АК).
Учитывая изложенное, при реализации блинчиков с различными начинками следует применять ставку НДС 18 процентов.
Внимание!
Суды признавали вареники с творогом молокопродуктами и приходили к выводу, что при их реализации следует применять ставку НДС 10 процентов (см., например, Постановления ФАС Западно-Сибирского округа от 17.01.2007 N Ф04-7544/2006(29881-А27-14), ФАС Московского округа от 22.11.2004 N КА-А40/10785-04).
В Постановлении ФАС Уральского округа от 20.04.2004 N Ф09-1510/04-АК суд пришел к выводу, что налогообложение производится по ставке 10 процентов при реализации продовольственных товаров, в том числе молока, яиц, муки, овощей (включая картофель), которые являются или могут являться компонентами производимой и реализуемой организацией продукции.
Перечень кодов видов продовольственных товаров в соответствии с Общероссийским классификатором продукции, облагаемых налогом на добавленную стоимость по налоговой ставке 10 процентов при реализации, утвержденный Постановлением Правительства РФ от 31.12.2004 N 908, также содержит код 92 2200 "Продукты молочные, кроме обезжиренных" (92 2201 - 92 2295). В данный интервал в соответствии с ОК 005-93 входят полуфабрикаты творожные (код 92 2284).
Учитывая изложенное, при реализации вареников с творогом следует применять ставку НДС 10 процентов, однако возможность споров с налоговыми органами не исключена.
Внимание!
Согласно п. 2 Перечня видов периодических печатных изданий и книжной продукции, связанной с образованием, наукой и культурой, облагаемых при их реализации налогом на добавленную стоимость по ставке 10 процентов, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 23.01.2003 N 41 (далее - Перечень N 41), к данному Перечню относятся периодические и продолжающиеся издания (журналы, сборники, бюллетени) печатные, которым, в соответствии с Общероссийским классификатором продукции ОК 005-93, утвержденным Постановлением Госстандарта России от 30.12.1993 N 301 (далее - ОК 005-93), присвоен код 95 2000.
В соответствии с ОК 005-93 подгруппа "Производственно-практические периодические и продолжающиеся сборники" (код 95 2830) относится к группе "Периодические и продолжающиеся сборники" (код 95 2800).
В свою очередь, указанная группа относится к классу "Периодические и продолжающиеся издания (журналы, сборники, бюллетени)" (код 95 2000).
Следует отметить, что абз. 4 пп. 3 п. 2 ст. 164 НК РФ прямо указывает на необходимость наличия текущего номера и не предусматривает никаких исключений из данного правила.
Соответственно, применение абз. 1 пп. 3 п. 2 ст. 164 НК РФ является неправомерным.
Рассматривая иные положения п. 2, а также п. п. 1 и 4 вышеуказанной статьи, следует сделать вывод, что ставка НДС 10% не предусмотрена для обложения реализации производственно-практических печатных продолжающихся сборников, не имеющих нумерации выпусков.
Внимание!
Единый перечень продукции, подлежащей обязательной сертификации, утвержден Постановлением Правительства РФ от 01.12.2009 N 982. В данном Перечне приведены виды обуви и одежды для детей, которые подлежат обязательной сертификации.
В силу ст. 2 Федерального закона от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании" сертификация - форма осуществляемого органом по сертификации подтверждения соответствия объектов требованиям технических регламентов, положениям стандартов, сводов правил или условиям договоров.
Сертификат соответствия - документ, удостоверяющий соответствие объекта требованиям технических регламентов, положениям стандартов, сводов правил или условиям договоров.
При этом, по мнению некоторых судов, право налогоплательщика на применение налоговой ставки 10 процентов при реализации детских товаров не зависит от наличия или отсутствия сертификатов соответствия на эти товары (см., например, Постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 01.03.2004 N Ф08-589/2004-242А).
Вместе с тем по данному вопросу в судебной практике имеется и противоположная позиция, согласно которой непредставление сертификатов соответствия препятствует применению налогоплательщиком ставки 10 процентов даже с учетом того, что реализуемый товар входит в перечень продукции, облагаемой по соответствующей ставке (Постановление ФАС Северо-Западного округа от 27.07.2009 по делу N А56-31402/2008).
Актуальная проблема.
В правоприменительной практике встречаются споры по вопросу о правомерности выставления перевозчиком счетов-фактур, в которой указана ставка 18 процентов по налогу на добавленную стоимость, при оказании услуг по перевозке (транспортировке) товаров, помещенных под таможенный режим экспорта.
Систематическое толкование статьи 164 НК РФ позволяет сделать вывод, что применение установленных законодателем ставок (0, 10 и 18 процентов) зависит не от воли налогоплательщика, а от характера операций, которые он реализует.
Официальная позиция.
В письме ФНС России от 13.01.2006 N ММ-6-03/18@ указано, что применение ставки 0 процентов по налогу на добавленную стоимость при оказании услуг по перевозке (транспортировке) товаров, помещенных под таможенный режим экспорта, является не только правом налогоплательщика при условии документального подтверждения, но и обязанностью.
Судебная практика.
По мнению арбитражных судов, налогоплательщик не вправе произвольно по своему усмотрению изменять установленную налоговым законодательством ставку налога. В связи с этим перевозчик при реализации услуг по транспортировке экспортируемых товаров не вправе предъявлять экспортеру к оплате налог на добавленную стоимость по ставке 18 процентов, а экспортер, соответственно, не вправе заявлять сумму такого налога к вычету.
Данная правовая позиция изложена в Постановлениях Президиума ВАС РФ от 19.06.2006 N 16305/05, от 04.04.2006 N 14240/05, от 04.04.2006 N 14227/05, от 04.04.2006 N 15865/05, от 20.12.2005 N 9263/05.
В решении от 09.06.2006 N 4364/06 ВАС РФ признал противоречащим законодательству приравнивание нулевой ставки к налоговой льготе, от которой налогоплательщик мог бы отказаться.
В целом арбитражная практика по рассматриваемому вопросу однородна. Суды отказывают в вычете на том основании, что транспортные организации не имеют права применить ставку 18 процентов.
Данные выводы содержатся также в Постановлении ФАС Восточно-Сибирского округа от 15.02.2007 N А78-5617/06-С2-12/287-Ф02-357/07-С1, Постановлении ФАС Дальневосточного округа от 14.02.2007, 07.02.2007 N Ф03-А73/06-2/5137, Постановлениях ФАС Московского округа от 25.01.2007, 30.01.2007 N КА-А40/11247-06-2, от 15.01.2007, 22.01.2007 N КА-А40/12376-06, Постановлениях ФАС Поволжского округа от 24.04.2007 N А65-15924/2006-СА1-19, от 24.04.2007 N А65-14506/2006-СА2-9, от 06.02.2007 N А65-12082/2006-СА2-8, от 16.01.2007 N А12-11262/2006-С51, Постановлениях ФАС Уральского округа от 01.03.2007 N Ф09-1045/07-С2, от 16.01.2007 N Ф09-11775/06-С2.
Статья 165. Порядок подтверждения права на получение возмещения при налогообложении по налоговой ставке 0 процентов
Комментарий к статье 165
Порядок подтверждения права на получение возмещения при налогообложении по налоговой ставке 0 процентов установлен ст. 165 НК РФ.
В этой статье для каждой ситуации, предусмотренной п. 1 ст. 164 НК РФ, приведен порядок документального подтверждения применения ставки 0 процентов.
Также для экспортных операций определен особый порядок установления момента определения налоговой базы. Так, в силу п. 9 ст. 167 НК РФ при реализации товаров (работ, услуг), предусмотренных пп. 1 - 3, 8 и 9 п. 1 ст. 164 НК РФ, моментом определения налоговой базы по указанным товарам (работам, услугам) является последнее число квартала, в котором собран полный пакет документов, предусмотренных ст. 165 НК РФ.
Следовательно, только тогда, когда будет собран полный пакет предусмотренных гл. 21 НК РФ документов, налогоплательщик вправе заявить налоговый вычет по налогу на добавленную стоимость.
Для сбора таких документов ему предоставляется 180 дней либо 270 дней по товарам, помещенным под таможенный режим экспорта, международного таможенного транзита, свободной таможенной зоны, перемещения припасов во втором полугодии 2008 г.
Пунктом 9 ст. 167 НК РФ устанавливается, что если на 181-й день (270-й) полный пакет документов не собран налогоплательщиком, то момент определения налоговой базы определяется в соответствии с п. 1 ст. 167 НК РФ.
В этом случае налогоплательщик учитывает данную операцию, беря наиболее раннюю из дат: либо день отгрузки (передачи) товаров (работ, услуг), имущественных прав; либо день оплаты, частичной оплаты в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг), передачи имущественных прав.
Также следует отметить, что Федеральным законом от 27.12.2009 N 368-ФЗ в п. 9 ст. 167 НК РФ внесены изменения, согласно которым увеличивается до 270 календарных дней срок для представления документов по товарам, помещенным под указанные в п. 9 ст. 167 НК РФ таможенные режимы в период с 01.07.2008 по 31.03.2010.
Минфин России в письме от 15.02.2010 N 03-07-08/38 указывает на то, что налогоплательщику предоставлено право до окончания срока, установленного для сбора документов (180 дней по товарам, помещенным под таможенный режим экспорта в первом полугодии 2008 г., 270 дней по товарам, помещенным под таможенный режим экспорта во втором полугодии 2008 г.), не отражать экспортные операции в налоговой декларации.
На основании положений ст. 81 НК РФ уточненная налоговая декларация, в том числе по налогу на добавленную стоимость, представляется в налоговые органы при обнаружении налогоплательщиком в поданной им налоговой декларации факта неотражения или неполноты отражения сведений, а также ошибок, приводящих или не приводящих к занижению сумм налога, подлежащих уплате.