ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 17.10.2020
Просмотров: 1522
Скачиваний: 3
Комментарий к статье 35
Поддержание качества воды в необходимых для использования поверхностных и подземных водных объектов пределах обеспечивается прежде всего путем установления и соблюдения целевых показателей качества воды в водных объектах (предельно допустимых концентраций химических, радиоактивных веществ, микроорганизмов и др.) и разрабатываемых на их основе нормативов допустимого воздействия на водные объекты.
Части 1, 2 и 3 комментируемой статьи посвящены порядку определения таких нормативов. Общие требования к их разработке и утверждению содержатся в Постановлении Правительства РФ от 30 декабря 2006 г. N 881 "О порядке утверждения нормативов допустимого воздействия на водные объекты". Данным Постановлением задачи по разработке нормативов допустимого воздействия на водные объекты (допустимого совокупного воздействия всех источников, расположенных в пределах речного бассейна или его части, на водный объект или его часть) возложены на Росводресурсы совместно с Росрыболовством, Росгидрометом и Роспотребнадзором.
Указанные нормативы должны быть разработаны на основании предельно допустимых концентраций химических веществ, радиоактивных веществ, микроорганизмов и других показателей качества воды в водных объектах и в соответствии с методическими указаниями по разработке нормативов допустимого воздействия на водные объекты (которые должны быть подготовлены в срок до 1 июля 2007 г.) и утверждены при наличии положительного заключения государственной экологической экспертизы.
Необходимо отметить, что для отдельных категорий водных объектов были приняты специальные требования для разработки нормативов предельно допустимого воздействия и нормативов качества воды. Так, поддержание морской среды внутренних морских вод и территориального моря в состоянии, соответствующем экологическим требованиям, согласно ст. 33 Федерального закона от 31 июля 1998 г. N 155-ФЗ "О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации" <1> обеспечивается установлением и соблюдением нормативов предельно допустимых концентраций вредных веществ и нормативов предельно допустимых вредных воздействий на морскую среду и природные ресурсы внутренних морских вод и территориального моря, а также других требований и мер, установленных законодательством РФ об охране окружающей среды и водным законодательством РФ, в частности Правилами разработки и утверждения нормативов предельно допустимых концентраций вредных веществ и нормативов предельно допустимых вредных воздействий на морскую среду и природные ресурсы внутренних морских вод и территориального моря Российской Федерации, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 10 марта 2000 г. N 208 <2>. Нормативы предельно допустимых концентраций вредных веществ разрабатываются и утверждаются для водных объектов:
--------------------------------
<1> СЗ РФ. 1998. N 31. Ст. 3833.
<2> СЗ РФ. 2000. N 12. Ст. 1287.
используемых для питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, - специально уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в области санитарно-эпидемиологического надзора (см. комментарий к ст. 43);
рыбохозяйственного значения - специально уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в области охраны, контроля и регулирования использования водных биологических ресурсов и среды их обитания по согласованию со специально уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды (в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 20 мая 2005 г. N 317 "О возложении на федеральные органы исполнительной власти осуществления некоторых функций в области рыболовства и сохранения водных биологических ресурсов" <1>, в настоящее время порядок разработки нормативов качества воды водных объектов рыбохозяйственного значения, в том числе нормативов предельно допустимых концентраций вредных веществ в водах водных объектов рыбохозяйственного значения утверждается Министерством сельского хозяйства РФ. При этом в указанной сфере продолжает действовать Порядок организации разработки и утверждения ПДК и ОБУВ загрязняющих веществ в воде рыбохозяйственных водных объектов, утвержденный Роскомрыболовством 14 августа 1995 г. N 12-04-11/454 <2>).
--------------------------------
<1> СЗ РФ. 2005. N 22. Ст. 2124.
<2> Российские вести. N 5. 1996. 11 января.
Нормативы предельно допустимых вредных воздействий на морскую среду и природные ресурсы внутренних морских вод и территориального моря Российской Федерации, устанавливаемые в целях регулирования таких воздействий при осуществлении хозяйственной или иной деятельности для ограниченных частей акваторий внутренних морских вод и территориального моря, в пределах которых в установленном порядке реализуется эта деятельность, разрабатываются и утверждаются специально уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды по согласованию со специально уполномоченными федеральными органами исполнительной власти в области использования и охраны водного фонда, охраны, контроля и регулирования использования водных биологических ресурсов и среды их обитания, санитарно-эпидемиологического надзора, гидрометеорологии и мониторинга окружающей среды.
В нормативах предельно допустимых вредных воздействий устанавливаются:
количественные и качественные ограничения вредных воздействий на морскую среду и природные ресурсы внутренних морских вод и территориального моря Российской Федерации при осуществлении хозяйственной или иной деятельности, связанных с поступлением в морскую среду химических веществ и/или их смесей, биологических веществ, радиоактивных веществ и излучений, взвешенных минеральных веществ, тепла, шума и вибрации, растений, животных и микроорганизмов, не свойственных данной экосистеме, и изъятием из морской среды водных биологических ресурсов и ресурсов недр;
зоны влияния вредного воздействия на морскую среду и природные ресурсы внутренних морских вод и территориального моря Российской Федерации по каждому виду воздействия и по совокупности всех его источников (исходя из гидрологических условий и восстановительных особенностей морских экосистем). За пределами этих зон обеспечивается соблюдение нормативов состояния морской среды.
Согласно ч. 4 комментируемой статьи количество веществ и микроорганизмов, содержащихся в сбросах сточных вод и (или) дренажных вод в водные объекты, не должно превышать установленные нормативы допустимого воздействия на водные объекты. Соблюдение указанных показателей при сбросе сточных и (или) дренажных вод обеспечивается в том числе и путем выдачи разрешений на сбросы загрязняющих веществ в водные объекты (см. ст. 44 ВК РФ и комментарий к ней).
Статья 36. Государственный контроль и надзор за использованием и охраной водных объектов
Комментарий к статье 36
Часть 1 комментируемой статьи закрепляет перечень задач контрольной и надзорной деятельности за использованием и охраной водных объектов. Идентичные задачи содержатся в Положении об осуществлении государственного контроля и надзора за использованием и охраной водных объектов, утвержденном Постановлением Правительства РФ от 25 декабря 2006 г. N 801.
Часть 2 рассматриваемой статьи приводит круг субъектов, осуществляющих государственный контроль и надзор за использованием и охраной водных объектов.
В соответствии с указанным выше Положением государственный водный контроль осуществляется как на федеральном (Росприроднадзором и его территориальными органами в отношении водных объектов, приведенных в Перечне объектов, подлежащих федеральному государственному контролю за использованием и охраной водных объектов, утвержденном Приказом МПР России от 18 декабря 2006 г. N 288), так и на региональном уровне (органами исполнительной власти субъектов РФ в отношении водных объектов, перечень которых должен быть установлен данными органами). Согласно п. 5.1.5 Положения о Федеральной службе по надзору в сфере природопользования, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 30 июля 2004 г. N 400 <1>, Росприроднадзор наделен полномочиями по контролю и надзору за использованием и охраной водных объектов, а также за соблюдением законодательства РФ и международных норм и стандартов в области морской среды и природных ресурсов внутренних морских вод, территориального моря и в исключительной экономической зоне.
--------------------------------
<1> СЗ РФ. 2004. N 32. Ст. 3347.
При этом необходимо отметить, что перечень должностных лиц Росприроднадзора и его территориальных органов, которые уполномочены осуществлять федеральный государственный водный контроль (государственных инспекторов Российской Федерации по контролю и надзору за использованием и охраной водных объектов) закреплен указанным Положением.
Перечень
должностных лиц Федеральной службы
по надзору в сфере |
||
Должность
|
Место
в иерархии |
Права и ответственность |
Руководитель
|
Главный
государственный |
Должностные
лица имеют право: |
Заместитель
|
Заместители
Главного |
|
Заместитель
|
Старший
государственный |
|
Федеральные
|
Государственные
инспекторы |
|
Руководители
|
Главные
государственные |
|
Заместители
|
Заместители
главных |
|
Заместители
|
Государственные
бассейновые |
Между тем обладают некоторыми контрольно-надзорными полномочиями в пределах своей компетенции и органы исполнительной власти субъектов РФ. В соответствии с п. 59 ч. 2 ст. 26.3 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (в ред. от 3 июня 2006 г.) с введением в действие ВК РФ к полномочиям органов государственной власти субъектов РФ по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета соответствующего субъекта РФ (за исключением субвенций из федерального бюджета), будет относиться осуществление государственного регионального контроля и надзора за использованием и охраной водных объектов, т.е. государственного регионального контроля и надзора в указанной сфере.
Полномочия в области государственного контроля в сфере использования и охраны водных объектов между федеральным органом исполнительной власти (Росприроднадзором и его территориальными органами) и органами исполнительной власти субъектов РФ разграничиваются согласно распределению водных объектов по уровням "подконтрольности".
В силу ч. 3 комментируемой статьи критерии отнесения водных объектов к объектам, подлежащим как федеральному, так и региональному государственному контролю и надзору за использованием и охраной водных объектов, утверждены Постановлением Правительства РФ от 4 ноября 2006 г. N 640, в соответствии с которым критерием отнесения водных объектов к объектам государственного федерального контроля является использование:
поверхностных водных объектов, расположенных на территориях двух и более субъектов РФ;
водных объектов или их частей, находящихся на землях обороны и безопасности, а также используемых для обеспечения обороны страны и безопасности государства и для обеспечения федеральных энергетических систем, федерального транспорта и иных государственных нужд;
внутренних морских вод;
территориального моря Российской Федерации;
особо охраняемых водных объектов либо водных объектов, являющихся особо охраняемыми природными территориями федерального значения или представляющих собой часть этих территорий;
водных объектов или их частей, являющихся объектами, объявленными рыбохозяйственными заповедными зонами;
водных объектов, являющихся средой обитания анадромных и катадромных видов рыб;
трансграничных (пограничных) водных объектов;
водных объектов или их частей для нужд городов с численностью населения сто тысяч человек и более, а также для нужд предприятий и других организаций, производящих забор воды или сброс сточных вод в объеме более 15 млн. куб. м в год.
В свою очередь критерием отнесения объектов к объектам, подлежащим государственному региональному контролю за использованием и охраной водных объектов, является использование водных объектов, полностью расположенных в пределах территории соответствующего субъекта РФ и не относящихся к водным объектам, подлежащим государственному федеральному контролю.