Файл: ЖК_комм_Глазов_2007.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 16.10.2020

Просмотров: 1120

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Категориям граждан, указанным в│Категориям граждан, указанным в │

части 3 настоящей статьи, могут│части 3 настоящей статьи, могут │

предоставляться по договорам │предоставляться по договорам │

социального найма жилые помеще-│социального найма жилые помеще- │

ния муниципального жилищного │ния муниципального жилищного │

фонда органами местного само- │фонда органами местного самоуп- │

управления в случае наделения │равления в случае наделения дан-│

данных органов в установленном │ных органов в установленном │

законодательством порядке госу-│законодательством порядке госу- │

дарственными полномочиями на │дарственными полномочиями на │

обеспечение указанных категорий│обеспечение указанных категорий │

граждан жилыми помещениями. │граждан жилыми помещениями. │

Жилые помещения муниципального │Жилые помещения муниципального │

жилищного фонда по договорам │жилищного фонда по договорам │

социального найма предостав- │социального найма предоставляют-│

ляются указанным категориям │ся указанным категориям граждан │

граждан в установленном настоя-│в установленном настоящим │

щим Кодексом порядке, если иной│Кодексом порядке, если иной │

порядок не предусмотрен │порядок не предусмотрен │

федеральным законом или законом│федеральным законом, указом │

субъекта Российской Федерации │Президента Российской Федерации │

│ │или законом субъекта Российской │

│ │Федерации │

└───────────────────────────────┴────────────────────────────────┘


Новая редакция п. 4 комментируемой статьи предусматривает, что жилые помещения муниципального жилищного фонда, выделяемые гражданам, не являющимся малоимущими, но признаваемым нуждающимися в жилье, предоставляются в порядке, установленном ЖК РФ, если иной порядок не оговорен в других федеральных законах, указах Президента Российской Федерации или законах субъектов Российской Федерации.

Не имеют права претендовать на получение жилых помещений по договору социального найма лишь две категории физических лиц - это иностранные граждане и лица без гражданства. Однако при наличии соответствующего международного договора Российской Федерации с иностранным государством (государствами) указанные категории лиц также могут обеспечиваться социальным жильем.


Статья 50. Норма предоставления и учетная норма площади жилого помещения


Комментарий к статье 50


Комментируемая статья устанавливает понятия нормы предоставления и учетной нормы площади жилого помещения.

Согласно п. 1 ст. 50 ЖК РФ под нормой предоставления площади жилого помещения законодатель понимает минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется размер общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма.


Иными словами, под нормой предоставления понимается норма жилой площади на одного человека, в соответствии с которой определяется площадь жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма.

Согласно п. 2 комментируемой статьи указанная норма предоставления жилых помещений определяется в каждом отдельном муниципальном образовании соответствующим органом местного самоуправления. При этом принимается во внимание уровень обеспеченности жильем в данном муниципальном образовании, а также другие существенные факторы.

Для граждан, не признанных малоимущими, но имеющих право получать жилые помещения по договорам социального найма (см. комментарий к п. 3 ст. 49), согласно п. 3 комментируемой статьи федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации может быть установлена иная, чем в конкретном муниципальном образовании, норма предоставления площади жилого помещения.

Добавим, что Федеральным законом от 29 декабря 2006 г. N 250-ФЗ в текст пункта 3 комментируемой статьи внесены изменения, вступающие в силу 11 января 2007 г. Данные изменения приведены в сравнительной таблице.


┌────────────────────────────────────────────────────────────────┐

Пункт 3 статьи 50 ЖК РФ │

├───────────────────────────────┬────────────────────────────────┤

до 11 января 2007 г. │ после 11 января 2007 г. │

├───────────────────────────────┼────────────────────────────────┤

Федеральными законами, законами│Федеральными законами, указами │

субъектов Российской Федерации,│Президента Российской Федерации,│

устанавливающими порядок│законами субъектов Российской │

предоставления жилых помещений│Федерации, устанавливающими │

по договорам социального найма│порядок предоставления жилых │

указанным в части 3 статьи 49│помещений по договорам социаль- │

настоящего Кодекса категориям│ного найма указанным в части 3 │

граждан, данным категориям│статьи 49 настоящего Кодекса │

граждан могут быть установлены│категориям граждан, данным │

иные нормы предоставления │категориям граждан могут быть │

│ │установлены иные нормы │

│ │предоставления │

└───────────────────────────────┴────────────────────────────────┘


Новая редакция комментируемого пункта наделяет правом установления особой нормы предоставления жилых помещений не только федеральные законы и законы субъектов Российской Федерации, как ранее, но и указы Президента Российской Федерации.

Пункт 4 ст. 50 дает понятие учетной нормы жилой площади. Так, под учетной нормой понимается минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.


Следовательно, на основании учетной нормы граждане признаются нуждающимися в предоставлении жилых помещений по договорам социального найма.

Конкретная величина учетной нормы устанавливается в каждом отдельном муниципальном образовании органом местного самоуправления. При этом, согласно п. 5 комментируемой статьи, учетная норма не может превышать норму предоставления жилой площади, установленную в данном муниципальном образовании.

Следует указать, что ЖК РСФСР не разграничивал понятия учетной нормы и нормы предоставления жилой площади. Существовала единая норма жилой площади на человека, которая согласно ст. 38 ЖК РСФСР составляла двенадцать квадратных метров.

Федеральным законом от 29 декабря 2006 г. N 250-ФЗ статья 50 дополнена пунктом 6.

В данном пункте законодатель предусмотрел возможность установления особой учетной нормы для граждан, не являющихся малоимущими, но имеющих право претендовать на получение жилого помещения по договорам социального найма (см. комментарий к п. 3 ст. 49 ЖК РФ).

Эта учетная норма может отличаться от учетной нормы, определенной для малоимущих граждан. Такая учетная норма должна быть закреплена в федеральных законах, указах Президента Российской Федерации или в законах субъектов Российской Федерации, регулирующих предоставление жилых помещений по договорам социального найма отдельным категориям граждан, не являющихся малоимущими.


Статья 51. Основания признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма


Комментарий к статье 51


Статья 51 ЖК РФ содержит перечень оснований для признания граждан нуждающимися в помещениях, предоставляемых по договорам социального найма. Напомним, что признание граждан таковыми является вторым после статуса малоимущего условием для предоставления социального жилья.

Гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются:

граждане, не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения;

граждане, являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы;

граждане, проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям;

граждане, являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности.


Согласно п. 2 комментируемой статьи для определения обеспеченности общей площадью граждан, являющихся нанимателями (членами семьи нанимателя) по договору социального найма нескольких жилых помещений, либо являющихся собственниками (членами семьи собственника) нескольких жилых помещений, используется суммарная величина общей площади всех помещений.

Ранее действовавший ЖК РСФСР предусматривал иной перечень лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий. Так, согласно ст. 29 ЖК РСФСР таковыми признавались:

имеющие обеспеченность жилой площадью на одного члена семьи ниже уровня, устанавливаемого Советом Министров автономной республики, исполнительным комитетом краевого, областного, Московского и Ленинградского городских Советов народных депутатов;

проживающие в жилом помещении (доме), не отвечающем установленным санитарным и техническим требованиям;

проживающие в квартирах, занятых несколькими семьями, если в составе семьи имеются больные, страдающие тяжелыми формами некоторых хронических заболеваний, при которых совместное проживание с ними в одной квартире невозможно;

проживающие в смежных неизолированных комнатах по две и более семьи при отсутствии родственных отношений;

проживающие в общежитиях, за исключением сезонных и временных работников, лиц, работающих по срочному трудовому договору, а также граждан, поселившихся в связи с обучением;

проживающие длительное время на условиях поднайма в домах государственного и общественного жилищного фонда, либо найма в домах жилищно-строительных кооперативов, либо в домах, принадлежащих гражданам на праве личной собственности, не имеющие другой жилой площади.


Статья 52. Принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях


Комментарий к статье 52


Статья 52 ЖК РФ определяет порядок и основания принятия на учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях.

Согласно п. 1 данной статьи жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые в установленном порядке приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Предоставление жилых помещений гражданам, не состоящим на таком учете, допускается только в случаях, прямо установленных ЖК РФ.

Право состоять на учете имеют граждане, признанные органами местного самоуправления малоимущими (см. комментарий к ст. 49 ЖК РФ) и условия проживания которых позволяют признать их нуждающимися в жилых помещениях (см. комментарий к ст. 51 ЖК РФ).

ЖК РФ установил две основных группы граждан, которые могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях. Это, во-первых, малоимущие, во-вторых, граждане, указанные в федеральном законе, указе Президента Российской Федерации или законе субъекта Российской Федерации.

Если возникает ситуация, при которой один и тот же гражданин вправе претендовать на получение жилого помещения одновременно как малоимущий и как относящийся к категории, установленной федеральным законом или законом субъекта Российской Федерации, то такой гражданин в соответствии с п. 2 комментируемой статьи может встать на учет либо как малоимущий, либо как относящийся к категории, указанной в соответствующих законах, либо одновременно по обоим основаниям.


Следует добавить, что Федеральным законом от 29 декабря 2006 г. N 250-ФЗ в пункт 2 комментируемой статьи внесены изменения, вступившие в силу 11 января 2007 г. Ниже приводится сравнительная таблица текстов п. 2 ст. 52 ЖК РФ.


┌────────────────────────────────────────────────────────────────┐

Пункт 2 статьи 52 ЖК РФ │

├───────────────────────────────┬────────────────────────────────┤

до 11 января 2007 г. │ после 11 января 2007 г. │

├───────────────────────────────┼────────────────────────────────┤

Состоять на учете в качестве │Состоять на учете в качестве │

нуждающихся в жилых помещениях │нуждающихся в жилых помещениях │

имеют право указанные в │имеют право указанные в │

статье 49 настоящего Кодекса │статье 49 настоящего Кодекса │

категории граждан, которые │категории граждан, которые могут│

могут быть признаны нуждающи- │быть признаны нуждающимися в │

мися в жилых помещениях. Если │жилых помещениях. Если гражданин│

гражданин имеет право состоять │имеет право состоять на указан- │

на указанном учете по несколь- │ном учете по нескольким основа- │

ким основаниям (как малоимущий │ниям (как малоимущий гражданин и│

гражданин и как относящийся к │как относящийся к определенной │

определенной федеральным зако- │федеральным законом, указом │

ном или законом субъекта Рос- │Президента Российской Федерации │

сийской Федерации категории), │или законом субъекта Российской │

по своему выбору такой гражда- │Федерации категории), по своему │

нин может быть принят на учет │выбору такой гражданин может │

по одному из этих оснований или│быть принят на учет по одному из│

по всем основаниям │этих оснований или по всем │

│ │основаниям │

└───────────────────────────────┴────────────────────────────────┘


Новая редакция п. 2 комментируемой статьи отражает право Президента Российской Федерации своими указами определять иные категории граждан, не являющихся малоимущими, но имеющие право претендовать на предоставление жилых помещений по договорам социального найма.

Согласно п. 3 ст. 52 ЖК РФ принятие граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органами местного самоуправления. Для этого такие граждане должны подать соответствующие заявления.

Заявление о принятии на учет подается в орган местного самоуправления по месту жительства нуждающегося гражданина. Подача такого заявления в орган местного самоуправления не по месту жительства гражданина допускается в случаях, прямо предусмотренных ЖК РФ.