ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 16.10.2020
Просмотров: 1775
Скачиваний: 1
2. Приведем несколько примеров разграничения полномочий, которые одновременно демонстрируют тесную взаимосвязь функций соответствующих органов разных уровней:
1) к компетенции федеральных органов государственной власти отнесено определение порядка государственного учета жилищных фондов (п. 1 ст. 12), к компетенции субъекта РФ - государственный учет жилищного фонда субъекта РФ (ст. 13). Органы местного самоуправления осуществляют учет муниципального жилищного фонда;
2) Российская Федерация определяет основания признания малоимущих граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма (п. 3 ст. 12), субъекты РФ устанавливают порядок определения размера дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению, в целях признания граждан малоимущими и предоставления им по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда (п. 3 ст. 13); органы местного самоуправления - размер вышеназванных доходов и стоимости имущества, определяемый в тех же целях (п. 2 ч. 1 ст. 14, ст. 49);
3) в вопросах обеспечения жилыми помещениями малоимущих граждан по договору социального найма Российская Федерация определяет порядок предоставления жилья (ст. 57 ЖК РФ); субъект РФ - порядок ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма (ч. 7 ст. 52 ЖК РФ). Органы местного самоуправления ведут учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, и предоставляют малоимущим гражданам такие помещения из муниципального жилищного фонда (п. 5 ч. 1 ст. 14, ст. 49 ЖК РФ);
4) Российская Федерация определяет иные категории граждан в целях предоставления им жилых помещений жилищного фонда РФ и порядок предоставления таких помещений (п. п. 5 и 6 ст. 12, ч. 3 ст. 49 ЖК РФ). Субъекты РФ решают аналогичные вопросы в отношении предоставления жилых помещений своего жилищного фонда (п. п. 4 и 5 ст. 13, ч. 3 ст. 49 ЖК РФ). Органы местного самоуправления могут предоставлять жилые помещения категориям граждан, указанным в ч. 3 ст. 49 ЖК РФ, по договорам социального найма из муниципального жилищного фонда в случае наделения этих органов соответствующими государственными полномочиями (ч. 4 ст. 49 ЖК РФ);
5) Российская Федерация определяет основания предоставления специализированных жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов; субъект РФ - порядок предоставления специализированных жилых помещений своего жилищного фонда; орган местного самоуправления - порядок предоставления жилых помещений муниципального специализированного жилищного фонда (см. соответственно: п. 7 ст. 12, п. 2 ст. 13, п. 4 ч. 1 ст. 14, а также гл. 10 ЖК РФ);
6) Российская Федерация устанавливает основания и порядок признания жилых помещений непригодными для проживания (п. 11 ст. 12); субъект РФ в соответствии с этим признает непригодными для проживания жилые помещения своего жилищного фонда (п. 6 ст. 13); органы местного самоуправления - жилые помещения муниципального жилищного фонда (п. 8 ч. 1 ст. 14). Порядок и основания признания жилых помещений непригодными для проживания определяются Правительством РФ (ч. 4 ст. 15 ЖК РФ). К компетенции органов государственной власти Российской Федерации отнесено также признание в установленном порядке жилых помещений жилищного фонда РФ непригодными для проживания (п. 12 ст. 12);
7) определение условий и порядка переустройства жилых помещений возложено на Российскую Федерацию (п. 10 ст. 12), а согласование переустройства (согласно п. 7 ч. 1 ст. 14) - на органы местного самоуправления (см. гл. 4 ЖК РФ).
3. В части контроля за использованием и сохранностью жилищного фонда Российская Федерация, субъект РФ и орган местного самоуправления осуществляют контроль только в пределах принадлежащего каждому жилищного фонда (п. 17 ст. 12, п. 8 ст. 13, п. 9 ч. 1 ст. 14 ЖК РФ).
4. К исключительной компетенции Российской Федерации отнесены вопросы:
установления требований к содержанию общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме и определения порядка организации и деятельности ЖК, ЖСК и ТСЖ (п. п. 2, 8, 9 ст. 12, разд. V и VI ЖК РФ);
установления правил пользования жилыми помещениями, требований к жилым помещениям, их содержанию (п. п. 2, 13 ст. 12, ч. 4 ст. 17 ЖК РФ);
определения оснований, порядка и условий выселения граждан из жилых помещений (п. 14 ст. 12, ст. 79, 80, 83 - 91, 103 ЖК РФ. См. также ст. 687 и 688 ГК РФ. В отношении собственников жилья следует также иметь в виду ст. 293 ГК РФ "Прекращение права собственности на бесхозяйственно содержимое жилое помещение");
установления структуры платы за жилое помещение и коммунальные услуги, порядка расчета и внесения такой платы (п. 16 ст. 12, разд. VII ЖК РФ);
правового регулирования отдельных видов сделок с жилыми помещениями (п. 15 ст. 12).
5. Согласно ч. 9 ст. 57 ЖК РФ субъекты РФ также устанавливают порядок определения общей площади в случаях, предусмотренных ч. 8 данной статьи ЖК РФ.
Органы местного самоуправления ведают вопросами перевода жилых помещений в нежилые и наоборот (п. 6 ч. 1 ст. 14, гл. 3 ЖК РФ); установления учетной нормы предоставления жилья (ч. 2 и 5 ст. 50 ЖК РФ).
6. В субъектах РФ - городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге перечни вопросов, отнесенных ЖК РФ к компетенции органов местного самоуправления (которые решают органы местного самоуправления на территории каждого из этих городов), определяются законами данных субъектов РФ. Иные вопросы, отнесенные ЖК РФ к компетенции органов местного самоуправления и не включенные в указанные перечни, решают органы государственной власти данных субъектов РФ (см. ч. 3 ст. 156, ч. 1 ст. 157, ч. 4 ст. 158 и др.).
7. Вопросы, отнесенные к компетенции органов государственной власти (федеральных и субъектов РФ) и органов местного самоуправления, не исчерпываются ст. 12 - 14. Так, помимо определяемых ст. 12 Кодекса, к вопросам, решаемым Российской Федерацией, отнесены: осуществление выкупа жилого помещения в случае изъятия земельного участка для нужд Российской Федерации (ч. 1 и 6 ст. 32); установление порядка признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу (ч. 10 ст. 32); установление правил содержания общего имущества в многоквартирном доме (ст. 39); установление перечня соответствующих заболеваний, при которых проживание с лицом, страдающим этим заболеванием, в одной квартире невозможно, для решения вопроса постановки на учет нуждающихся в жилье (ст. 51), а также предоставления жилого помещения (ст. 58); утверждение типового договора социального найма жилого помещения (ст. 63); установление категорий граждан, нуждающихся в специальной социальной защите (ст. 98); утверждение типовых договоров найма специализированных жилых помещений (ст. 100) и т.д. Иные вопросы, решаемые Российской Федерацией, могут быть определены другими федеральными законами (п. 18 ст. 12).
К компетенции субъектов РФ (помимо вопросов, определяемых ст. 13) отнесены: осуществление выкупа жилого помещения в случае изъятия земельного участка для нужд субъекта РФ (ч. 1 и 6 ст. 32); установление категорий граждан, нуждающихся в специальной социальной защите (ст. 98); установление категорий граждан, которым предоставляются служебные жилые помещения жилищного фонда субъекта РФ (ст. 104); установление порядка управления многоквартирным домом, все помещения которого находятся в собственности субъекта РФ (ст. 163), и т.д. Иные вопросы могут быть определены согласно положению п. 9 ст. 13.
В компетенции органов местного самоуправления (помимо вопросов, определяемых ст. 14) находятся: выкуп жилого помещения в случае изъятия земельного участка для муниципальных нужд (ч. 1 и 6 ст. 32); установление учетной нормы и нормы предоставления (ст. 50); определение категорий граждан, которым предоставляются служебные жилые помещения муниципального жилищного фонда (ст. 104), и т.д.
Глава 2. ОБЪЕКТЫ ЖИЛИЩНЫХ ПРАВ. ЖИЛИЩНЫЙ ФОНД
Статья 15. Объекты жилищных прав
Комментарий к статье 15
1. Под жилым помещением как объектом жилищных прав понимается изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан (отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства). Из этого следует, что жилые помещения предназначены для проживания граждан. Они могут находиться в государственной собственности (ст. 214 ГК РФ), муниципальной собственности (ст. 215 ГК РФ), в собственности граждан и юридических лиц (ст. 213 ГК РФ), что отражено в ч. 2 ст. 19 ЖК РФ.
Статья 130 ГК РФ к недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость) относит земельные участки, участки недр, обособленные водные объекты и все, что прочно связано с землей, т.е. объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно.
Далее рассмотрим признаки объекта жилищных прав.
Во-первых, это изолированное помещение.
Однако обратимся к ст. 76 ЖК РФ, согласно которой наниматель жилого помещения по договору социального найма вправе передать в поднаем часть жилого помещения, т.е. и часть комнаты.
Таким образом, объектом жилищных прав является не только изолированное помещение; в то же время предметом (объектом) договора жилищного найма может быть только изолированное жилое помещение (ст. 62 ЖК РФ, ст. 673 ГК РФ).
Во-вторых, это жилое помещение. Но ряд положений ЖК РФ регламентирует вопросы: приобретения доли в праве собственности на общее имущество в многоквартирном доме (ст. 38); создания товарищества собственников жилья, в том числе путем объединения дачных домов с приусадебными участками (ст. 136).
В-третьих, это помещение, пригодное для постоянного проживания, которое должно по площади, планировке, освещенности, инсоляции, микроклимату, воздухообмену, уровням шума, вибрации, ионизирующих и иных излучений соответствовать санитарным правилам в целях обеспечения безопасных и безвредных условий проживания (ст. 23 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения") <1>. Помимо санитарных правил жилое помещение должно отвечать техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства: стационарность сооружения, наличие определенных видов удобств, вспомогательных помещений и проч.
--------------------------------
<1> СЗ РФ. 1999. N 14. Ст. 1650.
Постановлением Правительства Москвы от 01.07.1997 N 497 <2> были установлены основные показатели потребительских качеств жилых домов: электроосвещение, водопровод, канализация, централизованное отопление, и проч.
--------------------------------
<2> Вестник Мэрии Москвы. 1997. N 18.
2. Необходимой характеристикой жилья служит его функциональное назначение - оно предназначено для проживания граждан. Данная позиция содержится в ст. 17 ЖК РФ (ч. 1). Жилым является только то помещение, которое функционально предназначено для проживания. Статья 288 ГК РФ (п. 2) устанавливает функциональное назначение жилья - "жилые помещения предназначены для проживания граждан".
Гостиницы, санатории, дома отдыха, пансионаты и т.п. имеют иное функциональное назначение, т.е. являются местом отдыха, лечения. Такие помещения используются для временного пребывания, в отличие от места жительства. Местом жительства согласно ст. 20 ГК РФ признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает.
3. Комментируемая статья не упоминает о таком требовании, как благоустройство. Однако для человека важна комфортность проживания, сумма потребительских качеств жилья. Существенной частью суммы потребительских качеств жилья является его благоустройство. Жилое помещение должно отвечать не только санитарным и техническим требованиям, но и определенной степени благоустройства для того, чтобы оно могло быть объектом жилищных прав.
Степень благоустройства в городах и иных поселениях различна. В этом плане удачна была формулировка ст. 40 ЖК РСФСР ("Требования, предъявляемые к жилым помещениям"): жилое помещение, предоставляемое гражданам для проживания, должно быть благоустроенным "применительно к условиям данного населенного пункта".
4. Порядок признания помещения жилым и требования, которым должно отвечать жилое помещение, устанавливаются Правительством РФ (ч. 3 комментируемой статьи). Основания и порядок признания жилого помещения непригодным для проживания также устанавливается Правительством РФ (ч. 4 комментируемой статьи).
Правительством РФ принято Постановление от 28.01.2006 N 47, которым утверждено Положение о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу <1>.
--------------------------------
<1> СЗ РФ. 2006. N 6. Ст. 702.
Согласно этому Положению непригодными для проживания признаются жилые дома, жилые помещения: имеющие определенный физический износ; находящиеся в аварийном состоянии; в которых выявлено вредное воздействие факторов среды обитания (разд. III Положения).
Таким образом, непригодность определяется степенью износа жилья (крайняя степень - аварийность), а именно: наличием неустранимых неисправностей инженерных сетей, несоблюдение строительных норм при застройке близлежащей к дому территории и проч.
Критерии отнесения жилья к непригодному по причине вредного воздействия факторов среды обитания предусматриваются государственными санитарно-эпидемиологическими правилами и нормами.
Вопросы о признании жилых домов (жилых помещений) непригодными для проживания решаются межведомственными комиссиями.
Федеральный орган исполнительной власти создает в установленном им порядке комиссию для оценки жилых помещений жилищного фонда Российской Федерации. В состав комиссии включаются представители этого федерального органа исполнительной власти. Председателем комиссии назначается должностное лицо указанного федерального органа исполнительной власти.
Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации создает в установленном им порядке комиссию для оценки жилых помещений жилищного фонда субъекта РФ. В состав комиссии включаются представители этого органа исполнительной власти субъекта РФ. Председателем комиссии назначается должностное лицо указанного органа исполнительной власти субъекта РФ.
Орган местного самоуправления создает в установленном им порядке комиссию для оценки жилых помещений муниципального жилищного фонда. В состав комиссии включаются представители этого органа местного самоуправления. Председателем комиссии назначается должностное лицо указанного органа местного самоуправления.
К участию в работе комиссии следует привлекать собственника жилищного фонда или представителя собственника, осуществляющего функции по управлению жилищным фондом, в отношении жилого дома (жилого помещения) которого рассматривается вопрос о признании его непригодным для проживания, а в случае необходимости - представителя проектно-изыскательских организаций, производившего обследование этого жилого дома (жилого помещения).