Файл: ВодК_комм_Боголюбов_2007.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.10.2020

Просмотров: 1456

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Статья 40. Антимонопольные требования в области использования водных объектов


Комментарий к статье 40


Закрепление антимонопольных требований не является новеллой для водного законодательства. Статьей 93 ВК РФ 1995 г. были предусмотрены практически аналогичные требования, направленные на недопущение монополизации и недобросовестной конкуренции в сфере водных отношений. Создание условий для недопущения, ограничения или устранения конкуренции в области водопользования (в частности, при предоставлении водных объектов в пользование), иными словами, для недобросовестной конкуренции в соответствии с ч. 2 комментируемой статьи запрещено.

Правовые основы антимонопольной деятельности установлены Законом РСФСР от 22 марта 1991 г. N 948-1 "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках" <1> (в ред. от 2 февраля 2006 г.), а также вступившим в силу 26 октября 2006 г. Федеральным законом от 26 июля 2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции" <2>. Статьей 4 Закона РСФСР "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках" закреплено понятие "недобросовестная конкуренция". Под ней следует понимать любые направленные на приобретение преимуществ в предпринимательской деятельности действия хозяйствующих субъектов, которые противоречат положениям действующего законодательства, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости и могут причинить или причинили убытки другим хозяйствующим субъектам - конкурентам либо нанести ущерб их деловой репутации.

--------------------------------

<1> Ведомости СНД и ВС РСФСР. 1991. N 16. Ст. 499.

<2> Российская газета. N 162. 2006. 27 июля.


Статью 7 Закона РСФСР "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках" подкрепляет ч. 2 комментируемой статьи, устанавливая запрет федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов РФ, органам местного самоуправления, иным наделенным функциями или правами указанных органов власти органам или организациям принимать акты и (или) совершать действия, которые ограничивают самостоятельность хозяйствующих субъектов, создают дискриминационные условия деятельности отдельных из них, если такие акты или действия имеют либо могут иметь своим результатом недопущение, ограничение, устранение конкуренции и ущемление интересов хозяйствующих субъектов. Проекты решений названных органов или организаций по вопросам о предоставлении льгот и преимуществ отдельному хозяйствующему субъекту или нескольким подлежат согласованию с антимонопольным органом.

Правовые основы антимонопольного контроля в различных областях, в том числе в сфере водных отношений, предусмотрены Федеральным законом "О защите конкуренции". В частности, его гл. 6 закрепляет функции и полномочия антимонопольного органа, а п. 4 ст. 22 к числу его функций относит государственный контроль за экономической концентрацией в сфере использования земли, недр, водных и других природных ресурсов, в том числе при проведении торгов, в случаях, предусмотренных федеральными законами. К данным торгам прежде всего следует причислять аукционы на заключение договора водопользования (ст. 16 ВК РФ).


В настоящее время полномочия названного антимонопольного органа осуществляет Федеральная антимонопольная служба. В соответствии с Положением о ней, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 30 июня 2004 г. N 331 <1>, данная Служба является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по принятию нормативных правовых актов, контролю и надзору за соблюдением законодательства в сфере конкуренции на товарных рынках, защиты конкуренции на рынке финансовых услуг, деятельности субъектов естественных монополий (в части установленных законодательством полномочий антимонопольного органа), рекламы (в части установленных законодательством полномочий антимонопольного органа).

--------------------------------

<1> СЗ РФ. 2004. N 31. Ст. 3259.


Статья 41. Приостановление или ограничение водопользования


Комментарий к статье 41


Законодательное закрепление возможности приостановления или ограничения водопользования является гарантией соблюдения водопользователями требований водного и иных отраслей законодательства. У государства в лице специально уполномоченных органов государственной власти в сфере водных отношений в соответствии с положениями комментируемой статьи имеется возможность вмешательства указанными способами в хозяйственную и иную деятельность водопользователей, осуществление которой способно нанести вред жизни и здоровью человека, причинить вред окружающей среде, привести к радиационной аварии или иным чрезвычайным ситуациям природного и техногенного характера.

Указание в ч. 2 рассматриваемой статьи на возможность приостановления водопользования в судебном порядке в случаях, предусмотренных административным законодательством, подразумевает аналогию данного правового механизма с институтом административного приостановления деятельности, содержащегося в ст. 3.12 КоАП РФ, согласно которой такое приостановление деятельности заключается во временном прекращении деятельности лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, юридических лиц, их филиалов, представительств, структурных подразделений, производственных участков, а также эксплуатации агрегатов, объектов, зданий или сооружений, осуществлении отдельных видов деятельности (работ), оказании услуг.

Административное приостановление деятельности применяется при угрозе жизни или здоровью людей, возникновении эпидемии, эпизоотии, заражения (засорения) подкарантинных объектов карантинными объектами, наступлении радиационной аварии или техногенной катастрофы, причинении существенного вреда состоянию или качеству окружающей среды либо при совершении административного правонарушения в области оборота наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма и назначается судьей только в случаях, предусмотренных статьями Особенной части КоАП РФ, если менее строгий вид административного наказания не сможет обеспечить достижение его цели.


При этом в КоАП РФ определен срок, на который может приостанавливаться деятельность, - он не превышает 90 суток, а также порядок досрочного прекращения исполнения данного административного наказания - оно прекращается судьей на основании ходатайства лица, осуществляющего предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, или юридического лица в случае, если будет установлено, что устранены обстоятельства, послужившие основанием для назначения такого наказания.

Водопользование может приостанавливаться за совершение водопользователем ряда административных правонарушений, связанных с нарушением правил водопользования, составы которых предусмотрены соответствующими статьями Особенной части КоАП РФ:

нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий (ст. 6.3);

нарушение санитарно-эпидемиологических требований к питьевой воде и питьевому водоснабжению населения (ст. 6.5);

нарушение правил охраны водных объектов (ст. 8.13):

а) нарушение водоохранного режима на водосборах водных объектов, которое может повлечь загрязнение указанных объектов или другие вредные явления;

б) невыполнение или несвоевременное выполнение обязанностей по приведению водных объектов, их водоохранных зон и прибрежных полос в состояние, пригодное для пользования;

в) незаконная добыча песка, гравия, глины и иных общераспространенных полезных ископаемых, торфа, сапропеля на водных объектах, осуществление молевого сплава леса либо нарушение установленного порядка очистки водных объектов от затонувшей древесины и наносов;

г) нарушение требований к охране водных объектов, которое может повлечь их загрязнение, засорение и (или) истощение;

д) загрязнение ледников, снежников или ледяного покрова водных объектов либо загрязнение водных объектов, содержащих природные лечебные ресурсы или отнесенных к особо охраняемым водным объектам, местам туризма, спорта и массового отдыха, отходами производства и потребления и (или) вредными веществами, а равно захоронение вредных веществ (материалов) в водных объектах;

нарушение правил водопользования (ст. 8.14):

а) нарушение правил водопользования при заборе воды, без изъятия воды и при сбросе сточных вод в водные объекты;

б) нарушение условий разрешения (лицензии) на водопользование при добыче полезных ископаемых, торфа, сапропеля на водных объектах, а равно при возведении и эксплуатации подводных и надводных сооружений, при осуществлении промыслового рыболовства, судоходства, прокладке и эксплуатации нефтепроводов и других продуктопроводов, проведении дноуглубительных, взрывных и иных работ либо при строительстве или эксплуатации дамб, портовых и иных сооружений;


нарушение правил охраны рыбных запасов: производство лесосплава, строительство мостов, дамб, транспортировка древесины или другой лесной продукции с лесосек, осуществление взрывных или иных работ, а равно эксплуатация водозаборных сооружений и перекачивающих механизмов с нарушением правил охраны рыбных запасов, если хотя бы одно из этих действий может повлечь массовую гибель рыбы или других водных животных, уничтожение в значительных размерах кормовых запасов либо иные тяжкие последствия (ст. 8.38);

нарушение норм и правил безопасности гидротехнических сооружений: нарушение норм и правил безопасности при проектировании, строительстве, приемке, вводе в эксплуатацию, эксплуатации, ремонте, реконструкции, консервации либо выводе из эксплуатации гидротехнического сооружения (ст. 9.2).

Часть 2 комментируемой статьи закрепляет порядок приостановления водопользования в судебном порядке в случаях, указанных в КоАП РФ (рассмотренных выше), а в иных случаях - исполнительными органами государственной власти или органами местного самоуправления в соответствии с федеральными законами. Несмотря на это, федеральное законодательство практически не содержит оснований для приостановления водопользования исполнительными органами государственной власти и органами местного самоуправления. Между тем Положением о Федеральном агентстве водных ресурсов за Росводресурсами закреплено полномочие по приостановлению действия и аннулированию лицензий на водопользование и распорядительных лицензий. Названный факт позволяет судить о фактической возможности Федерального агентства данным образом приостанавливать деятельность водопользователей в предусмотренных законодательством случаях.

Ограничения водопользования, на которые указывается в ч. 3 комментируемой статьи, могут устанавливаться нормативными правовыми актами исполнительных органов государственной власти, органами местного самоуправления или решениями суда.


Статья 42. Основные требования к использованию водных объектов


Комментарий к статье 42


Комментируемая статья предусматривает требования к использованию водных объектов, которые являются общими для всех видов целевого использования данных объектов (целей водопользования) и конкретизируются в ст. 43 - 54, содержащих более специальные требования.

Часть 1 рассматриваемой статьи приводит требование охраны водных объектов (а также водных биологических ресурсов и иных объектов животного, а также растительного мира) при проектировании, размещении, строительстве, реконструкции и эксплуатации гидротехнических сооружений. ВК РФ закрепляет специальную норму, посвященную охране водных объектов при проектировании, размещении, строительстве, реконструкции, вводе в эксплуатацию, эксплуатации водохозяйственных систем, и в частности гидротехнических сооружений (ст. 60), и ряд иных требований, касающихся их использования, в том числе для нужд электроэнергетики (ч. 2 ст. 46). Более того, требования промышленной безопасности при использовании гидротехнических сооружений предусмотрены Федеральным законом от 21 июля 1997 г. N 117-ФЗ "О безопасности гидротехнических сооружений".


Требование, установленное ч. 2 комментируемой статьи, направлено на соблюдение водного режима водных объектов, входящих в водохозяйственные системы, так как его изменение может повлечь нарушение прав третьих лиц. Под водным режимом в соответствии со ст. 1 ВК РФ следует понимать изменение во времени уровня, расхода и объема воды в водном объекте. Такое изменение может повлечь изменение границ водного объекта, а следовательно, затрагивать интересы собственников, землевладельцев, землепользователей и арендаторов земельных участков, которые могут быть затоплены вследствие изменения водного режима объектов, тем более если они входят в водохозяйственные системы.

Часть 3 комментируемой статьи содержит правило, в соответствии с которым любая деятельность по обустройству любого природного водного объекта осуществляется при условии сохранения его природного происхождения. Данное требование направлено прежде всего на недопущение антропогенного воздействия на водные объекты путем трансформации их естественного режима в искусственный под видом их обустройства. Таким образом может быть уничтожена естественная гидравлическая связь с иными водными объектами, водоем может быть признан прудом или обводненным карьером и впоследствии быть передан в частную собственность.


Статья 43. Использование водных объектов для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения


Комментарий к статье 43


Использование водных объектов для питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения является приоритетным, что подчеркивается в положениях ряда статей ВК РФ (см., например, ст. 34, 44, 46 и комментарии к ним).

Как указано в ч. 1 рассматриваемой статьи, использоваться в данных целях могут только защищенные от загрязнения и засорения водные объекты. Их охрана обеспечивается прежде всего установлением для них зон и округов санитарной охраны. Допустимость использования водных объектов в качестве источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения определяется на основании санитарно-эпидемиологических заключений. Они характеризуют качество воды в объектах на соответствие санитарно-эпидемиологическим требованиям, закрепленным в действующем законодательстве, и принятым в соответствии с ними санитарно-эпидемиологическим правилам и иным нормативам.

Ряд требований к качеству воды в водных объектах, используемых в различных целях, установлен Федеральным законом от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" <1> (в ред. от 31 декабря 2005 г.), согласно ст. 18 которого водные объекты, используемые в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, купания, занятий спортом, отдыха и в лечебных целях, в том числе водные объекты, расположенные в черте городских и сельских поселений, не должны являться источниками биологических, химических и физических факторов вредного воздействия на человека. При этом как органы исполнительной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления, так и индивидуальные предприниматели и юридические лица в случае, если водные объекты представляют опасность для здоровья населения, обязаны в соответствии с их полномочиями принять меры по ограничению, приостановлению или запрещению использования этих водных объектов.