ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 16.10.2020
Просмотров: 1786
Скачиваний: 1
7. Определяемая в ЖК РФ нуждаемость в жилье служит основанием для вступления в члены ЖК и ЖСК. Согласно ст. 111 ЖК РФ категории граждан, указанных в комментируемой статье, имеют преимущественное право на вступление в жилищные кооперативы, организованные при содействии органов государственной власти (федеральных и субъектов РФ) или органов местного самоуправления.
Статья 50. Норма предоставления и учетная норма площади жилого помещения
Комментарий к статье 50
1. Нуждаемость в жилом помещении - одно из условий предоставления гражданам жилья по договору социального найма. В свою очередь, одним из оснований признания граждан нуждающимися является проживание в жилом помещении, размер которого менее учетной нормы на одного члена семьи. Так, наниматели жилых помещений по договору социального найма и собственники жилых помещений признаются нуждающимися в жилых помещениях, если обеспечение общей площадью на одного члена семьи менее учетной нормы (см. комментарий к ст. 51).
Учетная норма зависит от уровня обеспеченности граждан жильем в конкретном населенном пункте и устанавливается органом местного самоуправления. По ранее действовавшему ЖК РСФСР учетная норма устанавливалась субъектами РФ (п. 1 ст. 29), как и норма предоставления (ст. 40).
2. По договору социального найма жилое помещение предоставляется общей площадью на одного человека не менее нормы, устанавливаемой органом местного самоуправления в зависимости от достигнутого уровня обеспеченности социальным жильем в данном населенном пункте.
Очевидно, что органы местного самоуправления должны также учитывать типы жилых помещений в жилищном фонде социального использования, состав семей, состоящих на учете нуждающихся в жилых помещениях, и проч.
Нормой предоставления согласно ч. 1 комментируемой статьи является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется размер предоставляемого жилья.
Что касается отдельных категорий граждан (см. п. 4 комментария к ст. 49), то для них федеральными законами, указами Президента РФ, законами субъектов РФ могут быть установлены иные нормы предоставления.
Кроме того, для этих категорий граждан федеральными законами, указами Президента РФ, законами субъектов РФ могут быть установлены другие учетные нормы.
3. В соответствии с ч. 5 комментируемой статьи размер учетной нормы не должен превышать размер нормы предоставления. Исходя из ее буквального толкования, гражданам может быть предоставлено жилье того же размера, которое у них было, что лишено какого-либо смысла.
Кроме того, ЖК РФ фактически предполагает предоставление жилых помещений по норме (см. комментарий к ст. 57), что практически невозможно. Необходим оптимальный "допуск" - возможные пределы предоставляемого жилья.
4. Закон о введении в действие Жилищного кодекса РФ признает значимость "нормы общей площади жилого помещения на одного человека". Ее необходимость обозначается ст. 679, 680, 685 ГК РФ, в которые вносятся соответствующие изменения (см. ст. 11). Вместе с тем это понятие в ЖК РФ не используется.
Статья 51. Основания признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма
Комментарий к статье 51
1. Признание граждан нуждающимися в жилье является одним из условий заключения с ними договора социального найма жилого помещения (см. комментарий к ст. 49). Основаниями для такого признания служат:
а) отсутствие жилья, которым гражданин вправе пользоваться как собственник, наниматель по договору социального найма или в качестве члена семьи собственника, нанимателя;
б) обеспеченность жильем менее учетной нормы;
в) неудовлетворительное состояние жилища;
г) состояние здоровья проживающих.
2. Все четыре основания нуждаемости перечислены в ч. 1 комментируемой статьи. По смыслу п. 1 этой нормы нуждающимися в жилье признаются: поднаниматели; лица, проживающие в служебном жилом помещении и общежитии; наниматели жилых помещений в домах и квартирах (комнатах), принадлежащих гражданам на праве собственности; наниматели по договору коммерческого найма и т.п. Причем ограничений такого характера, как обеспеченность жильем менее учетной нормы, нет.
3. В соответствии с п. 2 ч. 1 комментируемой статьи нуждающимися признаются граждане, обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы (ст. 50 ЖК РФ), являющиеся нанимателями жилых помещений по договору социального найма либо собственниками жилья, а также члены семей нанимателей и собственников.
4. Иные основания нуждаемости граждан в жилых помещениях (п. п. 3 и 4 ч. 1 ст. 51) не связаны с размером занимаемой площади и не требуют применения учетной нормы.
Так, п. 3 ч. 1 основанием признания граждан нуждающимися считает непригодность их жилья для проживания.
Согласно Положению о порядке признания жилых домов (жилых помещений) непригодными для проживания непригодным признается жилье: находящееся в ветхом состоянии; находящееся в аварийном состоянии; в котором выявлено вредное воздействие факторов среды обитания (см. комментарий к ст. 15).
5. Самостоятельное основание нуждаемости в жилых помещениях - проживание в квартирах, занятых несколькими семьями, если в составе одной из них есть больные, страдающие тяжелыми формами некоторых хронических заболеваний, при которых совместное проживание с ними в одной квартире невозможно (п. 4 ч. 1).
Данное положение применяется и к нанимателям, и к собственникам жилых помещений, а также членам их семей. Условием его применения является отсутствие иного помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности.
Семьи, в составе которых есть такой больной, переселяются, главным образом, в интересах иных проживающих в квартире лиц.
Перечень соответствующих заболеваний установлен Постановлением Правительства РФ от 16.06.2006 N 378 <1>; кроме того, в данной сфере действует региональное законодательство.
--------------------------------
<1> СЗ РФ. 2006. N 25. Ст. 2736.
6. По основаниям, предусмотренным ст. 51, нуждающимися в жилых помещениях должны признаваться лица, постоянно (как правило) проживающие в данном населенном пункте. Этот вопрос следовало бы рассмотреть в качестве условий обеспечения жильем по договору социального найма. Обоснованием такой позиции является положение ч. 4 ст. 1 ЖК РФ, согласно которому граждане, законно находящиеся на территории РФ, имеют право свободного выбора жилых помещений для проживания в качестве собственников, нанимателей или на иных основаниях, предусмотренных законодательством. Эта формулировка допускает возможность получения жилья по договору социального найма (наряду с прочими возможностями) неограниченное число раз (тогда как постановка на учет для получения жилья по такому договору производится по месту жительства, а иное возможно как исключение, см. комментарий к ст. 52).
Значимым фактором, позволяющим установить место жительства гражданина, является регистрация по месту жительства.
Подтверждением данной позиции служит Определение Конституционного Суда РФ от 09.04.2002 N 123-О <2>. По мнению Суда, условие о наличии регистрации по месту жительства направлено на обеспечение справедливого распределения жилья, на предотвращение возможных злоупотреблений со стороны граждан, обращающихся с заявлением о постановке на учет по улучшению жилищных условий, а также на защиту прав и законных интересов собственников жилищного фонда, иных граждан. В силу этого введение такого условия не может рассматриваться как не согласующееся с положениями ст. 17, 19, 27 и 40 Конституции РФ.
--------------------------------
<2> СЗ РФ. 2002. N 31. Ст. 3159.
7. Часть 2 комментируемой статьи предписывает определять уровень обеспеченности общей площадью жилого помещения исходя из суммарной общей площади всех жилых помещений, имеющихся у гражданина и (или) членов его семьи, занимаемых по договору социального найма и (или) принадлежащих им на праве собственности.
Законодатель не ограничивает в этом случае учет жилья лишь имеющимся в данном населенном пункте. Таким образом, учету подлежат все помещения, включая находящиеся в других населенных пунктах.
Статья 52. Принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях
Комментарий к статье 52
1. Согласно общему правилу жилье по договорам социального найма предоставляется гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Исключение составляют случаи, установленные ЖК РФ. Это в первую очередь касается категорий граждан, предусмотренных ч. 2 ст. 57 ЖК РФ, которым жилые помещения предоставляются вне очереди. Сюда же относятся случаи, когда жилой дом разрушен (уничтожен) в результате стихийного бедствия и т.п.
2. На учет для получения жилья принимается либо вся семья, либо один или несколько членов семьи (например, образовавший свою семью сын нанимателя жилого помещения).
Граждане, в установленных случаях сохраняющие право на жилое помещение по месту жительства (временное отсутствие), могут быть признаны нуждающимися и приняты на учет по месту жительства (сохраняемого помещения). Данная позиция основана на положениях ст. 71 ЖК РФ, согласно которой временное отсутствие нанимателя жилого помещения по договору социального найма, кого-либо из проживающих совместно с ним членов его семьи или всех этих граждан не влечет за собой изменения их прав и обязанностей по договору социального найма.
3. Граждане принимаются на учет на основании заявлений, поданных в соответствующий орган по месту жительства (см. комментарий к ст. 51). Учет не по месту жительства возможен только в случаях и в порядке, установленных законодательством (см. комментарий к ст. 58).
Недееспособные граждане принимаются на учет по заявлениям их законных представителей (родителей, опекунов, попечителей).
Для постановки на учет необходимы документы, подтверждающие право гражданина на признание его нуждающимся в жилье (определение семьи в качестве малоимущей; условия проживания в занимаемом помещении; непригодность помещения для проживания; размер занимаемой площади и проч.).
Как правило, такие документы имеют утвержденную форму (например, медицинское заключение о заболевании выдается соответствующей службой лечебно-профилактического учреждения).
Лица, принятые на учет нуждающихся, подлежат регистрации в учетных документах (специальная книга учета, специальная форма списков очередников). Процедура зачисления на учет (выдача расписки в получении документов, жесткие сроки рассмотрения заявления о принятии на учет и сопутствующих документов - ч. 4 и 5) свидетельствует о придании данному порядку большого значения; это существенная позиция законодательства.
Нормы ЖК РФ в части порядка и условий постановки на учет нуждающихся в жилых помещениях включают немалое число действовавших ранее норм, а они достаточно четко и детально регламентировали указанные вопросы.
Принятое решение согласно ч. 6 ст. 52 и ч. 3 ст. 54 ЖК РФ обязательно доводится до сведения заявителя: в случае положительного решения - выдачей соответствующего документа, в случае отрицательного - письменным сообщением (решение об отказе).
4. На учете нуждающихся в жилых помещениях могут состоять лишь те, кто признан таковыми по правилам ст. 49 Кодекса. Если гражданин имеет право состоять на учете по нескольким основаниям (ст. 49), такой гражданин может быть принят на учет по одному из оснований (по своему выбору) или по всем основаниям.
5. Частью 7 комментируемой статьи предусмотрено, что порядок ведения органом местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях устанавливается законом субъекта РФ.
Хотелось бы обратить внимание на Постановление Совета Министров РСФСР от 31.07.1984 N 335, принятое в связи с введением в действие Жилищного кодекса РСФСР. Этим Постановлением были утверждены Примерные правила учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений в РСФСР.
Примерные правила во всех подробностях обозначали процедуру постановки на учет нуждающихся в жилье: подача заявления с необходимыми приложениями к нему; сроки рассмотрения заявления; ведение книги учета; формирование учетного дела, которое содержит все необходимые документы, являющиеся основанием постановки на учет, и проч., а также процедура снятия с учета.
Данные Примерные правила могли бы быть использованы при подготовке порядка ведения учета граждан, нуждающихся в жилых помещениях (ч. 7).
6. Особого разговора заслуживают Методические рекомендации (по определению порядка учета нуждающихся в жилье и предоставления жилых помещений по договору социального найма), утв. Приказом Министерства регионального развития РФ от 25.02.2005 N 18 <1>.
--------------------------------
<1> Журнал руководителя и главного бухгалтера ЖКХ. 2005. N 6 (ч. II).
К сожалению, документ содержит ряд погрешностей. Основной (главной) его рекомендацией должно быть неукоснительное соблюдение норм Жилищного кодекса РФ. Однако в Методических рекомендациях допускаются искажения ряда норм, предлагаются позиции, не основанные на положениях ЖК РФ. Так, п. 25 предусматривает в качестве основания снятия с учета нуждающихся приобретение гражданами жилья за счет бюджетных средств. Тогда как согласно п. 4 ч. 1 ст. 56 ЖК РФ основанием снятия с учета является получение в установленном порядке бюджетных средств на приобретение или строительство жилого помещения. При этом перечень ст. 56 является закрытым.
Согласно ст. 15 Кодекса объектом жилищных прав является изолированное жилое помещение, пригодное для постоянного проживания. Непонятно, почему в п. 37 Методических рекомендаций такие требования должны зависеть от "условий данного населенного пункта".
В п. 41 Методических рекомендаций содержится обязанность нанимателя жилого помещения сдать его наймодателю (при освобождении помещения) "в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации". Однако подобная обязанность в ЖК РФ не обозначена - ее предусматривают Правила пользования жилыми помещениями.
Статья 53. Последствия намеренного ухудшения гражданами своих жилищных условий
Комментарий к статье 53
1. Комментируемая статья не дает возможности встать на учет гражданам, которые намеренно ухудшили свои жилищные условия, в течение 5 лет с момента совершения этих намеренных действий.
Однако из смысла статьи не ясно, какие действия могут послужить основанием для применения ее норм. Кроме того, далеко не всегда можно установить намеренность действий, ухудшающих жилищные условия.
С учетом положений ч. 8 ст. 57 (см. комментарий к ней) речь может идти о сознательном ухудшении жилищных условий, например в связи с обменом.
Однако ст. 73 ЖК РФ, определяющая условия, при которых обмен жилыми помещениями не допускается, не содержит в качестве такого условия существенное ухудшение жилищных условий, в результате чего граждане становятся нуждающимися в жилье. Статья 72 ЖК РФ предусматривает необходимость соблюдения при обмене требований ст. 70 ЖК РФ, а та, в свою очередь, не исключает ситуации, когда жилищные условия были сознательно ухудшены (согласно ч. 1 ст. 70 наймодатель может запретить, следовательно, может и разрешить вселение граждан в качестве членов семьи нанимателя, хотя после этого общая площадь соответствующего жилого помещения на одного члена семьи составит менее учетной нормы).