ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 17.10.2020
Просмотров: 1523
Скачиваний: 3
При этом необходимо отметить некоторую схожесть указанных критериев с критериями отнесения объектов к объектам, подлежащим федеральному государственному экологическому контролю, содержащимся в Постановлении Правительства РФ от 29 октября 2002 г. N 777 "О перечне объектов, подлежащих федеральному государственному экологическому контролю" <1>. Анализ такого Перечня позволяет утверждать, что большинство из критериев отнесения водных объектов к объектам, подлежащим федеральному и региональному государственному водному контролю, разработаны по аналогичному принципу. Так, в объекты федерального государственного экологического контроля аналогичным образом входят объекты: связанные с обеспечением обороны и безопасности; относящиеся к федеральным энергетическим системам, федеральному транспорту; расположенные в пределах внутренних морских вод, территориального моря; оказывающие негативное воздействие на особо охраняемые природные территории федерального значения, равно как и объекты, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду в пределах территорий двух и более субъектов РФ и т.д. <2>.
--------------------------------
<1> СЗ РФ. 2002. N 44. Ст. 4390.
<2> См. подробнее: Федеральный государственный экологический контроль: Пособие для правоприменителей / Под ред. С.А. Боголюбова. М.: ТК "Велби"; изд. "Проспект", 2005.
В комментируемой статье говорится, что на основании названных критериев федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов РФ утверждаются перечни объектов, подлежащих соответственно федеральному и региональному государственному контролю и надзору за использованием и охраной водных объектов. При этом п. 2 Постановления Правительства РФ N 640 Министерству природных ресурсов РФ на основании установленных критериев было поручено в месячный срок утвердить перечень объектов, подлежащих государственному федеральному контролю за использованием и охраной водных объектов.
В соответствии с ч. 4 комментируемой статьи перечень должностных лиц, осуществляющих государственный федеральный контроль и надзор за использованием и охраной водных объектов, определяется Правительством РФ, а региональный - органами исполнительной власти субъектов РФ. Что же касается должностных лиц органов исполнительной власти субъектов РФ, осуществляющих государственный водный контроль на региональном уровне, то их перечень определяется данными органами. Необходимо отметить, что государственные инспекторы субъектов РФ по контролю и надзору за использованием и охраной водных объектов обладают идентичными правами с инспекторами, осуществляющими федеральный государственный водный контроль и надзор, а главные государственные инспекторы субъектов РФ - с Главным государственным инспектором РФ, его заместителями, старшими государственными инспекторами РФ, главными государственными бассейновыми (территориальными) инспекторами и их заместителями, а также аналогичным образом несут ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение возложенных на них функций в рассматриваемой сфере (см. таблицу).
Согласно ч. 6 рассматриваемой статьи государственные инспекторы по контролю и надзору за использованием и охраной водных объектов в целях повышения эффективности своих полномочий снабжаются форменной одеждой и удостоверениями установленного образца. При этом в число полномочий Росприроднадзора, в силу п. 6.8 Положения о Федеральной службе по надзору в сфере природопользования, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 30 июля 2004 г. N 400, в настоящее время входят разработка и утверждение образцов форменной одежды и порядка ее ношения, знаков различия и отличия, а также удостоверений государственных инспекторов этой Службы. Образцы удостоверений ее государственных инспекторов и Порядок выдачи данных удостоверений установлены Приказом Росприроднадзора от 29 октября 2004 г. N 141 <1>.
--------------------------------
<1> Документ опубликован не был // СПС "КонсультантПлюс".
Часть 7 комментируемой статьи содержит обязательность исполнения требований и предписаний органов, осуществляющих государственный контроль и надзор за использованием водных объектов, всеми участниками водных отношений и возможность обжалования их решений в судебном порядке. Пункт 15 указанного Положения об осуществлении государственного контроля за использованием и охраной водных объектов несколько конкретизирует круг инстанций, в которых возможно судебное обжалование данных решений: они могут быть обжалованы как в суд общей юрисдикции, так и в арбитражный суд. Причем, несмотря на фактическое отсутствие в рассматриваемой статье специального указания на это, подразумевается возможность и административного обжалования решений и действий (бездействия) указанных органов и их должностных лиц при осуществлении контроля и надзора в данной сфере.
Часть 8 комментируемой статьи относит к компетенции Правительства РФ утверждение порядка государственного контроля за использованием и охраной водных объектов. Как уже отмечалось, в настоящее время такой порядок определен принятым Положением об осуществлении государственного контроля и надзора за использованием и охраной водных объектов, а также определены формы контрольной деятельности - плановые (в соответствии с планами, утверждаемыми Росприроднадзором и органами исполнительной власти субъектов РФ) и внеплановые проверки (в случае проверки исполнения предписаний об устранении ранее выявленных нарушений водного законодательства или получения от органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций и граждан документов и иных доказательств, свидетельствующих о наличии признаков нарушений водного законодательства).
Между тем, по нашему мнению, в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 11 ноября 2005 г. N 679 "О порядке разработки и утверждения административных регламентов исполнения государственных функций и административных регламентов предоставления государственных услуг" <1> требуется скорейшая разработка административного регламента осуществления государственной функции по контролю и надзору за использованием и охраной водных объектов. Такой регламент, устанавливая процедуру осуществления этого вида государственного контроля и надзора, должен существенно упростить деятельность государственных инспекторов в данной сфере.
--------------------------------
<1> СЗ РФ. 2005. N 47. Ст. 4933.
Глава 5. ВОДОПОЛЬЗОВАНИЕ
Статья 37. Цели водопользования
Комментарий к статье 37
Перечень целей водопользования, перечисленных в комментируемой статье, не является исчерпывающим и дополняется целями, указанными в ст. 49 - 54 ВК РФ, а именно использование водных объектов: для лечебных и оздоровительных целей, рекреационных целей, для рыболовства и охоты, разведки и добычи полезных ископаемых, обеспечения пожарной безопасности, а также для обеспечения нужд коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации в местах их традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности.
Необходимо отметить, что ВК РФ установлен приоритет использования водных объектов для питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения перед иными целями водопользования. Несмотря на упоминание о нем в ст. 25 Водного кодекса РСФСР 1972 г. и ст. 133 ВК РФ 1995 г., данный приоритет впервые в новом ВК РФ закреплен в качестве одного из его принципов (см. ст. 3) и обеспечивается прежде всего путем:
резервирования источников питьевого водоснабжения (ст. 34);
контроля за соблюдением особого правового режима земельных участков и иных объектов недвижимости в границах зон специальной охраны источников питьевого водоснабжения (ст. 36);
определения пригодности водных объектов для использования в указанных целях на основании санитарно-эпидемиологических заключений (ст. 43);
установления зон, округов санитарной охраны для водных объектов, используемых для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения (ст. 43);
запрета сброса сточных и (или) дренажных вод в водные объекты, располагающиеся в границах зон, округов санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения (ст. 44);
обязанности водопользователей, эксплуатирующих гидроэнергетические сооружения, обеспечивать режим сработки и наполнения водохранилищ с учетом приоритета целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения (ст. 46);
запрета размещения мест захоронений отходов производства и потребления, кладбищ, скотомогильников и иных объектов, оказывающих негативное воздействие на состояние подземных вод, на водосборных площадях подземных водных объектов, которые используются или могут быть использованы для целей питьевого или хозяйственно-бытового водоснабжения (ст. 59), и иными мерами.
Необходимо отметить, что перечень целей водопользования, установленных комментируемой статьей, существенно отличается от целей использования водных объектов, закрепленных ст. 85 ВК РФ 1995 г. В частности, из него исчезли такие цели, как использование водных объектов для нужд промышленности и энергетики; сельского хозяйства; лесного хозяйства (помимо лесосплава) и строительства.
Статья 38. Виды водопользования
Комментарий к статье 38
Виды водопользования, закрепленные в комментируемой статье, разделяют водопользователей по совершенно иным критериям, нежели виды водопользования, которые были установлены в ст. 86 - 88 ВК РФ 1995 г. Следует отметить, что данные виды водопользования не являются новыми для российского водного законодательства и были закреплены положениями ст. 23 Водного кодекса РСФСР 1972 г., в котором помимо выделения видов целевого использования водных объектов (для удовлетворения питьевых, бытовых, лечебных, курортных, оздоровительных и иных нужд населения, сельскохозяйственных, промышленных, энергетических, транспортных, рыбохозяйственных и иных государственных и общественных надобностей) одновременно осуществлялось деление видов водопользования на общее и специальное (по аналогичным с ВК РФ 1995 г. критериям), на первичное и вторичное, а также на совместное и обособленное водопользование.
Упразднение деления водопользования на общее, специальное и особое можно объяснить упразднением системы лицензирования, которое осуществлялось в отношении специального водопользования. При этом в ст. 86 ВК РФ 1995 г. при разграничении общего и специального водопользования, т.е. случаев, когда требовалось или не требовалось получение лицензии, был использован весьма относительный критерий - применение сооружений, технических средств и устройств. Использование данного критерия не всегда позволяло должным образом определить случаи, в которых водопользователи обязаны были получать лицензию на водопользование.
В настоящее время необходимость в специальном закреплении указанной классификации видов водопользования отпала - в ст. 11 ВК РФ строго разграничиваются цели использования водных объектов, для реализации которых требуется заключение договора водопользования, принятие решения о предоставлении водного объекта в пользование или не требуется применения какого-либо из данных способов юридического оформления отношений водопользования вообще.
Как указано в комментируемой статье, обособленное водопользование отличается от совместного тем, что при осуществлении первого водопользователь осуществляет исключительное пользование водным объектом, т.е. исключается использование водного объекта иными водопользователями. При этом обособленное водопользование возможно в случае, когда лицо использует водный объект или его часть, находящиеся в частной, а также в государственной или муниципальной собственности, в целях обеспечения обороны страны и безопасности государства, иных государственных или муниципальных нужд (ч. 2).
Отдельно рассматривается возможность предоставления обособленного водопользования в целях рыбоводства. Разведение особо ценных в потребительском отношении видов рыб подразумевает использование водного объекта исключительно одним водопользователем, так как для осуществления этой деятельности требуется создание специальных условий для их воспроизводства.
Совместное водопользование, в свою очередь, осуществляется на акваториях поверхностных водных объектов, находящихся в государственной или муниципальной собственности, с условием, что они не предоставлены для обособленного водопользования, например водные объекты общего пользования (см. ст. 6 ВК РФ).
Часть 3 комментируемой статьи приводит иную классификацию видов водопользования - по критерию возможности забора воды из водных объектов при водопользовании с условием ее возврата или без возврата.
Необходимо отметить, что забор (изъятие) воды из водных объектов согласно ВК РФ является одним из видов использования поверхностных водных объектов, находящихся в государственной и муниципальной собственности, осуществление которого требует заключения договора водопользования (ч. 1 ст. 11). При этом объем допустимого забора (изъятия) воды из водного объекта - один из обязательных условий указанного договора (п. 2 ч. 1 ст. 13). В случае превышения данного объема водопользователь обязан уплатить штраф в 5-кратном размере ставки платы за пользование водным объектом (ч. 3 ст. 18).
Между тем для осуществления деятельности, связанной с забором (изъятием) воды из упомянутых водных объектов для орошения земель сельскохозяйственного назначения, согласно ВК РФ требуется не заключение договора водопользования, а принятие решения о предоставлении водного объекта в пользование (ч. 2 ст. 11). В данном случае, как и при заключении договора водопользования, закрепление объема допустимого изъятия (забора) водных ресурсов в решении о предоставлении водного объекта в пользование является обязательным (п. 2 ч. 1 ст. 22).
И, наконец, следует сказать, что в соответствии с ч. 3 ст. 11 ВК РФ не все виды деятельности, связанной с забором (изъятием) воды из водных объектов, требуют какого-либо юридического оформления (заключения договора водопользования или принятия решения о предоставлении в пользование водного объекта) вообще. К данным видам деятельности следует отнести забор (изъятие) водных ресурсов:
из подземного водного объекта, в том числе водных ресурсов, содержащих полезные ископаемые и (или) являющихся природными лечебными ресурсами, а также термальных вод;
в целях обеспечения пожарной безопасности, а также предотвращения чрезвычайных ситуаций и ликвидации их последствий;
для санитарных, экологических и (или) судоходных попусков (сбросов воды);
судами в целях обеспечения работы судовых механизмов, устройств и технических средств.
Во всех названных случаях учет в установленном порядке объема забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов является в соответствии с ВК РФ обязанностью как собственников водных объектов (очевидно, в случае, если они являются непосредственными водопользователями), так и самих водопользователей (п. 5 ч. 2 ст. 39). Исключительной обязанностью водопользователей, использующих водные объекты с забором (изъятием) водных ресурсов, является принятие мер по предотвращению попадания рыб и других водных биологических ресурсов в водозаборные сооружения, а также осуществление мероприятий по предотвращению загрязнения грунтовых вод и подъема их уровня (ч. 2 ст. 61).