Файл: ЖК_комм_Жуйков_2007.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 16.10.2020

Просмотров: 1770

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Орган местного самоуправления вправе рассчитывать субсидии не по региональным, а по собственным стандартам, однако в этом случае все дополнительные расходы оплачиваются за счет средств местного бюджета.

4. На практике граждане, которые просили предоставить им субсидии, нередко имели задолженность по оплате жилищно-коммунальных услуг. Органы местного самоуправления в таких случаях отказывали в принятии заявления либо не предоставляли субсидии. Теперь этот вопрос урегулирован на законодательном уровне - субсидии предоставляются гражданам при отсутствии у них задолженности по оплате жилых помещений и коммунальных услуг или при заключении и (или) выполнении гражданами соглашений по ее погашению (ч. 5 ст. 159).

Субсидии предоставляются гражданам с момента подачи заявления, а не с момента возникновения оснований для получения субсидий.

Перечисляются субсидии до 10-го числа месяца, следующего за истекшим.

Правила предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг утв. Постановлением Правительства РФ от 14.12.2005 N 761 "О предоставлении субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг" <1>.

--------------------------------

<1> СЗ РФ. 2005. N 51. Ст. 5547.


5. При расчете субсидий органы местного самоуправления обязаны учитывать компенсации расходов, предоставляемые на оплату жилищно-коммунальных услуг отдельным категориям граждан, и включать их в совокупный доход семьи (ч. 2 ст. 160).

Предоставление субсидий всем имеющим на это право гражданам является непременным условием законности решений органов местного самоуправления об увеличении ставок оплаты жилья и коммунальных услуг.

Расходы на предоставление субсидий производятся за счет бюджетов субъектов РФ.

Финансовая помощь из федерального бюджета субъектам РФ (т.н. субвенции) предоставляется только в случае принятия Правительством РФ такого решения. Размер субвенций при этом рассчитывается исходя из федеральных стандартов, устанавливаемых Правительством РФ.

Определения терминов "субвенции" и "субсидии" приведены в Бюджетном кодексе РФ. Субвенция - бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы РФ или юридическому лицу на безвозмездной и безвозвратной основах на осуществление определенных целевых расходов. Субсидия - бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы РФ, физическому или юридическому лицу на условиях долевого финансирования целевых расходов.

В настоящее время действует Постановление Правительства РФ от 29.08.2005 N 541 "О федеральных стандартах оплаты жилого помещения и коммунальных услуг" <1>. Данное Постановление применяется в целях определения размера межбюджетных трансфертов, выделяемых из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации, в том числе для оказания финансовой помощи по оплате жилых помещений и коммунальных услуг.


--------------------------------

<1> СЗ РФ. 2005. N 36. Ст. 3706.


Настоящим Постановлением установлены следующие федеральные стандарты оплаты жилого помещения и коммунальных услуг:

а) федеральный стандарт уровня платежей граждан в размере 100 процентов экономически обоснованных затрат на содержание и ремонт жилого помещения и предоставление коммунальных услуг;

б) федеральный стандарт максимально допустимой доли собственных расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи в размере 22 процентов;

в) федеральный стандарт социальной нормы площади жилого помещения в размере 18 кв. метров общей площади жилья на 1 гражданина;

г) федеральный стандарт предельной стоимости предоставляемых жилищно-коммунальных услуг (содержание и текущий ремонт жилого помещения, теплоснабжение, горячее и холодное водоснабжение, водоотведение, электроснабжение и газоснабжение) на 1 кв. метр общей площади жилья в месяц;

д) федеральный стандарт стоимости капитального ремонта жилого помещения на 1 кв. метр общей площади жилья в месяц.

Размеры федерального стандарта предельной стоимости предоставляемых жилищно-коммунальных услуг на 1 кв. метр общей площади жилья в месяц и федерального стандарта стоимости капитального ремонта жилого помещения на 1 кв. метр общей площади жилья в месяц на 2006 г. в среднем по Российской Федерации установлены соответственно 41 руб. 60 коп. и 3 руб. 20 коп.

6. Статья 159 относит к компетенции Правительства РФ следующие вопросы, связанные с предоставлением субсидий на оплату жилищно-коммунальных услуг:

порядок определения размера субсидий и порядок их предоставления, перечень прилагаемых к заявлению документов, условия приостановки и прекращения предоставления субсидий, порядок определения состава семьи получателя субсидии и исчисления совокупного дохода такой семьи, а также особенности предоставления субсидий отдельным категориям граждан;

порядок финансирования расходов, обеспечивающих предоставление субсидий, а также расходов на предоставление субсидий гражданам, проходящим военную службу и проживающим в закрытых военных городках.


Раздел VIII. УПРАВЛЕНИЕ МНОГОКВАРТИРНЫМИ ДОМАМИ


Комментарий к разделу VIII


С введением в действие первой части ГК РФ и принятием Закона о ТСЖ собственники помещений в многоквартирных домах одновременно стали участниками долевой собственности на общее имущество в многоквартирном доме. Соответственно у них возникли права не только по владению, пользованию и распоряжению общим имуществом, но и по управлению им.

Многоквартирные дома перестали находиться в собственности одного лица. Изменился и субъектный состав собственников в многоквартирных домах - ими стали граждане, юридические лица, Российская Федерация, ее субъекты и муниципальные образования.


Произошел переход от управления жилищным фондом к управлению общим имуществом в многоквартирном доме. Объектом управления стало общее имущество в конкретном домовладении или в группе зданий, объединенных общим имуществом.


Статья 161. Выбор способа управления многоквартирным домом


Комментарий к статье 161


1. В комментируемой статье понятие "управление многоквартирным домом" имеет более широкий смысл, чем только "управление общим имуществом в таком доме". Дело в том, что жилое помещение предназначено не только для проживания, но и для удовлетворения связанных с ним бытовых и иных нужд граждан.

Поэтому управление многоквартирным домом должно обеспечивать:

благоприятные и безопасные условия проживания граждан;

надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме;

решение вопросов пользования общим имуществом в многоквартирном доме;

предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме.

Статья 161 устанавливает два варианта принятия решения по выбору способа управления многоквартирным домом.

Первый - самостоятельное решение собственников помещений в многоквартирном доме о выборе способа управления таким домом.

Второй - решение органов местного самоуправления о проведении открытого конкурса по отбору управляющей организации, которая будет управлять многоквартирным домом, если собственники помещений не выбрали способ управления самостоятельно или принятое ими решение не было реализовано. Открытый конкурс проводится органами местного самоуправления также в том случае, если до окончания срока действия договора управления многоквартирным домом, заключенного по результатам открытого конкурса, не выбран способ управления этим домом или принятое решение о выборе способа управления не было реализовано.

Первый вариант реализуется путем проведения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме в соответствии с порядком, предусмотренным гл. 6 ЖК РФ. При этом следует учитывать, что обязанность собственников помещений выбрать способ управления многоквартирным домом возникает в том случае, если они не выбрали способ управления ранее. Выбор способа управления многоквартирным домом должен осуществляться с учетом требований ч. 4 ст. 6 ЖК РФ и ст. 9 Закона о введении в действие Жилищного кодекса РФ.

Общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме обязано выбрать один из следующих способов управления многоквартирным домом:

1) непосредственно собственниками помещений в многоквартирном доме;

2) товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом;

3) управляющей организацией.

Решение общего собрания о выборе способа управления является обязательным для всех собственников помещений в многоквартирном доме, включая тех, кто не принял в нем участие или проголосовал против.


Итак, собственники помещений могут выбрать только один из указанных способов. Но это не лишает их права комбинировать отдельные элементы каждого способа управления. Например, выбрав способ непосредственного управления, общее собрание уполномочивает управляющую организацию выступать в отношениях с третьими лицами (ресурсоснабжающими и обслуживающими организациями) от имени собственников. Другой пример: выбирается управление товариществом собственников жилья, и на основании этого правление ТСЖ заключает договор с управляющей организацией.

Общее собрание собственников может в любое время изменить способ управления многоквартирным домом. Однако при этом необходимо учесть, что досрочное расторжение договора с управляющей организацией потребует возмещения убытков, понесенных ею в связи с подобным действием.

2. Второй вариант реализуется в следующем порядке:

1) орган местного самоуправления информирует собственников помещений в многоквартирном доме:

об обязанности собственников помещений выбрать один из способов управления многоквартирным домом;

о последствиях неисполнения этой обязанности;

сроке проведения открытого конкурса по отбору управляющей организации (один год с момента информирования собственников помещений). В течение года до дня проведения указанного конкурса собственники имеют право самостоятельно выбрать один из способов управления этим домом;

2) с наступлением срока открытого конкурса органы местного самоуправления информируют управляющие организации о порядке и условиях его проведения, а также о количественных и качественных показателях жилищного фонда, подлежащего управлению, и в порядке, установленном Правительством РФ, проводят открытый конкурс по отбору управляющих организаций (Постановление Правительства РФ от 06.02.2006 N 75 "О порядке проведения органом местного самоуправления открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом" <1>). Согласно ст. 18 Закона о введении в действие Жилищного кодекса РФ орган местного самоуправления в соответствии с положениями ст. 161 проводит до 1 мая 2008 г. открытый конкурс по выбору управляющей организации, если собственниками помещений в многоквартирном доме до 1 января 2007 г. не выбран способ управления многоквартирным домом или принятое такими собственниками решение о выборе способа управления многоквартирным домом не было реализовано. Субъекты РФ вправе установить иные сроки начала и окончания проведения указанных конкурсов для всех или отдельных муниципальных образований при условии их проведения не позднее 1 мая 2008 г.;

--------------------------------

<1> РГ. N 37. 2006.


3) орган местного самоуправления в течение 10 дней со дня проведения открытого конкурса уведомляет всех собственников помещений в многоквартирном доме о результатах проведенного конкурса и об условиях договора управления этим домом;


4) собственники заключают договор с управляющей организацией, выбранной по результатам открытого конкурса;

5) если иное не установлено договором управления многоквартирным домом, управляющая организация приступает к выполнению такого договора не позднее чем через 30 дней со дня его подписания;

6) орган местного самоуправления не позднее чем за месяц до окончания срока действия договора между управляющей организацией и собственниками помещений многоквартирного дома созывает общее собрание собственников помещений в таком доме для решения вопроса о выборе собственниками помещений нового способа управления этим домом или сохранении ранее выбранного, если такое решение ранее не было принято собственниками помещений на общем собрании самостоятельно.

3. Часть 7 комментируемой статьи предоставляет право любому собственнику помещения в многоквартирном доме в судебном порядке требовать понуждения органов местного самоуправления к выбору управляющей организации. Понятно, что обратиться в суд можно только после выбора способа управления на общем собрании собственников. Согласно ч. 2 ст. 45 ЖК РФ любой собственник помещения в многоквартирном доме вправе выступить с инициативой созыва общего собрания собственников помещений. Органы местного самоуправления должны содействовать в организации созыва и проведении такого собрания.

4. Предлагаемый в комментируемой статье порядок выбора способа управления слишком теоретизирован и в практической деятельности при реализации вызовет много сложностей. В связи с пассивностью собственников можно предположить, что способ управления многоквартирным домом будут выбирать (в большей массе) органы местного самоуправления.

5. Часть 9 комментируемой статьи вводит императивную норму, согласно которой многоквартирный дом может управляться только одной управляющей организацией. Настоящая норма снимет ряд проблем, связанных с некорректными нормами, принятыми в соответствии с ранее действовавшим Законом о ТСЖ, которые позволяли создавать несколько товариществ в одном многоквартирном доме. Статья не конкретизирует перечень функций управления многоквартирным домом, поэтому передача части полномочий товариществом собственников жилья или жилищным кооперативом может привести к возникновению двух управляющих организаций.


Статья 162. Договор управления многоквартирным домом


Комментарий к статье 162


1. В соответствии с комментируемой статьей управляющая организация оказывает услуги и выполняет работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, предоставляет коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме на условиях и в объеме, предложенных собственниками. Фактически управление многоквартирным домом свелось только к предоставлению ЖКУ. В структуру платы за жилое помещение включены расходы по управлению многоквартирным домом. Однако функции управления законодательно не установлены. Следовательно, помимо сведений, указанных в ч. 3 ст. 162, в договор управления необходимо включать перечень таких функций.