Файл: ЛК_комм_Тихомиров_2007.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 16.10.2020

Просмотров: 842

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Датой государственной регистрации прав является день внесения соответствующих записей о правах в Единый государственный реестр прав.

Государственная регистрация прав осуществляется по месту нахождения недвижимого имущества в пределах регистрационного округа, если иное не установлено названным Федеральным законом.

Отказ в государственной регистрации прав либо уклонение соответствующего органа от государственной регистрации могут быть обжалованы заинтересованным лицом в суд, арбитражный суд.

Государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним осуществляют федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области государственной регистрации, и его территориальные органы, действующие в соответствующих регистрационных округах. В настоящее время федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции в сфере регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, является Федеральная регистрационная служба (Росрегистрация) <*>.

--------------------------------

<*> См. Указ Президента РФ от 13.10.2004 N 1315 (СЗ РФ. 2004. N 42. Ст. 4110; 2005. N 52. Ч. III. Ст. 5689; 2006. N 19. Ст. 2069).


Государственная регистрация прав проводится в следующем порядке:

прием документов, необходимых для государственной регистрации прав и отвечающих требованиям ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", регистрация таких документов с обязательным приложением документа об уплате государственной пошлины;

правовая экспертиза документов и проверка законности сделки;

установление отсутствия противоречий между заявляемыми правами и уже зарегистрированными правами на данный объект недвижимого имущества, а также других оснований для отказа или приостановления государственной регистрации прав;

внесение записей в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество при отсутствии указанных противоречий и других оснований для отказа или приостановления государственной регистрации прав;

совершение надписей на правоустанавливающих документах и выдача удостоверений о произведенной государственной регистрации прав.

Государственная регистрация прав носит открытый характер. Орган, осуществляющий государственную регистрацию прав, обязан предоставлять сведения, содержащиеся в Едином государственном реестре прав, о любом объекте недвижимости любому лицу, предъявившему удостоверение личности и заявление в письменной форме (юридическому лицу - документы, подтверждающие регистрацию данного юридического лица и полномочия его представителя).

Ограничения на предоставление сведений о содержании правоустанавливающих документов установлены ст. 7 ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".


Глава 11. ПЛАТА ЗА ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЛЕСОВ И ОЦЕНКА ЛЕСОВ



Комментарий к главе 11


Глава 11 Кодекса состоит из двух статей, устанавливающих содержание принципа платности использования лесов, а также правила оценки лесов.

Регулированию отношений, связанных с платой за использование лесов, была посвящена гл. 13 ЛК РФ 1997 г., в которой определялось, что платежи за пользование лесным фондом взимаются в виде лесных податей (при краткосрочном пользовании участками лесного фонда) или арендной платы (при аренде участков лесного фонда).

В отличие от нового Кодекса, ЛК РФ 1997 г. не устанавливал правила оценки лесов как имущества и указывал лишь на то, что методика экономической оценки лесов определяется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области лесного хозяйства (ст. 68).

Комментируемая глава не регулирует, как это было в ст. 106 ЛК РФ 1997 г., распределение и использование средств, получаемых при взимании платежей за пользование лесным фондом, так как данные отношения относятся к предмету не лесного, а бюджетного и налогового законодательства (см., например, ст. 51, 57 БК РФ), не устанавливает льготы по платежам, которые предусматривались в ст. 107 ЛК РФ 1997 г., применявшейся до 01.01.2005.

Платность использования лесов является одним из основных принципов лесного законодательства, установленных в ст. 1 Кодекса. Данный принцип имеет целью стимулировать рациональное использование, охрану, защиту и воспроизводство лесов, развитие соответствующей инфраструктуры (см. также комментарий к главе 1 Кодекса).

Использование лесов осуществляется с предоставлением или без предоставления лесных участков, с изъятием или без изъятия лесных ресурсов (ч. 1 ст. 24 Кодекса). Виды использования лесов перечислены в ст. 25 Кодекса.

К платежам за использование леса Кодекс относит плату по двум договорам: договору аренды лесного участка и договору купли-продажи лесных насаждений. Следует обратить внимание на то, что невыполнение гражданами, юридическими лицами, осуществляющими использование лесов, лесохозяйственного регламента (см. ст. 87 Кодекса) и проекта освоения лесов (см. ст. 88 Кодекса) является основанием для досрочного расторжения договоров аренды лесного участка или договоров купли-продажи лесных насаждений (ч. 2 ст. 24, ч. 3 ст. 51, ч. 4 ст. 61 Кодекса).

Право аренды лесных участков возникает и прекращается по основаниям и в порядке, которые предусмотрены гражданским законодательством и земельным законодательством, если иное не предусмотрено специальными нормами Кодекса.

Арендная плата (плата за пользование лесным участком) уплачивается арендаторами в соответствии с договорами аренды лесных участков, на основании которых граждане и юридические лица осуществляют, например, заготовку древесины (ст. 29), заготовку живицы (ст. 31), заготовку и сбор недревесных лесных ресурсов (ст. 32), заготовку пищевых лесных ресурсов и сбор лекарственных растений (ст. 34), использование лесов для ведения охотничьего хозяйства (ст. 36), выращивание лесных плодовых, ягодных, декоративных растений, лекарственных растений (ст. 39), научно-исследовательскую, образовательную деятельность (ст. 40), рекреационную деятельность (кроме государственных и муниципальных учреждений) (ст. 41), создание лесных плантаций и их эксплуатацию (ст. 42), выполнение работ по геологическому изучению недр, разработку месторождений полезных ископаемых (ст. 43), переработку древесины и иных лесных ресурсов (ст. 46 Кодекса).


Арендная плата подлежит внесению арендатором в соответствии с условиями договора аренды.

Установление порядка подготовки и заключения договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, а также утверждение формы примерного договора аренды лесного участка отнесено Кодексом к полномочиям органов государственной власти Российской Федерации (п. 28, 29 ст. 81).

В случаях, когда арендуемый лесной участок находится в государственной или муниципальной собственности, порядок и условия внесения арендной платы определяются в договоре аренды лесного участка сторонами договора самостоятельно.

Однако стороны договора обязаны учитывать обязательные правила, регулирующие порядок определения размера арендной платы и сроки ее внесения, установленные ГК РФ (см. ст. 614) и Кодексом. При этом основой для определения размера платы является минимальный размер арендной платы, устанавливаемый в соответствии с ч. 2 - 4 ст. 73 Кодекса.

При использовании лесного участка с изъятием лесных ресурсов минимальный размер арендной платы определяется как произведение ставки платы за единицу объема лесных ресурсов и объема изъятия лесных ресурсов на арендуемом лесном участке; при использовании лесного участка без изъятия лесных ресурсов - как произведение ставки платы за единицу площади лесного участка и площади арендуемого лесного участка.

В зависимости от того, в чьей собственности находятся арендуемые лесные участки (в собственности Российской Федерации, ее субъектов или в муниципальной собственности), ставки платы за единицу объема лесных ресурсов и ставки платы за единицу площади лесного участка устанавливаются соответственно Правительством РФ <*>, органами государственной власти субъектов Федерации, органами местного самоуправления (см. п. 27 ст. 81, п. 2 ст. 82, п. 2 ч. 1 ст. 84 Кодекса).

--------------------------------

<*> Минимальные ставки платы за древесину, отпускаемую на корню, утверждены Постановлением Правительства РФ от 19.02.2001 N 127 (СЗ РФ. 2001. N 10. Ст. 958; 2003. N 33. Ст. 3270; 2006. N 19. Ст. 2085). См. также Приказы: Федерального агентства лесного хозяйства от 31.08.2006 N 160 "О минимальных ставках платы за древесину, отпускаемую на корню в порядке сплошных санитарных рубок в насаждениях, поврежденных вредителями и болезнями леса, ветром, пожарами и в результате других стихийных бедствий" (БНА. 2006. N 40), Федерального агентства лесного хозяйства от 25.08.2006 N 155 "О ставках платы за гектар находящихся в пользовании участков лесного фонда в целях, не связанных с ведением лесного хозяйства и осуществлением лесопользования" (БНА. 2006. N 39).


Согласно п. 2 ст. 614 ГК РФ арендная плата устанавливается за все арендуемое имущество в целом или отдельно по каждой из его составных частей в виде: 1) определенных в твердой сумме платежей, вносимых периодически или единовременно; 2) установленной доли полученных в результате использования арендованного имущества продукции, плодов или доходов; 3) предоставления арендатором определенных услуг; 4) передачи арендатором арендодателю обусловленной договором вещи в собственность или в аренду; 5) возложения на арендатора обусловленных договором затрат на улучшение арендованного имущества.


Стороны договора аренды лесного участка могут предусматривать в договоре сочетание форм арендной платы, установленных в п. 2 ст. 614 ГК РФ, или иные формы оплаты аренды.

Если иное не предусмотрено договором, то размер арендной платы может изменяться по соглашению сторон в сроки, предусмотренные договором, но не чаще одного раза в год. При этом следует учитывать, что согласно правовой позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ <*> в течение года должно оставаться неизменным условие договора, предусматривающее твердый размер арендной платы либо порядок (механизм) ее исчисления.

--------------------------------

<*> Информационное письмо Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 11.01.2002 N 66 "Обзор практики разрешения споров, связанных с арендой" (Вестник ВАС РФ. 2002. N 3).


Если законом не предусмотрено иное, то арендатор вправе потребовать соответственного уменьшения арендной платы, если в силу обстоятельств, за которые он не отвечает, условия пользования, предусмотренные договором аренды, или состояние имущества существенно ухудшились.

Если иное не предусмотрено договором аренды, то при существенном нарушении арендатором сроков внесения арендной платы арендодатель вправе потребовать от него досрочного внесения арендной платы в установленный арендодателем срок. При этом арендодатель не вправе требовать досрочного внесения арендной платы более чем за два срока подряд.

Общие положения об аукционах по продаже права на заключение договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, предусмотрены ст. 78 Кодекса, согласно которой такие договоры заключаются по результатам аукционов, проводимых путем повышения начальной цены предмета аукциона. Если договор аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, не заключен в соответствии с ч. 1 ст. 78 Кодекса, то допускается проведение аукциона, по результатам которого заключается договор аренды такого лесного участка, предусматривающий начало срока внесения арендной платы по истечении первых пяти лет срока договора аренды лесного участка.

На основании договоров купли-продажи лесных насаждений граждане и юридические лица осуществляют заготовку древесины (в том числе для собственных нужд) без предоставления им лесного участка (см. ст. 29, 30 Кодекса). Общие положения об аукционах по продаже права на заключение договора купли-продажи лесных насаждений предусмотрены ст. 78 Кодекса, согласно которой такие договоры заключаются по результатам аукционов, проводимых путем повышения начальной цены предмета аукциона.

Плата по договору купли-продажи лесных насаждений, за исключением платы по договору купли-продажи лесных насаждений для собственных нужд, определяется на основе минимального размера платы, устанавливаемого в соответствии с ч. 2 и 3 ст. 76 Кодекса. Минимальный размер платы по договору купли-продажи лесных насаждений определяется как произведение ставки платы за единицу объема древесины и объема подлежащей заготовке древесины.


Ставки платы за единицу объема древесины, заготавливаемой на землях, находящихся в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, муниципальной собственности, устанавливаются соответственно Правительством РФ, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления (см. п. 30 ст. 81, п. 3 ст. 82, п. 3 ч. 1 ст. 84 Кодекса).

Плата по договору купли-продажи лесных насаждений для собственных нужд определяется по ставкам, устанавливаемым органами государственной власти субъектов Российской Федерации (см. п. 7 ст. 82 Кодекса).

Установление порядка подготовки и заключения договоров купли-продажи лесных насаждений относится к полномочиям органов государственной власти Российской Федерации (п. 31 ст. 81 Кодекса).

Основы оценки лесов как имущества определены в ст. 95 Кодекса. ФЗ от 29.07.1998 "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" <*>, к которому отсылает Кодекс, определяет правовые основы регулирования оценочной деятельности в отношении объектов оценки, принадлежащих Российской Федерации, ее субъектам или муниципальным образованиям, физическим лицам и юридическим лицам, для целей совершения сделок с объектами оценки, а также для иных целей. Помимо названного Федерального закона оценочная деятельность осуществляется в соответствии с международными договорами Российской Федерации, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, регулирующими отношения, возникающие при осуществлении оценочной деятельности.

--------------------------------

<*> СЗ РФ. 1998. N 31. Ст. 3813; 2002. N 4. Ст. 251; N 12. Ст. 1093; N 46. Ст. 4537; 2003. N 2. Ст. 167; N 9. Ст. 805; 2004. N 35. Ст. 3607; 2006. N 2. Ст. 172; N 31. Ч. I. Ст. 3456.


Для целей ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" под оценочной деятельностью понимается профессиональная деятельность субъектов оценочной деятельности, направленная на установление в отношении объектов оценки рыночной или иной стоимости.

Объектами оценки лесов являются лесные участки и имущественные права, возникающие при использовании лесов.

Рыночной стоимостью объекта оценки является наиболее вероятная цена, по которой данный объект оценки может быть отчужден на открытом рынке в условиях конкуренции, когда стороны сделки действуют разумно, располагая всей необходимой информацией, а на величине цены сделки не отражаются какие-либо чрезвычайные обстоятельства, то есть когда:

одна из сторон сделки не обязана отчуждать объект оценки, а другая сторона не обязана принимать исполнение;

стороны сделки хорошо осведомлены о предмете сделки и действуют в своих интересах;

объект оценки представлен на открытом рынке посредством публичной оферты, типичной для аналогичных объектов оценки;

цена сделки представляет собой разумное вознаграждение за объект оценки и принуждения к совершению сделки в отношении сторон сделки с чьей-либо стороны не было;