Файл: Политический терроризм.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.10.2020

Просмотров: 3146

Скачиваний: 5

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Введение диссертации (часть автореферата) 

На тему "Политический терроризм :Регион. аспект"

Заключение диссертации по теме "Философия политики и права", Манацков, Игорь Валентинович

Список литературы диссертационного исследования кандидат философских наук Манацков, Игорь Валентинович, 1998 год

Оглавление научной работыавтор диссертации — кандидат политических наук Политов, Сергей Иванович

Введение диссертации2007 год, автореферат по политологии, Политов, Сергей Иванович

Заключение научной работыдиссертация на тему "Современный международный терроризм как угроза национальной безопасности России"

Список научной литературыПолитов, Сергей Иванович, диссертация по теме "Политические институты, этнополитическая конфликтология, национальные и политические процессы и технологии"

СОДЕРЖАНИЕ ДИССЕРТАЦИИ

по праву и юриспруденции, автор работы: Ивлиев, Сергей Михайлович, кандидат юридических наук

ВВЕДЕНИЕ ДИССЕРТАЦИИ

по теме "Уголовно-правовые средства противодействия терроризму"

ВЫВОД ДИССЕРТАЦИИ

по специальности "Уголовное право и криминология; уголовно-исполнительное право", Ивлиев, Сергей Михайлович, Москва

Проблемы терроризма, религиозного экстремизма и пути их преодоления

Автореферат докторской диссертации по философии

Современный терроризм: специфика, причины, основные направления противодействия

Муфтахова Фильза Саубановна

Специфика, структура и проявления современного терроризма

Причины современного терроризма

Идеологические основания терроризма

Негосударственный терроризм как форма политической борьбы: основные признаки и тенденции исторического развития

Общая характеристика работы

Основное содержание работы

Список публикаций автора по теме диссертационной работы

Ученый секретарь

I. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

II. ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

 Терроризм - война XXI века

Введение

Глава 1. Общая характеристика терроризма и его место в системе преступлений против общественной безопасности (исторический и современный аспекты)

1.1 Историческое развитие понятия терроризма, как негативного социального явления и как преступления против общественной безопасности

1.2 Особенности противодействия терроризму на современном этапе развития российского общества и актуализация борьбы с ним в мировом масштабе

Глава 2. Уголовно-правовая характеристика терроризма, как особо опасного вида преступления против общественной безопасности по Уголовному кодексу Российской Федерации

2.1 Юридический анализ и особенности квалификации преступлений террористической направленности

2.2 Проблемы отграничения терроризма от некоторых смежных составов преступлений и возможности их законодательного решения

Глава 3. Предупреждение терроризма на современном этапе развития общества, как залог мира и безопасности человечества

3.1 Эффективность международного и отечественного опыта законодательной борьбы с терроризмом в аспектах его предупреждения

Заключение

Библиографический список

Приложение № 1

Приложение № 2

Приложение № 3

Поляризации политической структуры, когда основные институты власти не пользуются доверием большинства населения, политическая элита имеет номинальный характер, около трети граждан выступают за радикальное изменение политической системы,

Поляризации массового сознания по базовым ценностям Российское общество имеет много традиционалистских черт, которые в рамках идеологии глобализма трактуются как неадекватные задачам модернизации

Внутри России, кроме общего противостояния глобалистов и традиционалистов, наметились две главные линии противостояния в этнической среде - между русским и другими этносами, в конфессиональной сфере - между мусульманами и последователями других конфессий Экстремистские группы заинтересованы, чтобы эти поляризации углублялись, т к именно тогда социальная база

" ШмелевН Нищета засасывает, как болото// Труд 2005 13 апреля С 3

ризации углублялись, т к именно тогда социальная база терроризма будет воспроизводиться в расширенном варианте Тенденцию поляризации российского общества необходимо заменить доминантой консолидации общества на идеях государственного патриотизма, исторической преемственности и стратегической нацеленности на построение «общества знания»

Сам факт трансформации международного терроризма, получения им значительно большего политического влияния создает благоприятную внешнеполитическую ситуацию для экспорта терроризма Формируется схема «самоорганизации» терроризма кризисная среда воспроизводит терроризм, который негативно воздействует на социально-политическую ситуацию в стране, и, тем самым, углубляет кризис-ность среды, что вновь ведет к росту терроризма. В этих условиях крайне важно блокировать создание сочувствующего, апатично или пораженчески настроенного к терроризму общественного мнения

Во втором параграфе анализируется динамика общественного мнения россиян по проблемам терроризма и рассматривается возможность его использования в качестве фактора профилактики терроризма

Результаты многочисленных социологических опросов свидетельствуют, что по проблемам терроризма сложилось консолидированное общественное мнение, которое в целом благоприятно для поддержания социально-политической стабильности и может быть эффективно использовано как фактор профилактики терроризма Наблюдается определенное снижение актуальности терроризма в общественном мнении, что отчасти связано с явным улучшением восприятия гражданами действий правоохранительных органов по защите их от терактов За последние годы произошел принципиальный перелом общественного мнения в пользу российских спецслужб и МВД (см табл 2)

Таблица 2

Распределение ответов на вопрос: «Смогут ли российские спецслужбы и МВД защитить население России от новых террористических актов?»


2003 2007

Да 29 47

Нет 63 42

Затрудняюсь ответить 9 12

Источник Левада-Центр levada ru/press/2007081501 html

Успехи спецслужб и МВД и оценка этих успехов в массовом сознании диссонируют с продолжающимся скептическим отношением большинства граждан к властным структурам Уверенность в способности российской власти защитить людей от новых терактов растет, но качественного перелома здесь не наблюдается

Главная негативная характеристика общественного мнения заключается в том, что большинство россиян видят причины современного международного терроризма в объективных тенденциях социального развития как внутри страны, так и на международной арене Тем самым в общественном мнении складывается понимание объективной обусловленности международного терроризма и, как следствие, косвенное признание допустимости террористического «ответа» на вызовы времени К основным объективным причинам терроризма общественное мнение россиян причисляет

Новый передел мира, борьба за ресурсы и рынки сбыта, негативные последствия глобализации,

Проводимую США (Западом) гегемонистскую политику по установлению нового мирового порядка Отсюда широко распространенное среди россиян мнение, что США в сентябре 2001 г «получили по заслугам»,

Признание за терроризмом определенной внешнеполитической функции По этой причине общественное мнение россиян разделяет точку зрения о наличии «своих» и «чужих» террористов, которых поддерживает Россия или ее конкуренты на мировой арене,

Внутриполитическую борьбу в России, что послужило поводом назвать основным источником конфликта в Чечне деятельность определенных политических сил в Москве,

Отчуждение государственной власти от народа, в результате чего российская власть пытается в случае теракта лишь «сохранить лицо», в действительности же она или не заинтересована в безопасности граждан, или не способна ее обеспечить Отсюда неверие в результаты официальных расследований терактов

Проведенный вторичный анализ эмпирического материала приводит к выводу, что общественное мнение россиян может и должно быть использовано как фактор профилактики терроризма Для этого необходимо стимулировать положительные характеристики общественного мнения и преодолевать его негативные черты, прежде всего, за счет изменения работы СМИ, тк информацией о терактах интересуется подавляющее большинство россиян, а подобную информацию они получают преимущественно через СМИ, включая Интернет, который в России также по существу становится средством массовой информации.

В третьем параграфе изучается процесс формирования правовой основы противодействия современному международному терроризму Определяющими критериями в развитии этой области международного права должны быть эффективность и соответствие практическим потребностям борьбы с терроризмом При этом само право должно динамично развиваться, своевременно, а еще лучше с опережением реагируя на трансформации в деятельности терроризма


В рамках ООН продолжается работа над Всеобъемлющей конвенцией по международному терроризму, которая исключительно важна, т к призвана обобщить основные положения, уже наработанные в международном праве по этому вопросу, и существенным образом дополнить правовую базу, заложенную другими конвенциями- и протоколами, а также резолюциями Совета Безопасности В этих документах предлагается пять основных направлений (компонентов), на реализации которых целесообразно сосредоточиться мировому сообществу убедить людей в необходимости отказаться от терроризма и его поддержки, лишить террористов доступа к средствам для совершения нападений, на основе международного правопорядка удерживать государства от поддержки терроризма, укреплять потенциал государств

для предотвращения и пресечения терроризма, защищать права человека1 .

Правовая база, сформированная ООН и ее институтами, в основном направлена на устранение внешних проявлений международного терроризма, а не на выявление и устранение его причин, т к почти полностью игнорируется идеологическая составляющая терроризма. Такое положение дел не вызывает удивления в условиях, когда не только понимание сущности терроризма, но и реакция на конкретные акции террористов отличается в зависимости от страны, а, следовательно, и нахождение государствами взаимоприемлемых формулировок в основополагающих документах бывает затруднительным

В качестве примера эффективного многопланового взаимодействия на межрегиональном уровне может рассматриваться Шанхайская организация сотрудничества (ШОС), образованная по инициативе России и Китая

В условиях нарастания террористической активности в Российской Федерации актуальным стало формирование адекватной нормативной базы внутри страны Важной вехой на этом пути стал Указ Президента РФ от 15 февраля 2006 г «О мерах по противодействию терроризму»17, согласно которому в стране создан Национальный антитеррористический комитет во главе с директором ФСБ Во всех субъектах федерации образованы антитеррористические комиссии с задачей координации деятельности территориальных органов по профилактике терроризма Впервые в стране действует система исполнительных органов в центре и на местах, на которую возложена ответственность за ведение и результаты борьбы с терроризмом, и которая располагает необходимыми для этого средствами и полномочиями Этапным событием в формировании законодательной базы явилось принятие в 2006 г Федерального закона «О противодействии терроризму» (№ 35-Ф3)18, по-новому определившего основные принципы, правовые и организационные формы противодействия терроризму и необходимый понятийный аппарат

Вместе с тем история развития терроризма в постсоветской России свидетельствует о том, что наличие тех или иных правовых норм, направленных на противодействие ему, представляет собой лишь один


16 Доклад Генерального секретаря ООН на шестидесятой сессии Генеральной Ассамблеи «Единство в борьбе с терроризмом», рекомендации по глобальной контртеррористической стратегии Internet www un org ru

" Российская газета 2006 17 02

18 Российская газета 2006 10 03

из элементов организации такой борьбы и работает только в том случае, если является частью комплекса всеобъемлющих мер

Перспективы достижения конечной цели - ликвидация терроризма как глобального явления - требует не только активизации всего комплекса усилий на антитеррористическом треке, но и существенной корректировки как внутренней политики многих государств, так и сложившейся системы межгосударственных отношений в целом Такие изменения представляются маловероятными в обозримом будущем

В Заключении автор делает обобщающие выводы о том, что борьба с терроризмом представляет собой стратегическую, долговременную и сложную задачу, решение которой потребует многосторонних усилий, концентрации финансовых, материальных и людских ресурсов Важно добиться того, чтобы антитеррористические действия не являлись бы реакцией на очередной выпад террористов, а носили бы опережающий, научно обоснованный характер, блокируя их инициативу, предупреждая развития террористической активности

Основные положения диссертации отражены в трех публикациях объемом 3 п л

Статьи, опубликованные в источниках, рекомендованных Высшей аттестационной комиссией Министерства образования и науки Российской Федерации

Сергей Политое Глобализм как фактор трансформации международного терроризма Москва Журнал «Наука Культура Общество», 2006, №7 (1 п л.)

С И Политое Предпосылки и направленность трансформации международного терроризма Москва Журнал «Социально-гуманитарные знания», 2006, №12 (1 п л)

Другие опубликованные материалы

С И Политое Сущность и классификация политического терроризма Материалы Всероссийской научно-практической конференции «Современное российское общество проблемы безопасности, преступности, терроризма» Краснодар, 19-20 мая 2005 г I том, М , 2006 (1 пл)

Подписано в печать 30 10 2007 Тираж 100 экз Объем 1,3 уч -изд л

Отпечатано в ИСПИ РАН 119991, Москва, Ленинский пр , 32А Контактный телефон (495) 737 76 75

 

Оглавление научной работыавтор диссертации — кандидат политических наук Политов, Сергей Иванович

Введение

Глава I. Теоретико-методологические основы изучения современного международного терроризма

1.1. Сущность и классификация терроризма

1.2. Предпосылки и направленность трансформации современного международного терроризма

1.3. Особенности идеологизации современного международного терроризма

Глава II. Противодействие современному международному терроризму как условие национальной безопасности России

2.1. Объективные предпосылки воспроизводства терроризма на территории РФ

2.2. Общественное мнение россиян как фактор профилактики терроризма


2.3. Формирование правовой основы противодействия современному международному терроризму

 

Введение диссертации2007 год, автореферат по политологии, Политов, Сергей Иванович

Актуальность исследования. Терроризм как форма политической борьбы априори представляет угрозу для существующей политической системы и, в этой связи, феномен терроризма пользуется повышенным вниманием политологов и специалистов смежных социальных наук. Всплески научного интереса к терроризму тесно связаны с тенденциями активизации и роста масштабов террористической деятельности. В настоящее время эти две тенденции отчетливо проявляются, что отчасти объясняет актуальность исследуемой проблемы, но основная причина ее актуальности заключается в том, что политический терроризм трансформировался в системную угрозу для существования многих государств, в перспективе и - мирового сообщества. При этом существенно изменились условия его воспроизводства и потенциальные возможности террористической деятельности влиять на принятие политических решений и сам ход общественного развития. Сегодня мы имеем дело с принципиально иным терроризмом, нежели это было двадцать-тридцать лет назад. «Модернизированный» терроризм требует комплексного изучения, позволяющего понять направленность трансформации современного терроризма, прогнозировать социально-политические последствия этого политического процесса и разрабатывать адекватные современному терроризму социальные технологии противодействия.

К объективным обстоятельствам, которые актуализируют современный терроризм как тему научного исследования, мы относим: во-первых, формирование принципиально новых благоприятных предпосылок для активизации и роста масштабов террористической деятельности, связанных с процессом глобализации общественных отношений. Процесс глобализации способствует приданию терроризму международного характера. Концепция «мягкого суверенитета», согласно которой государственный суверенитет Вестфальского образца признается политическим анахронизмом, косвенно помогает рассматривать терроризм как политический способ доведения государств до состояния «мягкого суверенитета», интернационализации внутренних политических противоречий. Терроризм стал глобальной проблемой, которая представляет угрозу нормальному развитию международных отношений, поддержанию сложившейся системы международной безопасности. По этому поводу британский социолог 3. Бауман пишет что «несколько лет назад, когда принцип территориального суверенитета государств еще не рухнул под натиском глобализации, «те же» критерии заставили бы вынести оправдательный приговор Милошевичу и выдвинуть обвинения в агрессии против сил НАТО»1.

Во-вторых, попытки международного терроризма позиционировать себя в качестве ассиметричного ответа на неогегемонистские претензии стран «золотого миллиарда» с целью легализации террористической деятельности как одной из форм политической борьбы.