Файл: ГрК_комм_Филатова_2012.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 16.10.2020

Просмотров: 2118

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

- обязательное приглашение к участию на заседании соответствующего органа саморегулируемой организации при рассмотрении жалобы инициатора (заявителя) и ответчика (соответствующего члена саморегулируемой организации);

- обязанность саморегулируемой организацией уведомить Ростехнадзор при обнаружении фактов нарушения требований технических регламентов, проектной документации при выполнении работ в процессе строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов особой категории согласно ч. 3 ст. 54 Кодекса или региональный орган государственного строительного надзора при обнаружении указанных нарушений при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте иных объектов капитального строительства.

В ч. 1 комментируемой статьи установлено право саморегулируемой организации на рассмотрение поступившей жалобы (обращения) в месячный срок. При этом в соответствии с общими правилами саморегулирования жалоба на нарушение членом саморегулируемой организации требований стандартов и правил саморегулируемой организации с порядке ч. 4 ст. 9 ФЗ о СРО служит основанием для проведения внеплановой проверки (о мерах контроля см. комментарий к ст. 55.13 Кодекса). Орган по рассмотрению дел о применении в отношении членов саморегулируемой организации мер дисциплинарного воздействия в соответствии с нормами ч. 5 ст. 19 ФЗ о СРО рассматривает жалобы на действия членов саморегулируемой организации.

Следует отметить, что направление решения, принятого по результатам рассмотрения жалобы (обращения), реализует право инициатора (заявителя) на получение доступной необходимой информации (см. ч. 2 ст. 24 и ч. 4 ст. 29 Конституции РФ) и при несогласии с таким решением может послужить поводом к его обжалованию в судебном порядке либо к обращению с соответствующим заявлением о нарушении саморегулируемой организацией или ее членами требований к саморегулируемым организациям и их деятельности в орган надзора за саморегулируемыми организациями (Ростехнадзор) в порядке ч. 2 ст. 55.19 Кодекса.

2. В ч. 2 комментируемой статьи обозначена обязанность саморегулируемой организации применять меры дисциплинарного воздействия в соответствии с нормами ч. 1 ст. 55.15 Кодекса, если в результате рассмотрения жалобы установлено нарушение членом саморегулируемой организации требований технических регламентов, требований к выдаче свидетельств о допуске, правил контроля в области саморегулирования, требований стандартов саморегулируемых организаций, правил саморегулирования.

Неисполнение этой обязанности, которое может быть выявлено, например, по заявлению инициатора жалобы, неудовлетворенного ее рассмотрением, в ходе внеплановой проверки Ростехнадзором в порядке ч. 2 ст. 55.19 Кодекса, может служить основанием к обращению последнего в арбитражный суд с требованием об исключении сведений о некоммерческой организации из государственного реестра саморегулируемых организаций (см. ч. 7 ст. 55.19 Кодекса).


3. Положения комментируемой части устанавливают, что регламентация процедуры рассмотрения жалоб (обращений) осуществляется документами саморегулируемой организации, т.е. правилами контроля в области саморегулирования и системой мер дисциплинарного воздействия (см. ч. 1 ст. 55.5 Кодекса), что соответствует общим правилам ч. 2 ст. 10 ФЗ о СРО, согласно которой процедура рассмотрения жалоб в отношении членов саморегулируемой организации, содержание указанных нарушений определяются внутренними документами саморегулируемой организации.

Например, специализированный орган по рассмотрению дел о применении в отношении членов некоммерческого партнерства "Саморегулируемая организация "Волгоградские строители" (далее - партнерство) мер дисциплинарного воздействия (далее - специализированный орган) создан решением совета Партнерства от 9 апреля 2009 года, протокол N 4. Согласно утвержденному Положению <27> специализированный орган рассматривает:

--------------------------------

<27> URL: http://www.sro-vs.ru/proceeding


- жалобы на действия членов партнерства;

- дела о нарушениях членами партнерства при осуществлении своей деятельности требований стандартов саморегулируемой организации и правил саморегулирования.

Специализированный орган направляет в совет партнерства рекомендации о применении в отношении членов партнерства мер, предусмотренных положением о мерах дисциплинарного воздействия, применяемым в партнерстве. Специализированный орган вправе применять самостоятельно следующие меры дисциплинарного воздействия:

- вынесение предписания об обязательном устранении членом партнерства выявленных нарушений в установленные сроки;

- вынесение члену партнерства предупреждения.

Решения специализированного органа принимаются простым большинством голосов его членов. Заседания специализированного органа проводятся по мере необходимости. Заседания специализированного органа созывает и проводит руководитель специализированного органа или - по его поручению - заместитель руководителя.

4. В соответствии с нормами ч. 4 комментируемой статьи саморегулируемая организация должна обеспечить обязательное приглашение к участию на заседании соответствующего (дисциплинарного) органа при рассмотрении жалобы инициатора (заявителя) и ответчика (соответствующего члена саморегулируемой организации).

Отсутствие приглашения участвовать в рассмотрении жалобы ее инициатора может стать поводом к обжалованию решения по жалобе в судебном порядке либо к обращению с соответствующим заявлением о нарушении саморегулируемой организацией или ее членами требований к саморегулируемым организациям и их деятельности в орган надзора за саморегулируемыми организациями (Ростехнадзор) в порядке ч. 2 ст. 55.19 Кодекса.

5. Рассматриваемые нормы включают обязанность саморегулируемой организации уведомить Ростехнадзор при обнаружении фактов нарушения требований технических регламентов, проектной документации при выполнении работ в процессе строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов особой категории согласно ч. 3 ст. 54 Кодекса или региональный орган государственного строительного надзора при обнаружении указанных нарушений при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте иных объектов капитального строительства.


Так, например, согласно Правилам контроля в области саморегулирования в Региональном некоммерческом партнерстве "Содружество строителей Республики Татарстан" (п. 5.3) <28> в случае обнаружения при проведении проверки факта нарушения членом партнерства требований технических регламентов, проектной документации при выполнении работ в процессе строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства президент обязан уведомить об этом федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление государственного строительного надзора (в случае обнаружения указанных нарушений при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов, указанных в ч. 3 ст. 54 комментируемого Кодекса), или орган исполнительной власти субъекта РФ, уполномоченный на осуществление государственного строительного надзора (в случае обнаружения указанных нарушений при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте иных объектов капитального строительства).

--------------------------------

<28> URL: http:// sros-rt.ru/ index.php?option= com_content&view= article&id= 97&Itemid= 100


Приведем еще один пример. Правила контроля в области саморегулирования саморегулируемой организации Некоммерческое партнерство "Региональное объединение строителей "Развитие" (утв. решением общего собрания членов СРО Некоммерческое партнерство "Региональное объединение строителей "Развитие", протокол от 11 марта 2011 г. N 01/0311) <29> - документ, устанавливающий правила контроля за соблюдением юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями-членами партнерства требований технических регламентов, требований к выдаче свидетельств о допуске к определенному виду или видам работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, правила саморегулирования партнерства, требования стандартов партнерства, устав партнерства, положения и иные внутренние документы партнерства. В соответствии с положениями п. п. 4.1, 4.1.2 Правил контроля в области саморегулирования одним из оснований для проведения внеплановой проверки деятельности членов партнерства является получение партнерством информации (жалоб, заявлений, уведомлений) от юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, органов государственной власти, иных лиц о фактах нарушения членом партнерства технических регламентов, требований к выдаче свидетельств о допуске, стандартов саморегулируемых организаций и правил саморегулирования, в том числе о возникновении аварийных ситуаций, об изменениях или о нарушениях технологических процессов, а также о выходе из строя сооружений, оборудования, которые могут непосредственно причинить вред жизни, здоровью людей, окружающей среде и имуществу граждан, юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, возникновении в результате деятельности члена партнерства угрозы здоровью и жизни граждан, загрязнении окружающей среды, повреждении имущества.


--------------------------------

<29> URL: http://npros.ru/catalog/dokumenti_sro_stroiteley_np_ros_razvitie/pravila_kontrolya_v_oblasti samoregulirovaniya.html


Статья 55.15. Применение саморегулируемой организацией мер дисциплинарного воздействия в отношении членов саморегулируемой организации


Комментарий к статье 55.15


1. Положения рассматриваемой статьи устанавливают основы правового регулирования применения саморегулируемой организацией мер дисциплинарного воздействия в отношении своих членов.

Определенный порядок дисциплинарного воздействия к членам саморегулируемых организаций в сфере градостроительной деятельности включает:

- обязанность саморегулируемой организации воздействовать в дисциплинарном порядке на своих членов при несоблюдении ими требований документов пяти категорий;

- определение исчерпывающего списка пяти мер дисциплинарного воздействия;

- особенности порядка приостановления действия свидетельства о допуске к работам, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, в отношении определенного вида или видов работ;

- право обжалования в арбитраже решения саморегулируемой организации о применении меры дисциплинарного воздействия.

Как обозначил законодатель, выявленное несоблюдение членом саморегулируемой организации документов пяти категорий должно инициировать применение к такому нарушителю мер дисциплинарного воздействия.

Неисполнение указанной обязанности саморегулируемой организации, которое может быть выявлено Ростехнадзором в ходе внеплановой проверки по заявлению инициатора жалобы, неудовлетворенного ее рассмотрением, в порядке ч. 2 ст. 55.19 Кодекса, становится поводом к обращению последнего в арбитражный суд с требованием об исключении сведений о некоммерческой организации из государственного реестра саморегулируемых организаций (см. ч. 7 ст. 55.19 Кодекса).

Отметим, что комментируемые нормы обозначены в соответствии с общими правилами ч. 8 ст. 9 ФЗ о СРО, в порядке которой при выявлении нарушения членом саморегулируемой организации требований стандартов и правил саморегулируемой организации материалы проверки передаются в орган по рассмотрению дел о применении в отношении членов саморегулируемой организации мер дисциплинарного воздействия.

2. В отличие от общих правил ч. 4 ст. 10 ФЗ о СРО (где определен расширенный перечень видов дисциплинарного воздействий с включением штрафа) нормами ч. 2 комментируемой статьи установлен исчерпывающий список из пяти мер без включения в него штрафных санкций.

Предписание по своей сути представляет доведенное до сведения нарушителя указание (уведомление) на содержание и обязательность устранения правовых нарушений в сфере градостроительной деятельности с обозначением определенного срока на такое устранение.

Предупреждение обеспечивает уведомление нарушителя о недопустимости выявленного нарушения и применении более жестких мер воздействия, если нарушения члена саморегулируемой деятельности в комментируемой области не будут устранены.


По общим правилам ч. ч. 5 и 6 ст. 10 ФЗ о СРО предписание и предупреждение принимаются большинством голосов членов органа по рассмотрению дел о применении в отношении членов саморегулируемой организации мер дисциплинарного воздействия и вступают в силу с момента их принятия указанным органом. При этом саморегулируемая организация в течение двух рабочих дней со дня принятия органом по рассмотрению дел о применении в отношении членов саморегулируемой организации мер дисциплинарного воздействия решения о применении мер дисциплинарного воздействия в отношении члена саморегулируемой организации направляет копии такого решения члену саморегулируемой организации, а также лицу, направившему жалобу, по которой принято такое решение.

Также следует отметить, что согласно ч. 7 ст. 10 ФЗ о СРО решения органа по рассмотрению дел о применении в отношении членов саморегулируемой организации предписания и предупреждения могут быть обжалованы членами саморегулируемой организации в постоянно действующий коллегиальный орган управления саморегулируемой организации в сроки, установленные саморегулируемой организацией.

Приостановление действия свидетельства о допуске к работам, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, в отношении определенного вида или видов работ не обозначено в общих правилах саморегулирования и осуществляется в порядке норм ч. 3 настоящей статьи.

Прекращение в порядке п. п. 3 и 6 ч. 15 ст. 55.8 Кодекса действия свидетельства о допуске к работам, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, в отношении определенного вида или видов работ, равно как и исключение из членов саморегулируемой организации в соответствии с п. п. 7 и 8 ст. 55.10 Кодекса, входит в исключительную компетенцию высшего органа управления - общего собрания членов саморегулируемой организации.

Следует отметить, что согласно ч. 3 ст. 55.17 Кодекса в день принятия соответствующего решения саморегулируемая организация размещает на своем сайте в сети Интернет, вносит в реестр членов саморегулируемой организации сведения о приостановлении и о прекращении действия свидетельства о допуске к работам, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, и направляет в орган надзора за саморегулируемыми организациями (Ростехнадзор) уведомление о принятом решении.

При этом в порядке п. 6 ч. 2 ст. 55.18 Кодекса в государственный реестр саморегулируемых организаций вносятся сведения о приостановлении и о прекращении действия свидетельства о допуске члена саморегулируемой организации к работам, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства (в отношении каждого члена саморегулируемой организации).