Файл: ВК_комм_Травников_2009.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.10.2020

Просмотров: 1424

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Статья 75. Использование фото- и киносъемки и других способов дистанционного зондирования земли с борта воздушного судна


Комментарий к статье 75


В комментируемой статье законодатель, учитывая, что фото-, киносъемки и другие способы дистанционного зондирования земли производятся воздушными судами различных видов авиации, поручил Правительству Российской Федерации установить единый порядок допуска к использованию указанных способов дистанционного зондирования земли с борта воздушного судна независимо от их принадлежности.

К полетам для воздушных съемок относятся:

аэрофотосъемочные;

поисково-съемочные;

аэросъемочные;

аэровизуальные.

Перед началом таких полетов районы работ и маршруты полетов согласуются с заинтересованными министерствами, ведомствами, организациями и соответствующими органами управления воздушным движением.

Аэрофотосъемочные полеты производятся в целях фотографирования местности с воздушных судов, оборудованных аэрофотосъемочной аппаратурой. Полеты над участками аэрофотосъемки производятся на заданных высотах по стандартному атмосферному давлению 760 мм рт.ст. (1013,2 Мб). Перелеты с участка на участок, а также изменение высоты фотографирования производятся с разрешения органа, непосредственно управляющего данным полетом.

Поисково-съемочные полеты выполняются в целях проведения различных видов аэрогеофизических съемок на предельно малых высотах. При выполнении поисково-съемочных полетов на воздушных судах, оборудованных аппаратурой с выпускными устройствами, минимально допустимые высоты полетов увеличиваются на длину выпущенного троса, если нет других ограничений для данного воздушного судна или съемочной аппаратуры.

Аэросъемочные полеты выполняются в целях геологического картирования, дистанционного зондирования Земли, а также контроля над состоянием окружающей среды. Полеты выполняются на малых, средних и больших высотах с выдерживанием постоянной высоты по барометрическому высотомеру по маршрутам в заданных районах.

Аэровизуальные полеты выполняются в присутствии наблюдателя от заинтересованной организации, находящегося на борту воздушного судна, в целях визуального обследования объектов и наблюдения за обстановкой на местности (патрулирование линий электропередачи и связи, газо- и нефтепроводов, рек, каналов, автомагистралей, ледовая разведка, разведка запасов рыбы и зверя и т.п.). Полеты выполняются на малых, средних и больших высотах. Аэровизуальные полеты ночью в горной местности запрещаются. Ледовая разведка выполняется на воздушных судах с двумя и более двигателями.


Статья 76. Аренда каналов связи


Комментарий к статье 76


Аренда каналов осуществляется на общих условиях, установленных гражданским законодательством, посредством заключения договора аренды. При этом лица, имеющие право на предоставление услуг связи, в первую очередь предоставляют каналы связи для обеспечения полетов воздушных судов и другой деятельности по использованию воздушного пространства и принимают неотложные меры к замене каналов связи и их восстановлению в случае повреждения.



Статья 77. Использование средств связи общего назначения


Комментарий к статье 77


В зависимости от принадлежности воздушного судна к тому или иному виду авиации средства связи общего назначения используются в порядке, определенном Минсвязи России, которое согласовывает вопросы обеспечения полетов с Росавиацией (при обеспечении полетов воздушных судов гражданской авиации и принадлежащих им органов управления полетами), Росаэронавигацией (при обеспечении средствами связи органов ЕС ОрВД), Минобороны России (при обеспечении полетов воздушных судов государственной авиации и принадлежащих им органов управления полетами) или Минпромторгом России (при обеспечении полетов воздушных судов экспериментальной авиации и принадлежащих им органов управления полетами).


Статья 78. Осуществление радиотехнического обеспечения полетов воздушных судов и радиосвязи с ними


Комментарий к статье 78


Пункт 1 ст. 78 ВК обязывает Минобороны России выделять радиочастоты для радиотехнического обеспечения полетов воздушных судов и радиосвязи с ними для всех граждан и юридических лиц, имеющих право на предоставление таких услуг. При этом выделение радиочастот должно производиться таким образом, чтобы средства радиотехнического обеспечения полетов и радиосвязи не создавали помех друг другу при одновременной работе.

Пунктом 2 комментируемой статьи законодатель обязал всех граждан и юридических лиц, имеющих установки и аппараты, которые могут создавать помехи средствам радиотехнического обеспечения полетов воздушных судов и радиосвязи с ними, при получении информации от уполномоченного органа в области связи или его подразделений о создании таких помех немедленно прекратить работу этих установок и аппаратов и не включать их до устранения помех своими силами и за свой счет.

Радиотехническое обеспечение полетов осуществляется в соответствии с ФАП, утверждаемыми Минтрансом России, которые предусматривают:

обеспечение органов управления воздушным движением (управления полетами) необходимыми радиотехническими средствами, средствами связи и контроля над движением воздушных судов;

содержание средств радиотехнического обеспечения полетов и средств связи в исправном состоянии;

планирование использования радиотехнических средств и средств связи, а также их технического обслуживания;

учет и анализ отказов и неисправностей радиотехнических средств и средств связи, разработку и проведение мероприятий по повышению надежности работы этих средств;

подготовку и допуск инженерно-технического состава к технической эксплуатации радиотехнических средств и средств связи.

Для радиотехнического обеспечения полетов используются автоматизированные системы управления воздушным движением, трассовые, аэродромные и посадочные радиолокаторы, радиотехнические системы и средства навигации, системы посадки, радиопеленгаторы, средства воздушной и наземной электросвязи и пр. Использование средств радиотехнического обеспечения полетов и связи для обеспечения полетов разрешается после их государственной регистрации и оформления допуска к эксплуатации в соответствии с установленными требованиями. Кроме того, на все радиоизлучающие устройства должны быть получены разрешения на право эксплуатации.



Глава XI. МЕЖДУНАРОДНЫЕ ПОЛЕТЫ ВОЗДУШНЫХ СУДОВ


Статья 79. Международные полеты воздушных судов


Комментарий к статье 79


В пункте 1 ст. 79 ВК дается определение понятия "международный полет": всякий полет, связанный с пересечением воздушным судном Государственной границы РФ и государственной границы другого иностранного государства.

В пункте 2 комментируемой статьи законодатель определил, что международные полеты в воздушном пространстве России выполняются прежде всего в соответствии с законодательством Российской Федерации, к которому в данном случае следует отнести ВК, Закон о Государственной границе, ФП ИВП и ФАП полетов.

В соответствии с п. 4 ст. 15 Конституции РФ общепризнанные (а не общепринятые, как это ошибочно записано в п. 2 ст. 79 ВК) принципы и нормы международного права, как и международные договоры РФ, являются частью правовой системы РФ и поэтому должны применяться при выполнении международных полетов. В данном случае речь идет о таких принципах и нормах международного права, как неприменение силы и угроза силой, суверенитет государства, неприкосновенность государственных границ, возмещение нанесенного ущерба. Основным международным правовым актом, регулирующим отношения в области международных полетов, является Чикагская конвенция 1944 г. К другим многосторонним договорам можно отнести Гамбургскую конвенцию 1979 г. Международными правовыми актами, регламентирующими международные полеты, являются также двусторонние соглашения Российской Федерации о воздушных сообщениях.

В пункте 3 ст. 79 ВК установлено, что правила международных полетов воздушных судов и информация, необходимая для осуществления международных воздушных сообщений, публикуются в Сборнике аэронавигационной информации РФ (AIP). Организацию официального издания Сборника осуществляет Росаэронавигация на основании п. 5.4.6 Положения об этой Службе.

Международные полеты иностранных воздушных судов в воздушном пространстве России выполняются по установленным международным воздушным трассам и на аэропорты (аэродромы), выделенные для обслуживания указанных полетов. Перечни международных воздушных трасс и аэропортов (аэродромов), открытых для международных полетов, утверждаются Правительством РФ и указываются в AIP.

Каждый международный полет должен производиться при наличии полученного в установленном порядке от органов управления воздушным движением разрешения на вылет и в соответствии с планом полета, представленным органам управления воздушным движением.

Воздушные суда, выполняющие международные полеты, должны пересекать Государственную границу по установленным воздушным коридорам перелета Государственной границы России.

При наличии на территории государства запретных зон оно может, исходя из соображений военной необходимости или общественной безопасности, ограничить или запретить на единообразной основе полеты воздушных судов других государств над определенными зонами своей территории при условии, что в этом отношении не будет проводиться никакого различия между занятыми в регулярных международных воздушных сообщениях воздушными судами данного государства и воздушными судами других государств, занятыми в аналогичных сообщениях. Такие запретные зоны имеют разумные размеры и местоположение, чтобы без необходимости не создавать препятствий для аэронавигации. Описания запретных зон, находящихся на территории какого-либо государства, а также любые последующие изменения, вносимые в них, в кратчайшие сроки должны направляться другим государствам и Международной организации гражданской авиации (ИКАО).


Любое государство может временно ограничить или запретить полеты над всей своей территорией или какой-либо ее частью при условии, что такое ограничение или запрещение применяются к воздушным судам всех других государств независимо от их национальности в исключительных обстоятельствах, или в период чрезвычайного положения, или в интересах общественной безопасности.

На воздушные суда, их экипажи и пассажиров, прибывающих и отбывающих из России, а также на имущество, ввозимое или вывозимое из России на воздушных судах, распространяется действие паспортных, таможенных, валютных, санитарных, карантинных и иных правил о въезде и выезде, а также о ввозе и вывозе имущества и транзите через территорию Российской Федерации. Перед вылетом и после завершения международного полета члены экипажа воздушного судна Российской Федерации должны пройти таможенный досмотр, паспортный контроль и другие процедуры, установленные государственными органами, в международных аэропортах (аэродромах) на территории Российской Федерации и в иностранных государствах.

Пункт 4 ст. 79 ВК определяет, что международные полеты иностранных воздушных судов в воздушном пространстве России выполняются на основе международных договоров Российской Федерации или разовых разрешений, выдаваемых в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Указанными договорами в подавляющем большинстве случаев являются соглашения о воздушных сообщениях, устанавливающие порядок выполнения регулярных (по расписанию) международных полетов. Такие соглашения заключаются, как правило, на двусторонней основе между Правительством РФ и правительством иностранного государства для установления воздушного сообщения и содержат в том числе перечень договорных линий (маршрутов), по которым разрешается выполнение полетов в воздушном пространстве РФ, и аэродромов (аэропортов) для производства взлетов и посадки воздушных судов этого иностранного государства. Соглашения о воздушном сообщении обеспечивают международные полеты только коммерческой гражданской авиации как транспорта общественного пользования.

Эпизодические, разовые международные полеты выполняются на основании разрешений, выдаваемых в порядке, определяемом ФП ИВП. Такие разрешения выдаются:

Правительством РФ в отношении экспериментальных воздушных судов всех видов;

Минобороны России (на основании решения Правительства РФ) в отношении государственных воздушных судов;

Минпромторгом России в отношении экспериментальных воздушных судов, изготовленных для целей гражданской авиации;

МИДом России в отношении воздушных судов, используемых для перевозки глав государств и правительств, министров обороны и иностранных дел, а также с согласия Правительства РФ в отношении воздушных судов государств, с которыми Российская Федерация не имеет дипломатических отношений;


Росаэронавигацией в отношении гражданских воздушных судов.

Разрешения на выполнение эпизодических (разовых) международных полетов государственных и экспериментальных воздушных судов оформляются через МИД России.

Пунктом 5 ст. 79 ВК предписано, что эксплуатанты воздушных судов иностранных государств должны заблаговременно информировать российский уполномоченный орган в области гражданской авиации об опознавательных знаках, нанесенных на их воздушные суда. Этот орган должен указываться в Сборнике аэронавигационной информации РФ.

Пунктом 6 комментируемой статьи законодатель поручил уполномоченному органу в области гражданской авиации определить условия обеспечения ответственности иностранных эксплуатантов за причинение вреда третьим лицам и воздушным судам при выполнении международных полетов в воздушном пространстве России. Одновременно законодатель обязал этих эксплуатантов до выполнения международных полетов в воздушном пространстве РФ предоставлять уполномоченному органу в области гражданской авиации сведения о страховании или об ином обеспечении ответственности за причинение вреда третьим лицам и воздушным судам в соответствии с поставленными условиями.


Статья 80. Взлет и посадка воздушных судов Российской Федерации и воздушных судов иностранных государств при выполнении международных полетов


Комментарий к статье 80


Взлет и посадка воздушных судов Российской Федерации и иностранных государств при выполнении международных полетов в воздушном пространстве России производятся в международных аэропортах и на открытых для международных полетов воздушных судов аэродромах, где предусмотрен пограничный, таможенный и другие виды контроля. Перечень таких аэропортов и аэродромов утверждается Правительством Российской Федерации и публикуется в Сборнике аэронавигационной информации.

В отдельных (исключительных) случаях в соответствии с решением российских компетентных органов взлет и посадка воздушных судов Российской Федерации и воздушных судов иностранных государств при выполнении международных полетов в воздушном пространстве Российской Федерации могут быть произведены в аэропортах и на аэродромах, не открытых для международных полетов. В соответствии с ч. 7 ст. 11 Закона о Государственной границе взлет и посадка воздушных судов могут быть произведены в аэропортах и на аэродромах, не открытых для международных полетов при выполнении специальных полетов (см. комментарий к ст. 82 ВК), а также в случаях вынужденной посадки, например при отказе авиационной техники.


Статья 81. Признание на территории Российской Федерации судовых документов, имеющихся на борту гражданских воздушных судов иностранных государств


Комментарий к статье 81


Судовые документы, которые выданы или которым придана сила иностранного государства, где зарегистрировано воздушное судно, признаются действительными другими иностранными государствами при условии, что требования, с соблюдением которых такие удостоверения или свидетельства выданы или которым придана сила, отвечают минимальным стандартам, устанавливаемым в соответствии с международными правилами, или превышают их.