Файл: ГрК_комм_Трутнев_2010.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 16.10.2020

Просмотров: 2656

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

И, наконец, третье решение - это решение о безвозмездном или возмездном предоставлении документа заинтересованным физическим и юридическим лицам.

Вторичными документами могут быть, например, дежурные планы различных видов застройки, улично-дорожной сети, различных видов сетей инженерного обеспечения, результатов инженерных изысканий, другие документы, необходимые для обеспечения деятельности органов, уполномоченных в области градостроительной деятельности, иных органов власти. В состав необязательных вторичных документов и материалов входят также копии или оригиналы вторичных материалов информационного, аналитического характера. В свою очередь, эти материалы поступают в информационные системы обеспечения градостроительной деятельности из трех источниках.

Источник 4 - это результаты деятельности органов власти по подготовке вторичных материалов информационно-аналитического характера на основе использования первичных документов, содержащихся в информационных системах. Процесс и результаты такой деятельности характеризуются следующими особенностями:

1) подготовка материалов обеспечивается органами власти (например, органом, уполномоченным в области градостроительной деятельности) путем:

а) самостоятельной работы сотрудников в рамках их функциональных должностных обязанностей;

б) предъявления задания службе информационной системы (если таковая создана);

в) выполнения соответствующих работ по договорам, заключенным между органами власти и службой информационного обеспечения (если таковая создана);

г) выполнения соответствующих работ по договорам, заключенным между органами власти и физическими или юридическими лицами;

2) орган власти, обеспечивший подготовку вторичных материалов информационного, аналитического характера, может:

а) использовать подготовленные материалы в качестве рабочих материалов для осуществления своих полномочий без размещения таких материалов в информационной системе;

б) обеспечить принятие решения о размещении подготовленных материалов в информационной системе;

3) если орган власти, обеспечивший подготовку вторичных материалов информационного, аналитического характера, заинтересован в их размещении в информационной системе, то он может инициировать принятие решения о таком размещении:

а) тем органом власти, который согласится нести обеспеченную бюджетом имущественную ответственность перед заявителями, получающими указанные материалы, за их возможную недостоверность. Потенциально такими органами публичной власти могут быть как муниципалитеты, так и субъекты Российской Федерации, Российская Федерация, на основании первичных документов которых были подготовлены вторичные материалы;

б) органом, уполномоченным вести информационную систему, при том, что заявителям такие материалы будут предоставляться бесплатно; на материалах должна быть отметка о том, что материал носит информационно-аналитический характер и за предоставление недостоверной информации никто не отвечает;


4) в случае принятия решения, описанного в пункте 3 а), одновременно должно быть принято еще одно решение - о возмездном или безвозмездном предоставлении вторичных материалов информационно-аналитического характера;

5) в случае размещения вторичных материалов информационно-аналитического характера в информационной системе предварительно должны быть выполнены следующие действия:

а) на копиях предоставляемых вторичных материалов должны быть отметки с указанием органа власти, несущего обеспеченную соответствующим бюджетом имущественную ответственность за достоверность таких материалов, или с указанием на отсутствие такой ответственности;

б) в случае возмездного предоставления вторичных материалов должен быть оформлен договор о распределении прибыли, поступающей от возмездного предоставления вторичных материалов, между органом власти, обеспечившим подготовку вторичных материалов (собственником таких материалов), органом власти, уполномоченным на ведение информационных систем, несущим ответственность перед заявителями за достоверность информации, и службой информационной системы (если таковая создана).

Источник 5 - результаты деятельности специальной службы, созданной в форме муниципального учреждения либо муниципального унитарного предприятия для ведения информационной системы обеспечения градостроительной деятельности. Речь идет о деятельности по подготовке вторичных материалов информационно-аналитического характера на основе использования первичных документов, содержащихся в информационной системе. Процесс и результаты такой деятельности характеризуются следующими особенностями:

1) вторичные материалы появляются как результат:

а) предъявления задания службе информационной системы органом местного самоуправления, уполномоченным на ведение информационной системы;

б) инициативных работ самих сотрудников службы. Такие работы могут проводиться при наличии у службы полномочий на инициативную подготовку соответствующих вторичных материалов и документально зафиксированной готовности органа местного самоуправления, уполномоченного на ведение информационной системы, нести имущественную ответственность перед заявителями за достоверность информации, содержащейся в предоставляемых материалах. Такая ответственность может следовать из соответствующего правового акта, в котором она фиксируется априори применительно к определенным типам вторичных материалов либо устанавливается применительно к каждому случаю;

в) работ в рамках договоров между службой информационной системы и физическими или юридическими лицами. Эти работы могут проводиться при наличии:

- полномочий на заключение таких договоров у службы информационной системы и документально зафиксированной готовности органа местного самоуправления, уполномоченного на ведение информационной системы, нести имущественную ответственность перед заявителями за достоверность информации, содержащейся в предоставляемых материалах;


- отметок на предоставляемых заявителям вторичных материалах с указанием их создателей и документов, подписанных создателями и подтверждающих готовность последних самостоятельно нести имущественную ответственность перед заявителями;

2) служба информационной системы размещает вторичные материалы в информационной системе с указанием создателя материалов, субъекта, который несет имущественную ответственность за достоверность информации, а также с указанием бесплатности или платности предоставления вторичных материалов;

3) в случае бесплатного предоставления вторичных материалов делается отметка об их информационно-аналитическом характере и о том, что риски, связанные с возможностью наличия недостоверной информации, принимает на себя заявитель, бесплатно получивший такие вторичные материалы (если иное не определено документом, подтверждающим готовность органа местного самоуправления нести имущественную ответственность в соответствующих случаях);

4) при платном предоставлении вторичных материалов имущественную ответственность за достоверность информации перед заявителями, получающими такие материалы, несет орган местного самоуправления - в случаях, когда вторичные материалы созданы как результат:

а) инициативных работ сотрудников службы информационной системы или их работ по заданию органа, уполномоченного на ведение информационной системы;

б) работы физических или юридических лиц по договорам со службой информационной системы при наличии документа, подтверждающего готовность органа местного самоуправления нести указанную ответственность.

Источник 6 - это результаты инициативной деятельности физических или юридических лиц по подготовке вторичных материалов информационно-аналитического характера на основе использования первичных документов, содержащихся в информационной системе. Процесс и результаты такой деятельности характеризуются следующими особенностями:

1) имеется документ о согласии органа местного самоуправления, уполномоченного на ведение информационной системы, разместить вторичные материалы в такой системе;

2) имеется документ органа местного самоуправления о принятии на себя либо об отказе от принятия на себя бремени несения имущественной ответственности перед заявителями за достоверность предоставляемых вторичных материалов;

3) имеется документ о согласии создателя вторичных материалов нести имущественную ответственность за недостоверность размещаемой информации, а также документ, подтверждающий способность создателя вторичных материалов нести такую ответственность - в случае отказа органа местного самоуправления от принятия на себя бремени несения имущественной ответственности;

4) при отсутствии документов, указанных в п. п. 2 и 3, вторичные материалы могут размещаться при условии: а) согласия органа, уполномоченного на ведение информационной системы; б) указания о том, что ответственность за предоставление недостоверной информации никто не несет;


5) имеется решение органа, уполномоченного на ведение информационной системы, о возмездном или безвозмездном предоставлении заявителям вторичных материалов;

6) имеется договор о распределении прибыли за распространение вторичных материалов.

Следует еще раз обратить внимание на то, что перечисленные шесть источников поступления документов и материалов в информационные системы обеспечения градостроительной деятельности определяют только формальную возможность действий различных субъектов. Однако далеко не все действия такого рода могут или должны осуществляться. Здесь возникают другие основания для рассмотрения обсуждаемого вопроса с точки зрения, например, целесообразности. Эти аспекты проблемы анализируются далее при обсуждении вопроса об особенностях информационных систем обеспечения градостроительной деятельности с позиции определения собственника информационных ресурсов.

Об особенностях информационных систем обеспечения градостроительной деятельности с точки зрения установления платы за предоставление документов и материалов.

В ч. 7 ст. 57 ГрК РФ от 29.12.04 содержится следующая норма: "Предоставление сведений информационной системы обеспечения градостроительной деятельности осуществляется бесплатно или за плату. Максимальный размер платы за предоставление указанных сведений и порядок взимания такой платы устанавливаются Правительством Российской Федерации". Необходимо рассмотреть и зафиксировать несколько важных позиций по поводу этой нормы.

Во-первых, что касается предоставления сведений. Этот вопрос связан с ранее обсужденным вопросом применительно к п. 1 ч. 4 ст. 56 ГрК РФ от 29.12.04, когда было доказано, что информационные системы обеспечения градостроительной деятельности включают в себя не только и не столько сведения о документах, сколько и прежде всего копии самих документов. Следует детализировать ответ на вопрос, что предоставляется - сведения или копии документов? С учетом ранее представленного анализа ответ формулируется следующим образом: предоставляются:

1) сведения в виде нетрансформированных копий первичных документов;

2) сведения о наличии документов, материалов, иные сведения, подготовка которых не связана с манипуляциями над исходными копиями документов;

3) сведения как результат манипуляций с исходными копиями документов при условии обеспечения имущественной ответственности за недостоверные сведения, которые могут появиться в результате таких манипуляций, путем предоставления:

а) вторичных документов, утвержденных органами власти;

б) вторичных материалов информационно-аналитического характера, применительно к которым есть указания:

- на принятие на себя органом власти бремени несения имущественной ответственности за недостоверные сведения;


- на принятие на себя физическими или юридическими лицами, подготовившими вторичные материалы, бремени несения имущественной ответственности за недостоверные сведения (в случае, если ответственность не несет орган власти);

- относительно того, что ответственность за предоставление недостоверной информации никто не несет (при отсутствии двух выше перечисленных условий).

Во-вторых, правомерно спросить, на все ли вышеперечисленные документы и материалы (если нет, то на какие из них) может быть распространена норма о максимальных размерах и порядке взимания платы за предоставление, которые должны устанавливаться Правительством Российской Федерации? Очевидно, что задача установления фиксированного размера платы может быть признана принципиально решаемой только в том случае, если она ставится применительно к формализованным действиям, и принципиально не решаемой - если речь идет о неформализованных действиях. Не нуждается в специальном доказательстве утверждение, что к формализованным действиям могут быть отнесены только действия, осуществляемые применительно к копиям документов и сведениям, обозначенным выше в п. п. 1 и 2. Все сведения и документы, обозначенные в п. 3, являются принципиально неформализуемыми, равно как не могут параметризоваться действия, осуществляемые применительно к неформализуемым материалам, производимым от случая к случаю по мере необходимости и в порядке творческой инициативы. Кроме того, нетрудно заметить, что сведения, материалы, документы, определяемые в п. 3, подготавливаются главным образом в порядке осуществления гражданско-правовых отношений, которые не должны определяться Правительством Российской Федерации. Поэтому ответ на поставленный вопрос однозначен:

- Правительством Российской Федерации могут и должны устанавливаться максимальный размер и порядок взимания платы за предоставление исключительно сведений, которые выше обозначены в п. 2 и прямо соотносятся с перечнем копий документов, определенных п. п. 1 и 2 ч. 4 ст. 56 ГрК РФ от 29.12.04;

- применительно к иным документам и материалам Правительство Российской Федерации не должно устанавливать указанные размеры и порядок.

В-третьих, возникает вопрос, каким должен быть принцип определения правительством размера платы за действия по предоставлению копий документов, содержащихся в информационных системах обеспечения градостроительной деятельности? Если учесть предъявленные выше аргументы, то ответ становится очевидным: размер платы не должен превышать расходов, связанных с изготовлением копий документов.

ГрК РФ от 29.12.04 вменяет Правительству Российской Федерации установление не конкретных значений платы, а ее максимального размера. Так, в п. 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 9 июня 2006 года N 363 максимальный размер платы установлен за предоставление сведений, содержащихся в одном разделе информационной системы обеспечения градостроительной деятельности, 1000 руб., за предоставление копии одного документа, содержащегося в информационной системе обеспечения градостроительной деятельности, - 100 руб.