ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 16.10.2020
Просмотров: 869
Скачиваний: 2
--------------------------------
<1> Приказ от 14.05.2005 N 99.
<2> Приказ от 23.06.2005 N 138.
<3> Приказ от 04.07.2005 N 145.
<4> Приказ от 12.08.2006 N 222.
Споры, возникающие при проведении государственной кадастровой оценки земель, рассматриваются в судебном порядке.
При проведении государственного кадастрового учета вновь образуемых земельных участков, а также текущих изменений, связанных с изменением категории земель, вида разрешенного использования или уточнением площади земельных участков, определение их кадастровой стоимости осуществляется на основе результатов государственной кадастровой оценки земель.
Согласно п. 3 ст. 66 ЗК РФ в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость земельного участка устанавливается в процентах от его рыночной стоимости.
Глава 12. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЛЕСНОЙ КОНТРОЛЬ И НАДЗОР
Комментарий к главе 12
В главе 12 Кодекса сгруппированы нормы о государственном лесном контроле и надзоре, введены новые понятия "государственный лесной контроль и надзор", "муниципальный лесной контроль и надзор", которые в ЛК РФ 1997 г. отсутствовали. Напомним, что в ЛК РФ 1997 г. регулирование государственного контроля помимо ст. 76 (входящей в главу об основах организации лесного хозяйства) осуществлялось также соответствующими нормами других статей (см., например, ст. 95, 131 - 136), включенных в главы, определяющие охрану, защиту, особенности использования лесного фонда, не входящих в лесной фонд лесов и древесно-кустарниковой растительности. Это усложняло использование норм о контроле в правоприменительной практике, не способствовало системности правового регулирования контрольных функций.
Поэтому представляется, что определение структуры лесного контроля в пределах одной главы следует отнести к числу достоинств нового Кодекса. Тем не менее трудно не заметить явную неточность в формулировке ее названия. Глава 12 включает в себя нормы, определяющие помимо собственно "государственного" также "муниципальный" лесной контроль и надзор. Поскольку органы местного самоуправления не являются государственными органами (хотя и могут быть наделены отдельными государственными полномочиями), постольку название данной главы не вполне соответствует ее содержанию.
Следует обратить внимание на то, что понятие муниципального лесного контроля и надзора введено Кодексом впервые: ЛК РФ 1997 г. не выделял муниципальный контроль и надзор в качестве вида лесного контроля и надзора, а обеспечение государственного контроля за использованием, охраной, защитой и воспроизводством лесов, расположенных на землях городских поселений, относил к компетенции федерального органа исполнительной власти по надзору в сфере природопользования (см. ст. 133 ЛК РФ 1997 г.). В то же время осуществление муниципального земельного контроля предусмотрено ст. 72 ЗК РФ <*>.
--------------------------------
<*> См. подробнее: Комментарий к Земельному кодексу Российской Федерации / Под ред. Г.В. Чубукова, М.Ю. Тихомирова. 2-е изд., доп. и перераб. М.: Изд-во Тихомирова М.Ю., 2005 - 2007. С. 474 и сл.
Родовыми объектами государственного лесного контроля и надзора согласно п. 36 ст. 81 Кодекса являются использование, охрана, защита, воспроизводство лесов.
Предметом государственного лесного контроля и надзора является проверка деятельности участников лесных отношений (см. ст. 4 Кодекса) с целью определения соответствия этой деятельности требованиям правовых норм, установленных в актах лесного законодательства (см. ст. 2 Кодекса).
Однако уместно напомнить, что в систему собственно лесного законодательства входят Кодекс, другие федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы субъектов Российской Федерации. В то же время вполне очевидна необходимость обеспечения государственного контроля и надзора за правильной реализацией не только норм лесного законодательства, но и других правовых норм, регулирующих лесные отношения, которые могут содержаться в правовых актах Президента и Правительства РФ, органов исполнительной власти Российской Федерации и ее субъектов, органов местного самоуправления (см. ч. 2 - 6 ст. 2 и комментарий к главе 1 Кодекса).
Поэтому представляется, что правило ч. 1 ст. 96 Кодекса целесообразно толковать расширительно: целью государственного лесного контроля и надзора является обеспечение соблюдения правовых норм, установленных в актах лесного законодательства, а также в других правовых актах, регулирующих лесные отношения в соответствии с ч. 2 - 6 ст. 2 Кодекса.
Государственный лесной контроль и надзор осуществляется в форме проверок. Порядок оформления результатов проверок, а также формы предписаний по устранению выявленных нарушений и актов проведения проверок устанавливаются Министерством природных ресурсов РФ (МПР РФ).
Установление порядка осуществления государственного лесного контроля и надзора отнесено к полномочиям органов государственной власти Российской Федерации в области лесных отношений.
В соответствии с п. 6 - 7 ч. 1 ст. 83 Кодекса полномочия по осуществлению государственного лесного контроля и надзора, установлению перечня должностных лиц, осуществляющих государственный лесной контроль и надзор, могут передаваться Российской Федерацией органам государственной власти субъектов Российской Федерации.
Федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере природопользования, является Федеральная служба по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор).
Росприроднадзор осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, правоохранительными органами, общественными объединениями, иными организациями и гражданами.
Полномочия и организация деятельности Росприроднадзора определены в Положении о Федеральной службе по надзору в сфере природопользования, утвержденном Постановлением Правительства РФ от 30.07.2004 N 400 <*>. Осуществление Росприроднадзором и территориальными органами государственного лесного контроля производится в порядке, установленном Правительством РФ (см. Положение об осуществлении Федеральной службой по надзору в сфере природопользования и ее территориальными органами государственного контроля за состоянием, использованием, охраной, защитой лесного фонда и воспроизводством лесов, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 06.10.2005 N 600 <**>).
--------------------------------
<*> СЗ РФ. 2004. N 32. Ст. 3347; 2006. N 44. Ст. 4596.
<**> СЗ РФ. 2005. N 42. Ст. 4279.
В целях обеспечения соблюдения всеми гражданами и юридическими лицами установленного порядка пользования лесным фондом, правил отпуска древесины на корню, рубок главного пользования, рубок промежуточного пользования и прочих рубок, охраны, защиты лесного фонда и воспроизводства лесов, а также иных требований, установленных лесным законодательством, Росприроднадзор и территориальные органы осуществляют государственный лесной контроль, в частности, за соблюдением:
а) порядка ведения государственного учета, мониторинга лесов, лесоустроительной документации, отчетности, отражающей количественные и качественные характеристики изменения лесного фонда, порядка использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов;
б) требований по сохранению лесов от уничтожения, повреждения, ослабления, загрязнения и иных негативных воздействий;
в) требований по ведению лесного хозяйства и обеспечению качества выполняемых лесохозяйственных мероприятий в соответствии с лесным законодательством;
г) требований лесного законодательства по воспроизводству лесов и лесоразведению;
д) требований законодательства Российской Федерации по целевому использованию лесных участков, охране, своевременному проведению рекультивации нарушенных земель лесного фонда;
е) санитарных правил в лесах, требований по предупреждению возникновения и распространения очагов вредителей и болезней леса, их учету;
ж) требований законодательства Российской Федерации по предоставлению лесных участков в аренду, безвозмездное пользование;
з) правил отпуска древесины на корню в лесах, рубок главного и промежуточного пользования, заготовки живицы и второстепенных лесных ресурсов, побочного лесопользования;
и) правил лесопользования и пребывания граждан в лесах, требований по обеспечению соответствия порядка проведения на землях лесного фонда строительных работ, добычи полезных ископаемых, прокладки коммуникаций и выполнения иных работ, не связанных с ведением лесного хозяйства и осуществлением лесопользования, разрешительным документам, выдаваемым в соответствии с лесным законодательством;
к) правил пожарной безопасности в лесах, требований по своевременному принятию мер для ликвидации лесных пожаров и их последствий, по учету площадей земель лесного фонда, пострадавших от пожаров, и определению причиненного ими ущерба лесному фонду;
л) требований по обеспечению соответствия лесоустроительных проектов и других документов лесоустройства, а также планируемых лесохозяйственных мероприятий принципам устойчивого развития, рационального, непрерывного, неистощительного использования лесного фонда, сохранности и усиления средообразующих, водоохранных, защитных, санитарно-гигиенических, оздоровительных и иных полезных природных свойств леса;
м) требований по обеспечению сохранности знаков особо охраняемых природных территорий, лесоустроительных и лесохозяйственных знаков в лесном фонде, а также знаков, устанавливаемых пользователями животным миром или специально уполномоченными государственными органами по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира и среды их обитания, зданий и других сооружений, принадлежащих указанным пользователям и органам;
н) правил пользования объектами животного мира и охраны среды обитания животных на землях лесного фонда в пределах своей компетенции;
о) порядка отвода земельных участков и предоставления в пользование лесов в водоохранных зонах и прибрежных полосах водных объектов на землях лесного фонда, а также правил охраны водных объектов на землях лесного фонда;
п) иных требований лесного законодательства.
Должностные лица Росприроднадзора (его территориальных органов), осуществляющие государственный лесной контроль, одновременно по должности являются:
а) руководитель Росприроднадзора - главным государственным инспектором Российской Федерации по контролю за состоянием, использованием, охраной, защитой лесного фонда и воспроизводством лесов;
б) заместитель руководителя Росприроднадзора и руководитель подразделения ее центрального аппарата, ведающие вопросами государственного контроля, - заместителями главного государственного инспектора Российской Федерации по контролю за состоянием, использованием, охраной, защитой лесного фонда и воспроизводством лесов;
в) заместитель руководителя подразделения, начальники отделов и заместители начальников отделов подразделения центрального аппарата Росприроднадзора, ведающего вопросами государственного контроля, - старшими государственными инспекторами Российской Федерации по контролю за состоянием, использованием, охраной, защитой лесного фонда и воспроизводством лесов;
г) руководители территориальных органов Росприроднадзора - главными государственными инспекторами в субъектах Российской Федерации по контролю за состоянием, использованием, охраной, защитой лесного фонда и воспроизводством лесов;
д) заместители руководителей территориальных органов Росприроднадзора, ведающие вопросами государственного контроля, - заместителями главных государственных инспекторов в субъектах Российской Федерации по контролю за состоянием, использованием, охраной, защитой лесного фонда и воспроизводством лесов;
е) начальники отделов, ведающих вопросами государственного контроля, территориальных органов Росприроднадзора - старшими государственными инспекторами в зоне деятельности лесхозов по контролю за состоянием, использованием, охраной, защитой лесного фонда и воспроизводством лесов;
ж) заместители начальников отделов, ведающих вопросами государственного контроля, территориальных органов Росприроднадзора - заместителями старших государственных инспекторов в зоне деятельности лесхозов по контролю за состоянием, использованием, охраной, защитой лесного фонда и воспроизводством лесов;
з) главные и ведущие специалисты отделов, ведающих вопросами государственного контроля, территориальных органов Росприроднадзора - государственными инспекторами в зоне деятельности лесхозов по контролю за состоянием, использованием, охраной, защитой лесного фонда и воспроизводством лесов.
Росприроднадзор ведет отраслевой статистический учет в сфере государственного лесного контроля.
Функциональные обязанности и права должностных лиц, осуществляющих государственный лесной контроль, устанавливаются руководителем Росприроднадзора в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Следует отметить, что права должностных лиц, исполняющих контрольные и надзорные функции, установленные в правовых актах Правительства РФ, должны соответствовать Кодексу и иным федеральным законам. Данное положение логически следует из смысла нормы п. 10 ч. 3 ст. 96 Кодекса.
Должностным лицам, осуществляющим государственный лесной контроль и надзор, выдаются удостоверения. Служебное удостоверение государственного лесного инспектора является документом, удостоверяющим личность инспектора и его полномочия по осуществлению государственного лесного контроля и надзора. Образцы удостоверений, вкладышей в них, а также порядок их выдачи утверждаются Росприроднадзором <*>.
--------------------------------
<*> См. Приказ Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 29.10.2004 N 141.
Государственный контроль за использованием, охраной, защитой и воспроизводством лесов, расположенных на территориях режимных военных и оборонных объектов, производится в порядке, установленном для осуществления федеральным органом исполнительной власти по надзору в сфере природопользования и его территориальными органами государственного контроля за состоянием, использованием, охраной, защитой лесного фонда и воспроизводством лесов и Положением об осуществлении государственного контроля за использованием, охраной, защитой и воспроизводством лесов, расположенных на территориях режимных военных и оборонных объектов, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 24.01.1998 N 77 <*>.