ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 16.10.2020
Просмотров: 1803
Скачиваний: 1
За нарушение нанимателем законодательства по пользованию жилым помещением, а также за нарушения наймодателем законодательства в части сохранности жилищного фонда, надлежащего его использования, предоставления потребителю коммунальных услуг предусматривается административная ответственность.
Статьей 7.21 "Нарушение правил пользования жилыми помещениями" КоАП РФ установлено, что порча жилых домов, жилых помещений, а равно порча их оборудования, самовольная перепланировка жилых помещений либо использование их не по назначению влечет предупреждение или наложение административного штрафа. Согласно ст. 7.22 КоАП РФ "Нарушение правил содержания и ремонта жилых домов и (или) жилых помещений" нарушение лицами, ответственными за содержание жилых домов, жилых помещений, правил содержания и ремонта жилых домов, жилых помещений либо порядка и правил признания их непригодными для постоянного проживания и перевода их в нежилые, а равно переоборудование жилых домов, жилых помещений без согласия нанимателя (собственника), если переоборудование существенно изменяет условия пользования жилым домом, жилым помещением, влечет за собой наложение административного штрафа на должностных и на юридических лиц. Статьей 7.23 "Нарушение нормативов обеспечения населения коммунальными услугами" КоАП РФ предусматривается ответственность должностных и юридических лиц за нарушение нормативного уровня или режима обеспечения населения коммунальными услугами.
Уголовная ответственность за нарушение законодательства может наступить в случаях, когда действие (бездействие) носит характер преступления. В частности, ст. 168 УК РФ предусматривается ответственность за уничтожение или повреждение имущества; ст. 139 - за нарушение неприкосновенности жилища.
7. Обязанность бережно относиться к жилью, использовать его по назначению, оплачивать жилое помещение возложена и на собственников. Согласно требованиям ст. 288 ГК РФ собственник жилого помещения обязан использовать его для проживания, т.е. в соответствии с назначением.
Обязанность собственника по надлежащему содержанию жилья следует из смысла ст. 293 ГК РФ, которая предусматривает его ответственность в случае бесхозяйственного обращения с жильем, что привело к его разрушению. Эта ответственность заключается в возможности принятия судом решения о продаже жилья с публичных торгов.
8. Представленный в ст. 2 перечень условий для реализации гражданами права на жилище не является исчерпывающим. О других обязанностях органов государственной власти и местного самоуправления в данной области см., например, комментарии к ст. 12 - 14, 50, 51, 57.
Статья 3. Неприкосновенность жилища и недопустимость его произвольного лишения
Комментарий к статье 3
1. Комментируемая статья развивает принцип неприкосновенности жилища и недопустимости его произвольного лишения - один из основных принципов не только жилищного, но и конституционного законодательства.
"Никто не вправе проникать в жилище без согласия проживающих в нем на законных основаниях граждан..." - гласит ч. 2 ст. 3. Она же устанавливает изъятие из этого правила: "...иначе как в предусмотренных настоящим Кодексом целях и в предусмотренных другим федеральным законом случаях и в порядке или на основании судебного решения" (см. п. 2 комментария к настоящей статье).
Эта норма основана на ст. 25 Конституции РФ о возможности ограничения неприкосновенности жилища в случаях, прямо установленных законом. Федеральным конституционным законом от 30.05.2001 N 3-ФКЗ "О чрезвычайном положении" предусмотрено ограничение неприкосновенности жилища в условиях чрезвычайного положения.
Требование о недопустимости посягательств на неприкосновенность жилища человека содержится и в нормах международного права - в ст. 17 Международного пакта о гражданских и политических правах (16.12.1966), в ст. 12 Всеобщей декларации прав человека (10.12.1948).
2. Часть 3 комментируемой статьи устанавливает цели, ради которых принцип неприкосновенности жилища может быть нарушен.
Причем цели эти представлены исчерпывающим образом:
1) спасение жизни граждан и их имущества;
2) обеспечение их личной или общественной безопасности при аварийных ситуациях, стихийных бедствиях, катастрофах, массовых беспорядках, иных обстоятельствах чрезвычайного характера;
3) задержание лиц, подозреваемых в совершении преступления, пресечение совершаемых преступлений или установление обстоятельств преступления либо несчастного случая.
3. Случаи и порядок проникновения в жилище ради указанных целей устанавливаются в соответствующих федеральных законах. Это, например, Закон РФ от 18.04.1991 N 1026-1 "О милиции" <1>, Федеральные законы от 03.04.1995 N 40-ФЗ "О федеральной службе безопасности" <2> и от 12.08.1995 N 144-ФЗ "Об оперативно-розыскной деятельности" <3>.
--------------------------------
<1> Ведомости РСФСР. 1991. N 16. Ст. 503.
<2> СЗ РФ. 1995. N 15. Ст. 1269.
<3> СЗ РФ. 1995. N 33. Ст. 3349.
Пленум Верховного Суда РФ Постановлением от 24.12.1993 N 13 "О некоторых вопросах, связанных с применением статей 23 и 25 Конституции Российской Федерации" <1> разъяснил: "Исходя из того, что никто не вправе проникать в жилище против воли проживающих в нем лиц иначе как в случаях, установленных федеральным законом, или на основании судебного решения, суды должны рассматривать материалы, подтверждающие необходимость проникновения в жилище, если таковые представляются в суд" (п. 2).
--------------------------------
<1> БВС РФ. 1994. N 3. С. 12.
В то же время следует решить вопрос о праве специально уполномоченных органов беспрепятственно входить в жилые помещения граждан в экстремальных ситуациях, вызывающих разрушение жилых домов, и в определенных условиях, угрожающих жизни и здоровью проживающих в них лиц. Безусловно, необходимо установить порядок и условия такого "вхождения", чтобы исключить возможность произвола (обязательное определение круга необходимых участников, оформление соответствующим актом и т.д.).
4. Под произвольным лишением граждан жилья, исходя из смысла ч. 4 комментируемой статьи, понимается выселение (ограничение в праве пользования) по иным основаниям, нежели предусмотрены ЖК РФ, другими федеральными законами, либо не в установленном ими порядке. Иначе говоря, выселение из жилого помещения или ограничение в праве пользования жильем допускается только в случаях и в порядке, предусмотренных законом. Так, случаи выселения предусмотрены нормами разд. III ЖК РФ. Выселение имеет место в связи со сносом дома по предусмотренным основаниям, в связи с капитальным ремонтом дома, когда жилое помещение не может быть сохранено, и проч. (ст. 85). Выселяемым в этих случаях предоставляется другое благоустроенное жилое помещение в соответствии со ст. 89 Кодекса.
Расторжение договора социального найма и выселение допустимы и в случаях виновного поведения нанимателя и членов его семьи (см. комментарий к ст. 83).
Статья 687 ГК РФ предусматривает расторжение договора найма жилого помещения в установленных законом случаях и выселение виновных лиц. Статья 293 ГК РФ содержит нормы о лишении собственника его жилья, определяя случаи, порядок и условия такого лишения.
5. Нельзя ограничить (лишить) право пользования жильем за такие действия, которые не сопряжены со злоупотреблением жилищными правами или с невыполнением жилищных обязательств. Данная норма фактически была сформулирована в Постановлении Конституционного Суда РФ от 23.06.1995 N 8-П <1>. Конституционный Суд РФ признал неконституционным положение ч. 1 ст. 60 ЖК РСФСР, устанавливающее ограничение конституционного права на жилище в связи с временным отсутствием нанимателя или членов его семьи.
--------------------------------
<1> СЗ РФ. 1995. N 27. Ст. 2622.
6. Правила комментируемой статьи о неприкосновенности жилища и недопустимости его произвольного лишения не касаются граждан, которые занимают жилье, не имея на то законных оснований (например, самовольное занятие жилья).
Статья 4. Жилищные отношения. Участники жилищных отношений
Комментарий к статье 4
1. Комментируемая статья определяет виды жилищных отношений и их участников.
Участниками жилищных отношений являются граждане, юридические лица, Российская Федерация, ее субъекты и муниципальные образования.
2. В число жилищных входят отношения, складывающиеся по поводу:
учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий;
предоставления жилых помещений;
пользования жилыми помещениями;
использования жилищного фонда;
оплаты жилья;
управления жилищным фондом, содержания жилищного фонда.
Помимо этого жилищное законодательство регулирует отношения, складывающиеся по поводу жилища: обеспечение жилья отоплением, водой, электроэнергией, газом и др. Неотделимы от жилищных отношения по оказанию гражданам коммунальных услуг. Так, обязанность наймодателя - обеспечить предоставление нанимателю необходимых коммунальных услуг надлежащего качества (ст. 65 ЖК РФ), а обязанность нанимателя - своевременно оплатить такие услуги (ст. 67 ЖК РФ). Эти обязательства являются составляющими жилищных отношений.
3. Государственный учет жилищного фонда регламентируется ст. 19 ЖК РФ (ч. 4 и 5). Порядок учета жилищного фонда был определен Положением о государственном учете жилищного фонда в Российской Федерации, утв. Постановлением Правительства РФ от 13.10.1997 N 1301 <1>.
--------------------------------
<1> СЗ РФ. 1997. N 42. Ст. 4787.
Основной задачей государственного учета жилищного фонда согласно этому акту должно быть получение информации о местоположении, количественном и качественном составе жилищного фонда, его техническом состоянии, уровне благоустройства и т.д. Государственному учету подлежат все жилые дома, жилые помещения независимо от формы собственности.
Основу государственного учета жилищного фонда составляет технический учет, осуществляемый путем проведения технической инвентаризации и технической паспортизации (см. ч. 5 ст. 19 ЖК РФ).
4. Отношения по возникновению, реализации, изменению и прекращению права пользования жильем по договору социального найма регулируются статьями разд. III ЖК РФ.
В развитие ст. 40 Конституции РФ Кодекс определил категории граждан, имеющих право на получение жилья по договору социального найма (ст. 49). В ЖК РФ установлен порядок обеспечения жилыми помещениями по договору социального найма (ст. 57), обозначены стороны договора (ст. 60), предмет договора социального найма жилого помещения (ст. 62), форма договора (ст. 63), права и обязанности сторон (ст. 65, 67), а также ответственность за нарушения жилищного законодательства и условий договора социального найма (ст. 66, 68).
Раздел IV Кодекса содержит нормы, определяющие основания и порядок предоставления жилых помещений специализированного жилищного фонда (ст. 99, 104 - 109), порядок заключения договора найма этих помещений (ст. 100).
5. Договор социального найма подлежит изменению в следующих случаях: вселение других граждан в качестве членов семьи нанимателя (ч. 2 ст. 70 ЖК РФ); предоставление освободившихся жилых помещений в коммунальной квартире (ст. 59 ЖК РФ); объединение граждан, проживающих в квартире по отдельным договорам социального найма, в одну семью с заключением одного договора на все помещения, а также замена нанимателя (ст. 82 ЖК РФ) и др. Следует отметить, что Кодексом не предусматривается возможность изменения договора социального найма путем заключения отдельного договора с членом семьи нанимателя, как это предусматривалось ст. 86 ЖК РСФСР.
Договор коммерческого найма изменяется в случаях замены нанимателя (ст. 686 ГК РФ), вселения других граждан в жилое помещение (ст. 679 ГК РФ), переоборудования жилого дома (ст. 681 ГК РФ).
6. Статьи 83 - 91 ЖК РФ посвящены вопросам расторжения договора социального найма жилого помещения и выселения; ст. 101 и 103 - вопросам расторжения договоров найма жилых помещений специализированного жилищного фонда и выселения из этих помещений. Расторжение договора коммерческого найма и выселение из жилья, занимаемого по такому договору, предусмотрены ст. 687 и 688 ГК РФ.
7. Жилищные отношения, связанные с пользованием, могут основываться не только на договоре найма, но и договорах безвозмездного пользования, пожизненного содержания, а также на завещательном отказе (см. гл. 33, 36 и 62 ГК РФ, а также ст. 33 и 34 ЖК РФ).
8. Отношения собственности на жилое помещение находятся в тесной связи с жилищными. Право собственности служит основанием для возникновения и осуществления жилищных отношений.
Отношения собственности на жилое помещение регулируются гл. 18 ГК РФ: ст. 288 этой главы определены назначение жилого помещения, принадлежащего гражданину - собственнику этого помещения, права собственника на сдачу помещения в пользование другим лицам; ст. 289, 290 - общее имущество многоквартирного дома и его принадлежность; ст. 292 - права членов семьи собственника жилого помещения; ст. 293 - условия и порядок принудительного изъятия жилого помещения.
Вопросы пользования жилым помещением, принадлежащим гражданину на праве собственности, содержатся также в ст. 30 и 31 ЖК РФ. Что касается пользования общим имуществом многоквартирного дома, то данному вопросу посвящена гл. 6 ЖК РФ (право собственности на общее имущество собственников помещений в многоквартирном доме - ст. 36; определение долей в праве общей собственности - ст. 37; изменение границ помещений в многоквартирном доме - ст. 40 и т.д.).
9. Отношения, связанные с содержанием и ремонтом жилищного фонда, управлением многоквартирными домами, созданием и деятельностью жилищных и жилищно-строительных кооперативов и ТСЖ, оплатой жилья и коммунальных услуг, урегулированы в разд. V - VIII ЖК РФ (см. комментарии к соответствующим статьям).
О переводе жилых помещений в нежилые и наоборот, переустройстве жилья см. гл. 3 и 4 ЖК РФ. Об отнесении помещений к числу жилых и исключении из жилищного фонда - ч. 2 и 4 ст. 15, гл. 3, ч. 3 ст. 88 ЖК РФ.
10. Комментируемая статья называет в числе жилищных отношений контроль за использованием и сохранностью жилищного фонда, соответствием жилых помещений установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства. Контроль за использованием и сохранностью жилищного фонда независимо от его формы собственности, а также за соответствием жилых помещений и коммунальных услуг установленным требованиям осуществляется Главной государственной жилищной инспекцией и государственными жилищными инспекциями субъектов РФ (см. комментарий к ст. 20).
11. Участниками жилищных отношений являются также граждане, которым жилые помещения предоставлены юридическими лицами - арендаторами этих помещений. Комментируемая статья не исключает возможности отнести данные отношения к числу жилищных.
Вопросы аренды имущества подлежат регламентации гражданским законодательством (см. гл. 34 ГК РФ). Вместе с тем согласно ст. 671 ГК РФ арендатор жилого помещения (юридическое лицо) может использовать арендованное жилье только для проживания граждан.