Файл: Политический терроризм.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.10.2020

Просмотров: 3184

Скачиваний: 5

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Введение диссертации (часть автореферата) 

На тему "Политический терроризм :Регион. аспект"

Заключение диссертации по теме "Философия политики и права", Манацков, Игорь Валентинович

Список литературы диссертационного исследования кандидат философских наук Манацков, Игорь Валентинович, 1998 год

Оглавление научной работыавтор диссертации — кандидат политических наук Политов, Сергей Иванович

Введение диссертации2007 год, автореферат по политологии, Политов, Сергей Иванович

Заключение научной работыдиссертация на тему "Современный международный терроризм как угроза национальной безопасности России"

Список научной литературыПолитов, Сергей Иванович, диссертация по теме "Политические институты, этнополитическая конфликтология, национальные и политические процессы и технологии"

СОДЕРЖАНИЕ ДИССЕРТАЦИИ

по праву и юриспруденции, автор работы: Ивлиев, Сергей Михайлович, кандидат юридических наук

ВВЕДЕНИЕ ДИССЕРТАЦИИ

по теме "Уголовно-правовые средства противодействия терроризму"

ВЫВОД ДИССЕРТАЦИИ

по специальности "Уголовное право и криминология; уголовно-исполнительное право", Ивлиев, Сергей Михайлович, Москва

Проблемы терроризма, религиозного экстремизма и пути их преодоления

Автореферат докторской диссертации по философии

Современный терроризм: специфика, причины, основные направления противодействия

Муфтахова Фильза Саубановна

Специфика, структура и проявления современного терроризма

Причины современного терроризма

Идеологические основания терроризма

Негосударственный терроризм как форма политической борьбы: основные признаки и тенденции исторического развития

Общая характеристика работы

Основное содержание работы

Список публикаций автора по теме диссертационной работы

Ученый секретарь

I. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

II. ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

 Терроризм - война XXI века

Введение

Глава 1. Общая характеристика терроризма и его место в системе преступлений против общественной безопасности (исторический и современный аспекты)

1.1 Историческое развитие понятия терроризма, как негативного социального явления и как преступления против общественной безопасности

1.2 Особенности противодействия терроризму на современном этапе развития российского общества и актуализация борьбы с ним в мировом масштабе

Глава 2. Уголовно-правовая характеристика терроризма, как особо опасного вида преступления против общественной безопасности по Уголовному кодексу Российской Федерации

2.1 Юридический анализ и особенности квалификации преступлений террористической направленности

2.2 Проблемы отграничения терроризма от некоторых смежных составов преступлений и возможности их законодательного решения

Глава 3. Предупреждение терроризма на современном этапе развития общества, как залог мира и безопасности человечества

3.1 Эффективность международного и отечественного опыта законодательной борьбы с терроризмом в аспектах его предупреждения

Заключение

Библиографический список

Приложение № 1

Приложение № 2

Приложение № 3

Доказано, что существует организационная и идеологическая связь террористических формирований, действующих на территории стран СНГ, с зарубежными и международными террористическими объедениями. В частности, самую серьезную опасность представляет стремление ряда зарубежных террористических группировок, в частности сикхских и палестинских, перенести экстремистскую деятельность на территорию России.

В США в течение года появляется более двух тысяч публикаций, которые посвящены терроризму. Государственный департамент США принял Программу помощи в борьбе с терроризмом (Программа АТД). Главная ее цель - повысить способность полиции бороться с угрозой терроризма.

В целом практика Лиги наций и ООН пошла по пути выработки конвенций, отделяющих террористическую деятельность физических лиц и организованных групп от политики террора, проводимой государствами, и представляющих защиту против террористических актов международного характера в силу определенныхфункций лица или особого положения имущества, в отношении которых совершался террористический акт (11 специализированных конвенций и протоколов) [31].

В ст.1 Конвенции Лиги наций также отмечается, что термин "террористические акты" распространяется на преступные действия, направленные против государства и имеющие целью или способные терроризировать определенных лиц, группу или публику.

Далее в ст.2 дается перечень действий, охватываемых общим понятием терроризма, к которым конвенция относит всякое умышленное действие, направленное против жизни, телесной неприкосновенности или свободы определенных должностных лиц государства, умышленное истребление или повреждение государственного имущества, средств транспорта и т.п.

В Конвенции ОАГ под понятие терроризма подпадают похищения людей, убийства и другие виды посягательства на жизнь и неприкосновенность лиц, которым государство в соответствии с нормами международного права обязано предоставлять специальную защиту. В это понятие входят также вымогательства, связанные с данными преступлениями.

В резолюции Постоянного Совета ОАГ 1970 г. похищение людей с целью вымогательства рассматривается как преступление против человечества.

В проекте Единой конвенции ст.1 называется "Определение преступления международного терроризма".

В ней говорится, что преступлением международного терроризма будет признан любой акт насилия или угроза такового индивидом или группой индивидов, независимо от наименования, направленный против систем транспорта или связи, находящихся под международной защитой, в целях устрашения общественности или причинения вреда, или смерти таких лиц либо представителей общественности, которые были схвачены как заложники или другим способом выбраны как объекты террористической акции, или вызвавшие утрату, вред или ущерб местам или собственности, находящихся под международной защитой, в целях подрыва дружественных отношений между государствами либо между гражданами различных государств, или подрыва деятельности в таких международных организаций, или таких международных транспортных систем и систем связи, или вымогательства уступок от государств, совершаемых внутри государства либо за рубежом.


Составом этого преступления охватываются также подготовка к совершению, попытка совершения и соучастие в совершении данного преступления

В настоящее время нельзя высоко оценить эффективность сотрудничества государств по борьбе с терроризмом, ибо даже по главным направлениям этого сотрудничества, как на практике, так и в теории не достигнуто единства взглядов[32].

В названных международных соглашениях имеется целый ряд пробелов и труднопреодолимых в настоящее время недостатков, что ставит под сомнение адекватность данных соглашений потребностям нашего времени.

Заинтересованность большинства государств в предотвращении и пресечении террористических актов находится в противоречии с их нежеланием и даже неспособностью осуществлять международное сотрудничество на универсальной основе, выработать общее определение этих актов и создать единый международный механизм и необходимые гарантии борьбы с ним.

Во всех рассмотренных выше конвенциях, соглашениях и проектах дается определение актов терроризма путем перечисления конкретных видов преступлений. Одни и те же акты насилия квалифицируются различными государствами как террористические или как борьба за свободу, а лица, их осуществляющие, рассматриваются как террористы одними государствами и как борцы за свободу - другими. Наиболее разработанные конвенции закрепляли в своих статьях следующие положения:

определение состава преступления, подпадающего под действие соответствующей конвенции, если этот состав был неизвестен национальным законодательствам или имелись различия в его содержании или толковании;

квалификация преступлений, подпадающих под действие соответствующих конвенций, как уголовных, что повышает степень необратимости наказания за совершенные преступления;

включение в механизм, обеспечивающий неотвратимость наказания, формулы "aut dedere aut jusicare" - "выдай или суди";

обязательство государств-участников соответствующих конвенций принять необходимые меры в национальных законодательствах для обеспечения выполнения своих обязательств.

По мнению госдепартамента США, технически согласовать общеприемлемые подходы к определениюмеждународного терроризма чрезвычайно сложно, а политически - практически бесперспективно.

По мнению английского политолога П. Уилкинсона низкий уровень международного сотрудничества по борьбе с терроризмом и пробелы в соответствующих разделах международного права предопределены тем, что в международном сообществе имеются государства, которые постоянно генерируют и воспроизводят терроризм.

Тем не менее, на сегодняшний день международное сотрудничество - необходимое условие успешного противодействия терроризму, усилия отдельных государств в одиночку справиться с рассматриваемым явлением, обречены на провал. Несмотря на имеющиеся трудности в этой области международного сотрудничества, в настоящее время совместными усилиями ряда государств уже существуют определенные договоренности.


На их основе уже предпринимаются определенного рода шаги, которые в ближайшее время должны значительно снизить опасность угрозы со стороны терроризма как мировому сообществу в целой, так и каждому государству в отдельности. К настоящему времени наиболее существенные итоги, достигнутые в этой области таковы:

1) Политические установки по борьбе с рассматриваемыми деяниями включены в итоговые документы встреч участников Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ). В рамках Европейского экономического сообщества (ЕЭС) действует Комитет министров иностранных дел по терроризму. В министерствах иностранных дел стран ЕЭС с 1977 г., учреждены должности специальных послов по борьбе с терроризмом.

2) Определенную роль в деле предупреждения как актов международного, так и внутри государственного терроризма может сыграть Конвенция о маркировке пластических взрывчатых веществ (ВВ) 1991 года.

Государства, подписавшие настоящий документ, взяли на себя обязательства подвергать производимые пластические взрывчатые вещества (одни из наиболее трудно обнаруживаемых) специальной маркировкедля облегчения их обнаружения в случае их использования при совершении или подготовке террористических актов, что в свою очередь существенно облегчит работу правоохранительных органов по расследованию преступлений террористического характера. В течение трех лет их запасы должны были быть уничтожены, использованы или приведены в негодность. Военные и полицейские запасы ликвидируются в течение 15 лет.

3) Наиболее важный шаг в международном сотрудничестве в области противодействия терроризму - создание в 1976 г. системы "Трэви" (борьба с терроризмом, экстремизмом, международным насилием) - координирующего органа в системе общеевропейской безопасности. В его состав входят министры юстицииВД, а также других заинтересованных ведомств стран-членов ЕЭС. На него возложена обязанность осуществления следующих программ:

а) "Трэви - I" (борьба с терроризмом);

б) "Трэви - II" (оперативное использование подразделений специального назначения по борьбе с терроризмом, контроль над их подготовкой, помощь в техническом оснащении);

в) "Трэви - III" (проблемы взаимодействия на межгосударственной уровне, оперативный обмен информацией, в области борьбы с международными преступлениями);

г) "Трэви - IV" (разработка комплексной системы безопасности в связи с отменой пограничного и таможенного контроля на внутренних границах стран - членов ЕЭС);

д) "Иммиграция" (согласование иммиграционной политики с учетом противодействия терроризму и организованной преступности).

4) Заслуживает внимания высказанная в свое время идея, о создании при ООН особых формирований с целью использования их для освобождения захваченных террористами заложников, а также всех транспортных средств, включая космические, и других объектов, в том числе ядерных[33].


В конвенциях и проектах не указаны причины международного терроризма. Об этом говорится в докладе специального комитета по международному терроризму 1979 года, где его коренными причинами называются, в частности, неоколониализм, расизм, политика агрессии, иностранная оккупация и их последствия - несправедливость, неравенство, порабощение, угнетение и эксплуатация.

Как подчеркивается в докладе, лишь устранение данных причин будет содействовать устранению этого опасного явления из жизни современного общества. Так, весьма наглядным примером, может служить криминальная группа, состоящая из лиц одной из национальностей, имеющей прочные связи со своей преступной зарубежной диаспорой. В подчинении этих групп имеются формирования "боевиков", готовых выполнить любую "заявку" своих руководителей, в том числе в политических целях[34].

К тому же на стадиях выявления, предупреждения и пресечения не всегда ясны мотивы действий террористов и их конечная цель. Хотя, зарубежные эксперты отмечают учащающиеся случаи совершения политическими группировками уголовных акций с целью достижения в конечном итоге политических целей. В ООН предпринимались попытки дать определение международному терроризму. Однако из-за сложностей проблемы согласованного решения пока еще не достигнуто.

Также имеются расхождения между государствами в определении этого международного политического явления. Потребности организации под эгидой ООН и на базе межгосударственных многосторонних и двусторонних соглашений сотрудничества в борьбе с международным терроризмом обусловливают необходимость научной разработки концепции борьбы с международным терроризмом и разработки конкретной программы и ее реализации.

Так, Т. Арнольд и М. Кеннеди считают, что для правильного понимания терроризма как явления и классификации его в правовом контексте во всех его противоправных проявлениях необходимо ответить на следующие вопросы: почему, кто, где, в чьих интересах?

Анализ изданных в США, Великобритании и некоторых других странах Запада работ по рассматриваемой проблеме свидетельствует о совпадении мнений в отношении следующих признаков терроризма:

1) терроризм заключается в использовании крайних форм насилия или угрозе таким насилием;

2) цели террористического акта выходят за пределы причиняемого им разрушения, причинения телесных повреждений, смерти;

3) цели террористического акта достигаются путем психологического воздействия на лиц, не являющихся непосредственными жертвами насилия;

4) жертвы терроризма избираются больше по их символическому, чем действительному значению.

Для определения места и роли спецслужб в противодействии рассматриваемому явлению необходимо выделить наиболее распространенные виды терроризма. Зарубежные юристы в большинстве своем проводят классификацию терроризма на основе цели и мотивов террористической деятельности.


Так, П. Уилкинсон выделяет четыре типа терроризма:

1) криминальный, который состоит в запланированном использовании террора в целях получения финансовой или материальной выгоды;

2) психические акты насилия, вызванные политическими убеждениями, мифами, представлениями, порожденные религиозным фанатизмом;

3) военный - запугивание противника в вооруженном конфликте всеми доступными средствами;

4) политический как систематическое использование насилия и страха для достижения политических целей.

Однако подобный подход не может быть использован как правовая основа противодействия терроризму. Ведь для достижения своих целей террористы совершают самые разнообразные деяния.

На сегодняшний день правовая практика классифицирует весь комплекс деяний, используемых террористами по способу совершения каждого конкретного деяния.

Примером такой классификации может служить вариант, предложенный генеральным секретаремМеждународной ассоциации уголовного права Ш. Еассиуни (США):

1) похищение людей;

2) захват заложников;

3) направление писем-бомб;

4) поджог;

5) совершение взрывов;

6) вооруженное нападение;

7) захват воздушного судна;

8) убийство;

9) ограбление и взлом;

10) использование снайперов[35].

При этом можно отметить, что данный перечень не является исчерпывающим, приведены лишь способы, получившие наибольшее распространение в практике террористической деятельности.

В настоящее время в ряде зарубежных стран уже существуют различные подходы, при помощи которых те или иные противоправные деяния могут классифицироваться как акты терроризма. Приведем некоторые изних - получившие наибольшее распространение.

Согласно принятому в 1984 г. в США Всеобъемлющему закону "О контроле над преступностью"[36] к террористическим актам могут относиться преступления, связанные с совершением насильственного действия или действий, опасных для человеческой жизни, которые представляют собой нарушение либо уголовного закона Соединенных Штатов, либо любого из штатов, будучи совершены либо в пределах юрисдикции США, либо любого из штатов.

Предположительно они направлены на то, чтобы: запугать гражданское население или вынудить его действовать определенным образом; повлиять на правительственную политику путем запугивания или принуждения; отразиться на поведении правительства в результате убийства или похищения.

Определенный интерес с позиций подхода в противодействии рассматриваемому явлению представляет опыт французских законодателей так, согласно принятому в 1986 г. во Франции Закону "О борьбе с терроризмом и посягательствами на государственную безопасность"[37] выделено два критерия, согласно которым деяние относится к террористическим:

1) оно должно быть совершено "с целью опасного нарушения общественного порядка путем запугивания или террора";