ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 17.10.2020
Просмотров: 1521
Скачиваний: 3
Однако необходимо отметить, что не вся информация может относиться к категории ограниченного доступа, в частности таковой не может быть информация о состоянии окружающей среды, о деятельности органов государственной власти или органов местного самоуправления и иные ее виды (ч. 4 ст. 8 Закона N 149-ФЗ). Очевидно, что часть данных государственного водного реестра можно отнести к информации о состоянии окружающей среды - это информация о качественных и иных характеристиках водных объектов, о водохозяйственных мероприятиях, источниках сброса сточных или дренажных вод в водные объекты, о расположенных на водных объектах гидротехнических сооружениях и т.п., часть данных - к информации о деятельности органов государственной власти или органов местного самоуправления (содержащиеся в данных государственного водного реестра сведения о решениях о предоставлении водных объектов в пользование, о договорах водопользования, об иных документах, на основании которых возникает право собственности на водные объекты или право пользования водными объектами и т.п.). Между тем ряд сведений, подлежащих включению в государственный водный реестр, можно отнести к информации ограниченного доступа (например, некоторую информацию о водопользователях можно рассматривать, допустим, как коммерческую тайну).
Части 7 и 8 комментируемой статьи устанавливают порядок предоставления уполномоченным органом государственной власти сведений из государственного водного реестра заинтересованному лицу и, в определенных случаях, отказа в их предоставлении. Данные сведения должны предоставляться за плату, размер которой определяется согласно Постановлению Правительства РФ от 11 ноября 2006 г. N 667 "О размере платы, взимаемой за предоставление копий документов, содержащих сведения, включенные в государственный водный реестр, и порядке ее взимания" <1>, в п. 1 которого сказано, что размер платы за предоставление копий документов, содержащих сведения, включенные в государственный водный реестр, составляет для юридических и физических лиц 50 руб. за 1 лист формата А4. Процедура получения указанных сведений состоит из нескольких этапов - во-первых, заинтересованным лицом направляется заявление с соответствующим запросом в Федеральное агентство водных ресурсов или его территориальный орган, которые информируют заявителя о размере платы, рассчитываемой исходя из названных критериев; во-вторых, заявитель вносит плату через банк или иную кредитную организацию путем наличного или безналичного расчета (при этом данная плата поступает в федеральный бюджет) и получает при внесении платы наличными средствами соответствующую квитанцию, а в случае безналичных расчетов - копию платежного поручения с отметкой банка или иной кредитной организации; и, наконец, в-третьих, такие документы, подтверждающие оплату данной услуги, представляются в Росводресурсы или его территориальный орган, после чего заявителю предоставляются указанные сведения.
--------------------------------
<1> СЗ РФ. 2006. N 47. Ст. 4898.
Часть 9 рассматриваемой статьи закрепляет порядок опубликования информации о предоставлении водных объектов в пользование: она размещается на официальном сайте уполномоченного федерального органа исполнительной власти (которым в настоящее время является Федеральное агентство водных ресурсов) в Интернете, при этом срок, в течение которого размещаются указанные данные, согласно положениям ст. 8 Федерального закона от 3 июня 2006 г. N 73-ФЗ "О введении в действие Водного кодекса Российской Федерации" составляет 6 месяцев.
В настоящее время в соответствии с п. 5.5.1 Положения о Федеральном агентстве водных ресурсов, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 16 июня 2004 г. N 282 (в ред. от 6 июня 2006 г.), это Федеральное агентство ведет государственный реестр договоров пользования водными объектами.
Статья 32. Гидрографическое и водохозяйственное районирование территории Российской Федерации
Комментарий к статье 32
Части 1 и 3 комментируемой статьи закрепляют цели осуществления гидрографического и водохозяйственного районирования территории Российской Федерации: гидрографическое - в целях подготовки схем комплексного использования и охраны водных объектов (см. ст. 33 ВК РФ и комментарий к ней), водохозяйственное - в целях разработки водохозяйственных балансов.
Если водохозяйственное районирование является новым для российского водного законодательства механизмом обеспечения рационального использования и охраны водных объектов, то гидрографическое уже осуществлено в Приказе МПР России от 24 апреля 2001 г. N 355 "О районировании территории Российской Федерации по бассейнам водных объектов" <1>, согласно которому территория РФ делится на 13 бассейнов (районов) водных объектов: Амурско-Колымский, Ленский, Ангаро-Байкальский, Енисейский, Обский, Окско-Волжский, Волжско-Каспийский, Камский, Двинско-Печорский, Балтийско-Баренцевский, Днепровско-Донской, Западно-Каспийский и Кубанский.
--------------------------------
<1> Документ опубликован не был // СПС "КонсультантПлюс".
Статья 33. Схемы комплексного использования и охраны водных объектов
Комментарий к статье 33
Схемы комплексного использования и охраны водных объектов разрабатываются на основании гидрографического и водохозяйственного районирования территории РФ (см. ч. 1 ст. 32 Кодекса и комментарий к ней).
Такие схемы не являются новеллой для российского водного законодательства, так как и Водный кодекс РСФСР 1972 г. упоминал о "схемах комплексного использования и охраны вод" и ВК РФ 1995 г. называл их "схемами комплексного использования и охраны водных ресурсов" (ст. 76). При этом необходимо отметить, что в комментируемой статье цели и состав сведений, которые названы в указанных схемах, урегулированы более детально.
В соответствии с п. 3 ч. 3 комментируемой статьи в состав этих схем включаются данные водохозяйственных балансов, при этом они ведутся на основании водохозяйственного районирования территории РФ (см. ч. 3 ст. 32 ВК РФ и комментарий к ней). Помимо этого о данном институте водного права в ВК РФ больше не упоминается, и порядок их ведения как составной части схем комплексного использования и охраны водных объектов должен быть урегулирован актом Правительства РФ (см. ч. 6 рассматриваемой статьи и комментарий к ней).
Составление водохозяйственных балансов относится в настоящее время к полномочиям Федерального агентства водных ресурсов (п. 5.6.4 Положения о Федеральном агентстве водных ресурсов).
Согласно ч. 6 комментируемой статьи, порядок разработки, утверждения и реализации схем комплексного использования и охраны водных объектов, внесения изменений в эти схемы утверждается Правительством РФ. В настоящее время данные вопросы регулируются Постановлением Правительства РФ от 13 сентября 1996 г. N 1097 "О порядке разработки, согласования, государственной экспертизы, утверждения и реализации схем комплексного использования и охраны водных ресурсов" <1>, в п. 1 которого эти схемы классифицируются:
--------------------------------
<1> СЗ РФ. 1996. N 39. Ст. 4564.
на общую федеральную схему комплексного использования и охраны водных ресурсов, которая разрабатывается в целях определения основных направлений развития водного хозяйства, использования и охраны вод в целом по Российской Федерации;
на федеральные бассейновые схемы (с выделением показателей по соответствующим территориям субъектов РФ), которые разрабатываются в целях обеспечения рационального использования и охраны вод в бассейнах водных объектов, определения мероприятий для удовлетворения потребностей населения и отраслей экономики в воде, а также для предотвращения и ликвидации вредного воздействия вод.
Как указано в ст. 24 ВК РФ, разрабатывают, утверждают, реализуют названные схемы и вносят в них изменения федеральные органы исполнительной власти. Данное положение подкрепляется и конкретизируется ч. 4 - 6 комментируемой статьи, согласно которым указанные схемы разрабатываются и после рассмотрения соответствующим бассейновым советом утверждаются для каждого речного бассейна уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. Согласно п. 5.6.4 Положения о Федеральном агентстве водных ресурсов данное Агентство разрабатывает схемы комплексного использования и охраны водных ресурсов.
Статья 34. Резервирование источников питьевого водоснабжения
Комментарий к статье 34
Резервирование источников питьевого водоснабжения является одним из важнейших способов обеспечения надлежащего качества воды, используемой для удовлетворения питьевых и хозяйственно-бытовых нужд населения. Приоритет использования водных объектов в указанных целях закреплен п. 5 ст. 3 ВК РФ в качестве одного из основных принципов водного законодательства, а также ст. 133 ВК РФ 1995 г.
Правовая охрана водных объектов, являющихся зарезервированными источниками питьевого водоснабжения, осуществляется посредством установления зон их специальной охраны, режим которых согласно ч. 1 комментируемой статьи соответствует режиму зон, округов санитарной охраны подземных источников питьевого водоснабжения.
С 1 июня 2002 г. были введены в действие СанПиН 2.1.4.1110-02 "Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения", утвержденные Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 14 марта 2002 г. N 10 <1>, определяющие санитарно-эпидемиологические требования к организации и эксплуатации зон санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения.
--------------------------------
<1> БНА ФОИВ. 2002. N 19.
В пункте 1.4 данного акта закреплена основная цель создания и обеспечения режима зон санитарной охраны - ею является санитарная охрана источников водоснабжения, водопроводных сооружений и территорий, на которых они расположены, от загрязнения. При этом, как указано в п. 1.5, зоны санитарной охраны состоят из трех поясов, первый из которых обладает наиболее строгим режимом и включает территорию расположения водозаборов, площадок всех водопроводных сооружений и водопроводящего канала. Его назначение состоит в защите места водозабора и водозаборных сооружений от случайного или умышленного загрязнения и повреждения. Во второй и третий пояса (пояса ограничений) входит территория, предназначенная для предупреждения загрязнения воды источников водоснабжения. Режим особой санитарной охраны водоводов обеспечивается установлением санитарно-защитной полосы, при этом в каждом из трех поясов, а также в пределах санитарно-защитной полосы соответственно их назначению определяется специальный режим и комплекс мероприятий, направленных на предупреждение ухудшения качества воды.
Порядок резервирования указанных водных объектов установлен в настоящее время Правилами резервирования источников питьевого водоснабжения, утв. Постановлением Правительства РФ от 20 ноября 2006 г. N 703. Согласно данным Правилам процедура резервирования заключается в первую очередь в формировании и утверждении органом государственной власти субъекта РФ по согласованию с соответствующим территориальным органом МЧС России перечня городов и других населенных пунктов, население которых необходимо обеспечить питьевой водой путем резервирования ее источников в случае возникновения чрезвычайной ситуации. При этом очередность резервирования источников питьевого водоснабжения для формируемого перечня городов и других населенных пунктов зависит от ряда факторов:
а) состояния существующих систем питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения;
б) степени подверженности используемых источников питьевого водоснабжения различным видам загрязнения и засорения в случае возникновения чрезвычайной ситуации;
в) наличия разведанных запасов питьевой воды в защищенных от загрязнения и засорения подземных водных объектах;
г) объемов воды питьевого качества по каждому городу или другому населенному пункту, требуемых для граждан в соответствии с установленными нормами водоснабжения населения на период чрезвычайной ситуации.
Органом исполнительной власти субъекта РФ на основе разведанных запасов подземных вод должен быть осуществлен поиск подземных водных объектов, которые могут быть использованы в качестве источников питьевого водоснабжения. Для указанных целей данный орган направляет в территориальный орган Роснедра запрос о предоставлении информации о данных водных объектах, при этом к данному запросу:
прилагается обоснование, в котором содержится перечень городов и других населенных пунктов, которые необходимо обеспечить питьевой водой;
указываются объемы воды питьевого качества по каждому городу или другому населенному пункту, требуемые для граждан;
указывается допустимое расстояние от городов или других населенных пунктов до подземных водных объектов, которые могут быть использованы в качестве резервных источников питьевого водоснабжения.
Территориальный орган Роснедра должен в течение 2 месяцев рассмотреть поступивший запрос и дать заключение, направляемое в указанный орган государственной власти субъекта РФ, о наличии защищенных от загрязнения и засорения подземных водных объектов, пригодность разведанных запасов подземных вод которых для целей питьевого водоснабжения определена на основании санитарно-эпидемиологических заключений и которые могут быть зарезервированы в качестве источников питьевого водоснабжения исходя из требуемых объемов воды питьевого качества и с учетом установленной органом государственной власти субъекта РФ очередности резервирования источников питьевого водоснабжения. В заключении приводятся данные:
о местоположении рекомендуемого для резервирования в качестве источника питьевого водоснабжения подземного водного объекта;
о водоносных горизонтах;
о глубинах их залегания и мощности;
об эксплуатационных запасах;
о качестве подземных вод и другие характеристики.
При отсутствии разведанных подземных водных объектов, пригодных для использования в качестве резервных источников питьевого водоснабжения на случай возникновения чрезвычайной ситуации, орган государственной власти соответствующего субъекта РФ может обратиться в Роснедра с просьбой о выполнении комплекса работ по выявлению такого подземного водного объекта и оценке запасов подземных вод.
Орган государственной власти субъекта РФ принимает решение о резервировании подземного водного объекта в качестве источника питьевого водоснабжения для обеспечения граждан в случае возникновения чрезвычайной ситуации, предусмотрев в нем сроки обустройства водозаборных сооружений для подачи подземных вод из зарезервированных источников питьевого водоснабжения, и направляет его в Роснедра.
Статья 35. Разработка и установление нормативов допустимого воздействия на водные объекты и целевых показателей качества воды в водных объектах