Файл: ЖК_комм_Жуйков_2007.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 16.10.2020

Просмотров: 1780

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

имеются другие заслуживающие внимания причины, не позволяющие ему обеспечить себя другим жильем.

По истечении срока, установленного судом, право пользоваться жилым помещением прекращается (если иное не установлено соглашением между собственником и этим бывшим членом его семьи).

Комментируемая статья не содержит запрета на повторное обращение в суд за продлением установленного решением суда срока, на который за бывшим членом семьи может быть сохранено право пользования жилым помещением.

8. Бывший член семьи собственника может потерять право пользования его помещением и до того, как истек срок, установленный решением суда, в следующих случаях.

Во-первых, если прекращено право собственности на это жилое помещение самого собственника (в силу решения суда, в связи со смертью, при переходе права собственности на жилое помещение к другому лицу и др.).

Во-вторых, если отпали основания, по которым суд решил сохранить право пользования, либо появились новые обстоятельства, которые могут существенно повлиять на ранее вынесенное решение. В подобных случаях суд своим решением вправе выселить бывшего члена семьи собственника жилого помещения до истечения установленного срока.

Действие положений ч. 4 ст. 31 не распространяется на бывших членов семьи собственника приватизированного жилого помещения при условии, что в момент приватизации указанные лица имели равные права пользования этим помещением с лицом, его приватизировавшим, если иное не установлено законом или договором (ст. 19 Закона о введении в действие Жилищного кодекса РФ).

Такой бывший член семьи собственника при переходе права собственности на жилое помещение к другому лицу не может быть выселен из этого жилого помещения, поскольку имеет право пользования данным жилым помещением. При этом необходимо исходить, что право пользования носит бессрочный характер (Обзор судебной практики Верховного Суда РФ за IV квартал 2005 г. от 01.03.2006) <1>.

--------------------------------

<1> БВС РФ. 2006. N 5.


9. Помимо предоставления бывшему члену семьи права пользоваться жильем собственника ч. 4 комментируемой статьи предусматривает второй вариант: суд вправе обязать собственника обеспечить бывшего супруга и других членов его семьи, в пользу которых собственник исполняет алиментные обязательства, иным жилым помещением, если они этого потребуют. Очевидно, срок, в пределах которого будет действовать данная обязанность, также устанавливает суд.

Отношения, связанные с исполнением алиментных обязательств членами семьи, в том числе бывшими, регулируются семейным законодательством (ст. 80, 85, 90 СК РФ и др.).

10. По смыслу комментируемой статьи суд вправе выселить бывшего члена семьи собственника жилья, не предоставляя ему никакого срока пользования этим жильем, только если он имеет другое жилое помещение на праве собственности, иное недвижимое и движимое имущество (включая деньги на счетах в банках), акции, доли в уставном капитале юридического лица, произведения искусства, ювелирные изделия и иное имущество, за счет реализации которого можно приобрести жилое помещение, либо является участником долевого строительства.


11. Право пользования жилым помещением бывшего члена семьи собственника прекращается независимо от его фактического нахождения в спорном жилом помещении и (или) невнесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги (Обзор судебной практики Верховного Суда РФ за IV квартал 2005 г. от 01.03.2006).


Статья 32. Обеспечение жилищных прав собственника жилого помещения при изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд


Комментарий к статье 32


1. Комментируемая статья восполняет нормы Гражданского и Земельного кодексов и устраняет существовавшие ранее противоречия между ними. Поэтому ее следует рассматривать во взаимосвязи с положениями ст. 279 - 283 ГК РФ, ст. 9 - 11, 49, 55, 61, 63 ЗК РФ, а также с учетом ст. 16 Закона о введении в действие Жилищного кодекса РФ.

2. Конституция РФ допускает возможность принудительного отчуждения имущества для государственных нужд только на основании решения суда и лишь при условии предварительного и равноценного возмещения (ч. 3 ст. 35).

В развитие этого конституционного положения в ч. 1 комментируемой статьи предусмотрено, что жилое помещение может быть изъято у собственника путем выкупа в связи с изъятием соответствующего земельного участка для государственных или муниципальных нужд. При этом выкуп части жилого помещения допускается не иначе как с согласия собственника. Иными словами, принудительное изъятие части жилого помещения недопустимо.

3. Условия и порядок изъятия земельных участков для государственных или муниципальных нужд регулируются ст. 55 ЗК РФ. Изъятие, в том числе путем выкупа, возможно в исключительных случаях, связанных:

1) с выполнением международных обязательств Российской Федерации;

2) с размещением объектов государственного или муниципального значения при отсутствии других вариантов размещения этих объектов;

3) с иными обстоятельствами в установленных федеральными законами случаях, а применительно к изъятию (в том числе путем выкупа) участков из земель, находящихся в собственности субъектов РФ или муниципальной собственности, - в случаях, установленных законами субъектов РФ (ст. 49 ЗК РФ).

Иные обстоятельства изъятия земельных участков установлены ч. 10 комментируемой статьи. Основанием изъятия земельного участка для муниципальных нужд является признание многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу.

Земельные участки в городских и сельских поселениях могут быть изъяты, в том числе путем выкупа, для государственных или муниципальных нужд в целях застройки в соответствии с генеральными планами городских и сельских поселений, правилами землепользования и застройки (ст. 83 ЗК РФ).

Изъятие земельных участков для федеральных нужд относится к полномочиям Российской Федерации (ст. 9 ЗК РФ), для нужд субъекта РФ - к полномочиям этого субъекта (ст. 10 ЗК РФ), для муниципальных нужд - к полномочиям органов местного самоуправления (ст. 11 ЗК РФ).


Под государственными (муниципальными) нуждами следует понимать потребности государства (Российской Федерации либо субъекта РФ) или муниципального образования, удовлетворение которых возможно только путем изъятия земельных участков.

4. В соответствии с нормами комментируемой статьи принудительное изъятие жилых помещений у собственников допустимо только в публичных интересах при соблюдении следующих условий:

выкупная цена жилого помещения, сроки и другие условия выкупа должны быть определены по соглашению с собственником жилья либо решением суда;

выкупная цена должна складываться из рыночной стоимости этого помещения, а также всех убытков, связанных с его изъятием;

решение органа государственной власти или органа местного самоуправления об изъятии жилого помещения должно пройти государственную регистрацию в органе, осуществляющем государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним;

собственник жилого помещения должен быть письменно уведомлен о дате принятия и государственной регистрации решения об изъятии принадлежащего ему жилого помещения не позднее чем за год до предстоящего изъятия данного помещения.

5. Если собственник жилого помещения не согласен с решением об изъятии либо не достигнуто соглашение о выкупной цене или других условиях выкупа, орган государственной власти (местного самоуправления), принявший такое решение, может предъявить в суд иск о выкупе жилого помещения. Срок предъявления иска - 2 года с момента направления собственнику жилья уведомления (ч. 9 ст. 32).

6. Требование об изъятии недвижимого имущества не подлежит удовлетворению, если государственный орган или орган местного самоуправления, обратившийся с этим требованием в суд, не докажет, что использование земельного участка в целях, для которых он изымается, невозможно без прекращения права собственности на данное недвижимое имущество (ст. 239 ГК РФ).

Требование об изъятии недвижимого имущества должно быть обосновано невозможностью использования иных земельных участков в целях, для которых оно изымается.

7. Решение об изъятии рассматривается в качестве обременения прав на жилое помещение.

Согласно п. 1 ст. 4 Закона о государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество, возникающие на основании договора либо акта органа государственной власти или органа местного самоуправления, подлежат государственной регистрации в случаях, предусмотренных законом.

8. Часть 3 комментируемой статьи обязывает орган государственной власти (орган местного самоуправления) зарегистрировать свое решение об изъятии жилого помещения; поэтому при отсутствии государственной регистрации решение не будет иметь юридической силы.


Акт об изъятии земельного участка может быть в любой момент отменен принявшим его органом. При этом должно быть зарегистрировано прекращение указанного обременения земельного участка, а собственнику послано соответствующее уведомление.

9. Орган, принявший решение об изъятии жилья, должен в письменной форме уведомить собственника не позднее чем за год до предстоящего изъятия как о принятом решении, так и о дате его государственной регистрации. Не будет считаться уведомлением сообщение в СМИ либо вывешенное в публичных местах. Собственник должен быть уведомлен персонально (заказное письмо с уведомлением о вручении), а если собственников данного жилья несколько, то уведомление должно быть направлено каждому. Аналогичные требования существуют во многих законах, и по ним сложилась единообразная судебная практика: дополнительные убытки, возникшие у собственника из-за несвоевременности его информирования, возмещаются за счет соответствующих органов государственной власти или местного самоуправления.

10. Выкуп жилого помещения до истечения года со дня извещения собственника допускается только с его согласия. Нельзя принудить собственника заключить соглашение до того, как истек этот срок, поскольку он предоставляется собственнику для приобретения им другого жилья.

Если собственник согласился с выкупной ценой и подписал соглашение, а другая сторона не исполняет свои обязательства по срокам выплаты выкупной цены, то собственник имеет право обратиться в суд за возмещением убытков, связанных с неисполнением обязательств и пользованием чужими денежными средствами, а также пересмотреть размер выкупной цены.

11. Решение об изъятии жилья не ограничивает права собственника. До того как достигнуто соглашение (принято судебное решение) о выкупе, он может владеть, пользоваться и распоряжаться жильем по собственному усмотрению. Так, он вправе заключить договор купли-продажи, мены, дарения, но при этом он обязан информировать нового собственника о том, что права на жилье обременены.

Собственник несет риск отнесения на него (при определении выкупной цены) затрат и убытков, связанных с произведенными в указанный период вложениями, значительно увеличивающими стоимость изымаемого жилого помещения (ч. 5 ст. 32). В данном случае закон не рекомендует собственнику после государственной регистрации решения об изъятии и до достижения согласия о выкупной цене жилого помещения производить в нем капитальные работы (за исключением аварийных), направленные на приращение стоимости, поскольку эти затраты возмещены не будут.

12. Выкупная цена жилого помещения, напомним, включает его рыночную стоимость, а также все убытки, причиненные собственнику изъятием его имущества. К ним относятся убытки, вызванные:

изменением места проживания;


временным пользованием иным жильем до приобретения в собственность другого помещения (в случае, если соглашением не предусмотрено сохранение права пользоваться изымаемым жилым помещением до приобретения нового);

переездом;

поиском другого жилого помещения для приобретения в собственность;

оформлением права собственности на другое жилое помещение;

досрочным прекращением своих обязательств перед третьими лицами, в том числе упущенная выгода.

13. Закон о введении в действие Жилищного кодекса РФ (ст. 16) установил, что в существующей застройке поселений земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, является общей долевой собственностью собственников помещений в многоквартирном доме.

В связи с этим при определении выкупной цены жилого помещения по рыночной стоимости следует учитывать и стоимость его доли в праве на земельный участок.

14. По соглашению с собственником ему может быть предоставлено - взамен изымаемого - другое жилое помещение с зачетом его стоимости в выкупную цену.

Однако это не освобождает орган государственной власти или местного самоуправления от обязанности возместить собственнику все остальные убытки, предусмотренные ч. 7 комментируемой статьи.

Если предоставленное жилое помещение требует ремонта (и стороны с этим согласились), собственник имеет право на возмещение соответствующих затрат. Данное обстоятельство должно быть отражено в соглашении. То же касается выплаты разницы между стоимостью предоставленного и выкупной ценой изъятого помещения. Стороны соглашения могут установить любые иные условия предоставления другого жилья.

15. Правительством РФ принято Постановление от 28.01.2006 N 47 <1>, которым утверждено Положение о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу.

--------------------------------

<1> СЗ РФ. 2006. N 6. Ст. 702.


Согласно этому Положению непригодными для проживания признаются жилые дома, жилые помещения: имеющие определенный физический износ; находящиеся в аварийном состоянии; в которых выявлено вредное воздействие факторов среды обитания (разд. III Положения).

Вопросы о признании жилых домов (жилых помещений) непригодными для проживания решаются межведомственными комиссиями, которые создаются: федеральным органом исполнительной власти для оценки жилых помещений жилищного фонда Российской Федерации; органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации для оценки жилых помещений жилищного фонда субъекта РФ; органом местного самоуправления для оценки жилых помещений муниципального жилищного фонда.

Комиссия проводит оценку соответствия помещения установленным в Положении требованиям и принимает решение: