Файл: ВК_комм_Травников_2009.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.10.2020

Просмотров: 1437

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

В любом случае решение о прекращении поиска потерпевшего бедствие воздушного судна может быть принято только после того, как будет установлено, что исчерпаны все возможные варианты поиска.

3. Пункт 3 ст. 94 ВК определил, что потерпевшее бедствие воздушное судно, поиск которого официально прекращен, считается пропавшим без вести. Поиск пропавшего без вести воздушного судна возобновляется немедленно при получении любых новых сведений о месте его нахождения независимо от времени, прошедшего с момента прекращения поиска. И даже если очевидно, что спасти людей невозможно из-за большого промежутка времени, прошедшего после происшествия, поиск воздушного судна, потерпевшего бедствие, возобновляется, в том числе для выяснения причин происшествия и принятия мер к исключению повторения происшествий по этим причинам.


Глава XIV. РАССЛЕДОВАНИЯ АВИАЦИОННОГО

ПРОИСШЕСТВИЯ ИЛИ ИНЦИДЕНТА


Статья 95. Цели и порядок расследования авиационного происшествия или инцидента


Комментарий к статье 95


1. Правовой основой регулирования процесса организации и проведения расследования авиационных происшествий с гражданскими воздушными судами является Чикагская конвенция 1944 г. Статья 26 данной Конвенции устанавливает, что расследование авиационных происшествий организует и проводит государство, на чьей территории случилось это происшествие, в соответствии с процедурой, которая установлена ИКАО (приложение 13 к Чикагской конвенции 1944 г.). Поскольку эта норма Конвенции является общепризнанной и универсальной, Российская Федерация распространила ее действие на другие виды авиации РФ - государственную и экспериментальную.

2. Пункт 1 ст. 95 ВК устанавливает, что любое авиационное происшествие или инцидент с воздушным судном независимо от его принадлежности (российское или иностранное, гражданское, государственное или экспериментальное) и от формы собственности должны быть расследованы.

Цель расследования авиационного происшествия или инцидента (п. 2 данной статьи) - установление причин авиационного происшествия или инцидента и принятие мер к их предотвращению в будущем.

Более того, в этой же статье определено, что установление чьей-либо вины и ответственности не является целью расследования авиационного происшествия или инцидента. Эту функцию выполняют правоохранительные органы (Прокуратура РФ, МВД России, ФСБ России).

3. В части первой п. 3 ст. 95 ВК законодатель определил, что расследование, классификация и учет авиационных происшествий и инцидентов осуществляются уполномоченными органами гражданской, государственной и экспериментальной авиации:

авиационные происшествия с гражданскими воздушными судами РФ и иностранных государств расследуются МАК (см. комментарий к ст. 6 ВК) при участии Росавиации, а инциденты с гражданскими воздушными судами расследует Росавиация (п. 6.6 Положения об этом Агентстве);


авиационные происшествия и инциденты с государственными воздушными судами расследуются Минобороны России (Службой безопасности полетов авиации Вооруженных Сил РФ), МВД России, МЧС России, ФСБ России в зависимости от принадлежности воздушного судна;

авиационные происшествия с экспериментальными воздушными судами расследуются Минпромторгом России.

Если в авиационном происшествии или инциденте участвовали воздушные суда разных видов авиации, расследования таких происшествий и инцидентов проводят смешанные комиссии, состоящие из представителей указанных выше уполномоченных органов. Председатель такой комиссии назначается Правительством РФ.

Частью второй п. 3 ст. 95 ВК законодатель поручил Правительству РФ установить порядок проведения расследований, классификации и учета авиационных происшествий и инцидентов. В настоящее время расследования, классификация и учет авиационных происшествий или инцидентов проводятся в соответствии с:

Правилами расследования авиационных происшествий и инцидентов с гражданскими воздушными судами в Российской Федерации (утверждены Постановлением Правительства РФ от 18.06.1998 N 609);

Правилами расследования авиационных происшествий и инцидентов с государственными воздушными судами в Российской Федерации (утверждены Постановлением Правительства РФ от 02.12.1999 N 1329);

Правилами расследования авиационных происшествий и инцидентов с экспериментальными воздушными судами в Российской Федерации (утверждены Постановлением Правительства РФ от 04.04.2000 N 303).

При этом расследование авиационных происшествий и инцидентов с экспериментальными воздушными судами, выполняющими коммерческие полеты, проводится в соответствии с Правилами расследования авиационных происшествий и инцидентов с гражданскими воздушными судами.

4. Расследование включает в себя сбор и анализ информации, проведение необходимых исследований, установление причин авиационного происшествия или инцидента, подготовку отчетных материалов и заключения, разработку рекомендаций, разбор (слушание) результатов расследования. Расследование авиационного происшествия или инцидента предусматривает выявление отклонений в функционировании авиационной системы и работе экипажа и оценку влияния этих отклонений на исход полета. Работы, проводимые в целях расследования авиационного происшествия или инцидента, приравниваются к работам по ликвидации чрезвычайных ситуаций.

Под авиационным происшествием понимается событие, связанное с использованием воздушного судна, которое имело место с момента, когда какое-либо лицо вступило на борт с намерением совершить полет, до момента, когда все лица, находившиеся на борту с целью совершения полета, покинули воздушное судно, и в ходе которого:

1) здоровью какого-либо лица в результате нахождения на этом воздушном судне причинен вред, повлекший за собой смертельный исход, за исключением тех случаев, когда вред здоровью наступил вследствие причин, не относящихся к использованию воздушного судна. Вред здоровью, в результате которого в течение 30 суток с момента происшествия наступила смерть, классифицируется как вред здоровью со смертельным исходом;


2) воздушное судно получило повреждение или произошло разрушение его конструкции, в результате чего:

нарушилась прочность конструкции, ухудшились технические или летные характеристики воздушного судна;

требуется крупный ремонт или замена поврежденного элемента конструкции воздушного судна, за исключением случаев отказа или повреждений двигателя, когда повреждены только сам двигатель, его капоты или вспомогательные агрегаты; повреждений несиловых элементов планера, обтекателей, законцовок крыла, антенн, пневматиков, тормозных устройств или других элементов конструкции воздушного судна, если эти повреждения не нарушили общей прочности конструкции; повреждений элементов несущих и рулевых винтов, втулки несущего или рулевого винта, трансмиссии, вентиляторной установки или редуктора;

3) воздушное судно пропало без вести или оказалось в таком месте, где доступ к нему невозможен или невозможна его эвакуация с места вынужденной посадки независимо от полученных повреждений.

Авиационные происшествия в зависимости от их последствий подразделяются на:

катастрофы - авиационные происшествия, приведшие к гибели или пропаже без вести кого-либо из членов экипажа или пассажиров, находившихся на борту воздушного судна. К катастрофам относятся также авиационные происшествия, приведшие к гибели кого-либо из членов экипажа при аварийном покидании воздушного судна, потерпевшего бедствие, или к гибели пассажиров в процессе их аварийной эвакуации из воздушного судна;

аварии - авиационные происшествия, не повлекшие за собой человеческих жертв или пропажи без вести кого-либо из членов экипажа или пассажиров.

Авиационный инцидент - событие, связанное с использованием воздушного судна, которое имело место с момента, когда какое-либо лицо вступило на борт с намерением совершить полет, до момента, когда все лица, находившиеся на борту с целью полета, покинули воздушное судно, и обусловленное отклонениями от нормального функционирования воздушного судна, экипажа, служб управления и обеспечения полетов воздействием внешней среды, которое могло оказать влияние на безопасность полета, но не закончилось авиационным происшествием.

Авиационные инциденты в зависимости от степени их влияния на безопасность полетов подразделяются на:

серьезные авиационные инциденты;

авиационные инциденты.

Для классификации авиационных инцидентов как серьезных используются следующие признаки:

а) выход воздушного судна за пределы эксплуатационных ограничений, установленных руководством по летной эксплуатации или программой летных испытаний;

б) возникновение значительных вредных воздействий на лиц, находившихся на борту воздушного судна (дыма, едких паров, токсичных газов, повышенной или пониженной температур, давления и т.п.);


в) значительное снижение работоспособности членов экипажа или повышение психофизиологической нагрузки на экипаж;

г) получение серьезных телесных повреждений каким-либо лицом на борту воздушного судна;

д) значительное ухудшение характеристик устойчивости и управляемости, летных или прочностных характеристик воздушного судна;

е) возникновение реальной возможности повреждения жизненно важных элементов воздушного судна в результате взрыва, пожара, нелокализованного разрушения двигателя, трансмиссии и т.п.;

ж) разрушение (заклинивание или рассоединение) элементов управления, другое повреждение элементов воздушного судна, не приведшее к авиационному происшествию.

Столкновение (опасное сближение) двух или нескольких воздушных судов расследуется как одно событие, а классифицируется и учитывается для каждого воздушного судна в зависимости от наступающих последствий. Отчетные материалы расследования оформляются на каждое воздушное судно.

5. При авиационном происшествии с воздушным судном России на территории иностранного государства определяются уполномоченные представители (наблюдатели) для участия в расследовании. После принятия решения о персональном составе группы специалистов, привлекаемых к расследованию авиационного происшествия, уведомление об этом через МИД России направляется государству, на чьей территории произошло авиационное происшествие. Дипломатическое представительство и консульские учреждения России в государстве, на территории которого произошло авиационное происшествие с воздушным судном РФ, обязаны оказывать всемерное содействие группе специалистов.

Расследование авиационного происшествия с воздушным судном РФ проводится в соответствии с законодательством государства, на чьей территории произошло авиационное происшествие. Если в соответствии с межправительственными соглашениями установлены иные правила расследования авиационных происшествий, то применяются правила, установленные указанными соглашениями. Если государство, на территории которого произошло авиационное происшествие, передает право расследования авиационного происшествия Российской Федерации, такое расследование проводится в соответствии с вышеуказанными правилами.

Все вопросы, возникающие в ходе расследования авиационного происшествия с воздушным судном РФ, решаются уполномоченным представителем через уполномоченного по расследованию (председателя комиссии) государства, проводящего расследование. После рассмотрения проекта отчета, представленного органом, проводившим расследование авиационного происшествия с воздушным судном РФ, группа специалистов Российской Федерации, участвующая в расследовании, в течение 60 дней готовит и направляет в орган, проводивший расследование, замечания и предложения по указанному отчету. По окончании работ, связанных с расследованием авиационного происшествия, уполномоченный представитель с группой специалистов РФ подготавливают по результатам расследования доклад.


6. В процессе расследования авиационного происшествия с разрешения руководителя федерального органа исполнительной власти, образовавшего комиссию по расследованию, могут быть преданы гласности только фактические данные об этом авиационном происшествии. Информация, полученная при расследовании, касающаяся обстоятельств авиационного происшествия и содержащая конфиденциальные сведения, ни при каких условиях не может предоставляться посторонним лицам или обсуждаться с ними. По решению председателя комиссии по расследованию и с согласия правоохранительного органа, осуществляющего предварительное следствие по факту авиационного происшествия, полученная информация может быть использована только для принятия мер повышения безопасности полетов. После завершения расследования авиационного происшествия официальная информация о происшествии и результатах его расследования может быть доведена до сведения общественности, юридических лиц и граждан руководителем федерального органа исполнительной власти, образовавшим комиссию по расследованию, или другим лицом по его поручению.

7. Для расследования авиационного инцидента руководитель организации образует своим приказом комиссию. Комиссия по расследованию серьезного авиационного инцидента утверждается уполномоченным органом по принадлежности воздушного судна. Члены комиссии назначаются из числа специалистов организации - владельца воздушного судна, а также организаций, являющихся разработчиком и (или) изготовителем воздушного судна (двигателя), при выявлении недостатков в работе авиационной техники. При расследовании авиационного инцидента разрешается не создавать подкомиссий и рабочих групп.

Организация и порядок работы комиссии по расследованию авиационного инцидента такие же, как и комиссии по расследованию авиационного происшествия. Срок расследования авиационного инцидента не должен превышать семи суток, серьезного авиационного инцидента - 15 суток, если не требуется проведения дополнительных исследований. Срок расследования может быть продлен уполномоченным органом по запросу руководителя организации - владельца воздушного судна. Исследование объектов авиационной техники при расследовании авиационного инцидента проводится на базе организации - владельца воздушного судна, а специальные исследования в случае отсутствия у этой организации необходимых технических возможностей проводятся в других организациях.

По результатам расследования составляется акт расследования авиационного инцидента. Он подписывается председателем и членами комиссии по расследованию и утверждается руководителем организации. Акт расследования серьезного авиационного инцидента представляется в уполномоченный орган. Подлинник этого акта остается в организации, являющейся владельцем воздушного судна, а копия акта направляется в уполномоченный орган.