Файл: ЖК_комм_Бойцов_2006.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 16.10.2020

Просмотров: 2054

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Если же между супругами был заключен брачный договор, то режим собственности между супругами определяется его положениями.

Во-вторых, согласно Вводному закону (ст. 19) действие положений части 4 настоящей статьи не распространяются на бывших членов семьи собственника приватизированного жилого помещения при условии, что в момент приватизации данного жилого помещения указанные лица имели равные права пользования этим помещением с лицом, его приватизировавшим, если иное не установлено законом или договором. Иными словами, если лица были зарегистрированы до приватизации жилого помещения, а потом один из них приватизировал такое помещение, а другой соответственно отказался в пользу первого, то второй выселен быть не может на основании положений пункта 4 настоящей статьи, если иное не установлено законом или договором.

Если у бывшего члена семьи собственника нет другого жилья, куда бы он мог вернуться, а также имущественное положение или другие заслуживающие внимания обстоятельства (например, состояние здоровья, возраст) не позволяют ему обеспечить себя иным жилым помещением, суд может сохранить право пользования помещением за таким бывшим членом семьи на определенный срок. В первом варианте Кодекса был определен срок 1 год. Сейчас это может быть любой срок: месяц, пять лет, пожизненно. Суд также вправе обязать собственника обеспечить иным жилым помещением бывшего супруга и других членов семьи (по их требованию), перед которыми у собственника есть алиментные обязательства. Закон не устанавливает, на каком праве собственник должен предоставить таким лицам жилое помещение, значит, если у него есть другое жилое помещение, он может предоставить его на основании договора безвозмездного пользования, а если другого жилого помещения нет, то собственник может заключить в пользу таких лиц договор коммерческого найма.

5. ЖК РФ устанавливает последствия для бывшего члена семьи собственника по истечении срока пользования жилым помещением, установленного решением суда, принятым с учетом положений части 4 настоящей статьи, а также рассматривает случаи прекращения права пользования бывшим членом семьи до истечения срока указанного решения суда.

По истечении срока пользования жилым помещением, установленного решением суда, принятым с учетом положений части 4 настоящей статьи, соответствующее право пользования жилым помещением бывшего члена семьи собственника прекращается.

До истечения срока пользования жилым помещением, установленного решением суда, право пользования бывшим членом семьи прекращается в случаях:

- одновременно (автоматически) при переходе права собственности на данное жилое помещение к другому лицу (норма похожа на п. 2 ст. 292 ГК РФ);

- на основании решения суда, если отпали обстоятельства, служившие основанием для сохранения права пользования жилым помещением, к примеру у бывшего члена семьи появилась возможность для приобретения собственного жилья.


6. Бывший член семьи собственника жилого помещения, право пользования которого сохранено на основании решения суда (часть 4 настоящей статьи), несет обязательства, вытекающие из права пользования, наравне с собственником такого помещения и другими членами семьи собственника в том случае, если бывший член семьи является дееспособным. Таким образом, ЖК РФ наделяет бывшего члена семьи собственника жилого помещения правом пользования равным с правом пользования собственника и других его членов семьи, ведущим как к благу, так и несущим обязанность использовать помещение по назначению, обеспечивать его сохранность и пр., ограничивая лишь данное право пользования бывшего члена семьи сроком, установленным решением суда.

7. Собственник жилого помещения вправе предоставить во владение и (или) в пользование принадлежащее ему на праве собственности жилое помещение гражданину на основании договора найма, договора безвозмездного пользования или на ином законном основании (ч. 2 ст. 30 ЖК РФ). Права таких граждан, не являющихся членами семьи собственника жилого помещения (права и обязанности которых определены ч. 1 настоящей статьи), но вселенных в данное помещение собственником, определяются соглашением между собственником и такими лицами.


Статья 32. Обеспечение жилищных прав собственника жилого помещения при изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд


Комментарий к статье 32


1. Основной закон - Конституция Российской Федерации (ст. ст. 35, 40) - определяет, что право частной собственности охраняется законом и никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Принудительное отчуждение имущества для государственных нужд может быть произведено только при условии предварительного и равноценного возмещения.

ЖК РФ устанавливает основание для изъятия жилого помещения у собственника путем выкупа в связи с изъятием соответствующего земельного участка для государственных или муниципальных нужд.

Изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд допускается лишь в исключительных случаях, предусмотренных ст. 49 ЗК РФ, а именно связанных с:

1) выполнением международных обязательств РФ;

2) размещением следующих объектов государственного или муниципального значения при отсутствии других вариантов возможного размещения этих объектов:

- объекты федеральных энергетических систем и объекты энергетических систем регионального значения;

- объекты использования атомной энергии;

- объекты обороны и безопасности;

- объекты федерального транспорта, путей сообщения, информатики и связи, а также объекты транспорта, путей сообщения, информатики и связи регионального значения;

- объекты, обеспечивающие космическую деятельность;


- объекты, обеспечивающие статус и защиту Государственной границы РФ;

- линейные объекты федерального и регионального значения, обеспечивающие деятельность субъектов естественных монополий;

- объекты электро-, газо-, тепло- и водоснабжения муниципального значения;

- автомобильные дороги общего пользования в границах населенных пунктов и между населенными пунктами, мосты и иные транспортные инженерные сооружения местного значения в границах населенных пунктов и вне границ населенных пунктов;

3) иными обстоятельствами в установленных федеральными законами случаях, а применительно к изъятию, в том числе путем выкупа, земельных участков из земель, находящихся в собственности субъектов РФ или муниципальной собственности, - в случаях, установленных законами субъектов РФ. Таким образом, дополнительные основания изъятия земельных участков могут устанавливаться нормативными правовыми актами субъектов РФ.

Собственник жилого помещения может обладать и изымаемым земельным участком по праву собственности или на основании иных вещных прав (по праву постоянного (бессрочного) пользования, праву пожизненного наследуемого владения). В случаях, когда земельный участок, изымаемый для государственных или муниципальных нужд, находится во владении и пользовании на праве пожизненного наследуемого владения или постоянного (бессрочного) пользования, прекращение этих прав осуществляется по общим правилам, предусмотренным статьями 279 - 282 ГК РФ, а жилое помещение выкупается по правилам настоящей статьи. Если собственник жилого помещения является и собственником земельного участка, то государством выкупается и земельный участок по правилам ст. ст. 279 - 282 ГК РФ, и жилое помещение соответственно по правилам настоящей статьи.

В ГК РФ (ст. 279) сказано, что земельный участок может быть изъят у собственника для государственных или муниципальных нужд путем выкупа.

Порядок выкупа земельных участков для государственных или муниципальных нужд устанавливается гражданским законодательством (ст. 55 ЗК РФ).

В зависимости от того, для чьих нужд изымается земля, выкуп осуществляется Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием. Таким образом, платит компенсацию собственнику тот, кто изымает у него участок, и компенсация должна быть предварительная и равноценная. Это же относится и к жилому помещению.

Изъятие части жилого помещения, впрочем, как и части земельного участка, допускается только при наличии согласия собственника такого помещения. Следовательно, при отсутствии такого согласия соответствующий орган даже не вправе обратиться в суд. Таким образом, если собственник не согласен с изъятием части его жилого помещения, которая крайне необходима для государственных и муниципальных нужд, то тогда может быть поставлен вопрос об изъятии всего жилого помещения по предусмотренной законом процедуре, включая и судебное рассмотрение спора.


2. Изъятие жилых помещений для государственных или муниципальных нужд производится по решению органов государственной власти или органов местного самоуправления. Следовательно, если земельный участок, на котором находится изымаемое жилое помещение, необходим для федеральных нужд или нужд субъекта РФ, то решение об изъятии такого жилого помещения принимается органом государственной власти. Если земельный участок, на котором находится изымаемое жилое помещение, необходим для нужд муниципальных образований, то решение принимается органом местного самоуправления.

Настоящая статья уточняет, что решения об изъятии жилого помещения принимаются органами государственной власти или органами местного самоуправления, которые приняли решение об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд. Вместе с тем в соответствии со статьей 279 ГК РФ решение об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд принимается федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов РФ, то есть ГК РФ не уполномочивает органы местного самоуправления выносить решения об изъятии земельного участка в отличие от настоящего Кодекса, уполномочивающего органы местного самоуправления выносить решения об изъятии жилого помещения. В соответствии с ГК РФ орган местного самоуправления при необходимости изъятия земельного участка для муниципальных нужд должен обращаться в государственный орган исполнительной власти субъекта РФ о принятии соответствующего решения. В свою очередь, ст. 11 ЗК РФ относит к полномочиям органов местного самоуправления изъятие земель для муниципальных нужд. Таким образом, органы, уполномоченные принимать решение об изъятии жилого помещения, представлены с органами, уполномоченными принимать решение об изъятии земельных участков, в одном лице.

Порядок подготовки и принятия решения об изъятии жилого помещения определяется на федеральном уровне соответствующими нормативными правовыми актами.

3. Решение органа государственной власти или органа местного самоуправления об изъятии жилого помещения подлежит государственной регистрации.

Регистрирует указанное решение орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

В соответствии с Федеральным законом от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (в редакции с последними изменениями от 30 декабря 2004 года) государственной регистрацией прав на недвижимое имущество и сделок с ним является юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с ГК РФ.


Решение уполномоченного органа об изъятии жилого помещения является ограничением (обременением) права собственности на жилое помещение, которое по истечении времени может указанное право прекратить.

Ограничением (обременением) является наличие установленных законом или уполномоченными органами в предусмотренном законом порядке условий, запрещений, стесняющих правообладателя при осуществлении права собственности либо иных вещных прав на конкретный объект недвижимого имущества.

Государственная регистрация ограничения (обременения) прав возможна при условии наличия государственной регистрации ранее возникших прав на данный объект в Едином государственном реестре прав.

Государственная регистрация ограничений (обременений) прав, установленных в соответствии с законодательством в публичных интересах органами государственной власти и органами местного самоуправления, осуществляется по инициативе указанных органов с обязательным уведомлением правообладателя (правообладателей) объекта недвижимости. Уведомление правообладателя (правообладателей) объекта недвижимости осуществляется органом, осуществляющим государственную регистрацию прав, в срок не более чем пять рабочих дней со дня проведения государственной регистрации. Таким образом, закон возлагает обязанность уведомить собственника жилого помещения на орган, осуществляющий государственную регистрацию.

4. В качестве одной из важных гарантий прав собственника жилого помещения, подлежащего изъятию, применяется его письменное уведомление об этом органом, принявшим решение об изъятии. Собственник уведомляется о принятом решении и о дате его государственной регистрации. Настоящая статья гарантирует, что жилое помещение может быть изъято у собственника только через год со дня получения собственником такого уведомления, если только собственник не будет согласен с досрочным изъятием его помещения. По истечении годичного срока выкуп жилого помещения у собственника возможен помимо его воли.

5. Настоящая статья предоставляет право собственнику, чье жилое помещение подлежит изъятию для государственных и муниципальных нужд, в течение определенного времени владеть (фактически обладать), распоряжаться (совершать сделки) и пользоваться им по своему усмотрению (в соответствии с назначением жилого помещения), производить все необходимые затраты, обеспечивающие использование данного жилого помещения по целевому назначению (производить ремонт, согласованные переустройство, перепланировку помещения, оплачивать коммунальные платежи и др.). Собственник осуществляет все права, исполняет обязанности и несет ответственность по своим обязательствам, связанным с жилым помещением. Иными словами, собственник обладает полным объемом прав независимо от принятого решения об изъятии.