Файл: ГрК_комм_Трутнев_2010.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 16.10.2020

Просмотров: 2649

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Что же касается конкретных значений платы, то Министерству экономического развития и торговли Российской Федерации поручено разработать и утвердить методику, на основании которой органы местного самоуправления будут определять размер платы за предоставление сведений из информационных систем.

Об особенностях информационных систем обеспечения градостроительной деятельности с точки зрения определения собственника информационных ресурсов.

Понятие "информационные ресурсы", используемое специалистами, не имеет юридического определения. Под этим понятием традиционно понимают совокупность двух компонентов, определенных Федеральным законом "Об информации, информационных технологиях и о защите информации", - речь идет об информационной системе и материальных носителях, содержащих информацию. Применительно к информационной системе можно говорить об ответственности ее операторов перед третьими лицами за возможную недостоверность такой информации, о праве доступа к такой информации, но не о праве собственности на такую информацию. Применительно к материальным носителям возможно говорить о праве собственности, которое устанавливается гражданским законодательством. Поэтому поставленный вопрос распадается на два: о собственнике материальных носителей информации и о субъекте, ответственном за достоверность информации.

В общем плане ответ на поставленный вопрос был уже сформулирован. Теперь следует отметить некоторые особенности применительно к различным субъектам. Оператором информационных систем могут выступать различные органы - это может быть непосредственно местная администрация, орган, уполномоченный в области градостроительной деятельности, либо специально созданная служба, уполномоченная вести информационную систему. Также рассмотрим вариант, когда физические или юридические лица в инициативном порядке подготавливают вторичные информационно-аналитические материалы и размещают их в информационной системе.

Вопрос о собственнике информационных ресурсов применительно к органу местного самоуправления. Соответствующий орган местного самоуправления (городского округа, муниципального района):

1) является собственником следующих материальных носителей информации, хранящихся в информационной системе:

а) копий первичных документов, согласно ГрК РФ от 29.12.04 (а в перспективе - согласно другим федеральным законам) в обязательном порядке поступающих в информационную систему и предоставляемых заявителям в порядке и за плату, которые определены Правительством Российской Федерации;

б) копий вторичных документов, утвержденных соответствующим органом местного самоуправления, при наличии решений такого органа о: размещении копий вторичных документов в информационной системе, о платном или бесплатном предоставлении заявителям копий вторичных документов, о том, что такой орган принимает на себя обеспеченную бюджетом имущественную ответственность перед третьими лицами за ущерб, который может возникнуть в случае предоставления им недостоверной информации;


в) копий вторичных документов, утвержденных иными органами власти, - если, во-первых, имеется согласие соответствующего органа местного самоуправления разместить копии вторичных документов для предоставления заявителям; во-вторых, известно, какой орган власти несет имущественную ответственность перед третьими лицами за ущерб, который может возникнуть в случае предоставления недостоверной информации; в-третьих, имеется документ о платности или бесплатности предоставления заявителям копий вторичных документов, а также о распределении поступлений между органом местного самоуправления и другим органом власти, который в инициативном порядке предложил разместить в информационной системе копии соответствующих вторичных документов;

г) копий вторичных материалов, подготовленных физическими или юридическими лицами и предложенных ими для размещения в информационной системе, если, во-первых, имеется согласие органа местного самоуправления разместить копии вторичных материалов для предоставления заявителям; во-вторых, известно, кто несет имущественную ответственность перед третьими лицами за ущерб, который может возникнуть в случае недостоверной информации (это может быть орган местного самоуправления или соответствующее физическое, юридическое лицо); в-третьих, имеется документ о платности или бесплатности предоставления заявителям копий вторичных материалов, а также о распределении поступлений между органом местного самоуправления и физическими, юридическими лицами, которые в инициативном порядке предложили разместить в информационной системе копии соответствующих вторичных материалов;

2) по отношению к самой информации, зафиксированной на материальном носителе, орган местного самоуправления:

а) не несет имущественной ответственности за достоверность первичных документов, поступивших в информационную систему со стороны других органов власти и частных лиц;

б) несет имущественную ответственность за достоверность первичных и вторичных документов, а также вторичных материалов, утвержденных самим органом местного самоуправления и размещенных по его решению.

Таким образом, в некоторых случаях орган местного самоуправления не является создателем информации, содержащейся в информационной системе, и не несет за нее ответственности. Однако лица, ответственные за достоверность информации, содержащейся в информационных системах, есть всегда.

Вопрос о собственнике информационных ресурсов применительно к органу, уполномоченному в области градостроительной деятельности. Предположим, что орган, уполномоченный в области градостроительной деятельности, производит вторичные материалы информационно-аналитического характера для того, чтобы за плату через посредничество информационной системы распространять такие материалы заинтересованным лицам. Такой орган уполномочен, он является представителем власти, представители власти призваны обслуживать интересы граждан. Такой орган может либо предоставлять заявителям произведенную им вторичную информацию за цену, не превышающую затрат на производство вторичных материалов, либо делать бизнес, ориентируясь на получение значимой прибыли. Идти по второму пути - означает ограничить доступ к информации установлением повышенного барьера платы за ее получение; наличие такого барьера негативно сказывается на привлечении инвестиций и развитии территории. Для органа власти есть другой, более эффективный путь - раскрыть информацию максимально полным образом, чтобы привлечь инвестиции и способствовать гражданам - правообладателям недвижимости в осуществлении ими градостроительной и иной хозяйственной деятельности на соответствующей территории.


Вопрос о собственнике информационных ресурсов применительно к службе, ведущей информационную систему обеспечения градостроительной деятельности. Такая служба:

- является некоммерческой организацией, создаваемой органом местного самоуправления для реализации своих полномочий, определенных федеральным законом;

- не является собственником материальных носителей, на которых ей передаются копии документов (бумага, электронные носители). Материальные носители принадлежат ей на праве оперативного управления. Соответственно, служба не имеет права распоряжаться по своему усмотрению материальными носителями - вещами, которые этой службе поручено хранить и использовать по назначению;

- не обладает авторскими правами на информацию, зафиксированную на материальных носителях. Не являются исключением и такие случаи, когда служба по своей инициативе готовит материалы информационно-аналитического характера и обеспечивает их размещение в информационной системе (с соблюдением всех условий, описанных выше). Дело в том, что создатель информации, публично предъявляемой через информационную систему, всегда несет имущественную ответственность за достоверность данной информации. Служба, о которой идет речь, сама не может нести ответственность такого рода. Ее несет учредитель - орган местного самоуправления.

Следовательно, такие службы не могут являться коммерческими юридическими лицами. Однако они могут быть посредниками между создателями вторичных информационных материалов, пожелавшими разместить их в информационной системе (при соблюдении указанных выше условий), и лицами, пожелавшими приобрести бесплатно или за плату копии вторичных документов и материалов. В этом случае службы информационных систем могут с согласия учредителя получать за посреднические услуги часть прибыли наряду с создателями "вторичных" материалов и органами власти, согласившимися принять на себя бремя имущественной ответственности за предоставление недостоверной информации.

Вопрос о собственнике информационных ресурсов применительно к физическим, юридическим лицам, в инициативном порядке подготовившим вторичные информационно-аналитические материалы и обеспечившим их размещение в информационной системе. Предположим, что создателями вторичных информационно-аналитических материалов являются физические или юридические лица. Распространить такие материалы через информационные системы можно при одном из трех условий.

Первое - орган власти соответствующим документом должен подтвердить свою готовность компенсировать третьим лицам ущерб, который может возникнуть по причине присутствия во вторичных материалах недостоверной информации. Вероятность того, что орган власти проявит такую готовность, крайне мала: зачем публичной власти ручаться за частных лиц, особенно при отсутствии на то крайней необходимости?


Второе - аналогичным образом свою готовность компенсировать возможный ущерб за счет собственных средств должно подтвердить частное лицо - создатель вторичных материалов. Ясно, что немного найдется желающих рисковать своим имуществом в указанной ситуации.

И третье - указанные вторичные материалы размещаются в информационной системе с пометкой о том, что риски, связанные с возможностью присутствия в таких материалах недостоверной информации, возлагаются на потребителей таких материалов, добровольно принявших решение об их приобретении. Но эта возможность маловероятна, прежде всего по моральным основаниям, - вряд ли уважающий себя орган власти пойдет на дискредитацию информационной системы и самой власти, от имени которой эта система действует, списывая все риски на потребителей.

Итак, при сопоставлении всех возможностей становится очевидным, что вряд ли могут появиться частные лица - создатели и одновременно собственники вторичных информационных материалов, пользующиеся посредничеством информационных систем для ведения бизнеса. Для них имеется другая, более простая и ясная дорога - производить вторичные информационные материалы (в том числе используя первичные документы информационных систем) и распространять их самостоятельно, принимая все риски на себя, без посредничества информационных систем.


Вопрос (45) об особенностях информационных систем

обеспечения градостроительной деятельности с позиций

решения задач управления развитием территорий


Процесс управления состоит из получения информации, подготовки и принятия решений, а также из реализации последних. Ключевое действие - подготовка и принятие решений. По отношению к нему два других действия носят обслуживающий (информация) и производный (реализация) характер. Запрос на информацию проистекает из задач, которые ставятся при подготовке проектов решений для утверждения.

Это типы действий. Есть еще субъекты действий. Если тип действия привязать к субъекту действия, то становится очевидным, что в обсуждаемой сфере подготовка проектов решений для утверждения - это прерогатива главным образом органов, уполномоченных в области градостроительной деятельности. А поскольку это так, то именно эти органы и должны управлять информационными системами обеспечения градостроительной деятельности, то есть быть операторами таких систем.

С позиций интересов субъектов управления развитием территорий - органов, уполномоченных в области градостроительной деятельности, и с учетом позиций и выводов, изложенных ранее, рассмотрим два более частных вопроса - о дежурных планах и картах, а также о якобы негативных последствиях для субъектов Российской Федерации, возникающих вследствие упразднения государственного градостроительного кадастра.



Вопрос 45.1. О дежурных планах и картах


Для управления требуется вся информация. Для получения всей информации необходимо создавать вторичные документы и материалы, манипулируя с первичными документами. Возникает вопрос, как структурно организовать всю информацию, которая должна содержаться в информационных системах обеспечения градостроительной деятельности в виде обязательного сочетания двух частей: первичных документов и вторичных документов и материалов - притом что эти две части принципиальным образом различаются своим правовым статусом? Этот общий вопрос целесообразно разделить на два:

- как должна быть структурирована двухчастная информация;

- кто может или должен подготавливать, вести дежурные планы и карты?

Как должна быть структурирована двухчастная информация.

При формировании структуры информационной системы обеспечения градостроительной деятельности должны учитываться два фактора - правовой и технологический. При учете данных факторов указанная структура будет следующей:

1) первичные документы, согласно ГрК РФ от 29.12.04 (а в перспективе и иным федеральным законам) в обязательном порядке и в неизменном виде поступающие в информационные системы для размещения в них;

2) вторичные документы и материалы, созданные на основе манипуляций с первичными документами:

а) дежурные планы и карты, которые могут существовать в статусе документов и (или) рабочих материалов;

б) информационно-аналитические материалы, подготавливаемые с использованием первичных" и вторичных документов и материалов, в том числе дежурных планов и карт;

3) технические документы, материалы внутреннего пользования, создаваемые и используемые в целях обеспечения функционирования информационной системы и не предоставляемые заявителям.

Для целей управления развитием территорий и регулирования градостроительной деятельности дежурные планы и карты являются одним из важнейших элементов информационной системы обеспечения градостроительной деятельности. Охарактеризуем их с точки зрения технологии изготовления, содержания и правового статуса.

Что такое дежурные планы и карты по технологии изготовления? Это скомплектованные в сводный материал (который может стать документом при определенных условиях) несколько первичных документов, в обязательном порядке поступивших в информационную систему для хранения в ней в неизменном виде. Сводные материалы могут комплектоваться из первичных документов без изменения последних, а могут - с изменениями (например, может составляться выборка тематической информации, относящейся к определенному, частному вопросу, с удалением ненужной информации).

Что такое дежурные планы и карты по содержанию? Это своего рода тематические слои по разнообразным аспектам. Например, состояние территории и динамику происходящих на ней изменений можно оценивать по наличию границ зон различных ограничений и их характеристикам, по расположению и характеристикам различных видов сетей инженерного обеспечения, по параметрам и состоянию улично-дорожной сети, по расположению различных типов застройки, по результатам инженерных изысканий, по динамике изменений за соответствующие периоды времени и т.д. Тематические слои систематизированы (соотнесены между собой) таким образом, что сопоставление различных видов информации позволяет выявлять и формулировать проблемы и ставить задачи по их решению посредством, например, подготовки предложений о разработке документов территориального планирования и внесении в них изменений, внесении изменений в планы (программы) реализации документов территориального планирования и т.д.