Файл: ВодК_комм_Боголюбов_2007.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.10.2020

Просмотров: 1457

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Необходимо отметить, что за нарушение правил водопользования при заборе воды, без изъятия воды и при сбросе сточных вод в водные объекты предусмотрена административная ответственность в соответствии с ч. 1 ст. 8.14 Кодекса РФ об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. N 195-ФЗ (КоАП РФ) <1>.

--------------------------------

<1> СЗ РФ. 2002. N 1 (ч. 1). Ст. 1.


Статья 39. Права и обязанности собственников водных объектов, водопользователей при использовании водных объектов


Комментарий к статье 39


Законодательное закрепление прав и обязанностей собственников водных объектов и водопользователей является необходимым и юридически значимым требованием. При этом необходимо обратить внимание на значительно больший объем обязанностей этих субъектов водных отношений в отличие от количества их прав. Данный факт свидетельствует прежде всего о значимости соблюдения природоохранных требований при использовании водных объектов.

Часть 1 рассматриваемой статьи закрепляет права собственников водных объектов и водопользователей. Следует констатировать факт, что их права сформулированы достаточно нечетко, что может создать определенные проблемы в случае возможного возникновения судебных споров о защите таких прав.

Так, в частности, представляется не совсем понятным, что именно имелось в виду создателями комментируемого ВК РФ при формулировании права собственников водных объектов и водопользователей на осуществление самостоятельного использования водных объектов. Можно предположить, что в данном случае подразумевалось право собственников как обладателей всего объема правомочий по владению, пользованию и распоряжению водными объектами, принадлежащими им на праве собственности, на самостоятельное их использование. Что же касается аналогичного права, закрепленного за водопользователями, то возможность самостоятельного использования ими предоставленного на определенном праве водного объекта не отрицается действующим законодательством и, на наш взгляд, не требует дополнительных мер правовой защиты.

Право собственников водных объектов и водопользователей на строительство гидротехнических и иных сооружений, закрепленное ч. 1 комментируемой статьи, также не является безусловным. Строительство гидротехнических сооружений в соответствии со ст. 11 Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 117-ФЗ (в ред. от 9 мая 2005 г.) "О безопасности гидротехнических сооружений" <1> должно осуществляться только при положительном заключении государственной экспертизы декларации безопасности гидротехнических сооружений. Данная экспертиза в настоящее время проводится согласно Положению о декларировании безопасности гидротехнических сооружений, утвержденному Постановлением Правительства РФ от 6 ноября 1998 г. N 1303 <2>, и Порядку формирования экспертных комиссий по проведению государственной экспертизы деклараций безопасности гидротехнических сооружений, утвержденному Приказом МПР России от 28 ноября 2005 г. N 322 <3>. Что касается иных сооружений и объектов, эксплуатация которых способна повлиять на состояние вод, то строительство и ввод в эксплуатацию этих объектов возможен только при положительных заключениях предусмотренных законодательством экспертиз обосновывающей документации. Возможно проведение и государственной экологической экспертизы, так как деятельность данных объектов (а под иными сооружениями в комментируемой статье могут пониматься и предприятия различных отраслей промышленности) может повлечь загрязнение и засорение водных объектов и окружающей среды в целом.


--------------------------------

<1> СЗ РФ. 1997. N 30. Ст. 3589.

<2> СЗ РФ. 1998. N 46. Ст. 5698.

<3> БНА ФОИВ. 2006. N 2.


Следует признать, что право собственников водных объектов и водопользователей пользоваться иными правами, закрепленными как самим ВК РФ, так и другими федеральными законами, сформулировано достаточно абстрактно. Показывая, что перечень прав указанных субъектов в данной сфере является открытым, одновременно положения комментируемой статьи отсылают правоприменителей к иным нормативным правовым актам, что не позволяет должным образом определить весь объем их прав при использовании водных объектов. Следовательно, судебная или административная защита всего объема данных прав осуществлена быть не может ввиду неопределенности их полного перечня.

Обязанности собственников водных объектов и водопользователей в рассматриваемой сфере закреплены положениями ч. 2 комментируемой статьи. Необходимо отметить, что перечень таковых, как и в случае с их правами, является открытым, что также может повлечь на практике затруднения у контролирующих органов при выявлении нарушений, допущенных этими субъектами.

Данным субъектам вменяется обязанность не допускать нарушения прав других собственников водных объектов, водопользователей, а также причинения вреда окружающей среде. Это соответствует ст. 36 Конституции РФ (а также ст. 209 ГК РФ), установившей, что владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами (в том числе и водными) осуществляются их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц.

Одной из важнейших обязанностей собственников водных объектов и водопользователей является содержание в исправном состоянии эксплуатируемых ими очистных сооружений и расположенных на водных объектах гидротехнических и иных сооружений. Неисправное их состояние способно повлечь загрязнение и засорение водных объектов и, как следствие, ухудшение качественного состояния воды, выражающееся в превышении нормативов предельно допустимых сбросов загрязняющих веществ, сточных и (или) дренажных вод в водные объекты.

При этом согласно ст. 9 Федерального закона "О безопасности гидротехнических сооружений" их собственник или эксплуатирующая организация несет ответственность за безопасность данного сооружения (в том числе возмещает ущерб, нанесенный в результате его аварии) вплоть до момента перехода прав собственности к другому физическому или юридическому лицу либо до полного завершения работ по ликвидации гидротехнического сооружения. Статья 19 названного Закона закрепляет перечень нарушений законодательства о безопасности гидротехнических сооружений:

строительство и эксплуатация гидротехнического сооружения, хозяйственное или иное использование русел рек и прилегающих к ним территорий ниже и выше плотины без соответствующего разрешения;


невыполнение требований представления декларации безопасности гидротехнического сооружения или проведения соответствующей экспертизы;

невыполнение предписаний органов надзора за безопасностью гидротехнических сооружений;

нарушение норм и правил безопасности гидротехнических сооружений при их проектировании, строительстве, приемке и вводе в эксплуатацию, эксплуатации, ремонте, реконструкции, консервации и выводе из эксплуатации;

непринятие мер по обеспечению безопасности гидротехнических сооружений при возросшем уровне вредных природных или техногенных воздействий, ухудшении показателей прочности и водонепроницаемости материалов, из которых возведены гидротехнические сооружения, и пород основания, неудовлетворительных условиях эксплуатации, технического оснащения гидротехнических сооружений и организации контроля (мониторинга) за их безопасностью;

отказ от передачи органам надзора за безопасностью гидротехнических сооружений информации об угрозе аварий гидротехнических сооружений или сокрытие такой информации от данных органов, искажение такой информации, а в случае непосредственной угрозы прорыва напорного фронта - от органов государственной власти, органов местного самоуправления и от работников находящихся в аварийном состоянии гидротехнических сооружений, населения и организаций в зоне возможного затопления.

Должностные и иные лица за нарушение законодательства о безопасности гидротехнических сооружений, совершение действий (бездействия), приведших к снижению безопасности гидротехнических сооружений или к возникновению чрезвычайных ситуаций, несут юридическую ответственность.

Указанные лица могут нести административную ответственность в случае совершения деяния (как действия, так и, чаще всего в данном случае, бездействия), которое может быть квалифицировано по составу административного правонарушения, закрепленного ст. 9.2 КоАП РФ, устанавливающей ответственность за нарушение норм и правил безопасности при проектировании, строительстве, приемке, вводе в эксплуатацию, эксплуатации, ремонте, реконструкции, консервации либо выводе из эксплуатации гидротехнического сооружения. Данное деяние может быть также квалифицировано по составу, закрепленному ч. 1 ст. 10.10 (КоАП РФ), заключающемуся в нарушении правил эксплуатации мелиоративной системы или отдельно расположенного гидротехнического сооружения. В случае, когда имеются признаки его умышленного повреждения, административная ответственность может наступать согласно ст. 7.7 КоАП РФ - повреждение гидротехнического, водохозяйственного или водоохранного сооружения, устройства или установки, а также централизованной или нецентрализованной системы питьевого водоснабжения или системы водоотведения городов и сельских поселений.


При нанесении существенного вреда состоянию водного объекта, окружающей среде, а также жизни или здоровью людей, в результате аварии на гидротехническом, очистном или ином сооружении, вызванной его неисправным состоянием, за данное деяние может наступать и уголовная ответственность согласно ст. 250 Уголовного кодекса РФ от 13 июня 1996 г. N 63-ФЗ <1> (УК РФ) (загрязнение, засорение, истощение поверхностных или подземных вод, источников питьевого водоснабжения либо иное изменение их природных свойств, если эти деяния повлекли причинение существенного вреда животному или растительному миру, рыбным запасам, лесному или сельскому хозяйству, причинение вреда здоровью человека или массовую гибель животных либо повлекли по неосторожности смерть человека). Если содержание гидротехнических, очистных и иных водозаборных сооружений повлекло массовую гибель рыбы или иных водных животных, уничтожение в значительных размерах кормовых запасов либо иные тяжкие последствия, то данное деяние может быть квалифицировано по составу ст. 257 УК РФ.

--------------------------------

<1> СЗ РФ. 1996. N 25. Ст. 2954.


Гражданско-правовая ответственность физических и юридических лиц за нарушение законодательства о безопасности гидротехнических сооружений заключается согласно ст. 16 Федерального закона "О безопасности гидротехнических сооружений" в возмещении вреда, причиненного жизни, здоровью физических лиц, имуществу физических и юридических лиц. Данный вред обязано возместить физическое или юридическое лицо, его причинившее, в строгом соответствии с нормами гл. 59 части второй ГК РФ, установившими общие положения об обязательствах вследствие причинения вреда. При этом гидротехнические, очистные и иные сооружения на водных объектах, способные воздействовать на состояние воды, а также косвенно или напрямую на жизнь и здоровье людей, можно отнести к источникам повышенной опасности, вред от которых возмещается при соблюдении условий, закрепленных в ст. 1079 ГК РФ. Согласно ч. 2 данной статьи владелец источника повышенной опасности не отвечает за вред, причиненный этим источником, если докажет, что он выбыл из его обладания в результате противоправных действий других лиц. Ответственность за вред, причиненный источником повышенной опасности, в таких случаях несут лица, противоправно завладевшие источником, однако при наличии вины владельца источника повышенной опасности в противоправном изъятии этого источника из его обладания ответственность может быть возложена как на владельца, так и на лицо, противоправно завладевшее источником повышенной опасности.

Информирование собственниками водных объектов и водопользователями компетентных исполнительных органов государственной власти и органов местного самоуправления в случае возникновения аварий и иных чрезвычайных ситуаций на водных объектах, а также принятие своевременных и оперативных мер по их предупреждению и ликвидации является одной из важнейших их обязанностей. Необходимо отметить, что такая информация не может быть информацией ограниченного доступа, так как она является данным о состоянии окружающей среды (см. п. 2 ч. 4 ст. 8 Федерального закона от 27 июля 2006 г. N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" <1>). Это отчасти подтверждается и ст. 7 Закона РФ от 21 июля 1993 г. N 5485-1 "О государственной тайне" <2>, согласно которой не подлежат отнесению к государственной тайне и засекречиванию сведения о чрезвычайных происшествиях и катастрофах, угрожающих безопасности и здоровью граждан, и их последствиях, о стихийных бедствиях, их официальных прогнозах и последствиях, а также о состоянии экологии.


--------------------------------

<1> Российская газета. N 165. 2006. 29 июля.

<2> Российская газета. N 182. 1993. 21 сентября.


Неисполнение собственниками водных объектов и водопользователями данной обязанности может быть квалифицировано как административное правонарушение, предусмотренное ст. 8.5 КоАП РФ. Эта статья устанавливает административную ответственность за сокрытие, умышленное искажение или несвоевременное сообщение полной и достоверной информации о состоянии окружающей природной среды и природных ресурсов, об источниках их загрязнения или иного вредного воздействия, о радиационной обстановке, а равно искажение сведений о состоянии земель, водных объектов и других объектов окружающей природной среды лицами, обязанными сообщать такую информацию. При этом в случае причинения или возможности причинения вследствие сокрытия данной информации существенного вреда жизни, здоровью или имуществу человека, возможности наступления общественно опасных последствий ввиду возникновения аварий или чрезвычайных ситуациях на водных объектах может наступать уголовная ответственность по ст. 237 УК РФ (за сокрытие или искажение информации о событиях, фактах или явлениях, создающих опасность для жизни или здоровья людей либо для окружающей среды, совершенные лицом, обязанным обеспечивать население и органы, уполномоченные на принятие мер по устранению такой опасности, данной информацией).

Ведение учета объема забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов, а также объема сброса сточных и (или) дренажных вод, их качества, а также ведение регулярных наблюдений за водными объектами и их водоохранными зонами, бесплатное и в установленные сроки представление результатов такого учета и таких регулярных наблюдений в уполномоченный Правительством РФ федеральный орган исполнительной власти также является одной из важнейших обязанностей как самих собственников водных объектов, так и водопользователей. Аккумулирование указанной информации, представляемой данными лицами, осуществляется в настоящее время Федеральным агентством водных ресурсов и его территориальными органами. Росводресурсы в соответствии с п. 5.6.8 Положения о нем, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 16 июня 2004 г. N 282 (в ред. от 6 июня 2006 г.) разрабатывает автоматизированные системы сбора, обработки, анализа, хранения и выдачи информации о состоянии водных объектов, водных ресурсов, режиме, качестве и использовании вод по Российской Федерации в целом, отдельным ее регионам и речным бассейнам. Сведения, представляемые собственниками водных объектов и водопользователями, служат информационной основой ведения государственного водного реестра Росводресурсами в соответствии с требованиями, установленными ст. 31 ВК РФ (см. комментарий к ст. 31).