Файл: ВодК_комм_Боголюбов_2007.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.10.2020

Просмотров: 1455

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

--------------------------------

<1> СЗ РФ. 1999. N 14. Ст. 1650.


Санитарно-эпидемиологические требования, характеризующие качество питьевой воды, содержатся в ст. 19 Федерального закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", питьевая вода должна быть безопасной в эпидемиологическом и радиационном отношении, безвредной по химическому составу и должна иметь благоприятные органолептические свойства.

При этом для охраны водных объектов, предотвращения их загрязнения и засорения устанавливаются нормативы предельно допустимых вредных воздействий на водные объекты, а также сбросов химических, биологических веществ и микроорганизмов в водные объекты, согласованные с органами, осуществляющими государственный санитарно-эпидемиологический надзор.

В соответствии с Положением о государственном санитарно-эпидемиологическом нормировании, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 24 июля 2000 г. N 554 <2> (в ред. от 15 сентября 2005 г.), санитарно-эпидемиологические требования к водным объектам вводятся государственными санитарно-эпидемиологическими правилами (санитарными правилами, санитарными правилами и нормами, санитарными нормами и гигиеническими нормативами), проекты которых разрабатываются учреждениями государственного санитарно-эпидемиологического надзора в Российской Федерации в порядке, определяемом Министерством здравоохранения и социального развития РФ. Проекты данных правил подлежат комплексной экспертизе в Комиссии по государственному санитарно-эпидемиологическому нормированию, возглавляемой Главным государственным санитарным врачом РФ, при этом санитарные правила, утвержденные Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, подлежат государственной регистрации. Срок действия санитарных правил определяется при их утверждении, но не более чем на 10 лет с возможностью его продления не более чем на 5 лет.

--------------------------------

<2> СЗ РФ. 2000. N 31. Ст. 3295.


Нормативы предельно допустимых вредных воздействий на водные объекты, а также нормативы предельно допустимых сбросов химических, биологических веществ и микроорганизмов в водные объекты устанавливаются согласно ст. 35 ВК РФ (см. комментарий к ст. 35) и Постановлению Правительства РФ от 30 декабря 2006 г. N 881 "О порядке утверждения нормативов допустимого воздействия на водные объекты".

Что же касается санитарно-эпидемиологических требований к водным объектам, используемым для питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, то в настоящее время санитарные нормативы качества воды в водных объектах по химическим показателям установлены ГН 2.1.5.1315-03 "Предельно допустимые концентрации (ПДК) химических веществ в воде водных объектов хозяйственно-питьевого и культурно-бытового водопользования", утвержденными Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 30 апреля 2003 г. N 78 <1>, и ГН 2.1.5.1316-03 "Ориентировочно-допустимые уровни (ОДУ) химических веществ в воде водных объектов хозяйственно-питьевого и культурно-бытового водопользования", утвержденными Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 30 апреля 2003 г. N 74 <2> (с изм. от 4 февраля 2004 г.).


--------------------------------

<1> Российская газета. N 119/1. 2003. 20 июня.

<2> Российская газета. N 46. 2004. 6 марта.


Часть 2 комментируемой статьи констатирует значимость установления округов и зон санитарной охраны водных объектов, используемых для питьевого, хозяйственно-бытового водоснабжения и в лечебных целях. Как указано в ч. 4 ст. 18 Федерального закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", проекты данных зон и округов утверждаются органами исполнительной власти субъектов РФ при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии их санитарным правилам.

Значение определения зон и округов санитарной охраны для водных объектов, используемых в названных целях, подчеркивается в ряде статей ВК РФ, в частности, согласно ст. 44 такие водные объекты должны быть защищены от сброса сточных и (или) дренажных вод (см. комментарий к ст. 44). В соответствии с п. 1.5 СанПиН 2.1.4.1110-02 "Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения", утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 14 марта 2002 г. N 10, зоны санитарной охраны состоят из трех поясов. Первый пояс обладает наиболее строгим режимом, включает территорию расположения водозаборов, площадок всех водопроводных сооружений и водопроводящего канала, его назначение состоит в защите места водозабора и водозаборных сооружений от случайного или умышленного загрязнения и повреждения. Второй и третий пояса (пояса ограничений) включают территорию, предназначенную для предупреждения загрязнения воды источников водоснабжения. Режим особой санитарной охраны водоводов обеспечивается установлением санитарно-защитной полосы, при этом в каждом из трех поясов, а также в пределах санитарно-защитной полосы соответственно их назначению вводится специальный режим и определяется комплекс мероприятий, направленных на предупреждение ухудшения качества воды.

Подземные водные объекты являются одними из основных источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, при этом, как указано в ч. 3 комментируемой статьи, порядок их использования в данных целях определяется законодательством о недрах.

Порядок предоставления подземных водных объектов в пользование на основании лицензии в целях добычи подземных вод для обеспечения питьевого водоснабжения населения регламентируется рядом актов, к которым следует отнести Приказы МПР России от 29 ноября 2004 г. N 710 "Об утверждении Порядка рассмотрения заявок на получение права пользования недрами для целей добычи подземных вод, используемых для питьевого водоснабжения населения или технологического обеспечения водой объектов промышленности" <1>, а также от 12 сентября 2002 г. N 575 "Об утверждении Временных методических рекомендаций по подготовке и рассмотрению материалов при предоставлении лицензий на право пользования участками недр для целей геологического изучения и добычи подземных вод, используемых для питьевого водоснабжения населения или технологического обеспечения водой объектов промышленности" <2>.


--------------------------------

<1> БНА ФОИВ. 2004. N 52.

<2> Документ опубликован не был // СПС "КонсультантПлюс".


Необходимо отметить, что порядок резервирования подземных водных объектов в качестве источников питьевого водоснабжения закреплен Правилами резервирования источников питьевого водоснабжения, утв. Постановлением Правительства РФ от 20 ноября 2006 г. N 703 (см. комментарий к ст. 34).

Между тем санитарно-эпидемиологические требования к охране подземных вод установлены СП 2.1.5.1059-01 "Гигиенические требования к охране подземных вод от загрязнения", утвержденными Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 25 июля 2001 г. N 19 <3>, и направлены прежде всего на предотвращение такого воздействия хозяйственной или иной деятельности на подземные воды, которое может привести к ограничению использования этих вод для питьевых, хозяйственно-бытовых и лечебных целей, а также влиять на здоровье населения. Данными Требованиями, в частности, запрещены:

--------------------------------

<3> БНА ФОИВ. 2001. N 38.


захоронение отходов, размещение свалок, кладбищ, скотомогильников и других объектов, являющихся источниками химического, биологического или радиационного загрязнения в области питания и разгрузки подземных вод, используемых или перспективных для использования в питьевых, хозяйственно-бытовых и лечебных целях;

необоснованное использование подземных вод питьевого качества для иных нужд;

загрязнение подземных вод при добыче полезных ископаемых, проведении работ по водопонижению, при строительстве и эксплуатации дренажных систем на мелиорируемых землях;

отвод без очистки дренажных вод с полей и ливневых сточных вод с территорий населенных мест в овраги и балки;

применение, хранение ядохимикатов и удобрений в пределах водосборов грунтовых вод, используемых при нецентрализованном водоснабжении;

орошение сельскохозяйственных земель сточными водами, если это влияет или может отрицательно влиять на состояние подземных вод.

В целях обеспечения санитарной охраны подземных вод СП 2.1.5.1059-01 предусмотрена система мер, в которую входят:

гигиеническое нормирование состава и свойств подземных вод, используемых для питьевых и лечебных целей;

организация и эксплуатация зон санитарной охраны источников централизованного питьевого водоснабжения и округов санитарной (горно-санитарной) охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов;

регламентирование порядка предоставления в пользование недр для добычи полезных ископаемых (включая добычу питьевых вод), а также для строительства и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых;

регламентирование различных видов хозяйственной или иной деятельности, оказывающих влияние на состояние подземных вод (включая источники нецентрализованного хозяйственно-питьевого водоснабжения), в том числе и на перспективу;


санитарно-эпидемиологическая экспертиза технологий, проектов строительства, реконструкции объектов, прямо или косвенно влияющих на состояние подземных вод;

привлечение к юридической ответственности за нарушение санитарных норм и правил.


Статья 44. Использование водных объектов для целей сброса сточных вод и (или) дренажных вод


Комментарий к статье 44


Сброс сточных вод в водные объекты является одним из видов их целевого использования в соответствии со ст. 37 ВК РФ. Вместе с тем сброс сточных вод ненормативного качества в водные объекты или превышение нормативов предельно допустимых сбросов могут нанести существенный ущерб данным объектам. Именно в целях обеспечения их охраны при использовании в целях сброса сточных или дренажных вод предусматриваются требования, закрепленные комментируемой статьей.

Части 2 и 3 рассматриваемой статьи устанавливают запрет на сброс сточных или дренажных вод в некоторые категории водных объектов, имеющих определенное особо ценное значение. К ним относятся особо охраняемые водные объекты, особенности правового статуса которых закреплены в ВК РФ (см. комментарий к ст. 66), а также водные объекты, находящиеся в границах зон, округов санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения (см. комментарии к ст. 34 и 43). Отдельное место среди охраняемых от таких сбросов водных объектов занимают те из них, которые содержат природные лечебные ресурсы, а также находятся в границах первой и второй зон округов санитарной (горно-санитарной) охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов. Особенности правового режима названных объектов определяются в соответствии с положениями Федерального закона от 23 февраля 1995 г. N 26-ФЗ "О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах" <1> (в ред. от 9 мая 2005 г.), согласно ст. 16 которого первая и вторая зоны округов санитарной (горно-санитарной) охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов обладают режимом наибольшей охраны.

--------------------------------

<1> СЗ РФ. 1995. N 9. Ст. 713.


Так, в частности, на территории первой зоны запрещаются проживание и все виды хозяйственной деятельности, за исключением работ, связанных с исследованиями и использованием природных лечебных ресурсов в лечебных и оздоровительных целях при условии применения экологически чистых и рациональных технологий. На территории второй зоны запрещаются размещение объектов и сооружений, не связанных непосредственно с созданием и развитием сферы курортного лечения и отдыха, а также проведение работ, загрязняющих окружающую природную среду, природные лечебные ресурсы и приводящих к их истощению. Третья зона обладает наименьшей степенью охраны - на ее территории всего лишь вводятся ограничения на размещение промышленных и сельскохозяйственных организаций и сооружений, а также на осуществление хозяйственной деятельности, сопровождающейся загрязнением окружающей природной среды, природных лечебных ресурсов и их истощением. Несмотря на то, что сброс сточных и (или) дренажных вод может негативно повлиять на состояние как водных объектов в их границах, так и окружающей среды в целом, исходя из ч. 3 комментируемой статьи, запрета на сброс сточных и (или) дренажных вод в пределах третьей зоны не установлено. При этом установленный режим санитарной (горно-санитарной) охраны обеспечивается: в первой зоне - пользователями, во второй и третьей - пользователями, землепользователями и проживающими в этих зонах гражданами.


Положением об округах санитарной и горно-санитарной охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов федерального значения, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 7 декабря 1996 г. N 1425 <1> (в ред. от 19 июля 2006 г.), установлен прямой запрет на сброс сточных и дренажных вод в водные объекты (за исключением сброса очищенных вод через специальные глубоководные выпуски), а также другие виды водопользования, отрицательно влияющие на санитарное и экологическое состояние этих объектов лишь во второй зоне округов санитарной (горно-санитарной) охраны. Между тем, учитывая особый режим охраны первой зоны данных округов, можно утверждать, что и в его пределах названные виды воздействия на водные объекты запрещены.

--------------------------------

<1> СЗ РФ. 1996. N 51. Ст. 5798.


Сброс сточных и (или) дренажных вод запрещен также и в отношении водных объектов, расположенных в границах рыбоохранных и рыбохозяйственных заповедных зон. Понятие и особенности их правового режима закреплены в ст. 48 и 49 Федерального закона "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов" <1>.

--------------------------------

<1> СЗ РФ. 2004. N 52 (ч. 1). Ст. 5270.


Рыбоохранной зоной признается территория, которая прилегает к акватории водного объекта рыбохозяйственного значения и на которой устанавливается особый режим осуществления хозяйственной и иной деятельности в целях сохранения условий для воспроизводства водных биоресурсов. Рыбохозяйственной заповедной зоной, в свою очередь, является водный объект или его часть, имеющие важное значение для сохранения водных биоресурсов ценных видов, с прилегающей к ним территорией, на которых вводится особый режим хозяйственной и иной деятельности в целях сохранения водных биоресурсов и создания условий для развития рыбоводства и рыболовства. При этом в отличие от рыбоохранных зон в рыбохозяйственных заповедных зонах хозяйственная и иная деятельность (в том числе и связанная со сбросом сточных и (или) дренажных вод) может быть запрещена полностью или частично, постоянно или временно <2>.

--------------------------------

<2> См. подробнее: Комментарий к Федеральному закону "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов" / Под ред. М.В. Пономарева. М.: ЗАО "Юстицинформ", 2005.


Согласно ч. 4 ст. 35 ВК РФ количество веществ и микроорганизмов, содержащихся в сбросах сточных вод и (или) дренажных вод в водные объекты, не должно превышать установленные нормативы допустимого воздействия на водные объекты. Соблюдение таких показателей при сбросе сточных и (или) дренажных вод обеспечивается в том числе и путем выдачи разрешений на сбросы загрязняющих веществ в водные объекты.

В соответствии с Инструкцией об организации выдачи разрешений на сбросы загрязняющих веществ в окружающую среду (водные объекты), утвержденной Приказом Ростехнадзора от 10 июля 2006 г. N 675 <1>, в разрешениях на сбросы устанавливаются количества загрязняющих веществ, допускаемых к сбросу в водные объекты отдельно по каждому выпуску сточных и (или) дренажных вод: в пределах утвержденных нормативов допустимых сбросов и лимитов на них. При этом разрешения на них выдаются территориальными органами Ростехнадзора по месту расположения выпусков сточных и (или) дренажных вод в соответствующие водные объекты. Для принятия решения о выдаче разрешения на сброс при определенных лимитах территориальные органы Ростехнадзора помимо представляемых для получения разрешения документов также рассматривают представляемые заявителями планы снижения сбросов загрязняющих веществ, согласованные соответствующими органами исполнительной власти, с поэтапным достижением нормативных значений нормативов предельно допустимых сбросов (ПДС).