ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 16.10.2020
Просмотров: 1132
Скачиваний: 1
осуществление контроля за использованием и сохранностью жилищного фонда субъекта Российской Федерации, соответствием жилых помещений в данном фонде установленным санитарным и техническим правилам и нормам. Данное полномочие позволяет органам государственной власти субъектов Российской Федерации осуществлять контроль за правильностью использования и состоянием жилых помещений в жилищном фонде субъектов Российской Федерации;
к компетенции органов государственной власти субъектов Российской Федерации относятся и иные вопросы, предусмотренные Конституцией Российской Федерации, ЖК РФ, другими федеральными законами и не отнесенные к компетенции органов государственной власти Российской Федерации, органов местного самоуправления.
Статья 14. Компетенция органов местного самоуправления в области жилищных отношений
Комментарий к статье 14
Статья 14 ЖК РФ определяет компетенцию органов местного самоуправления в области жилищных отношений. В ранее действовавшем ЖК РСФСР существовала аналогичная статья, определявшая полномочия районных, городских, районных в городе, поселковых, сельских Советов народных депутатов в области использования и обеспечения сохранности жилищного фонда.
ЖК РФ установил следующую компетенцию органов местного самоуправления в области регулирования жилищных отношений.
Учет муниципального жилищного фонда. Учет муниципального жилищного фонда осуществляется органами местного самоуправления в соответствии с порядком, установленным федеральными органами государственной власти.
Признание в установленном порядке граждан малоимущими в целях предоставления им по договорам социального найма жилых помещений в муниципальном жилищном фонде. Признание граждан малоимущими в целях предоставления им жилых помещений по договорам социального найма осуществляется по критериям и в порядке, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Ведение в установленном порядке учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма. Органы местного самоуправления ведут учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма в порядке, который устанавливается органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Определение порядка предоставления жилых помещений в муниципальном жилищном фонде специализированного использования. Органы местного самоуправления устанавливают основания, определяют условия и особенности предоставления гражданам жилых помещений в жилищном фонде специализированного использования, находящемся в муниципальной собственности или в ведении органов местного самоуправления.
Предоставление в установленном порядке малоимущим гражданам по договорам социального найма жилых помещений в муниципальном жилищном фонде. В рамках данного полномочия органы местного самоуправления осуществляют предоставление жилых помещений по договорам социального найма, т.е. выступают наймодателем по этим договорам.
Принятие в установленном порядке решений о переводе соответствующих помещений в жилые или нежилые помещения. Органы местного самоуправления в установленном порядке, после соответствующих процедур переводят жилые помещения в нежилые. Следует предполагать, что обратная процедура также находится в ведении органов местного самоуправления.
Согласование переустройства и перепланировки жилых помещений. Реализуя данное полномочие, органы местного самоуправления на основании заявлений граждан проводят экспертизы и дают заключения о допустимости переустройства или перепланировки. Если предлагаемый гражданином проект переустройства или перепланировки жилого помещения соответствует правовым, техническим, санитарным и другим требованиям, то органы местного самоуправления принимают решение о согласовании таких мероприятий. Под согласованием фактически понимается разрешение на переустройство или перепланировку. Если же планируемые видоизменения жилого помещения противоречат нормативным правовым актам или требованиям безопасности, то указанные органы принимают решение об отказе в согласовании, что означает запрет на проведение переустройства и перепланировки. Общий порядок согласования органами местного самоуправления проектов переустройства или перепланировки жилых помещений установлен в статье 26 ЖК РФ.
Признание в установленном порядке жилых помещений муниципального жилищного фонда непригодными для проживания. Органы местного самоуправления признают в установленном порядке муниципальные жилые помещения непригодными для проживания.
Осуществление контроля за использованием и сохранностью муниципального жилищного фонда, соответствием жилых помещений в данном фонде установленным санитарным и техническим правилам и нормам. В рамках данного полномочия органы местного самоуправления осуществляют контроль за использованием и состоянием муниципальных жилых помещений.
Определение порядка получения документа, подтверждающего принятие решения о согласовании или об отказе в согласовании переустройства и (или) перепланировки жилого помещения. Данное полномочие органы местного самоуправления получили лишь в конце 2005 г., спустя год после принятия Кодекса. Пункт 9.1 комментируемой статьи был введен Федеральным законом от 31 декабря 2005 г. N 199-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием разграничения полномочий" (РГ. 2005. 31 декабря. N 297).
Появление такого полномочия в компетенции органов местного самоуправления представляется вполне логичным. Дело в том, что согласно п. 1 ст. 26 ЖК РФ переустройство и перепланировка жилых помещений может производиться по согласованию с органами местного самоуправления. Согласование или отказ в таковом оформляются соответствующим решением указанного органа.
Статья 26 ЖК РФ определяет основные правила согласования гражданами переустройства или перепланировки с органами местного самоуправления, в частности, в ней определен пакет необходимых документов, основные сроки принятия решения и уведомления гражданина о нем. Однако, как показала правоприменительная практика, норм, установленных в ст. 26 ЖК РФ, недостаточно для четкого регулирования этого важного вопроса. В связи с этим к компетенции органов местного самоуправления отнесено полномочие по определению более конкретного порядка получения документа о согласовании. На основании пункта 9.1 комментируемой статьи каждый орган местного самоуправления принял или примет нормативный акт местного значения, в котором будет установлен конкретный порядок рассмотрения заявлений граждан о согласовании переустройства или перепланировки жилых помещений. Очевидно, что такие нормативные акты должны основываться и соответствовать общим правилам, предусмотренным статьей 26 ЖК РФ.
К компетенции органов местного самоуправления относятся и иные вопросы, в соответствии с Конституцией Российской Федерации, ЖК РФ, другими федеральными законами, а также законами соответствующих субъектов Российской Федерации.
Пункт 2 комментируемой статьи посвящен особому статусу субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москве и Санкт-Петербургу. В этих городах перечни полномочий органов местного самоуправления в области жилищных отношений устанавливаются законами данных субъектов Российской Федерации.
Глава 2. ОБЪЕКТЫ ЖИЛИЩНЫХ ПРАВ. ЖИЛИЩНЫЙ ФОНД
Статья 15. Объекты жилищных прав
Комментарий к статье 15
Статья 15 ЖК РФ определяет объекты жилищных прав. Объектом субъективного права признается явление реальной действительности, в отношении которого в соответствии с законодательством установлено данное право.
Согласно п. 1 комментируемой статьи объектом жилищных прав являются жилые помещения. Понятие жилого помещения установлено п. 2 ст. 15 ЖК РФ. Так, жилым помещением признается изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан.
Таким образом, жилое помещение, согласно ЖК РФ, обладает целым рядом юридических признаков.
Во-первых, под жилым помещением всегда понимается именно изолированное помещение, т.е. отделенное от других жилых помещений, а также отграниченное от остального пространства. Изолированные жилые помещения представляют собой часть или целое строение, которое в силу своих характеристик может быть отграничено (юридически отделено) от других жилых помещений. В этой связи нельзя признать жилым помещением и одновременно объектом жилищных прав часть комнаты, не изолированную часть квартиры, иными словами, "угол". Эти части составляют единое целое с остальными жилыми площадями и не могут отчуждаться или приобретаться отдельно. Следовательно, первый признак объекта жилищных прав - изолированность. Этот признак не является новым для жилищного законодательства. Например, согласно ст. 52 ЖК РСФСР предметом договора (социального) найма жилого помещения может быть только изолированное жилое помещение. Аналогичная ситуация имеет место и с договором коммерческого найма жилого помещения.
Во-вторых, объектом жилищных прав является жилое помещение, признаваемое недвижимым имуществом. Понятие недвижимого имущества установлено в Гражданском кодексе Российской Федерации (далее - ГК РФ). В соответствии с п. 1 ст. 130 ГК РФ к недвижимым вещам (недвижимому имуществу, недвижимости) относятся земельные участки, участки недр, обособленные водные объекты и все, что прочно связано с землей, т.е. объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе леса, многолетние насаждения, здания, сооружения.
Признак "недвижимости" объектов жилищных прав означает, что жилым помещением может признаваться только помещение, представляющее собой здание или строение, перемещение которого на другое место без ущерба его назначению невозможно.
Следовательно, жилым помещением не могут быть признаны всевозможные приспособленные для жилья сооружения и предметы, как то: вагоны, бытовки, палатки и т.д.
Жилое помещение - это всегда объект недвижимого имущества.
В-третьих, жилым помещением и объектом жилищных прав может быть признано лишь то помещение, которое пригодно для постоянного проживания граждан. Признак пригодности для постоянного проживания граждан заключается в том, что жилое помещение должно отвечать установленным санитарным и техническим правилам и нормам. Эти санитарные и технические правила и нормы устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Итак, комментируемая статья установила три основных признака жилого помещения как объекта жилищных прав: изолированность, недвижимость, пригодность для постоянного проживания.
Помещения признаются жилыми в порядке, который устанавливается Правительством Российской Федерации.
Пункт 4 комментируемой статьи установил, что признание жилых помещений непригодными для проживания в них граждан осуществляется по основаниям и в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Аналогичная норма содержалась и в ЖК РСФСР. Порядок признания жилых помещений непригодными для проживания в соответствии со старым Кодексом определялся Советом Министров РСФСР. В соответствии с данной нормой было разработано и принято Положение по оценке непригодности жилых домов и жилых помещений государственного и общественного жилищного фонда для постоянного проживания, утвержденное приказом Минжилкомхоза РСФСР от 5 ноября 1985 г. N 529.
Пункт 5 комментируемой статьи содержит определение общей площади жилого помещения. Так, общая площадь представляет собой сумму площадей всех частей такого помещения, включая площади мест вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения хозяйственно-бытовых и иных нужд граждан, связанных с проживанием в нем, за исключением балконов, лоджий, веранд и террас.
Статья 16. Виды жилых помещений
Комментарий к статье 16
Комментируемая статья определяет перечень видов жилых помещений и устанавливает признаки каждого из них.
Пункт 1 ст. 16 выделяет три основных группы жилых помещений:
жилые дома, части жилых домов;
квартиры, части квартир;
комнаты.
Пункты 2, 3 и 4 комментируемой статьи содержат определения каждого из указанных видов жилых помещений.
Жилым домом признается индивидуально-определенное здание, которое состоит из комнат, а также помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения хозяйственно-бытовых и иных нужд граждан, связанных с их проживанием в таком доме.
Квартира - структурно обособленное помещение в многоквартирном доме, обеспечивающее возможность прямого доступа к помещениям общего пользования в таком доме и состоящее из одной или нескольких комнат, а также мест вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения хозяйственно-бытовых и иных нужд граждан, связанных с их проживанием в таком помещении.
Комната - это часть жилого дома либо квартиры, предназначенная для использования в качестве места непосредственного проживания граждан в таком доме либо квартире.
Статья 17. Назначение жилого помещения и пределы его использования. Пользование жилым помещением
Комментарий к статье 17
Статья 17 ЖК РФ установила назначение жилого помещения, а также определила пределы его использования и полномочия его владельцев и лиц, проживающих в нем.
Согласно п. 1 комментируемой статьи общим предназначением жилого помещения является проживание в нем граждан. Исключение из этого правила установлено в п. 2 ст. 17, согласно которому жилое помещение может быть использовано для осуществления профессиональной или индивидуальной предпринимательской деятельности.
Для такого использования жилого помещения необходимо соблюдение следующих условий. Во-первых, для профессиональной или предпринимательской деятельности жилое помещение могут использовать только граждане, проживающие в нем на законных основаниях.
Во-вторых, использование жилого помещения для профессиональной или предпринимательской деятельности допускается, если при этом не нарушаются права и законные интересы других граждан.
В-третьих, использование жилого помещения для профессиональной или предпринимательской деятельности не должно создавать предпосылки для нарушения требований, предъявляемых к жилым помещениям, которые устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Пункт 3 ст. 17 ЖК РФ запрещает организацию в жилых помещениях промышленных производств. Иначе говоря, профессиональная или предпринимательская деятельность, связанная с промышленным производством, вообще не может осуществляться в жилых помещениях.
Пункт 4 комментируемой статьи установил следующие особенности пользования жилым помещением: