Файл: ВодК_комм_Мазуров_2006.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.10.2020

Просмотров: 1489

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

2.1. Комментируемая статья признала договор водопользования разновидностью аренды. Тем самым новый ВК существенно отличается от ВК-95, который, с одной стороны, аренду водных объектов допускал только в случае принятия ФЗ "Об аренде водных объектов" (более чем за 10 лет действия ВК-95 он не был не только принят, но и не вносился в Государственную Думу), а в ее отсутствие разрешал лишь заключение договоров долгосрочного, краткосрочного или ограниченного пользования водным объектом (статья 41 ВК-95); с другой стороны, применение к договорам пользования водными объектами положений гражданского законодательства об аренде допускалось статьей 54 ВК-95. По сути, в ВК-95 говорилось о кратко- или долгосрочной аренде водных объектов и водном сервитуте с особенностями, установленными водным законодательством.

Комментируемый ВК отказался от классификации договоров водопользования на кратко- и долгосрочные, но указал на срок водопользования в качестве обязательного условия договора водопользования (статья 13 ВК). О водных сервитутах ВК также не упоминает. Но в отношении земельных участков с водными объектами могут быть установлены сервитуты в соответствии со статьей 23 ЗК.

2.2. Распространение на договор водопользования положений ГК об аренде никоим образом не означает главенство ГК в определении условий использования, тем более охраны водных объектов. Правила об аренде "из ГК" могут применяться к водопользованию лишь в тех случаях, когда для регулирования водопользования положений ВК "не хватает". Например, в ВК нет положений о форме договора водопользования. Поэтому в данном случае применяется положение ГК, согласно которому "договор аренды на срок более года, а если хотя бы одной из сторон договора является юридическое лицо, независимо от срока, должен быть заключен в письменной форме" (пункт 1 статьи 609).

Применение положений ГК об аренде к договору водопользования имеет дополнительный характер. Тем самым применительно к аренде специфичного, "сложного" имущества - водного объекта - установлен приоритет применения специального закона. В данном случае общими правилами об аренде являются правила ГК, а специальными - ВК, что согласуется с пунктом 2 статьи 607 ГК, в соответствии с которым законом могут быть установлены особенности сдачи в аренду природных объектов.

Если по какому-то вопросу водопользования имеется положение ВК, то ГК "вместо ВК" применяться не может. Например, статья 624 ГК допускает выкуп арендованного имущества. Но она не может применяться к выкупу водных объектов, поскольку статья 8 ВК отнесла их к федеральной собственности. Выкупить можно только арендованные пруды и обводненные карьеры, поскольку статья 8 ВК допускает их нахождение в частной собственности.

Но и в тех случаях, когда для решения определенного вопроса водопользования соответствующее положение в ВК отсутствует, положение об аренде ГК может применяться, если оно не противоречит существу договора водопользования. При противоречии положения ГК об аренде существу договора водопользования оно применяться (в том числе судом) не может.


Следовательно, между положениями ВК и ГК возможны противоречия. Но разрешаться они должны только "в пользу" ВК.

Необходимо подчеркнуть, что признание платного водопользования разновидностью аренды означает рациональное, неистощительное водопользование и проведение мероприятий по восстановлению и охране водных объектов. Иначе договор водопользования перестанет отвечать требованию пункта 1 статьи 607 ГК о том, что объектом аренды могут быть природные объекты, если в процессе использования они не теряют своих натуральных свойств.

ВК не запрещает заключение договора аренды-водопользования в отношении любого водного объекта, в том числе ледников и снежников. Однако в России заключение договора на использование ледников и снежников не практикуется (в отличие от некоторых других стран).

К договору водопользования могут применяться лишь отдельные общие положения ГК об аренде. Положения ГК о других видах аренды - прокате, аренде транспортных средств, зданий и сооружений, предприятий, финансовой аренде (лизинге) - применяться не могут.

2.3. Часть 2 статьи 12 ВК допустила применение к договору водопользования положений об аренде, предусмотренных только ГК. Между тем статья 5 (часть 3) ВК устанавливает, что поверхностные водные объекты состоят из поверхностных вод и покрытых ими земель, а статья 102 ЗК (в редакции статьи 14 Вводного закона) относит земли, покрытые поверхностными водами, к "землям" водного фонда. ВК содержит также положения об использовании береговых полос (статья 6) и водоохранных зон (статья 65), находящихся за пределами водных объектов, но без которых пользоваться водными объектами, как правило, невозможно.

Поскольку вода и земля при пользовании водным объектом неотделимы друг от друга и фактически являются единым природным и имущественным объектом, к договору водопользования в связи с пользованием землей могут применяться также правила об аренде земельных участков (с водными объектами), содержащиеся в статье 22 ЗК "Аренда земельных участков", согласно которым:

1. Арендатор, за исключением резидента особой экономической зоны, вправе передать свои права и обязанности по договору аренды третьему лицу, в том числе отдать арендные права в залог и внести их в качестве вклада в уставный капитал хозяйственного товарищества или общества либо паевого взноса в производственный кооператив в пределах срока договора аренды без согласия собственника земельного участка при условии его уведомления, если договором аренды не предусмотрено иное. В указанных случаях ответственным по договору аренды перед арендодателем становится новый арендатор, за исключением передачи арендных прав в залог. При этом заключение нового договора аренды не требуется.

2. Арендатор, за исключением резидента особой экономической зоны, имеет право передать арендованный земельный участок в субаренду в пределах срока договора аренды без согласия собственника земельного участка при условии его уведомления, если договором аренды не предусмотрено иное. На субарендаторов распространяются все права арендаторов, предусмотренные ЗК.


3. Земельный участок может быть передан в аренду для государственных или муниципальных нужд либо для проведения изыскательских работ на срок не более чем один год. При этом арендатор в пределах срока договора аренды обязан по требованию арендодателя привести земельный участок в состояние, пригодное для его использования в соответствии с разрешенным использованием; возместить убытки, причиненные при проведении работ; выполнить необходимые работы по рекультивации земельного участка, а также исполнить иные обязанности, установленные законом и (или) договором аренды.

4. При продаже земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности (по решению уполномоченного органа это возможно только в отношении земельного участка с прудом или обводненным карьером), арендатор данного земельного участка имеет преимущественное право его покупки.

5. При аренде земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, на срок более чем пять лет арендатор имеет право в пределах срока договора аренды земельного участка передавать свои права и обязанности по этому договору третьему лицу без согласия собственника земельного участка при условии его уведомления. Изменение условий договора аренды без согласия его арендатора и ограничение установленных договором аренды прав его арендатора не допускаются. Досрочное расторжение договора аренды, заключенного на срок более чем пять лет, по требованию арендодателя возможно только на основании решения суда при существенном нарушении договора аренды его арендатором.

6. В случае наследования земельных участков лицами, не достигшими совершеннолетия, их законные представители могут передать эти земельные участки в аренду на срок до достижения наследниками совершеннолетия (данное положение применимо к аренде земельных участков с прудами и обводненными карьерами, находящихся в частной собственности).

7. Не могут быть переданы в аренду земельные участки с водными объектами, которые изъяты из оборота (например, занятые объектами Вооруженных Сил).

Приведенные положения статьи 22 ЗК согласуются со статьями 19 и 39 ВК, допускающими для водопользователя пользование правами, предоставленными ему различными ФЗ, а не только ГК и ВК.

Распространение на договор водопользования правил гражданского законодательства об аренде означает обязанность изготовления и приложения к нему плана земельного участка с водным объектом (если он требуется по условиям водопользования) и государственной регистрации аренды-водопользования.

2.4. Водный объект предоставляется в пользование по договору за плату. Платность - атрибут аренды, а также принцип использования водных объектов (пункт 14 статьи 3 ВК). Бесплатной (безвозмездной) аренды не бывает. "Договор безвозмездного пользования водным объектом" ВК не предусмотрен, а значит, не допускается. Вместо договора безвозмездного пользования водным объектом ВК устанавливает случаи "бездоговорного" общедоступного водопользования, а статья 24 ЗК - "договор безвозмездного срочного пользования земельным участком" (с водным объектом).


В соответствии со статьей 24 ЗК земельные участки (с водными объектами) в безвозмездное срочное пользование могут предоставляться:

- из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, на срок не более года унитарным предприятиям, федеральным казенным предприятиям, ОГВ и ОМС;

- из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, религиозным организациям на срок строительства недвижимости и пользования ею;

- из земель, находящихся в собственности граждан или юридических лиц, иным гражданам и юридическим лицам на основании договора;

- из земель организаций отдельных отраслей экономики гражданам в виде служебного надела.

3. Согласно части 3 статьи 12 ВК договор водопользования признается заключенным с момента его государственной регистрации в ГВР. Без госрегистрации договор водопользования считается незаключенным и поэтому водопользование на его основании не может осуществляться.

ГВР, указанный в части 3 статьи 12 ВК, представляет собой своеобразную альтернативу Единому государственному реестру прав на недвижимое имущество и сделок с ним (ЕГРП), ведение которого предусмотрено ФЗ о регистрации на основании пункта 6 статьи 131 ГК. Поскольку водный объект - это своеобразное единство земли и воды в определенных границах, а права на землю и сделки с землей подлежат регистрации в ЕГРП, учреждение ГВР согласуется с пунктом 2 статьи 131 ГК, согласно которому "в случаях, предусмотренных законом, наряду с государственной регистрацией могут осуществляться специальная регистрация или учет отдельных видов недвижимого имущества".

ГВР фактически "пришел на смену" государственному водному кадастру, ведение которого предусматривалось ВК-95. Комментируемый ВК о государственном водном кадастре не упоминает. Подробнее о ГВР см. комментарий к статье 31 ВК.

Комментируемый ВК не предусматривает основания для отказа в заключении договора водопользования. Однако это не означает обязанность уполномоченного органа заключать его с частным лицом - ВК такую обязанность не устанавливает. В данном случае следует руководствоваться статьей 421 ГК, в соответствии с которой "понуждение к заключению договора не допускается, за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена настоящим Кодексом, законом или добровольно принятым обязательством".


Статья 13. Содержание договора водопользования


Комментарий к статье 13


1. Комментируемая статья содержит существенные условия договора водопользования. Отсутствие в договоре хотя бы одного из них означает, что существенные условия водопользования не согласованы, а договор не заключен.

Согласно статье 432 ГК ("Общие положения о заключении договора") договор считается заключенным, если между сторонами в требуемой в подлежащих случаях форме достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора. Существенными являются условия о предмете договора, условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида, а также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение.


2. Согласно пункту 1 части 1 статьи 13 ВК "договор водопользования должен содержать сведения о водном объекте, в том числе описание границ водного объекта, его части, в пределах которых предполагается осуществлять водопользование". Аналогичное положение установлено в пункте 3 статьи 607 ГК ("Объекты аренды"), согласно которому "в договоре аренды должны быть указаны данные, позволяющие определенно установить имущество, подлежащее передаче арендатору в качестве объекта аренды. При отсутствии этих данных в договоре условие об объекте, подлежащем передаче в аренду, считается не согласованным сторонами, а соответствующий договор не считается заключенным".

Сведения о водном объекте должны содержаться в ГВР. Граница водного объекта - это его береговая линия (часть 4 статьи 5 ВК). Описание части границ водного объекта в договоре водопользования необходимо, если на водном объекте осуществляются различные виды водопользования несколькими водопользователями. В соответствии со статьей 611 (пункт 2) ГК водный объект должен сдаваться в пользование со всеми относящимися к нему документами. Передача имущества в аренду не является основанием для прекращения или изменения прав третьих лиц на это имущество. При заключении договора аренды арендодатель обязан предупредить арендатора о всех правах третьих лиц на сдаваемое в аренду имущество. Неисполнение арендодателем этой обязанности дает арендатору право требовать уменьшения арендной платы либо расторжения договора и возмещения убытков (статья 613 ГК).

3. Цели водопользования могут быть следующие: питьевое водоснабжение, производство электроэнергии и др. (статья 11 ВК).

Видам водопользования посвящена статья 38 ВК (см. комментарий к ней).

Условия использования водного объекта определяются сторонами договора водопользования и не должны противоречить законодательству. Одними из таких условий являются плата за пользование водным объектом, а также объем допустимого изъятия водных ресурсов. Фактически здесь подразумеваются лимиты водопользования (водопотребления и водоотведения), которым посвящалась статья 90 ВК-95. Плате за водопользование посвящена статья 20 ВК (см. комментарий к ней).

Сроку действия договора водопользования (пункт 3 части 1 статьи 13 ВК) посвящена статья 14 ВК. Порядок прекращения договорного водопользования (пункт 5 части 1 статьи 13 ВК) означает расторжение договора водопользования, о котором говорится в статье 17 ВК. Ответственности сторон договора водопользования посвящены пункт 6 части 1 статьи 13 и статья 18 ВК.

4. Кроме вышеуказанных условий стороны договора водопользования могут включить в него и иные условия. Данное положение части 2 статьи 13 ВК является "резервным", поскольку об обязанности указания в договоре различных условий водопользования говорится в пункте 2 части 1 статьи 13 ВК.