Файл: ЖК_комм_Глазов_2007.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 16.10.2020

Просмотров: 1124

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Обязанность по размещению итогов собрания в указанном месте возложена законодателем на собственника, выступившего инициатором проведения собрания.

Согласно п. 4 комментируемой статьи место хранения протоколов собраний собственников, а также решений собственников, представленных ими при проведении собрания в форме заочного голосования, определяется непосредственно собранием собственников.

Законодатель в п. 5 данной статьи установил, что решения собраний собственников, принятые с соблюдением требований ЖК РФ о проведении таких собраний, являются обязательными для всех собственников помещений в многоквартирном жилом доме, в том числе и для тех, которые не принимали участия в проведении собрания.

Пункт 6 ст. 46 предоставил собственнику жилого помещения в многоквартирном доме право обжаловать решение собрания собственников, принятое с нарушением требований ЖК РФ, в случаях, если он не принимал участие в собрании или голосовал против принятия решения, и при этом таким решением нарушены его права и законные интересы.

Для обжалования решения собрания собственников законодатель установил шестимесячный срок. Данный срок начинает течь со дня, когда собственник узнал или должен был узнать о принятом решении.

Суд при рассмотрении заявления собственника об обжаловании решения собрания вправе как отменить обжалуемое решение, так и оставить его в силе, если голос собственника не мог повлиять на результаты голосования, а допущенные нарушения не являются существенными, при этом принятое решение не повлекло за собой причинение убытков собственнику.

Если собственником всех помещений в многоквартирном доме является одно лицо, то собрания собственников не проводятся, а решения по вопросам, отнесенным к их компетенции, принимаются единственным собственником единолично и оформляются письменно. В этом случае требования ЖК РФ о порядке созыва и проведения собраний собственников, естественно, не применяются. Единственное требование, сохраняющее силу, - это необходимость ежегодного принятия единственным собственником решений по вопросам, относящимся к компетенции годовых собраний собственников, т.е. собственник, несмотря на то что он является единственным, обязан ежегодно принимать письменные решения.


Статья 47. Общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме в форме заочного голосования


Комментарий к статье 47


Порядок проведения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме посредством заочного голосования установлен ст. 47 ЖК РФ.

Проведение собрания собственников в форме заочного голосования исключает необходимость совместного присутствия собственников помещений в данном доме для обсуждения вопросов повестки дня и принятия решений по вопросам, поставленным на голосование. Собственникам достаточно представить в указанное в сообщении о проведении собрания место письменные решения по вопросам, внесенным в повестку дня для голосования.


Согласно п. 2 комментируемой статьи при проведении собрания собственников в форме заочного голосования принявшими участие в собрании считаются те собственники, которые в установленный срок представят свои письменные решения в место, указанное в сообщении о проведении собрания. Следовательно, кворум и количество голосов, необходимых для принятия решений, считаются на основе количества собственников, представивших свои письменные решения.

Пункт 3 ст. 47 ЖК РФ устанавливает информацию, которая обязательно должна быть указана в письменном решении собственника, предоставляемом при проведении собрания в форме заочного голосования. К такой информации относятся:

сведения о лице, участвующем в голосовании;

сведения о документе, подтверждающем право собственности лица, участвующего в голосовании, на помещение в соответствующем многоквартирном доме;

решения по каждому вопросу повестки дня, выраженные формулировками "за", "против" или "воздержался".


Статья 48. Голосование на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме


Комментарий к статье 48


Пункт 1 комментируемой статьи устанавливает, что правом голоса на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме обладает каждый собственник указанных помещений. При этом он вправе участвовать в собрании как лично, так и через своего представителя.

Полномочия представителя собственника для участия в собрании, согласно п. 2 ст. 48, возникают на основании федеральных законов (например, законное представительство детей их родителями), актов уполномоченных государственных органов (например, решения органов об установлении опеки или попечительства), либо на основании доверенности.

Доверенность представителя собственника для участия в общем собрании собственников должна быть оформлена в соответствии с требованиями п. 4 и 5 ст. 185 ГК РФ.

Следовательно, доверенность, выдаваемая физическим лицом (в соответствии с п. 4 ст. 185 ГК РФ), может быть удостоверена организацией, в которой доверитель работает или учится, либо жилищно-коммунальной организацией по месту жительства доверителя, либо администрацией стационарного лечебного учреждения, в котором доверитель находится на излечении.

Доверенность, выдаваемая юридическим лицом (в соответствии с п. 5 ст. 185 ГК РФ), должна быть заверена подписью руководителя либо иного лица, имеющего право на это в соответствии с учредительными документами. Такая доверенность скрепляется печатью выдавшего ее юридического лица.

Как видно, законодатель не установил обязательного нотариального удостоверения доверенностей, выдаваемых представителям для участия в собрании собственников. Но при этом нотариальное удостоверение такой доверенности законом не запрещено и является допустимым.

В доверенности на участие в собрании собственников должны быть указаны следующие данные:


сведения о представляемом собственнике помещения в соответствующем многоквартирном доме (имя или наименование, место жительства или место нахождения, паспортные данные);

сведения о представителе собственника (имя или наименование, место жительства или место нахождения, паспортные данные).

Согласно п. 3 комментируемой статьи каждый собственник помещения в многоквартирном доме обладает не одним, а несколькими голосами. Конкретное количество голосов каждого собственника пропорционально его доле в праве общей долевой собственности на общее имущество в многоквартирном доме.

В пункте 4 ст. 48 ЖК РФ законодатель установил, что голосование по вопросам повестки дня общего собрания собственников может осуществляться посредством представления письменно оформленных решений собственников (бюллетеней). При этом существует и второй способ - голосование с подсчетом голосов, когда собственники не представляют бюллетени, а осуществляют волеизъявление конклюдентно (например, поднятием руки). Если собрание проводится в форме заочного голосования, то согласно п. 5 комментируемой статьи голосование должно осуществляться только первым способом. Впрочем, сложно представить себе иной порядок голосования на заочном собрании.

Согласно п. 6 комментируемой статьи, если голосование на собрании собственников осуществляется посредством представления участниками заполненных бюллетеней, то голоса засчитываются лишь в том случае, если участник оставил в бюллетене лишь один из возможных вариантов голосования. Если же оставлено более одного варианта, то такой бюллетень считается недействительным.

Если в бюллетене содержится несколько вопросов, то нарушение указанного правила в отношении одного из вопросов не влечет недействительности бюллетеня в целом. В этом случае решения по остальным вопросам, по которым собственник избрал единственный вариант голосования, учитываются при подсчете голосов.


Раздел III. ЖИЛЫЕ ПОМЕЩЕНИЯ,

ПРЕДОСТАВЛЯЕМЫЕ ПО ДОГОВОРАМ СОЦИАЛЬНОГО НАЙМА


Глава 7. ОСНОВАНИЯ И ПОРЯДОК ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ

ЖИЛОГО ПОМЕЩЕНИЯ ПО ДОГОВОРУ СОЦИАЛЬНОГО НАЙМА


Статья 49. Предоставление жилого помещения по договору социального найма


Комментарий к статье 49


Согласно п. 1 ст. 49 ЖК РФ по договору социального найма жилые помещения предоставляются гражданам исключительно из государственного или муниципального жилищных фондов. В этом заключается существенное отличие договора социального найма жилого помещения от договора коммерческого найма. При коммерческом найме жилое помещение может быть передано внаем как из государственного и муниципального жилищного фонда, так и из частного жилищного фонда.

В пункте 2 комментируемой статьи установлено, что жилые помещения по договору социального найма предоставляются малоимущим гражданам, нуждающимся в жилых помещениях. Таким гражданам помещения предоставляются из муниципального жилищного фонда.


Законодатель установил критерии для признания граждан малоимущими. Так, при решении вопроса о признании гражданина малоимущим принимается во внимание доход, приходящийся на каждого члена семьи, а также стоимость имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению.

Признание граждан малоимущими осуществляется органами местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации.

Таким образом, гражданин может претендовать на получение жилого помещения по договору социального найма в случае, если он, во-первых, признан соответствующим органом малоимущим, во-вторых, признан нуждающимся в предоставлении жилого помещения по договору социального найма.

Федеральным законом от 29 декабря 2006 г. N 250-ФЗ "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации" (РГ. 2006. 31 декабря. N 297) пункт 3 статьи 49 ЖК РФ изложен в новой редакции, которая вступила в силу 11 января 2007 г. Ниже приводится сравнительная таблица текстов п. 3 комментируемой статьи в разных редакциях.


┌────────────────────────────────────────────────────────────────┐

Пункт 3 статьи 49 ЖК РФ │

├───────────────────────────────┬────────────────────────────────┤

до 11 января 2007 г. │ после 11 января 2007 г. │

├───────────────────────────────┼────────────────────────────────┤

Жилые помещения жилищного фонда│Жилые помещения жилищного фонда│

Российской Федерации или жилищ-│Российской Федерации или жилищ- │

ного фонда субъекта Российской │ного фонда субъекта Российской │

Федерации по договорам социаль-│Федерации по договорам социаль- │

ного найма предоставляются иным│ного найма предоставляются иным │

определенным федеральным зако- │определенным федеральным зако- │

ном или законом субъекта │ном, указом Президента Россий- │

Российской Федерации категориям│ской Федерации или законом │

граждан, признанных по установ-│субъекта Российской Федерации │

ленным настоящим Кодексом и │категориям граждан, признанных │

(или) федеральным законом или │по установленным настоящим │

законом субъекта Российской │Кодексом и (или) федеральным │

Федерации основаниям нуждающи- │законом, указом Президента │

мися в жилых помещениях. Данные│Российской Федерации или законом│

жилые помещения предоставляются│субъекта Российской Федерации │

в установленном настоящим │основаниям нуждающимися в жилых │

Кодексом порядке, если иной │помещениях. Данные жилые помеще-│

порядок не предусмотрен указан-│ния предоставляются в установ- │

ным федеральным законом или │ленном настоящим Кодексом поряд-│


законом субъекта Российской │ке, если иной порядок не предус-│

Федерации │мотрен указанным федеральным │

│ │законом, указом Президента │

│ │Российской Федерации или законом│

│ │субъекта Российской Федерации │

└───────────────────────────────┴────────────────────────────────┘


В пункте 3 комментируемой статьи речь идет о возможности предоставления жилых помещений по договорам социального найма гражданам, не являющимся малоимущими, но признанными в установленном порядке нуждающимися в жилье.

Категории таких граждан могут определяться:

федеральными законами;

указами Президента Российской Федерации;

законами субъектов Российской Федерации.

Признание граждан нуждающимися в жилье в этом случае может осуществляться как на основании критериев, установленных в ст. 51 ЖК РФ, так и содержащихся в федеральных законах, указах Президента и законах субъектов Российской Федерации.

Предоставление жилых помещений таким гражданам осуществляется из жилищных фондов Российской Федерации или субъектов Российской Федерации в порядке, установленном ЖК РФ или перечисленными выше нормативными актами.

Следует отметить, что в предыдущей редакции п. 3 ст. 49 ЖК РФ не предусматривалась возможность установления в указах Президента Российской Федерации категорий граждан, которые вправе претендовать на предоставление жилых помещений по договору социального найма, порядка признания их нуждающимися и порядка предоставления им жилых помещений. Начиная с 11 января 2007 г. такие нормы уже могут устанавливаться и в указах Президента Российской Федерации.

Гражданам, не являющимся малоимущими, но имеющим право на получение жилых помещений по договорам социального найма, эти жилые помещения согласно п. 4 комментируемой статьи могут предоставляться не только из государственного жилищного фонда, но и из муниципального жилищного фонда. Для этого необходимо, чтобы на законодательном уровне органы местного самоуправления были наделены государственными полномочиями по обеспечению указанных категорий граждан жильем.

Упомянутым выше Федеральным законом от 29 декабря 2006 г. N 250-ФЗ в текст п. 4 комментируемой статьи внесены изменения, также вступившие в силу 11 января 2007 г. Данные изменения отражены в сравнительной таблице.


┌────────────────────────────────────────────────────────────────┐

Пункт 4 статьи 49 ЖК РФ │

├───────────────────────────────┬────────────────────────────────┤

до 11 января 2007 г. │ после 11 января 2007 г. │

├───────────────────────────────┼────────────────────────────────┤