ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 16.10.2020
Просмотров: 1789
Скачиваний: 1
--------------------------------
<1> СЗ РФ. 2004. N 35. Ст. 3607.
Статьей 14 Закона N 122 введена новая редакция п. 3 ст. 19 Закона РФ от 26.06.1992 N 3132-1 "О статусе судей в Российской Федерации" <2>: "Судьи, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, обеспечиваются в соответствии с нормами, установленными законодательством Российской Федерации, отдельными жилыми помещениями с учетом права судьи на дополнительную жилую площадь в размере 20 кв. м или в виде отдельной комнаты..."
--------------------------------
<2> Ведомости РФ. 1992. N 30. Ст. 1792.
Право на дополнительную площадь предусматривается также для сотрудников органов внутренних дел. Причем говорится, что порядок предоставления "дополнительной площади или дополнительной комнаты и ее размеры устанавливаются законодательством Российской Федерации" (ст. 21 Закона N 122).
11. Коснемся и вопроса упразднения другого института жилищного законодательства - первоочередного обеспечения жильем. Статья 36 ЖК РСФСР содержала большой перечень категорий граждан, имеющих право на получение жилья в таком порядке. Ряд законов предусматривает право определенных категорий граждан на получение жилья в первоочередном порядке (в т.ч. и в отношении некоторых категорий, указанных в ст. 36 ЖК РСФСР). Это, в частности, Закон РФ от 15.01.1993 N 4301-1 "О статусе Героев Советского Союза, Героев Российской Федерации и полных кавалеров ордена Славы"; Закон РФ от 18.04.1991 N 1026-1 "О милиции".
Вместе с тем в упомянутые выше Законы вносятся изменения, которые касаются жилищных проблем этих граждан.
Федеральный закон от 12.01.1995 N 5-ФЗ "О ветеранах" <1> дополнен ст. 23.2, согласно которой Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов РФ полномочия по обеспечению жилыми помещениями граждан, вставших на учет до 1 января 2005 г., с выделением на эти цели субвенций из федерального бюджета. Законом N 122 и Федеральным законом от 29.12.2004 N 199-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации в связи с расширением полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, а также с расширением перечня вопросов местного значения муниципальных образований" <2> в Федеральный закон "О ветеранах" внесены изменения (в ст. 14, 15, 16 и др.), согласно которым обеспечение жильем инвалидов, участников Великой Отечественной войны и др., вставших на учет до 1 января 2005 г., осуществляется в соответствии со ст. 23.2 Федерального закона "О ветеранах", а вставших на учет после 1 января 2005 г., - в соответствии с жилищным законодательством.
--------------------------------
<1> СЗ РФ. 1995. N 3. Ст. 168.
<2> СЗ РФ. 2005. N 1 (ч. I). Ст. 25.
Постановлением Правительства РФ от 29.12.2004 N 866 "О порядке обеспечения жильем за счет средств федерального бюджета нуждающихся в улучшении жилищных условий граждан, подвергшихся радиационному воздействию вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, аварии на производственном объединении "Маяк", и приравненных к ним лиц" <3> установлено, что основной формой обеспечения жильем этих лиц является предоставление им субсидий на приобретение жилого помещения.
--------------------------------
<3> СЗ РФ. 2005. N 1 (ч. II). Ст. 111.
При этом из числа категорий граждан, имеющих право на первоочередное обеспечение жилыми помещениями (ст. 36 ЖК РСФСР), "выпадают" отдельные категории, в частности учителя, многодетные матери, семьи при рождении близнецов.
Отмена права ряда категорий граждан на получение жилья в первоочередном порядке вступает в противоречие с положениями ст. 55 Конституции РФ. Этот вопрос рассматривался ранее, однако представляется необходимым еще раз обратить внимание на следующие обстоятельства.
Бесспорно, совершенствование жилищного законодательства требует решения вопроса об упорядочении жилищных льгот, в частности, по предоставлению жилых помещений в льготном порядке.
Однако правомерна ли позиция об отмене таких льгот без какой-либо компенсации? Основательны опасения, что это в определенной степени снизит доверие к государству и его Конституции. Согласно ст. 2 Конституции РФ "признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства".
Вряд ли следует говорить о нарушении в данном случае ст. 40 Конституции РФ, провозглашающей право на жилище, речь идет только о льготных основаниях обеспечения жильем.
Вместе с тем ч. 1 ст. 55 Конституции РФ установлено, что перечисление в Конституции РФ основных прав (к которым относится и право на жилище) и свобод не должно толковаться как отрицание или умаление других общепризнанных прав и свобод человека и гражданина, а следующая затем ч. 2 ст. 55 устанавливает, что в Российской Федерации не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина.
В связи с изложенным уместно упомянуть Определение Конституционного Суда РФ от 04.12.2003 N 415-О "По запросу группы депутатов Государственной Думы о проверке конституционности части первой статьи 128 Федерального закона "О федеральном бюджете на 2003 год" и подпункта 16 пункта 1 приложения 20 к данному Федеральному закону" <1>. Конституционный Суд РФ отметил следующее: "Внося в действующее правовое регулирование изменения, оказывающие неблагоприятное воздействие на правовое положение граждан, законодатель должен обеспечивать соблюдение конституционных требований, в частности, вытекающих из принципа поддержания доверия граждан к закону и действиям государства, который предполагает оптимальное сочетание разумной стабильности законодательства, предсказуемости его развития и недопустимости произвольных конституционно не обоснованных изменений, затрагивающих права граждан".
--------------------------------
<1> СЗ РФ. 2004. N 2. Ст. 162.
Данные позиции можно отнести и к вопросу о праве на дополнительную площадь.
Статья 58. Учет законных интересов граждан при предоставлении жилых помещений по договорам социального найма
Комментарий к статье 58
1. Комментируемая статья обязывает органы, предоставляющие жилые помещения по договорам социального найма, учитывать законные интересы граждан.
В ч. 1 статьи говорится, что заселение одной комнаты лицами разного пола, за исключением супругов, допускается только с их согласия. Данная норма не ограничивает возможность получения жилья (комнаты) возрастом членов семьи, как это предусматривалось ст. 41 ЖК РСФСР (не допускалось заселение одной комнаты лицами разного пола старше 9 лет, кроме супругов).
Часть 2 ст. 58 допускает возможность превышения нормы предоставления на одного человека, но не более чем в 2 раза.
Трудности в реализации данной нормы возникнут, в частности, при обеспечении жильем больных тяжелыми формами некоторых хронических заболеваний, которые по характеру заболевания должны проживать в отдельной комнате (см. также комментарий к ст. 57).
2. Согласно ст. 72 Конституции РФ жилищное законодательство относится к совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов. Отсюда следует, что жилищные отношения подлежат регламентации субъектами РФ в той мере, в какой они не урегулированы Российской Федерацией. Субъекты РФ регулируют также вопросы, отнесенные к их ведению.
В связи с этим немалый интерес представляет вопрос реализации субъектами РФ предоставленных им полномочий в регламентации жилищных отношений, в том числе по обеспечению законных интересов граждан в данной сфере.
Жилищная практика многих регионов исходит из того, что инвалидам, престарелым, больным сердечно-сосудистыми и другими тяжелыми заболеваниями жилые помещения предоставляются (с учетом пожеланий) на нижних этажах или в домах, имеющих лифт. При определении размера предоставляемого жилья учитывается наличие в семье беременной женщины. Когда жилое помещение предоставляется инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, учитываются рекомендации индивидуальной программы реабилитации инвалида, состояние его здоровья, другие обстоятельства (приближение к лечебно-профилактическому учреждению, месту жительства родных, близких и т.п.).
Лицам, нуждающимся в социальной защите, всегда уделялось значительное внимание, изыскивались меры для решения их жилищных проблем. Жилые помещения, занимаемые инвалидами и семьями, имеющими детей-инвалидов, заменялись на другие равноценные жилые помещения в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида (переселение с верхних этажей домов на нижние, приближение к месту жительства родных, близких и т.п.).
3. Правилами учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений в Ленинграде, утв. решением исполкома Ленгорсовета от 07.09.1987 N 712/6, предусматривалось принятие на учет для улучшения жилищных условий лиц, проживающих в коммунальных квартирах и не имеющих другого жилья, пригодного для проживания. Данное положение свидетельствовало о намерениях решать самую серьезную проблему города - расселение коммуналок.
Указом Губернатора Нижегородской области от 22.10.2001 N 63 было утверждено Положение о порядке предоставления жилых помещений детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, и лицам из их числа за счет средств областного бюджета. Положением был очерчен круг лиц, которые обеспечивались жильем за счет средств областного бюджета в рамках программы "Дети-сироты", устанавливались порядок и условия решения их жилищных проблем.
4. Необходимо отметить Закон Красноярского края от 30.06.2003 N 7-1193 "О порядке и условиях предоставления жилых помещений гражданам, находящимся в трудной жизненной ситуации". При анализе нормативных актов субъектов РФ подобного акта не встречалось. Этот Закон устанавливал порядок и условия предоставления гражданам, находящимся в трудной жизненной ситуации, жилых помещений целевого использования краевого жилищного фонда, приобретенных за счет средств краевого бюджета по краевым целевым программам, предусматривающим социальную поддержку населения, находящегося в трудной жизненной ситуации. Согласно ст. 2 и 3 данного Закона "...основанием предоставления жилого помещения по настоящему Закону является признание в установленном порядке гражданина (лица) и (или) семьи находящимися в трудной жизненной ситуации, с которой они не могут справиться самостоятельно, используя имеющиеся в их распоряжении возможности и средства, и отсутствие у них жилого помещения на правах собственности или социального найма".
5. Кабинет Министров Республики Адыгея принял Постановление от 02.12.1996 N 457 "О предоставлении льгот инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, по обеспечению их жилыми помещениями, оплате жилья и коммунальных услуг", которым были утверждены Правила предоставления инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, льгот по обеспечению их жилыми помещениями, оплате жилья и коммунальных услуг в Республике Адыгея.
Одним из существенных положений Правил являлось то, что при постановке инвалидов на учет для улучшения жилищных условий подлежало учету их право на дополнительную жилую площадь (п. 2).
Пункт 8 Правил предусматривал: "Инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, занимаемые ими жилые помещения могут быть заменены на другие равноценные жилые помещения в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида (переселение с верхних этажей домов на нижние, приближение к месту жительства родных, близких и т.п.)". В соответствии с п. 12 Правил "специально оборудованные жилые помещения, занимаемые инвалидами в домах государственного, муниципального и общественного жилищного фонда по договору найма или аренды, при освобождении заселяются в первую очередь другими инвалидами, нуждающимися в улучшении жилищных условий".
6. В Республике Мордовия в 1996 г. был принят Закон, предусматривающий гарантии права на жилье детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Он устанавливал, что при устройстве детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в учреждения общественного воспитания, под опеку (попечительство), в приемную семью органы местного самоуправления должны одновременно осуществлять постановку их на учет для получения жилья в случае отсутствия у них закрепленного жилого помещения.
Согласно Правилам учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений в Мордовской АССР от 03.12.1984 N 518 (в ред. Постановления от 19.02.2001 N 58) нуждающимся в улучшении жилищных условий молодоженам, вступающим в первый брак в возрасте до 30 лет, молодым семьям при рождении ребенка в первые три года после бракосочетания, состоящим в списках очередников, предоставляется преимущественное право в получении изолированных комнат и однокомнатных квартир (п. 7).
Статья 59. Предоставление освободившихся жилых помещений в коммунальной квартире
Комментарий к статье 59
1. Комментируемая статья устанавливает очередность получения гражданами, проживающими в коммунальной квартире, освободившегося помещения в ней. Причем согласно ч. 1 и 2 такое помещение предоставляется по договору социального найма, а согласно ч. 3 - в собственность.
В первую очередь правом на получение по договору социального найма освободившейся комнаты в коммунальной квартире обладают наниматели или собственники жилых помещений, проживающие в этой квартире, если они на момент освобождения жилья признаны или могут быть признаны малоимущими и нуждающимися в жилых помещениях.
При отсутствии в квартире лиц, указанных в ч. 1, освободившееся помещение предоставляется - по договору социального найма - проживающим в ней нанимателям или собственникам (вторая очередь), если они могут быть признаны в установленном порядке малоимущими и если они обеспечены жильем менее нормы предоставления жилого помещения на одного человека (т.е. нет условия нуждаемости в зависимости от размера занимаемого жилья).
Лицам, которые не могут быть признаны малоимущими и нуждающимися в получении жилого помещения, но обеспечены жильем менее нормы предоставления жилого помещения на одного человека (третья очередь), освободившаяся комната (комнаты) передается по договору купли-продажи.
И, наконец, при отсутствии в коммунальной квартире лиц первой - третьей очередей освободившиеся комнаты заселяются в порядке, предусмотренном положениями ЖК РФ, на основании договора социального найма (ч. 4).
2. В отличие от ранее действовавших порядка и условий заселения освобождающихся жилых помещений в коммунальных квартирах (ст. 16 Закона об основах федеральной жилищной политики) комментируемая статья предоставляет право на получение в установленном порядке освобождающегося помещения не только нанимателям, проживающим в этой квартире, но и лицам, имеющим комнату (комнаты) в данной квартире на праве собственности.
Указанные нормы способствуют ликвидации коммунальных квартир.
3. Освободившимся является жилое помещение, которое пустует в связи с переездом занимавшего это помещение лица на другое место жительства (переселение в другое помещение либо в другой населенный пункт); со смертью нанимателя, занимавшего это помещение, и проч.